Виды манеры общения
Манера общения включает в себя множество различных деталей, таких как тембр голоса, жесты, мимика и т.д. Приблизительно половину информации, изложенной собеседником, мы оцениваем не только через призму фактов, но и через подачу этой самой информации. Кроме того, манера речи многое повествует и о самом человеке, а это означает, что в процессе диалога он может показаться как приятным, так и отталкивающим собеседником.
Каким может быть стиль общения?
Можно выделить следующие разновидности манеры речи:
Виды общения
Выделяют два главных вида коммуникации между людьми: прямое общение и косвенное. В первом случае информация передается непосредственно от одного человека к другому, во втором — общение происходит через переводчика.
Стиль общения согласно имиджу
Имидж человека в большей мере строится не на стиле одежды, а на манере общения. К примеру, если юноша хочет влиться в рабочий коллектив и стать его важным звеном, актуально использовать деловой стиль общения. Шуточная или кокетливая стилистика речи негативно скажется на его имидже, и его будет сложно воспринимать как серьезного человека.
Правила хорошей манеры речи
Ораторы со всего мира рекомендуют придерживаться нескольких правил для того, чтобы собеседник казался вежливым и приятным человеком.
Негативные аспекты манеры речи
Каждый из нас может допустить ошибку в процессе общения, а это означает, что следует ознакомиться с ними, чтобы избежать:
Рекомендации к саморазвитию
В процессе разговора не бойтесь использовать жесты и живую мимику: это придаст вашей речи приятную экспрессию и выразительность. Однако за жестами важно следить, чтобы они не выглядели слишком грубо и навязчиво. Старайтесь не трогать собеседника в процессе разговора: это актуально далеко не всегда. Соблюдайте дистанцию и не позволяйте себе быть слишком навязчивым в словах, действиях и прикосновениях.
Для того, чтобы речь звучала максимально приятно и интересно, работайте над собой:
Наши рекомендации помогут вам производить хорошее впечатление на собеседников благодаря приятной манере речи и умению держаться на людях.
Человек и его манера общения: что она способна рассказать
Манера общения
Всем известна поговорка «Встречают по одежке», но лучше ее завершить как «провожают по манерам общения», а не по уму. Для этого не нужно в день читать с десяток книг, важно умение правильно себя подать.
Манеры можно разделить на хорошие и плохие. Последние нас не интересуют, потому перейдем к детальному рассмотрению первых. Так, хорошие манеры показывают окружающим ваше отношение к миру, к окружающим и проявляются в виде сдержанности, благородства.
Самым главным в общении с людьми является язык телодвижений. Несомненно, ваша манера говорить также оказывает некое влияние на собеседника, но невербальное общение способно донести до вашего спутника намного больше информации, чем что-либо другое. Потому, для того, чтобы произвести хорошее впечатление оттачивайте навыки владения своим телом. Изучите основы бодиленгвиджа. К примеру, доступно это раскрыто в книгах Алана Пиза.
Немаловажный фактор хороших манер и, как результат, бесконфликтного общения с людьми – умение правильно подбирать одежду. Ведь ваш имидж частично есть отражение вашего внутреннего мира. Так, манеры делового общения подразумевают ношение соответствующей обстановке одежды. Согласитесь, рабочая одежда или для приемов имеет более строгие правила, нежели ношение повседневной одежды.
Если манера коммуникаций определяется тоном вашего общения, поведения и дистанцией между вами и собеседником, то стиль оказывает большое влияние на эмоциональную окраску коммуникативной атмосферы. Он устанавливается в зависимости от этических установок каждого человека.
Так, наиболее распространены следующие стили общения:
Тема, на которую собеседник говорит чаще всего
О чем бы не говорили люди, начиная от политики и событий в мире и до домашних проблем, они всегда затронут тот вопрос, который волнует их больше всего: например, об измене (женской или мужской).
И есть обратный пример: когда человек всеми возможными способами избегает неприятного разговора, стараясь не касаться неприятной темы. Например, о долгах по кредиту, или о болезни. Человеку кажется, что если он не будет об этом говорить – проблема исчезнет сама по себе.
Манера общения и стиль
Манера и стиль являются важными характеристиками общения.
Манера общения характеризуется, прежде всего, манерой говорить, т. е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Манеру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» речь.
Манера общения определяется:
1) тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным, раздраженным и т. д.);
2) поведением в общении (сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным);
3) дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).
Манеры общения могут быть уважительными, «пренебрежительными, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.
Стиль общения характеризуется индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.
К наиболее распространенным относятся следующие стили общения: творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный (отрешенный), подавляющий (агрессивный), податливый, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный.
Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор средств общения, которые подразделяются на пять основных групп:
1) лингвинистические (речевые);
2) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
3) паралингвистические (качество голоса, его диапазоны, тональность);
4) экстралингвистические (паузы, рмех, плач, темп речи);
5) пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).
Речевые средства образуют логическую и смысловую линии общения, определяющие характер его содержания. В современном управленческом общении ведущими стилистическими чертами являются разговорность, простота, живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии. Своеобразие разговорного стиля достигается путем использования некоторых психотехнических приемов:
а) воображаемым диалогом («Я ему говорю. а он мне отвечает. »);
в) риторическим вопросом (содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли партнеров по общению, их эмоции, например, «Что может быть эффективнее ресурсосберегающих технологий в нашей отрасли?»);
г) эмоциональными восклицаниями (усиливает внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
д) инверсией (преднамеренным нарушением порядка слов).
Эффективность словесного действия зависит от того, насколько субъект владеет психотехникой речи. Под психотехникой речи понимается система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, тональностью, логикой в соответствии с условиями общения партнеров. Содержательность словесного действия образуют лингвинистические средства, а его выразительность — паралингвистические и экстралингвистические. Эмоциональную окраску словам и фразам придают интонация и тональность. Скорость осуществления словесного действия — это его темп. Слишком быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия. Медленный темп утомляет и рассеивает внимание. Оптимальный вариант темпа речи выбирается на основе анализа характера ситуации общения, его целей и задач.
Пониманию содержания словесного действия способствует дикция— ясность и четкость произношения звуков. Процессу воздействия одного субъекта общения на другого способствуют и оптико-кинетические средства, т. е. жесты, мимика, пантомимика. Эти средства, удачно, красиво и эффектно исполняемые и используемые, играют очень важную роль в общении и формировании имиджа человека.
Манеры общения: как сделать свою речь грамотной и красивой?
Манеры общения: как сделать свою речь грамотной и красивой?
Человека характеризует не только его внешний вид, но и умение держаться в обществе. Особенно это касается речевых навыков, а именно: манеры общения, благодаря которой складывается положительное или отрицательное мнение о человеке.
Данное понятие включает в себя умение общаться в самом широком смысле этого слова. Сюда входит и тон повествования, и жестикуляция, и грамотность речи, а также умение не только говорить, но и слушать собеседника.
Если человек использует слова-паразиты при разговоре, перебивает другого, не дав ему закончить мысль, то он считается обладателем дурных манер. Если же его речь грамотна и сдержанна, он искусно владеет языком тела, то такой человек обязательно произведёт хорошее впечатление.
В понятие «манеры общения» входит:
Манеры общения бывают различными: от пренебрежительных или шутливых до серьёзных и озлобленных. Все они, так или иначе, неразрывно связаны с понятием «стиль».
Именно от него зависит эмоциональная атмосфера, а также выбранные правильные речевые средства для донесения информации. Существует некоторые приёмы, которые характеризуют разговорный стиль:
Это примеры использования хороших речевых средств для вызова живого интереса у собеседника. Но здесь важно не забывать и о голосе, интонации, дикции (не проглатывать слова), тональности.
За счёт этих составляющих достигается выразительность речи. Немаловажную роль играет мимика и жесты, они являются неотъемлемым элементом общения.
Телодвижения могут многое сказать о человеке и его намерениях. Существует классификация основных жестов, которые используются в невербальной речи для донесения той или иной информации:
Что касается мимики, то здесь существуют свои знаки, по которым можно определить настрой собеседника:
Умение владеть мимикой и телодвижениями – это неотъемлемая часть манеры общения, и чем лучше она будет развита, тем грамотнее и интереснее будут излагаться мысли.
А знание языка жестов и мимики собеседника станет большим преимуществом при разговоре и позволит держать под контролем любую, даже конфликтную, ситуацию.
Чтобы поменять свои навыки общения к лучшему, нужно воспользоваться следующими рекомендациями:
Есть ещё одно интересное упражнение, которое поможет быстро и уверенно подбирать правильные слова. Нужно выбрать какой-то предмет, который есть в доме (лампа, холодильник, шкатулка и др. ), затем завести секундомер на пять минут (потом больше) и рассказывать об этом предмете грамотным языком, используя тропы и стилистические фигуры. Сначала это будет даваться нелегко (пять минут говорить о расчёске), но с каждым разом слова будут приходить на ум всё быстрее и разнообразнее.
В конечном итоге это упражнение научит тому, как можно интересно говорить о простой сковороде в течение часа так, что собеседников будет сложно чем-то отвлечь.
Таким образом, соблюдая все эти правила, можно будет изменить свою манеру речи к лучшему, тем самым обретя уверенность и умение держаться в обществе.
О том, как научиться говорить красиво и грамотно, смотрите в следующем видео.
О чем говорят невербальные жесты, эмоции, интонация?
Когда вы хотите ближе познакомиться с девушкой, то просите ее рассказать о себе. Она охотно ответит на все вопросы, касающиеся сада-огорода, своей работы, о домашних питомцах. Но как только речь заходит о домочадцах – родителях, братьях и сестрах – девушка начинает хмуриться и пытается уйти от разговора. Сразу видно, что с домочадцами у нее отношения напряженные, и ей не хочется об этом говорить.
Манера общения. Описание, особенности, стили и виды
Плохие и хорошие
С детства нам прививали знания о том, что нужно приобретать хорошие манеры и избавляться от плохих. Но как можно охарактеризовать и те и другие?
Плохие манеры – это прежде всего способ поведения, вызывающий у окружающих негативные эмоции. Примером может послужить откровенная грубость, неуважение к людям, равнодушие. Сюда относится также неряшливость в одежде и внешнем облике, чрезмерная жестикуляция, раздражительность, сквернословие.
Хорошие манеры – явление прямо противоположное. Человек, обладающий ими, открытый и доброжелательный. Неудивительно, что он притягивает к себе других, подобно магниту, и создает все условия для собственного жизненного развития.
Определение понятий
Что такое манера, стиль общения?
Стиль общения — это форма коммуникативного поведения личности, отличающаяся стабильностью проявления.
Стиль общения можно проследить в любых условиях взаимодействия человека с окружающими, так как он индивидуален для каждого.
Понятие объединяет в себе нормы, методы, шаблоны поведения, правила, принципы и другие особенности общения. Фундаментом для формирования стиля являются нравственные и социальные установки.
Манера общения — это уникальный и индивидуальный для каждого отдельно взятого человека способ использовать голос и тело для совершения речевых коммуникаций. Она определяется тоном голоса, поведением во время взаимодействия и дистанцией.
Манеры неразрывно связаны со стилем и для точной характеристики личности (и ее коммуникативных способностей) рассматриваются в паре.
Положительные манеры общения с собеседником
Конечно, каждому из нас хочется быть позитивным и успешным, поэтому обучение хорошим манерам – первый шаг на пути к цели. Как этого достичь? Вот несколько простых правил общения с другим человеком.
Советы профессиональных актеров
Овладеть искусством грамотного невербального общения, выработать правильное построение речи и жестов при общении, освоить манеры вам помогут курсы актерского мастерства, психологии влияния на людей или психологии деловых переговоров. Обучение на этих курсах и курсах схожей направленности начинается с овладения самим собой, избавления от зажимов и комплексов, изучения психологии общения и выработки умения разбираться в людях.
Профессиональные актеры – это люди, которым по долгу профессии постоянно приходится примерять на себя чужие характеры и нестандартные ситуации. Хлеб актера – убедительность, а достигается она глубоким проникновением в психологию персонажа. Вот основные правила правильного общения с людьми от профессиональных актеров:
Перечисленные критерии правильного конструктивного общения способны выручить вас в любой ситуации, даже если диалог изначально не клеится.
hcILCCmHrVs
Знакомство: представляем людей друг другу
Есть ситуации, в которых формальности излишни. Есть и такие, в которых нужно представлять собеседников по всем правилам. В любом случае, если у вас есть сомнения, что люди незнакомы, их обязательно нужно представить друг другу. Просто по имени или с более подробным представлением – зависит от ситуации. Разговаривать с кем-то в обществе другого человека, которому ваш собеседник не представлен, считается дурным тоном.
Запомните важное правило: лучше переусердствовать, чем показаться откровенно невежливым. Так, например, в худшем случае вы еще раз представите друг другу людей, которые уже знакомы. Но это куда менее критично, чем не представить их совсем.
Уровни общения
Общение дает человеку новый импульс, радость, наслаждение, которые помогают человеку справиться со скукой, рутиной бытовой жизни, поднимает его на новые уровни в его профессиональной деятельности. Общение – это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который представляет собой обмен информацией, восприятие и понимание человеком другого человека.
Первым показателем является способность выражать свои мысли
. Согласитесь, очень трудно общаться с человеком, когда он не в состоянии даже объяснить, чего он хочет. Яркий жизненный пример – это общение человеком, находящимся в состоянии сильного алкогольного опьянения, философских мыслей у него, как говорится, хоть отбавляй, но способность их выразить практически равна нулю. Конечно, это лишь крайний случай. В повседневности каждый трезвомыслящий человек обладает минимально необходимым словарным запасом.
Давайте вспомним о том, с чем довольно часто сталкивается почти каждый из нас. Доводилось ли вам общаться с человеком, которому для выражения собственных эмоций, передачи своих впечатлений и просто в разговоре не хватает слов для обозначения тех образов и мыслей, которые крутятся в его голове?! При этом некоторые слова могут повторяться, в речь включаются выразительные паузы типа «ну-у-у», «эм-м-м» и тому подобных. А может быть вы и себя ловили на этом?? Что ж, тогда диагноз МирСоветов не радостный: в пункте «выражение мысли» у вас проблемка. Именно проблемка, т.е. небольшое и вполне преодолимое препятствие. И, конечно же, мы подскажем, как развить свои способности в этом деле.
Прежде всего, для того чтобы научиться гладко и последовательно выражать мысли, необходимо обладать достаточно большим словарным запасом. Лучшее, что можно предложить для пополнения своего лексикона – повышение степени начитанности (книги, журналы, газеты и пр. литературы), при этом у вас будут откладываться все слова, имеющие сходное значение, а каждое новое слово вы с интересом должны узнавать из словарей. Не меньше вы почерпнете и из общения с другими людьми, обсуждения с ними разнообразных тем.
Особенно полезны эти упражнения, если выполнять их с ребенком с малых лет (на заметку мамам!).
Продолжая тему «выражения мыслей», нельзя не вспомнить о трудностях, возникающие, когда собеседник начинает говорить только ему одному понятными словами. Это может быть как научная терминология, так и набор жаргонных, часто переплетающихся с нецензурными выражений – в обоих случаях что-либо понять одинаково сложно. Только если во втором случае, скорее, проблема с культурой и образованием, то в первом проблема выражается в том, что человек в своей речи использует слова, значения которых непонятны остальным. В таких случаях необходимо чувствовать собеседника, видеть понимает ли он вас, и при необходимости пояснять значения отдельных слов. И тут мы подошли ко второму «кирпичику», составляющему уровень общения.
Второй важный момент – это подход к самому общению
. Главное здесь – умение подбирать слова с учетом аудитории, в которой вы сейчас находитесь. В каком-то смысле это манера, стиль общения, но не только. Важно понимать, что в зависимости от вашего сиюминутного окружения необходимо перестраиваться не только на соответствующий стиль общения, но и использовать тот набор слов, который будет уместен и понятен в данном кругу людей. Например, когда вы находитесь на бизнес-совещании (пусть даже компаньоны вам хорошо знакомы) и в кругу друзей (даже если разговоры заходят о работе) – общение будет строиться на различных уровнях.
Чтобы определиться, уместны ли будут ваши слова, необходимо поставить себя на место того, к кому обращена ваша речь, оценить себя со стороны. Если же определиться с тем, будут ли ваши слова восприняты правильно и восприняты вообще, сложно, лучше использовать стандартные для конкретной ситуации фразы и выражения. Попробуйте-ка зайти на собеседование и громогласно поприветствовать работодателей: «Респект!». Если это только не собеседование на актерское мастерство, рискуете тут же вылететь за дверь. Куда более приятно будет звучать (хоть и банально): «Добрый день!»
Подход к общению является еще и выражением отношения к собеседнику, в том числе степени заинтересованности (или безразличия) его личностью.
Третье, не менее существенное составляющее нашего общения – это темп речи
. Снова же во многом приходится ориентироваться на ситуацию. Где приходится говорить относительно быстро (характерная черта для горячих споров), где-то наоборот медленнее (при загадывании загадок, например).
Но в общем случае важно, чтобы речь была размеренной и ровной. Пусть даже это всплеск эмоций или, например, стремление раньше других сообщить интересную новость – даже тогда нужно стараться, чтобы слова не вылетали быстрее, чем мысли в вашей голове выстраиваются в связную речь.
Есть хорошее упражнение, позволяющее научиться излагать свои мысли в одинаковом темпе. Попробуйте при ходьбе говорить что-либо, необязательно вслух, на каждый шаг проговаривая одинаковое количество слов. Средняя скорость произношения слов – два слова в секунду, а потому за шаг можно также стараться произносить 1-2 слова.
В дополнение к умению четко выражать свои мысли темп речи также позволит избавиться от слов-паразитов («ну», «короче», «эм»), которые часто можно услышать от тех людей, которые стремятся говорить быстро, но при этом не обладают достаточным словарным запасом.
И, конечно же, нельзя не сказать о том, без чего не обходится любое общения – это чувство юмора
. Вы наверняка вспомните не один пример, когда с помощью юмора удавалось разрядить довольно-таки напряженную обстановку. Даже в бизнес-кругах вовремя вставленная шутка может быть вполне уместной.
Итак, мы разобрались с тем, из чего же строится понятие «уровень общения», теперь перейдем к разговору о том, какие же бывают уровни.
Обычно главная ошибка людей состоит в том, что они используют не тот уровень общения, который требуется в конкретной ситуации. Например, часто чересчур воспитанные люди пытаются говорить с хулиганами дружелюбно и доверительно, что конечно, делать нельзя. Будьте жестким и даже невежливым, когда это необходимо. Юмор будет уместен только в случае, если не будут затронуты личные качества хулиганов. Манипулятивный
Манипулятивный уровень может надевать личину любого другого из уровней. Распознать манипуляцию можно по общей неестественности ситуации, например, человек, всем внешним видом определяемый как носитель примитивного типа общения, говорит на духовно-доверительном уровне. Деловой
Собеседник внимателен к вашим личным взглядам, вкусам, он обращает внимание на ваш характер, возраст. Объединяющая вас цель обуславливает ваши взаимоотношения – поэтому это не является манипуляцией (впрочем, грамотный игрок сможет легко совместить сразу несколько уровней общения, исходя из его задач). Деловой уровень общения в повседневной жизни применим к людям, с которыми необходимо соблюдать определенную дистанцию. МирСоветов обращает ваше внимание на то, что деловитость – это еще и сознательное, серьезное восприятие собеседника, поэтому этот уровень общения в какой-то мере применим не только в деловых предпринимательских отношениях.
В семейной жизни этот уровень позволит избежать примитивных контактов. Например, спор из-за мытья посуды в семье будет улажен быстрее, если решать эту проблему на деловом уровне общения.
— А я разве не устаю, когда каждый день хожу на работу?
— Я тебя понимаю, но я еще и ежедневно хожу на работу. Давай договоримся так, я буду мыть посуду на выходных, когда я свободен. Или, если хочешь, мы можем распланировать график, и чередоваться по четным и нечетным числам. Игровой
Уровень общения, основывающийся на импровизационных формах, которые могут быть несерьезными, шутливыми, даже гротескными. Так, несколько приятелей, оживленно разговаривая и обмениваясь шутками, не замечают, как выстраивается достаточно длинная логическая цепочка. Кокетство женщин – также один из ярчайших примеров общения на уровне взаимной игры.
Этот уровень общения напрямую связан с чувством юмора, он очень важен для любых неформальных отношений. Например, семейные отношения вряд ли будут достаточно гармоничными и постоянно обновляющимися без взаимной игры и юмора.
Бывает, что люди с определенным типом характера и темперамента применяют игровой уровень в разговорах, требующих совсем другого уровня общения. Вовсе не значит, что эти люди не способны к серьезным действиям, просто это следствие определенного склада психики. Такие люди принадлежат к психотипу гипертимов (жизнерадостные, энергичные люди). К слову сказать, если нас чрезмерно раздражают подобные оптимисты, может это нам стоит задуматься, не слишком ли мы серьезно относимся к жизни? Духовный
Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны. Духовный уровень общения используется некоторыми особенно близкими родственниками, друзьями. Исповедь священнику, искренний рассказ о себе непременно потребует особенно глубокого духовного уровня общения.
Особой чертой духовного уровня общения является неспешный темп речи, причиной которого является особое доверительное отношение к собеседнику, к общению с ним.
Ситуация: Она показывает Ему тетрадку своих школьных стихов, а Он, вместо того чтобы проявить заинтересованность, отпускает реплику: «Я-то думал, что ты о чем-то серьезном». Эта модель поведения в корне неверна. Она предлагает Ему общение на духовном уровне, Он же воспринимает это на уровне примитивно-деловом. «Хм, а у тебя получались неплохие сонеты» – должен сказать он, даже если это будет не совсем правдой. Уровень масок
Каждый может насчитать у себя много масок. Собеседник поневоле надевает маску приветливости, серьезности, вежливости, так как иногда просто психологически невозможно вкладывать в общение все свои умственные ресурсы, обаяние. Также следует учесть контакты не только вербальные – ничуть не реже мы сталкиваемся с кем-то просто взглядом, молча жмем кому-то руку, на это тоже уходит энергия, и мы защищаемся при помощи масок (более подробно МирСоветов рассказывал об этом в материале «Невербальные средства общения»).
Заметьте, что когда вы говорите не совсем искренний комплимент, вы одеваете маску, чтобы не получить травму от собственной неискренности. Такое понятие как ложь непосредственно связано с системой масок. В уровень масок входит также и понятия «Формального уровня», «Уровня поддержания контакта», «Уровня стандартной беседы» (по Бюдженталю). Формальный уровень характеризуется поддержанием о себе определенного впечатления и сохранением определенной дистанции. Уровень поддержания контакта – общение людей в более непринужденной манере, общение на уровне фактов и мнений. Уровень стандартной беседы представляет собой повседневный диалог между близкими и знакомыми людьми.
Если необходимо – пользуйтесь масками, иногда ваше истинное настроение не стоит показывать собеседникам, так как любое отступление от нормы может быть неправильно воспринято. Ваше дурное настроение при общении с клиентом, или ваше излишне приподнятое настроение на поминках будут не совсем уместны. Стоит отметить, что постоянное общение в маске зачастую очень мешает проявлениям собственного «Я». Предположим, если уместно быть вежливым и сдержанным на улице, то в общении с любимой, друзьями это будет даже опасно.
В буддистской и даосской философиях хорошо разработаны техники «надевания масок», и таким образом маска является путем к самосовершенствованию – подавление недостатков своего «Я» с помощью маски. Например, если вы хотите избавиться от застенчивости, вы надеваете на себя маску смелого, решительного, даже несколько наглого человека. Общение в критической ситуации
Существует также особый уровень – общение в критической ситуации. Подобные ситуации способствуют снятию масок, более плодотворному субъективному контакту, совместному принятию решений.
Благодарность: как и зачем?
Благодарность – важная составляющая положительной манеры поведения в общении. Плачевно, оглядываясь вокруг, видеть то, насколько равнодушными стали люди, не утруждая себя элементарным «Спасибо». Причем вы можете ожидать благодарности от других и остро реагировать на ее отсутствие, в то время как сами часто забываете о такой простой вещи.
Возьмите себе в привычку благодарить людей даже за обычные повседневные ситуации, например:
Уместным будет высказать благодарность лично. Если такой возможности нет, постарайтесь сделать это по телефону или по почте. И ни в коем случае не рассчитывайте, что «они, мол, и сами знают, как я им благодарен». Поблагодарив, вы не совершите никакой ошибки, однако, оказав пренебрежение, будете в корне неправы.
Манера одеваться
Казалось бы, как может волновать окружающих то, каким образом вы одеты? Однако свои правила хороших манер существуют и здесь.
На официальном мероприятии будет уместным спросить организаторов о предполагаемом стиле одежды (если это не указано в приглашении). В любом случае, появившись на торжественном приеме в джинсах и рубашке, вы будете выглядеть по меньшей мере нелепо. А приглашение на дружескую вечеринку в неформальной обстановке вряд ли предполагает наличие смокинга или элегантного платья. Так что учитывайте обстоятельства и тщательно подбирайте наряд, в котором вы будете чувствовать себя наиболее комфортно.
Современная интерпретация хороших манер
О том, что такое манеры, в прошлом сложены целые трактаты. Однако сегодня многие из данных рекомендаций устарели и могут показаться нелепыми. Конечно, нет ничего предосудительного в галантности с женщиной. Но и обращаться с ней, как с хрустальной вазой, будто она не в силах сама позаботиться о себе, не стоит. Вот несколько современных трактовок известных нам всем правил этикета.
Многие имеют неверное представление о том, что такое манеры. Это не церемонность и не излишняя сложность в общении. Высказывая друг другу элементарные знаки уважения, вы только выиграете и прослывете вежливым, культурным собеседником.
Тяжело ли быть легким в общении
Самый действенный секрет коммуникабельности – простота, а самый легкий способ все испортить – пытаться добиться простоты искусственно. Легкость и непринужденность возникает лишь в том случае, когда процесс общения интересен и доставляет удовольствие обоим собеседникам. Следовательно, чтобы стать легким в общении, нужно всего лишь правильно расставить приоритеты.
Помните, легкость общения – не самоцель и не средство. Это результат, такой же, как удовольствие и хорошее настроение.
Уясните себе главное: ни один человек на свете не станет возражать против приятного общения. В этом ключе совершенно не важно, как вы начнете беседу, главное – посыл. Это все равно, что предложить незнакомцу конфету: сделайте это открыто, с улыбкой на лице и от чистого сердца, и он не только не откажется, но будет вам по-настоящему благодарен. Если же вы сунете ему конфету с таким видом, будто делаете одолжение, или станете смущаться, избегать смотреть в глаза, нервничать и прочее подобное, то ваши добрые намерения перестанут быть очевидными и брать у вас конфету поостерегутся.