Пишем правильно: «можешь», «можишь» или «можеш»
Данное слово является глаголом, а употребляется в значении «возможность действия, обозначение вероятности». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «мож еш ь», «мож иш ь» или «мож еш»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
МОЖ ЕШ Ь
Почему напишем гласную «е»?
Для того, чтобы нам с вами было легче разобраться, давайте проведём морфемный разбор слова:
Таким образом, мы видим, сомнительная гласная находится в безударном личном окончании слова.
А теперь давайте обратимся к неопределённой форме «мочь», выясним его спряжение.
Так как слово заканчивается на «-чь», то, согласно правилу русского, этот глагол 1-го спряжение, как и антологичные слова данной части речи.
Таким образом, глагол «можешь» также относится к 1-ому спряжению, а значит, пишется с гласной буквой «е».
Почему напишем мягкий знак на конце слова?
В данном случае действует правило русского языка: следует написать мягкий знак после шипящих согласных в неопределённой форме глаголов, а также в форме 2-го лица единственного числа настоящего, будущего времени повелительного наклонения.
Так как наш глагол «можешь» употребляется в форме 2-го лица настоящего времени, то, согласно правилу выше, напишем мягкий знак!
А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка.
Как правильно пишется слово можешь?
Правильный вариант написания слова: можешь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова можешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: мочь (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.
Можешь – как правильно пишется слово, с «е» или «и», с мягким знаком или без него – разбираемся во всех тонкостях
Пишем только так: «можешь». С «е» и с мягким знаком на конце.
Глагол «можешь» мы всегда пишем с «ь» и с буквой «е» после «ж». Мягкий знак необходим, потому что глагол употреблен в форме второго лица единственного числа, а «е» пишется, потому что глагол первого спряжения.
Давайте разбираться в правописании этого слова более детально. И учиться объяснять его написание в школе.
Почему «можешь» пишется с «ь»
Итак, причина в том, что глагол во втором лице единственном числе.
Как понять, что лицо второе? Вот смотрите, первое лицо – это Я. Второе – тот, с кем я говорю, то есть Ты. Третье – постороннее лицо, которое в нашем разговоре вообще не участвует – Он.
К слову «можешь» легко подставляется местоимение «ты». «Ты можешь». Вывод – глагол во втором лице.
Ну а то, что число единственное, и так понятно. Во множественном была бы форма «могут».
Как объяснять мягкий знак на уроке
Когда вы делаете домашнее задание или работаете у доски, надо сделать со словом «можешь» следующие махинации.
Во-первых, надо подчеркнуть мягкий знак одной чертой. Одна черта показывает, что написание этой буквы вызывает у вас сомнения, вы колеблетесь.
Во-вторых, надо выделить ту морфему, то есть часть слова, где находится сомнительная буква. В нашем случае это окончание «-ешь». Если учитель спросит, почему окончание именно такое, просто измените слово: можешь – могут. Буквы «г» и «ж» чередуются, на них внимание не обращаем. А все, что после «г» и «ж», меняется. Следовательно, это окончание.
В-третьих, надо дать объяснение. Напишите рядом со словом в скобках следующее: «(2 л. е. ч.)» – второе лицо, единственное число. Этого достаточно.
Почему в слове «можешь» пишется «е»
Разбираемся теперь со второй орфограммой. Мы пишем «е», потому что глагол «можешь» относится ко второму спряжению. Учительница может вас попросить доказать, что спряжение второе, и вот тут надо не спасовать.
Объяснение будет таким:
Как объяснять букву «е» на уроке
Вслух на уроке вы должны проговорить то, что я написал выше. А в тетради и у доски оформить объяснение следующим образом:
Что еще почитать и посмотреть
В каждой своей статье по орфографии я рекомендую к просмотру свой ролик про орфограмму. В нем я объясняю и показываю, как правильно работать с орфограммами на уроке. Посмотрите, ролик небольшой.
Еще рекомендую вам к прочтению несколько моих статей по русскому:
Заключение
Мы разобрали правописание слова «можешь». Все ли вам понятно? Сможете ли вы теперь грамотно объяснить на уроке обе орфограммы, которые в нем встречаются?
Если остались какие-то вопросы – пишите их в комментариях. Я стараюсь отвечать в течение суток.
Как правильно пишется можешь или можеш и почему?
Слово «можешь» пишется с мягким знаком на конце слова или без мягкого знака?
Слово «сможешь» пишется с мягким знаком или без?
Как правильно пишутся слова «сможешь», «можешь»?
Слово «можешь»- это глагол.
Кто учился по советским учебникам и зубрил правила в рамочке, должен помнить наизусть:
«Глаголы от 2-го лица единственного числа на конце после Ш пишется мягкий знак».
Поэтому слово (кто?) ты от 2-го лица «можешь», пишется с Ь.
«Сможешь » тоже пишется с мягким знаком на конце.
Правильно писать «можешь». Если я не ошибаюсь, то в русском языке есть такое правило: все глаголы, которые заканчиваются на шипящие пишутся с мягким знаком. Например: можешь, хочешь, возьмёшь, ударишь и так далее.
Ты можешь отойти в сторонку, а то здесь и так тесно?
Аналогично рассуждаем и относительно глагола Сможешь:
Ты сможешь решить эту задачу?
Это снова форма второго лица но уже будущего времени от глагола Смочь, который оказывается глаголом совершенного вида. Но правило написания мягкого знака то же самое.
Так что и в глаголе Можешь и в глаголе Сможешь мы пишем мягкий знак.
Правильным вариантом будет написание с мягким знаком. Можешь. Глаголы которые оканчиваются на шипящую, пишутся с мягким знаком на конце. Например Летишь, свистишь, каркаешь, гладишь. итд. Писать без мягкого знака это верх безграмотности. Хотя это явление я иногда встречал в интернете.
«Можешь» отвечает на вопрос: «что делаешь?». Это глагол второго лица (что «ты» делаешь?), единственного числа, заканчивается на шипящую «ш». В этом случае всегда пишут мягкий знак на конце. Можно также проверить так: в вопросе «что делаешь?» есть мягкий знак, значит и в слове он тоже будет присутствовать.
Ваня, ты можешь помочь мне с домашним заданием?
Я знаю, ты можешь приложить больше усилий для победы.
Надо подставить вопрос.
Что делаешь? Ответ можешь.
Как видите и в вопросе есть мягкий знак.
Соответственно и в слове он должен быть.
То есть правильно писать с мягким знаком «можешь».
Это глагол, число единственное и плюс употребляется в форме 2 лица, значит писать надо с мягким знаком.
Ты можешь ещё многое успеть сделать.
Для начала определим к какой части речи относится слово можешь.
Слово отвечает на вопрос (что делаешь?) можешь-является глаголом, второго лица,единственного числа.
Рассмотрим орфографические правила русского языка-правописания мягкого знака у глаголов после шипящих(_Ш_Ч_Щ_Ж_).
По правилам русского языка мягкий знак после шипящих пишется в глаголах:
-единственного числа,повелительного наклонения, также сохраняется и перед_ТЕ_СЯ.
-второго лица,единственного числа,настоящего или будущего времени.
Например:варишь;будешь;встанешь;помнишь;можешь.
Наше слово «можешь» попадает под второй пункт правил русского языка.
Делаем вывод: исходя из правил русского языка глагол «можешЬ»и»сможешЬ» всегда пишется с мягким знаком после шипящей _Ш_.
Правильно будет писать «можешь» с мягким знаком на конце.
Такое же правило применяется и к слову «сможешь».
Ты сможешь всех перегнать, ведь ты же очень быстрый».
Ты можешь вынести мусор?
Для того, чтобы определиться с правописанием данного слова, зададим к нему вопрос и определимся с тем, какой именно частью речи в предложении является данное слово.
Как мы видим из примера, слово является глаголом второго лица, в единственном числе. По правилам русского языка, правописания таких глаголов требует написание мягкого знака на конце слова.
Слово назовеш* является глаголом. Данный глагол заканчивается на шипящую согласную ш. После шипящих согласных всегда хочется поставить мягкий знак. НуЖно ли его ставить в данном случае?
В русском языке действует ряд правил, касающихся мягкого знака после шипящих. Эти правила касаются разных частей речи, но нас интересует именно глагол.
Поэтому пишем правильно с мягким знаком назовешЬ.
Ребята, озаглавьте данный текст.
Чтобы узнать как пишется слово: «озаглавьте» или «озаглавте», с мягким знаком или без, нужно определить часть речи и вспомнить правило.
Правило русского языка гласит о том, что в глаголах в форме повелительного наклонения пишется мягкий знак, сохраняющийся перед «-ся» и «-те».
Следовательно, глагол «озаглавьте» пишется с мягким знаком.
Чтобы узнать, как пишется данный глагол, надо определить на какой вопрос он отвечает в предложении. Если на вопрос (что сделать?), то пишется с мягким знаком, в самом вопросе тоже есть мягкий знак. если на вопрос (что сделает?), то пишется без мягкого знака.
Пример 1: «Нужно настроиться на позитив». Глагол » настроиться» отвечает на вопрос (что сделать?), находится в неопределённой форме (инфинитив) и пишется с мягким знаком.
Пример 2: «Он настроится на выполнение сложного задания». В этом примере к глаголу «настроится» задаём вопрос ( он что сделает?) Глагол отвечает на вопрос 3 лица единственного числа и пишется без мягкого знака.
Здесь можно говорить о том, что в упомянутых гласных скрывается йотированный звук [j], который можно различить, если внимательно прислушаться, когда произносишь анализируемое слово.
Но не будешь же каждый раз медленно произносить, прислушиваться при этом, чтобы различить этот знак.
Проще уточнить морфему, в которой должен находиться какой-либо из наших замечательных знаков (мягкий или твёрдый знак), что мы сейчас и сделаем.
Вот и пример с заданным словом, строчки из детского стихотворения Якова Акима:
Для начала необходимо определить частеречную принадлежность слова, а также его форму.
Что сделайте? Этим вопросом к заданному слову выражается просьба или пожелание, то есть обозначено действие.
По этому грамматическому признаку узнаем, что это форма второго лица числа множественного повелительного наклонения глагола «сопоставить».
Отбросим окончание «-те», свидетельствующее об обращении к нескольким лицам.
Разберемся с единственным числом.
Согласно правилу русской орфографии форма единственного числа пишется с мягким знаком после согласных, например: познакомь, брось, подпояшь, перемножь, не хулигань и т. п.
Эта буковка сохраняется в слове и перед окончанием «-те».
** Анастасия посоветовала молодому следователю: «Сопоставьте показания всех свидетелей, пожалуйста.»
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Буква Ь после шипящих
Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:
в существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).
Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.
Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)
Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее му ж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Солнце только начинало подниматься из-за ту ч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Я ему говорил. Не пла ч_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска ли ш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Николай в два слова купил за шесть тыся ч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
На той стороне ограды старик строгал обру ч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фаль ш_ и ло ж_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
И вот в Москве, где каждая встреча ей но ж_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
И там один клю ч_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встре ч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Пла ч_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзни ч_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да поло ж_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с пле ч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смер ч_ и все поглотит, все разом. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали гро ш_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).