Главная » Правописание слов » Как пишется мягкий знак прописными буквами

Слово Как пишется мягкий знак прописными буквами - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Пропись буква «ь»

Перед тем, как ваш малыш пойдет в школу, необходимо подготовить его к письму. В начальных классах он должен правильно и уверенно держать ручку и писать ровные, красивые буквы. В подготовке к правописанию вам помогут прописи.

Прописи — это образцы каллиграфического написания букв русского алфавита для детей. Сначала ребёнок учится писать отдельные элементы букв, а затем уже и сами буквы.

На картинках, которые вы можете распечатать, представлены заглавные буквы и строчные. Буква разделена на элементы для более удобного изучения написания.

Как пользоваться прописью

На этой странице представлена пропись с буквой «ь» строчной.

Пропись буква «ь» Пропись буква «ь» Обведи букву «Ь» по точкам

Пропись можно скачать и распечатать. Для этого необходимо навести курсор на картинку и кликнуть правой кнопкой мыши на ней. В выпадающем меню выбрать пункт «Сохранить картинку как. », после чего отправить на печать. Также вы можете отправить пропись на печать прямо с нашего сайта, нажав кнопку «Распечатать» вверху страницы.

Источник

Урок письма «Письмо буквы ь» (1 класс)

Предмет: Русский язык (письмо)

Тема: Письмо буквы ь.

Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; определять соотношение количества звуков и букв в словах с мягким знаком; совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь.

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология построения урока: проблемно-диалогическая

– особенности мягкого знака (звука не обозначает, но обозначает мягкость предшествующего согласного)

– отличать букву «мягкий знак» от других букв, читать слова с новой буквой

— обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме,

осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в учебние, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи.

Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

уметь слушать и слышать учителя;

строить речевые высказывания в устной форме;

использовать речь для регуляции своих действий;

у мение формулировать собственное мнение и позицию.

Средства обучения : пропись, предметные картинки, образцы букв, доска.

Этап самоопределения к деятельности

Долгожданный дан звонок,

— Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

(Проверка готовности к уроку)

Этап актуализации знаний и фиксирование затруднения в деятельности

Я расскажу вам одну историю. Ходили в лесную школу Волчонок, Слонёнок, Лосёнок и детёныши других зверей. Они учились там читать и писать. Очень хотелось зверятам поскорее вырасти.

— Как вы думаете, ребята, что придумала Царица Грамматика?

— Правильно, она придумала для них новую букву – букву мягкий знак.

— В чем особенность этой буквы?

— Так чего же не хватает в этих словах? (Мягкого знака – олень, лось)

— Попробуем записать эти слова. Сначала сделаем это на доске (у доски работает ученик, сталкивается с затруднением, так как не может записать мягкий знак)

Постановка целей и определение темы урока.

— Кто догадался с какой темой мы сегодня познакомимся?

— Какие перед собой поставим задачи?

— Чему вы должны научиться? (Мы научимся писать букву «мягкий знак» и слова с этой буквой)

Этап построение проекта выхода из затруднений

1. Знакомство с рукописной буквой

— Из каких элементов состоит буква ь знак?

— На какую букву похож ь знак?

— На что похож узор этой буквы? (на капельки дождя)

— Рассмотрите внимательно, как писать эту букву. Откуда начинаем писать букву? (Сверху, от верхней линии рабочей строки)

— С какого элемента начинается буква? ( с наклонной палочки)

— Каким элементом заканчивается письмо буквы? (овалом)

2. Подготовка к письму (напоминание о правильной посадке)

Я тетрадь свою открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Рассмотрим картинку на с. 6 прописи. На что похож узор этой буквы?

— Обведите капельки на рисунке. Помните, что начинаем обводить сверху вниз.

— Теперь мы можем написать мягкий знак.

Этап реализации построенного проекта и самостоятельная работа

Письмо соединений согласных с мягким знаком.

— Найдите в левом верхнем углу в рамочке букву мягкий знак. Подумайте, почему рядом с мягким знаком нет значка звука? А вместо этого знака – черточка? (так как мягкий знак не обозначает звука)

— Какую работу выполняет здесь мягкий знак? (он смягчает предшествующий согласный)

— Прочитаем буквенные сочетания на следующей строке.

— Сколько букв в каждом сочетании? (Две) А звуков (Три)

— Давайте запишем эти сочетания? Посмотрите, где соединяется согласная буква с мягким знаком? (У верхней линии рабочей строки)

Показ учителем на доске

— Пропишем эти сочетания. (Напоминание о правильной посадке)

Письмо слов с мягким знаком.

— Прочитаем слова ниже (мол-моль)

— Чем эти слова отличаются? (второе слово оканчивается мягким знаком, разные значения, в первом слове последний согласный твердый, а во втором – мягкий)

Мол – это сооружение, стена в гавани или при входе в порт для защиты кораблей от сильных волн.

— Запишем слово моль.

С остальными словами ведется аналогичная работа.

Мель – неглубокое место в реке, озере.

Угол – это геометрическая фигура.

Уголь – полезное ископаемое.)

Слого-звуковой анализ слов

— Рассмотрим рисунки и узнаем, какие слова спрятались в схемах.

— Кто изображен на первой картинке? (Конь)

— Сколько слогов в этом слове? (Один)

— Как нужно закрасить схему? (Слог слияния – синий с красным, согласный вне слога слияния – зеленый)

(Аналогичная работа проводится со словами лось и олень)

Самостоятельная работа (письмо под диктовку)

— А теперь запишем несколько слов под диктовку: рысь, пень, семь, конь.

— А теперь проверим по образцу, как вы справились с заданием. (Открывается на доске правильно оформленная запись)

— Поставьте рядом со строкой плюс, если вы не допустили ни одной ошибки.

Этап рефлексии учебной деятельности

– С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

— В чем секрет этой буквы?

— Что она обозначает?

— Оцените свою работу на уроке. Если было все понятно – поднимите весёлый смайлик, если нужно ещё поработать с этой темой – поднимите «спокойный» смайлик, ну а если ничего не понятно – поднимите грустный смайлик.

Источник

Урок письма «Буква мягкий знак. Правописание слов с мягким знаком»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 15 имени М.В. Гордеева города Орла

Правописание слов с мягким знаком.

(Урок письма. 1 класс)

Ирина Александровна Логинова,

учитель начальных классов.

Тема: Буква мягкий знак. Правописание слов с мягким знаком.

Создать условия для знакомства учащихся с написанием буквы мягкий знак; для формирования умения писать букву мягкий знак и слова с этой буквой; для знакомства с особенностью этой буквы и её ролью в словах;

Развивать орфографическую зоркость, связную устную речь, память, внимание, мелкую моторику рук учащихся, каллиграфический навык письма;

Продолжить формирование умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание) ;

Поддерживать в классе доброжелательную обстановку.

Воспитывать любовь к природе, аккуратность, осознанное отношение к учёбе;

Проводить динамические паузы для снятия усталости и напряжения с организма обучающихся.

Оборудование: карточки с буквами, маршрутные листы, проволочка, карточки со словами, схемы слов, д/и «Составь предложение», «Превращение слов», «Заселяем домики», снежинки, коробка с сюрпризом.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

— Итак, друзья, внимание!

Вот прозвенел звонок

Начнём скорей урок.

— Посмотрите в паре друг на друга и определите, с каким настроением вы пришли на урок?

Дети смотрят друг на друга, желая доброго настроения.

Глаза, улыбка, взгляд

— Из чего состоит наша речь?

— Из чего состоят предложения?

— Из чего состоят слова?

— Из чего состоят слоги?

— Чем обозначаются звуки на письме?

— На какие две группы делятся все звуки?

— Какую работу выполняют гласные звуки?

— А как вы определяете твёрдый или мягкий звук обозначает буква?

Чтобы вспомнить, какие гласные обозначают мягкость, а какие твёрдость, я предлагаю вам поиграть в игру: «Угадайка».

-Какие буквы записаны на карточках?

— На какие 2 группы их можно разделить?

— Какие гласные указывают на твёрдость согласных?

— Какие указывают на мягкость?

— А как вы думаете, какой буквы обозначающей мягкость согласных, здесь нет?

Гласные и согласные.

Обозначают гласный звук, указывают на твёрдость и мягкость согласных.

По гласным буквам, которые стоят после них.

Дети отгадывают буквы.

1. Планирование достижения цели.

-Как вы ребята думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока письма?

— Опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого слова, записанные на доске:

-Чтобы достичь этих целей, вам нужно будет пройти нелёгкий путь. Посмотрите на доску.

Какой первый шаг? Какой второй шаг? Какой третий шаг? Какой четвёртый? Пятый? Шестой?

Чтобы вам легче было идти, у каждого из вас на столе лежит маршрутный лист, где вы будете прослеживать свой путь и отмечать какое у вас настроение?

— Итак, вы готовы подняться на первую ступеньку и научиться писать букву ь?

Написание буквы мягкий знак

Опираясь на слова, дети формулируют цели урока.

Познакомимся с написанием буквы ь.

Научимся писать букву ь и слова с этой буквой.

Узнаем особенность этой буквы, и какую работу она выполняет в словах.

1.Научимся писать мягкий знак.

2.Поработаем со словами.

6.Поднимемся на вершину

— Откройте прописи на странице 30.

— У некоторых из вас нет прописей. Они лежат в папке почёта, которая называется «Красиво писать – красоту творить».

— Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво, выполняя верно написание букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

— Кто читает то, что вы написали?

— Главное: уважать нужно самих себя и свой труд.

-Значит, как будем писать?

— Будем учиться писать грамотно и без ошибок.

Дети открывают прописи

Красиво, аккуратно, разборчиво.

1. Знакомство с написанием буквы ь

б) Конструирование буквы

в) Рисование узора. Разминка

г) Объяснение написания буквы ь

— Посмотрите на букву ь. Из скольких элементов состоит эта буква?

— С написанием какой буквы схоже написание буквы ь?

— Сконструируйте букву ь из проволоки. Покажите.

— Теперь давайте подготовим наши пальчики для письма:

— Похлопайте в ладоши;

— Покатайте карандаш между ладонями;

— Ребята, на улице стоят морозы. Мороз рисует на окнах красивые узоры. Не обошёл он стороной и нас. Посмотрите, какие узоры у вас в прописи.

— Как вы думаете, почему именно такие узоры нарисовал мороз? Нарисуйте узор, который поможет нам правильно написать букву ь.

— Теперь послушайте, как нужно правильно писать букву ь.

1. Объяснение учителя.

Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

2. Письмо в воздухе (проговаривает учитель)

3. Письмо по целлофану (3 буквы)

4. Письмо в прописи по контуру

5. Самостоятельно (3 буквы)

— Посмотрите внимательно на написание буквы, сравните с образцом и выберите ту букву, которую вы написали правильно, аккуратно и поставьте под ней точку.

— Теперь постарайтесь до конца строки написать также правильно и красиво.

— Какое настроение у вас после того, как вы научились писать букву ь?

— Что будем делать дальше?

— Чтобы продолжить свой путь давайте отдохнём.

Дети рассматривают букву. Определяют количество элементов и называют его.

С написанием буквы ы.

Дети конструируют из проволоки букву ь и показывают её учителю.

Дети выполняют движения

Рассматривают узор в прописи.

Дети рисуют узор в прописи.

Дети слушают объяснение учителя и следят за показом на доске.

Дети сравнивают с образцом, выбирают правильно написанную букву и ставят под ней точку.

Прописывают букву до конца строчки.

Отмечают настроение в маршрутном листе.

Дети выполняют движения

V. Закрепление изученного материала.

1. Звуко-буквенный анализ слов. Письмо слов

5. Работа над предложением

— Прочитайте слова, записанные на доске:

Собака, лось, корова, кошка.

— Сравните их по значению и найдите лишнее слово? Объясните почему?

— Сравните их по написанию, найдите лишнее слово. Объясните почему?

— Давайте составим звуко-буквенную схему этого слова.

— Сколько слогов в слове?

— Какой первый звук? Охарактеризуйте его.

— Какой второй звук? Дайте ему характеристику.

— Что образуют эти два звука? Выберите нужное обозначение.

-Какой третий звук? Охарактеризуйте его. Каким цветом обозначим?

— Выберите нужную карточку.

— Какой буквой обозначим 1, 2, 3 звук?

— Кто даст команду «читайся мягко»?

— Сколько звуков в слове лось?

— Почему букв больше, чем звуков?

— Теперь запишите это слово в тетрадь.

— Какая буква помогла вам на письме обозначить мягкость согласного?

Ребята, скажите, а что вы знаете об этом животном?

— Давайте послушаем ребят.

— Скажите, что зимой страшнее животным голод или холод?

— Как люди помогают перезимовать диким животным?

Отметьте настроение на своём маршрутном листе.

— Можем ли мы идти дальше?

— Несмотря на морозы, слово лось приехало к нам в гости на поезде и просит составить с ним предложение.

— Какое предложение составили?

— Сколько слов в предложении?

— Какое первое слово? второе? третье? четвёртое?

— Какие правила нужно вспомнить прежде, чем записать это предложение?

— Запишите у себя в прописи.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От предложенья слово откусили,

И к себе в норку утащили.

— Прочитайте следующее предложение и определите, какое слово утащили мыши?

— Прочитайте, какое предложение получилось?

— Почему лосям необходима соль?

— Составьте схему этого слова.

— Как мы на письме покажем мягкость последнего звука?

— Пропишите сначала слово соль.

— Теперь опираясь на схему, впишите его в предложение.

— Как на письме в словах мы обозначим мягкость согласных?

— Отметьте настроение в маршрутном листе, после выполнения этого задания.

— Мягкий знак не только указывает на мягкость согласных, но иногда, если он появляется в словах, то меняется их значение. Сейчас мы в этом убедимся. Вместе с мягким знаком, вы превратитесь в волшебников, и будете превращать одни слова в другие:

— Прочитайте первое слово. Объясните его значение. Давайте в это слово вставим мягкий знак. Какое слово получилось? Что оно обозначает? Что произошло со словом? Почему?

— Прочитайте второе слово. Что произошло?

— Прочитайте третье слово. Объясните значение этого слова.

Что иногда происходит со словами при появлении мягкого знака?

Отметьте настроение в маршрутном листе.

Дети читают слова, записанные на доске.

Сравнивают по значению, находят лишнее слово и объясняют почему? (Лось)

Сравнивают по написанию, находят лишнее слово и объясняют почему? (Лос ь )

Дети дают характеристику звукам и составляют схему слова на доске и на партах:

Л О С Ь

Мягкий знак выходит на работу там, где не могут работать гласные буквы, например, в конце слов.

Мягкий знак звука не обозначает.

Дети записывают слово.

Дети отмечают настроение.

Дети составляют предложение.

Дети называют правила написания предложений.

Записывают предложение в прописи.

Дети читают предложение и вставляют пропущенное слово.

Дети принесли ему соль.

Дети читают слова, которые получились: мел ь, хор ь, мол ь.

Объясняют значение этих слов.

Игра « Заселяем домики»

11.Игра «Составь слова»

— Пришло время поработать самостоятельно.

— Зимой на улице холодно. А нам тепло, мы живём в домах. Сейчас мы отправимся в сказочный лес, где животные и растения живут в домиках. Нам необходимо расселить названия растений и животных в свои домики.

— Запишите слова и подчеркните в них мягкий знак.

— Какую работу выполняет мягкий знак в словах?

— Внезапно подул ветер, посыпались снежинки. Посмотрите они не простые, а волшебные.

На них записаны слоги. Вы должны составить с ними слова, записать их в пропись и подчеркнуть мягкий знак.

Работать будете в парах.

— Какое настроение у вас после выполнения этого упражнения? Отметьте в маршрутном листе.

— Пришла пора подняться нам на последнюю ступеньку нашего пути. Давайте посмотрим, с каким настроением мы сюда пришли. Посчитайте, если у вас больше хорошего настроения – поставьте улыбку. Если нет – грусть.

— Кто пришёл с улыбкой? Молодцы!

— Кто же ждёт нас на верхней ступеньке? Почему он улыбается?

— Чему научились на уроке?

Назовите особенность буквы ь?

Мягкий знак за хорошую работу приготовил вам сюрприз.

Мальчики заселяют животных, девочки – растения.

Указывает на мягкость согласных.

Дети работают в парах.

Дети работают со своими маршрутными листами.

.

Источник

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Буквы Ъ и Ь

Орфография

§ 70. Буква ъ пишется только перед е, ю, я в следующих случаях:

1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объем, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный.

2. В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-, например: трехъярусный.

3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной частицы пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.

Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон.

§ 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч, щ (см. § 75), в конце слова, например: пить, темь, конь, и в середине слова перед твердой согласной, например: молотьба, просьба, нянька, меньше.

Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:

1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твердой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).

2. Для обозначения мягкости л, например: сельдь, льстить, мельче, пальчик.

Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч, щ, буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик.

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия, гулливый.

§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:

1. В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.

2. В формах твор. пад. множ. ч., например: детьми, людьми, также четырьмя.

3. В неопределенной форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те, например: пить – напиться; исправь – исправься, исправьте; взвесь – взвесься, взвесьте.

1. В прилагательных с суффиксом -ск-, образованных от существительных на ь, например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).

2. В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных, например: вишня – вишен, вишенка; бойня – боен; читальня – читален; но: баня – бань, банька; яблоня – яблонь, яблонька; также деревня – деревень, деревенька; барышня – барышень; кухня – кухонь, кухонька.

§ 75. После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь.

2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несешь – несешься, носишь – носишься, примешь – примешься.

3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь – мажься; спрячь – спрячься; ешь.

5. На конце глагола в неопределенной форме, причем буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.

6. Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.

7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется мягкий знак прописными буквами, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется мягкий знак прописными буквами", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется мягкий знак прописными буквами:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *