Главная » Правописание слов » Как пишется народ коми

Слово Как пишется народ коми - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Значение слова «коми»

1. Народ, составляющий основное население Коми АССР, а также лица, относящиеся к этому народу.

2. в знач. прил. Принадлежащий этому народу. Коми язык.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Ко́ми — группа народов, проживающих на севере Российской Федерации:

коми-зыряне (часто просто ко́ми)

Коми (язык) — язык народов коми, включает 3 основных наречия:

коми-зырянский язык (или просто коми)

Республика Ко́ми (ранее АО Коми (Зырян), Коми АССР, Коми ССР) — субъект Российской Федерации

Коми-Пермяцкий округ (ранее Коми-Пермяцкий Автономный округ)

Единственное в русском языке прилагательное, не оканчивающееся на букву «й» и одновременно стоящее впереди существительного.

КО’МИ, нескл. 1. То же, что зыряне. 2. в знач. неизмен. прил. То же, что зырянский. Язык к.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ко́ми (существительное)

1. согласуется с другими частями речи во мн.ч. народ в Российской Федерации, коренное население Республики Коми ◆ И между прочим, в Сыктывкаре живёт в основном русское население, а коми живут севернее.

2. согласуется с другими частями речи в муж.р. представитель этого народа ◆ Я коми, и я был в числе последних, кто в 1966 году закончил национальную школу.

3. согласуется с другими частями речи в жен.р. представительница этого народа ◆ Сама я коми по национальности, муж — армянин.

4. лингв. язык этого народа, состоящий из двух близкородственных языков финно-угорской группы ◆ Автор предлагает запоминать произношение слов коми с помощью похожих по звучанию слов из русского языка.

ко́ми (прилагательное)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: амнистия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Коми (народ)

Коми (народ)

коми-морт, коми войтыр

Россия:
293 406 (Всероссийская перепись 2002 г.) [2]

Украина:
1 545 (перепись 2001) [3]

Ко́ми (Коми-зыря́не, Зыря́не; коми Коми-Зыряна, Коми морт, Коми войтыр ) — финно-угорский народ, коренное население Республики Коми. Другие регионы проживания — Свердловская область; Мурманская область; Омская область; Тюменская область; Ненецкий автономный округ; Ямало-Ненецкий автономный округ; Ханты-Мансийский автономный округ. Выделяются следующие этнографические группы: верхневычегодцы, нижневычегодцы, вишерцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы. Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века. Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы — население верховьев Вашки и Мезени, ижемцы — низовьев Печоры, прилузцы — верховьев Лузы и Летки.

Содержание

Территория проживания и численность

Большинство российских коми (256 тыс. [4] ) проживает в Республике Коми, отдельном национально-административном субъекте РФ. Хотя большинство представителей народа коми в РФ живёт в Республике Коми, там они составляют лишь 30 % (256 тыс.) от всего населения. Ещё около 60 % (607 тыс.) — русские, 2 % (62 тыс.) — украинцы, 1,5 % (15,5 тыс.) — татары, 1,4 % (15 тыс.) — белорусы. Большинство населения Республики Коми (730 тыс.) — городское, ещё 300 тыс. проживает в сёлах. Именно на селе в Республике Коми процент населения коми больше, чем в городах.

Общая численность коми (коми-зырян вместе с родственными коми-пермяками, которые преимущественно расселены в Пермском крае) в мире достигает ок. 400 тыс. чел.

Культура
Литература · Музыка · Искусство · Архитектура · Кухня · Танец · Коми имя · Коми фамилии

Расселение коми
Республика Коми · Коми-Пермяцкий округ · Кольские коми · Ижемцы · Зюздинцы · Приуральские коми · Коми диаспора

Этногенез и этническая история

Археологи и этнологи выделяют следующую цепь сменяющих друг друга базовых археологических культур, ведущих к культуре современных коми-зырян:

Впервые предки коми (древнепермская этнолингвистическая общность) обнаруживаются исследователями во II тыс. до н. э. в районе впадения в Волгу Оки и Камы. Позднее происходит распространение древних пермян на север, в Прикамье.

В I тыс. до. н. э. (железный век) на территорию современной Республики Коми проникают предки зырян. В IV—VIII вв. н. э. на Северо-Востоке Европейской части России (территория современного расселения коми) известна ванвиздинская культура, носители которой предположительно говорили на финно-пермских языках. Кроме того, в первой половине I тыс. н. э. древнепермская этнолингвистическая общность разделяется на предков общекоми и удмуртов. Центром обитания общности коми было Прикамье. В последней четверти I тыс. н. э. произошёл распад этой общности. Часть населения мигрировала в бассейн Вычегды, где смешалась с носителями ванвиздинской культуры. На Выми и нижней Вычегде, очевидно, главным элементом стали ванвиздинцы, а на Сысоле и верхней Вычегде доминирующим элементом стали переселенцы из Прикамья.

В результате взаимодействия сложилась вымская культура (IX—XIV вв.), соотносимая с летописной пермью вычегодской.

Население перми вычегодской имело устойчивые торговые и культурные связи с Прибалтикой, Поволжьем и югом. В последнее время её существования происходит мощное воздействие культуры восточных славян.

С усилением славянского влияния, в XII веке Биарма подпадает под власть новгородских князей. Появляются первые смешанные русско-коми семьи. С XIII века начинается значительная славянская (новгородская и северо-русская, то есть суздальская) колонизация Перуми, которая, несмотря на обложение данью местного населения, имела положительное культурное значение. Об этом чётко сигнализирует археология — именно в это время курганный способ захоронения заменяется христианским погребением, многобожие как господствующие до сих пор верования среди зырян уступает православию, а в быту зырян появляются немало новаций.

В XV—XVI вв. под давлением славяно-русской колонизации Севера этнический массив коми сдвинулся в восточном направлении. Коми население исчезло в низовьях Вашки, на Пинеге, нижней Вычегде, Виледи, Яренге, нижней Лузе.

С этого времени вплоть до начала ХХ в. происходило непрерывное расширение этнической территории коми. В XVI—XVII вв. коми заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII—XIX вв. — Печору и Ижму.

В процессе взаимодействия с окружающими этносами в состав коми вошли ассимилированные группы вепсов, русских, ненцев и манси. Это отразилось на антропологическом облике и отдельных компонентах культуры коми, привело к образованию в составе коми отдельных этнолокальных групп. В XVI—XVII вв. на территории коми известно несколько административных образований — волостей и земель: Удорская волость, Глотова слобода, Вымская земля, Сысольская земля, Ужгинская волость и ряд других. В XVII в. коми сосредоточивались в Сольвычегодском, Яренском и Пустозёрском уездах.

В XVII—XIX вв. происходит переселение значительных групп коми на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток.

В XVIII — начале XX вв. большинство коми проживало на территории Яренского и Усть-Сысольского уездов, которые входили в Вологодскую губернию, а также в Печорском уезде Архангельской губернии.

В 1921 году была создана Автономная область Коми. В 1936 году она была преобразована в Коми АССР (с 1991 года Коми ССР, с 1992 г. — Республика Коми).

Согласно первому (Tambets, 2004) исследованию Y-хромосомы ДНК (передающейся по прямой мужской линии) коми, они принадлежат к следующим гаплогруппам: R1a (33 %), N1c (22,3 %), R1b (16 %), N1b (12,8 %), I (5,3 %) и другие (10,6 %). [6]

Последующие три исследования показали значительно отличные данные.

Вот данные всех четырёх исследований:

Komi Tambets 2004 Total 94 I 5,3 % 5 N1b 12,8 % 12 N1c 22,3 % 21 R1a 33 % 31 R1b 16 % 15 Other 10,6 % 10

Komi Rootsi 2004 Total 110 I1a 3,6 % 4 I1b 0,9 % 1 Other 95,5 % 105

Komi Rootsi 2007 Total 28 N1b-E 35,7 % 10 N1b-A 0 0 N1c 50 % 14 Other 14,3 % 4

Komi Izhemski KOI Malyarchuk 2009 Total 54 N1b 17 % 9 mostly N1b-E N1c1 52 % 28 R1a1 30 % 16 Other 2 % 1

Komi Priluzski KOP Malyarchuk 2009 Total 49 N1b 14 % 7 mostly N1b-A N1c1 50 % 23 R1a1 33 % 16 Other 6 % 3

Происхождение этнонимов

Насчёт происхождения этнонима коми существует несколько версий. Выделяют две наиболее правдоподобные:

Говорят на коми-зырянском наречии языка коми, близком к коми-пермяцкому и коми-язьвинскому наречиям и удмуртскому языку. Все 4 языка составляют пермскую группу финно-угорской ветви уральской семьи языков. В лексике имеются индоиранские, иранские и булгарские, карело-вепсские, ханты-мансийские, ненецкие, славяно-русские заимствования.

В коми языке 10 диалектов: нижневычегодский, присыктывкарский, верхневычегодский, среднесысольский, верхнесысольский, лузско-летский, вымский, удорский, ижемский, печорский. Основные различия между ними в области лексики и фонетики. Носители разных диалектов понимают друг друга без труда.

Литературный коми-зырянский язык сложился в XX в. В его основу лёг присыктывкарский диалект.

Хозяйство и общество

Традиционное хозяйство

До XVIII века основными занятиями коми были охота и рыболовство. Земледелие и скотоводство составляли подсобные отрасли хозяйства. К ХVII в. была освоена вся благоприятная для присваивающе-производящего хозяйства территория, началось невозобновляемое истребление зверя. В результате этого часть коми мигрировала в другие регионы. Оставшееся население вынуждено было преобразовывать основное хозяйство. Ведущее положение с этого времени заняли земледелие и скотоводство, причём в южных регионах основой стало земледелие (трехполье в сочетании с подсекой), на севере — скотоводство (преимущественно оленеводство).

Материальная культура

Традиционные поселения

Традиционными поселениями коми в XIX — начале XX вв. являлись сёла (погост) и деревни (сикт, грезд). Обычно они располагались на берегах рек и имели рядовой тип застройки, в один или несколько рядов. В конце XIX — начале XX в. распространяется уличная планировка. Дома были фасадами ориентированы на реку или на юг.

Традиционный тип расселения на юге — гнездовой, на севере отдельные поселения удалены друг от друга на значительные расстояния.

Некоторые крупные сёла растягивались на несколько километров в длину. Обычно они образовывались в результате срастания нескольких мелких поселений.

Кроме сельских поселений, на территории расселения коми появились посёлки при предприятиях. Единственным городом был уездный центр Усть-Сысольск.

В советское время возникли многочисленные посёлки городского типа и города.

Известные коми

Примечания

Ссылки

Литература

Саамы: Норвегии | России | Финляндии | Швеции

Источник

Коми принадлежат к пермской ветви Финно-угорские народы и разделены на восемь подгрупп. [1] Их самая северная подгруппа также известна как Коми-Ижемцы (от названия реки Ижма) или же Изватаз. Эта группа насчитывает 15 607 человек (2002 г.). Эта группа отличается более традиционной, основанной на натуральном хозяйстве экономикой, которая включает олень животноводство.

Содержание

Название Пермяки впервые появилось в 10 веке в русских источниках и произошло от древнего названия земли между Река Мезень и Река Печора – Пермь или же «Великая Пермь» (русский: Пермь Великая ). [10] Было предложено несколько источников названия, но наиболее приемлемыми являются Вепс Peräma «задняя, ​​внешняя или дальняя земля» от вепсов perä «спина, экстрим» и ма «земельные участки». В Древнескандинавский и древнеанглийский он был известен как Bjarmaland и Beormas соответственно [11] но эти германские имена могли обозначать другое место, кроме русского Пермь. [12] С ХХ века это название применялось только к южным коми (коми-пермякам) в Пермском крае. [12] На русском пермяк также означает «житель Перми или Пермского края» независимо от национальности. [12]

Название Коми это эндоним для всех групп людей. Впервые он был зафиксирован этнографами в 18 веке. [16] Оно происходит от финно-угорского слова, означающего «человек, человек»: коми. ком, Удмуртский кум, Манси ком, кум, Ханты хум, Селькуп квм, Венгерский ему «мужчина». [16] Происхождение от названия Река Кама опровергнуто [16] хотя некоторые ученые (например, Паула Кокконен [17] ) Поддерживаю эту версию.

Подгруппы

Коми люди делятся на две основные группы и несколько более мелких подгрупп. Коми традиционно носят названия рек, в которых они живут:

Религиозные верования

Большинство коми принадлежат к Русская Православная Церковь, но их религия часто содержит следы дохристианских верований (см. Коми мифология). Большое количество Коми Старообрядцы. [21]

История

На основе лингвистическая реконструкция, доисторический Пермяки предполагается, что в первом тысячелетии до нашей эры разделились на два народа: коми и Удмуртов. [21] К XVI-XVII векам коми разделились на коми-пермяков (оставшихся в Река Кама бассейна) и коми-зыряне (переселившиеся на север). [16]

С XII века русские начали проникать в Пермский край, и коми вступили в контакт с Новгород. Новгородские торговцы путешествовали по региону в поисках мехов и шкур животных. [22] Новгородцы называли Южный Коми край » Великая Пермь». Коми князья объединили Великую Пермь с центром в оплоте Чердынь. В средние века Новгород уступил место Москве как ведущей российской державе в регионе. [23] В 1365 г. Дмитрий Донской, Князь Московский, подарил Стефан Пермский задача обращения региона в христианство. Миссия Стивена привела к созданию епархия Перми в 1383 году, а после его смерти Стефан стал покровителем Коми. Он также разработал алфавит для языка коми. [24] Тем не менее, некоторые коми сопротивлялись христианизации, особенно шаман Пама. Князь Пермский принял крещение только в 1470 году (ему было дано христианское имя Михаил), возможно, в попытке предотвратить военное давление России в регионе. Обращение Михаила не остановило нападения Москвы, захватившей Чердынь в 1472 году. Михаилу было разрешено сохранить свой княжеский титул, но теперь он стал вассалом Москвы. Герцогство просуществовало только до 1505 года, когда на смену сыну Михаила Матвею пришел российский наместник и независимость Коми подошла к концу. [25]

В 1500-х годах многие русские мигранты начали переезжать в регион, начав длительный процесс колонизации и попыток ассимилировать коми. Сыктывкар (Усть-Сысольск до 1930 г.) был основан как главный российский город в регионе в 18 веке. Российское правительство создало на севере колонии для преступников и политзаключенных. Было несколько восстаний коми в знак протеста против русского правления и притока славянских поселенцев, особенно после того, как в регион прибыло большое количество освобожденных крепостных с 1860-х годов. Возникло и национальное движение за возрождение культуры Коми. [26] [27]

Русское правление в этом районе рухнуло после Первая Мировая Война и революции 1917 г.. [ нужна цитата ] В последующем Гражданская война в России, то Большевики боролся с Союзники для управления регионом. [ нужна цитата ] Союзные интервенционистские силы призвали Коми создать собственное независимое государство с помощью политических заключенных, освобожденных из местных исправительных колоний. [ нужна цитата ] После ухода союзников в 1919 году власть захватили большевики. Они продвигали культуру коми, но усиление индустриализации нанесло ущерб традиционному образу жизни коми. СталинЧистки 1930-х годов опустошили коми интеллигенцию, которую обвиняли в «буржуазном национализме». Отдаленный и негостеприимный регион также считался идеальным местом для лагерей для заключенных. ГУЛАГ. Наплыв политических заключенных и быстрая индустриализация региона в результате Вторая Мировая Война оставили коми меньшинством на своих землях. Сталин проводил дальнейшие чистки интеллектуального класса Коми в 1940-х и 1950-х годах, и язык и культура Коми были подавлены. После распада Советского Союза в 1991 году коми вновь заявили о своих претензиях на самостоятельную идентичность. [28]

Генетика

Исследование популяций северо-восточной Европы, опубликованное в марте 2013 года, показало, что коми-зыряне образуют особый полюс генетического разнообразия. [29]

Источник

Народ коми: происхождение, занятия и обычаи

Первое тысячелетие до н. э. знаменует появление народа коми на территории северных земель. Происхождение обозначения народа берёт истоки от названия коми войтыр (переводится словом «народ»). В описании народа зачастую употреблялось слово «зыряне», так как в символическом переводе это значило, что они живут на границе.

Напомним, что в более ранней статье мы рассказывали, какие народы населяют Урал. Теперь же остановимся на коми.

Названия народов коми

Зыряны, зюздинцы, кольские ижемцы, коми-пермяки, язвинцы, ижемцы – все входят в этническую группу коми. Наиболее логично рассматривать этот этнический пласт как общее структурное объединение, так как понятия общего быта, традиций и культуры имеют отличия лишь в незначительных мелочах.

Красотой и разнообразием исполнения стоит отметить достижения в сфере декоративно-прикладного искусства. Умение обращаться с металлом, кожей, кропотливость ювелирных мастеров, утончённые изделия из плетёной кожи, соломенного материала, резьба по дереву — творчество коми не имеет пределов, восполняя всевозможные его проявления, включая в себя поэтические и песенные произведения, активное развитие музыки и успехи в изобразительном искусстве.

Автономный Ямало-Ненецкий, Ханта-Мансийский округи и республика Коми — это главные места проживания народа коми.

Уральская языковая семья относится к основополагающему понятию возникновения национального языка. А письменность заложена в кириллическом правописании. Для публикаций отведены специальные издания в печати и передачи на телевидении.

Совершенство в сфере оленеводства было достигнуто народом коми к окончанию ХIХ века и стало крупнейшим занятием, почитаемым на Европейском Севере, в котором коми проявили себя с наилучшей стороны, заслужив всеобщее уважение. Они посодействовали возникновению ряда нововведений в плане развития качества селекции оленей, преобладании высококлассного товарного вида и оптимального подбора возрастных категорий состава. Собаки принимали участие в пастве более двух тысяч оленей под строгим наблюдением пастуха, который контролировал процесс на протяжении суток.

Занятия народа коми

Наиболее важные занятия коми в промышленной сфере — ловля рыбы и охота, которые берут истоки ещё давних традиций. Максимального развития это достигло у северных коми. Наилучший улов обычно предназначался для товарных целей. А для собственного употребления рыба добывалась в ближайших местах, предназначенных для ловли. Рыбальский быт несильно отличался от охотничьего. Способы добычи отличались достаточным разнообразием, но самым распространёнными орудиями в древние времена были запоры. Не пренебрегали добычу рыбы артелями, а также использовали неводы и ставные сети. Практически всю добычу засаливали. Существовал вид малосольной рыбы, которая отличалась особыми вкусовыми качествами, и считалась довольно популярной на те времена. Коми не пренебрегали приготовлением сушёных и вяленых рыбных продуктов. На второй план отходили, но пользовались спросом, сферы скотоводства и земледелия. Но из-за стремительного появления интереса к этому занятию, произошло мгновенное уменьшение популяции животных.

Скотоводство оставило свой отпечаток на составной части языка народа, образуя достаточно специальных терминов, которые берут своё начало у древнеиранских языковых истоков. Большое количество останков коров, овец и прочего скота было найдено археологами, и было включено в пермские археологические памятники. Это свидетельствует об активном разведении крупного рогатого скота, которое использовалось в основном для индивидуальных целей. Молочный скот не преуспевал в результатах из-за отсутствия организаторской деятельности, пастухи не участвовали в пастбище. В основном, коми направили свой потенциал на занятия земледелием и разводили оленей.

Коми были вынуждены заниматься замшеделием (изготовлением валенок выделкой кожи) из-за северных холодов, которые заставляли практически каждого жителя искать способы для сохранения тепла.

Женская половина населения знала толк в гончарном ремесле. Они отдавали предпочтение ленточно-жгутовому способу, игнорируя распространённые возможности гончарного круга. Русская печь позволяла делать обжиг изделий. Скатерть, рубаха и полотенце — составные части придания будущих невест, без которых невозможно было бы представить этот набор. Для этого женщины обязательно должны были освоить узорное ткачество.

Обеденный стол коми отличался особым разнообразием и блюдами на любой вкус. Растительные, мясные и рыбные продукты составляли основной рацион питания населения. Приём пищи осуществлялся трижды на день. В обычный день на столе можно было насчитать 3-4 блюда, а во время праздника это количество умножалось, как минимум, в 4 раза. Бывало, что ассортимент выбора составлял более 25 блюд. Обед начинался с употребления традиционных щи и супов. Летом готовили похлебку, которая подавалась в холодном виде. После жидкой пищи приступали к перловым или ячневым кашам. Благодаря активной ловле рыбы, без неё невозможно было обойтись в меню. Её подавали в разных видах, и даже начиняли ею пироги. Во время праздников пирог был одним из основных блюд на столе. Мясные продукты употреблялись реже, их можно было встретить, в основном, у охотников. Овощной рацион включал в себя капусту, репу, брюкву, редьку. Не менее значительным элементом были мучные изделия. И напитки радовали своим разнообразием, кроме наличия чая, варили травяные и ягодные отвары, компоты, наслаждались берёзовым соком и квасом. Не обходились и без домашнего пива.

Обычаи коми народа

Для молодожёнов совершали ряд обрядов, которые, по верованиям коми должны были гарантировать новоиспечённой паре большое счастливое потомство. Овечья шкура стелилась на постельное ложе, а в начале венчального процесса невеста сидела с ребёнком на коленях.

По традиции, на протяжении недели новорождённый с матерью должны были обитать в помещении бани и хлева. Это зависело от места рождения ребёнка.

В первый раз ребёнок мог взглянуть на себя в зеркало в возрасте одного года. И тогда разрешалось его постричь.

На сегодняшний день коми сохранили не все давние традиции, но сберегли свою уникальность и взаимоуважение. Благодаря этому возможна дальнейшая передача культурных ценностей последующим поколениям.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется народ коми, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется народ коми", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется народ коми:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн словарь однокоренных слов русского языка.
Это статья является частью серии статей о народе
Коми