Служебная записка (ответ на запрос, с приложением)
Выбери свой вариант доступа
Публикации, связанные с документом:
Служебная и докладная записки
В чем разница между служебной и докладной записками? Возможно ли использование служебных записок вместо.
Оформляем служебные записки по требованиям ГОСТ Р 7.0.97-2016 и Методических рекомендаций к нему
Показали современные правила оформления всех реквизитов служебной записки и ее образец. Объяснили.
Служебная записка: особенности оформления
Служебные записки являются незаменимым средством внутренней коммуникации в организации. Вы поймете, чем.
Докладные, служебные записки и справки: в чем разница?
На практике довольно часто вместо докладной составляют служебную записку или справку. Статья дает.
Когда акты и служебные записки можно оставлять без номера?
Можно ли служебные записки оставлять без номера, указывая при этом дату составления? Видела, что.
Когда в письме и служебной записке использовать уважительную «этикетную рамку»?
С вопросами к вам обращаются сотрудники отдела документационного обеспечения Аппарата Главы.
Служебные записки: в каких случаях можно отказаться от бумаги
Почему в некоторых организациях избавляются от докладных и объяснительных записок, заменяя их.
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!
Как правильно написать ответ на служебную записку? Инструкция по составлению и образец для скачивания
Служебная записка – вид формального документа. Он дает возможность взаимодействовать с коллегами в организации. С помощью служебной записки сотрудники могут общаться между собой.
Служебная записка – письменный документ, который несет вспомогательную функцию, например, запрашивать информацию, выдавать инструкцию, извещать о чем-либо. В статье будет подробно рассказано, как использовать его возможности для успешной коммуникации в компании.
В каком случае требуется?
В крупных структурах невнимательность при составлении служебной записки или вовсе ее игнорирование может привести к лишней трате времени на выяснение каких-либо обстоятельств, поиска виновных в возникновении проблем, несогласованностью в работе подразделений.
Как правило, ответ на служебное письмо необходим тогда, когда он подразумевается. То есть, сотрудник обязан дать свои комментарии после рассмотрения служебной записки. В них содержатся меры, которые были приняты работником, после ознакомления с обращением.
Коммуникация между сотрудниками в компании – нужный и важный фактор, который приводит к успеху любую организационную структуру.
В какие сроки его необходимо дать?
Ответ сотруднику должен поступить в течение десяти дней, однако точные сроки в законодательстве не обозначены. Обычно время закреплено в нормативных актах организации, поэтому стоит обратиться к ним и уточнить индивидуально. Стоит учесть, что время ответа чаще всего зависит от ситуации: напряженного графика работы, количества праздничных или выходных дней, или иных обстоятельств в данный момент.
Цель записки – согласовать какие-либо вопросы или объяснить что-либо коллеге в деловых аспектах. Такая документация регистрируется в специальном журнале (номер записки обозначен в шапке документа).
Кто должен составлять?
Такой документ составляется сотрудником, на которого она пришла. Составляют ответ после изучения документа и обсуждения видов согласования. В ответе не должны содержаться сложные речевые обороты, необходимо писать кратко и по делу. Служебную записку подписывает специалист или руководитель отдела.
Форма служебной записки определяется организацией. Однако в данном случае нужно руководствоваться РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации». Как правило, оформляется такая бумага на листе А4.
Как написать?
Этот пункт не регламентирован. Обычно ставится дата ознакомления и подпись с решением. Однако чаще всего форма ответа на служебную записку также устанавливается индивидуально, локальными документами с учетом специфики организации. Идеальный вариант – наличие примера такого документа в компании, утвержденный начальником, чтобы сотрудникам было проще оформлять такие бумаги.
Если сотрудник хочет выразить согласие по какому-либо вопросу, следует начать с фраз типа: «Сообщаем Вам…» или «Извещаем Вам…». Как правило, уже в первых предложениях должна быть обозначена основная мысль, которая несет позитивный характер.
Если же он отказывает по каким-либо причинам, следует использовать нейтральные и вежливые фразы: «Благодарим Вас за Ваши предложения, но…» или «В связи с…». С прямого отказа начинать не нужно, потому что для официальной переписки такая реакция не характерна.
Инструкция
Итак, разберем основные параметры составления документа.
В шапке ответа на служебную записку обозначают:
В теле текста содержится пояснение по проблеме и возможный вариант ее решения. Далее ставится дата и подпись сотрудника.
Инструкции по делопроизводству в каждой компании определены виды документов, которые создаются в организации и служат инструментом общения между сотрудниками.
Вариант, как ответить
Существует множество таких примеров, которые можно найти в интернете. Вот один из них.
Разберем пример реакции на послание от руководителя отдела N к начальнику подразделения Z с предложениями по совершенствованию противопожарной безопасности.
на служебную записку от 31.10.2017 г. руководителя N с предложением по совершенствованию противопожарной безопасности
Ваши предложения действительно касаются наболевших вопросов, доставшихся нам в «наследство», и не в полной мере решенных только из-за недостаточного финансирования.
В настоящее время данные вопросы будут рассматриваться на заседаниях руководителей. По результатам заседаний будут определены сроки финансирования, а значит, вопрос, с которым Вы обратились, будет согласован в ближайшее время.
С уважением, руководитель Z
5.11.2017 г. Подпись руководителя Z
Заключение
Служебная записка носит информативный характер или носит в себе какую-либо проблему. Сотрудники должны своевременно отвечать на нее, чтобы недопониманий в компании возникало как можно меньше, а также, чтобы быть информированным по всем вопросам.
Ответ на служебную записку: образец
Любая бизнес-деятельность нуждается в грамотно организованном документообороте. Он позволяет выстроить действенную систему коммуникации как между членами коллектива (то есть, по горизонтали), так и между вышестоящими и нижестоящими должностями (то есть, по вертикали). Для этого используются служебные записки. Персонал фирмы должен быть ознакомлен с локальными правилами оформления этих бумаг.
Общая информация о назначении служебной записки
Под служебной запиской понимается наиболее распространенный элемент внутренней коммуникации в компании. Подобные бумаги могут передаваться как горизонтальным, так и вертикальным путем. Основной целью служебной записки является информирование адресата о каком-либо факте хозяйственной жизни. Подразумевается оповещение вышестоящего управленца о совершенном правонарушении коллеги составителя или непосредственного подчиненного. Также нередко посредством рассматриваемой бумаги субъекты документируют деловую информацию и факт ее передачи другому лицу.
Следовательно, оформить записку вправе любой трудоустроенный субъект, включая самого нанимателя. Бумага, как и прочая внутренняя документация, может проходить регистрацию в соответствующем журнале, после чего направляться непосредственно адресату. Однако, такая регистрация не является законодательно необходимой.
За образцом документа уместно обращаться в кадровое подразделение компании. Впрочем, его отсутствие не является проблемой. Записка составляется довольно просто, ведь ее форма не регламентирована. Так, компания вправе закрепить общие правила составления такой документации в локальном нормативе. Обязательными элементами записки остаются:
Общая информация об ответе на служебную записку
В первую очередь необходимо отметить, что не каждая служебная записка предполагает обязательный ответ на нее. Зачастую, потребность в нем фиксируется в самом документе, либо основной текст бумаги составляется таким образом, что адресат вынужден составить ответное письмо с целью разрешения какого-либо вопроса.
Период ответа законодательно не регулируется. Практика демонстрирует, что зачастую, он подается не позднее 10 дней после поступления обращения. Также субъект при подаче служебной записки вправе указать в тексте документа желаемую дату получения.
В условиях, когда ответ требуется срочно, он может быть предоставлен буквально в день обращения. Однако, зачастую проходит около 3-х рабочих смен.
Оформление ответа на служебную записку уместно только тем субъектом, который является адресатом изначального обращения. Он должен изложить собственное видение ситуации.
Порядок составления ответа на служебную записку
Как и в случае с запиской, ответ на подобный документ должен составляться в свободном формате. Впрочем, нередко компании прописывают форму в локальном нормативе. Если образец не закреплен, то уместно полагаться на общие требования составления официальной документации.
Так, порядок оформления ответа на служебную записку включает в себя следующие шаги:
Образец ответа на служебную записку
Рассмотрев в теории, как ответить на служебную записку, и образец ответа, необходимо изучить документ с практической точки зрения.
На практике пример ответа на служебную записку выглядит следующим образом:
Начальнику производственного подразделения
Гришаеву Алексею Петровичу
От директора ООО «Марка»
Любова Леонида Павловича
на служебную записку № 45 от 05.02.2021г. начальника производственного подразделения Гришаева А.П.
о совершенствовании противопожарной системы
Предложения, обозначенные Вами в служебной записке № 45, действительно касаются актуальных вопросов, остро стоящих перед ООО «Марка». В настоящее время данные аспекты рассматриваются и утверждаются с инженером по технике безопасности, Коломойским А. М. Однако полностью решить данный вопрос в течение ближайшего рабочего месяца не представляется возможным ввиду ограниченного финансирования. Усовершенствование противопожарной системы в производственном подразделении запланировано на апрель 2021г. В настоящий момент формируется план относительно конкретных действий службы безопасности. Ваши предложения будут донесены до инженера по технике безопасности.
Директор ООО «Марка» Любов Л.П. 10.02.2021г.
Таким образом, рассматривая то, как ответить на служебную записку, необходимо отметить, что данный документ составляется в вольной форме и может содержать алгоритм решения проблемы, либо информирование субъекта о порядке разрешения имеющегося вопроса. Нанимателям рекомендуется обеспечить в кадровом подразделении образец рассмотренной бумаги.
Служебная записка: как написать, примеры и образцы
Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.
Что такое служебная записка
Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.
Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.
Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.
Виды служебных записок
Можно выделить следующие разновидности служебных записок.
Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.
Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.
Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.
Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.
Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.
На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной
Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».
Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».
Правила составления служебных записок
Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.
При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).
Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.
Как написать служебную записку
Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).
Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).
Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.
При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.
Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).
И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).
При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.
Образец служебной записки
Чем отличается служебная записка от докладной и как правильно их составить
Больше бумаги – чище совесть. Именно с этой мыслью пишется большинство документов, регулирующих работу организации. В какой срок нужно ответить на докладную, чем отличается служебная записка от докладной, как правильно ее написать – все это в данной статье.
Законодательные основы
Сразу выложим все карты на стол: законодательно для служебных и докладных бумаг никаких норм не прописано. Да, докладная упоминается в ОКУД, но только как средство проинформировать руководителя о факте нарушения трудовой дисциплины.
В то же время служебная записка – территория полной неизвестности. Тем не менее, она упоминается в различных нормативных актах и из этого можно сделать вывод, что такой вид служебной переписки имеет место быть.
Что такое докладная записка
Докладная бумага представляет собой официальный документ, который направляется вышестоящему руководству.
Это может быть начальник отдела либо управления – да кто угодно. В тексте описывается некая проблема, которая требует незамедлительного решения. Могут излагаться причины, приведшие к настоящему состоянию дел. В конце предлагаются способы разрешения данной ситуации.
Надо сказать, что данную записку можно отослать не только на имя руководителя. Она также направляется в вышестоящую организацию. Скажем, от филиала в головной офис. Главный принцип докладной записки «снизу – вверх» все равно будет соблюден.
Функции докладных
Чаще всего взаимоотношения «сотрудник – начальник» подчиняются устному принципу: «сделай то, принеси это». Редко, но руководитель может письменно изложить свои соображения на бумаге и уже официально обязать сотрудника выполнить какое-то задание.
А что же сам работник? Ведь может случиться такая ситуация, когда ему также нужно будет официально проинформировать своего руководителя о чем-либо: довести свою точку зрения до начальства, если случился конфликт с коллегами, не согласен с позицией или решениями руководства, возможно, как-то улучшить производственный процесс с помощью определенных нововведений.
И хотя считается, что докладная – это лишняя волокита и никому не нужная бумажка, в действительности она может послужить защитой или подстраховкой для своего составителя.
Классификация и назначение докладных
Докладная бумага может классифицироваться по той цели, какую она преследует.
Таблица 1. Виды докладных.
Наименование
Назначение
Ее составляют, чтобы заставить своего адресата принять какое-то решение по нужному делу, с этой целью в тексте документа излагаются обстоятельства и факты, вносятся предложения, рекомендации или выводы.
Как уже ясно из названия, доводит до сведения руководства информацию о том, как выполняется работа – то есть саму методику. Составляется оно на регулярной основе.
Доводит до руководства, что завершен определенный этап работы, выполнено задание или указание начальства.
Однако, помимо классификации по назначению, докладные записки могут быть разделены по адресату.
Видео с существенными различиями:
Внутренняя записка
Такая докладная записка адресуется его руководству подразделения и не выходит за его пределы. Пишется она на обычной бумаге и подписывается человеком, который ее и написал.
Ее примерная структура такова:
Внешняя записка
Если докладная отправляется за пределы организации, скажем, в вышестоящую структуру, то ее пишут на фирменном бланке.
Вот ее примерная структура:
Автор записки
С внутренними докладными все понятно – ее может написать любой сотрудник организации. Внешняя представляет собой переписку между подразделениями, организациями и автором здесь может быть не абы кто, а определенный человек.
Как правило, исполнителем назначается сотрудник, непосредственно занятый делом, о котором будет идти речь в докладной. Ведь руководство не может быть информировано обо всех тонкостях процесса, это невозможно физически.
Как грамотно составить
По умолчанию, докладная должна писаться в единственном числе от первого лица. Это означает, что в тексте должны быть выражения типа «довожу до Вашего сведения», «предлагаю», «прошу» и тому подобные.
Сама докладная подразделяется на составные 3 части:
Рекомендации к оформлению
Датой оформления докладной считается день, когда ее отправили внешнему адресату, а если он находится в том же структурном подразделении – то дата составления. Пишется дата арабскими цифрами. Регистрационный номер проставляется рядом с датой.
Название документа пишется по центру строки прописными заглавными буквами.
Чтобы правильно составить заголовок, нужно помнить, что он должен отвечать на вопрос: «О чем записка?», то есть начинаться с предлога о/об.
Если в качестве приложения к докладной идет пакет документов: акты, заявления, схемы и тому подобное – то они указываются до подписи отправителя.
Внутреннюю докладную подписывает сам составитель, а внешнюю – начальник подразделения. Если докладная внутренняя, но предназначена для начальника чуть повыше, ее также подписывает руководитель написавшего сотрудника.
Бывает, что докладная может растянуться на несколько листов. В этом случае каждая страница нумеруется.
Апофеозом докладной будет считаться тот момент, когда адресат напишет на ней свою резолюцию. В этом случае он уже обязан предпринять какие-то действия.