Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)
Буквы Ъ и Ь
Орфография
§ 70. Буква ъ пишется только перед е, ю, я в следующих случаях:
1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объем, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный.
2. В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-, например: трехъярусный.
3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной частицы пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.
Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон.
§ 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч, щ (см. § 75), в конце слова, например: пить, темь, конь, и в середине слова перед твердой согласной, например: молотьба, просьба, нянька, меньше.
Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:
1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твердой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
2. Для обозначения мягкости л, например: сельдь, льстить, мельче, пальчик.
Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч, щ, буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик.
Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия, гулливый.
§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:
1. В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.
2. В формах твор. пад. множ. ч., например: детьми, людьми, также четырьмя.
3. В неопределенной форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те, например: пить – напиться; исправь – исправься, исправьте; взвесь – взвесься, взвесьте.
1. В прилагательных с суффиксом -ск-, образованных от существительных на ь, например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
2. В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных, например: вишня – вишен, вишенка; бойня – боен; читальня – читален; но: баня – бань, банька; яблоня – яблонь, яблонька; также деревня – деревень, деревенька; барышня – барышень; кухня – кухонь, кухонька.
§ 75. После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:
1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь.
2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несешь – несешься, носишь – носишься, примешь – примешься.
3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь – мажься; спрячь – спрячься; ешь.
5. На конце глагола в неопределенной форме, причем буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.
6. Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.
7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.
Ъ (кириллица)
Ъ (кириллица)
Буква кириллицы Ъ | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Кириллица | ||||||
А | Б | В | Г | Ґ | Д | Ђ |
Ѓ | Е | (Ѐ) | Ё | Є | Ж | З (Ζ) |
Ѕ | И | (Ѝ) | І | Ї | Й | Ј |
К | Л | Љ | М | Н | Њ | О |
П | Р | С | Т | Ћ | Ќ | У |
Ў | Ф | Х | Ц | Ч | Џ | Ш |
Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Исторические буквы | ||||||
(Ҁ) | (Ѹ) | Ѡ | (Ѿ) | (Ѻ) | Ѣ | ІA |
Ѥ | ІѢ | Ѧ | Ѫ | Ѩ | Ѭ | Ѯ |
Ѱ | Ѳ | Ѵ | (Ѷ) | Ын | ||
Буквы неславянских языков | ||||||
Ӑ | Ӓ | Ә | Ӛ | Ӕ | Ғ | Ӷ |
Ҕ | Ӗ | Ҽ | Ҿ | Ӂ | Җ | Ӝ |
Ҙ | Ӟ | Ӡ | Ӥ | Ӣ | Ӏ | Ҋ |
Қ | Ҟ | Ҡ | Ӄ | Ҝ | Ԟ | Ӆ |
Ӎ | Ҥ | Ң | Ӊ | Ӈ | Ӧ | Ө |
Ӫ | Ҩ | Ҧ | Ҏ | Ҫ | Ҭ | Ӳ |
Ӱ | Ӯ | Ү | Ұ | Ҳ | Һ | Ҵ |
Ӵ | Ҷ | Ӌ | Ҹ | Ӹ | Ҍ | Ӭ |
Примечание. Знаки в скобках не имеют статуса (самостоятельных) букв. |
Ъ, ъ — 28-я буква русского алфавита, называется твёрдый знак (до реформы 1917—1918 годов — 27-я по счёту, называлась «еръ») и 27-я буква болгарского алфавита, называется ер голям («большой ер»); в других славянских кириллических алфавитах отсутствует: её функции при необходимости выполняет апостроф (русск. съезд — укр. з’їзд — белор. з’езд ). В старо- и церковнославянской азбуках носит название «ѥръ» и «еръ» соответственно, смысл которого (впрочем, как и смысл названий некоторых других кириллических букв) неизвестен. В кириллице обычно считается 29-й по порядку и выглядит как ; в глаголице по счёту 30-я, выглядит как . Числового значения не имеет. Происхождение глаголической буквы принято объяснять как модификацию буквы О ( ); кириллическую тоже связывают с О, к которой сверху что-то пририсовано (в древнейших кириллических надписях попадаются подобные формы).
Содержание
Старо- и церковнославянский язык
Примерно до середины XII века буква Ъ обозначала сверхкраткий (редуцированный) гласный среднего подъёма. После падения редуцированных перестала обозначать какой-либо звук во всех славянских языках, кроме болгарского (в нём в определённых позициях подобный звук ɤ сохранился поныне, вместе с его обозначением буквой Ъ: съвременната българска азбука). Однако на письме использование этой непроизносимой буквы было небесполезным: она помогала правильно разбивать слово на слоги, а строку — на слова (до перехода к повсеместному применению пробелов): къБогомъизъбраномуцарю. В позднейшей церковнославянской письменности употребляется по традиции:
В некоторых случаях (преимущественно на конце предлогов и приставок) ер может заменяться надстрочным знаком, называемым «ерок».
Русский язык
До реформы русского правописания в 1917—1918 гг. буква Ъ использовалась по тем же церковнославянским правилам, только без слов-исключений. В отличие от нынешней орфографии, разделительный Ъ ставился не только перед буквами йотированных гласных, но и в некоторых других случаях, вроде съэкономить, разъикаться, двухъаршинный и т. п. (в том числе он позволял различать на письме слова подарочный и подъарочный). Однако разделительный Ъ был крайне редок (как, собственно, и сегодня), а достаточно бесполезный Ъ в конце слов занимал примерно 4 % объёма текста и, по подсчётам Л. В. Успенского, до реформы правописания на него ежегодно уходило около 8,5 млн лишних страниц.
Избыточность оконечного Ъ была замечена давно; его могли не использовать при передаче телеграфных сообщений, в скорописи и даже в некоторых книгах (практика печати без Ъ начала было распространяться в 1870-е, но скоро была запрещена).
При проведении реформы буква Ъ в качестве разделительного знака сохранялась; но для борьбы с издателями газет и журналов, не желавшими подчиняться распоряжениям новой власти, декретом ВСНХ от 4 ноября 1918 г. литеры и матрицы буквы были изъяты из типографских касс. В результате в качестве разделительного знака распространилось суррогатное обозначение с помощью апострофа (под’ём, ад’ютант); такое написание стало восприниматься как часть реформы, хотя на самом деле с точки зрения декрета оно являлось ошибочным. Одно время (в конце 1920-х — начале 1930-х) оно распространилось и на книгоиздание, а в машинописи продержалось практически до нашего времени (для экономии числа клавиш дешёвые пишущие машинки делались без Ъ).
В современной русской орфографии Ъ употребляется только как разделительный знак между согласной и гласной. Чаще всего используется на стыке приставки и корня («объявление», «подъезд», «панъевропейский», «трансъямальский»), включая «сросшиеся» с корнем в современном русском языке исторические приставки в некоторых заимствованных словах («адъютант», «инъекция», «фельдъегерь») либо двух примыкающих полных (не сокращённых!) основ в сложных словах («трёхъярусный») перед йотированными буквами е, ё, ю, я и означает йотированное («раздельное») их произношение без смягчения предшествующего согласного. Перед другими гласными Ъ может появляться только в транскрипции иностранных имен и названий: Чанъань, Дзюнъитиро и т. п.
Замечено также использование твёрдого знака перед согласными (в названиях койсанских языков: къхонг, къган-къне и т. п.), хотя допустимость таких написаний с точки зрения русской орфографии весьма сомнительна.
Не должен употребляться в таких сложных словах, как минюст, партячейка.
Другие славянские языки
Из сербского алфавита буква Ъ была исключена в середине XIX века в ходе реформы Вука Караджича; разделительный знак перед йотированными гласными там не нужен, так как йот пишется явно, а твёрдые и мягкие согласные обозначаются разными буквами: подјармити (под + јармити) — пођачити (по + ђачити, от ђак «ученик»).
Только в болгарском правописании буква Ъ обозначает специфический гласный звук, по произношению примерно равный румынскому î, то есть находящийся где-то между «ы» и «э» русского языка. До реформы 1946 года ер голям использовалась и формально в конце слов — Бѣлградъ (Белград), миръ (мир), свѣтъ (свят).
В украинском письме XIX века буква Ъ употреблялась только в старых вариантах орфографии: в «ерыжке» и в системе Максимовича — как разделительный знак, и в конце слов; в «кулишовке» — только как разделительный знак; в позднейшей «желеховке» и в созданном на её основе нынешнем правописании заменена апострофом.
В белорусском и македонском письме буквы Ъ не было с самого начала создания для них самостоятельных алфавитов нового времени.
В македонском письме звук ъ передаётся апострофом — ’рж (ърж), или подразумевается — Брвеница (Бървеница).
Неславянские языки
Варианты начертания
Начертание буквы Ъ разнообразно большей частью размерами при сохранении формы: в уставе она целиком в строке, в полууставе может как быть в строке, так и выступать своей верхней частью вверх, покрывая ею предыдущую букву, но занимая меньше места по ширине. Подобная «высокая» форма вошла и в первые варианты гражданского шрифта и была основной до середины XVIII века.
В некоторых вариантах гражданского шрифта высокая строчная буква ъ теряла свой крючок, то есть по форме была тождественна с латинской строчной b (тогда как строчная ь имела нынешний вид).
В некоторых полууставных рукописях и старопечатных книгах (например, в «Острожской Библии» Ивана Фёдорова) встречается также изображение буквы Ъ с засечкой слева, опускающейся до земли (то есть в виде склеенных гъ), хотя чаще знак такой формы обозначал букву ять.
Таблица кодов
Кодировка | Регистр | Десятич- ный код | 16-рич- ный код | Восьмерич- ный код | Двоичный код |
---|---|---|---|---|---|
Юникод | Прописная | 1066 | 042A | 002052 | 00000100 00101010 |
Строчная | 1098 | 044A | 002112 | 00000100 01001010 | |
ISO 8859-5 | Прописная | 202 | CA | 312 | 11001010 |
Строчная | 234 | EA | 352 | 11101010 | |
KOI 8 | Прописная | 255 | FF | 377 | 11111111 |
Строчная | 223 | DF | 337 | 11011111 | |
Windows 1251 | Прописная | 218 | DA | 332 | 11011010 |
Строчная | 250 | FA | 372 | 11111010 |
В HTML прописную букву Ъ можно записать как Ъ или Ъ, а строчную ъ — как ъ или ъ.
Письмо буквы «твердый знак». Написание слов с твердым знаком
Цель: Научить писать букву Ъ, соединение с Ъ, формировать представление о том, в каких случаях пишется Ъ, формировать графические навыки, развивать устную и письменную речь, способствовать развитию логического мышления, внимания, глазомера.
I. Слайд 1.
Учитель.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.
У. Почему каждый урок является важным?
Дети. Мы будем учиться писать букву.
— Если мы не научимся писать какую-то букву, мы не сможем писать слова и предложения
Рефлексия.
Проводится диагностика (учитель считает, сколько каких шариков и записывает это на доске под шариками этих же цветов.)
У.Я смотрю, что почти все ребята пришли на урок с хорошим настроением: Саша, Миша, Катя, почему вы грустите:
Д. Я сегодня не выспался
— У меня грустное настроение, потому что снова на улице пасмурно.
— А у меня сегодня мама ушла на работу на сутки.
У. Я надеюсь, что ваше настроение улучшится.
Подготовка к новому материалу. Закрепление пройденного.
Д: Я думаю что, это алфавит, так как в нём 33 буквы.
— Ёще эту страну можно назвать Азбука.
У: Как зовут этих богатырей?
Д: Их зовут буквами.
У: Начнём наш урок с повторения нескольких прописных букв алфавита. Чтобы вы лучше писали, подготовим глаза, провёдем гимнастику для глаз.
II. Слайд 2 (гимнастика для глаз)
У: Откройте тетрадь на двадцать четвертой странице. Прочитайте буквы на верхней строке. Какие это буквы?
Д: Это маленькие буквы.
— Они ещё называются строчные.
У: Какие буквы нам необходимо записать. Что это за буквы? д: Нам надо вспомнить и написать прописные буквы, их можно
назвать заглавные, большие.
У: Для чего их нам надо уметь писать?
Д: С большой буквы мы пишем имена, отчество, фамилии.
— С заглавной буквы пишутся географические названия.
— С большой буквы всегда начинаем писать предложение.
У: Давайте вспомним алгоритм написания этих букв.
III. Слайд 3.
У: Пишем мы внимательно, красиво и старательно.
У: Придумайте слова, чтобы они писались с данных заглавных букв.
Ученики называют слова: Шура, Шарапов, Щукин, Эдик, Эмма, Юля, Яша, Яна.
Д. Ещё с этих прописных букв будем писать слова, если они начинают предложение.
Объяснение нового материала.
У. Почему мы не нашли прописные буквы ко всем строчным?
Д. Мы не написали к букве Ы, потому что нет слов на эту букву.
— Не написали к Ь, потому что он никогда не начинает слово.
— С Ъ знака тоже не начинаются слова.
У. Если посмотреть на эти три буквы, какая из них лишняя?
Д. Я думаю, что буква Ы, она обозначает гласный звук [Ы] а Ъ и Ь не обозначают.
У.Сегодня на уроке мы научимся писать Ъ и ещё раз вспомним, когда он пишется в словах.
У.Рассмотрите правописание ъ, какие буквы в нём спрятались?
Д. Здесь спрятались буквы ч и ь.
У. Чтобы мы хорошо написали, ъ вспомните правописание этих букв и пропишите строчку.
У. Что вы знаете о букве ч?
Д. Это буква обозначает согласный звук [ч’]
— Он глухой согласный.
— Ещё звук [ч’] не имеет пары.
У. Что вы знаете о Ь?
Д. Мягкий знак показывает мягкость предшествующего согласного.
— Мягкий знак бывает ещё и разделительный, пишется после согласного перед буквами гласного (я, е, ё, ю, и)
У. Посмотрите, как пишется ъ
Звучит песня о Ъ, дети танцуют.
У. Что сказано в тексте о правописании ъ знака в словах?
Д. Ъ пишется после приставок на согласный перед буквами гласного я, е, ё, ю
У. Посмотрите ниже в тетради, после каких согласных пишется Ъ
Д. Ъ знак пишется после твёрдых согласных.
У. давайте возьмем синий карандаш и зажжём фонарики.
У. Перед какими буквами пишется буква Ъ?
Д. Перед буквами гласного Я, Е, Ю, Ё
У. Давайте возьмем красный карандаш, зажжём фонарики. Пропишите каждую строку до конца, обратите внимание на соединение твёрдого знака с другими буквами.
У. В каких словах могут встретиться данные соединения?
Д. Въехал, съёмка, объявление, объяснение, предъюбилейный, адъютант.
У. Вы хорошо поработали, постарались написать, запомнили правило о написании Ъ. Молодцы! Слова с ь и ъ знаками пишутся в словах и предложениях. Что такое предложение?
Д. Предложение — это всем понятная законченная мысль.
У. Что вы ещё знаете о предложении?
Д. Предложения пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставятся точка, восклицательный знак, вопросительный зн ак, может быть многоточие.
— Они ещё называются основой предложения.
— Все слова в предложении связаны по смыслу между собой.
У. Прочитайте задание, что значит распространить предложение?
Д. Это значит, что в предложение нужно добавить слова.
— Можно добавить, какой Илья.
— Можно сказать о том, что он пишет, чем пишет, где пишет, кому пишет.
У. Подумайте, какие предложения можно составить.
Д. Илья пишет письмо другу.
— Илья пишет письмо бабушке.
— Внимательный Илья пишет письмо дедушке.
— Любящий Илья пишет письмо бабушке.
У. Напишите предложение, которое вам больше всего понравилось.
У. А теперь немножко поиграем в соображалки. Прочитайте слово внизу, как оно связано с темой нашего урока?
Д. В этом слове есть ъ знак, который мы учились писать.
У. Как вы понимаете значение этого слова?
Д. Я думаю, — съёжился — это значит свернулся.
— Мне кажется — это значит, сжался, согнулся.
У. В словаре Ожегова это слово объяснено так.
VI. Слайд 6
Д. Я думаю, что съёжиться можно ещё и от страха, от сильного звука.
— Съёжиться можно ещё и от плохих слов, неприятностей.
У. Согласна, поэтому старайтесь говорить только хорошие, добрые слова друг другу.
У. А теперь найдите, какие слова спрятались в этом слове и напишите.
У. Какие слова вы написали?
Д. Я написала слова ёж и жил.
У. Какую букву учились писать на уроке. Что вам понравилось на уроке.
Рефлексия: Возьмите шарики и покажите своё настроение. Проводим диагностику.