Создаем театральную рецензию
Как написать театральную рецензию
Театральная рецензия – самый популярный жанр театральной критики, цель которого – рассказ о спектакле. Рецензия должна быть посвящена именно спектаклю, а не пьесе. Для написания рецензии необходимо “прочитать” спектакль, понять режиссера, его концепцию, которая воплощается через мизансцены, актеров, сценографию, музыкальное сопровождение. Рецензия, как любой жанр, имеет свою структуру. Существуют нормы написания рецензии, и существует структура рецензии: нужно идти от общего к частному.
Вначале должен быть общий тезис: о чем спектакль. В рецензии возможно описание ключевых мизансцен, каких-то эпизодов, работы актеров. В процессе написания рецензии нужно внимательно обращаться с театральными терминами. Чтобы избежать неправильного употребления, лучше всего заглянуть в словарь. Очень важно не сбиваться на “нравится” или “не нравится”. Это из области зрительского комментирования спектакля. Такие фразы, как “порадовал актер”, “была убедительна в роли”, “хорошо справилась с ролью”, лучше не использовать. Они не несут никакой информации для потенциальных зрителей и для актеров. Еще одной частой ошибкой является пересказ сюжета. Если это и нужно делать, то очень изящно и кратко. И очень важно не говорить об открытиях, когда их не было. А это часто встречается из-за недостатка опыта у рецензента, незнания истории театральных постановок. Рецензия – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух спектакля, чтобы читатель захотел или не захотел его посмотреть.
Советы по написанию рецензии:
Вы можете использовать следующие слова и сочетания:
важно отметить, что…, в моем восприятии…, больше всего меня впечатлило…, исполнитель главное роли, доминировали актеры, очень удачным мне кажется решение режиссера…, цвето-световое решение, костюмы актеров, декорации были призваны передать…, оригинальные находки, показалось лишним, не хватило для восприятия, разрушило мои представления, заставило задуматься, осталось в памяти…
«Как писать рецензию на спектакль»
РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ Подготовила
РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ
Подготовила Е. А. Букурова – педагог МАУДО «Дом детского творчества МО Староминский район Краснодарского края
Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики
Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.
Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке
Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персонажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.
Этапы создания рецензии Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре…
Этапы создания рецензии
Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
Просмотр спектакля.
Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
Непосредственное написание критической статьи.
План рецензии (примерный) Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки
План рецензии (примерный)
Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
Оценка актерской игры.
Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность
Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов. ).
Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).
Итак, в начале каждой рецензии необходимо подать сухие общие сведения о спектакле, чтобы читатель составил общее впечатление о нем
Итак, в начале каждой рецензии необходимо подать сухие общие сведения о спектакле, чтобы читатель составил общее впечатление о нем. «Пигмалион» Бернард Шоу, перевод с английского Е.Калашниковой Постановка — Галины Волчек
Художник — Павел Каплевич
Премьера — 22 декабря 1994 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность — 3 часа 15 минут.
Далее приступаем к анализу произведения, помня о том, что первый абзац должен заинтересовать читателя
Далее приступаем к анализу произведения, помня о том, что первый абзац должен заинтересовать читателя.
Для этого рецензенты используют различные приемы: описание начала постановки; краткий анализ места пьесы среди других театральных постановок; описание примечательной особенности.
После вступления необходимо дать оценку спектакля по указанным выше параметрам, при этом должна быть четко видна позиция автора.
Советы по написанию рецензии:
Советы по написанию рецензии:
До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
Посмотрите спектакль сами.
Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля
Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,
Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора. ), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
Обязательно приводите аргументы.
Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.
Основные ошибки написания театральной рецензии
Основные ошибки написания театральной рецензии
Особенности рецензирования постановок для детской аудитории
Особенности рецензирования постановок для детской аудитории
Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.
Рецензия на спектакль – это продукт творчества
Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.
Как написать рецензию на спектакль, фильм или книгу?
Что такое рецензия
Рецензия — это жанр журналистики, в том числе научной и художественной критики. В ее основе лежит критическая оценка произведения искусства, науки, журналистики (кинорецензия, рецензия на спектакль, на литературное произведение, мультфильм, научную работу…).
Как и зачем
Чтобы понять «как?» неплохо бы для начала определиться с вопросом «зачем?». Чего мы хотим добиться написанием рецензии: просто поделиться с аудиторией своим впечатлением от статьи, книги, фильма или спектакля, попытаться проанализировать и понять замысел автора, дать объективную (или напротив максимально субъективную оценку), просто передать известные нам факты и информацию.
И вот уже от ответов на эти вопросы будет зависеть алгоритм написания будущей рецензии, перед нами начнёт вырисовываться её будущая канва и фабула. Правильное понимание конечной цели – одно из непременных условий написания удачной рецензии.
Цель рецензии— информировать о новом произведении, дать ему критическую оценку, указать на сильные и слабые его стороны. Рецензия должна привлечь внимание общественности к исследуемому вопросу и подсказать, что стоит ее внимания, а что — нет.
Жанровые особенности
Как правило, рецензия пишется в публицистическом стиле, носит полемический характер, также может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой статье. Она должна быть объективной, поэтому в ней не допускается использование личной эмоциональности, грубых сравнений, изложение субъективных мыслей. Все высказанные суждения должны иметь четкие аргументы (примеры из текста, постановки, стиля, авторской позиции и т. п.). Написание рецензии предусматривает употребление терминов сферы искусства, к которому относится анализируемое произведение.
Рецензия на спектакль в театре
Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.
Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персонажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.
Структурированность
Любой осмысленный текст должен быть правильно структурно организован. Нельзя, чтобы он быть похож на беспорядочный поток мыслей, напоминающий вышедшую из берегов реку. Структура и упорядоченность позволят и читателю лучше ориентироваться в тексте и самому автору дадут некоторые «якоря» и контрольные точки, чтобы он не «заблудился» в собственном опусе. Толково оформленный и правильно организованный текст лучше воспринимается и запоминается, не заставляет читателя самостоятельно выделять логические блоки, даёт возможность сосредоточиться на сути сказанного. Вообще грамотно структурированная рецензия – один из признаков уважения автора к читателю.
Объективность
Пожалуй, самое слабое и «больное» место как в рецензировании художественных произведений в целом, так и в сфере кино и театра, в частности. Абсолютная объективность недостижима в принципе, ибо личность автора невозможно отделить от его работы. Тем более написание рецензии предусматривает авторский анализ произведения и его оценку. Тем не менее объективность – это то, к чему нужно стремиться, если желаете написать хорошую рецензию, которая не будет выглядеть предвзятой и однобокой. Прежде всего стоит избегать категоричности в оценках, нельзя позволять себе безапелляционные суждения и поверхностные выводы. Мы должны дать пищу для размышлений, а не навязывать готовые формулировки, не пичкать никого шаблонными суждениями и стереотипами.
Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:
Информативность
Качественная рецензия – это прежде всего информация. Рассуждения и анализ, безусловно, нужны, но сперва хорошо бы просветить аудиторию о чём идёт речь, дать ей некоторые факты. Познакомить с сутью и фабулой произведения. Не стоит скатываться в форму прямого пересказа, но набросать картину для понимания мы обязаны. Информативность – это не только фактология и передача основных сюжетных ходов, но и умение поделится вторичной информацией, которая может ускользнуть от аудитории, или просто быть ей не знакомой.
Читателю должно быть интересно
Это непременное условие успешности вообще любого вида творчества, а не только рецензии. Мы пишем не для того, чтобы излить свои мысли на бумагу, а чтобы вступить с читателем в диалог, повести его за собой и ему должно хотеться пойти за нами. Повествование должно быть живым и небанальным, не надо перегружать его излишними громоздкими метафорами, излишним сарказмом и неуместным юмором. Хотя юмор должен присутствовать несомненно, иначе мы рискуем вызвать вывих челюсти у читателя от зевоты. С другой стороны, не надо забывать, что пишем именно рецензию на то или иное произведение, а не создаём самостоятельное, которое к исходному будет иметь мало отношения. К сожалению этим грешат многие даже довольно известные авторы.
План рецензии (примерный)
Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу план рецензии на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.
Советы по написанию рецензии:
Основные ошибки написания театральной рецензии
Секрет написания хорошей рецензии достаточно прост. Понимайте, что вы пишете, для чего, на какую аудиторию ориентируетесь, какую мысль хотите ей донести. Приведите в порядок и текст и свои собственные мысли. Постарайтесь быть максимально объективны, отбросьте предвзятость и излишние эмоции. Поделитесь информацией, которой владеете, не «утопите» её в рассуждениях. Будьте интересны и небанальны, пытайтесь увлечь и заинтересовать. Универсального рецепта как написать хорошую рецензию нет и быть не может, но, хочется надеяться, что наши советы смогут помочь многим.
Если вы хотите попробовать свои силы в написании рецензий, тогда вы можете:
Мы внимательно прочитаем ее и укажем на сильные и слабые стороны. А самые лучшие окажутся на страницах нашего сайта за вашим авторством! Дерзайте!
Школа журналистики
Лучшие онлайн-курсы на русском языке
Как написать театральную рецензию?
Елена Гуляева
Рецензия – весьма популярный жанр театральной критики, целью которой является рассказ о спектакле. Театр – тот вид искусства, который нуждается не только в осмыслении, но и быстром отклике зрителя. Художественное произведение или, скажем, скульптура обладают способностью фиксировать то или иное событие, воспоминание, впечатление. Театральный спектакль, в свою очередь, происходит «здесь и сейчас». Иными словами, занавес опускается, и представление исчезает безвозвратно. Важно учитывать, что каждый спектакль отличается от предыдущего: меняется эмоциональное напряжение, акценты, смысл.
Журналист должен понимать, что рецензия посвящена именно спектаклю, а не пьесе. Как же написать отзыв? Необходимо научиться «читать» спектакль: понять задумку режиссера, концепцию постановки, воплощаемую через игру актеров, музыкальное сопровождение, художественное оформление и др. Театральная рецензия имеет определенную структуру. Следует начать с общего тезиса – лаконично сформулировать основную мысль просмотренного спектакля. Допускается описание ключевых мизансцен – расположение исполнителей, предметов и декораций на сцене в тот или иной момент действа. При этом стоит уделить внимание и основным компонентам (текст, движения актеров), и дополнительным элементам (свет, музыка, цвет и др.) Можно рассказать о ключевых эпизодах, игре актеров и других выразительных средствах, используемых автором. Виртуозное построение мизансцены свидетельствует о том, что режиссер способен мыслить пластическими образами, передавать чувства и эмоции через движения актеров. Сотрудник средств массовой информации, которому поручено написать рецензию, должен аккуратно использовать театральные термины. Лучше лишний раз открыть словарь. В процессе написания рецензии важно не сбиться на «нравится» и «не нравится». Оставим эти термины простому зрителю. Не следует использовать в тексте следующие фразы: «порадовал актер», «хорошо справился с ролью» и др. Они не несут никакой информации для читателя. Еще одной ошибкой является изложение сюжета. Пересказать, конечно, можно, но емко и изящно.
Существует ряд советов для автора рецензии:
— провести предварительную работу: прочитать пьесу, узнать, в каких театрах ее ставили;
— работать на следующий день после просмотра спектакля, чтобы сравнить первое впечатление с послевкусием;
— рассказать в нескольких словах о театре, режиссере и других его постановках;
— написать разбор идейного содержания (какую основную мысль старался донести автор, атмосфера спектакля и др.);
— проанализировать важные эпизоды;
— отметить оригинальные решения;
— оценить игру артистов;
— рассказать о световых и цветовых решениях постановки;
— указать фамилии актеров, которые действительно поразили;
— оценить работу костюмера, постановщика танцевальных номеров, гримера;
— поделиться личными впечатлениями.
Помните, первоочередная задача журналиста – передать в рецензии дух спектакля, чтобы у зрителя появилось желание переступить порог театр и составить собственное мнение об увиденном.
⇒ Онлайн-курс «Основы журналистики» для всех желающих
⇒ Онлайн-курс «Будущий профессионал» для поступающих на журфак
⇒ Лучшая группа по журналистике во ВКонтакте по этой ссылке
⇒ Лучший аккаунт по журналистике в Инстаграме по этой ссылке
Здесь есть всё, чтобы стать профессионалом!
________________________________
Как написать рецензию на спектакль: образец
Очень важным сегодня является умение человека давать критическую оценку чему-либо. Во многих сферах это можно сделать посредством написания рецензии, которая, в свою очередь, имеет определенные правила создания. О том, как ее писать, рассказывается в нашей статье.
Рецензия как жанр
Рецензия — это жанр журналистики, в том числе научной и художественной критики. В ее основе лежит критическая оценка произведения искусства, науки, журналистики (кинорецензия, рецензия на спектакль, на литературное произведение, мультфильм, научную работу. ).
Для чего нужна рецензия?
Цель рецензии— информировать о новом произведении, дать ему критическую оценку, указать на сильные и слабые его стороны. Рецензия должна привлечь внимание общественности к исследуемому вопросу и подсказать, что стоит ее внимания, а что — нет.
Жанровые особенности
Как правило, рецензия пишется в публицистическом стиле, носит полемический характер, также может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой статье. Она должна быть объективной, поэтому в ней не допускается использование личной эмоциональности, грубых сравнений, изложение субъективных мыслей. Все высказанные суждения должны иметь четкие аргументы (примеры из текста, постановки, стиля, авторской позиции и т. п.). Написание рецензии предусматривает употребление терминов сферы искусства, к которому относится анализируемое произведение.
Рецензия на спектакль в театре
Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.
Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персонажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.
Этапы создания рецензии
Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов:
Структура рецензии
Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:
І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения и т. д.).
ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.
IIІ. Выводы о художественных достоинствах исследуемой постановки и его значимости для театральной и общественной жизни.
План рецензии (примерный)
Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу план рецензии на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.
Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.
Советы по написанию рецензии:
Основные ошибки написания театральной рецензии
Образец рецензии на спектакль
В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.
Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.
Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре. Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.
Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.
Порадовал своим мастерством заслуженный артист России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может «взорваться» в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.
Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека-мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.
С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.
На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер Владимир Зайцев, игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма.
Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля.
Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела.
Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно-смысловую нагрузку.
Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров.
В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера-постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.
Особенности рецензирования постановок для детской аудитории
Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.
Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.