ЛОДЬЯ, ЛАДЬЯ
(сев.) — грузовое парусное палубное судно, вышедшее из употребления, с грузоподъемностью 15—30 т, с осадкой кормы 1,2—2,7 м (4—9 фут.).
Смотреть что такое «ЛОДЬЯ, ЛАДЬЯ» в других словарях:
ЛОДЬЯ — ЛОДЬЯ, ладья, см. ладить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Лодья — (ладья) морское и речное парусно весельное судно славян VI XIIIвв., затем поморов, приспособленное для дальних плаваний. Длина до 20 м,ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов. Вооружение: таран, метательные машины. Строительство ладей прекращено в… … Морской словарь
Ладья Русич — У этого термина существуют и другие значения, см. Русич. Файл:Ladia Rusich.jpg Ладья РУСИЧ в Средиземном море Ладья Русич моторно парусно гребное судно, скопировано с плавательных средств, которыми пользовались варяги и древние славяне в X XII… … Википедия
ладья — (лодья), 1) мореходное вёсельно парусное судно викингов с симметричным носом и кормой длиной до 40 м и большим числом гребцов. 2) Мореходное вёсельно гребное судно восточных славян. Северные трёхмачтовые ладьи поднимали до 200 т груза, имели… … Энциклопедия техники
ЛАДЬЯ — (сев.) см. Лодья. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Ладья поморское судно, распространенное в 13 14 вв. (в несколько измененном виде просуществовало до 19 в.). Ладья. для … Морской словарь
ЛАДЬЯ — лодья, парусно гребное судно вост. славян 6 13 вв., предназнач. для торговых плаваний и боевых походов.. Дл. 20 м, шир. 3 м, грузоподъёмность 15 т, вмещала 40 чел. и более с провиантом и снаряжением. Имела мачту с небольшим прямым парусом и вёсла … Большой энциклопедический политехнический словарь
ЛАДЬЯ — лодья, парусно гребное судно восточных славян VI XIII вв., предназначенное для торговых плаваний и боевых походов. Длина 20 м, ширина 3 м, грузоподъемность 15 т. Вмещала 40 человек и более с провиантом и снаряжением. Имела мачту с небольшим… … Морской энциклопедический справочник
ладья — исторически неправильная форма вместо лодья; см. лодка … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
ЛАДЬЯ — (лодья), 1) мор. и речное парусно гребное судно вост. славян 6 13 вв., предназнач. для боевых походов и торговых плаваний. По конструкции первонач. однодеревки, позднее набивались доски (набойная Л.) или полностью делались из досок (дощатая Л.).… … Военный энциклопедический словарь
ладья — I Любопытно, что это слово – результат языковой ошибки; правильно было бы лодья, ведь это слово одного корня с лодкой. В названии города на реке Свирь – Лодейное Поле (там царь Петр приказал построить верфи для строительства кораблей) сохранилось … Этимологический словарь русского языка Крылова
ЛАДЬЯ
Смотреть что такое ЛАДЬЯ в других словарях:
ЛАДЬЯ
шахматная фигура. Ее первоначальное имя — рока, что значит судно или ладья. Персы сделали из него рук (воин, борец): Л. у них изображалась воином на бо. смотреть
ЛАДЬЯ
ЛАДЬЯ
ладья 1. ж. 1) а) устар. Гребное или парусное судно. б) Лодка. 2) Сосуд, ваза, имеющие форму лодки. 2. ж. Шахматная фигура в виде башни, двигающаяся вдоль и поперек доски по прямой; тура.
ЛАДЬЯ
ладья 1. ж. поэт. (лодка)boat 2. ж. шахм.rook, castle
ЛАДЬЯ
ЛАДЬЯ
Ладья — шахматная фигура. Ее первоначальное имя — рока, что значит судно или ладья. Персы сделали из него рук (воин, борец): Л. у них изображалась воин. смотреть
ЛАДЬЯ
ЛАДЬЯВ сюжете переплывания вод смерти и возвращения в реальный мир душа умершего или заходящее солнце отправляются в преисподнюю на Л. смерти и возвращ. смотреть
ЛАДЬЯ
лодья, парусно-гребное судно восточных славян VI—XIII вв., предназначенное для торговых плаваний и боевых походов. Длина 20 м, ширина 3 м, грузоподъемность 15 т. Вмещала 40 человек и более с провиантом и снаряжением. Имела мачту с небольшим прямым парусом и весла в один ряд. Строилась Ладья по той же технологии, что и челны. По конструкции Ладьи первоначально однодеревки, а с X в.— набойные суда. Легкость и малая осадка Ладьи позволяли киевским дружинам проходить пороги в устье Днепра и совершать походы по Черному, Азовс-кому и Каспийскому морям, перетаскивая Л. волоком из Дона в Волгу и обратно. В 907 году князь Олег с дружиной совершил поход на многих Ладьях и челнах в Константинополь (Царьград) и завоевал его. В XII в. появились палубные Ладьи, на которых гребцы располагались в трюме, а воины на дощатой палубе. На одинаково заостренных оконечностях имелось по рулевому веслу (потеси), что позволяло, не разворачивая Ладью, менять направление движения. В древнем Новгороде, выделившемся к XII в. из состава Киевской Руси и завязавшем оживленную морскую торговлю с прибалтийскими странами и Востоком, а затем и у поморов — северных славян, заселивших побережье Белого (тогда Мурманского) моря, появляется так называемая морская, или заморская, Ладья, предназначенная для дальних плаваний „за моря» и зверобойного промысла. Это уже полностью наборное плоскодонное судно с транцевой кормой и навесным рулем. В XIII-XIV вв. длина этой Ладьи достигала 18 — 25 м, ширина 5—8 м, высота борта 2,5—3,5 м, осадка 1,2—2,7 м, грузоподъемность 130-200 т. Корпус разделялся переборками на 3 отсека с люками в палубе. В носовом отсеке размещалась команда (25—30 человек) и стояла кирпичная печь для приготовления пищи, в кормовом находился рулевой или капитан (кормщик), в середине грузовой трюм. Имела бушприт и 3 мачты: первые 2 с прямыми рейковыми парусами, последняя с гафельиым. Площадь парусов достигала 460 м², что позволяло при попутном ветре проходить до 300 км в сутки. Набор крепили нагелями или гвоздями и обшивали досками вгладь. Щели конопатили мхом и смолили. Два якоря поднимались обычным воротом. В XVI в. грузоподъемность поморской Ладьи достигла 300 т. Позднее этот тип судна распространился в Сибири и на Дальнем Востоке. В начале XVIII в. на Ладье „Восток» первом морском судне, построенном на Дальнем Востоке, русские геодезисты (И. М. Еврсинов и др.) совершили плавание на Камчатку и Курильские острова.
ЛАЗ, вырез овальной или круглой формы без закрытия в сплошных и облегченных флорах, днищевых стрингерах. Служит для проникновения людей через конструкцию листовых балок, расположенных внутри цистерн, отсеков, танков. Минимальный размер овальной Ладьи 400X450 мм, круглой— 450 мм, а максимальный не более половины высоты днищевой балки. Ладьи ослабляют конструкцию и потому не допускаются в наиболее нагруженных связях — в средней части вертикального киля.
. смотреть