Как правильно пишется «поднимется»?
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
ПОДЫМАТЬ или ПОДНИМАТЬ, как правильно?
Слово «поднимать» является общеупотребительным, соответствующим нормам современного русского литературного языка.
В разговорной речи сосуществуют похожие слова «подымать» и «поднимать». Какому слову отдать предпочтение? Какое из них лучше употреблять в своей речи?
Если мы заглянем в словари русского языка, то обнаружим, что рассматриваемые глаголы в прямом смысле обозначают одно и то же: «придать чему-либо вертикальное, стоячее или более высокое положение».
Эти глаголы отвечают на вопрос: что делать? Определим у них грамматическую категорию несовершенного вида. Их видовой парой является глагол совершенного вида (что сделать?) «поднять».
Ломаной извилистой линией накидывает море пемзу, пробку, ракушки, водоросли, самое легкое и невесомое, что оно могло поднять со дна (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
На этом, пожалуй, сходство рассматриваемых слов заканчивается. Но все же отличие у этих глаголов есть, и не только фонетическое, но и морфемное. Сравним, например, их морфемный состав:
Понаблюдаем за изменением по лицам и числам глагола «поднимать»:
В Орфоэпическом словаре русского языка автор И. Л. Резниченко предупреждает, что возможны только в разговорной речи глагольные формы :
Сделаем вывод, что нормативным является слово «поднимать», которое характерно для современного русского литературного языка.
Но видно им были даны соответствующие инструкции, потому они решили не поднимать тревогу и вернулись к своим занятиям (Р. Л. Стивенсон. Алмаз раджи).
Более десяти человек бросились поднимать лошадей и приводить в себя перепуганного кучера (Элизабет Вернер. В добрый час).
Лошади шумно вбегали теперь табуном на середину речки, поднимая тучи брызг (Чингиз Айтматов. Прощай, Гульсары!).
С большого брига, стоявшего рядом с нами, доносилась музыка и песни матросов, которые поднимали якорь, готовясь выйти в море (Г. Р. Хаггард. Копи царя Соломона).
Глагол «подымать» и его формы принадлежат только разговорной речи.