«ПОНИМАТЬ» — проверочное слово к букве «И»
Проверочное слово к слову «понимать» невозможно подобрать из-за чередования в корне родственных слов. Чтобы узнать, что в корне слова «понимать» пишется буква «и», применим правило орфографии.
При произношении этого глагола ударным является гласный суффикса:
Морфемный состав поним а́ ть — корень/суффикс/окончание
По этой причине возникает затруднение в написании буквы «и» или «е» в корне слова:
«пон и мать» или «пон е мать»?
Правописание слова «понимать»
Чтобы убедиться в написании буквы «и» в корне исследуемого глагола, прежде обратимся к родственным словам и определим в их составе корень:
В русском языке глагол несовершенного вида «понимать» соотносится с глаголом совершенного вида «понять». Эти родственные глаголы употребляются в речи в значении:
Как видим, в корне родственных слов чередуются элементы -я-/-им-. Это историческое чередование невозможно доказать ударением с помощью проверочного слова. В написании интересующего нас слова применим правило орфографии.
ПравилоВ корне с -им-/-ин- пишется буква «и», если в слове имеется суффикс -а-.
Понаблюдаем, как работает это правило:
Чтобы усвоить это правильное написание, прочтем примеры предложений.
Примеры
Таня вдруг стала понимать, что ей нужно спешить.
Видно, я не хотел понимать очевидное, как бы ни было мне тяжело.
Андрей не мог не понимать, что обстоятельства сложились не в его пользу.
А кто должен понимать твои претензии?
Необходимо понимать, что многое зависит от правильного выбора.
Уже в зрелом возрасте Алина стала понимать музыку Бетховена.
Проверочное слово к слову «понимать»
Проверочное слово к слову «понимать» невозможно подобрать из-за чередования в корне родственных слов. Чтобы узнать, что в корне слова «понимать» пишется буква «и», применим правило орфографии.
При произношении этого глагола ударным является гласный суффикса:
По этой причине возникает затруднение в написании буквы «и» или «е» в корне слова:
Правописание слова «понимать»
Чтобы убедиться в написании буквы «и» в корне исследуемого глагола, прежде обратимся к родственным словам и определим в их составе корень:
В русском языке глагол несовершенного вида «понимать» соотносится с глаголом совершенного вида «понять». Эти родственные глаголы употребляются в речи в значении:
Как видим, в корне родственных слов чередуются элементы -я-/-им-. Это историческое чередование невозможно доказать ударением с помощью проверочного слова. В написании интересующего нас слова применим правило орфографии.
Понаблюдаем, как работает это правило:
Чтобы усвоить это правильное написание, прочтем примеры предложений.
Примеры
Таня вдруг стала понимать, что ей нужно спешить.
Видно, я не хотел понимать очевидное, как бы ни было мне тяжело.
Андрей не мог не понимать, что обстоятельства сложились не в его пользу.
А кто должен понимать твои претензии?
Необходимо понимать, что многое зависит от правильного выбора.
Уже в зрелом возрасте Алина стала понимать музыку Бетховена.
Правильное правописание: “понимающий”, “понемающий”, “понимаящий”
Определение и разбор слова
Данное слово является действительным причастием настоящего времени (также прилагательным), которое образовано от глагола “понимать”, употребляемого в значении “подготовленный, сведущий, разбирающийся в чём-либо, выражающий понимание”. Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует три варианта правописания анализируемого слова:
Как правильно пишется: “понимающий”, “понемающий” или “понимаящий”?
Согласно орфографической норме русского языка правильным являются первый и трети вариант:
Почему пишем гласную букву “ю” в суффиксе?
В данном случае мы воспользуемся следующим правилом:
Действительные причастия настоящего времени имеют суффикс “-ущ-/-ющ-“, если образованы от глагола 1-го спряжения. И, соответсвенно, пишется суффикс “-ащ-/-ящ-“, если причастие образовано от глагола 2-го спряжения.
Спряжение глагола мы определим по инфинитиву.
Слово “понимающий” образовано от глагола “понимать”.
“К первому спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на: “-ать (-ять)”, “-еть”, “-уть”.
Глагол “понимать” оканчивается на “-ать”, значит относится к первому спряжению, поэтому мы пишем гласную “ю” в слове “понимающий”.
Почему пишем гласную “и” во втором слоге?
Причастие “понимающий” образовано от словарного слова “понимать”, правописание которого следует запомнить. Поскольку в словарном слове пишется буква “и” во втором слоге, то и в производном причастии следует писать букву “и”.
«Понемаю» или «понимаю»: как правильно?
Не всем понятно, каким из правил руководствоваться при написании безударных гласных в корнях слов, которые относятся к разным частям речи. Какую букву выбрать при употреблении глагола «понемаю» или «понимаю»? Разберёмся в этом вместе.
Как правильно пишется?
Согласно норме русского языка, напишем слово с гласной «и» в корне – «понимаю».
«Понимаю» – это глагол, который стоит в форме 1-го лица (единственное число, настоящее время). Проверить его правописание с помощью стандартных орфографических правил не получится. Слово является словарным, поэтому правильный вариант нужно запомнить. В случае затруднения рекомендуется обратиться к словарям.
Морфемный разбор слова «понимаю»
Посмотрим, на какие морфемы делится глагол «понимаю»:
Основой является часть глагола без флексии – «понима».
Примеры предложений
Прочтение контекстов с рассматриваемым глаголом поможет быстрее запомнить правильное написание:
Синонимы слова «понимаю»
Слова, выражающие схожие значения: «чувствую», «считаю», «полагаю», «рассматриваю», «учитываю», «ощущаю», «воспринимаю», «осознаю», «догадываюсь».
Ошибочное написание слова «понимаю»
Некорректно писать «понемаю», «панимаю», панемаю», «по нимаю», «па нимаю».
Заключение
Таким образом, это словарное слово, правописание которого нужно запомнить или проверять по словарю.
Во всех случаях пишем в корневой морфеме гласную букву «и» – «понимаю».
«Поняла», «понила» или «понела» – правописание
Если сомневаетесь, как пишется – «поняла», «понила» или «понела», необходимо вспомнить написание глаголов определенных форм, в которых ударением можно выделить любой слог. Давайте вспомним это правило.
Как пишется правильно: «поняла», «понила» или «понела»?
В соответствии с правилом орфоэпии, ударение в последнем слоге, пишется – поняла.
Какое правило применяется?
Исторически в русской орфоэпии действует правило, которое говорит о том, что в глаголах ж. р. ед. ч. прошедшего времени последний слог должен быть в сильной позиции.
То есть, указанную словоформу, образованную от инфинитива «понять», необходимо всегда произносить так, чтобы конец слова был под ударением и произносился отчетливо – [пън’ила]. Это правило распространяется на большую часть подобных глагольных форм. Сравним: ушла, принесла, зажгла.
Правописание безударных гласных в слове условно можно проверить словами – понять, понял. Но лучше написание запомнить или проверить по словарю.
Примеры предложений
Я всё поняла, я всё сейчас же сделаю.
Ты, Мария Ивановна, видимо, не поняла, что я тебе сказал сейчас?
Если ты что-то не поняла – переспроси.
Как неправильно писать
Ошибка – писать слово так: понила, понела, паняла.