Как правильно писать слово «язык»
«Язык» — это имя существительное, которое отвечает на вопрос «что?».
Постоянные морфологические признаки: мужской род, 2 склонение (с нулевым окончанием), неодушевленное, так как формы именительного падежа и винительного совпадают. В слове выделяются 2 слога, 4 буквы и 5 звуков (йазы’к). Безударная гласная «Я» в начале слова дает 2 звука [й] + [а]. Однако в данном случае фонетический принцип написания слова не работает, так как в русском языке насчитывается небольшое количество слов, начинающихся с Й (йогурт, йог, йод) и, как правило, они заимствованные из других языков. Первоначально на этом месте находился юс малый, который обозначал носовой звук, который стал обозначать позднее звук [а], а в позиции начала слова прикрывался [й].
Однокоренные слова — языковой, язычок, язычный.
В современном русском языке слово «язык» является многозначным.
Язык карелов — один из прибалтийско-финских языков
И назовет меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн… (А.С. Пушкин)
Драконы извергали языки пламени.
Фразеологическими сочетаниями и устойчивыми выражениями являются:
болтать языком, вертеться на языке, дерзкий на язык, прикуси язык, придержи язык, тянуть за язык, язык без костей, язык отсох, язык хорошо подвешен, язык до Киева доведет.
В предложении это слово может выполнять разную синтаксическую функцию. Например,
Русский язык* — это язык ** международного общения. Слово язык выполняет 2 синтаксических функции: язык* — подлежащее, а язык ** — сказуемое.
Нет ничего в языке, чего бы не было в культуре (в языке — обстоятельство, отвечает на вопрос где?).
Родному языку его научила бабушка (языку — дополнение, т.к. отвечает на падежный вопрос чему?)
Немало слов содержат в себе непонятные гласные или согласные, которые можно легко спутать с другими буквами. Поэтому в них обычно совершают ошибки. Эта статья поможет разобраться с тем, как пишется язык.
Значение и разбор слова
Часть речи
Существительное мужского рода в единственном числе.
Значение
Может иметь два значения:
Синонимы
Близки по смыслу следующие варианты: речь, беседа, орган чувств.
Антонимы
Противоположные по значению слова – немота, молчание.
Ударение
Произносится с ударом на второй слог – ЗЫК. В состав слова входят:
Какое здесь действует правило?
Чтобы разобраться с тем, как правильно писать слово язык, нужно понять, в чём заключается проблема написания. Нередко встречаются такие варианты написания, как:
И все они ошибочны. Дело в том, что орфограмма в данном слове – непроверяемая безударная гласная в корне. То есть, оно является словарным и нужно запомнить, что правописание слова – «язык». Некоторые пытаются подобрать проверочное слово и принимают за него «связь». Однако, с точки зрения грамматики это не совсем корректно. Подобных слов в русском языке немало:
Примеры предложений
Для определения написания слова для начала необходимо провести морфологическую классификацию. После этого шага следует разобрать слово по составу и определить часть слова, в которой находится проблемная гласная или согласная. Теперь можно подобрать подходящее грамматическое правило. В некоторых случаях понадобится обратиться к помощи словаря и запомнить их написание.
Что такое орфография и как самостоятельно за короткий срок выучить все правила орфографии
Правила написания букв в словах.
Орфография – это один из разделов языкознания. Его еще называют «правописанием». Орфография – это совокупность правил написания слов. Быть орфографически грамотным – значит уметь передавать слова на письме, то есть без ошибок писать буквы в этих словах.
В этой статье я постараюсь вам объяснить, что такое орфография, почему она так важна и как легко выучить ее самостоятельно. Ближе к концу статьи порекомендую полезные книги и бесплатные учебные материалы, которыми пользуюсь сам, так что читайте статью полностью.
Что такое орфография понятным языком
Слово «орфография» пришло в русский язык из греческого. В греческом оно образовалсь из двух корней: «орфо» и «графо», которые дословно переводятся «правильно» и «пишу». В русском языке орфографию еще называют правописанием.
Этот раздел науки о языке изучает правила написания слов. И объясняет, почему надо писать именно так, а не иначе. Почему, например, в слове «положить» в корне «лож» мы пишем «о», а в слове «полагать» – «а». Или почему слово «собака» пишется через «о», а «картошка» через «а».
Зачем она нужна
Чтобы все слова писались одинаково и в языке не было хаоса. Например, если один человек будет писать «алгоритм», а другой «олгоритм», а третий «элгоритм» – получится жуткая каша и язык распадется.
Вторая важная причина – чтобы каждую букву в слове можно было объяснить. То есть ответить на вопрос, почему пишется именно такая буква, а не какая-то другая. Объяснение нужно для того, чтобы не возникало постоянных споров и дискуссий о правописании.
Как связаны орфография и орфограмма
Орфограмма – это одна из букв слова, которую нам надо проверить. Орфография нужна как раз для того, чтобы мы могли проверять орфограммы в словах.
Орфограмма – это буква в «слабой позиции». Слабая позиция означает, что написание буквы вызывает у нас сомнение. Следовательно, чтобы написать правильно, мы находим орфографическое правило и только потом пишем. В соответствии с этим правилом.
Если буква в «сильной позиции», то вопросов по ее написанию у нас не возникает. Например, в слове «коты» мы без проблем напишем «т», потому что она в сильной позиции – перед гласной. А в слове «ко…» у нас уже будет вопрос – «т» или «д», потому что обе буквы произноситься будут одинаково – [кот].
Вот и получается, что орфография помогает нам правильно писать буквы в слабой позиции – орфограммы.
На какие вопросы отвечает орфография
Я перечислю эти вопросы и кратко прокомментирую их. И примеры тоже приведу, чтобы вам было более понятно.
Как писать отдельные части слов
Части слова еще называются морфемами. Здесь основной принцип орфографии такой: «морфемы надо писать одинаково». Поэтому если у нас корень слова «берез», то мы в любых словах этот корень будем писать именно так. Не «бирез» и не «берес». И не «бирес» тоже.
В любом слове одна и та же морфема должна передаваться одними и теми же буквами: береза, березняк, подберезовик, березовый, березка.
В каких случаях надо писать слитно, раздельно или через дефис
По правилам современного русского языка, каждое слово надо писать раздельно с другим словом. Например, «в поле» мы пишем раздельно, потому что «в» – это предлог, а «поле» – существительное.
Если слово одно, то оно пишется либо слитно, либо через дефис. Мы пишем существительное «водоканал» слитно, потому что это одно слово. «Что-нибудь» пишем через дефис, потому что это тоже одно слово – неопределенное местоимение.
Какие слова пишутся со строчной буквы, а какие – с заглавной
Внутри предложения мы пишем с заглавной те слова, которые являются именами собственными. Тем самым мы подчеркиваем, что эти слова обозначают предметы, единственные в своем роде. Например: «У меня была собака Цыган» – вот этот «Цыган» – один единственный во всем мире, моя собственная собака, другой такой ни у кого нет и не было. И не будет.
Со строчной буквы пишутся все остальные слова, потому что они обозначают нарицательные понятия – не единственные в своем роде. «Собака», например, нарицательное существительное, потому что собак полно.
Обратите внимание, в других языках могут быть свои орфографические правила. В немецком все существительные надо писать с заглавной буквы. А в английском с заглавной всегда пишется местоимение «I» – я. В русском такого нет.
Как переносить слова
Переносить надо по слогам. То есть чтобы в каждой перенесенной части слова был гласный. Нельзя оставить на одной строке буквы «пр», а на другую строку перенести «оизводство». На первой строке должен остаться минимум один слог, то есть: «про-изводство».
Подробнее об этом читайте в моей статье про перенос слов.
Какие буквы помогает писать орфография
С помощью орфографии мы пишем три типа букв, или орфограмм: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Проверяемые
Это такие, которые можно каким-то образом суметь проверить. Например, в слове «кро…» мы пишем «т», потому что проверочное слово «кроты». В слове «желтый» мы пишем «е», потому что эта буква «прослушивается» в родственных словах: желток, желтеть, желтоватый, желтизна.
Непроверяемые
Их проверить никак нельзя и надо смотреть в словаре. Например, почему в слове «корова» пишется «о»? Просто вот так сложилось. Мы не можем подобрать никакое проверочное слово и смотрим в словарь, а в словаре написано «корова».
Иногда непроверяемые гласные и согласные встречаются в окончаниях отдельных слов. В этом случае мы тоже просто запоминаем их написание. Например, мы пишем «котороГо», хотя вслух говорим «котороВо».
Чередующиеся
Чередующиеся гласные встречаются только в корнях слов. Если гласная чередующаяся – значит в одном и том же корне она может меняться на какую-то другую. И проверить эту гласную нельзя, надо смотреть на условия чередования.
Например, самое распространенное условие для выбора правильной гласной – наличие или отсутствие суффикса «а» после корня. Например, если этот суффикс есть, мы пишем во многих корнях с чередованием букву «и», а если его нет – «е»: протирать – протереть, замирать – замереть, напирать – напереть, набирать – наберу, надирать – надеру и так далее.
Что надо делать, чтобы выучить орфографию
Смотрите, в школьных учебниках полно упражнений, в которых надо вставлять в слова пропущенные буквы или выбирать слитное/раздельное написание. Например: «(Пр…)город был (н…)д…леко от моря». Если у вас в школе был слабый учитель, то он требовал просто вставить буковки и все: «Пригород был недалеко от моря».
Если учитель был сильный, то он наверняка требовал от вас разбирать каждую орфограмму. Разобрать, значит ответить на вот эти три вопроса:
Вот смотрите, я разбираю орфограмму в слове «пр…город»:
Вот еще мое видео на эту же тему, я там объясняю правописание слова «вода». Посмотрите.
Чтобы выучить орфографию, надо брать учебник русского с подобными орфографическими упражнениями и объяснять каждую орфограмму.
Если делать это в школе, с 5 по 11 класс, то репетиторы по русскому вообще будут не нужны, проблем с правописанием тоже не будет. Вы «автоматически» будете писать все буквы правильно.
Если вы школу уже закончили, то вам нужен хороший учебник русского и постоянная практика. Давайте разбираться, какой учебник выбрать и как организовать практическую работу.
Полезные материалы
Сначала я порекомендую вам хорошие учебники, а потом – бесплатные и платные материалы для отработки практических навыков.
Учебник
Я вам рекомендую учебник Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Ссылка, которую я поставил, ведет на книжный интернет-магазин Лабиринт. Там цены ниже чем в большинстве других книжных магазинов, книги доставляются в пункты выдачи. В вашем городе наверняка такой есть.
Я рекомендую вам эту книгу по следующим причинам. В других учебных комплектах в каждом учебнике есть и теория и практика. Поэтому учебники каждый год меняются и часто выпускаются даже в двух частях, а не в одной.
В учебном комплекте Бабайцевой все немного иначе. Она сделала один учебник с теорией, куда включила весь теоретический материал и все правила, которые дети должны выучить. С пятого по девятый класс этот учебник не меняется, он один-единственный. А вот учебник с практическими упражнениями для каждого учебного года свой.
Получается, что вот эта «Теория» – как бы универсальный справочник. Там изложены все знания, которые должны получить школьники. Написано простым и понятным языком, читается легко.
Отмечу важный нюанс. В плане теории языка в учебнике Бабайцевой могут быть отличия от некоторых других учебников. Например, Бабайцева считает, что «ть» в неопределенной форме глаголов – суффикс, а не окончание. Она называет словосочетаниями не только сочетания слов с подчинительной связью, но и слова с сочинительной связью.
Но эти спорные моменты никогда не выносятся на экзамены по русскому, поэтому, в принципе, проблем нет.
Справочник
Есть очень серьезный справочник по орфографии и пунктуации, который еще в Советском Союзе был издан Розенталем. Он так и называется: «Справочник по орфографии, пунктуации и литературной правке». Автор – Розенталь Дитмар Эльяшевич.
В справочнике вы найдете вообще все необходимые правила русского языка. Но эта книга академическая, читать ее достаточно сложно. Если вы постоянно работаете с текстом, я вам рекомендую эту книгу приобрести, чтобы она была у вас дома и вы могли при необходимости к ней обратиться.
Книга постоянно переиздается, поэтому все новые литературные нормы в ней учитываются.
Наш архив с пособиями
Я собрал в интернете четыре пособия с правилами по русскому языку. Их написали учителя, которые сами преподают в школе и готовят своих учеников к выпускным экзаменам. В пособиях материал излагается не хуже, чем в учебнике Бабайцевой, там много схем и таблиц, которые позволяют систематизировать знания.
Чтобы получить архив с пособиями, напишите на этой странице свою почту, я вам его отправлю. Все бесплатно, вирусов нет, я проверял сам.
Наши статьи по орфографии
У нас периодически публикуются статьи по орфографии. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые материалы. Рассылка бесплатная. Когда подпишетесь, мы автоматически будем вам присылать новые тексты с обзором правил русского языка.
Для примера можете посмотреть вот эти статьи по орфографии. Их писал я. В каждой статье я стараюсь не только говорить, как нужно писать то или иное слово, но и комментировать его, объяснять правило.
К некоторым статьям я еще добавляю свои авторские ролики типа вот такого. Просматривайте их тоже.
Бесплатные тренажеры по русскому языку
Если вы уже взрослый человек, вряд ли у вас будет время выполнять упражнения в школьных учебниках и объяснять в них каждую орфограмму. Следовательно, вам нужно что-то более «модернизированное». В этом плане могу предложить бесплатные тренажеры по русскому языку, которые есть на платформе проекта Викиум.
Вот общая страница с тренажерами, зайдите туда, выберите вкладку «Способность к работе с текстом». Там есть тренажеры для отработки орфографии, пунктуации, подбора синонимов. Некоторые программы были созданы для того, чтобы помогать нам с вами лучше чувствовать родной язык, понимать, какой текст написан слабо, а какой сильно. В общем, великолепная вещь. И главное – полностью бесплатная. Выбирайте и занимайтесь.
Курс «Идеальный русский»
Этот курс тоже с Викиума, он платный, стоит 890 рублей. В нем есть теория и три уникальных тренажера, которых в открытом доступе на сайте вы не найдете. На мой взгляд, курс очень хорошо ориентирован на практику и помогает эффективно закреплять теорию. Если есть возможность – приобретите его и занимайтесь хоть целый день.
Доступ ко всем материалам курса «Идеальный русский» после покупки вы получаете навсегда.
Другие курсы
У нас на сайте есть подборки с другими курсами по русскому языку. Там почти все курсы платные, но есть не очень дорогие материалы. Посмотрите, может быть, найдете для себя что-то полезное.
Помогает ли чтение писать грамотно
Когда я учился в педагогическом институте, нам преподаватели говорили: «Когда ребенок читает, он запоминает написание слов. Поэтому чтение помогает писать грамотно».
Но у нас в группе были студенты, которые поначалу не очень хорошо разбирались в орфографических правилах. И они говорили: «Ну вот мы читаем, много читаем, а грамотно писать все равно не получается, на диктантах бывают ошибки».
Так что я лично думаю, чтение особой роли не играет. Чтобы научиться писать орфографически грамотно, надо именно писать, выполнять практические упражнения.
Чтение – это здорово, но его мало.
Как не потерять мотивацию к изучению правил русского языка
Наша статья подходит к концу и мне хотелось бы сказать пару слов о мотивации. Перед тем как изучать орфографию, ответьте себе на вопрос: «Зачем мне это надо». У вас должна быть реально сильная мотивация, иначе все эти пропущенные буквы в словах вам быстро наскучат.
Я могу вам предложить вот такой интересный лайфхак. Чтобы применять свои знания, вы можете писать статьи в интернет и зарабатывать на этом. Заработок на текстах называется копирайтингом, я лично им занимаюсь вот уже восемь лет. Это моя основная работа.
Посмотрите мою статью о том, что такое копирайтинг, я постарался там понятным языком все описать и объяснить. Если вы будете периодически писать статьи – это будет отличной тренировкой ваших орфографических навыков. А когда начнете еще и достойно зарабатывать на этом – мотивация к изучению орфографии вообще будет зашкаливать.
Заключение
Мы поговорили о том, что такое орфография и как ее изучить. Мне хотелось, чтобы вы из этой статьи не просто почерпнули информацию, но и получили какие-то практические рекомендации.
Были ли вам полезны ссылки на сторонние ресурсы, которые я приводил? Планируете ли вы приобрести учебники или справочники по русскому языку, чтобы изучать орфографию? Начали ли заниматься на орфографических тренажерах?
Жду от вас обратной связи. Всем удачи, не теряйте мотивацию.
Пишете или пишите – как правильно пишется слово, как легко запомнить правило и перестать путаться раз и навсегда
Если на последнюю «и» падает ударение – пишем «и»: «пишИте». Если не падает – пишем «е»: «Что это вы там пишете?».
Слово «пишите» надо писать с буквой «и» перед «те», когда на нее падает ударение. То есть когда мы кому-то приказываем писать: «А ну-ка быстро пишИте!».
Во всех остальных случаях надо писать «е». Например: «Что вы там пишете?», «Если вы пишете сочинение, то будьте внимательны».
Вот и все правило. В статье я сделаю акцент на некоторых очень важных моментах, про которые надо помнить ученикам в школе. А еще приведу несколько примеров разных предложений со словами «пишете» и «пишите». Ну и по традиции порекомендую «полезности» для изучающих русский язык.
Так что читайте до конца!
Когда «пишите» надо писать с «и»
Итак, слово «пишите» мы будем писать с «и» после корня «пиш» только в одном случае – если перед нами глагол повелительного наклонения. То есть мы кому-то приказываем писать или просим писать. «Узнать» этот глагол очень легко – на «и» будет падать ударение. Получается, вопросов в правописании у нас вообще нет – как слышим, так и пишем.
Произнесите вслух вот эти предложения. Понаблюдайте за ударением и за буквой, которую я написал в глаголе «писать»:
В каждом из предложений звучит повеление. Говорящий либо приказывает, либо советует, либо просит. В любом случае, он побуждает к действию. Во всех глаголах «пишите» ударение падает на вторую «и» и пишется везде, соответственно, «и».
Какое правило мы применили
Да никакое. Под ударением что слышу, то и пишу. Вот и все.
Когда «пишете» надо писать с «е»
Если у нас изъяснительное или сослагательное наклонение, мы пишем в этом глаголе букву «е». То есть всегда, когда мы никого не побуждаем к действию.
Я думаю, это все равно достаточно громоздкое пояснение, поэтому просто следуйте принципу: «Если гласный после «пиш» безударный – пишем «е».
Вот вам пять примеров разных предложений. Произнесите их вслух и понаблюдайте за тем, какая буква написана после «пиш».
Какое правило мы применили
Правило здесь такое. «Пишете» – глагол первого спряжения, а у этого глагола в окончании не может быть буквы «и».
Спряжение мы определили так. Личные окончания у глагола «писать» безударные: пишет, пишут, пишем, пишете. Смотрим, на что оканчивается инфинитив: «писАТЬ» – оканчивается не на «-ить», спряжение первое. К глаголам-исключениям этот глагол не относится. Вывод – пишем «е» в окончании.
О чем надо обязательно говорить в школе
Оба этих глагола весьма коварные. Поэтому давайте отметим несколько моментов, о которых вам, скорее всего, надо будет сказать на уроке русского языка.
Скорее всего, учитель захочет вас «подловить» на морфемном составе этих глаголов. А морфемный состав у них разный.
У глагола «пИшете» корень «пиш» и окончание «-ете». Определили мы это окончание так: пишете – пишут, пиши. То, что изменяется, и будет окончанием.
А вот у глагола «пишИте» окончанием будет только «-те». У этого слова только две формы: пишите, пиши. Отпадает «те» – как раз окончание.
А что такое «и»? Это суффикс. Суффикс, с помощью которого образовалась форма повелительного наклонения. Поэтому правильный разбор этого слова будет таким: «пиш» – корень, «и» – «суффикс», «те» – окончание.
Еще один момент. Встречаются иногда люди, которые говорят: «Слово «пишете» надо писать с «и», потому что «жи», «ши» пишутся через «и».
Смотрите, правило жи/ши действительно работает без исключений, но мы его применяем тогда, когда выбираем между ы/и. То есть нельзя писать, например, «вожжы», надо писать «вожжи». Нельзя писать «шыны», надо писать «шины».
Но мы-то с вами разве между ы/и выбираем? Нет, конечно. Мы выбираем между буквами е/и. Это совсем другой случай. Правило на жи/ши к нам вообще не относится.
Не путайтесь вот так, пожалуйста. Мухи отдельно, котлеты отдельно.
Как объяснять эту орфограмму в тетради и у доски
Я рассмотрю оба варианта и прокомментирую каждый из них.
«Пишете»
Допустим, вы делаете упражнение по русскому, переписываете текст. И в этом тексте вам встречается следующее: «Вы пиш…те или читаете?»
Ваша задача – написать «Вы пишете», букву «е» подчеркнуть одной чертой, выделить окончание «ете», а сверху написать «I» (то есть первое спряжение).
Если вы работаете у доски, то параллельно надо сказать такие волшебные слова:
«Пишите»
Предположим, что вам в упражнении попался следующий текст: «Пиш…те быстрее!». И надо его объяснить.
Переписываете с буквой «и», то есть «пишите». «И» подчеркиваете одной чертой, над ней рисуете значок суффикса – треугольничек такой. А рядом в скобках поясняете «(пов. накл.)» – повелительное наклонение.
У доски надо будет сказать так:
Дорогие друзья, если вам вот эта схема объяснения и графического оформления кажется вообще чуждой и непонятной, то смотрите мое коротенькое видео про то, как надо работать с орфограммами.
Если вы будете этой методике постоянно следовать – у вас будут очень прочные и систематизированные знания русского языка. Хотя, если учитель от вас такого объяснения требовать не будет, вряд ли вы станете ей следовать…
Влияют ли приставки на выбор букв «е» и «и»
Нет. Вообще никак. Влияет только наклонение глагола. Если побуждаем к чему-то – пишем «и», если не побуждаем, а констатируем или предполагаем, то пишем «е».
В следующем блоке я приведу примеры предложений со словом «пишите», вы убедитесь, что приставка вообще никакой роли не играет.
Примеры предложений со словом «пишите»
Итак, вот вам примерчики. Обязательно произнесите их вслух и хотя бы пару примеров объясните так, как я показывал выше. Чтобы у вас это дошло до автоматизма и прочно «осело» в голове.
Полезные материалы по теме
Вот мы и добрались до моего любимого блока с полезностями. По традиции я в конце каждой статьи рекомендую полезные ресурсы для изучения русского. Поехали.
Тренажеры Викиума. Зайдите на страницу, где собраны все тренажеры, выберите вкладку «Способность к работе с текстом». И попробуйте позаниматься на разных тренажерах по русскому языку.
Они все бесплатные и увлекательные. Помогут вам, с одной стороны, скоротать время в маршрутке или еще где-нибудь, а с другой – помогут быстрее запомнить основные правила русского языка.
Архив с пособиями по русскому. В этом архиве четыре электронные книги с объяснениями правил русского языка. В книгах помимо текста есть хорошие схемы, запоминалочки, таблицы. Чтобы получить архив, напишите мне здесь ваш e-mail, я вам его на него вышлю.
Идем дальше. Мои статьи:
Единственная платная полезность из всех перечисленных – курс «Идеальный русский». Но он дешевый, стоит всего 890 рублей. Покупайте и проходите. Там хорошо преподается теория, а для ее отработки есть три тренажера.
Заключение
Вот такой непростой у нас получился разговор про слово «пишите». Все ли вам понятно? Остались ли какие-нибудь вопросы? Пишите комментарии, я обычно в течение суток их просматриваю.
Всем спасибо, удачи вам на школьных экзаменах, до встречи!