Главная » Правописание слов » Как пишется слово рентабельность

Слово Как пишется слово рентабельность - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Значение слова рентабельность

Словарь Ушакова

Современный экономический словарь. 1999

эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивших получение прибыли.

Терминологический словарь банковских и финансовых терминов

Один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, объединении, отрасли в целом, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.

один из основных стоимостных показателей эффективности производства. Она характеризует уровень отдачи затрат вложенных в процесс производства и реализации продукции, работы и услуг.

Словарь финансовых терминов

показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ определяется отношением прибыли к единовременным или текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

(дословно — способность приносить доходы) — степень доходности какого-либо предприятия, какой-либо операции.

Словарь экономических терминов

эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, на расход ресурсов.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Один из комплексных стоимостных показателей экономической эффективности, отношение прибыли к себестоимости продукции; отражает степень использования материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Источник

Зачем рассчитывать рентабельность

Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.

Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.

Как рассчитывается рентабельность

Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.

Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).

А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).

Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.

Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.

Виды показателей рентабельности

Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:

Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.

Порог рентабельности

Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».

Рентабельность активов (ROA)

Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.

Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.

П — прибыль за период работы;

ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.

Рентабельность продаж (ROS)

Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.

Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.

Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)

Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.

Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.

П — чистая прибыль организации за нужный период;

Цс — стоимость основных средств компании.

Рентабельность оборотных активов (RCA)

Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.

Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.

П — чистая прибыль за определенный период;

Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.

Рентабельность капитала (ROE)

ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.

Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.

Источник

Зачем рассчитывать рентабельность

Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.

Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.

Как рассчитывается рентабельность

Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.

Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).

А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).

Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.

Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.

Виды показателей рентабельности

Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:

Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.

Порог рентабельности

Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».

Рентабельность активов (ROA)

Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.

Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.

П — прибыль за период работы;

ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.

Рентабельность продаж (ROS)

Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.

Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.

Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)

Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.

Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.

П — чистая прибыль организации за нужный период;

Цс — стоимость основных средств компании.

Рентабельность оборотных активов (RCA)

Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.

Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.

П — чистая прибыль за определенный период;

Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.

Рентабельность капитала (ROE)

ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.

Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.

Источник

Рентабельность

Рентабельность помогает оценить эффективность компании, указывая на слабые места компании. Она дает возможность исправить ошибки в действиях и изменить неэффективное направление деятельности.

Часто рентабельность называют ключевым показателем при анализе проектов компании. Это происходит, потому что при расчете рентабельности удается понять, насколько хорошо работает проект с финансовой стороны и какой уровень окупаемости средств удается достичь.

Зачастую рентабельность стоит рассчитывать еще до того, как проект стартует. Оценка стартапов проводится на основании прогноза рентабельности. Это полезно не только для инвесторов, но и для предпринимателя, работающего над проектом. Расчет рентабельности на ранних порах позволяет определить успешность идеи еще до момента ее воплощения. Это позволяет не допустить ошибок и не вкладывать средства в заведомо неудачные идеи.

Рентабельность определяется в виде коэффициент. Чем он выше, тем рентабельнее компания или проект.

Причины для расчета рентабельности:

Что показывает рентабельность и в чем она измеряется

Рентабельность считается относительным показателем экономической эффективности. Она показывает уровень эффективности всех видов ресурсов компании и природных богатств.

Коэффициент рентабельности — это отношение прибыли к совокупности связанных с ней ресурсов. Выражается в прибыли на единицу вложенных в производство средств. Иногда показатель определяется в %.

Виды рентабельности

Формула расчета рентабельности

Несмотря на то, что мы привели множество видов расчета рентабельности, существует общая формула для ее определения:

Р = П / Х * 100%

где: П — прибыль (любой вид прибыли, в зависимости от рентабельности), а Х — показатель результативности (капитал, выручка и т.д.).

Как рассчитать порог рентабельности

Порог рентабельности — это нижний уровень прибыли, который равен нулю. Он означает, что товары не продаются, а компания работает исключительно на самоокупаемости затрат. У порога рентабельности есть еще одно название — точка безубыточности.

Расчет порога рентабельности необходим для определения минимального уровня производства и продаж. Он помогает оценить размер финансовых запасов, которые нужны для того, чтобы предприятие нормально функционировало. Расчетом порога рентабельности могут заниматься как владельцы компании, которые решили планировать производственные объемы, так и инвесторы, которым это нужно, чтобы быть в курсе финансового состояния компании.

Расчет порога рентабельности выполняется на базе:

Переменные и постоянные затраты формируются на основании совокупности постоянных затрат.

Расчет порога рентабельности выполняется по двум формулам:

BEP1 – порог рентабельности, выраженный в деньгах;
TR – выручка от реализации товаров;
TFC – сумма постоянных издержек;
TVC – сумма переменных издержек.

BEP2 – порог рентабельности, выраженный в производственных объемах;
P – цена одного товара;
AVC – показатель средних переменных издержек при создании единицы товара.

Как повысить рентабельность

Если говорить прямо, есть всего два способа повысить рентабельность:

Часто они взаимосвязаны и имеют много вариаций. Увеличить рентабельность можно путем снижения себестоимости и увеличения доли продаж. Если говорить точнее, то для повышения коэффициента нужно учесть большое число внутренних и внешних факторов. Из-за этого и делят рентабельность на несколько видов: продаж, производства, активов и т.д.

Так как же решить проблему с увеличением рентабельности? Для этого необходимо:

Это лишь направления для деятельности, их реализация может происходить по-разному.

Приведем пример. Предположим, производственный цикл занимает год, а от продажи продукта удается получить 10% чистой прибыли. Если производство ускорится вдвое, то прибыль составит уже 100%, а рентабельность возрастет, до 20. Это минимальный прирост рентабельности, так как в обороте может учитываться и прибыль каждого цикла, а значит и результативность производства будет выше.

Помимо прочего, рентабельность зависит от доли займов в собственном капитале, активов, проведения финансовых операций. Это говорит о том, что кроме общего анализа рентабельности стоит выполнить анализ ее отдельных направлений.

Каждое из них имеет свои факторы роста и снижения рентабельности:

Все это оказывает положительное или отрицательное воздействие на рентабельность и требует пересмотра при желании повысить этот коэффициент.

Снижение рентабельности: чем кроется причина

Снижение рентабельности может происходить в результате:

Сокращение продаж может наблюдаться в результате падения спроса или плохого продвижения товаров. Рост затрат же связан с завышением цен со стороны поставщиков, проблемами в поставках, несоответствия в объемах загрузки и производственной мощностью оборудования, штрафами и т.д.

Если причина падения рентабельности — прирост оборотных активов, то причина этого может крыться в недостаточной компетентности лиц, которые за это ответственны. Здесь может быть много вариантов и причин, например, ошибки при расчетах с заказчиками. Над проверкой этой причины стоит поработать детальнее, так как она самая трудозатратная из всех.

Кроме того, стоит учитывать, что если анализ указывает на то, что рентабельность упала из-за сокращения объема продаж или роста оборотных активов, то проработка ошибок в этих пунктах может повысить коэффициент. Однако, если рентабельность просела из-за роста затрат, то проводить работу над ошибками стоит осторожнее, так как бесконечно снижать затраты нельзя, это может привести к обратной ситуации. В случае, если проработать проблему не удастся,стоит рассмотреть вариант о перепрофилировании производства или его переориентации на товары другого типа.

Ответы на распространенные вопросы о рентабельности

Рентабельность — это показатель, про который не должна забывать ни одна компания, нацеленная на прибыль. Она имеет значение как для владельцев бизнеса, так и для инвесторов. Этот коэффициент бывает нескольких видов, каждый из которых оценивает свой тип деятельности. Расчет производится по единой формуле, в которой меняются переменные, зависящие от типа рентабельности.

Не стоит забывать о способах увеличения рентабельности и оперативно реагировать на ее негативные изменения. От этого зависит привлекательность компании в глазах инвесторов и ее конкурентоспособность.

Хочешь получать еще больше полезных материалов, информацию о бесплатных вебинарах, скидках и новых курсах Like Центра?
Оставь свой email ?

Like Centre — это не просто компания, занимающаяся созданием образовательных курсов, это настоящее сообщество предпринимателей, которые нацелены на развитие и готовы внедрять новые подходы ведения бизнеса.

Блог Лайк Центра помогает молодым стартаперам и опытным владельцам бизнеса черпать свежие идеи, первыми узнавать об эффективных инструментах и способах масштабирования своего дела. Это платформа для смелых, инициативных предпринимателей, которые не боятся рисковать, но риск этот должен быть оправданным и обоснованным.

В блоге в свободном доступе находится информация, которая помогает:

Мир меняется очень быстро, завладеть вниманием потребителя становится не так просто как раньше. Поэтому Лайк Центр делится актуальной информацией, которая помогает держать руку на пульсе и всегда оставаться в курсе изменений на рынке. При этом не забывает и об основных постулатах — нетленном своде правил, который помогает становлению и развитию бизнеса.

Новые технологии, маркетинговые приемы, дополненная реальность, соцсети с молниеносно изменяющимися алгоритмами — все это способно поставить в тупик. Поэтому Like Centre взял на себя обязательство пролить свет на все важные аспекты построения успешной компании, которая уверенно занимает высокие позиции на современных рынках, быстро подстраивается под нестабильную обстановку и неизменно выходит на новый уровень даже в кризисное время.

Безусловно, поддержка бизнеса не строится только на статьях из блога. «Лайк Центр» предлагает и обучающие курсы ведения бизнеса, которые содержат не только полезную информацию, но и реальные кейсы по выведению компании из кризиса, максимизации ее прибыли и решению других глобальных проблем.

Обучение ведения бизнеса подойдет тем, кто готов последовательно прилагать усилия, хочет всегда оставаться в курсе последних новостей и не бояться внедрять тенденции в работу.

Like Centre blog — это база знаний, позволяющая рассмотреть проблемы комплексно, оперативно их выявить и решить. А для тех, кто готов продвинуться дальше, Лайк Центр готов оказать помощь в ведении бизнеса в Москве и любом другом регионе России.

В блоге мы много рассказываем об этом, но лучше один раз попробовать самостоятельно. За 3 дня мы дадим все инструменты, чтобы начать. Четко, структурировано. Ничего лишнего.

Источник

Рентабельность – что это такое и зачем ее рассчитывать

Любая коммерческая организация существует для получения прибыли. Однако первоначальные вложения могут быть так велики, что сложно понять, насколько прибыльно предприятие. Для понимания эффективности бизнес-процессов, менеджмента, перспектив фирмы, правильности использования ресурсов применяют понятие «рентабельность».

Что такое рентабельность простыми словами

Рентабельность указывает продуктивность использования различных бизнес-ресурсов предприятия и выражает ее в чистой прибыли или убытке за заданное время. Эта величина является числовым или процентным значением и вычисляется по формуле, о которой мы поговорим ниже.

Говоря проще, рентабельность – это прибыль от каждого вложенного в бизнес рубля.

Коэффициент рентабельности один из главных показателей при анализе эффективности работы компании. Он часто дает понять, насколько хорошо работает финансовая модель и как быстро окупаются вложенные инвестиции.

Зачем рассчитывать рентабельность и о чем она говорит

Существует ряд ситуаций, в которых показатели рентабельности должны иметь большое значение. Коэффициент рассчитывают, когда нужно:

Объективная оценка рентабельности возможна только при анализе показателей в динамике за разные периоды. Если коэффициент растет, значит, предприятие рентабельно. Если же наблюдается снижение и она становится меньше, то о прибыльности бизнеса говорить не приходится.

Факторы, влияющие на рентабельность

Руководитель фирмы или владелец бизнеса стремится контролировать и повышать уровень рентабельности предприятия. Для этого предприниматель должен учитывать факторы, которые влияют на этот показатель.

Внешние

На внешние факторы не могут повлиять руководители или сотрудники ООО. Остается смириться и искать возможности выхода из ситуации.

К внешним факторам относится:

Внутренние

Это особенности компании и текущие процессы, происходящие в ней. К таким факторам относят:

Огрехи во внутренней организации предприятия могут стать серьезной причиной низкой рентабельности бизнеса даже при благоприятных внешних условиях.

Где взять данные для расчета рентабельности

Объективная оценка рентабельности требует учета множества показателей, каждый из которых определяется по отдельной формуле. Для расчетов используются сведенья о прибыли, выручке, капитале, активах. Все это отражено в финансовых, налоговых отчетах фирмы и бухгалтерском балансе, однако позволяет вычислить лишь общие показатели.

Глубокий анализ требует более детальных данных из той сферы, для которой проводится расчет. Например, для определения коэффициента рентабельности продукта потребуются отчеты о его себестоимости и прибыли с продаж, которые можно получить из управленческого учета или бухгалтерской аналитики.

Формула расчета рентабельности

Коэффициент рентабельности дает понимание о том, насколько эффективно используются конкретные ресурсы на предприятии. Показатель чаще выражается в процентах, но могут использоваться и конкретные единицы прибыли.

Общая формула расчета рентабельности (R) выглядит как отношение прибыли к искомому ресурсу, рассмотрим ее:

Х – ресурс, рентабельность которого нужно вычислить.

Эта базовая формула, ее можно применить для расчета рентабельности любого ресурса, от которого зависит прибыль предприятия.

Виды показателей рентабельности

Сколько в компании ресурсов, которые прямо или косвенно влияют на получение прибыли, столько видов показателей бывает.

В отдельных отраслях могут быть узкоспециализированные виды рентабельности, например, в сфере криптовалюты вычисляют рентабельность майнинга.

В статье разберем перечисленные виды и формулы их расчета.

Рентабельность активов

К активам фирмы относится все, что обеспечивает бесперебойную работу предприятия и прямо или косвенно приносить прибыль: деньги, сырье, оборудование, здания и т. д.

При расчете коэффициента рентабельности активов (ROA) учитываются все активы, которые использовались в нужном периоде. На основании полученных значений можно оценить, какое имущество работает эффективно, а какое требует модернизации, может быть сдано в аренду или продано.

Формула для расчета рентабельности активов – это соотношение чистой прибыли за заданный период и средней стоимости активов, которые были на балансе предприятия в тот же отрезок времени.

Активы бывают чистые, оборотные и внеоборотные.

Оборотные активы

К оборотным относятся активы, которые предприятие использует не более 12 месяцев. Они бывают собственными, привлеченными и заемными. Примеры:

Рентабельность оборотных активов (RCA) вычисляется по формуле:

RCA = П / ОА * 100%, где:

П – чистая прибыль за заданный период;

ОА – средняя стоимость оборотных активов, которые были на балансе в заданный период.

Внеоборотные активы

Внеоборотными считаются активы, которые компания использует дольше 12 месяцев. Сюда входят:

Рентабельность внеоборотных активов (RFA) равна отношению чистой прибыли за заданный период к средней стоимости долгосрочных активов на балансе в этот же период.

Чистые активы

Активы рассчитываются как разница между общей стоимостью активов, прав компании и ее суммарными обязательствами. Этот показатель позволяет узнать, о сумме денег, которая осталась бы на балансе предприятия, если бы ему пришлось срочно выплатить все долговые обязательства.

Рентабельность активов (RONA) рассчитывается по формуле:

RONA = ПДН / ЧА * 100%, где:

ПНД – чистая прибыль до налогообложения за заданный период;

Рентабельность реализованной продукции

С ее помощью можно получить представление о выгодности продажи товаров или выпуска новой продукции. Чаще расчет проводят на этапе составления бизнес-плана, а также в процессе работы фирмы для анализа ее эффективности.

ROM = доход от продажи / себестоимость * 100%

Рассчитывать ROM можно для всей получаемой продукции, ее отдельных групп или точечно для конкретных товаров.

Рентабельность товарного запаса

Львиная доля капитала в торговых и производственных компаниях содержится в виде товарных запасов. Значение рентабельности в данном случае даёт понять, насколько эффективно используются финансы, вложенные в товарные запасы, и насколько выгодны такие инвестиции.

Для расчета используется две формулы. При РТЗ за год применяется следующая:

РТЗ = Валовая прибыль / Средняя стоимость товарного запаса за период

Когда нужно посчитать РТЗ за месяц, формула немного меняется:

РТЗ = Валовая прибыль / Средняя стоимость товарного запаса за период * 12 месяцев

Во второй формуле итоговое число умножают на 12 месяцев, чтобы привести РТЗ к годовому выражению для упрощения сравнения показателей.

Рентабельность производства

Показатель позволяет соотнести полученную от производства прибыль с затратами на него и оценить, стоит ли вкладывать средства в развитие такого производства или лучше отказаться от этого.

ROTC = Прибыль от продаж / Полная себестоимость продукции * 100%

Рассчитывать рентабельность себестоимости (производства) важно, когда требуется делать выбор приоритетного вида деятельности, а также при работе одновременно в нескольких направлениях.

Рентабельность продаж

Расчет поможет оценить долю прибыли на один заработанный рубль, а соответственно, и текущие расходы на покупку товара, его реализацию, логистику и т. д. По результатам расчета ROS осуществляется ценообразование.

ROS = Прибыль от продаж / Выручка от продаж * 100%

Поскольку прибыль бывает разных видов (валовая, операционная, чистая), маржу можно найти для каждой из них.

Валовая

Валовая рентабельность показывает прибыльность компании. Этот показатель применяется для анализа цели и эффективности крупных предприятий, когда невозможно оценить их чистую прибыль.

GPM = Валовая прибыль от продаж / Выручка от продаж * 100%

Операционная

Операционную маржу есть смысл рассчитывать в краткосрочном моменте по данным Отчета о прибыли и убытках. Она показывает эффективность предприятия с финансовой точки зрения.

OPM = Прибыль от продаж до налогообложения / Выручка от продаж * 100%

По чистой прибыли

Коэффициент по чистой прибыли указывает долю чистой прибыли в общей структуре продаж компании. Получить его можно так:

NPM = Доходность от продаж / Выручка от продаж * 100%

Рентабельность основных средств

Показатель отражает результативность использования основных средств, в т. ч. оборудования, находящегося на балансе компании. Если значение ROFA не дотягивает до нормы, это говорит о низкой продуктивности производственных фондов и потребности в модернизации материальной базы.

ROFA = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость ОС * 100%

Рентабельность персонала

Этот показатель имеет косвенную связь с уровнем доходов, затрат и прочих ресурсов, однако его значение помогает оценить, насколько эффективно в компании реализована система управления персоналом.

Распределение трудовых ресурсов в бизнесе играет главную роль, поскольку сотрудники – та база, на которой основано производство независимо от сферы деятельности. Рассчитать рентабельность персонала за определенный промежуток времени можно по формуле:

ROL = Чистая прибыль / Численность сотрудников * 100%

Рентабельность инвестиций

Показатель означает окупаемость вложений в проект в течение заданного этапа. Коэффициент рассчитывается перед стартом инвестирования для понимания целесообразности вложений и рисков, связанных с их возвратом.

ROI = Прибыль / Вложенные средства * 100%

Рентабельность инвестиционного капитала

Этот показатель дает понимание о доходности, полученной на капитал, вся сумма или часть которого была привлечена со стороны.

ROIС = Чистая прибыль после вычета налогов / Инвестиционный капитал * 100%

Рентабельность маркетинговых инвестиций

Это частный случай, который показывает рентабельность инвестиций в маркетинг, в т. ч. в рекламные кампании любых продуктов (производство, франшизы, продажи, сервисы, услуги и др.).

ROMI = Прибыль от рекламы / Размер маркетинговых инвестиций * 100%

Рентабельность капитала

Имея показатели этого коэффициента, можно оценить, насколько эффективно работают деньги, которые были вложены в бизнес. В зависимости от потребности, можно вычислить эффективность использования как только собственного, так и всего задействованного капитала.

Собственного капитала

ROE позволяет рассчитать процент рентабельности собственного капитала компании.

ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%

Вложенного капитала

ROCE может показать результативность работы всего вложенного в бизнес капитала. Этот коэффициент нужно знать для оценки эффективности управления капитала акционерного общества.

ROCE = Прибыль / (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) * 100%

Рентабельность проекта

Рентабельность проекта или учетная норма прибыли (ARR) показывает, какую сумму можно получить за каждый рубль, инвестированный в проект. Это помогает правильно просчитывать возможную прибыль от реализации краткосрочных проектов. Важное условие – равномерные доходы.

Показатель рассчитывается тремя способами:

ARR = Чистая среднегодовая прибыль / Сумма инвестиций * 100%

ARR = (Чистая среднегодовая прибыль / ½ * Общая сумма инвестиций) * 100%

ARR = (Чистая среднегодовая прибыль / 1/2 * (Первоначальные инвестиции – Остаточная стоимость)) * 100%

В зависимости от того, какие показатели нужно учесть, берут ту или иную формулу расчета.

Рентабельность майнинга

Распространенность ферм майнинга криптовалюты и заманчивая цена биткоина вынуждает потенциальных инвесторов оценивать рентабельность подобных предприятий. При этом учитываются технические характеристики оборудования сети, ведь именно от них зависит, какой практический доход будет приносить ферма и как быстро окупятся вложения в нее.

РМ = Скорость хеширования / Потребляемая мощность

Анализ рентабельности

После того, как проведены расчеты и получены коэффициенты рентабельности, можно приступить к анализу. С учетом текущих задач он может быть направлен на определение экономического потенциала компании с нуля или оценку ее финансовых результатов. В финансовой отчетности применяют три вида анализа рентабельности: сравнительный, факторный и индексный.

Сравнительный анализ

Данный метод сводится к сравнению отдельных показателей рентабельности внутри компании или соответствующих показателей конкурентов. Анализ проводится в динамике, позволяет оценить эффективность бизнеса в целом и его привлекательность как объекта для инвестирования.

В ходе сравнительного анализа можно получить информацию о прибыльности компании в конкретной сфере. Также он может помочь составить картину перспектив бизнеса с учетом положения других организаций в нише.

Факторный анализ

Финансовый анализ рентабельности может предполагать факторный метод, который включает несколько моделей. Все они необходимы для выявления взаимосвязей между определяющими рентабельность факторами и делятся на 3 категории:

Приведенные модели могут лежать в основе многофакторных комбинаций с использованием коэффициентов рентабельности.

Индексный анализ

Может применяться для анализа рентабельности независимо от сферы работы компании и организационно-правовой формы. Такой метод позволяет анализировать одно или одновременно несколько предприятий, используя следующие индексы:

Индексы указывают на относительные величины, которые могут свидетельствовать о любых событиях. Исследование рентабельности индексным методом показывает изменение заданных показателей в динамике за конкретный период по сравнению с предыдущими периодами.

Реальная и номинальная норма прибыли

Простой или номинальной принято называть норму прибыли без учета влияния инфляции. Со временем последняя отчасти или существенно снижает покупательную способность валюты. Можно проследить, что 1000 рублей сейчас – далеко не то же самое, что 1000 рублей 30 лет назад.

Вести учет временной стоимости валюты можно посредством дисконтирования. Когда учитывается влияние инфляции, говорят о реальной (скорректированной на индекс инфляции) норме прибыли.

Рентабельность и CAGR

Простая (номинальная) норма прибыли неразрывно связана с показателем годового темпа роста. CAGR показывает среднегодовую норму прибыльности инвестиций более чем за 12 месяцев. В этом случае в расчете участвуют значения роста показателя за несколько периодов.

Чтобы рассчитать CAGR, необходимо:

Как рассчитать порог рентабельности

Порог рентабельности или точка безубыточности (BEP) – показатель, который стоит учитывать при расчете рентабельности. Он показывает тот уровень продаж, которого нужно добиться компании, чтобы покрыть затраты. Убытков при этом не будет, но и прибыль получить тоже еще не удастся.

ВЕР = (Постоянные расходы * Выручка / (Выручка – Переменные расходы)) * 100%

Постоянные расходы у компании есть всегда и не зависят от того, какое количество производимой продукции выпускается. Это налоги, аренда, зарплата административным сотрудникам, амортизация инструментов и т. д. К переменным относятся затраты, размер которых определяет колебание объемов производства. Это деньги, которые необходимо затратить на закупку сырья, материалов, транспортировку, зарплату производственному персоналу, уплату энергоресурсов и т. д.

Еще один способ определить минимальный уровень продаж, сумма которых покрывает производственные затраты, – расчет на основании показателя коэффициента валовой маржи.

ВЕР = Постоянные расходы / Коэффициент валовой маржи

Коэффициент валовой маржи рассчитывается как:

КВМ = (Выручка – Сумма переменных затрат) * 100%

Зная точку безубыточности, можно оценить:

После того, как фирма преодолела точку безубыточности, прибыль должна превышать затраты, иначе предприятие нерентабельно, а его работа бессмысленна.

Дополнительные показатели для оценки рентабельности

Инвестируя в проект, желательно знать, на каком уровне должна быть прибыль фирмы, чтобы вложения как минимум окупились. Демонстрирует это показатель внутренней нормы рентабельности (IRR). Если его размер больше суммы капитала, бизнес можно считать перспективным. Если же размер капитала превышает IRR, проект убыточен.

Еще один важный показатель – дисконтирование денежных потоков (DCF). Он используется для составления более детального прогноза рентабельности предприятия и выбора финансовой и экономической стратегий. DCF участвует в расчетах внутренней нормы прибыли, индекса прибыльности, чистой нормы доходности и других показателей. Метод дисконтированных денежных потоков помогает определить потенциал проекта и его общую цену.

Причины снижения рентабельности

Выделяют 3 основные причины снижения показателя рентабельности:

Во всех случаях необходимо проработать решение возможных проблем в организационных и других вопросах.

Пути повышения рентабельности

Чтобы повысить рентабельность затрат, производства или целого проекта, необходимо выяснить причины низкого показателя и проработать моменты, требующие активных действий. Говоря в целом, существует несколько способов добиться более высокой рентабельности.

Самые рентабельные виды бизнеса

Говоря о теме рентабельности, нужно учитывать, что в разных сферах хозяйства разные значения коэффициента считаются нормальными. Не всегда виды деятельности с самыми высокими показателями наиболее прибыльны.

По данным Росстата, в ТОП-3 самых рентабельных направлений бизнеса 2021 года входит:

В отличие от перечисленных, самая низкая рентабельность у предприятий коммунального хозяйства (отрицательное значение). Финансовый сектор может похвастаться показателем в 0,7%, розничная торговля (в т. ч. онлайн) – 2,2%.

Подводим итог

Расчет коэффициентов рентабельности дает общее представление о текущем положении дел в компании и ее лучших перспективах. Однако эти значения не всегда объективно характеризуют работу компании. Например, активы имеют свойство изменять свою стоимость с течением времени, поэтому однократно проведенный расчет рентабельности может быть некорректным. Показатели при долгосрочном инвестировании, как правило, малы, а рассчитывать необходимо коэффициенты для разных условий и срока.

Нельзя ориентироваться на рентабельность как на единственный показатель эффективности работы компании. Для составления объективной картины требуется использовать дополнительные методы анализа: исследование структуры затрат, определение финансовой устойчивости и ряда других показателей.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется слово рентабельность, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется слово рентабельность", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется слово рентабельность:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *