Словари
1. Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п.
2. Предмет изображения (в изобразительном искусстве).
3. Тема музыкального произведения.
Морфология: (нет) чего? сюже́та, чему? сюже́ту, (вижу) что? сюже́т, чем? сюже́том, о чём? о сюже́те; мн. что? сюже́ты, (нет) чего? сюже́тов, чему? сюже́там, (вижу) что? сюже́ты, чем? сюже́тами, о чём? о сюже́тах
1. Сюжетом называется последовательность событий, как они показаны в романе, кинофильме, пьесе и т. п.
Закрученный, интересный, занимательный сюжет. | Придумать сюжет. | Развитие сюжета. | Сюжет для небольшого рассказа.
2. Сюжетом называют основную идею произведения.
Сюжет комедии «Ревизор» был подарен Гоголю А. С. Пушкиным.
3. Сюжетом называется основная тема в картине, музыкальной пьесе и т. п.
В основе киноповествования известный библейский сюжет.
СЮЖЕ́Т, сюжета, муж. (франц. sujet).
1. Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения (лит.). Сюжет «Пиковой дамы» Пушкина. Избрать что-нибудь сюжетом романа.
2. перен. Содержание, тема чего-нибудь (случая, происшествия, рассказа о чем-нибудь и т.п.; разг.).
1) Развитие действия, ход событий, составляющих основное содержание литературного произведения, кинофильма и т. п.
Сюжет неоконченного рассказа.
интри́га (книжн.), фа́була
2) Тема, предмет изображения в произведении изобразительного и музыкального искусства.
Сюжет инициала средневековой рукописи.
Справедливо был высказан взгляд, что библейские и евангельские сюжеты [в живописи] уже теперь известны в народе более, нежели события родной истории. (Розанов).
3) разг. Тема, предмет чего-л.
Сюжет для очередного разговора.
Нежелательное развитие сюжета.
Покуда разливали суп, Иудушка, выбрав приличный сюжет, начинает беседу с батюшками (Салтыков-Щедрин).
От французского sujet ‘сюжет’, ‘тема’, ‘предмет’ (← лат. subjectum).
В литературном или сценическом произведении: последовательность и связь описания событий; а также предмет изображения в произведении изобразительного искусства
. А дальше сюжет разворачивается так: перед героем стихотворения в день его посвящения скинули покрывало с ниши, где находилась статуя, и он сошел с ума (Ю. Домбровский).
1. Совокупность последовательно развивающихся событий, составляющих основное содержание художественного произведения. С. пьесы. Развитие сюжета.
2. Тема, предмет изображения в произведении изобразительного и музыкального искусства.
Событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, которые составляют содержание художественного произведения.
Сюжет пьесы. Развитие сюжета.
[Нина:] Помните, вы подстрелили чайку? Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил… Сюжет для небольшого рассказа. Чехов, Чайка.
Картинок у него оказалось штук пять и все на один сюжет: Микула Селянинович, мужик-богатырь, сражается тележной оглоблей со Змеем-Горынычем. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
Тема, предмет чего-л.
Сюжет для разговора.
Тургенев. Первая любовь. 11.
Григорович. Не по-хорошу мил, по милу хорош. 17.
Сюжет из жизни. Разг. Шутл.-ирон. О каком-л. бытовом жизненном эпизоде, обычной житейской истории. Мокиенко 2003, 116.
Сюжет для небольшого рассказа. Разг. Шутл.-ирон. 1. То, о чём стоит рассказать. 2. Какая-л. странная, любопытная история. Из пьесы А. П. Чехова «Чайка» (1896 г.). Мокиенко 2003, 116.
сюже́т, сюже́ты, сюже́та, сюже́тов, сюже́ту, сюже́там, сюже́том, сюже́тами, сюже́те, сюже́тах
сущ., кол-во синонимов: 12
СЮЖЕТ, интрига, фабула
Слово «сюжет» широко употребляется в русском языке с XVIII в. со значением «ход событий в литературном произведении». Научное толкование слова «сюжет»: «способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий».
6. Подданный. В самом деле понятия sujet и citoyen противополагались друг другу среди французского общества независимо от сочинений Руссо и раньше их выхода в свет. РМ 1891 10 2 105.
Что такое сюжет?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Кинематографическое произведение в нынешних реалиях без хорошо прописанного сюжета создать невозможно. Прошли времена новизны потока сознания от модернистов и постмодернистов. Сегодня заинтересовать зрителя можно только хорошо прописанной и проработанной историей, которая выстраивается и живет по своим внутренним правилам и классическим лекалам.
Сюжет – что это?
Что такое сюжет произведения? Колоритные герои – полдела, вторая часть успешной работы – любопытная история. И если фабула отвечает за хронологическую последовательность всех событий в произведении, то сюжет – за их подачу, обрамление и восприятие. Так, пересказывая фабулу первого сезона сериала «Остаться в живых», сначала нужно рассказать все события, происходящие с героями в обычной жизни. И только потом перейти к событиям на острове. Но все, кто видел этот сериал, знают, что сюжет этого шоу построен иначе.
Берем придуманную историю, решаем, как ее оформить – разрезать на куски, перемешать, вставить флэшбеки и флэшфорварды, максимально раскрыть внутренний мир персонажей через события отпервого лица, – и получаем на выходе скомпонованную историю.
Внутренний сюжет фильма – это изменения в жизни, характере и взглядах персонажа, его отраженный мир и чувства. Внешний – событийность в его окружении, все, что влияет на мир фильма. Чаще всего в истории один из этих видов подавляет другой. Хотя сценаристам иногда удается создать проект, в котором успешно соединены в равных пропорциях сразу два типа повествования. Мейнстрим заточен на баланс, жанровые истории – на динамику. И основной сюжет это должен впитать еще на стадии замысла.
Задача сценариста не столько в том, чтобы придумать историю, сколько в том, чтобы правильно изложить ее.
В современном кинематографе существует немало систем к подходу построения сюжета и сюжетных линий. Где-то делается упор на проработку героев и окружения, где-то плотно работают со временем и хронотопом, где-то на первое место выходит общая история. Рассмотрим главные виды сюжетов, которыми вот уже многие годы успешно пользуются сценаристы во всем мире.
Существует много схем и классификаций, помогающих автору в построения интересного сюжета. Опытные сценаристы умело компилируют разные подходы работы с сюжетами, используя как классические методы, так и современные.
Как пишется сюжет
В школе все мы слышали об элементах сюжета: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. Еще добавляли пролог и эпилог. По этим лекалам строятся фабула и собственно сюжет. Автор подхода Найджелл Воттс их только немного расширил и преобразовал – получилась восьмипунктовая дуга:
Предложенный подход не является каноническим, существуют и другие.
Виды сюжетов по работе со временем
Другой подход: классифицировать сюжет через характер связи между событиями в истории. Эта схема перешла в кино из литературоведения. В этом случае можно выделить три вида сюжета:
В хроникальном сюжете соблюдаются все академические требования к повествовательному времени, его естественный ход (сага, киноэпопея, киноальманахи, классические авантюры и приключения – «Троя», «Вокруг света за 80 дней», «Пираты Карибского моря»).
В концентрическом больший упор сделан не на физическое, а на психологическое исчисление. Здесь конфликт и интрига выходят на первый план (драма, детектив, психологический триллер – «Шестое чувство», «Солнцестояние», «Сплит»).
«Король умер, а потом умерла королева» – хроникальное повествование, «Король умер, а
потом умерла королева – с горя» – концентрическое.
В многолинейном произведении первые два вида сюжетов могут взаимодействовать между собой. Здесь задействованы сразу несколько крупных линий и важных событийных узлов («Тихий Дон», «Война и мир», «Убийство на пляже»). Мини-истории тянутся независимо одна от другой и периодически пересекаются.
Также выделяют динамические сюжеты, насыщенные событиями («Образование», «Дом летающих кинжалов») и адинамические – умеренный рассказ без тяготения к морали и развязке («Наполеон Динамит», «Полеты во сне и наяву»).
Пять типов сюжета
Совсем другой подход предложил Кристофер Букер. Он разделил все сюжеты на пять разделов:
Как это видно, Букер своей системой умудрился свести все возможные истории к пяти очень простым для понимания архетипам.
Примеры сюжетов
Борхес в новелле «Четыре цикла» писал, что существует всего 4 сюжета и 4 героя:
В литературе и киноиндустрии эти четыре модели персонажей и их исканий используются и по сей день. Они обросли творческими мышцами, расширились и в эпоху постмодернизма приобрели множество ответвлений и симбиозов. Придумать сюжет сегодня без поглощения ярких примеров из прошлого сложно. Поговорим о некоторых из них по заветам Жоржа Польти.
Эта лишь малая часть имеющихся подходов. И выбор здесь – исключительно дело вкуса. Главное, чтобы схема была вам удобна и в итоге помогла написать сюжет.