Как правильно указать состав продукта на этикетке
Новости
Майская скидка в 15%
Мы победили в конкурсе ПродЭскстраПак-2020!
График работы в новогодние праздники
Большинство покупателей, покупая продукты в магазине, редко обращают внимание на этикетку. Понять человека можно: времени мало, шрифт мелкий, да и желания нет. Поэтому чаще всего покупатель берет изделия известных брендов, рекламируемых по телевизору, в интернете, радио и т. д. Между тем на самоклеющихся этикетках должен быть указан определенный объем информации, регламентированный законодательством РФ. Для защиты потребителей сформированы требования к маркировке.
Что должно быть написано на этикетке
Кроме буквенных обозначений, на ярлыке товара печатают определенные знаки, указывающие тип изделия. Например, рюмка с вилкой говорят о том, что продукт годится для употребления в пищу. А каким должен быть текст? Здесь стоит остановиться подробнее:
1. Наименование. Не надо путать с названием. Последнее может быть каким угодно: например, «рубленые котлеты», «домашние пельмени» и т.п. Наименование должно четко указывать, что перед вами: «йогурт с земляникой». Если вместо фрукта в продукте используется ароматизатор, написать придется по-другому. Например, «йогурт со вкусом земляники». У мясных изделий свои особенности. От производителя требуется указать, охлажденные они либо замороженные.
2. Состав. Ингредиенты перечисляются по уменьшению массы в продукте. Т. е. если на пачке с маслом первое место занимает жир, значит, его должно быть больше всего. Компоненты, количество которых менее 2%, указываются в конце списка в любом порядке. Присутствие пищевых добавок также должно быть обозначено. При этом указывается их функция (краситель, ароматизатор и т. д.) и индекс (Е или INS).
3. Картинки. Нередко производители в рекламных целях на этикетке размещают привлекательное изображение какого-либо блюда. Рядом может быть рецепт. Делать это можно, но при условии, что продаваемый продукт «участвует» в нарисованном блюде.
4. Количество. Оно указывается в миллилитрах, граммах либо штуках. В последнем случае о массе можно не сообщать. Это также касается овощей и фруктов. При продаже товара большой массы, объема, указывается его количество в крупных единицах – литрах, килограммах.
5. Срок годности, изготовление. Если продукт необходимо использовать в течение 3-х суток, дата выпуска указывается как часы, день и месяц. При трехмесячной годности используется формат ДД.ММ.ГГ.
Также при печати самоклеящихся этикеток на последних указывается производитель, пищевая ценность продукта. И последнее: ярлык должен легко читаться, необходимо использовать буквы, контрастные по отношению к фону.
Как правильно читать этикетки на продуктах.
Что должно быть написано на этикетке
Этикетка должна содержать не только название продукта и его производителя, но и количество белков, жиров, углеводов и калорий на 100 г продукта.
Состав продукта выглядит как список – в строчку через запятую или столбик. Яркие надписи «без ГМО», «натуральный», «диетический», располагающиеся на этикетке, к составу продукта никакого отношения не имеют. Если на продукте зарубежного производства нет наклейки с переводом на русский язык и координатами поставщика в России, продукт, скорее всего, попал на рынок нелегально, и может быть некачественным. Покупайте продукты только с хорошо читаемыми этикетками, на которых указаны пищевая ценность и состав продукта.
Обращайте внимание на вид этикетки
Если этикетка стерлась, переклеена или перепечатана поверх старого текста, такой продукт лучше не покупать.
Как должен быть обозначен срок хранения
Срок хранения продукта может быть обозначен несколькими способами. «Годен до» означает, что в определенную дату и время продукт теряет годность. Если указан конкретный срок хранения, на упаковке надо искать дату и время производства продукта и рассчитывать, когда срок хранения у него заканчивается. Пищевых продуктов с неограниченным сроком хранения не бывает. Выбирайте только те продукты, срок хранения которых указан явно и еще не истек.
Как выглядит дата производства
Дата производства не может быть нанесена на упаковку шариковой ручкой или фломастером – они выбивается на краю упаковки специальным станком или печатается штампом на этикетке.
Как читать состав продуктов
Названия ингредиентов в списке располагаются строго в порядке убывания по количеству, вошедшему в состав продукта. На первом месте стоят основные ингредиенты. В мясных продуктах это может быть только мясо, в хлебе – мука, в молочных продуктах – молоко.
Состав на 100 грамм или на одну порцию
Состав обычно принято указывать на 100 г продукта. В упаковке может быть и больше, и меньше этого количества. Поэтому содержание тех или иных ингредиентов придется пересчитать на реальный вес упаковки. Иногда состав продукта указывается из расчёта на порцию весом чаще всего менее 100 г, и их в упаковке может быть несколько. В таком случае надо внимательно посмотреть, сколько порций содержит упаковка, и как их отмерять. Всегда обращайте внимание не только на состав продукта, но и на вес упаковки и количество порций в ней.
Как выявить быстрые углеводы
Не все углеводы – это сахар. Если в составе продукта много углеводов, но сахара в списке ингредиентов нет, или он стоит на последних местах – продукт содержит в основном медленные углеводы. Однако даже в продукт с надписью «без сахара» производитель может добавить лишние быстрые углеводы. Сахароза, мальтоза, кукурузный сироп, патока, сахарный тростник, кукурузный сахар, сахар-сырец, мед, фруктовый концентрат – это тоже сахар. Тщательно контролируйте количество любого сахара в продуктах – это всегда лишние калории.
Где искать лишний сахар
Лишние быстрые углеводы есть в сладкой газировке, нектарах, сокосодержащих и энергетических напитках. В стакане обычной шипучки может быть до 8 чайных ложек сахара. Особенно внимательно изучайте состав так называемых здоровых продуктов – мюсли, зерновых батончиков, каш быстрого приготовления и продуктов для детей – производители часто добавляют туда лишний сахар. Старайтесь вообще не покупать продукты со «скрытым» сахаром – из-за них калорийность рациона может окончательно выйти из-под контроля.
Ищите скрытые жиры в составе
Внимательно смотрите на калорийность продуктов, у которых жиры не определяются визуально. Много скрытого жира в вареных колбасах и сосисках, красной рыбе и красной икре, тортах, шоколаде и пирожных. Процент жира можно определить по его количеству на 100 грамм. Постарайтесь исключить из списка покупок продукты со «скрытыми» жирами. Они недешевы и слишком калорийны.
Как выявить трансжиры
Трансжиры – это форма молекул жирных кислот, которые образуются во время создания маргарина из растительного масла. Диетологи рекомендуют ограничивать их потребление, так как они, как и насыщенные жирные кислоты, существенно повышают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. В России пока нет требований указывать на этикетках продуктов количество трансжиров, поэтому наличие в составе продукта гидрогенизированных или насыщенных растительных жиров должно настораживать. Особенно важно это для продуктов, которые содержат растительные жиры, искусственно сделанные твердыми: маргарины, кулинарные жиры, спреды, дешевые конфеты, шоколад и печенье. Откажитесь от дешевых жиров и продуктов на их основе – количеств и качество настоящих сливочного и растительного масла контролировать проще.
Что надо знать про пищевые добавки
В России используются только те пищевые добавки, которые Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разрешила применять в Европе несколько десятилетий назад. А в продуктах, производимых по «советским» ГОСТам могут содержаться только натуральные красители и консерванты. Чтобы купить гарантированно безопасные продукты, обращайте внимание на продукцию крупных производителей, соблюдающих ГОСТы.
Пастеризованный или стерилизованный?
Пастеризованный продукт обработан при температуре до 70 градусов Цельсия в течение определенного времени. Вредные бактерии в нем погибли, а большинство витаминов осталось в сохранности. Такие продукты хранятся от нескольких дней до недель. Стерилизация предполагает обработку при температуре 100 и выше градусов. Стерилизованный продукт хранится дольше, чем после пастеризации, но содержание витаминов в нем падает в два и более раза. Пастеризованные продукты для здоровья полезнее, а стерилизованные хранятся дольше и иногда не требуют даже холодильника.
Какие консерванты наиболее распространены
Консерванты – это вещества, которые препятствуют размножению бактерий и порче продуктов. В составе продуктов часто встречаются сорбиновая и бензойная кислоты и их соли – это наиболее распространенные промышленные консерванты. Ищите на этикетке названия натуральных консервантов: лимонная кислота, яблочная кислота, поваренная соль. Эти ингредиенты используются и при домашнем консервировании.
Зачем нужны эмульгаторы
Эмульгаторы стали применяться в пищевой промышленности в последние десятилетия для производства низкожирных продуктов, когда требуется создать видимость жирной текстуры. Чаще всего употребляется натуральный эмульгатор лецитин. Это эфир холина и жирной кислоты – компонент, важный для здоровья.
Что обязательно должны писать на этикетке?
Экология жизни. Когда вы покупаете в магазине продукты, часто ли вы смотрите на этикетки? Как правило, у большинства из нас нет времени читать информацию, напечатанную мелким шрифтом, и мы выбираем продукты известных торговых марок, которые видели в рекламе или о которых слышали от знакомых.
Когда вы покупаете в магазине продукты, часто ли вы смотрите на этикетки? Как правило, у большинства из нас нет времени читать информацию, напечатанную мелким шрифтом, и мы выбираем продукты известных торговых марок, которые видели в рекламе или о которых слышали от знакомых.
Производители пользуются нашей нехваткой времени и невнимательностью. Состав пишут нечитаемым шрифтом, «забывают» сообщить о консервантах, красителях и других пищевых добавках, размещают на этикетке красивые рекламные картинки, которые к продукту не имеют никакого отношения. И мы в итоге покупаем «клубничный йогурт» без клубники, «фруктовые мюсли» без фруктов и «говяжьи сосиски» без говядины.
Чтобы защитить потребителей, были разработаны требования к маркировке всех продуктов. Раньше они были перечислены в ГОСТах, теперь — в технических регламентах, действующих не только в нашей стране, но и на всей территории Таможенного союза.
Итак, обязательные требования к маркировке, которые все производители должны соблюдать, а все потребители — знать.
Обязательные элементы маркировки
В маркировке любого продукта должно быть указано:
На упаковке любого пищевого продукта обязательно должен быть этот знак, обозначающий, что материал, из которого она изготовлена, подходит для пищевой продукции.
Также должна быть информация, из какого именно материала сделана упаковка, обычно она тоже приводится в виде пиктограммы.
Дополнительно (но не обязательно) могут быть указаны сведения о документе, в соответствии с которым произведена продукция (ГОСТ, ТУ), придуманное название, товарный знак, сведения об правообладателе товарного знака, место происхождения продукции, наименование и место нахождения лицензиара, знаки систем добровольной сертификации.
Наименование
По техническому регламенту, наименование продукта должно его достоверно характеризовать, чтобы вы четко понимали, что перед вами — молоко, йогурт или кефир, например.
Не путайте наименование и название продукта.
Придуманное название может быть любым: «котлеты по-домашнему», например. Наименование должно быть четким: «полуфабрикаты рубленные, формованные, панированные из мяса цыплят-бройлеров».
В наименовании нельзя указывать компоненты, которые не входят в состав продукта. Например, если в йогурте вместо клубники ароматизатор, нельзя называть продукт «йогурт с клубникой». Только «йогурт со вкусом клубники» или «йогурт с ароматом клубники».
На этикетке мясных продуктов обязательно писать, охлажденный продукт или замороженный, а если он сделан из мяса, которое когда-то было заморожено, обязательна надпись «изготовлено из замороженного сырья».
Состав
Компоненты в составе указываются в порядке убывания их массовой доли. То есть, например, если в колбасе на первом месте указана говядина, значит, в составе должно быть больше всего именно говядины, а не курицы или сои.
Если каких-то ингредиентов в продукте не более 2%, они могут указываться после всех основных компонентов в любом порядке.
Состав можно не указывать у свежих фруктов, ягод и овощей, уксуса из одного вида сырья, однокомпонентной пищевой продукции, наименование которой позволяет установить наличие этого компонента (например, яиц или муки).
Что обязательно, и что не обязательно указывать в составе
Обязательно указываются в составе присутствующие в любых количествах:
Это связано с тем, что на эти компоненты у человека может быть аллергия. Поэтому даже если в этот конкретный продукт данные ингредиенты не добавляют, но при этом на том же производстве они в принципе используются, на этикетке должна быть предупреждающая надпись, например: «может содержать следы орехов, злаков, молочных продуктов».
Не указываются в составе:
Пищевые добавки
При наличии пищевых добавок в составе должно быть указано:
Например, «краситель кармин» или «стабилизатор Е1422».
Допускается не указывать в маркировке консервант диоксид серы при его содержании в пищевой продукции не более 10 мг/кг(л).
Ароматизаторы
Наименование ароматизатора должно содержать слово «ароматизатор» («вкусоароматическое вещество», или «вкусоароматический препарат», или «коптильный ароматизатор», или «термический технологический ароматизатор», или «предшественник ароматизатора»);
Наименование ароматизатора может быть дополнено словом «натуральный», но только при условии, если ароматизатор содержит только вкусоароматические препараты и (или) натуральные вкусоароматические вещества, полученные из натуральных исходных материалов.
Особые надписи и предупреждения
Есть несколько пищевых добавок, о наличии которых в продукте нужно обязательно предупреждать потребителей:
в этом случае обязательна надпись «Содержит подсластитель (подсластители). При чрезмерном употреблении может (могут) оказывать слабительное действие».
хотя он тоже является подсластителем, он вынесен отдельно, так как абсолютно противопоказан больным фенилкетонурией. Обязательна надпись «Содержит источник фенилаланина».
Согласно проведенным исследованиям, употребление продуктов, содержащих эти красители, вызывает у детей СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Поэтому на этикетке таких продуктов обязательна надпись «Содержит краситель (красители), который (которые) может (могут) оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей».
Картинки
Производители продуктов часто помещают, например, на этикетку майонеза фотографию салата, на этикетку кетчупа — фотографию шашлыка, на коробку с макаронами — изображение готового блюда с помидорами и зеленью. Так делать можно, но только при условии, если данный продукт действительно используется при приготовлении этого блюда, и если на этикетке будет надпись «вариант приготовленного блюда», «вариант сервировки», или аналогичная.
Если вместо какого-либо компонента используется ароматизатор (как в том же йогурте с клубникой), то изобразить соответствующий компонент тоже разрешается.
Количество
Количество может быть указано в литрах (мл), граммах (кг) или в штуках. Массу или объем яиц, а также фруктов, овощей, продаваемых поштучно, можно не указывать.
Если продукт помещен в жидкую среду, на этикетке должна быть указана и масса нетто продукта с жидкостью, и масса самого продукта. Например, сыр «моцарелла» в воде или рассоле. На этикетке указывается количество шариков сыра, масса каждого из них и общая масса продукта вместе с жидкостью.
Дата изготовления и срок годности
Дата изготовления должна указываться в формате ЧЧ.ДД.ММ, если срок годности продукта до 72 часов (так указывают даты на этикетках хлеба, творога); в формате ДД.ММ.ГГГГ, если срок годности от 72 часов до 3 месяцев; ММ.ГГГГ при сроке годности 3 месяца и более; ГГГГ — для сахара.
Срок годности указывается в том же формате в виде надписи «годен до» или с указанием срока годности соответственно в часах, сутках, месяцах, годах.
Изготовитель
Если производство расположено в одном месте, а компания официально зарегистрирована в другом, необходимо указывать на этикетке оба адреса.
Для импортных товаров обязательно указывать наименование и место нахождения импортера. Наименование и адрес изготовителя можно писать на языке страны происхождения, только название страны необходимо написать по-русски.
Если продукт одной торговой марки изготавливается на разных производствах, необходимо с помощью букв, цифр, символов, выделений другим шрифтом четко обозначить, где именно произведен продукт.
Пищевая ценность
Энергетическая ценность в обязательном порядке должна указываться и в килокалориях (ккал), и в килоджоулях (кДж). В данном случае на упаковке йогурта производитель указал только значение в килокалориях.
Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины указываются в граммах (мг, мкг) на 100 г (или на 100 мл).
Если содержание белков, жиров или углеводов в продукте не более 2% от средней суточной потребности взрослого человека в этих веществах, то их количество можно не указывать.
Если в продукт были добавлены минеральные вещества или витамины, они должны быть обязательно указаны на этикетке.
Может указываться содержание минеральных веществ и витаминов естественного происхождения, если оно ≥5 % от средней суточной потребности взрослого человека в витамине или минеральном веществе в 100 г или одной порции.
Для детей и других особых категорий потребителей (например, для больных диабетом) проценты (≥2 % или ≥5 %) вычисляются и указываются исходя из норм потребностей для данной категории.
Процент от суточной потребности обязательно указывается для биологически активных добавок (БАД) и обогащенных продуктов – в отношении веществ, источником которых они являются.
Для сырых продуктов и полуфабрикатов пищевая ценность указывается как есть, без учета дальнейшего приготовления этой продукции.
Пищевая ценность ароматизаторов, жевательной резинки, кофе, природной минеральной воды, бутилированной питьевой воды, пищевых добавок, пищевой продукции в сыром виде (грибов, мяса и птицы, рыбы, овощей (включая картофель), фруктов (включая ягоды), поваренной соли, пряностей, специй, уксуса, чая может не указываться.
Какой должна быть маркировка?
Маркировка должна быть:
Как правильно читать этикетки продуктов
Исследования показывают, что почти половина европейцев не читает этикетки на покупаемых продуктах. А смотрели ли вы, что написано на упаковке вашего любимого соуса, йогурта или даже хлеба? Иногда там можно прочитать весьма неожиданную информацию.
Выбор полезных и натуральных продуктов – задача непростая. В последние десятилетия в мире заметно повысился интерес к здоровому образу жизни и полезной пище, а маркетологи во всю пользуются этой «слабостью» покупателей. Рекламы нас убеждают, что именно этот продукт «самый натуральный», «без консервантов», «богатый витаминами» и «низкокалорийный». Как проверить качество товара по его этикетке и как узнать, сколько правды в рекламных слоганах?
Общие требования к маркировке продуктов
Во всех странах существуют строгие требования к маркировке пищевой продукции. Это сделано для того, чтобы защитить покупателя. Другой вопрос, что далеко не все потребители знают, что именно, как и где должны указывать производители о своем товаре.
Первая причина, почему многие не спешат читать этикетки – очень мелкий шрифт. И при этом часто покупатели даже не догадываются, что нечитабельные надписи на товаре – это нарушение со стороны производителя. Согласно законодательству (не только российскому, но и других стран) маркировка на продуктах должна быть легкочитаемой и не вводить в заблуждение покупателя. Во-вторых, все маркировочные надписи наносят контрастным к фону цветом. В-третьих, текст и спецсимволы должны быть нанесены качественными красками и не стираться в течение всего срока годности товара.
Обязательная информация на этикетке
Непосредственно на упаковке должна быть информация о наименовании продукта, срок его годности и условия хранения, а также о наличии компонентов, способных вызывать аллергию. Остальная информация может быть нанесена на дополнительный листок-вкладыш (если площадь упаковки не позволяет разместить все ведомости). Кроме того, из правильно оформленной этикетки потребитель может узнать количество продукта в упаковке, его состав и пищевую ценность, а также получить информацию о производителе и фасовщике. На самой упаковке должна быть пиктограмма в виде бокала и вилки. Это обозначение гарантирует, что тара изготовлена из материала, предназначенного для хранения пищи.
Наименование продукта
Наименование продукта – это вовсе не его название, как могут подумать некоторые. По правилам, наименование должно четко и достоверно характеризовать товар, указывая только те компоненты, которые входят в его состав. То есть по этой информации на этикетке покупатель должен понять, что за продукт перед ним.
Например, наименование «йогурт с малиной» указывает на то, что в продукте содержатся ягоды (целые или измельченные). Если в состав вместо натуральной малины входят соответствующие ароматизаторы или вкусовые добавки, то это также должно быть отображено в наименовании: «йогурт с ароматом (вкусом) малины».
В мясных продуктах также должно быть все четко. Например, «домашние котлеты» – это не наименование, а название товара. Правильное наименование должно звучать примерно так: «полуфабрикат, формированный из рубленного мяса бройлеров». В мясопродукции этот пункт этикетки должен сообщать, из какого сорта и вида (охлажденное, мороженое) сырья изготовлен товар.
Количество
На правильно оформленной этикетке должна быть информация о количестве продукта в упаковке (в г/кг, мл/л или штуках). Если в таре содержится продукт, погруженный в жидкость, то производитель обязан указать массу с жидкостью и без нее. Как пример, можно взять сыр моцареллу в рассоле. На правильной этикетке будет указано количество сырных шариков в упаковке, масса каждого из них и общий вес продукта с жидкостью.
Состав
Это, пожалуй, самая интересная и самая важная для покупателя часть этикетки, о которой более детально расскажем немного позже. А пока напомним, что в списке ингредиентов компоненты должны перечисляться в порядке убывания их массовой доли в товаре. То есть в готовом продукте всегда содержится больше всего того ингредиента, который упоминается в списке первым.
Пищевая ценность
Канадские исследователи подсчитали, что люди, которые обращают внимание на эту графу этикетки, в среднем весят на 4 килограмма меньше, чем те, кто не интересуется энергетической ценностью покупной пищи. Какие характеристики продукта, помимо калорий, должны быть указаны на этикетке и что они могут рассказать о питательных свойствах товара, более детально рассмотрим в следующих разделах.
Срок годности и дата производства
На продуктах, время хранения которых не превышает 72 часа (например, на хлебе), дата изготовления должна быть указана в формате: время, число, месяц. Если срок годности товара от 72 часов до 90 дней, то производитель может использовать формат: дата, месяц, год. Только месяц и год производства можно указывать на пищевых продуктах, срок хранения которых превышает 3 месяца.
Информация о производителе
Помимо названия производителя, на правильной этикетке должен быть указан и его адрес. Причем если компания официально зарегистрирована за одним адресом, а производственный корпус находится за другим, то на упаковке должны быть оба. Это же правило касается импортного товара.
Как понять, из чего был сделан продукт
Порядок имеет значение
Чтобы понять, из чего состоит покупная пища, необходимо внимательно изучить список ингредиентов, который является обязательным элементом маркировки. Но как не странно, далеко не все понимают, как правильно расшифровывать эту информацию. Если какой-то ингредиент упоминается в списке компонентов, то еще это вовсе не значит, что именно он занимает большую массовую долю в готовом продукте.
Взять хотя бы йогурты с добавлением ягод или фруктов. Это один из самых популярных товаров в молочных отделах магазинов. Но разные производители могут использовать разное количество фруктово-ягодного наполнителя (у одних 70%, у других – 7, а у третьих нет и 0,7%), что в итоге, понятное дело, сказывается и на вкусе, и на полезных свойствах товара. Или возьмем другой пример – говяжьи сосиски. Если в списке ингредиентов упоминается говядина – это еще не показатель того, что продукт полностью состоит из этого мяса. На самом деле его в сосисках может быть мизерная порция. Тем не менее не стоит полагать, что покупка продуктов напоминает лотерею и невозможно узнать, что содержится внутри, пока не попробуешь. Вся информация указана на этикетке, главное, уметь ее находить.
Итак, чтобы научиться выбирать по-настоящему качественные продукты, надо запомнить первое правило: все ингредиенты в составе указаны в порядке уменьшения их количества. То есть если в составе говяжьих сосисок на первых позициях упоминается соя, курица и другие компоненты, а говядина стоит ближе к завершению перечня, то можно говорить, что ее в товаре почти нет. В хороших говяжьих продуктах этот вид мяса должен стоять на первом месте. И это правило работает со всей покупной пищей.
Кстати, длинный список ингредиентов также должен насторожить. Как правило, чем он дольше, тем меньше натуральности в пище, так как один натуральный ингредиент обычно приходится заменять несколькими химическими аналогами. Например, натуральный сок, который был бы в списке одним пунктом, могут заменить следующим набором: вода, сахар (или искусственный подсластитель), ароматизатор, идентичный натуральному, стабилизатор, антиоксидант, регулятор кислотности, консервант. Вкус у натурального и химического продукта может быть даже очень похожим, но пользы от искусственно созданного сока организм не получит никакой.
О каких ингредиентах запрещено умалчивать
Некоторые компоненты, даже если они присутствуют в продукте в самых мизерных порциях, обязательно должны быть указаны в составе ингредиентов. Речь идет об арахисе, орехах, горчице, злаках с глютеном, молоке (лактозе), моллюсках и ракообразных, рыбе, кунжуте, люпине, сельдерее, сое, яйцах, а также о аспартаме и сульфитах (если больше 10 мг на 1 кг или 1 л). Все перечисленные ингредиенты известны как сильные аллергены, отсюда и повышенное внимание к ним.
Кстати, внимательные покупатели, наверное, замечали на некоторых этикетках надписи о том, что продукт может содержать следы злаков, орехов или лактозы, хотя их там, по сути, не должно быть. Это делают в тех случаях, если компоненты-аллергены в принципе используются на производстве, пусть даже для изготовления других продуктов.
Опасные «Е»
Пищевые добавки, так называемые Е-шки, в большем или меньшем количестве присутствуют почти во всех продовольственных товарах. В списке ингредиентов они могут упоминаться как Е с соответствующим индексом или быть названы по своему функциональному назначению (стабилизатор, регулятор кислотности, эмульгатор и т. п.). Что касается добавок из группы ароматизаторов, то они всегда должны упоминаться с расшифровкой.
Кроме того, по правилам на этикетке продукта обязательно должна быть информация о содержании подсластителей, сахарозаменителей, пищевой добавки аспартам, а также красителей Е102, Е104, FCF Е110, Е122, 4R Е124 и АС Е129. Согласно исследованиям, эти красители могут вызывать у детей гиперактивность и синдром дефицита внимания.
Кстати, полезно запомнить классификацию Е-добавок. Хотя бы в общих чертах. Например, Е с индексом, начинающимся на 1, это обычно красители, на 2 – консерванты, на 3 – антиокислители, на 4 – стабилизаторы, на 5 – эмульгаторы, на 6 – усилители вкуса и запаха.
Но далеко не все из них опасны. Например, краситель Е160 – это обычная паприка. Консерванты добавляют в пищу, чтобы продлить ее срок годности. Полностью безопасные из них – соль, яблочная и лимонная кислоты. Кроме них, в продуктах часто используют и другие консерванты, например, бензойную или сорбиновую кислоты (менее вредная). Что касается эмульгаторов, то эти добавки придают продуктам жирную и гладкую текстуру. Самый распространенный и полностью безопасный эмульгатор – лецитин, который получают из яичного желтка.
Однако некоторые Е могут вызывать серьезные проблемы со здоровьем. Самые опасные:
Наличие любого из этих компонентов в списке ингредиентов – серьезный повод задуматься, нужен ли вам такой продукт.
Есть ли в продукте соль
Медики говорят, что без ущерба для здоровья в день можно употреблять не больше 1 ч. л. (примерно 5 г) соли. Особенно вредна чрезмерно соленая пища для людей с сердечными и почечными болезнями. Соль на этикетке покупной пищи может упоминаться под двумя именами: собственно соль или натрий (5 г соли – это 1,5-2 г натрия). Если в списке ингредиентов не указано точное количество соли, то приблизительно определить этот показатель можно по все том же порядке упоминания компонентов.
Как расшифровать пищевую ценность продукта
Энергетическая ценность продукта может быть указана в ккал или в кДж. Кроме того, на этикетке должна быть информация о белках, жирах и углеводах, витаминах и минералах в расчете на 100 г (мл) продукта. Если доля этих компонентов не превышает 2% от суточной нормы для взрослого человека, то они могут и не указываться на этикетке. Пищевая ценность полуфабрикатов и сырых продуктов указывается без учета приготовления и также на 100 г, а не на порцию, как ошибочно думают некоторые покупатели.
В импортных продуктах помимо общего показателя углеводов, на этикетку отдельно выносится информация о содержании сахара. Это позволяет контролировать потребление сладкого. Более полезным для организма является продукт с минимальным количеством простых сахаров (сахароза, фруктоза, глюкоза) и с более высоким – сложных углеводов (содержатся в злаках). Если в списке ингредиентов сахар упоминается в числе первых, это говорит о том, что перед вами продукт с большим количеством быстрых углеводов, а значит – не самый полезный. Лишний сахар часто содержится в сладких газировках, сокосодержащих напитках, нектарах, мюслях, кашах быстрого приготовления, зерновых батончиках. В то же время не стоит возлагать большие надежды на продукцию, маркированную «без сахара». В таких продуктах, как правило, сахар заменяют синтетическими подсластителями или фруктозой.
В пище жиры могут быть трех видов: ненасыщенные, насыщенные и транс-жиры. Для здорового питания наиболее полезными являются ненасыщенные жиры, другие виды желательно избегать. Транс-жиры в большом количестве могут содержаться в маргаринах, спредах, дешевых кондитерских изделиях. Кстати, если на этикетке пишет, что перед вами обезжиренный продукт, это еще не значит, что он полезный. Во-первых, полностью отказываться от жиров небезопасно. А во-вторых, покупная пища без жира часто может содержать больше калорий, за счет добавления углеводов.
Отдельно следует сказать о продуктах «без холестерина». Часто такого рода надпись – обычный рекламный ход. Но что абсурднее всего, иногда ее пишут на продуктах, в которых холестерина и не может быть. Холестерин бывает только в продуктах животного происхождения. Так что растительное масло «без холестерина» звучит нелепо, хоть с точки зрения маркетинга и привлекает внимание незнающих покупателей. А вот если надпись об отсутствии холестерина есть на сливочном масле, это может иметь два объяснения. Либо масло таки с холестерином, либо это никакое не масло, а дешевый маргарин на растительном жире.
На что обращать особое внимание при чтении этикетки
В 2017 году Росконтроль в рамках спецпроекта «Этикетка без обмана» проверил несколько тысяч товаров в самых популярных торговых сетях России.
Оказалось, что в среднем на этикетках 60% товаров указана недостоверная информация.
Молочка без молока
Больше всего несоответствий эксперты выявили в молочных отделах. Часто под видом сыра производители пытаются продать так называемые сыроподобные продукты, содержащие пальмовое масло. То, что в реальности является спредом или кулинарным жиром, у некоторых торговых марок может называться «Крестьянское», «Сливочное», «Топленое», «Деревенское» и воспринимается покупателями как привычное масло. Но если не полениться и прочитать самые мелкие надписи, можно узнать, что перед вами вовсе не натуральное масло, а нечто, содержащее пальмовые и транс-жиры, консерванты, эмульгаторы, красители, ароматизаторы и подсластители. В твороге, мороженом, сгущенном молоке и сырных десертах также вместо ожидаемого покупателями молочного жира, можно найти его растительные заменители. Кстати, чтобы избежать ответственности производители часто используют хитрые уловки с названиями. Например, сгущенное молоко называют «Сгущенка», творог – «Творожком», вместо «Сливочное масло» на этикетке пишут просто «Сливочное». Так что покупателям стоит с особым вниманием читать список ингредиентов в продуктах с похожими хитрыми названиями.
Недетское питание
По правилам, в продуктах, предназначенных для детей, категорически нельзя использовать маргарин, однако в большинстве кондитерских изделий, которые так нравятся детям, содержатся растительные жиры. А в леденцах и газированных напитках почти всегда есть опасные красители.
Но и это еще не самый большой обман. Отдельно следует сказать о так называемом псевдодетском питании. Производителю достаточно украсить этикетку мультяшным персонажем или фотографией ребенка, чтобы покупатель автоматически воспринял этот продукт как часть детского питания. На самом деле, если внимательно прочитать состав и наименование товара, прояснится, что с детской пищей этот продукт не имеет ничего общего, а наоборот, содержит добавки, опасные для малышей.
Хитрости с компонентами
Изучив ассортимент многих магазинов, эксперты Росконтроля выявили сосиски с названием «Говяжьи», в которых говядины содержалось меньше 2% от общего состава. А в колбасе, названной производителем «Дикий кабан», в списке ингредиентов мясо кабана и вовсе не упоминается. Кроме того, эксперты повсеместно обнаруживали уже упоминаемые ягодные йогурты без ягод, гранатовый сок, в котором граната не больше 1%, овсяное печенье практически без овса, арахисовое масло, в котором арахиса меньше 50%, и даже ржаной хлеб, в котором ржаной муки куда меньше, чем может подумать покупатель.
О чем говорят дополнительные надписи на этикетке
Многие покупатели тщательно выбирают продукты, на этикетках которых указано, что они не содержат определенных компонентов или содержат их в меньшем количестве. При этом потребители даже не догадываются, что этим надписям не стоит слишком доверять.
Маркировка «Здоровая» пища говорит только о том, что в еде содержится меньше, чем в аналогичных продуктах, жиров, натрия и холестерина. Обозначение «Не содержит» – это не всегда залог полного отсутствия компонента. Например, если продукт «не содержит транс-жиры», то на самом деле они могут быть, но не превышать 0,5 мг. В пище «не содержащей холестерин», может быть до 2 мг холестерина и до 2 г насыщенных жиров. А «низкое содержание холестерина – это уже до 20 мг холестерола и 2 г насыщенного жира.
«Низкое содержание натрия» говорит о том, что натрия в продукте не больше 140 мг, а «низкое содержание жира» пишут на пище, где содержится до 3 г жиров. Обычно «низкое содержание» указывает на то, что компонента в составе примерно на четверть меньше, чем обычно. Если на продукте указано, что он «облегченный», то в нем должно быть наполовину меньше жира или на треть меньше калорий.
Пастеризованный и стерилизованный: что лучше
На разных напитках можно увидеть надписи о пастеризации или стерилизации продукта. Нередко покупатели не понимают, что означает эта маркировка и чем отличается молоко пастеризованное от стерилизованного. Надпись «пастеризованный» указывает на то, что продукт подвергался тепловой обработке при температуре ниже 70 градусов. В результате опасные бактерии в нем погибли, а полезные вещества остались. Стерилизацию проводят при 100 градусах и выше. Преимущество такой обработки – более продолжительный срок годности, нежели у пастеризованных продуктов. Недостаток: после стерилизации количество полезных веществ снижается в 2 раза.
А что на картинке
Какой товар выберете вы: в невзрачной упаковке с надписями строгим шрифтом или в яркой таре, украшенной фотографиями аппетитных блюд? То-то и оно! И если присмотреться к витринам магазинов, то становится понятно, что производители затеяли между собой настоящую войну этикеток. Одна краше другой! Манят к себе, нагоняют аппетит и… часто не соответствуют правилам оформления. Согласно юридическим нормам, на этикетке не может быть изображено блюдо, в котором не используется продаваемый товар. Но в этом правиле есть один нюанс, который зачастую сбивает с толку покупателей. Вернемся к уже упоминаемому йогурту с малиновым ароматизатором. Так вот, в этом случае законодательство не запрещает производителю рисовать на упаковке ингредиенты, которые в продукте заменены соответствующей пищевой добавкой. То есть на продукте, в котором на самом деле нет никакой малины, ягода все же может быть нарисована на упаковке. Поэтому чтобы понять, что на самом деле содержится внутри, смотреть только на картинку не стоит, важно внимательно читать список ингредиентов.
Мы – то, что мы едим. От того, что попадает на наши тарелки, во многом зависит наше здоровье, внешний вид и трудоспособность. А знаете ли вы, что на самом деле едите, насколько полезна и из чего состоит «натуральная» пища из супермаркета?