«К доске пойдет…». Статья о том, как и кого вызывать к доске на уроке
Какие бы инновационные методы и компьютерные технологии ни внедряли учителя в ходе современных уроков, они ни в не собираются отказываться от традиционных, проверенных временем способов работы с детьми. Педагоги единодушно заявляют о том, что даже в век ИКТ, ОГЭ и ЕГЭ необходимость вызывать учеников к доске не потеряла своей актуальности.
Ответы у доски: плюсы и минус
Доска и мел являются основным средством обучения на многих уроках. Они позволяют проводить фронтальную работу со всем классом, осуществлять индивидуальную проверку уровня знаний школьников, вести постоянный диалог с детьми. Практика регулярного использования ответов школьников у доски имеет много положительных сторон, поскольку способствует:
Особая ценность ответа у доски в том, что все действия и размышления ученика контролируются непосредственно в ходе выступления, поэтому любые неточности, неверный ход мыслей и т.п. замечаются сразу же и указываются на них ребенку, проводится их анализ и поиск верного решения. Эти ошибки исправляются безотлагательно, с участием отвечающего.
Такое почти невозможно в ходе письменной проверки, ведь ее результаты определяются уже в отсутствие учеников в классе. Использование тестов еще больше проигрывает в практической значимости, поскольку в процессе их выполнения есть определенный процент «угаданных» ответов, чего не бывает при решении у доски.
Единственное, в чем ответы у доски проигрывают современным технологиям — это невозможность за короткий промежуток опросить большое количество учеников.
Как выбрать, кого вызвать к доске
Опытный педагог никогда не вызывает учеников к доске по случайному выбору. Этот момент должен быть обдуман, как и ход самого урока. Рассмотрим основные принципы определения того, кто пойдет отвечать к доске.
По списку учеников в журнале
Довольно часто основным ориентиром служит классный журнал. Во многих фильмах о школе демонстрируют именно этот способ вызова к доске, сопровождая его фразами, типа: «Начнем с буквы А» или «Кто у нас дальше по списку?». Иногда даже показывают, как учитель наугад тычет ручкой в список учеников и выбирает того, кто пойдет к доске.
На практике такое недопустимо. При подобном формальном подходе эффективность этой формы работы очень низкая. Часто смышленые ученики быстро «просчитывают» систему вызова по списку и заранее знают, когда им придется отвечать. Поэтому они лучше готовятся к нужному уроку, а на последующих занятиях откровенно филонят.
Вызывать к доске по списку можно только в том случае, если планируется опросить весь класс и цель такого опроса заключается в тренировочных упражнениях для закрепления навыка выполнения определенного задания. Это возможно на уроках формирования умений и навыков или уроках применения знаний, умений и навыков. В таком случае детям предлагается произвести действия по указанному образцу.
Также по списку можно вызывать к доске во время фронтального опроса на этапе актуализации знаний. Для этого готовятся задания, которые требуют очень краткого и быстрого ответа. При этом соблюдение списка позволяет даже лучше организовать и ускорить процесс, ведь каждый ребенок знает порядок своего выхода и заранее готовится к нему.
Оценки в классном журнале
Наиболее распространенный критерий для выбора ученика, который пойдет отвечать к доске, это его оценки. Причем, не надо ориентироваться на их количество. Конечно, наполняемость оценок очень важна для осуществления объективного тематического оценивания, но эту задачу как раз лучше решать с помощью современных методов проведения опроса.
Гораздо важнее обратить внимание на того ученика, чьи оценки резко изменились за короткое время. В таком случае необходимо пригласить его к доске, чтобы, прослушав ход его размышлений во время ответа, определить появившиеся проблемы.
Еще одна причина, по которой нужно вызвать ребенка к доске – необходимость немного «подтянуть» его результаты перед тематическим оцениванием. Работая под контролем учителя, ученик выполнит задание лучше, чем самостоятельно. К тому же ответ перед аудиторией обязывает быть точным в формулировках, объяснять свои действия и аргументировать выводы. При таких условиях ученик лучше разберется в изучаемом материале, закрепит свои знания.
Психологические аспекты
Часто учитель следит за реакцией школьников на его вопрос. Если кто-то из них заметно волнуется, пытается отвести взгляд в сторону, спрятаться за спину своих товарищей — это верный признак того, что он чувствует неуверенность в своих знаниях. По возможности такого ученика нужно пригласить к доске, чтобы помочь ему разобраться в учебном материале. При этом важно обеспечить доброжелательную атмосферу, без упреков и замечаний по поводу недостатка знаний у ребенка.
Многие дети боятся выходить к доске, у них есть страх, что они сделают что-то неправильно. Причем не всегда это относится только к тем школьникам, которые учатся посредственно. У некоторых детей может быть занижена самооценка или проявляется стеснительность.
Учитель должен выявлять таких учеников в классе и обязательно приглашать их к доске. В подобной ситуации не рекомендуется давать сложные задания и лучше не вызывать их первыми, а лишь после того, как одноклассники уже решили подобные задания у доски. Постепенно появится уверенность в своих силах, а тревога и негативные эмоции от необходимости выступать перед аудиторией пройдут.
Также педагогу необходимо работать с детьми, которые не проявляют интереса к учебе, пытаются отлынивать от работы на уроке. В этом случае нужно стараться увлечь их, предлагая интересные задания. Или же следует довольно часто вызывать их к доске, чтобы ребята привыкли к постоянной загруженности в ходе занятий. К тому же, впоследствии проявится и другой результат. Работая в таком режиме, дети научатся разбираться в учебном материале, а вслед за этим изменят и свое отношение к школьному предмету.
Педагогические цели
Выбор учеников, которых планируется вызвать к доске на уроке, зависит от того, какие педагогические цели необходимо достигнуть в ходе этой работы.
К доске вызывают школьников, которые часто не выполняют домашнее задание или допускают в нем ошибки. Для профилактики нужно периодически опрашивать весь класс.
В таком случае к доске лучше вызывать учеников с высоким уровнем знаний, которые могут логически рассуждать, строить цепочку умозаключений, обосновывать свои действия, давать комментарии.
Выбор нужно остановить на школьниках, которые показывают плохие или нестабильные результаты при написании самостоятельных и проверочных работ, часто пропускали занятия во время изучения темы. Это самая важная причина, по которой необходимо вызывать к доске. Иногда можно одного и того же ребенка опрашивать несколько уроков подряд — главное, добиться, чтобы он понял учебный материал и научился правильно применять его на практике.
Возможные проблемы
Учитель должен знать о некоторых проблемах, которые могут возникнуть при организации работы учеников у доски. Как правило, чаще всего нравиться отвечать у доски отличникам, которые хорошо знают материал и любят показывать свои знания перед другими. Они просятся к доске сами и могут обидеться, если учитель их не вызывает.
Иногда после этого ребенок может демонстративно отказаться работать на уроке, и даже перестать интересоваться школьным предметом. Чтобы избежать таких последствий, нужно правильно строить работу с отличниками:
Отличники должны понимать, что учитель не игнорирует их, а предлагает им наиболее сложные задания, что способствует их интеллектуальному развитию.
Другая проблема связана с детьми, которые могут отказаться выходить к доске или позволяют себе во время ответа шутки и кривляния. Учителю необходимо проявить терпение и ни в коем случае не отказываться от работы с ними.
Вызывая таких детей к доске, следует быть очень тактичным, оказывать им помощь вовремя ответа. Нельзя допускать, чтобы возникали неловкости или долгие паузы. Обязательно нужно хвалить ребенка, отмечать любые его достижения.
Также определенный сложности могут возникнуть, если учитель неправильно представляет себе методику организации работы учеников у доски. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы всего лишь один ребенок «был занят делом», а остальные просто списывали с доски уже готовое решение. Все дети в классе должны оставаться активными участниками урока. Учитель может задавать уточняющие вопросы по теме задания, предложить найти другой вариант решения, объяснить действия отвечающего, прокомментировать ход его размышлений и т.д.
Вызов к доске никогда не должен рассматриваться как наказание за невыученный урок или плохое поведение за партой. Работа у доски — одна из форм работы, которая направлена на прочное усвоение теоретического материала и помогает учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы улучшить его уровень усвоения образовательной программы.
Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
«Учащийся» или «учащейся»: какое из этих слов написано правильно?
Правила орфографии, которые каждый из нас изучает еще в школе, являются основой грамотной письменной речи. Разберемся с тем, как правильно пишется «учащийся» или «учащейся», рассмотрим морфемный состав и примеры предложений с этими словами.
Какое из этих слов написано правильно?
Оба слова написаны верно. Единственная разница заключается в том, что они соответствуют разным родам и падежам. «Учащийся» − это мужской род, а «учащейся» − женский.
Оба слова являются причастиями, но при построении предложений, в зависимости от контекста, больше используются как существительные. В составе этих слов необходимо уделить внимание их окончанию, поскольку «ий» и «ей» являются правильным написанием, но меняют род и падеж.
Таким образом, обе словоформы обозначают одно и то же действие для мужского либо женского рода. Их можно сравнить с похожими по значению словами, например, трудящийся мужчина помог освоить новую профессию трудящейся женщине. Благодаря этому получится подобрать правильную словоформу, согласно признакам, которые определяют род и падеж.
Морфемный разбор слов «учащийся» и «учащейся»
Перейдем к морфемному анализу слов. Начнем с «учащийся»:
Аналогичное действие проделаем со словом «учащейся»:
Как видно, оба слова имеют одинаковое морфемное строение, различающиеся при этом окончаниями «ий» и «ей».
В каких случаях пишут «учащийся»?
Причастие относится к мужскому роду, поэтому словом «учащийся» можно охарактеризовать ученика, студента, стажера, помощника мастера и т.д.
Если верить лингвистической статистике, это слово не является часто используемым, ввиду чего оно может быть написано с грамматическими ошибками либо неправильно определенным родом.
Примеры предложений
Приведем несколько простых примеров предложений с вхождением слова «учащийся»:
В каких случаях пишут «учащейся»?
Слово «учащейся» также является правильно написанным.
Причастие относится к женскому роду, им обозначают студентку, ученицу, помощницу и т.д.
Очень часто слово путают с мужским родом и вместо правильного написания «учащийся» пишут «учащейся». В этом случае следует быть внимательным и не путать окончания.
Примеры предложений
Приведем несколько предложений, в которых встречается слово «учащейся»:
Ошибочное написание слов «учащийся» и «учащейся»
Самыми распространенными ошибками при написании этих причастий являются следующие: учасчийся, учасщаяся. Также часто путается род этих слов, в результате чего полностью меняется смысл предложения.
Как видим, оба слова написаны правильно. Единственная разница заключается в том, что они имеют разные падежи и относятся к мужскому и женскому роду.
Поиск ответа
Вопрос № 305891 |
Ответ справочной службы русского языка
Пунктуационные ошибки есть. Кроме того, рекомендуем писать сначала имя, потом фамилию. (А если это официальный документ, то указываются имя и отчество, а не только имя.) Также обратите внимание, что учащихся вузов обычно называют студентами, а не учениками.
Корректно: Вас беспокоит Мария Иванова, мама студентки 5 курса факультета экономики Карины Ивановой.
Здравствуйте! Заполняем аттестаты. Учениц ы Иванова Есения и Оливия. В Д. п. по правилу должно быть (кому?) Есении и Оливии, а программа заполнения бланков аттестатов «утверждает» Есение и Оливие. Как правильно?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Есении, Оливии. Эти имена склоняются так же, как Мария.
Здравствуйте. Изменилось ли написание предлогов из-за и из-под с дефисного на раздельное? Я помню, что они всегда писались через дефис, но моя учениц а сказала, что школьная учительница настаивает на раздельном написании этих предлогов, ссылаясь на словари XXI века, и даже обещает снижать оценку тем, кто напишет эти предлоги через дефис.
Ответ справочной службы русского языка
Предлоги из-за и из-под пишутся через дефис, учительница (если она действительно настаивает на раздельном написании) неправа.
Правильно ли расставлены запятые? Награждается учениц а 4 класса Ж, Савельева Елизавета, занявшая 1 место в школьной олимпиаде.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Награждается учениц а 4 класса «Ж» Савельева Елизавета, занявшая 1-е место в школьной олимпиаде.
Как правильно: обучающейся 2 класса школы или обучающейся во 2 классе школы?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Это очень странная логика. Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного, но сам по себе согласным не является.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как с точки зрения русского языка написать правильно: «лик святой Марии м учениц ы» или «Марии-м учениц ы»?
Ответ справочной службы русского языка
Моя дочь, учениц а 3-его класса, написала такое предложение в сочинении: После первой пойманной рыбы я так вошла в азарт, что чаще замахала удочкой. Учитель после слова «рыбы» поставил запятую и снизил оценку. Подскажите, нужна там запятая или нет? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
После рыбы запятая не нужна: для ее постановки нет оснований.
как правильно подписать тетрадь? » Учениц ы 6 «б» класса МБОУ » ЛицеЙ №6″ Ивановой Веры или » Учениц ы 6 «б» класса МБОУ » ЛицеЯ №6″ Ивановой Веры
Ответ справочной службы русского языка
Название в кавычках не склоняется, так как есть родовое слово МБГОУ: у ченицы 6 «Б» класса МБОУ «Лицей № 6».
» Учениц а 9 «А», веселая и легкомысленная Катя была выбрана в старосты класса». Не могу понять, зачем там запятая: но и вроде как напрашивается. Развейте сомнения! Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Учениц а 9 «А», веселая и легкомысленная Катя, была выбрана в старосты класса.
Как правильно: Иванова Е., учениц а Муниципального образовательного учреждения Озёрная СОШ №9, или Иванова Е., учениц а Муниципального образовательного учреждения Озёрной СОШ №9?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Иванова Е., учениц а муниципального образовательного учреждения «Озёрная СОШ № 9».
Ответ справочной службы русского языка
Все приведенные варианты правильны. Однако существуют некоторые стилистические ограничения на употребление слов женского рода. В официально-деловом стиле, когда речь идет о номенклатурном наименовании должности, рекомендуется сохранять форму мужского рода. Подробнее об этом можно прочитать в «Справочнике по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование» Д. Э. Розенталя, Е. В. Джанджаковой, Н. П. Кабановой, в параграфе «Род названий лиц женского пола по профессии, должности и т. д.».
Ответ справочной службы русского языка
«Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона» (М., 2005) фиксирует: бэшка ‘ученик, учениц а класса «Б»’. Кавычки нужны, если эти жаргонные слова употребляются в стилистически нейтральных контекстах.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, возможно ли употребление слов ученик и учениц а при заполнении грамот?
Ответ справочной службы русского языка
«УчЕник» или «учИник» – как правильно пишется?
К написанию гласных суффикса применяют правило, которое основывается на словообразовательных особенностях слов разных частей речи. Чтобы объяснить, как пишется ученик, следует выяснить его грамматическое значение, проследить, как оно образовалось.
Грамматическое описание слова
Рассматриваемая языковая единица состоит из 3-х слогов. В ней 3 гласных. Первый слог открытый. Он состоит из одного гласного у. Ударным является третий. Проблемы написания возникают со вторым гласным, который занимает слабую позицию. Этот гласный звук обозначен буквой е, которая находится в суффиксе исследуемого слова. Значит, проверить её подбором однокоренной лексемы не удастся.
Данная языковая единица состоит из 4-х морфем. В ней выделяют корень уч-, 2 суффикса – е-ник и нулевое окончание. Послекорневая морфема – ник указывает на лицо мужского пола. Суффикс –е обычно используется в глаголах. Исследуемая лексема образовалась от слова учить, в котором перед –ть явно слышится буква –и. Возможно, данный факт является основополагающим для выбора написания и в рассматриваемом слове.
Анализируемая лексема – одушевлённое имя существительное. Она относится к мужскому роду второму склонению. Данная форма – это единственное число именительного падежа. На данный факт указывает нулевое окончание. На уровне предложения она будет подлежащим или сказуемым.
Слово общеупотребительное, встречается в текстах разных стилей.
Объяснение правописания
Как объясняется слово ученик на уровне правописания? Единой нормы для графического оформления суффиксов нет. Здесь стоит прибегнуть к приёму ассоциаций.
Данная лексема будет однокоренной для слова учЕние. Это тоже имя существительное. В нём выделяют суффикс – ени, который обозначает какое-либо явление, понятие. Если соотнести обе единицы, то станет очевидным, что в рассматриваемом нами слове после корня следует писать букву –е. При этом важно помнить, что в исследуемой лексеме она является отдельным суффиксом и не может быть проверена через подбор однокоренного слова, где окажется в сильной позиции.
Таким образом, данная языковая единица имеет 2 суффикса, один из которых Е, а не И.
Примеры предложений
Рассмотрим, как ведёт себя исследуемая лексема в контексте?
В списочном составе класса значился тридцать один ученик.
Ученик не пришёл на занятия по уважительной причине.
Каждый ученик должен делать домашнее задание.
Правописание гласных в словах “ученик” и “ученица”
Ежедневно используя в речи огромное количество слов, мы редко задумываемся над тем, как их правильно писать, из-за чего при написании тех или иных синтаксических единиц допускаются ошибки. Даже в казалось бы совсем простых и часто употребляемых лексемах. Достаточно часто даже люди, давно вставшие из-за школьной парты, сталкиваются с дилеммой, как пишется слово ученица или ученик. Такие сложности возникают с многими словами, в которых созвучные гласные находятся не в ударном слоге.
Как пишется
Какое правило
Зачастую для проверки написания гласных, которые стоят в безударной позиции в слове, следует изменить его таким образом, чтобы буква, которая является спорной, стала под ударение и слышалась четко. Есть некоторые лексемы, к которым данное правило не может быть применено, поскольку во всех существующих формах спорный звук будет в безударном слоге. К таким словам относится и ученицы как пишется: придётся просто запомнить, что верным, согласно правилам орфографии, будет являться только написание с «е» во втором слоге.
Разбор по составу
Лексема «ученик» имеет в своем составе корень «уч», суффикс «ен» и «ик», нулевое окончание.
Морфологическое и синтаксические свойства
Рассматриваемая лексема являет собой одушевленное имя существительное мужского рода единственного числа, относится к именительному падежу и отвечает на вопрос «Кто?».
Значение
Ученик – человек, который проходит определенное обучение. Наиболее часто применяется к детям школьного возраста, получающим образование в учебных заведениях.
Синонимы
Если есть сомнения в правописании той или иной синтаксической единицы, всегда можно обратиться за помощью к синонимам и подобрать среди них именно тот, который максимально четко передаст значение необходимой лексемы, но при этом не вызовет трудностей в правописании. Синонимами в данном случае могут выступать: школяр, воспитанник, послушник, школьник, гимназист, учащийся, адепт, приверженец.
Примеры
Как неправильно
Неверным будет употребление лексемы в форме учиник или учиница, ученици.
Вывод
Достаточно часто в русской речи одно и то же слово произносится и пишется по-разному. Поэтому если пытаться писать синтаксические единицы точно так же, как их услышали, можно допустить достаточно много грамматических ошибок. В данной статье мы рассмотрели правило, которое поможет избавиться от сложностей в написании спорных гласных в безударных слогах. Если есть возможность изменить форму слова таким образом, чтобы гласная стала в ударную позицию и четко слышалась, то можно без сомнений употреблять данную словоформу в письме. Однако есть ряд лексем, которые невозможно проверить подобным образом, например, как правильно пишется ученица, данную словоформу можно только запомнить.