Почему слово ученик пишется через «е», а учитель через «и»?
Имена существительные УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК пишутся по-разному, потому что они имеют разные суффиксы. Оба существительных образуются от глагола УЧИТЬ. Это однокоренные слова из числа тех, каких очень много в одном словообразовательном гнезде помещается, например, учёба, учёный, училище, недоучка и прочие. И все они имеют один и тот же корень УЧ-.
Существительное УЧ/ЕНИК образовано посредством суффикса -ЕНИК-, как указано в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова.
Суффикс -ЕНИК- и определяет правильное написание всего слова.
Слова ученик и учитель пишутся по-разному, потому что это разные существительные, хотя и однокоренные. Чтобы понять, почему слово «ученик» пишется с буквой «е», а «учитель» с буквой «и», обратимся к морфемному составу слов и их образованию.
Аналогично образуем слова:
Слово «ученик» образовано тоже от глагола «учить», но с помощью другого суффикса
Вот так родились разные «дети» у глагола «учить».
«Учителя» или «учители», как правильно?
Слова «учители» и «учителя» — это нормативные формы множественного числа существительного «учитель», которые отличаются окончанием в зависимости от их лексического значения.
В русском языке одушевленное существительное «учитель», называющее одну из востребованных профессий нашего общества, образует параллельные формы множественного числа:
Выбор грамматической формы множественного числа этого существительного с окончанием -я или -и связан с лексическим значением слова.
Форма множественного числа «учителя»
Слово «учитель» общеизвестно в качестве названия востребованной профессии. Учитель — это преподаватель школы, который учит детей, передавая им свои знания по определенному учебному предмету:
В этом значении слово «учитель» образует форму множественного числа «учителя» с ударным окончанием -я. Аналогично по этой продуктивной модели возникают подобные грамматические формы некоторых существительных:
Понаблюдаем за употреблением исследуемого слова, если прочтем примеры предложений.
Примеры
Учителя нашей школы успешно выступили на конференции, посвященной прогрессивной методике преподавания математики.
Учителя русского языка готовят учеников к участию в районной предметной олимпиаде.
На очередном педагогическом совете учителя биологии обменялись опытом использования наглядных пособий на уроках.
Опытные учителя передают молодёжи свои умения и навыки в организации учебного и воспитательного процесса.
Форма множественного числа «учители»
Слово «учитель» образует форму множественного числа «учители» с безударным окончанием -и, если обозначает главу учения, имеющего своих последователей, авторитетного человека, наставника, пропагандирующего свои взгляды в какой-либо области. Эта форма существительного используется реже.
Понаблюдаем, в какой речевой ситуации употребляется это слово.
Вы наши настоящие учители и наставники!
На этой доске почёта представлены учители.
Учители Церкви — это звания, которые присваиваются выдающимся богословам и церковным деятелям.
В грамматике русского языка отметим имена существительные, которые так же различаются окончаниями в формах множественного числа в связи с разным их лексическим значением:
«Учителя» или «учители»: как пишется?
В современном мире так много возможностей открыть для себя что-то новое, получить знания или обрести навыки. В повседневной речи мы используем слово «учитель», но как правильно обращаться к учителям: «учителя» или «учители»?
Как правильно пишется?
Морфологический словарь трактует, что для правильного окончания слова в множественном числе необходимо учесть контекст, в котором оно используется, то есть выяснить лексическое значение применяемого слова, так как
в обращении верны обе формы множественного числа одного существительного.
В каких случаях пишут «учителя»
Окончание «-а» или «-я» в слове «учитель» будет в том случае, когда подразумевается профессия, то есть лексическое значение следующее: «учитель – человек, должностной обязанностью которого является трактовка знаний в понятной форме, передача имеющейся информации в устном и письменном формате ученикам с последующим контролем усвоенного материала и работой над ошибками».
Примеры предложений
В каких случаях пишут «учители»
Если в слове «учитель» кроется нечто большее, нежели заложено в первой трактовке, то применяется окончание «-и» или «-ы» во множественном числе. Лексическое значение во втором случае будет характеризовать человека, являющегося учителем по призванию, а не по профессии, обладающего авторитетом и лидерскими качествами, имеющего последователей и верных учеников (единомышленников).
Примеры предложений
Ошибочное написание слов «учители» и «учителя»
Ошибочное написание слова «учитель» отсутствует, так как приняты к использованию обе формы. Однако следует обращать внимание на закладываемый смысл сказанного.
Заключение
В конкретном примере упор на правильную форму множественного числа существительного «учитель» следует делать, опираясь на лексическое значение.
Окончание «-я» используется тогда, когда говорим о профессии: учителя. Окончание «-и» уместно в том случае, когда смысл существительного в идейном предводительстве: учители.
Как пишется ученик произошел учителя
“Плох тот ученик, который не превзошел учителя”. Лучшие эссе студентов АНП [Часть I]
— Испокон веков в период больших и стремительных перемен в обществе возлагаются большие надежды на студентов в научных исследованиях и открытиях.
В современном мире бурно развивающиеся промышленность, народное хозяйство, наука и культура обуславливают качественную подготовку специалистов. Возрастает роль преподавателя и студента в социально-экономическом положении общества. Разумеется, роль преподавателя велика, как учителя, который указывает путь в мир знаний, где его студент будет отличаться эрудированностью, любознательностью, рациональностью. Для преподавателя апогеем обучения ученика должно стать то, чтобы они превзошли своего учителя.
Я с большим удовольствием предлагаю вашему вниманию лучшие эссе студентов на слова Леонардо да Винчи “Плох тот ученик, который не превзошел учителя”.
Старший преподаватель Академии нового поколения (NGA) Жаркын Касымова
Касымов Махмуд:
— Я не считаю, что ученик плох. Любого ученика, который действительно старается и хочет стать лучше, нельзя назвать плохим. Что поделать, если у него не получается превзойти учителя? Следуя этой логике можно назвать учителя плохим, если его не превзошли.
Я считаю, что стремление и есть успех в различных делах. Чтобы превзойти учителя, сначала надо превзойти себя, свою лень и т. д. Стоит относиться к учителю не как к образцовому показателю, а как к сопернику, которого ты хочешь обыграть. Случаи и обстоятельства у всех бывают разные и нельзя сказать: “Либо ученик не был прилежным, либо учитель плохо выполнял свои обязанности”.
Все происходит ситуативно и под влиянием различных обстоятельств. Мне не нравится эта фраза, потому что она слишком далека от реалий нашей жизни.
Дадабаева Гулайым:
«Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника».
Виссарион Белинский
— Пока ученик видит в учителе образец, он будет ему подражать, пытаться равняться на него, что, на мой взгляд, только сдерживает его потенциал. По себе знаю, что значит соперничество с учителем. Я не скажу, что превзошла ее, но, благодаря духу соперничества, в музыкальной школе я смогла научиться многому.
Я была в четвертом классе, когда перешагнула порог музыкальной школы. До сих пор помню нашу первую встречу. После долгого поиска нужного кабинета я наконец нашла заветную дверь и открыла ее. Маленький тесный кабинет. Она сидела в дальнем углу и играла очень красивую мелодию (позднее я узнала, что это было произведение Н. Абдрахманова «Сон-Кол ыргактары»). Все пространство было переполнено музыкой. Она и вправду мастерски владела комузом, и когда она играла на нем, казалось, что ее пальцы почти не касаются струн, а музыка льется сама по себе. В этот же день я дала себе слово, что когда-нибудь я обязательно превзойду ее, что я буду играть лучше нее.
Способности к музыке у меня были так себе, но успех пришел ко мне с практикой. Я хотела доказать, что все те знания, которые она мне дает, не пропадают даром, что я практикую все это. И поэтому каждый вечер я брала в руки комуз и по многу часов играла на нем. Это помогло мне улучшить мои навыки, и вскоре многие начали меня узнавать. Некоторые произведения у меня получалось играть лучше нее. Я стала участвовать во многих концертах, конкурсах, где занимала первые и призовые места.
Я не добилась бы всего этого, если бы не она, если бы не ее усилия и советы. Я во многом благодарна ей за то, что она предоставила мне возможность соперничать с ней. Она была не только учителем и наставником, но и близкой подругой. После встречи с ней я поняла, что учитель такой же человек, как и я, что и его можно превзойти, если сильно постараться.
Кубанычбек уулу Руслан:
— «Ох, уж эта учеба!» — часто говорим мы, устав от уроков. Так хочется отвлечься, пообщаться с друзьями, просто полениться. А если и почитать, то что-нибудь такое, где не нужно прилагать много умственных усилий. Заниматься нужно в первую очередь для себя, для своего будущего. Для достижения своих целей нужно многому учиться, получать новые знания, приобретать определенные навыки, вырабатывать необходимые качества. Так зачем же нужно учиться? И для чего вообще мы живем? Чем раньше мы задумаемся над этим, тем интереснее будет жизнь, и проживем мы ее с большей пользой и для себя, и для окружающих.
Учась где-нибудь, мы можем начать приближать свою мечту, делать ее реальнее. Каждый день на уроках мы узнаем что-то новое и интересное, однако, для того, чтобы этот материал был хорошо усвоен, рассказов учителя недостаточно. Нужно заниматься самому, искать дополнительные сведения, читать книги, углублять свои знания и умения в кружках, секциях, клубах. Ведь когда тебя окружают друзья или единомышленники, учиться гораздо интереснее и эффективнее!
„Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам.“ С этой цитатой я абсолютно согласен, ведь только от тебя зависит становление твоей личности, а учитель лишь направляет тебя, подобный маяку.
Айпери Улукбекова
Но во всех ли случаях этот афоризм действует? Думаю, нет. Это зависит от человека и от среды, в которой он рос. Если наставник понимает, что ученики должны развиваться и улучшать свои знания, и помогает им становиться лучше, то честь и хвала этому учителю. Благодаря таким учителям, появляются великолепные ученые, писатели и другие профессионалы своего дела, прославляющие себя и своего мастера. А есть преподаватели, которые для сохранения своего местоположения в обществе, поставят на место ученика, который старается спорить с ними или же опровергает мысли учителя.
А иногда учащему мешают стереотипы: то, что нельзя спорить со старшими, и выступать перед всеми, показывая, что «ты самый умный». Но это неправильно. Если ученик не будет становиться лучше, то следующее поколение тоже не будет совершенствоваться, следовательно, развитие человечества остановится.
Превосходство ученика над учителем также тяжелый труд и для самого учителя: он должен привить любовь к своему предмету, дав понять, что его предмет важен. И от ученика тоже многое зависит. Чтобы превзойти учителя, сначала надо превзойти себя. Не каждый может победить свою лень и нерадивость.
Подводя итог, можно сказать, что ученик, который стал лучше своего учителя, – это очень хороший пример для других, дающий мотивацию направить свое будущее в лучшую сторону.
Жакшылыков Фатихсултан:
— Ученик, безусловно, должен превзойти своего учителя. Именно так думают многие люди. Тем не менее, другие верят, что это не так уж и важно. И я полностью согласен с ними.
Причиной этого является то, что учитель не смог заставить ученика полюбить свой предмет. Даже если ученика заставят учить все материалы, которые дал учитель, это не поможет ему превзойти учителя, так как он попросту не желает его превосходить. Допустим, что родители ученика врачи. И они хотят, чтобы их ребенок тоже стал врачом. Но ребенка интересует другая сфера, например, инженерия. Тем не менее, он учится на врача и родители ждут, чтобы он превзошел своих учителей. Но он учится на врача только потому, чтобы не разочаровать своих родителей. Следовательно, у него нет цели превзойти учителя. Но делает ли это ученика плохим? Лично мне кажется, что нет. Так как у каждого человека есть выбор делать что-то или нет.
Есть и альтернативная версия. Есть и учителя, которые не хотят, чтоб их превосходили. У каждого из них есть своя причина. Но многие учителя не вкладывают свою душу в обучение учеников. Им главное что-то объяснить ученику быстро и просто и получить за это зарплату. Ученик будет знать весь материал поверхностно. И по этой причине ученик не сможет превзойти учителя, даже если он этого захочет.
Исходя из этого, можно сказать, что это утверждение некорректное. И людей нельзя заставить полюбить какой-либо предмет против их воли. У людей есть разные интересы. И в этих интересах они должны превзойти своих учителей. Если человек сильно захочет, то он сможет превзойти своего учителя.
Алмазбекова Айзада:
«Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника».
Виссарион Белинский
— С самого первого дня, как в жизни ребенка появляется учитель, меняется все вокруг. Меняется мышление, меняются цели и обязанности, а самое главное меняются идеалы. Этим идеалом как раз таки является сам учитель. Ребенок начинает делать все, что говорит учитель, начинает говорить как он. И тут появляется вопрос, как ученику стремиться стать лучше учителя, когда он является воплощением идеала!?
С одной стороны, стремление стать лучше – лучшее стремление, которое может быть у человека. Достигать с каждым днем все большего, и становиться лучше, и стараться самому стать для кого-то идеалом. Наставник нарочито подталкивает ученика, чтобы он стал лучше него.
Но если посмотреть с точки зрения: как стать лучше своего идеала, и как понять, что ты стал лучше, – появляется другое мнение. Ведь мысль стать лучше наставника является большим преступлением для ученика. И ему кажется, что это невозможно.
Мне кажется, ученик может и должен становиться лучше своего учителя. И хороший учитель сам подтолкнет его к этому. И нужно стать лучше, и познавать те рубежи, о существовании которых ты не знал только потому, что твой идеал казался тебе той самой вершиной, после которой выше и лучше нет. Ученик должен стать лучше своего учителя, и так должно быть всегда.
Правописание гласных в словах “ученик” и “ученица”
Ежедневно используя в речи огромное количество слов, мы редко задумываемся над тем, как их правильно писать, из-за чего при написании тех или иных синтаксических единиц допускаются ошибки. Даже в казалось бы совсем простых и часто употребляемых лексемах. Достаточно часто даже люди, давно вставшие из-за школьной парты, сталкиваются с дилеммой, как пишется слово ученица или ученик. Такие сложности возникают с многими словами, в которых созвучные гласные находятся не в ударном слоге.
Как пишется
Какое правило
Зачастую для проверки написания гласных, которые стоят в безударной позиции в слове, следует изменить его таким образом, чтобы буква, которая является спорной, стала под ударение и слышалась четко. Есть некоторые лексемы, к которым данное правило не может быть применено, поскольку во всех существующих формах спорный звук будет в безударном слоге. К таким словам относится и ученицы как пишется: придётся просто запомнить, что верным, согласно правилам орфографии, будет являться только написание с «е» во втором слоге.
Разбор по составу
Лексема «ученик» имеет в своем составе корень «уч», суффикс «ен» и «ик», нулевое окончание.
Морфологическое и синтаксические свойства
Рассматриваемая лексема являет собой одушевленное имя существительное мужского рода единственного числа, относится к именительному падежу и отвечает на вопрос «Кто?».
Значение
Ученик – человек, который проходит определенное обучение. Наиболее часто применяется к детям школьного возраста, получающим образование в учебных заведениях.
Синонимы
Если есть сомнения в правописании той или иной синтаксической единицы, всегда можно обратиться за помощью к синонимам и подобрать среди них именно тот, который максимально четко передаст значение необходимой лексемы, но при этом не вызовет трудностей в правописании. Синонимами в данном случае могут выступать: школяр, воспитанник, послушник, школьник, гимназист, учащийся, адепт, приверженец.
Примеры
Как неправильно
Неверным будет употребление лексемы в форме учиник или учиница, ученици.
Вывод
Достаточно часто в русской речи одно и то же слово произносится и пишется по-разному. Поэтому если пытаться писать синтаксические единицы точно так же, как их услышали, можно допустить достаточно много грамматических ошибок. В данной статье мы рассмотрели правило, которое поможет избавиться от сложностей в написании спорных гласных в безударных слогах. Если есть возможность изменить форму слова таким образом, чтобы гласная стала в ударную позицию и четко слышалась, то можно без сомнений употреблять данную словоформу в письме. Однако есть ряд лексем, которые невозможно проверить подобным образом, например, как правильно пишется ученица, данную словоформу можно только запомнить.