Главная » Правописание слов » Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую

Слово Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Краткие прилагательные с основой на шипящую: правописание, примеры

Понятие о кратких прилагательных

Как видим, краткую форму имеют только качественные прилагательные, да и то не все.

Написание O/E после шипящих в окончаниях прилагательных среднего рода подчиняется простому правилу ударения и вызывает меньше трудностей:

Колючее покрывало – покрывало колЮче; горячее солнце – солнце горячО.

Когда писать мягкий знак

Сразу ответим: НИКОГДА. Нулевое окончание кратких прилагательных мужского рода с шипящими на конце звучит смягченно и провоцирует «старательных» сочинителей дополнить его мягким знаком. Между тем, правило грамматики категорически, безо всяких исключений запрещает это делать.

Как видно из схемы, «Ь» после шипящих, так или иначе, принимают все части речи, КРОМЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. С коварными согласными: «Щ», «Ш», «Ч», «Ж» тоже нельзя торопиться и следовать правилу: «пишу, как слышу». Стоит только остановиться, задать вопрос: каков? – и смело писать такие прилагательные с шипящими на конце БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА.

Гласные О, Е, Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах кратких прилагательных

В процессе образования кратких прилагательных могут появиться беглые гласные «О» или «Е» в основах, оканчивающихся на две согласные.

Чаще всего в кратких прилагательных после шипящих делают ошибки с употреблением мягкого знака. Хотя это одно из немногих правил русского языка, не имеющих исключений. Может быть, тут поможет тезис:

Мужской род, как существительных, так и прилагательных, не принимает мягкого знака!

Источник

Как писать краткие прилагательные с шипящей на конце

Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?

В 1 группу — прилаг.; во2-сущ. 2 го. склонения; в3-сущ. 3 го склонения; в4-глаголы.:прячься, горяч, бегаешь, ключ, прилечь, плывёшь, меч, камыш, мелочь, лож, глушь, увлечься, речь, печь, экипаж, молодёж, багаж, ландыш, мечтаешь, заплач, учишься,

Ответы (1)
Морфологический разбор слова на кровать
Ответы (1)

Прочитайте фрагмент текста. Определите его тему, стиль и тип речи Воздействие звучащей музыки на человека поистине уникально. Она может вызвать бурную радость и незабываемое наслаждение или, наоборот, ввергнуть в сильное душевное переживание.

Ответы (1)
Словосочетание со словом домовито
Ответы (1)
Вот ворона найти склонение и падеж у существительного
Ответы (1)

1 Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей в конце? 2 Когда в суффиксах прилагательных пишутся одна и две н? 3 Как различить на письме суффиксы — к — и — ск — в прилагательных?

Ответы (1)
Как перенести слово зайчонок?
Ответы (1)

Прочитайте. Определите вид предложений по цели высказывания и поставьте нужный знак в конце предложений. 1. Какая птица имеет длинный хвост _ 2. Какая птичка имеет красивый хвост_ 3.

В каком предложении допущена ошибка? 1) В результате землитрясений и обвалов в подводных горах, а так же извержений вулканов на дне океана иногда могут возникать гигантские волны, называемые цунами.

Как пишутся краткие прилагательные с основной на шипящую?

Как пишутся краткие прилагательные с основной на шипящую.

Ответить на вопрос
Для ответа на вопрос необходимо пройти авторизацию или регистрацию.
Ответы (1)

6046000 17 сент. 2021 г., 20:46:00

Все краткие имена прилагательные с основой на шипящую пишутся БЕЗ мягкого знака.

Яматочка 22 янв. 2021 г., 13:09:29 | 5 — 9 классы

Спишите употребив прилагательные данные в скобках в краткой форме Расставьте пропущенные запятые обозначьте орфограмму употребление мягкого знака в кратких прилагательных после шипящих мягкий знак пос?

Спишите употребив прилагательные данные в скобках в краткой форме Расставьте пропущенные запятые обозначьте орфограмму употребление мягкого знака в кратких прилагательных после шипящих мягкий знак после шипящих на конце глаголов однородные сказуемые.

Vert00355 3 июн. 2021 г., 00:23:04 | 5 — 9 классы

Составьте 3 предложения с краткими прилагательными с основой на шипящий?

Составьте 3 предложения с краткими прилагательными с основой на шипящий.

Бабушкино1лукошко 3 мар. 2021 г., 11:17:00 | 5 — 9 классы

Каким правилом надо пользоваться что бы не ошибиться в написании краткий прилагательных с шипящей на конце?

Каким правилом надо пользоваться что бы не ошибиться в написании краткий прилагательных с шипящей на конце.

Nastua14n 3 янв. 2021 г., 21:00:33 | 5 — 9 классы

Каким правилом надо пользоваться чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?

Каким правилом надо пользоваться чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце.

Annuhka27 19 апр. 2021 г., 23:17:15 | 5 — 9 классы

Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?

Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?

Lgabidullin 29 янв. 2021 г., 17:41:09 | 5 — 9 классы

Запишите рядом с полной формой прилагательных краткую?

Запишите рядом с полной формой прилагательных краткую.

Объясните правописание кратких прилагательных с овновой на шипящую.

Romb913 3 апр. 2021 г., 02:54:12 | 5 — 9 классы

Каким правилом надо пользоваться чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?

Каким правилом надо пользоваться чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?

Когда в суффиксах прилагательных пишутся одна и две буквы н?

Как различить на письме суффиксы — к — и — ск — в прилагательных *

как определить когда нужно писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и в суффиксах прилагательных

как отличить прилагательные с приставкой не — от прилагательных с отрицательной частицей не?

Какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие через дефис.

Anya17658 13 мар. 2021 г., 23:52:49 | 5 — 9 классы

Пожалуйста найдите 6 пословиц или поговорок с краткими прилагательными заканчивающиечя на шипящие согласные?

Пожалуйста найдите 6 пословиц или поговорок с краткими прилагательными заканчивающиечя на шипящие согласные.

LIZALUBENSOVA 8 апр. 2021 г., 16:44:47 | 5 — 9 классы

Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?

Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую!

Imrics 25 февр. 2021 г., 15:25:12 | 1 — 4 классы

1 Дайте определение имени прилагательного

По короче пожалуйста.

Saimonslon 15 мая 2021 г., 02:42:25 | 5 — 9 классы

Как пишутся частицы с шипящими на конце?

Как пишутся частицы с шипящими на конце.

Вопрос Как пишутся краткие прилагательные с основной на шипящую?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

Valeraaar 2 окт. 2021 г., 00:28:39

1. За письменную работу никто не получил отличную оценку. 2. Почему ты ничего не ешь? 3. Зная его плохой характер, его ни о чём не просили. 4. Мне было некогда, поэтому я с друзьями не попрощался.

Vika2000005 2 окт. 2021 г., 00:26:06

Производные предлоги — предлоги, образованные от других частей речи. Например : в течение, в продолжение, по причине и так далее1)В течениЕ месяца он обещал выполнить заказ ; 2)В продолжениЕ всей встречи он молчал.

Источник

Краткие прилагательные с основой на шипящую: правописание, примеры

Понятие о кратких прилагательных

Как видим, краткую форму имеют только качественные прилагательные, да и то не все.

Написание O/E после шипящих в окончаниях прилагательных среднего рода подчиняется простому правилу ударения и вызывает меньше трудностей:

Колючее покрывало – покрывало колЮче; горячее солнце – солнце горячО.

Когда писать мягкий знак

Сразу ответим: НИКОГДА. Нулевое окончание кратких прилагательных мужского рода с шипящими на конце звучит смягченно и провоцирует «старательных» сочинителей дополнить его мягким знаком. Между тем, правило грамматики категорически, безо всяких исключений запрещает это делать.

Как видно из схемы, «Ь» после шипящих, так или иначе, принимают все части речи, КРОМЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. С коварными согласными: «Щ», «Ш», «Ч», «Ж» тоже нельзя торопиться и следовать правилу: «пишу, как слышу». Стоит только остановиться, задать вопрос: каков? – и смело писать такие прилагательные с шипящими на конце БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА.

Гласные О, Е, Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах кратких прилагательных

В процессе образования кратких прилагательных могут появиться беглые гласные «О» или «Е» в основах, оканчивающихся на две согласные.

Чаще всего в кратких прилагательных после шипящих делают ошибки с употреблением мягкого знака. Хотя это одно из немногих правил русского языка, не имеющих исключений. Может быть, тут поможет тезис:

Мужской род, как существительных, так и прилагательных, не принимает мягкого знака!

Источник

Конспект Урока с презентацией «Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую»

Выбранный для просмотра документ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ФГОС.docx

МБОУ Краснинская средняя школа

Конспект урока русского языка по теме:

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

(урок из серии уроков, посвящённых изучению имени прилагательного)

Хлябина Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩУЮ» (5 КЛАСС)

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебники, презентация, карточки с заданиями, раздаточный материал, ПК, мультимедийный проектор, экран

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; осуществлять пошаговый контроль по результату.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, словаря; строить сообщения в устной и письменной форме; проводить сравнение.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Предметные: различать части речи, познакомиться с правописанием кратких прилагательных с основой на шипящую; повторить правила образования кратких прилагательных; обобщить знания по теме «Имя прилагательное»;

— закрепить умение образовывать разные формы (полные и краткие) имен прилагательных

— воспитательные: способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к родной природе, творчеству русского народа.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГМОМЕНТ

— Ребята, сегодня вы сами должны сформулировать тему и цели урока.

Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке? Позже вы это определите.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, МОТИВАЦИЯ

— Сейчас мы напишем диктант-молчанку: вы должны записать слова, которые вы увидите на картинке правильно. Работаем в парах. Помогаем друг другу, объясняем написание.

С помощью презентации отгадывают слова:

— Итак, какие слова вы записали? Сгруппируем эти слова по написанию. Работаем в парах.

— Что объединяет эти слова? (Это существительные, так как отвечают на вопрос что? кто?, обозначают предмет)

— А ещё? (У всех у них основа заканчивается на шипящую)

— А чем отличаются они и почему? (У одних существительных пишется на конце Ь, а у других не пишется. А зависит написание от склонения существительных.)

— Вспомним правило написания Ь на конце существительных после шипящих?

— Существительных 3 склонения на конце после шипящих пишется Ь, а у существительных 1 и 2 склонения после шипящих Ь не пишется ( у существительных 1 склонения в род. пад. мн.ч.)

Учитель: Так какова будет тема урока?

Дети: Правописание Ь знака на конце слов после шипящих.

Учитель: Правильно. Но мы уже знаем, как пишутся существительные с основой на шипящую. Значит, сегодня мы будем говорить о другой части речи. О какой же?

Учитель: Работаем с презентацией. Думаем, о какой части речи мы будем говорить?

Источник

«Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий»

Конспект урока поможет учителю закрепить знания учащихся о правописании кратких прилагательных, так как в учебнике отдельного параграфа на эту орфограмму нет

Просмотр содержимого документа
«»Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий»»

Предмет: русский язык

Тема: Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий

систематизировать знания учащихся о написании Ь на конце разных частей речи с основой на шипящий;

научить отличать краткую форму имён прилагательных от других частей речи;

развивать речь и творческие способности учащихся;

воспитывать требовательности к себе: трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, ответственность;

воспитывать бережное отношение к родному языку.

-воспитывать любовь к русскому языку;

-формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности;

-знать изучаемые орфограммы;

-уметь отличать полные и краткие прилагательные, образовывать их формы;

-знать правописание кратких прилагательных с основой на шипящую;

-уметь применять правила на практике.

-умение ставить цели, планировать свою работу, проводить взаимопроверку;

Тип урока: урок открытия новых знаний, умений и навыков.

Оборудование: индивидуальные карточки, раздаточный материал, бумажные лепестки ромашки для заполнения, таблица «Ь после шипящих в различных частях речи».

1. Организационный момент.

— Добрый день! Прозвенел звонок и мы с вами должны настроиться на работу на уроке.

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

2. Актуализация знаний

1) Составление «ромашки» на доске, где учащиеся добавляют по 1 лепестку и подписывают постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.

2) Проверка домашнего задания

3) Работа с индивидуальными карточками ( 3 учащихся выполняют в тетради задание на оценку, приложение № 1)

4) Комментированное письмо (повторение правописания ь после шипящих в различных частях речи) перепишите стихотворение, поставьте, где необходимо, Ь, назовите части речи (приложение № 2)

3. Мотивационный этап

-Образуйте от полных прилагательных краткую форму:

сильный воин – воин силен

хороший фильм – фильм хорош(?)

великий день – день велик

горючий элемент – элемент горюч(?)

-Написание каких кратких прилагательных вызывает у вас затруднение? (хорош, горюч)

— На какой согласный заканчиваются эти слова? (на шипящий)

2) Сообщение темы и целей урока.

-Кто определил тему нашего урока?

-Как образуется краткая форма прилагательных?

-Какие цели вы поставите сегодня на этот урок?

— Запишите в тетради тему нашего урока «Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий»

— Запишите 4 столбика слов:

говоришь речь морж тягуч

сечь печь скотч сыпуч

кричишь рожь плач хорош

— Определите, к какой части речи относятся слова в каждом столбике.

(1-глагол, 2, 3-существительные, 4 –прилагательные)

-Почему в 2-м столбике существительные пишутся с Ь, а в 3-м – без Ь?

(2-й столбик – 1-е склонение, 3-й столбик – 2 склонение)

— В какой форме стоят прилагательные из 4-го столбика?

— Какой вывод можно сделать?

(ВЫВОД: краткие прилагательные с основой на шипящий пишутся без мягкого знака)

2) Работа с таблицей (приложение № 3)

Физкультминутка (приложение № 4)

5. Формирование умений и навыков.

— Запишите пословицы, объясните их значение. Найдите краткие прилагательные, определите их синтаксическую роль, прокомментируйте их написание (приложение № 5).

2) Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

— Образуйте от полных прилагательных краткую форму (приложение № 6)

учащиеся проверяют соседа по парте, сравнивая работу с шаблоном, написанным на обратной стороне доски, выставляют друг другу оценки.

3) Цифровой диктант.

— Если в конце слова пишется Ь, ответ 1, если нет Ь – ответ 2.

4) Творческая работа (текст с пропусками)

— Перепишите текст, заполнив пропуски краткими прилагательными. (приложение № 8)

Какую орфограмму мы сегодня изучили?

В каких прилагательных есть эта орфограмма?

Правописание каких частей речи вспомнили на уроке?

В какой форме глагола после шипящего пишется ь?

На что следует обратить внимание при написании существительных?

Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящий?

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать (отметить на рисунке) свое мнение.

— Большой – для меня было важным и интересным…

— Указательный – узнал много нового

— Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

— Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

— Мизинец – для меня было недостаточно…

ПРОЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Перепишите примеры, раскрывая скобки.

Перепишите примеры, раскрывая скобки.

(Северо)западный ветер, (посудо)хозяйственный магазин,( русско)украинский словарь, (юго)восточное направление, (садово ) огородный инвентарь, ( животно)водческий комплекс, (свето)чувствительная бумага, (вагоно)ремонтный цех, (седо)волосая женщина,( широко)плечий мужчина.

Перепишите примеры, раскрывая скобки.

Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели — все в полном порядке.

(Выполняем движения по тексту.)

Не по хорошу мил, а по милу хорош.

Охоч ездить в гости, да не на чем.

Дешев ситец, да линюч.

Стар дуб, да корень свеж.

Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.

Медведь неуклюж, да дюж.

Непригож лицом, да хорош умом.

Молод да пригож, всюду вхож.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож

впечатляющий вид — вид впечатляющ;

всемогущий Бог — Бог всемогущ;

горячий чай — чай горяч;

дремучий лес — лес дремуч;

живучий человек — человек живуч;

жгучий йод — йод жгуч;

зловещий шум — шум зловещ;

колючий шиповник — шиповник колюч;

летучий аромат — аромат летуч;

погожий денёк — денёк погож;

похожий близнец — близнец похож;

пригожий юноша — юноша пригож;

сведущий человек — человек сведущ;

свежий ветер — ветер свеж;

трескучий мороз — мороз трескуч;

тягучий кисель — кисель тягуч;

шипучий квас — квас шипуч.

Вещь, шалаш, плавуч, рощ, поешь, живуч, беречь, отрежь, жгуч, любишь, могуч, хранилищ, не плачь, дремуч, увлечь, скрипуч, тощ, мелочь, запечь, зряч.

I. Воздух ______ и _______.

2. День был удивительно _______.

3. Осенний день был ______ и _______.

5. Снег шуршал, _____ и ______.

6. Парень был ________, _________.

для справок: прозрачный, хороший, коренастый, сыпучий, свежий, золотистый, широкоплечий, рыжий, сухой.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *