Поиск ответа
Вопрос № 266259 |
Здравствуйте! Не могу найти в словарях слов тамареска / тантамареска. Заметил, что в сети употребляются оба варианта. Есть ли какая-нибудь научная точка зрения на этот вопрос? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Тантамареска существенно более употребительное слово.
Ответ справочной службы русского языка
Знаю, что такого рода вопросы задают часто, но нужен ответ для доказательства моей правоты конкретно по склонению этих фамилий: Гричина, Рыбочка.
Заранее благодарна ( не впервые задающая вопросы, но ни разу не получившая ответ) просительница.
Ответ справочной службы русского языка
Пожалуйста, сформулируйте Ваш вопрос. В чем состоит Ваша точка зрения на эти фамилии?
Пожалуйста, ответьте мне. Повторяю вопрос. Можно ли писать «точка зрения ПО проблемам», «мнение ПО проблемам», «конкретизировать примерами». Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Общезначима такая точка зрения на правописание русских писателей 19-го века, согласно которой писатели как раз и были стихийными «авторами» норм. Современные правила правописания являются в большой степени итогом работы русских писателей со словом.
Ответ справочной службы русского языка
Как писать сочинение по русскому на ЕГЭ-2019
Подробный гид, дополненный информацией о свежих изменениях 2019 года. Разбираемся с самым объёмным и весомым заданием.
За сочинение можно получить максимум 24 балла. Формат предполагает свободную форму изложения мыслей, но всё-таки нужно действовать по определенному алгоритму, чтобы получить высокий балл.
Читаем задание
В формулировке задания уже содержатся подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Например, чётко обозначена структура эссе:
При этом очень важно соблюдать разбивку на абзацы. Ошибочное разделение текста на абзацы обязательно приведёт к снятию баллов (эта ошибка называется нарушение абзацного членения). Лучше всего следовать схеме — один абзац на каждый пункт плана. Но допускаются и некоторые отступления от этой логики. Например, вы можете разделить вступление и формулировку проблемы, поставленной в исходном тексте на два абзаца, или отделить своё отношение к позиции автора от своей аргументации. Также вы можете определить смысловую связь между двумя примерами-иллюстрациями из исходного текста не после второго примера, а после первого.
В задании указано, чего делать не надо — пересказывать текст или переписывать его, — и определена нижняя планка объема — 150 слов. Если слов меньше, баллы снимут. Больше слов написать можно и даже желательно, но не забывайте о том, что вы ограничены по времени. Так что лучше выражайтесь кратко, но ёмко. Идеальный абзац состоит из 4–5 предложений.
Что нужно уметь
*В 2019 году в задании к сочинению сместились акценты. Если раньше половина эссе была посвящена анализу чужого текста, а вторая половина — вашей позиции и умению её аргументировать, опираясь в том числе на литературные произведения, то теперь большая часть вашего сочинения (и большая часть баллов, которыми его будут оценивать) — это именно анализ исходного текста. Теперь за комментарий к проблеме, поставленной в исходном тексте, вы можете получить максимум 5 баллов против 3 баллов в предыдущие годы. За обоснование же вашего отношения к позиции автора вы теперь можете получить всего 1 балл, в то время как в предыдущие годы за аргументы к вашей точке зрения вы получали максимум 3 балла.
Формулируем проблему
Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.
В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).
Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:
Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:
А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;
Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;
В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;
Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.
Комментируем проблему
В 2019 году требования к комментарию стали более высокими и серьёзными. Теперь комментарий к проблеме — это основная часть вашего сочинения, и он оценивается 5 баллами.
Чтобы извлечь из исходного текста два примера-иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему, задайте один или несколько вопросов по тексту из следующего списка:
На каком материале раскрыта проблема?
Автор может использовать цитаты, примеры из жизни или истории известных людей. В художественном произведении таким материалом становятся герои, их мысли и действия. Вы можете выделить в тексте две разных иллюстрации — двух героев, два события, эпизод из жизни автора и ссылку на авторитетное мнение или исторический пример.
Какие типы речи использует автор?
Три типа речи — рассуждение, описание и повествование. Если вы определили в тексте несколько типов речи, значит, вы можете взять примеры-иллюстрации из повествования автора и из его рассуждений.
Какие крупные смысловые части есть в тексте и как это помогает раскрыть проблему?
В разных смысловых частях текста вы найдёте две разные иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему. Например, в начале текста он вспоминает случай из своей жизни, а в конце рассказывает о своих наблюдениях за другими людьми. Это и будут ваши два примера-иллюстрации.
Какие два фрагмента в тексте наиболее важны для раскрытия проблемы?
Укажите на эти фрагменты (но не надо пересказывать их подробно) и объясните, почему он показался вам ключевым.
Какие образы или аргументы из текста показался вам наиболее убедительным?
Выделите в тексте самые яркие элементы — самый впечатляющий эпизод, самый эмоциональный момент, убедительный аргумент, яркую метафору — и постройте комментарий вокруг этих элементов текста, расскажите, почему они, по вашему мнению, так важны.
Не забудьте, что найденные вами примеры-иллюстрации должны помогать автору раскрывать ту проблему, которую вы сформулировали в начале сочинения.
Важно обратить внимание на то, что вы должны не только привести два примера-иллюстрации из исходного текста, но и объяснить, какова их роль в раскрытии проблемы, а также установить смысловую связь между этими примерами. Это новые элементы в задании.
Чтобы определить значение найденного вами примера-иллюстрации, задайте себе вопрос: как этот эпизод (образ, пример, цитата, антитеза и т.п.) помогает автору раскрыть суть проблемы? Для чего автор ввел этот эпизод/этот пример в свой текст?
Определяем авторскую позицию
Нужно понять, как автор относится к проблеме и как он сам отвечает на вопросы, которые ставит в тексте. Чтобы быть уверенными в том, что вы правильно определили позицию автора, напишите, как вы её вычленили, что помогло вам понять отношение автора к проблеме.
Авторская позиция бывает не всегда очевидна, особенно в художественных текстах. В таком случае можно написать: «Автор не доносит прямо свою позицию, оставляя читателю простор для размышлений» или «Из текста видно, что автор симпатизирует герою, хотя это не прописано».
Выражаем собственное мнение
Вам нужно согласиться или не согласиться с позицией автора, которую вы определили ранее. Вы можете частично разделять позицию автора, а в чем-то быть с ним не согласны. Но в любом случае вы должны проявить уважение к чужой точке зрения и обязательно обосновать свое согласие или несогласие.
Обосновываем свою позицию
В 2019 году изменилось требование к обоснованию вашей позиции. Вам больше не нужно приводить обязательно 2 аргумента и при этом опираться на читательский опыт, защищая свою точку зрения. Теперь от вас требуется всего лишь обосновать своё согласие или несогласие с автором.
Обоснование — это объяснение вашего отношения. Ответьте на вопрос: почему позиция автора вызвала у вас такое отношение? Почему лично вы, с вашим опытом и взглядами, согласны или не согласны с ним?
Не забудьте, что вы должны высказать свое суждение именно по той проблеме, которую вы обозначили в начале своего сочинения.
В качестве обоснования своего отношения можно использовать свой жизненный опыт, чье-то авторитетное для вас мнение, статистические или научные данные, исторические факты, примеры из литературы.
Обоснование вашего отношения должно объяснять вашу точку зрения и доказывать ее правомерность.
Начинаем и заканчиваем
Важные части вашего сочинения — это первый и последний абзац, вступление и заключение. Как правило, для вступления и заключения достаточно одного-двух предложений.
Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.
Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.
В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть ещё раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем.
Оформляем мысли грамотно
Сочинение — это публицистический жанр. Ваш текст должен быть написан в соответствии с требованиями к этому жанру.
В сочинении не должно быть:
Необходимо писать грамотно, литературным языком, используя нейтральную лексику.
Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?
?? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Поиск ответа
Вопрос № 307589 |
Здравствуйте! К какой части речи следует отнести слова «более», «менее», «самый» при образовании сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий? Столкнулась в учебнике русского языка для 7 класса (под ред. С.Н. Пименовой) с утверждением, что это частица, образующая формы слов (формообразующая частица). Так ли это?
Ответ справочной службы русского языка
В учебнике отражена одна из научных точек зрения. Если сочетания типа более быстрый, менее быстрый считать составной сравнительной степенью, как это принято в школьной грамматике (см. например пособие Е. И. Литневской), то элементы более, менее можно отнести к формообразующим частицам. Именно такая точка зрения принята в «Объяснительном словаре русского языка» под ред. В. В. Морковкина.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как правильно склоняется слово «пол-листа»?
Ответ справочной службы русского языка
На склонение сочетаний типа пол-листа в науке есть разные точки зрения. Наиболее убедительная в состоит в том, что это несклоняемые сочетания. Элемент пол- в этой концепции рассматривается как самостоятельное слово (вопреки написанию), приближающееся по своим функциям к числительному. Это выражается, например, в способности сочетаться с определением в форме мн. числа (ср.: каждые полгода и каждые два года) и возможности вставить определение (пол-листа — пол большого листа). Сочетания с пол- выступают только в именительном или винительном падеже. В конструкциях, где требуется другой падеж, в строго нормированной литературной речи сочетания с пол- употребляться не могут. Однако вместо них могут использоваться слова с частью полу-, например: прошло полмесяца — прошло около полумесяца, пройти полкилометра — в полукилометре от дома. Часть полу- образует именно слова, а не свободные сочетания. Но у таких слов отсутствует форма именительного-винительного падежа (их нужно отличать от слов, в которых полу— присоединяется к именительному падежу: полукруг, полуостров, полумаска, полутон, полуфинал и др.; такие слова имеют полный набор падежных форм).
Почему слова с полу— это именно другие образования, а не формы слов с элементом пол-? Часть пол— легко сочетается с любыми существительными, обозначающими предметы, поддающиеся счету. Сложные слова с полу- не образуются с той степенью свободы, которая характерна для сочетаний с пол-, поэтому далеко не всякому сочетанию с пол- соответствует сложное слово с полу-. Например, не говорят: разбавь это *получашкой молока, около *полудома уже заселено, к *полуогороду мы еще не прикасались.
Данный подход к описанию сочетаний с элементом пол- нашел отражение в словарях, например в «Русском орфографическом словаре», где к словам типа пол-листа не дается окончание родительного падежа, оно указывается при склоняемых существительных (ср. словарные статьи пол-листа и полуфинал), в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Н. А. Еськовой (см. параграфы 31—33 раздела «Сведения о грамматических формах»).
Другая точка зрения представлена в «Русской грамматике» 1980 года. Здесь говорится о том, что все слова с первым компонентом пол— принадлежат к тому же грамматическому роду и типу склонения, что и то слово, форма род. падежа которого выступает в опорном (втором) компоненте, при этом часть пол- заменяется на полу-. В текстах встречаются подобные формы: (два) полулиста, (по) полулисту, (с) полулистом, (о) полулисте. Однако они оцениваются словарями как формы слова полулист.
Подскажите, пожалуйста, чем является ть, ти, в инфинитиве глаголов суффиксом или окончанием, и входит ли в основу слова?
Ответ справочной службы русского языка
Показатель инфинитива -ть(-ти) в основу не входит.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Место местоимения в предложении не закреплено.
Как пишется интернет или Интернет. Как вы думаете, какая точка зрения со временем победит
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Разъясните, пожалуйста, каким способом образовано слово «бесснежный» (приставочным или приставочно-суффиксальным). Поскольку мнения коллег разошлись, то могли бы Вы подробнее ответить на данный вопрос, чтобы обе стороны в итоге смогли прийти к консенсусу. Большое спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Некоторые специалисты по словообразованию считают, что слова типа бесснежный (ср., например: бессемейный, бессильный, бессердечный, безынтересный) мотивированы однокоренными существительными. Бесснежный – это лишенный снега, способ образования – приставочно-суффиксальный. Отразилась эта точка зрения в «Толковом словообразовательном словаре русского языка» И. А. Ширшова (М., 2004).
Согласно другому научному подходу такие слова обладают двойной мотивацией: они образуются и от существительных (приставочно-суффиксальным способом) и от бесприставочных прилагательных (приставочным способом): бесснежный от снежный, как безынтересный и синонимичное прилагательное неинтересный от интересный. Этот подход реализован, например, в словаре-справочнике А. Н. Тихонова и Т. Л. Беркович «Все трудности русского словообразования» (М., 2010).
Ответ справочной службы русского языка
Поздравление написано для нескольких лиц, на это указывает обращение дорогие друзья. Поэтому слова вы и ваш следует писать с маленькой буквы. Последнее предложение следует перестроить: . которые принесут вам и вашим семьям счастье и процветание.
Здравствуйте. Сегодня завязался спор между сотрудниками относительно правильности применения слова «ОДЕТЬ». Один из сотрудников применил предложение «я сегодня одел кепку». Вопрос: правильно ли сказано такое выражение? СПРАВОЧНО: использовали для разрешения спора сайт http://zapominalki.ru/intersno-odevat-nadevat/ А как считает сайт ГРАМОТА.РУ на такое утверждение? (см. ниже) Т.е., когда мы говорим о людях (либо о предметах их обозначающих, как то кукла, манекен и др.), то, как правило, употребляем слова «одеть, одевать», а когда речь идет о неодушевленных предметах, то используются слова «надеть, надевать» Но в некоторых случаях глагол «одеть» может употребляться и по отношению к неодушевленным вещам. Например, вполне допустимо, как считают многие филологи, сказать и «одеть одежду«, «одевать платье«, «одеть костюм» и т.д. Обратите внимание, что даже в приведенной цитате есть указание на эти возможные варианты — «Одеть — кого, что» и «Надеть — что» Такая вариативность еще раз напоминает нам всем, что современный язык постоянно находится в развитии и движении. Но если у Вас есть своя точка зрения по этому вопросу, то пишите нам на адрес — zapominalki(собачка)gmail.com Специально написали здесь это приглашение к обсуждению, поскольку собирая информацию в Интернете увидели, что вопрос этот довольно дискуссионный и правила по употреблению слов «одеть, одевать» и «надеть, надевать» еще не полностью устоялись.
Ответ справочной службы русского языка
Нормативные словари русского языка всё же довольно четко разводят: надевать что-либо – одевать кого-либо. Правильно: я сегодня надел кепку.
Ответ справочной службы русского языка
Эти предлоги требуют родительного падежа (не дательного и не творительного).
Ответ справочной службы русского языка
Академический «Русский орфографический словарь» (4-е изд., М., 2012) фиксирует написание беби через е. Следовательно, так же нужно писать и все слова с первой частью беби. Оснований для написания через э нет.
Ответ справочной службы русского языка
Единой точки зрения нет. Одни языковеды считают причастие формой глагола, другие – особой частью речи, имеющей признаки как глагола, так и прилагательного. Но в двухтомной академической «Русской грамматике» 1980 года, обобщившей все достижения отечественной грамматической теории, причастие названо формой глагола. Видимо, лучшим (и самым честным) ответом на экзамене будет именно такой: это дискуссионный вопрос в отечественной лингвистике, но академическая «Русская грамматика» называет причастие глагольной формой.
Уважаемая Грамота! Какова ваша точка зрения по этому вопросу?
Если согласны с моим мнением, подскажите, как выйти из этого положения (в текстах).
Ответ справочной службы русского языка
На наш взгляд, слово образ в приведенных примерах уместно, так как употребляется в зафиксированном словарями значении «в нешний вид, облик; наружность, внешность».
Здравствуйте! Не могу найти в словарях слов тамареска / тантамареска. Заметил, что в сети употребляются оба варианта. Есть ли какая-нибудь научная точка зрения на этот вопрос? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Тантамареска существенно более употребительное слово.
Правда ли то, что в русском языке более шести падежей?
Ответ справочной службы русского языка
Речевые клише для сочинения в ЕГЭ по русскому языку
Полная структура сочинения с речевыми клише.
1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.
Клише для вступления:
2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.
Клише для формулировки проблемы:
Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.
Клише для комментариев:
В качестве примера автор рассматривает…
Проблема раскрывается автором на примере…
Автор обращает внимание читателя на …
Пояснение к примерам:
Этот пример показывает, что…
Этот пример убедительно доказывает, что…
Эти события(факты, примеры) помогают понять…
Связь между примерами:
Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
Для сравнения автор обращается к …
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….
4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.
Клише для отображения авторской позиции:
Автору удалось убедить читателя в том, что…
В произведении доказана мысль о…
Позиция автора такова…
«Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»
5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.
Клише для выражения собственного мнения:
Твоё отношение к позиции автора:
Я согласен с мнением автора.
Не могу полностью разделить мнение автора…
Безусловно, автор прав.
Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
Трудно не согласиться с автором.
Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции:
Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
Известный ученый/ писатель/ деятель/. об этом говорил так…
6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.
После прочтения этого произведения становится понятно…
После знакомства с героями произведения понимаешь…
Прочитав произведение, осознаешь…
Автор стремился показать.
Автор хочет, чтобы читатель понял…
Автор текста считает проблему важной…
Как написать сочинение в ЕГЭ по русскому языку?
1. Как сформулировать проблему?
Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности. роли… и т. п.
Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.
Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
2. Как прокомментировать текст?
Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.
Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.
Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты).
Возможны следующие варианты работы:
1) Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета. Далее можно ответить на следующие вопросы:
• От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)?
• Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
• Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
• Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?
2) Если текст публицистический или научный, то можно ответить на следующие вопросы:
• Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)?
• Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)?
• Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным?
• Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?
Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.
3. Как сформулировать авторскую позицию?
Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:
• Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).
• Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Нужно присмотреться, каковы действия героя и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы. Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.
4. Как высказать и обосновать собственное мнение?
Недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что …» или «я согласен / не согласен с автором и считаю (полагаю, думаю), что…»
Подбирая аргументы, помните, что вы аргументируете не авторскую точку зрения (он вас об этом не просит, он уже сказал всё, что хотел), а свое согласие (несогласие) с ним. Я знаю то-то и то-то из научной, публицистической литературы, читал художественные книги, где на подобный вопрос дан вот такой ответ, сталкивался с определенными жизненными ситуациями, был свидетелем того или иного события и т. д.
Собственная позиция должна быть четко оформлена. Проверьте, сформулирован ли вами тезис, выражающий вашу точку зрения. Доказывают ли ваши аргументы сформулированный тезис?
При четко сформулированном тезисе пример становится аргументом, если он подтверждает вашу позицию. После приведенного примера нужно сделать вывод, Просто пример ничего не доказывает (факт существования героя или произведения не является аргументом, доказательством может служить близкая авторской позиция другого писателя).
Аргументами, согласно рекомендациям Федерального института педагогических измерений, считаются:
I. Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета. Ср.: терминологические определения.
7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.
II. Иллюстративные аргументы – примеры. В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность:
а) конкретный пример:
– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
– литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);
б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).
III. Ссылки на авторитет:
– мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т. п.;
– цитата из авторитетного источника;
– мнение специалиста, эксперта;
– обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
– мнение очевидцев;
– мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
– общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Чтобы аргумент воспринимался не как обособленное высказывание, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинённое положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому.
5. Как выстроить сочинение?
Композиционно оформлять работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:
I. Проблема, над которой размышляет автор.
II. Комментарий.
III. Авторская позиция.
IV. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
1). Первый аргумент.
2). Второй аргумент.
V. Вывод (заключение).
Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.
Внимательно проверьте свою работу. Если не уверены в написании какого-то слова, в вашей власти заменить его на другое.
Пишите разборчиво! Хорошо читаемый текст – возможность расположить к себе эксперта, который будет проверять вашу работу
Примеры формулировок проблемы:
Взаимозависимости:
— человека и природы (экологии), музыки и Родины и т. п.
— воспитания, нравственного формирования личности, взросления, становления личности.
Нравственного выбора (в чем он состоит) жизненного пути.
Роли и назначения дома, музыки, литературы, искусства, труда, природы, личности в истории
Взаимоотношений (кого с кем)
— исторической памяти
— экологии языка (природы)
— цели и смысла жизни
— подвига и предательства
— одиночества, утраты связей, разобщенности.
Восприятия
— красоты, счастья, музыки, искусства, природы и т. п.
— объективной оценки исторических событий
— нравственной ответственности (кого перед кем)
— бедности, социального неравенства, социальной незащищенности
— подлинных и мнимых ценностей.
Влияния (кого на что)
— например асоциальной среды на подростка, телевидения на формирование характера и т. п.
— человеческих достоинств и пороков: лицемерия, равнодушия, черствости, искренности; такта и деликатности, совести, честности,. чести и долга, милосердия и жестокости и т. п.
Отношения к чему-л. (Как следует относиться к …)
Если проблема формулируется вами как вопрос, то начать такой вопрос лучше со слов как, почему, в чем суть, причина, допустимо ли и т. п.
Сопоставление сочинений части С
(8) Вот и мушкетёры Александра Дюма угодили под каблук этой дамы. (9) А такой переворот в её мыслях произошёл после посещения США, где борьба за политкорректность достигла таких масштабов, что в некоторых штатах Америки запретили Тома Сойера с Гекльберри Финном и изъяли все подозрительные места из классических детских книжек.
(10) Так что, дорогие читатели, пока ещё на школьных дворах не пылают костры из книг, в которых политкорректность не дотягивает до необходимого уровня, срочно покупайте «Трёх мушкетёров» и читайте, перечитывайте, давайте читать другим. (11) Пока не настал День Гнева.
Сочинение 1
(как нужно)
Сочинение 2
(как не нужно)
Комментарий к сочинению 2
Читаные-перечитаные книги в потрепанных обложках. «Приключения Буратино» А. Толстого, «Три мушкетера» А. Дюма, «Винни Пух и все-все-все» А. Милна. Кто не читал эти произведения, кто не знаком с их героями?
Но положительные герои совершают порой «неправильные», с точки зрения общепринятых норм, поступки. Как следует относиться к книгам, которые рисуют симпатичных автору и читателям героев, нарушающих общепринятые нормы? Именно над этой проблемой размышляет А. Етоев.
В этом тексте автор ставит проблему того, что некоторые люди хотят уничтожить книги, которые рассказывают о плохих поступках хороших героев.
Проблема не обозначена, автор сочинения лишь обрисовал ситуацию. Слов «плохой», «хороший» лучше избегать, т. к. они недостаточно информативны.
К1-0
Он ссылается на мнение людей авторитетных (писателя, профессора-филолога), ратующих за запрет и изъятие «подозрительных мест» из классики. Автор ироничен по отношению к любителям пересмотреть классику («мушкетеры А. Дюма угодили под каблук этой дамы»). Особенно меня поразила интерпретация сказки «Три медведя». Страшно подумать, чем могла бы закончиться сказка, дождись Маша «заслуженного наказания». Етоев объясняет подобное варварское отношение к книгам модной нынче «политкорректностью». Тревогой за судьбу дорогой многим читателям детской литературы пронизана каждая строчка статьи современного писателя.
Вместо комментария процитирован большой фрагмент текста, причем почему-то без кавычек.
К2-0
А. Етоев считает, что книги нужно сохранить в том виде, в каком они были написаны («срочно покупайте и читайте, перечитывайте»), пока не нашлись люди, готовые перекроить всю мировую литературу.
Автору не нравится подобная политкорректность.
Позиция автора не обозначена, высказано лишь отношение к проблеме. Кроме того, при формулировании проблемы автор сочинения говорил о книгах, а в попытке определить позицию автора о политкорректности.
К3-0
Я согласен с автором и полагаю, что недопустимо так вольно распоряжаться достоянием мировой цивилизации, потому что ценность классики именно в том и состоит, что она не показывает жизнь плоской, однобокой, не предлагает готовых решений. Ее герои ошибаются и получают по заслугам, страдают, каются и исправляют ошибки.
Многие писатели считали, что в человеке совмещены разные качества, как положительные, так и отрицательные. Такой рисует, например, свою героиню А. Островский в пьесе «Гроза». Катерина изменяет мужу, но испытывает нестерпимые муки совести и поэтому гибнет. Именно это и возвышает Катерину над всеми остальными персонажами пьесы, декларирующими вседозволенность под лозунгом «только бы шито да крыто было». Симпатична читателю и Маленькая разбойница Г.Х. Андерсена из «Снежной королевы». Она грабит бедную Герду, отбирает подарки принца и принцессы, но то, что она способна испытывать сочувствие и одаривать сама, делает ее более человечной.
Я согласен с автором, потому что политкорректность не нужна при определении достоинств книги.
Об этом писали многие писатели, например таким изображен Обломов в одноименном романе Гончарова. Он мечтательный и хороший человек, но ленивый.
А еще есть симпатичный проходимец Остап Бендер. Он нравится читателям, хотя он плут.
Собственная позиция не сформулирована, высказана лишь причина своего согласия с точкой зрения автора исходного текста.
Приведены примеры, которые не являются аргументами, потому что ничего не доказывают. Факт существования произведения или героя – не аргумент.
К тому же инициалы писателя нужно указывать обязательно.
К4-0
Так классическая литература помогает читателям научиться не судить об окружающем прямолинейно, а о людях – примитивно.