Главная » Правописание слов » Как правильно написать отче наш

Слово Как правильно написать отче наш - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

«Отче наш»: 10 вопросов о главной христианской молитве

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее апостолам в ответ на их просьбу: «научи нас молиться» (Лк 11:1). Сегодня эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, в храмах во время Литургии все прихожане поют ее вслух. Но, к сожалению, часто повторяя молитву, мы не всегда осмысляем, а что же именно стоит за ее словами?

«Отче наш, иже еси на Небесех»

Мы называем Бога — Отцом, потому что Он всех нас создал?

Нет, по этой причине мы можем называть Его — Создатель, или — Творец. Обращение же Отец предполагает вполне определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны быть выражены прежде всего в уподоблении Отцу. Бог есть Любовь, поэтому и вся наша жизнь тоже должна стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, то мы рискуем уподобиться тем, про кого Иисус Христос сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44). Ветхозаветные иудеи потеряли право называть Бога Отцом. Об этом с горечью говорит пророк Иеремия: И говорил Я: …ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. …Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер 3:20—22). Однако возвращение мятежных детей состоялось лишь с приходом Христа. Через Него Бог вновь усыновил всех, кто готов жить по заповедям Евангелия.

Святитель Кирилл Александрийский: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».

Почему «Отче наш», а не «мой»? Ведь, казалось бы, что может быть для человека более личным делом, чем обращение к Богу?

Самое главное и самое личное дело для христианина — любовь к другим людям. Поэтому мы призваны просить у Бога милости не для себя только, но и для всех людей, живущих на Земле.

Святитель Иоанн Златоуст: «…Он не говорит: Отче мой, Иже еси на Небесех“, но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие».

Почему «на Небесах», если Церковь учит, что Бог — вездесущ?

Бог действительно вездесущ. Зато человек всегда находится в определенном месте, причем не только телом. Мысли наши тоже всегда имеют определенное направление. Упоминание о Небесах в молитве помогает отвлечь наш ум от земного и направить его к Небесному.

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда же говорит на Небесех“, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли».

«Да святится имя Твое»

Зачем специально просить об этом, если Бог и так всегда свят?

Да, Бог всегда свят, а вот мы сами далеко не всегда святы, хотя и называем Его Отцом. Но могут ли дети не походить на Отца? «Да святится имя Твое» — просьба о том, чтобы Бог помог нам жить праведно, то есть так, чтобы имя Его святилось и через нашу жизнь.

Святитель Иоанн Златоуст: «Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). … Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили».

«Да приидет царствие Твое»

О каком царстве идет речь? Мы просим у Бога, чтобы Он стал всемирным царем?

Царство Божие — слова, которые одновременно означают здесь два понятия:

Святитель Феофан Затворник: «Царствие это есть — будущее царствие небесное, которое откроется после конца миpa и страшного суда Божиего. Но чтоб искренно желать пришествия этого царствия, надо быть уверенным, что мы будем удостоены его вместе с теми, кому будет сказано: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения миpa (Mф 25:34). Достойным же этого бывает тот, в ком при этой еще жизни пресечено царство греха, страстей и диавола. Пресечение этого царства совершается действием благодати по вере в Господа Спасителя. Уверовавший предает себя Господу, обещая Ему жить свято и непорочно. За это в Таинстве Крещения подается благодать Святого Духа, возрождающая его к новой жизни; с той минуты уже не грех царствует в нем, а благодать, научая всякому добру и укрепляя на совершение его. Это есть царствие благодати, о коем сказал Господь: царствие Божие внутрь вас есть. Будущее царство есть царство славы, а это — духовное, есть царство благодати. Молитва «Отче наш» совместно объемлет то и другое царство. Иначе желающий скорейшего пришествия будущего царствия, но не сделавшийся сыном царства благодати, будет желать, чтоб скорее пришел конец мира, и Страшный суд, на котором неизбежно он окажется на стороне тех, кои услышат: отыдите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его».

«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»

Разве Бог и без такого нашего прошения не осуществляет Свою волю на земле?

Воля Божия осуществляется на земле не только Его непосредственным действием, но также и через нас, христиан. Если мы живем по заповедям Евангелия, значит — исполняем волю Божию. Если же нет — то эта воля останется неосуществленной в том месте, где мы ее не исполнили. И тогда — через нас — в мир входит зло. Поэтому, словами да будет воля твоя мы просим Бога уберечь нас от такой беды, и направить нашу жизнь к исполнению Его благой воли.

Блаженный Августин: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе Ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы. — И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми».

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Что означают слова «хлеб насущный» и «днесь»?

«Насущный» значит необходимый для нашего существования; «днесь» значит сегодня. Таким образом, это прошение о том, что нам более всего необходимо в данный момент, на сегодняшний день. Слово «хлеб» святые отцы понимали здесь в двух значениях: хлеб как пища; и хлеб как Евхаристия.

Святитель Симеон Солунский: «Хотя мы просим и о небесном, но мы смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа еще и хлеба, зная, что и он — от Тебя. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но лишь необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись и завтра, и всегда.

Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь — хлеб живой, небесный, всесвятое тело живого Слова. Это — хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век (Ин 6:51—54)».

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

Бог отпускает грехи только тем, кто сам простил своих обидчиков? А почему бы ему не простить всех вообще?

Богу не присущи обида и месть. В любое мгновение Он готов принять и простить каждого, кто обратится к Нему. Но отпущение грехов возможно лишь там, где человек отказался от греха, увидал всю его разрушительную мерзость и возненавидел его за те беды, которые грех принес в его жизнь и в жизнь других людей. А прощение обидчиков — прямая заповедь Христа! И если мы, зная эту заповедь, все же не исполняем ее, значит мы — грешим, и грех этот для нас настолько приятен и важен, что мы не желаем отказываться от него даже ради Христовой заповеди. С таким грузом на душе войти в Царство Божие невозможно. Только виной этому не Бог, а мы сами.

Святитель Иоанн Златоуст: «Это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел оснований жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние».

«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»

Разве Бог кого-нибудь искушает или вводит в искушение?

Бог, конечно же, никого не искушает. Но вот преодолеть искушения без Его помощи мы не в состоянии. Если же мы, получая эту благодатную помощь, вдруг решим, что можем жить добродетельно и без Него, тогда Бог отнимает от нас Свою благодать. Но делает Он это не ради мести, а чтобы мы на горьком опыте могли убедиться в собственном бессилии перед грехом, и вновь обратились к Нему за помощью.

Святитель Тихон Задонский: «Этим словом: „не введи нас во искушение“, — молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушения мира, плоти и дьявола. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, не было бы повелено нам просить в этом помощи. Этим научаемся, как только почувствуем находящее на нас искушение, тотчас Богу молиться и просить у Него помощи. Учимся из этого на себя и свою силу не надеяться, но на Бога».

Кто это такой — лукавый? Или — лукавое? Как правильно понимать это слово в контексте молитвы?

Слово лукавый — противоположно по смыслу слову прямой. Лук (как оружие), излучина реки, знаменитое Пушкинское лукоморье — всё это слова, родственные слову лукавый в том смысле, что обозначают некую кривизну, нечто непрямое, искривленное. В молитве Господней лукавым назван дьявол, который изначально был сотворен светлым ангелом, но своим отпадением от Бога исказил собственную природу, искривил ее естественные движения. Любое его действие тоже стало искаженным, то есть лукавым, непрямым, неправильным.

Святитель Иоанн Златоуст: «Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: гизбави нас“ от лукавых, но: от глукавого“, и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол».

Источник

Молитва Отче наш: текст на русском языке

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

На церковнославянском:

Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
И оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
И не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

Слушать онлайн аудиотекст молитвы Отче наш:

Источник

Новое в блогах

Настоящая версия молитвы «Отче наш». Сейчас большинство молится неправильно

Моё почтение, уважаемые дамы и господа, приветствую также и случайных путников.

1. Потерянная концовка

И сразу же мы видим различия. Молитва от Луки короче. Считается, что она была дополнена переписчиками, из Евангелия от Матфея, где приведён более полный вариант. Последнюю строчку «ибо Твоё есть Царство, и Сила, и Слава вовеки. Аминь» во многих вариациях просто отбрасывают и совершенно не справедливо.

Например, в каббале, именно на этих словах совершается каббалистический крест. Четыре слова «Твоё, Царство, Сила, Слава» соответствуют 4 сефирам на каббалистическом Древе Жизни и соответствуют 4 точкам крестного знамения. Так что, с мистической точки зрения последняя строчка является очень важной. И завершается фразой AMEN (верно, да будет так).

Без этого отрывка молитва заканчивается на слове «Лукавый» т.е. символически, мы проходим от «Отче наш» к «Лукавому», каждый раз читая молитву, что как вы понимаете, не есть очень хорошо.

2. Грехи или Долги

Вторая ошибка заключается во фразе «И прости нам долги наши». Самое худшее, что можно подумать, что речь идет о каких-то товарно-денежных отношениях.

Ни о каких долгах речи, конечно, не идёт. В латинской Библии Вульгата, слово «peccata» однозначно переводится как грехи. Мы не просим Бога простить наши долги. Мы просим Бога простить наши грехи! А вот уже в Кодексе 17 века слово почему-то заменяется на debita (долги).

Слово «должники наши» также подразумевает не тех, кто взял у вас денег в долг, а тех кто сотворил против вас грех.

3. Лукавый

И третье, самое большое расхождение идет в предпоследних строчках «И не введи нас во искушение, но избавь нас от Лукавого» Сразу же покажу правильную версию, которая используется во всех древне-русских и греческих евангелиях: «И не введи нас во напасть но избавь нас от неприязни»

Как видите, никакого Лукавого раньше не было, в Ватиканском кодексе и тексте Вселенского Патриархата Константинополя используется слово πονηρου (зло). Впервые Лукавый появляется лишь в XVI веке в Острожской Библии, до этого в русских евангелиях употребляется слово «неприязнь»

( Я слышал версию, что имеется ввиду неприязнь, немилость Бога к человеку, но хочется надеяться, что Бог испытывает любовь к своим творениям, а не неприязнь, так что речь здесь скорее о человеческих отношениях)

4. Правильная версия молитвы «Отче наш»

Говорите правильно, ведь слова очень много значат, как известно, вначале было слово.

Источник

Текст и расшифровка молитвы Отче наш, разбор и сколько раз ее читать

«Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

Полный текст

Господняя молитва – так ее называют люди. По свидетельству сохранившихся документов, Иисус Христос сам произнес эти слова по просьбе апостолов. Это единственный образец молитвы от Создателя. К сожалению, молитва «Отче наш» дошла до нас только в переводе, текст на родном языке Христа – арамейском, не сохранился. Самый ранний документ из оставшихся людям – это рукопись на древнегреческом языке. Отсюда некоторые разночтения в различных древних источниках. Даже в Евангелиях от Луки и от Матфея есть отличия, как в объеме молитвы, так и в описании события, когда были произнесены святые слова.

Исследователи считают, что несовпадения в словах молитвы возникли из-за переводов ее на разные языки, из-за искреннего стремления монахов, которые занимались переводами, указать на наиболее важные, с их точки зрения, места. Есть предположение, что исходный текст от Луки был еще короче. Разросся он, опять же, благодаря многочисленным переводчикам, которые считали необходимым пополнить его фрагментами из Евангелия от Матфея. Постепенно тексты стали похожи между собой и почти сравнялись в объеме.

Мнение специалистов в отношении заключительного славословия тоже неоднозначно. Некоторые исследователи считают, что его не было в оригинальной версии молитвы «Отче наш» от Матфея. Возможно, оно было добавлено позже. Кем и с какой целью, неизвестно.

Молитва «Отче наш» из Евангелия от Матфея

«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

Молитва «Отче наш» из Евангелия от Луки

«Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;
И не введи нас в искушение,
Но избавь нас от лукавого».

После прочтения молитвы следует осенить себя крестным знамением и поклониться.

Происхождение и назначение

Из Евангелия от Луки мы принимаем версию об учениках, получивших молитву в дар от проповедника. Матфей же указывает, что она впервые была произнесена Иисусом Христом на проповеди ученикам и толпе в 30-м году н. э. на склоне горы (Нагорная проповедь). Более полный вариант, переданный Матфеем, стал главной христианской молитвой, хотя на богослужениях в православных храмах по сей день часто используется и более короткая молитва от Луки.

«Отче наш» входит в состав любого молитвослова, читается в храмах во всех молебнах суточного богослужебного круга. Для обычных верующих это вечернее, утреннее и дневное богослужения. Священнослужители также читают молитву в каждой требе.

«Отче наш», самая сильная христианская молитва, считается «универсальной». К ней обращаются верующие в трудные, печальные или радостные моменты. Она помогает при болезнях, неприятностях на работе, ссорах и скандалах в семье. Ее произносят для успокоения в состоянии сильного нервного напряжения; для укрепления духа. Для избавления от бессонницы ее трижды произносят перед сном.

Молитва – защита от соблазнов и врагов. Матери читают ее для сбережения здоровья и жизней сыновей, служащих в армии или выполняющих опасную работу. «Отче наш» читают учащиеся перед экзаменами, служащие – перед проверками. Воцерквленные люди прочитают эту молитву несколько раз перед началом какого-либо большого и важного дела. Глубоко верующие часто произносят эту молитву за столом перед едой.

Единственная молитва, существовавшая в I веке, постепенно дополнялась другими молитвами, которые, по сути, являются ее продолжением, развитием. Прежде молитву исполняли все присутствующие на молебне, позднее появился церковный хор. Участие человека в вознесении молитвы Господу дает ему ощущение единения со своим народом, единоверцами, культурой.

А потому сегодня в храмах поощряется подпевание хору, когда звучит «Отче наш».

Глубоко верующие христиане, особенно паломники, часто видят во сне молебен с исполнением молитвы «Отче наш». Они обращаются к священнослужителям с просьбой помочь понять это явление. Церковь относится к таким сновидениям, как к вещим.

Если во сне верующий молится перед иконой, то следует ожидать перемен с необходимостью сделать непростой выбор. Это подсказка, чтобы проснувшийся человек обратился за помощью к Богу. Подобный сон может быть знаком Господа, что пришла пора покаяться в грехах. Поклоны во сне в храме во время молебна – плохой признак. Но, бесконечно веруя в Бога, следует усиленно ему молиться и верить в его милость.

Значение и толкование

Обращаясь с молитвой к Богу, следует предварительно настроиться: отложить повседневные заботы, не спешить, не отвлекаться. Вспомнить слова святителя Димитрия Ростовского о великой силе молитвы, о том, что она выше законов природы, ее сила защищает не только от зла и недругов, но и от руки самого Создателя, поднятой, чтобы покарать грешника. Будьте искренни и честны перед Богом. Очень важно понимать суть произносимого, а не просто бездумно твердить заученное когда-то.

В молитве «Отче наш» специалисты выделяют такие составляющие ее части:

Отче наш

Вседержитель, даруя верующим молитву, дал право людям считать его Отцом. Это не знак родственных отношений и не уверения в том, что мы Божьи творения (в этом случае использовалось бы обращение «Создатель»). Это знак его любви к нам, заботы, стремления сделать своих детей лучше.

Как и земной отец, он поможет, поддержит, не бросит. Господь отпустил все грехи людям, оставившим и оскорбившим его, и назвал их своими детьми. А раз так, то все живущие на земле – братья и сестры, которые должны относиться к окружающим соответственно.

Обращаясь к господней помощи для себя, молящийся произносит не «Отче мой», а «Отче наш». Так Создатель велит молиться за весь человеческий род, за всех ближних и дальних, и только потом за себя. Так он уравнивает людей, низлагает гордость, ревность, вражду.

Сущий на небесах

По поводу напоминания о пребывании Бога на небе есть много разных толкований. Всем и так известно, где наш Спаситель. В своей мольбе мы всегда поднимаем глаза вверх. Зачем же упоминать об этом в молитве к нему? Хотел ли Господь напомнить о своем величии и нашей «приземленности» и ничтожности. Это вряд ли.

По мнению митрополита Вениамина (Федченкова), слово «небесный» указывает на «надмирность» Бога, о чистоте и святости Спасителя, а еще о требовании к людям стремиться приблизиться к нему в этом.

Да святится имя твое

В первой произнесенной просьбе слова «святится» употребляются в смысле «прославится». Богу не нужно, чтобы постоянно твердили о его святости. Он свят и совершенен! Это его дети просят научить жить так, чтобы их дела и поступки славили его. Чтобы вызывали гордость у Отца небесного.

Да приидет царствие твое

Во второй просьбе св. Феофан Затворник видит объяснение в ожидании молящегося наступления Царства небесного. Оно должно наступить после свершения Страшного суда. Человек, который молит о нем, должен быть уверен, что станет в нем пребывать.

Другой исследователь видит в словах верующего не желание каких-либо земных благ, а искреннее стремление приблизиться к Отцу Небесному. Совесть и добрая душа молящегося уже свободны от всего земного. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что Царство Божие – внутри человека. Если такое ощущение пришло к христианину, то, став истинно счастливым, он искренне желает, чтобы Царство открылось во всех людях.

Да будет воля твоя

Третья просьба внешне кажется очень простым: «На все воля Божья». Произнося от души такие слова, верующий демонстрирует бесконечную веру в Заступника. И при земной жизни Иисуса Христа, и после его вознесения на небо люди просили Бога о каких-то земных благах. Получая отказ, мы выражаем недовольство, негодуем. Но стоит задуматься: а то, о чем мы молимся сегодня, – оно божеское? Это прошение к Господу о вразумлении человека научиться различать свои желания, помочь в этом трудном деле. И бесконечно доверяя Создателю, мы говорим: «Мы хотим желать того же, чего желаешь ты».

Хлеб наш насущный

Все, без чего не проживет человек, что требуется ему ежедневно: еда, кров, здоровье – это и есть насущный хлеб. Но сюда причисляются не только физические потребности. Духовной пищи, Божьего слова и научения верующий просит в первую очередь. В своей мольбе он хочет не просто хлеба, но хлеба «насущного». Расшифровка данного слова, как «полезного, достаточного, нелишнего», объясняет скромность материальной просьбы.

И остави нам долги

В пятой просьбе речь идет о человеческих грехах. Господь повелевает людям отпускать грехи всем своим обидчикам. Простив их, мы уничтожим в себе злопамятство, враждебность, агрессивность. В этих словах присутствует пояснение: за такую нелегкую душевную работу над собой Бог нас наградит, мы тоже будем прощены им.

И не введи нас во искушение

Шестое прошение – просьба уберечь верующего от грехопадения, укрепить его дух и дать возможность справиться с соблазнами. Человек слаб. Бог всесилен. Обращение к Спасителю за поддержкой от земных искушений и от лживых учений – это стремление молящегося быть чище душой.

Но избави нас от лукаваго

Первая просьба молитвы была о Боге-Отце, последняя – о спасении от лукавого. В нашем обычае понимать под этим словом – дьявола, бесов, которые ведут непримиримую борьбу за каждую душу. Но в переводе с греческого оно означает общее «зло». Значит, мы просим Бога уберечь нашу душу, пока мы живы, и сохранить ее, когда наступит конец земной жизни.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки

Заключительная часть от Матфея не всегда звучит в молитве. Однако эти слова присутствуют в Евангелие и они, воздавая Богу почитание, подводят итог всех предыдущих прошений.

Господи, ты беспокоишься о нас в своем Царстве, а мы, твои дети, на тебя надеемся и находимся в твоей власти.

Господи, ты всесилен. Тебе повинуется все земное, и даже преисподняя. Мы слабы и надеемся на твою защиту.

Господи, все твои дела творятся во имя твоей славы. И мы тоже желаем этого и стремимся ее усилить. Ты во всем и всегда!

Толкование Иоанна Златоуста

Величайший христианский богослов – Иоанн Златоуст, живший в IV веке, – автор многих исследовательских трудов. В его работе «Беседы на Евангелие от Матфея» приводится толкование Господней молитвы. Разбор каждого Божьего слова богослов делает бережно, обдуманно и объясняет глубокий смысл молитвы языком, доступным каждому человеку.

Святитель начинает с того, что Бог, назвавшись Отцом всем людям, «ободрил» молящихся и воодушевил «достоинством и величием своих благодеяний». Все в глазах Господа стали равны. Далее он учит, что, молясь за весь человеческий род, верующий подавляет свою гордость и зависть, ставит свои выгоды на второе место, заботясь прежде о братьях и сестрах по вере. И, наконец, зовет отвлечься от всего земного, мысленно воспарив в небеса.

Иоанн Златоуст, разбирая каждое слово молитвы, оставленной Господом, показывает своим слушателям ее глубокий смысл:

Заключительные слова молитвы Иоанн Златоуст толкует так: в Царстве Божием власть, сила и слава полностью принадлежат Господу. Нет никого и ничего на свете, способного соперничать с Богом. А потому нам, его детям, находясь под его защитой, «не стоит никого бояться».

Специалисты считают, что славословие появилось в тексте молитвы позже. Но когда? Иоанн Златоуст жил в IV веке, в своем толковании молитвы объясняет и заключительные слова. Стало быть, если текст и дописывался, то в очень древние времена.

Нюансы произношения и перевода на современный русский язык

Молитва «Отче наш» в современной орфографии читается так:

«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя,
Яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша,
Якоже и мы оставляем должником нашим;
И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукаваго».

Чтобы наши современники могли правильно читать молитву, обращаясь к Богу, в тексте проставлены знаки ударения. Пояснение некоторых слов, вышедших из обихода, сведено в таблицу.

Варианты молитвы на других языках

Молитва «Отче наш», полностью отражающая все чаяния православных верующих, переведена на многие языки. Вот некоторые тексты.

Латинский язык

«Pater noster qui in celis es,
sanctificetur nomen tuum,
veniat regnum tuum,
fiat voluntas tua,
sicut in celo et in terra,
panem nostrum supersubstantialem da nobis hodie,
et dimitte nobis debita nostra,
sicut et nos dimittimus debitoribus nostris,
et ne nos inducas in temptationem,
sed libera nos a malo».

Церковнославянский язык

«че нашъ иже єс на нбсхъ,
да ститс им тво,
да прїидетъ цртвїе тво,
да бдетъ вол тво,
к на нбс и на земл.
Хлбъ нашъ насщный даждь намъ днесь:
и стави намъ долги наш,
коже и мы ставлемъ должникмъ нашымъ,
и не введ насъ во искшенїе,
но избави насъ лкаваг».

Где находится в Библии

Молитва к Господу «Отче наш» записана в Библии, а именно, в Евангелиях от Матфея и от Луки: глава 6, стихи с 9 по 13.

Оригинальный текст

Слова молитвы «Отче наш» на арамейском, родном для Иисуса Христа, языке утрачены. Сегодня оригинальным считается его греческий вариант (латинская транскрипция):

«Pater imon o en tis uranis
Ayassito to onoma su

Elseto i vasilia su

Yenisito to felima su os en urano ke epi tis yis

Ton arton imon ton epiusion dos imin simeron

Ke afes imin ta ofelimata imon os ke imis afiemen tis ofiletes imon

Ke mi isenegis imas is pirazmon, alla rise imas apo tu poniru.

Oti su estin
I vasilia
Ke i dinamis
Ke i doksa
Is tus eonas

Существуют переводы на старославянский и церковнославянский языки, а также русские: синодальный 1860 года, синодальный в современной орфографии 1918 года и последний перевод Нового завета (Радостная весть) В. Н. Кузнецовой, выполненный по благословению и при участии протоиерея Александра Меня в 2001 году.

Священнослужители считают, что не обязательно учить наизусть эту короткую молитву. Не все обладают острой памятью. Иисус Христос произнес эти слова, как пример, о котором его просили ученики. Потому достаточно просто передать в своей прочувствованной молитве смысл «Отче наш» или найти другие молитвы, отражающие чаяния и мольбы к Богу. Главное – пропустить «через сердце» святые мысли и слова ради спасения своей души.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно написать отче наш, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно написать отче наш", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как правильно написать отче наш:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *