Поиск ответа
Вопрос № 238427 |
Уважаемая грамота, подскажите, пожалуйста, как правильно написать: «наложить дисциплинарное взыскание на работников или работника м»?
Ответ справочной службы русского языка
Уволил 23 работников(а)? И как правильно прочитать число?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Запятая не нужна, если позразумевается, что неработающие члены семьи проживают в районах Крайнего Севера.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая после _а_ не требуется.
Здравствуйте! Помогите, как верно: С работника ми магазина была проведена разъяснительная беседа (работа). Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Оба варианта возможны, но, так как в этом предложении уже есть слово _работа_, лучше использовать вариант _беседа_.
Уважаемая Грамота! Как правильно написать: работника м 1-5 разряда (ов)- 2000 руб.Спасибо. Марина.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Подскажите правильно ли составлены предложения и проставлены запятые: «Отсутствие на работе означает, что работника нет на рабочем месте, где он должен находиться согласно трудового распорядка (трудовому распорядку?). Отсутствие на работе без уважительных причин в течение трех и более часов подряд за один рабочий день (,?) относится к серьезному дисциплинарному проступку, за совершение которого компания вправе расторгнуть трудового договор с работником.» Спасибо! А
Ответ справочной службы русского языка
Верно: _согласно трудовому распорядку_. Указанная запятая не требуется. В конце второго предложения опечатка, надо: _расторгнуть трудовой договор_. В остальном предложения написаны верно.
Внимательно изучив указанное «Положение…», обращаем Ваше внимание на то, что, в соответствии с постановлением Правительства РФ № ___, в п.8.2 должны быть предусмотрены, помимо надбавок к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, также надбавки работника м режимно-секретного отдела за стаж работы в указанном подразделении в размере. Надо ли в данном предложение выделять запятыми фразу «в соответствии с постановлением Правительства РФ №___»
Ответ справочной службы русского языка
Пунктуация верна, оборот _в соответствии с постановлением Правительства РФ №. _ лучше обособить.
правильно ли расставлены запятые и слитно или раздельно пишется в данном случае «необеспечение» «В случае необеспечения по вине Работника сохранности вверенных ему материальных ценностей, определение размера ущерба, причиненного ООО «Донат», и его возмещение, производится в соответствии с действующим законодательством».
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно написать «шапку» заявления: 1. От работника (такого-то) 2. Работника (такого-то)
Ответ справочной службы русского языка
См. в http://spravka.gramota.ru/blang.html?id=138 [«Письмовнике»].
Ответ справочной службы русского языка
Согласно справочникам, слово _однако_ в начале предложения не является вводным, имеет значение противительного союза и не выделяется запятыми.
При обращении администрации ко всем работника м предприятия, «Вы», «Вас», «Вам» надлежит писать с заглавной или со строчной буквы? Заранее благодарю за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Беседа: «Как провести беседу?»
Как провести беседу?
Беседа дает возможность контактов с подопечными детьми, информацию. Значимость беседы определяется непродолжительностью.
Структура беседы: 1) задачи; 2) построение; 3) время; 4) ход; 5) завершение.
Поставить цель. Что я хочу добиться в ходе беседы.
Решается в зависимости от цели, необходимо записывать план беседы: с чего начну, как будет идти беседа, чем завершу. Необходимо планировать несколько вариантов беседы.
Если времени не хватает, разбить беседу на несколько этапов – особенно, если надо убедить ребят в чем-либо.
необходимо установить климат доверия (поговорить о вещах, на которые есть общие мнения);
правильно реагировать на замечания, которые высказывает собеседник;
отвечать надо нейтрально: «надо подумать», «продолжай»;
выяснить, понимает ли собеседник, о чем идет речь (в запасе иметь ключевые вопросы, которые помогут понять разбирается ли он в сути проблемы);
определить, что в словах собеседника – факт, а что оценка, мнение человека. Фиксировать события, факты;
избегать задавать наводящие вопросы;
поощрять собеседника к тому, чтобы он точнее высказал свою точку зрения: «С чего бы ты начал, если бы тебе поручили…?», «Что тебе мешает сделать так, как ты только что рассказал?»;
на беседах-взысканиях обязательно отметить, что помешало выполнить задание, что мог сделать, а не сделал, объявить взыскание;
уметь правильно слушать собеседника – повторять его ключевые мысли;
если выявилась новая тема, отложите ее на другое время.
Четко изложите результаты беседы. Если приняли решение, сообщите его и оцените беседу.
Не затягивайте беседу больше, чем наметили.
Во время беседы обязательно делайте записи (покажите их собеседнику). Лидер обязан делать анализ беседы:
как я провел беседу;
четко ли я ставил вопросы;
как вел себя собеседник и т.д.
Условно весь путь можно поделить на три этапа:
Анализ получившейся беседы
Итак, подготовка беседы. Для начала надо определиться с темой, то есть надо решить, о чем будем рассказывать, лучше всего, если тема нам интересна.
Теперь, когда мы знаем, о чем будем говорить, надо придумать название. Оно должно быть четким кратким, полностью отражать суть беседы и, по возможности, заинтересовывать слушателей.
Дальше определяемся, с какой целью мы беседуем – чего хотим добиться: просто поделиться информацией или мы хотим взволновать всех своим рассказом. В зависимости от этого мы и подбираем слова. Например, если хотим взволновать, то вставляем в текст вопросы и факты, которые заставят ребят задуматься, и привлекут на нашу сторону.
Еще нам важно знать, кто нас будет слушать. Знакома им эта тема или нет. В зависимости от этого мы и строим текст беседы. Если ребята с темой не знакома, то стоит раскрывать какие-либо важные основные понятия. Тогда как если ребятам тема известна, то знакомство с понятиями можно опустить.
Теперь мы все придумали и переходим к следующему этапу- сама беседа. Ну, вот мы оказались перед своими ребятами. Теперь самое важное установить контакт со слушателями. Поэтому нужно пропустить через себя тему своего рассказа, тогда и слушатели живо откликнуться, слушая новую информацию. А если самому педагогу не интересно, то и остальным скучно. Что же надо делать:
• Поддерживаем контакт глазами – нужно обводить зрителей взглядом.
• Стараться вовлечь ребят в диалог, то есть задавать вопросы. Этим мы вовлекаем в нашу беседу остальных.
• Информация должна быть интересной и новой.
• Есть еще волшебный прием – юмор. Но шутки должны быть уместными.
Как же узнать удалось ли нам установить контакт с ребятней? Все очень просто если дети заинтересованно смотрят, если нет постороннего шума, если откликаются на вопросы, то у нас все получилось!
Ну и непосредственно при беседе с ребятами:
Не стоит строжиться или стараться казаться добрым. Будьте собой.
Когда рассказываете, то не торопитесь, но и не медлите. В первом случае Вас не поймут, а во втором аудитория благополучно уснет.
Лучше если Вы будете при беседе задавать наводящие вопросы, да и просто спрашивайте ребят по теме разговора, возможно, кто-то уже может поделиться информацией.
Старайтесь приводить примеры, иллюстрируйте материал реальными случаями. Это поможет лучшему пониманию, однако все хорошо в меру!
Еще один важный аспект в беседе это наши: поза, мимика и жесты. Речь на 25% воспринимается зрительным путем, потому очень важно как мы выглядим.
Дальше мимика и жесты: помним, что наше отношение к тому, что мы говорим у нас «на лице написано». И поэтому наше выражение лица должно соответствовать тому, что мы рассказываем: мы должны быть оживленными, взволнованными, где-то задумчивыми или радостными. В этом нам так же помогают жесты. Их тоже лучше заранее отрепетировать. Перегруженность лишними жестами плохо воспринимается детьми. Жесты должны усиливать отдельные моменты текста, нести определенные эмоции.
Ну, вот мы уже выступили и рассказали свой рассказ. На этом наша работа не заканчивается. Осталось проанализировать беседу. Надо подумать, что у нас получилось, а что нет. Можно даже спросить мнение со стороны. Тогда у нас будет возможность работать над собой и самосовершенствоваться.
Как провести беседу
Данная методразрабортка помогает правильно провести психологическую беседу педагогу- психологу с обучающимися.
Просмотр содержимого документа
«Как провести беседу»
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент – Экзюпери
Как правильно провести беседу?
Беседа в том или ином ее варианте включена во все формы работы любого психолога и педагога. Она составляет основу индивидуального психодиагностического обследования, консультирования, психологической профилактики. Беседа в психологии должна проходить по заранее построенному плану, базироваться на взаимном доверии, иметь вид диалога, а не допроса, исключать внушение или подсказку. Беседа в психологии – это вопросно-ответный метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определённую тему. Важным условием для проведения метода беседы в психологии является соблюдение конфиденциальности, этических норм, проявление уважения к собеседнику. Метод беседы связан с внешним и внутренним наблюдением, предполагающим получение невербальной информации и соизмерение её с вербальной.
* Индивидуальная – в беседе принимает участие психолог и испытуемый;
* Групповая – в беседе принимают участие несколько испытуемых;
* Стандартизированная – повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;
* Нестандартизированная – проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;
* Управляемая – происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;
*Неуправляемая – возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать;
*Диагностическое интервью – наиболее распространенный вид беседы. Основной целью является получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития;
*Психотерапевтическая беседа – используется в целях оказания психологической помощи;
*Экспериментальная беседа – такая беседа служит прежде всего для проверки исследовательских гипотез и имеет строго определенную тематику.
Структура и этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:
Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника. Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап – кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.
Раскрепощение собеседника имеет важную роль: в атмосфере искренности появляется возможность получить наиболее точную информацию. Исследователь должен исключить обстоятельства, провоцирующие неискренность испытуемого, такие как опасение выглядеть некомпетентно, запрет упоминания третьих лиц, откровенность в интимных сторонах вопроса, непонимание цели беседы, боязнь неправильных выводов. Ход беседы формируется в самом её начале, поэтому исследователю необходимо проявлять неподдельный интерес к личности испытуемого, его мнениям, но избегать открытого согласия или отрицания точки зрения. Отношение к теме разговора допустимо выражать мимикой, жестами, интонацией, постановкой дополнительных вопросов, замечаний специфического вида.
Восприятие бывает двух типов:
*Организационное – позволяет правильно воспринимать речь собеседника. *Эмоциональное, эмпатийное характеризуется способностью проникновения. Реплики исследователя могут считаться вопросами, хотя и не поставлены в такой форме, а вопросы респондента – ответами, независимо от субъективного восприятия. Психологу следует иметь в виду, что некоторые реплики, подразумевающие определённое отношение к собеседнику, могут повлиять на ход беседы до её абсолютного прекращения. Нежелательны реплики с оттенком осуждения, похвалы, приказа, угрозы, предупреждения, нравоучения, уничижения, ухода от проблемы, прямого совета. Такие фразы нарушают естественный ход рассуждения респондента и могут вызвать реакцию защиты, раздражения. Задача психолога – направить беседу в соответствующее целям русло.
Слушание подразделяется на следующие виды:
Рефлексивное слушание: идет формирование беседы при помощи активного речевого вмешательства психолога в процесс общения. Основные приемы техники: выяснение, перефразирование, отражение чувств, подведение итогов.
Нерефлексивное слушание: психолог управляет беседой не вербально: мимикой, контактом глаз, жестами, выбором дистанции. Эта техника полезна, если собеседник затрудняется решить проблемы, испытывает неуверенность.
Вопрос является основным элементом беседы и главным средством получения необходимой информации от респондента. Как уже отмечалось выше, умение интервьюера задавать вопросы, подбирая соответствующую формулировку, является одним из важнейших условий, во многом определяющих результативность беседы.
В психологической беседе, особенно в относительно свободных ее формах, процедура «спрашивания» не сводится только к технике опроса. По существу, формулирование каждого вопроса является для психолога своеобразной мини-задачей, успешное решение которой возможно лишь при учете множества факторов и их тончайших оттенков, составляющих целостную ситуацию беседы. Эти факторы могут относиться к респонденту (например, уровень его мотивации, актуальное эмоциональное состояние, личностные особенности, общий уровень развития, степень утомления и пр.), к самому психологу (например, степень осведомленности о проблеме респондента, наблюдательность, профессиональная самооценка и пр.), к характеру обсуждаемой информации (степень ее табуированности и пр.), к обстановке интервьюирования (наличие помех, продолжительность беседы и пр.). Учитывая все это, умение психолога задавать вопросы при проведении беседы справедливо было бы назвать особым искусством.
Особенности проведения беседы с детьми и подростками
Во многих психологических работах, посвященных проблемам беседы (интервью), неоднократно подчеркивается, что беседа с детьми обладает определенной спецификой и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие состоит уже в том, что взрослые люди, как правило, обращаются за психологической помощью по собственной инициативе, тогда как детей обычно приводят учителя или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии. Поэтому у детей нередко отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и далеко не со всеми из них удается сразу установить тесный контакт, столь необходимый при проведении беседы. Нередко от психолога требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы «разговорить» ребенка. Это касается, прежде всего, детей с заниженной самооценкой, тревожных, неуверенных в себе и так называемых «трудных» детей, которые имеют немалый отрицательный опыт общения со взрослыми.
В этих случаях особенно полезной для привлечения ребенка к сотрудничеству является игра. Для этого у психолога всегда должны быть под рукой яркие, привлекательные игрушки, различные головоломки, цветные карандаши и бумага, другие занимательные вещи, которые способны заинтересовать детей и спровоцировать их на общение.
Важным условием установления и поддержания контакта является форма обращения к ребенку. Допустимым можно считать только обращение по имени, причем маленьких детей рекомендуется называть так, как их обычно называет мама. Вообще речь психолога, его язык имеют большое значение при проведении беседы с детьми. Необходимо помнить, что не все обороты и выражения «взрослой» речи могут быть понятны ребенку, поэтому, организуя беседу, нужно принимать во внимание возраст, пол, условия жизни детей. Кроме того, чтобы самому понимать ребенка, психолог должен быть знаком с детским словарем, должен знать и при необходимости уметь использовать в общении со школьниками широко распространенный подростковый и молодежный сленг.
Рекомендации педагогам по организации беседы
Проводя беседу с подростками, очень важно занять правильную позицию. Сделать это непросто, оптимальной в этом случае может быть позиция, соответствующая принципам недирективной психотерапии:
*педагог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;
*он должен принимать ребенка таким, каков он есть;
*своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;
*рассказы детей и подростков могут носить глубоко личный, интимный характер. Поэтому в беседе с ними, так же как и в любом другом психологическом исследовании, желательно соблюдать условия конфиденциальности;
*если возникает экстренная необходимость сообщить о чем-то из рассказанного ребенком родителям или его учителю, следует обязательно получить на это согласие ребенка.
Достоинства и недостатки беседы
Преимуществом метода беседы являются предпосылки для правильного понимания вопросов с учетом устной, более раскрепощенной формы ответов
Недостатками беседы являются:
*большие временные затраты;
*необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы;
*возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта.
Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии – обеспечивают исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность. Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависти как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.
Как правильно провести индивидуальную беседу с воспитанником.
Данная публикация поможет педагогам в работе с воспитанниками при использовании меода: индивидуальная беседа. Всем удачи в воспитании подрастающего поколения!
Просмотр содержимого документа
«Как правильно провести индивидуальную беседу с воспитанником.»
«Как правильно провести индивидуальную беседу с воспитанником»
Принципы взаимодействия педагога и воспитанника:
Человек должен искренне интересоваться другими людьми.
Понять, что хочет ваш собеседник.
Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника.
Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей.
Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
Задавайте собеседнику вопросы, тем самым добиваясь, чтобы воспитанник сам оценил собственный поступок или поведение.
Пусть ваш собеседник считает, что эта мысль принадлежит ему.
Чаще выражайте детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке
Создайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
Давайте людям возможность спасти свой престиж.
Взывайте к более благородным мотивам.
Драматизируйте свои идеи, задевайте за живое, подавайте их эффектно.
С самого начала беседы придерживайтесь дружелюбного тона.
Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.
Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
Начинайте беседу с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.
Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.
Имя человека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Принципы Д. Карнеги тонко диктуют требования к педагогической позиции воспитателя, методику индивидуальной беседы с ребёнком. Каждый такой разговор — очень нежное и в то же время ответственное «прикосновение к душе» (В.А Сухомлинский), проникновение во внутренний мир школьника.
Некоторые рекомендации к проведению индивидуальной беседы
Будем помнить: на разных возрастных этапах проблемы детей разные, и поэтому беседу следует проводить дифференцированно. Существует три главные возрастные группы: младшие дети школьного возраста, подростки, юноши и девушки. Особенность их поведения связана с ведущими базовыми психосоциальными потребностями, с доминантами, которые определяют мотивацию, структуру внутренних проблем и, следовательно, способы их устранения (формы самопомощи).
Невозможно понять поведение ребёнка, а тем более изменить его, если мы не узнаем характер его потребностей и не удовлетворим их. Потребность — как жажда, как голод: пока не удовлетворена, ребёнок не будет вести себя правильно, социально приемлемо.
Структура потребностей человека такова:
младший возраст — потребность в защищённости, безопасности;
подростковый — потребность в признании, уважении, определённом социальном статусе среди сверстников;
юношеский возраст — потребность в смыслах жизни (т.е. жизненных целях, ценностях, идеалах, ради которых стоит жить);
взрослый — потребность в самореализации, самоосуществлении.
Кроме того, человек во все времена испытывает потребность в здоровье, в радости (удовольствии), в счастье. Естественной базовой потребностью является потребность в познании, деятельности. Другие многочисленные потребности вторичны и вытекают из базовых.
Знание ведущих потребностей дает педагогу методический ключ к построению индивидуального взаимодействия с воспитанником, в том числе к методике индивидуальной беседы.
Беседа с ребенком младшего школьного возраста.
Младший школьник живёт в отношениях преимущественно эмоциональных, до конца неосознаваемых переживаний. Если эти отношения богаты, разнообразны, наполнены положительными эмоциями, то ребёнок полноценно развивается: он весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны, и он чувствует отчуждение окружающих: его бранят, им недовольны, его не ласкают, и ребёнок, как цветок без влаги и солнечного тепла, сохнет, увядает, сжимается. В нём растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в злобность, агрессию, на первый взгляд — немотивированную.
Бесполезно давать многочисленные советы — малыш их не запомнит. Необходимо одно: медленно, терпеливо менять отношение ребёнка к самому себе — поднимать его самооценку, внушать ощущение силы, повышать уверенность в себе и одновременно — учить нужному, конструктивному способу поведения. Инструмент «воздействия» при этом — внушение. Упражнения (тренировка) с дальнейшей постоянной поддержкой. Примерный алгоритм действий таков:
Выявите проблемы ребёнка, его скрытые психические защиты. Безответственность, неуравновешенность нервной системы. Потребуется как можно тщательнее изучить условия воспитания в семье, стереотипы поведения, состояние здоровья.
Выявите препятствие (чаще всего оно связано с заниженной самооценкой) и начинайте корректировать само отношение, внушать необходимую модель поведения.
Организуйте изменение отношения окружающих. У школьника появились товарищи, ребята взяли его в свою команду.
Поддерживайте конструктивное поведение: похвалите в нужное время, зафиксируйте внимание сверстников на успехе, пусть и незначительном. Вовлекайте в процесс коррекции родителей, товарищей по дому, подъезду, двору (с помощью социального педагога).
Для «страховки» вовлекайте в кружок, секцию, клуб, где бы успех и умение закреплялись.
Беседа педагога с подростком.
В подростковом возрасте этап семейного развития пройден, поле социального самоутверждения расширяется, семейные ценности, формы самоутверждения подвергаются переоценке. Новые способы поведения приходится осваивать «на ходу», в победах и поражениях. Подросток — экспериментатор поневоле. Синяки и шишки (в том числе душевные) постоянны, и хотя не видны, но очень болезненны. Подросток часто ощущает себя ни на что не годным, беспомощным и одиноким.
Референтной группой, эталоном самоидентификации становятся сверстники — мир беспощадный и жестокий, отличный от семьи, с её любовью и поддержкой родителей. Здесь признание необходимо завоёвывать самому. Нужны воля, знания, физическая сила, а их не хватает. Понаблюдайте подростков в игре, как ожесточённо они спорят, кричат, обвиняют друг друга. Они всё время состязаются, пробуя друг друга «на прочность». Развитие идёт трудно, болезненно. В подростке рождается субъектность, формируется «Я-концепция», самосознание. Значит, возникают собственные оценки, нормы, критерии, эталоны и образцы.
Развитие переходит в стадию саморазвития, воспитание — в процесс самовоспитания. И это нормально, эти изменения необходимо поддерживать и стимулировать. В этом возрасте особенно недопустимо унижать, оскорблять, подрывать самооценку подростка: в нём вызревает чувство собственного достоинства, которое можно назвать совестью, честью, духовностью, что составляет стержень личности, её нравственность, социальную ценность. Такова общая закономерность развития подростка, которая указывает тактику поведения воспитателя.
Начало разговора с подростком сразу же должно снять смысловой барьер, установить доверие. Здесь ни в коем случае не должно быть угроз, обвинений. Выражение вашего лица, тон, первые фразы должны рассеять страх, напряжение. Дайте ученику понять, что отношение ваше к нему не изменилось в худшую сторону. Первыми словами могут быть: «Я тебя понимаю, ты защищал своё достоинство перед друзьями», «Ты правильно сделал, что не струсил, не промолчал, стал действовать. », «Со мной был аналогичный случай. »
Слова могут быть другими, но за ними всегда должна стоять ваша вера в добрые намерения подростка: «Я знаю, ты хотел справедливости. »
Постарайтесь, чтобы он рассказал вам о событии. В процессе рассказа задайте уточняющие вопросы, чтобы ученик назвал подлинные свои действия: «ударил», «взял без спросу (украл)», «ответил грубо, неуважительно», «урок был сорван» и т.д. Добиться такого рассказа — честными и прямыми словами передать случившееся, — это значит, что ученик оценил себя, наказал себя, признал вину. Это уже самовоспитание. Спросите: как ученик сам оценивает своё поведение? Вы идёте дальше — добивайтесь честной, объективной оценки — важнейшего смысла и цели беседы.
После этого перескажите события. Говорите спокойно, бесстрастно, называя вещи своими именами: «развязал драку», «сорвал урок», «оскорбил учителя» и т.д. Затем дайте свою оценку случившемуся. Вплоть до перечисления статей Уголовного кодекса, под которые подпадает проступок ученика, если бы он был совершеннолетним.
Сопоставьте две оценки, воспитанника и вашу, что поможет окончательно выяснить суть дела. В этой части беседы ребенок должен признать свою вину. Если же он не виноват и учитель неправ, признайте свою вину, иначе беседа не имеет смысла, а то и отрицательно скажется на воспитании, на ваших отношениях с ребёнком. Может быть, самый важный этап беседы — поиск вместе с учеником социально приемлемых моделей поведения. На этом этапе идёт обучение самоанализу, поиск оптимального поведения. И хоть это совместное действие, важно, чтобы подросток принял решение сам. А учителю останется похвалить его за мудрость и здравомыслие, дать поведенческую установку на будущее.
Как итог беседы — подчеркните ум, взрослость, подростка, выскажите уверенность в том, что в следующий раз он не совершит ошибки, ибо впредь будет думать, прежде чем что-нибудь предпринять.
Произнесите ключевую фразу: «Верю, что впредь подобного ты не допустишь, и такого разговора больше не понадобится. Забудем о нём». Всё. Ваши отношения не разрушены, вы дали воспитаннику возможность сохранить свой имидж, высокую самооценку, чувство собственного достоинства. А это уже путь к созидательному, конструктивному поведению, образу жизни.
Беседа с воспитанником юношеского возраста.
Ведущая потребность юношеского возраста — в смыслах жизни. Юноша ищет высшие ценности бытия: цели, идеалы, эталоны существования. Как жить? Для чего? Каким быть? Вот вопросы, на которые сознательно или неосознанно молодой человек ищет ответы. Перед собственным «Я» и перед людьми он должен сделать свой выбор.
Разговоры «про жизнь» хорошо вести с юношами в походе, у костра, по поводу умного кинофильма или книги. Взрослым они могут показаться абстрактными и ненужными, но молодым людям они нужны, как воздух.
По каким же правилам строить беседу с взрослым воспитанником?
Главная цель — привести собеседника к искреннему пересмотру тех целей и ценностей, ради которых было совершено действие. Доказательства искренности: переживание, раскаяние, слова извинения. Как всегда, беседу начните с признания достоинства, выражения доверия: «Я знаю, что ты искал справедливость, правду. », «Верю, что ты стремился действовать честно. », «Я благодарю тебя, что ты откровенно высказал то, что думаешь. », «Возможно, я бы на твоём месте действовал так же. »
Очень важно услышать от школьника слова: «Да», «Да, это правда», «Да, я хотел, как лучше». Это уже — точки соприкосновения, помогающие снять защитную реакцию.
Используйте и такой приём, как апелляцию к мнению окружающих.
Привлеките к беседе значимых для юноши лиц — воспитателей, друзей, юристов.
Диалог в беседе с взрослым учеником постарайтесь выстроить логично, аргументированно, вещи называть своими именами: подлость — подлостью, кражу — кражей. Постарайтесь добиться, чтобы юноша прямо и недвусмысленно оценил свой поступок. Честное признание и раскаяние — шаг к исправлению. Если молодой человек уклоняется от честной самооценки, то учитель сам должен прямо и недвусмысленно дать нравственную и общественную характеристику поступка. Это не значит, что после этого должно обязательно последовать наказание. Напротив, после столь напряжённой и трудной беседы необходима апелляция к разуму воспитанника: «Подумай на досуге. »
Иногда достаточно одного эмоционального аргумента. От этого зависит и продолжительность беседы, и количество слов.
Достижение выразительности педагогической техники — лишь одна из ступеней к педагогическому мастерству. Техника без осознания задач педагогического действия, без понимания мотивов деятельности детей, истинной сути результатов взаимодействия останется пустой формой, бессодержательным непрофессиональным действием. А овладение её приёмами может осуществляться в контексте повышения общей педагогической культуры воспитателя.
Ершова А.П. Словесные воздействия в работе учителя: педагогам о мастерстве общения с классом / А. Ершова, В. Букатов. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство и воспитание школьников». Вып. 1).
Калиниченко И.А. Индивидуальный стиль деятельности педагога // Справочник классного руководителя. – 2007. – № 8. – С. 68–76