Образец распоряжения руководителя: как правильно написать
Распоряжение – это официальное поручение внутреннего пользования. Оно применяется во всех организациях независимо от формы собственности и направления работы. Руководства издает его чаще всего для оперативного разрешения того или иного вопроса управленческой деятельности, но относительно небольшой группы подчиненных и на конкретный период.
Выбираем форму распоряжения: устная или письменная?
Распоряжения могут издаваться как устно, так и письменно. В первом случае порученное задание может быть искажено, или проигнорировано недобросовестными сотрудниками. И привлечь к ответственности в таких ситуациях практически невозможно.
Как оформить образец распоряжения руководителя, чтобы этого избежать? Рекомендовано все распоряжения оформлять письменно.
Устную форму лучше применять для поручения мелких заданий, не имеющих прямого влияния на производственную деятельность. Или же если коллектив организации очень маленький и имеет только одно направление работы.
Важные задачи могут первоначально закрепляться устным распоряжением, а немного позже документально.
Отличия распоряжение от приказа
Очень часто образец письменного распоряжения руководителя путают с приказами. Они достаточно однотипны и готовятся от имени руководства. У этих документов очень похожи структуры и конечная цель.
Главные отличия приказа от распоряжения заключаются в: сфере влияния и длительности действия.
Таким образом, распоряжение относится к решению оперативных ситуаций и проблем за какой-то обозначенный период, а приказ – это правовая основа деятельности всей фирмы, которая может быть действительной в течение всего периода существования компании.
Кто имеет право писать распоряжение
Данная бумага готовится от имени руководящего состава компании. Это могут быть генеральный директор, исполнительный директор, начальник отдела или филиала и других лиц, которые имеют право по уставу и должностной инструкции раздавать задачи для выполнения.
Отметим, что таким людям просто необходимо знать правовые основы составления распоряжений по трудовому и гражданскому законодательствах РФ и другие документы, на которые, как правило, ссылаются при написании основного текста бумаги.
Нужно ли согласовывать распоряжение с директором
Все распоряжения в организациях готовят с одобрения директората. Такого рода документы не оформляются без ведома начальства.
Их этого следует, что зачастую согласовывать текст распоряжения с главным руководителем не нужно. Но бывают и исключения. Все они закреплен внутренними документами компании.
Нужно ли давать обоснование в распоряжении
Тем не менее, такие организационный документы необходимо обосновать в обязательном порядке. Что это значит? Указание закона или другого правового аргумента, согласно которому подготовлено распоряжение. А также назвать причину появления данного документа. Письменно эта фраза начинается с «в связи с …». Сама суть распоряжения всегда начинается со слов, написанных большими заглавными буквами: «предлагаю» или «обязываю».
Сейчас все чаще от использования этих слов отказываются — их заменяют двоеточием после изложения причины написания документа.
Особенности оформления кадровых приказов
Кадровыми приказами называют распоряжения, которые относятся к вопросам состава коллектива. Например, это прием на работу, увольнение, отпуск, больничный, перевод с должности на должность, выписке премий или командировочных. Все эти приказы оформляются согласно норм трудового кодекса.
Важно, что кадровые приказы применяются в бухгалтерском учете, поэтому должны содержать такие данные как:
Кадровые решения всегда основываются на других внутренних документах: служебных записках, трудовых договорах, докладной и прочих.
На что необходимо обратить внимание при составлении распоряжения
Единственного образца формы распоряжения не существует. Поэтому фирмы пишут по своему шаблону либо в произвольной форме. Но есть некоторые требования делопроизводства, которые следует соблюдать. Ниже мы проинформируем, как правильно оформить образец распоряжения руководителя.
В частности, распоряжению присваивают номер и ставят дату, вписывают название фирмы. Далее идет обоснование для данного документа и круг должностных лиц, к которым он применяется. Следом идет перечень заданий со сроками выполнения. Отдельно указывается ответственный за выполнение всех пунктов или по каждому.
Наличие иных документов, которые относятся к сути распоряжения, также указывается отдельной строкой. Текст образца распоряжения руководителя можно оформлять на бланке или на простой бумаге формата А4 от руки, либо напечатать на компьютере. Бумага подписывается обязательно руководителем или тем, кто имеет право по уставу визировать подобного рода документ.
Все письменные распоряжения регистрируются в обязательном порядке в журнале учета внутренних документов, который должна вести любая фирма.
Исполнители получают образец распоряжения руководителя организации е по внутренней рассылке, или с помощью передачи документа с рук в руки.
Где и как хранить распоряжение
До исполнения образец распоряжение руководителя сохраняют в папках с документацией. После завершения срока все документы распорядительного характера сохраняются в архиве организаций и фирм. Те, что касаются административной или хозяйственной частей работы предприятия нужно беречь не меньше 5 лет, производственной или операционной части – минимум 10 лет и желательно до ликвидации существования компании. В случае последнего эти документы передаются в муниципальный архив.
Приказы
Приказ представляет собой акт, составляемый руководителем компании или подразделения. Составляется для быстрого решения основных и текущих задач. Является документом, наделенным юридической силой. На его основании функционирует организация.
Разновидности приказов
Всего существует 3 вида актов, подразделяемых на группы в зависимости от предмета и целей составления:
Практически все важные решения в компании принимаются на основании приказов.
Важные особенности
Сначала обычно составляется проект приказа, который согласуется с подразделениями. Также документ нужно показать юристу. Последний проверяет приказ на предмет соответствия всем законам и актам. Правильность оформления подтверждается отделом, занимающимся делопроизводством.
ВАЖНО! Акт вступает в силу с даты проставления в нем подписи.
Содержание приказов, касающихся сотрудников
Приказы являются инструментом для регулирования отношений между сотрудниками и работодателем. Они формируются при наличии этих обстоятельств:
Приказы, касающиеся сотрудников, заполняются по утвержденной форме. Их содержание подразделяется на 2 части: вводная и распорядительная.
Вводная часть
В вводной части фиксируются цели и задачи новых предписаний. То есть, предоставляется пояснение к принимаемым решениям. Если это приказ, принимаемый во исполнение правительственных распоряжений, в вводной части указывается номер этого распоряжения, дата и название.
Распорядительная часть
Начало этой части – фраза «приказываю». После этого нужно зафиксировать свои распоряжения. Можно создать нумерованный список для удобства изложения. Срок выполнения распоряжений или устанавливается для каждого пункта отдельно, или выносится в отдельный пункт. В отдельный пункт также выносится перечень сотрудников, ответственных за выполнение положений приказа.
Отличие приказа от распоряжения
Приказ и распоряжение – бумаги, которые очень похожи. Их часто путают между собой. Приказ – это акт с длительным действием. Действие документа не прекращается при наступлении указанного обстоятельства. Пример приказа – документ о приеме специалиста на работу. Издается этот документ директором/руководителем компании, замом директора.
Распоряжение – это оперативный акт, актуальный до момента наступления некого обстоятельства. Пример такого документа – распоряжение о формировании комиссии. Действовать оно будет до момента решения этой комиссией нужного вопроса. Подписывать распоряжения может относительно широкий круг сотрудников.
Приказ – это основание для появления или изменения правоотношений. Распоряжение же оформляется для решения проблем, касающихся уже действующих правоотношений. В приказ могут вноситься изменения, если это требуется. Если нужно внести корректировки в распоряжение, оно обычно переиздается.
Оба документа могут регулировать только деятельность компании, к которой они относятся. Однако акты часто затрагивают правоотношения с контрагентами фирмы.
Регистрация
Приказ – документ, который регистрируется в обязательном порядке. Под регистрацией понимается присвоение определенного индекса. Как правило, это порядковый номер, в который входят буквенные обозначения. Этот номер отражается в специальном журнале.
Образец распоряжения руководителя
Распоряжение – документ, который относится к локальной управленческой документации предприятия и действует строго внутри него.
Распоряжения имеют широкое распространение как в организациях коммерческого сектора, так и в государственных и бюджетных учреждениях.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Устная или письменная форма распоряжения?
Некоторые руководители предпочитают отдавать распоряжения подчиненным в устном виде: с их точки зрения это экономит время и избавляет от дополнительной бумажной работы. Однако такой вариант — не самое лучшее решение.
Например, бывают случаи, когда сотрудник выполняет распоряжение начальства ненадлежащим образом или совсем его игнорирует. Привлечь в такой ситуации его к дисциплинарному взысканию за неисполнение устного распоряжения будет невозможно.
Если же оформить документ в письменной форме, таких сложностей (да и многих других) удастся избежать.
Именно поэтому эксперты настоятельно рекомендуют все ключевые рабочие моменты в плане распорядительной деятельности оформлять в письменном виде: приказами или распоряжениями.
Чем отличается распоряжение от приказа
Распоряжения и приказы в некоторой части схожи между собой: они имеет примерно одинаковую структуру, назначение и т.п. Однако есть между ними и различия:
Кто имеет право писать распоряжение
Приказ может исходить только от лица директора предприятия (или его представителя, действующего на основании доверенности), а распоряжение могут писать руководители структурных подразделений и филиалов, начальники отделов и т.д., то есть все те лица, в должностной инструкции которых указана данная функция в виде права.
Важно, чтобы сотрудник, издающий распоряжения имел представление о том, как правильно составлять и оформлять документ, знал основы трудового и гражданского законодательства, а также внутренние нормативно-правовые акты организации – именно на эти документы следует ссылаться при составлении документа.
Надо ли согласовывать распоряжение с директором фирмы
Распоряжения, исходящие от имени руководителя структурного подразделения или отдела, обычно являются следствием проводимой в компании стратегической политики директора и администрации фирмы – своеволие при составлении такого рода бумаг для начальников среднего звена недопустимо.
Поэтому в большинстве случаев согласовывать распоряжение с директором нет необходимости.
Надо ли давать обоснование в распоряжении
Распоряжение, ровно как и приказ, нужно обязательно обосновывать. Если есть возможность, следует указать норму закона, выполнение которой послужило основанием для написания распоряжения или внести объективную причину для создания документа (в виде «В связи с….»). После изложения обоснования дальнейшую часть распоряжения следует заканчивать словом «Предлагаю» или «Обязываю».
На что обратить внимание при составлении распоряжения
На сегодня нет единого унифицированного образца распоряжения, так что предприятия и организации имеют полное право писать его в произвольном виде или по типовому образцу, действующему на предприятии.
При этом при составлении документа важно придерживаться некоторых норм делопроизводства, касающихся распорядительной документации. В частности:
Если к бланку прикладываются какие-то дополнительные бумаги, их наличие следует отметить в тексте отдельным пунктом.
Основные нюансы в оформлении распоряжения
Как к содержанию распоряжения, так и к его оформлению, закон не предъявляет ровно никаких требований, поэтому писать его можно на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке предприятия. Текст можно набирать на компьютере или писать от руки (шариковой ручкой любого темного цвета, но не карандашом).
Только один момент нужно соблюдать неукоснительно: документ должен быть подписан руководителем организации или лицом, уполномоченным на визирование таких бумаг.
При этом проштамповывать его строгой необходимости нет: это следует делать только тогда, когда норма по использованию штемпельных изделий закреплена в локально-правовых актах предприятия.
Распоряжение руководства, оформленное в письменном виде нужно обязательно регистрировать в журнале учета внутренних документов.
Как, сколько времени и где хранить распоряжение
Распоряжение на период его действия нужно подшить в папку с прочей распорядительной документацией фирмы. После того, как срок актуальности пройдет, бланк можно убрать в архив организации, где он должен находиться период, прописанный для такого рода бумаг законодательством или нормативными актами фирмы.
Распоряжение работодателя
Для работников распоряжение работодателя носит обязательный характер. Если оно является законным, т.е. не нарушает нормы права. И именно несоответствие обязательным требованиям закона становится основанием жалоб в трудовую инспекцию, обращений в суд.
Если на сайте Вы не нашли требуемого в деятельности документа (представлены приказ о приеме на работу, об увольнении, о предоставлении отпуска и т.п.), распоряжение можно составить по следующему примеру.
Распоряжение работодателя
Пример распоряжения работодателя
Общество с ограниченной ответственностью «КиноФинт»
08 декабря 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Распоряжение № 177
В связи с необходимостью разработки и утверждения Плана закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ,
Приложение: список структурных подразделений
лист ознакомления с настоящим распоряжением
Заместитель генерального директора Яковлев Яковлев С.П.
Чем отличается распоряжение работодателя от приказа
Ответ на этот вопрос носит больше теоретический характер. С точки зрения практики, стоит признать, что отличия не очевидны. Конечно, теоретики трудового права найдут признаки и особенности каждого документа. Например, с помощью приказа решаются правовые вопросы, а распоряжение регулирует организационные вопросы. А как быть с приказом о направлении в командировку? Разве это не вопрос организации труда? Или называют отличие: приказ носит длительный срок, а распоряжения ограничены во времени. Тоже спорное отличие.
Но даже Трудовой кодекс (статья 68, к примеру) употребляет эти термины как равнозначные. Хотя одно отличие все же «налицо». Приказ работодателя не может быть устным. А простое распоряжение руководителя иногда выражается в устной форме.
Кто издает распоряжение работодателя
Приказ всегда издает (и подписывает) руководитель организации. Если это иное лицо, его должны уполномочить на издание приказов.
В случае с распоряжением, ситуация иная. Документ вправе издавать и руководство структурных подразделений. Но только если такое право предоставлено им локальными актами организации, должностными инструкциями. В этих же актах стоит искать ответ на вопрос, должен ли руководитель согласовывать распоряжение нижестоящего сотрудника.
Содержание распоряжения работодателя
Среди кадровых работников встречается мнение, что распоряжение работодатель не должен обосновывать с точки зрения ссылки на правовые нормы. Юристы, думаем, с такой точкой зрения не согласятся. Любой распорядительный акт должны подкреплять правовые нормы.
Поэтому рекомендуем придерживаться следующей структуры:
Текст распоряжения работодателя обязательно доводится до сведения заинтересованных работников под роспись.
Образец распоряжения генерального директора
Отличается ли распоряжение руководителя предприятия от приказа?
Юридически и приказ, и распоряжение относятся к формам нормативно-правовых актов. Хотя по правовой иерархии распоряжение несколько ниже приказа. При этом часто в утвержденных формах, например, Госкомстата можно встретить заголовок документа вида «Приказ (распоряжение)», что говорит о признании даже госорганами этих понятий практически синонимами.
Для организаций нет четного юридически зафиксированного разграничения понятий приказа и распоряжения. По этой причине некоторые воспринимают распоряжение директора как устное волеизъявление, а приказ — как письменное. Но есть и другая позиция. На некоторых предприятиях (и особенно это касается государственных структур) распоряжение и приказ условно различают по таким признакам:
Влияет на деятельность предприятия
Чаще имеет отношение к выполнению поручений, не принципиально влияющих на деятельность предприятия
Носит долгосрочный характер
Чаще касается однократных задач
Указание начинается со слова «Приказываю»
Указание начинается со слов «Обязываю» или «Распоряжаюсь»
Но все-таки разница этих двух понятий для обычных коммерческих организаций очень условна. Поэтому в дальнейшем в статье речь пойдет о приказе руководителя.
Как отличаются формы документа о распоряжении руководителя?
В делопроизводстве приказы принято разделять на следующие группы:
Связано такое разделение в том числе с разницей обязательных сроков хранения документации юридического лица. Они составляют:
Некоторые приказы можно хранить до момента исполнения поручения руководителя.
Требования к оформлению таких приказов отличаются. Распоряжения по основной деятельности могут оформляться в свободной форме.
Подробнее о приказах по основной деятельности читайте здесь.
Кадровые приказы приводят к появлению тех или иных хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Это может быть начисление зарплаты, отпускных, выходных пособий и т. д. Поэтому такие распоряжения генерального директора должны отвечать более строгим требованиям.
Для некоторых приказов ранее существовали установленные формы, утвержденные Росстатом. Но со вступлением в силу нового закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ с 2013 года право разрабатывать формы учетных документов принадлежит самой организации. Следует только, руководствуясь п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ, включать в бланк обязательные реквизиты.
Какие реквизиты содержит приказ (распоряжение) руководителя?
Форма приказа разрабатывается каждой организацией самостоятельно. Шапка документа обязательно должна содержать наименование предприятия с указанием организационно-правовой формы. Остальные реквизиты:
Нумерация приказов может вестись как нарастающим итогом с начала деятельности предприятия, так и начинаться заново в каждом календарном году. Четких указаний в отношении порядковых номеров законодатели не дают.
Посмотрите образец распоряжения директора в форме приказа.
Особенности оформления кадровых приказов
К кадровым приказам относятся распоряжения о приеме на работу, увольнении, отпуске, переводе, премировании и др. Оформление приказов по личному составу должно выполняться с соблюдением всех норм Трудового кодекса.
Большинство кадровых приказов оформляется на основании других документов. Например:
Как уже было отмечено, кадровый приказ оформляется с соблюдением норм бухгалтерского учета. Это значит, что он в обязательном порядке должен содержать реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ:
Так как все эти реквизиты содержат и унифицированные формы, утвержденные ранее действовавшим постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, большинство предприятий продолжают их использовать.
В некоторых ситуациях директор издает приказ сам для себя. Так, например, письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19.12.2007 № 5205-6-0 разъясняет, что после избрания единоличного исполнительного органа на основании заключенного трудового договора новый руководитель оформляет приказ о вступлении в должность сам на себя.
Формулировка приказа о вступлении в должность руководителя может быть следующей:
О вступлении в должность генерального директора
На основании решения единственного участника ООО «Сенатор» от 12.05.20ХХ возлагаю полномочия генерального директора на себя.
Узнайте, как оформить документы при смене руководителя компании, в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Журнал регистрации приказов руководителя
Все оформленные распоряжения руководителя подлежат регистрации в журналах. Предпочтительно использовать отдельные журналы для приказов по основной деятельности и приказов по личному составу. Кроме того, желательно разделить и журналы для приказов с разными сроками хранения.
Установленной на законодательном уровне формы журнала нет. Предприятие может самостоятельно разработать журнал, утвердив его форму внутренним нормативным актом. Рекомендуется использовать такие графы:
Посмотрите образец оформления журнала в публикации «Журнал регистрации приказов по личному составу — образец».
Журнал может как оформляться в бумажном виде, так и заполняться в электронной форме. В бумажном виде листы нумеруются, сам журнал прошивается и скрепляется сзади печатью организации и подписью ответственного лица.
Итоги
Чаще всего под распоряжением директора имеется в виду приказ. Форма приказа разрабатывается предприятием самостоятельно, но с указанием обязательных реквизитов, если документ отражает некий факт хозяйственной деятельности и является первичным учетным документом, подлежащим отражению в бухгалтерском учете.