Как работодателю написать рекомендательное письмо работнику
Рекомендательное письмо от работодателя – документ, который обычно формируется перед увольнением работника из организации или после — при наличии соответствующего запроса.
Для чего нужна рекомендация
Рекомендация или, как ее еще называют рекомендательное письмо – это вид документа, в котором описываются профессиональные качества человека.
Иногда вписываются и личные качества бывшего сотрудника, но только такие, которые имеют непосредственное отношение к выполняемым рабочим функциям.
Рекомендация часто позволяет людям найти хорошую, высокооплачиваемую работу в относительно короткий промежуток времени, конечно, при условии, что она носит положительный характер.
Кто дает рекомендацию
Рекомендательное письмо всегда пишется от имени предыдущего работодателя.
Причём непосредственно составлением документа обычно занимается бывший непосредственный руководитель, например, начальник структурного подразделения, отдела, цеха, участка.
Иногда формирование рекомендаций ложится на плечи специалиста по кадрам, секретаря организации или самого директора (в небольших фирмах). В любом случае это должен быть тот, кто хорошо знаком с человеком, нуждающимся в рекомендации, или, по крайней мере, настолько, чтобы дать максимально объективную, адекватную и справедливую характеристику.
Если рекомендацию пишет рядовой работник предприятия, подписана она должна быть сотрудником, стоящим на более высокой позиции – только при соблюдении этого условия рекомендация будет обладать достаточным весом и солидностью в глазах того, для кого она предназначена.
Что нужно сделать, чтобы получить документ
Для того, чтобы получить рекомендацию от работодателя, необходимо написать на имя директора предприятия или кого-либо из его представителей соответствующее заявление, в котором следует коротко, в корректной форме высказать свою просьбу.
Обычно на рассмотрение таких заявлений и предоставление рекомендации уходит не более трех дней.
Обязан ли работодатель давать рекомендацию работнику
В трудовом законодательстве России нигде не написано, что работодатель должен предоставить своему бывшему сотруднику какую-либо рекомендацию.
Это означает, что давать или не давать рекомендательное письмо работнику – исключительное право работодателя, а не его обязанность.
Таким образом, для того, чтобы не лишаться возможности получить рекомендацию, следует поддерживать с работодателем и коллегами хорошие отношения – это позволит не только своевременно получить необходимый документ, но и в какой-то степени гарантирует наличие в нем положительных отзывов.
Имеет ли право предприятие требовать рекомендацию при приеме на работу
Как и предоставление рекомендательного письма, так и его требование – воля работодателя. Если представитель организации при приеме на работу настаивает на предоставлении этого документа, спорить с ним смысла нет, лучше потратить свои силы на то, чтобы запастись нужной бумагой.
Предоставление положительной характеристики с предыдущего места работы (или даже нескольких) существенно увеличит шансы на то, что желаемое место будет получено.
Как составить рекомендательное письмо
Поскольку в законе нет требования к работодателю писать рекомендательные письма своим работникам, значит, нет для них и унифицированного образца. То есть представители предприятий и организаций могут составлять документ в произвольном виде.
Важно соблюдать всего несколько условий, в частности, чтобы по своей форме и структуре рекомендация соответствовала нормам делопроизводства, а по содержанию и тексту – правилам русского языка. Документ должен быть достаточно емким и лаконичным, строго по сути вопроса, без размытых формулировок, специальных терминов и грубых выражений.
В рекомендации обязательно должно быть:
В рекомендации допустимо давать пожелания будущему работодателю о том, в каких условиях и на каких работах лучше всего использовать труд данного соискателя.
При желании к рекомендации можно прикрепить какие-либо дополнительные документы: копии свидетельств о достижениях, победах и т.п.
Чего не следует писать в рекомендациях
Несмотря на то, что составление рекомендации полностью отдано на откуп работодателя, при её написании следует придерживаться определенных правил и избегать некоторых вещей.
В частности, нужно стараться не давать негативных, ничем не подкрепленных отзывов (т.е. писать такие, конечно, не возбраняется, но только, если тому есть доказательства и подтверждения, например, письменные свидетельства о дисциплинарных взысканиях и т.п.), но тут же следует иметь ввиду, что такой документ вряд ли будет когда-либо применён по назначению.
В рекомендацию не следует вносить недостоверную, непроверенную или заведомо ложную информацию – при вскрытии таковых фактов пострадает репутация не только того, кому выдан документ, но и того, кто его выдал.
Как оформить рекомендацию
Рекомендацию можно писать на фирменном бланке предприятия (это придаст ей более солидный, значимый вид) или на обычном листе А4 формата, от руки или на компьютере. Заверять бланк печатью не обязательно.
Главное условие, чтобы в документе присутствовала «живая» подпись его составителя.
Обычно делается один экземпляр рекомендации, а при необходимости создаются ее заверенные копии.
Как написать рекомендательное письмо
Рекомендация, полученная от клиента, может выглядеть похожим образом. Вот ее схема:
Обращаясь за подписью или договариваясь о предоставлении контактного телефона, проговорите с рекомендателем, что он будет отвечать, если позвонит представитель компании, в которую вы хотите устроиться. Это не сговор, а вполне нормальное обсуждение, поскольку на момент такого звонка человек может оказаться не готов к разговору, занят работой, делами и, соответственно, забыть упомянуть что-то существенное. «Законодательство не обязывает работодателей давать рекомендации на увольняющихся сотрудников, — напоминает Андрей Месечко. — Тем более если у специалиста были натянутые отношения с кем-то из коллег или руководителей, они могут отказать в предоставлении этого документа. Быстро наладить отношения, которые не удалось выстроить в течение продолжительного времени работы в компании, вряд ли получится, поэтому лучше обратиться к тем, кто может положительно отозваться о профессиональных и личных качествах специалиста».
Козырь в рукаве
Но просто получить рекомендацию недостаточно — надо ее вовремя использовать. Ведь если заговорить о ней преждевременно, картина может выглядеть так, будто соискатель стремится что-то скрыть, а если протянуть время, может не представиться подходящая возможность.
Также важно располагать контактной информацией рекомендателей и заручиться их согласием на предоставление ее будущему работодателю. Например, если потребуется подтверждение подлинности рекомендательного письма или возникнут дополнительные вопросы. При трудоустройстве в иностранную компанию важно изучить и соблюсти нормы той страны, к которой принадлежит эта фирма».
Рекомендательные письма не являются основной составляющей трудоустройства, но это не значит, что такой документ вам не пригодится. Начиная поиски, вы можете и не подозревать, какое предложение получите от работодателей. Поэтому стоит заблаговременно запастись хорошими рекомендациями, чтобы во всеоружии встретить свои карьерные перспективы.
Рекомендательное письмо от работодателя: правила написания и образец
Рекомендательное письмо — это деловой документ, в котором руководитель дает отзыв сотруднику, характеризуя его профессиональные качества.
Назначение рекомендательного отзыва
Прошло то время, когда для устройства на работу связи были важнее опыта. Качественное резюме стало пропуском в карьеру, визитной карточкой соискателя. Чтобы устроиться на хорошее место работы, надо быть ярким, амбициозным кандидатом, уметь представить работодателю сильные профессиональные навыки. Хороший способ усилить впечатление от резюме — предоставить рекомендацию. Мнение бывшего руководителя, выраженное в форме официального письма, положительно характеризует соискателя и вызывает расположение.
Получатели и способы запроса рекомендации
Так как в получении рекомендации заинтересован сотрудник, следует обратиться с официальной просьбой в письменной форме в виде заявления или в устной — попав на прием. Следует иметь в виду, что давать или не давать запрашиваемый документ остается на усмотрение руководства. Перед написанием или выдачей сотруднику готовой рекомендации необходимо заручиться письменным согласием на обработку его персональных данных, в котором перечислить обрабатываемые сведения. В соответствии со ст. 9 ФЗ №152 от 27.07.2006 «О персональных данных», согласие должно содержать Ф.И.О., наименование организации, цель обработки персональных данных, перечень обрабатываемых персональных данных, срок действия согласия, производимые действия с персональными данными, подпись субъекта.
Запросить характеристику от лица директора принимающей стороны вправе ее представитель, например начальник отдела кадров или службы персонала. В этом случае необходимо сделать официальный письменный запрос рекомендательного письма для организации на интересуемого соискателя.
Как написать референцию
Составляя рекомендующую характеристику, следует придерживаться стиля деловой переписки. Не лишним будет использовать бланк организации. В законе нет определенных требований к форме рекомендательного письма, поэтому, следуя требованиям делового этикета, необходимо соблюсти некоторую структуру:
Несколько несложных правил, как написать рекомендацию сотруднику.
Вот некоторые примеры рекомендательного письма от работодателя сотрудникам.
Это пример рекомендации педагогическому работнику, сотруднику ДОУ:
А это немного другой образец рекомендации от работодателя, в котором указана и причина смены места работы, что для нового работодателя может быть важно.
Общество с ограниченной ответственностью «Ppt.ru»
456789, Россия, Субъект РФ, просп. Замечательный, д. 1
Васильев В.В. работал в ООО «Ppt.ru» с 12.12.2015 по 12.11.2020.
За время работы зарекомендовал себя ответственным, исполнительным работником. Васильеву В.В. поручались материально ответственные задания. Отчетность велась точно и в срок. Водитель аккуратен в вождении, соблюдает правила дорожного движения, за все 4 года не получил штрафов за нарушения, в ДТП не попадал. Как работник он полностью соответствует требованиям руководства.
Место работы меняет по семейный обстоятельствам.
Рекомендация дана для предъявления по новому месту работы.
Генеральный директор: Петров П.П.
Кто может дать рекомендательное письмо
Для придания веса резюме рекомендацию возможно запросить не только у директора организации, но и у непосредственного руководителя отдела, бригадира, коллеги. Каждая характеристика позволит узнать соискателя с разных сторон: как он работает в команде, сотрудничает с коллегами, берет личную ответственность и др.
Новым веянием в работе менеджеров по подбору персонала стало устное общение с бывшими коллегами соискателя, изучение личных страниц в соцсетях. Ведение профильных страниц на просторах интернета характеризует работника заинтересованным в профессиональном развитии.
5 образцов рекомендательного письма для сотрудника, студента, организации для бесплатного скачивания
Деловые письма являются основным способом юридически заверить любой важный обмен информацией между контрагентами, государственными организациями, третьими лицами и даже отдельными должностными лицами. Они выполняют информационную, побудительную и коммуникативную функцию.
Важным представителем данной группы документов является рекомендательное письмо. Оно выполняет ряд функций, в первую очередь, коммуникативную. В статье мы собрали образцы и примеры рекомендаций для сотрудника, студента, организации, которые можно бесплатно скачать в word в нижней части статьи.
Что такое рекомендательное письмо и когда составляется для сотрудника
Рекомендация (рекомендательное письмо) – это документ, который используется в качестве дополнительного веса при выборе лица из группы конкурентов.
Как правило, составляются незадолго до увольнением работника или спустя непродолжительное время. Запросить рекомендацию может как сам работник, так и его новый работодатель.
Рекомендательное письмо направлено на раскрытие всех компетенций работника, описание его профессиональных качеств (и некоторых личных, если их наличие пригодится в определенной области или благотворно сказывается на продвижении по карьерной лестнице).
Чаще всего в письмо включаются следующие данные:
Рекомендации может составить только работодатель, который увольняет сотрудника или уже уволил. Работодатель и автор письма несут ответственность за полноту и достоверность указанных в документе сведений. Нельзя ни искусственно создавать хорошую рецензию, ни тем более принижать опыт и навыки сотрудника.
Логично, что писать рецензию должно то лицо, которое хорошо знало профессиональные стороны работника, поэтому непосредственный начальник является наиболее желательным автором рекомендации. В иных случаях составление рекомендации возлагается на начальника отдела кадров, секретаря, и даже руководителя предприятия (чаще подобная ситуация встречается в небольших организациях).
Чтобы получить рекомендацию, работник должен написать заявление на имя директора и передать его через секретаря.
Давать рекомендацию – право работодателя, а не обязанность, поэтому он может отказать.
Новый работодатель, если он не может самостоятельно через деловое письмо узнать о работнике на его бывшем месте работы, не вправе требовать рекомендацию постфактум.
Чаще всего компании сразу предупреждают соискателей о необходимости иметь рекомендательное письмо, поэтому его подготовкой потенциальный работник может заняться заблаговременно.
Основные правила оформления и реквизиты
Документ не предусматривает наличие унифицированного образца. Не требуется соблюдения даже локальных нормативов: любая организация может составлять рецензию в свободной форме.
Единственное правило – соблюдение общих правил делопроизводства и деловой этики. Язык текста должен быть грамотным, стилистически цельным, лаконичным. При этом формулировки следует использовать максимально четкие, чтобы не возникало недопонимания или двусмысленности.
Для того, чтобы письмо содержало минимум «вводных сведений», нужно перечислить следующее:
В основной части обязательно прописывать причины увольнения работника (чаще всего это «по собственному желанию»).
В рекомендательных письмах не возбраняется давать пожелания будущему руководителю сотрудника, например, о наилучших условиях работы для максимального раскрытия потенциала работника.
Для подтверждения достижений к письму можно прикладывать копии сертификатов, наград и иных доказательств высокого профессионализма сотрудника.
Скачать примеры и образцы
Скачать образец рекомендательного писма для:
Выводы
Рекомендательное письмо создается с целью максимального раскрытия профессиональных качеств работника для упрощения трудоустройства на новом месте работы. Также рекомендации могут быть оформлены в адрес студента, практиканта, другой организации.
Для сотрудника рекомендация составляется по требованию работника его непосредственным начальником или сотрудником кадровой службы в свободной форме.
Выдача рекомендации – право, а не обязанность работодателя, поэтому он может отказаться без оглашения причин. К рекомендательному письму можно прикладывать сертификаты, грамоты и прочее, для того, чтобы подтвердить профессиональные навыки лица.
Рекомендательное письмо от работодателя: образец 2021, примеры оформления
Если вы увольняетесь с прежнего места службы, вполне логичным будет попросить рекомендательное письмо от работодателя, образец которого приведён ниже. В этом нет ничего нового.
Даже роман «Три мушкетёра» начинается с того, что у молодого гасконца Д’Артаньяна украли рекомендательное письмо, с которым он ехал в Париж, чтобы поступить на службу к королю.
Главная цель письма-рекомендации – показать ваши сильные профессиональные стороны, убедить, что вы сможете справиться с разнообразными сложными задачами.
С юридической точки зрения вы не обязаны предоставить рекомендации. Но организации и компании сегодня перестраховываются, и, прежде чем принять на освободившуюся вакансию нового сотрудника, тщательно собирают сведения о нём.
Кто должен писать письмо-рекомендацию
Если вы работаете в крупной организации, рекомендацию обычно пишет ваш непосредственный руководитель. Например, заведующий отделом или начальник цеха.
Возможно, такое письмо составит специалист отдела кадров или секретарь директора. В любом случае, этот человек должен стоять на более высокой позиции – только тогда его рекомендация будет иметь вес.
Желательно, чтобы автор текста лично знал человека, которому пишет рекомендацию – иначе письмо получится формальным и неубедительным.
Не стоит составлять текст, прибегая к чрезмерным похвалам. Такой вариант может насторожить потенциального работодателя и заставить его задаться вопросом: «Как же на прежнем месте допустили увольнение такого замечательного сотрудника?» Характеристика должна быть объективной и справедливой.
Как получить необходимое письмо
В маленькой организации удобно будет лично попросить об этом своего начальника.
На большом предприятии стоит поступить иначе. В этом случае, человек должен написать заявление, в котором будет изложена его просьба.
Именно просьба. Трудовое законодательство не предусматривает такой обязанности работодателя, как написание рекомендательных писем своим сотрудникам.
Но, как показывает практика, это обычно занимает не более 3-х дней.
Встречный вопрос – имеет ли право потенциальный работодатель потребовать рекомендательное письмо с прежнего места работы сотрудника?
Формально – нет, но на деле спорить в таких случаях не стоит. Ведь именно хороший отзыв, грамотно составленная рекомендация, могут сыграть решающую роль в представлении вам нового рабочего места.
Рекомендация для сотрудника
Единого образца такого документа не существует, но определённых правил стоит придерживаться.
Письмо желательно напечатать на бланке организации или предприятия. На бумаге должны присутствовать логотип и печать.
Так у документа будет более «весомый» вид. Но не возбраняется и от руки написать текст. Первым идёт название «Рекомендательное письмо», оно пишется посреди строки.
Далее идёт текст, в котором необходимо указать – персональные данные специалиста, его фамилию, имя и отчество. Также указывается, какую должность от занимал, в течение какого времени трудился. Далее уместно будет перечислить профессиональные достоинства.
Например, стоит указать:
Составитель письма подписывает его, указывая свою должность и координаты – рабочий телефон, электронную почту. Также должна присутствовать дата, когда письмо было составлено.
При этом лучше иметь договорённость с начальником о том, что он подтвердит свой отзыв, если ему позвонят или напишут потенциальные работодатели.
Если же вы выкладываете рекомендательное письмо в интернет, например, на свой сайт, вы должны предварительно убрать телефоны прежних руководителей. Выставлять их в публичном доступе неэтично.
То, что текст нужно составить грамотно, без ошибок, наверное, и упоминать не стоит.
Обычно письмо пишется в единственном экземпляре, а потом человек может сделать себе копии.
Что писать не надо
Хотя письмо-характеристику начальство составляет по своему усмотрению, всё же лучше, чтобы некоторые моменты не были отражены в тексте.
Например, руководитель был недоволен какими-то личными качествами сотрудника – его медлительностью или чрезмерной разговорчивостью. Также нецелесообразно отражать в письме сомнительные, непроверенные факты.
Во-первых, такая рекомендация наверняка пропадёт впустую – человек просто не покажет её, устраиваясь на работу.
Во-вторых, изложенные факты, если они окажутся недостоверными – не лучшим образом скажутся на репутации того начальника, который писал письмо.
При составлении рекомендации нужно использовать деловой стиль. Различные художественные приёмы, метафоры, картинки, смайлики неуместны. Удобнее всего, если текст поместится на одной странице.
Какие ещё могут быть рекомендательные письма
Рекомендация для сотрудника – самый распространенный вид письма. Но встречаются и другие виды рекомендательных писем. Рассмотрим и их.
Рекомендация от клиента
Такой вариант приобретает всё большую популярность. Особое значение он имеет для тех, кто занимается собственным бизнесом, является «свободным художником».
В этом случае можно попросить клиента составить письмо примерно по тому же образцу, что приведён ниже. Только вместе слов «занимал такую-то должность» — написать, что специалист выполнял заказ клиента и справился с ним хорошо.
Рекомендующий также указывает название своей компании, должность, контактные данные. Пишет, когда с ним работал специалист, и что было им сделано, даёт оценку его труду.
Письмо-рекомендация на английском языке
Может понадобиться и такой вариант. Например, если вы устраиваетесь на работу в зарубежную компанию, поступаете в иностранное учебное заведение или отправляетесь за границу на стажировку.
Принципы деловой переписки в этом случае также должны соблюдаться. Нужно указать контактные данные составителя письма, дату получения рекомендации, и, даже если весь текст напечатан на принтере – подпись должна быть сделана от руки.
Оптимальный вариант, когда в таком письме звучит обращение к конкретному адресату – например, ректору вуза или руководителю определённой компании. Это подтверждает серьёзность намерений соискателя.
Следует помнить, что на английском языке могут быть составлены «Letter of recommendation» — ответ на конкретный запрос по вашей кандидатуре, и «Reference Letter». Второе письмо имеет более общий характер – оно может быть предоставлено по любому месту требования.
Важный момент – перевод такого письма с русского на английский должен выполнить профессиональный переводчик. Ошибки и неточности недопустимы. Образец рекомендации на английском языке можно скачать с тематических сайтов в интернете.
Письмо-рекомендация: когда и зачем
Распространённая ошибка – сделать копии рекомендательного письма и отправлять их одновременно — в несколько мест — вместе с резюме.
Когда предоставлять рекомендации?
Правилом хорошего тона считается упомянуть в резюме о том, что вас рекомендует руководство такой-то компании.
Если ваша кандидатура заинтересует работодателя, и переговоры перейдут в стадию более доверительную, тогда и настанет момент предъявить письма, характеризующие вас, как профессионала.
Роль письма-рекомендации
Убедительный текст способен оказать вам немалую помощь. Целью рекомендательного письма является:
Ещё лучше, если вы можете предоставить несколько положительных рекомендаций. Пять-семь характеристик более весомы, чем одна.
Сегодня в России такая практика набирает обороты. И люди самых разных профессий – от главного бухгалтера до сиделки, уходя, просят прежнего нанимателя составить для них рекомендательное письмо.
Примеры рекомендательных писем
Приведём конкретные примеры рекомендательных писем
Сотруднику
Васильева Анна Константиновна работала в редакции газеты «Ивановский рабочий» заведующей отделом экономики с 04.12.2010 г. по 12.07.2018 г. За время работы она проявила себе вдумчивым и знающим журналистом, подготовила большое количество публикаций, которые нашли отклик у читателей.
Анна Константиновна обладает хорошими организаторскими способностями, обучает молодых сотрудников, готовит из них профессионалов высокого уровня.
За время работы А.К. Васильевой тираж газеты вырос на 3 тыс. экземпляров.
Анна Константиновна удостоена высшей награды областного Союза журналистов — «Золотое перо» — в 2015 году. Она имеет благодарности, награждена почётными грамотами. А.К. Васильева увольняется из газеты, так как переезжает в город Краснодар.
Редактор газеты И.В. Смирнов (подпись) 15.07.2018 г.
Главному бухгалтеру
Игнатов Сергей Николаевич занимал должность главного бухгалтера ООО «Стройинвест» с 05.01.2013 г. по 12.06.2019 г.
Сергей Николаевич окончил Самарский экономический университет в 2012 г. В ООО «Стройинвест» он выполнял следующие должностные обязанности: организовывал и вёл работы, связанные с бухгалтерским учётом, формировал учётную политику предприятия, возглавлял работу по составлению и утверждению плана счетов учёта.
С.Н. Игнатов успешно справлялся с поставленными задачами, выполненная им работа отличалась высоким качеством. Игнатов – добросовестный, целеустремлённый и ответственный руководитель, легко находит общий язык с подчинёнными, грамотно ставит задачи и пунктуально контролирует их выполнение.
С.Н. Игнатов увольняется по собственному желанию. Образование, знания и опыт работы главным бухгалтером позволяют рекомендовать Сергея Николаевича на должность сотрудника высшего звена.
Директор ООО «Стройинвест» Г.И. Трофимов (подпись) 15.06.2019.
Юристу
Самсонов Иван Ильич работал в АНО «Аргус» в должности юрисконсульта с 15.02.2015 г. по 29.11.2019 г.
Иван Ильич добросовестно выполнял свои обязанности, возложенные на него в соответствии с должностной инструкцией. Неоднократно получал благодарности руководства.
И.И. Самсонов готовил проекты нормативных актов АНО «Аргус», занимался их экспертизой. Отвечал за методическое руководство правовыми аспектами работы.
Также Иван Ильич помогал руководителям структурных подразделений в подготовке проектов документов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью.
И.И. Самсонов совершенствует свою профессиональную подготовку. Дважды учился на курсах повышения квалификации при СамГУ.
Личные качества Ивана Ильича способствуют успешному выполнению поставленных перед ним задач. Самсонов работает быстро, вдумчиво, всегда доводит дело до успешного завершения, задания выполняет вовремя, решения по правовым вопросам принимает верные.
И.И. Самсонов увольняется в связи с открытием собственной фирмы.
Директор АНО «Аргус» Н.А. Зайцев (подпись) 02.12.2019 г.
Таки образом, рекомендательное письмо от работодателя, написанное по приведённым выше образцам, станет для вас отличной характеристикой и поможет получить желаемое место.