Как подтвердить, что товар соответствует техническим регламентам ЕАЭС
Через декларирование, сертификацию и госрегистрацию
Технические регламенты устанавливают требования, которым должна соответствовать продукция, чтобы считаться безопасной для потребителей.
Прежде чем продавать товары на территории страны, производитель или импортер оформляет документы, которые подтверждают их безопасность. Причем для разных видов продукции процедуры оформления различаются. Все это прописано в системе технических регламентов.
Я расскажу, как предпринимателю разобраться в этой системе и ничего не нарушить.
Что такое технический регламент ЕАЭС
Технический регламент — документ, где описаны требования к продукции, товарам, приборам и оборудованию. Если товар соответствует требованиям регламента, то его можно хранить, перевозить и продавать на территории ЕАЭС, Евразийского экономического союза.
Сейчас в ЕАЭС входят Россия, Армения, Казахстан, Беларусь и Киргизия. Раньше у этих стран были свои правила и стандарты, но когда они объединились в союз, то стали применять общие технические регламенты. За разработку регламентов отвечает Комиссия Таможенного союза.
Например, предприниматель хочет привезти из Китая в Россию партию детских курток. Нельзя просто доставить эти товары в страну и начать продавать: вдруг они опасны, например вызывают аллергию.
Сначала нужно выяснить, под какие регламенты подпадают товары и как подтверждать соответствие требованиям. Технических регламентов довольно много — полный список есть на сайте Росстандарта. Причем одна и та же продукция может одновременно регулироваться несколькими регламентами. Так, требования к детским курткам прописаны в двух документах: ТР ТС 017/201 1 «О безопасности продукции легкой промышленности» и ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Свои регламенты есть для молочной продукции, мяса, петард, игрушек, аттракционов, автомобилей.
ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»PDF, 242 КБ
ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»PDF, 242 КБ
Подтвердить соответствие можно тремя способами: декларированием, сертификацией и государственной регистрацией. В технических регламентах прописано, какой способ применять к конкретной продукции. Одни товары нужно сертифицировать, другие — регистрировать, а по третьим достаточно представить декларацию о соответствии.
Расскажу про каждый способ.
Это самый простой способ подтверждения: производитель или импортер письменно заявляет, что продукция соответствует требованиям технических регламентов. Такое заявление называется декларацией соответствия.
Но голословных утверждений недостаточно, требуются доказательства. Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно исследовать продукцию в лаборатории и получить протокол испытаний.
Ответственность за достоверность сведений в декларации соответствия несет заявитель — производитель или импортер.
Общий план действий такой:
Схемы декларирования соответствия. Существует шесть схем декларирования: 1д, 2д, 3д, 4д, 5д и 6д.
Схема 1д применяется для декларирования серийно выпускаемой продукции на основании собственных доказательств заявителя. Это самая мягкая схема, когда можно проверить товары по документам — без исследования образцов.
Схема 2д похожа на 1д, но подходит не для серийного выпуска, а для конкретной партии или единичного изделия.
Схема 3д используется для серийной продукции. Но, в отличие от 1д, заявитель не может ограничиться собственными доказательствами — одних документов уже недостаточно. Он должен провести испытания в аккредитованной лаборатории на конкретных образцах продукции.
Схемы 5д и 6д — более редкие и специфические. Я не встречал товаров, которые были бы задекларированы таким образом. Так, схема 5д применяется для оборудования, которое:
Схема 6д актуальна для крупных промышленных предприятий, у которых есть собственная лаборатория и сертифицированная система менеджмента качества по стандартам ISO.
Заявитель сам выбирает схему декларирования, но с учетом ограничений технического регламента. Например, для одежды из кожи и меха, головных уборов, носовых платков, полотенец и шарфов недоступны самые простые схемы — 1д и 2д.
Выбор схемы зависит от товара и контекста. Не стоит гадать или пытаться сделать «как проще» — консультируйтесь у экспертов, чтобы избежать проблем с таможней и другими государственными органами. Например, можно связаться с конкретной лабораторией и узнать, получится ли провести исследования без образцов товаров — просто по документам.
Я ввозил в Россию из Германии тельфер — грузоподъемник. Его выпустил крупный и известный европейский производитель, поэтому лаборатория разрешила провести декларирование по схеме 1д. Дело в том, что система технических регламентов ЕАЭС дружит с европейской — у нас принимают их документы и сертификаты качества. А вот если бы я привез такой же подъемник, но только китайского производителя, скорее всего, потребовалась бы схема с испытаниями образцов — 3д или 4д.
Как выбрать лабораторию. Выбирайте среди лабораторий, которые прошли государственную аккредитацию и работают с вашей группой товаров. Проверить аккредитацию и полномочия по товарной группе можно в специальном реестре.
Но стоит осторожно работать с лабораториями, которые обещают проверить дешевле «по упрощенной и ускоренной процедуре»: экономия в 5—7 тысяч может вылиться в большие финансовые потери.
Например, импортер закупил продукцию за границей и хочет ввезти ее в Россию. Для этого он должен представить в таможню декларацию соответствия на товар. По идее импортер должен действовать так: сначала ввезти образцы продукции, протестировать их, оформить декларацию соответствия — и потом уже ввезти основную партию.
Но, чтобы сэкономить время и деньги, он обратился в сомнительную лабораторию, которая «нарисовала» протокол по схеме 3д или 4д без предоставления образцов продукции.
При импорте основной партии таможня внезапно запрашивает не только декларацию соответствия, но и доказательства ввоза в страну испытательных образцов и передачи их в лабораторию. Ничего такого у импортера нет: испытаний же не было, их сфальсифицировали.
В результате таможня не пропускает груз. Импортеру нужно заново проводить испытания и оформлять новую декларацию соответствия. Все это время груз будет лежать на складе временного хранения, СВХ. А склад работает не бесплатно, за каждый день нужно платить. И эти расходы дополнительно ложатся на импортера, который вообще-то хотел сэкономить.
С лабораториями, которые практикуют сомнительные схемы, есть и другая проблема: их часто исключают из реестра Росаккредитации. Обычно все происходит так: ради привлечения клиентов лаборатория начинает жестко демпинговать. А чтобы уменьшить свои расходы, она фактически имитирует испытания.
Рано или поздно Росаккредитация и Роспотребнадзор приходят с проверкой — узнать, как работает лаборатория. Инспекторы запрашивают случайные материалы исследований, а там написан всякий бред. В итоге лабораторию лишают аккредитации и отзывают декларации, которые выданы на основании ее протоколов.
У специалистов по ВЭД, таможенников и сертификатчиков есть термины «битая лаба» и «левый серт». Это, соответственно, лаборатория, у которой отозвали аккредитацию, и сертификат или декларация соответствия, которые аннулированы или вот-вот будут исключены из государственного реестра документов. Если товар стоит на таможне, а декларация соответствия на него вдруг утратила силу, то растаможить его не получится.
В мае 2019 года я столкнулся с подобными неприятностями. Роспотребнадзор совместно с Росаккредитацией проверил более 100 лабораторий в Центральном федеральном округе и аннулировал десятки аккредитаций. Это привело к массовому отзыву разрешительных документов, которые уже были оформлены.
Нам пришлось выгружать груз на склад временного хранения, ждать две недели, пока из Китая прилетят новые образцы продукции, проводить новые испытания и заново декларировать соответствие. Это обошлось в 240 000 Р :
Пример. Допустим, я хочу приобрести в Германии полуавтоматический подъемник для автомастерской. Сначала нужно определить, под действие каких документов подпадает это оборудование. Если не разбираетесь в регламентах, сделать это самостоятельно будет сложно. Цена ошибки высока: неправильно оформите декларацию — таможня не пропустит груз.
Я действую так: сначала определяю код товарной номенклатуры, ТН ВЭД. Есть специальный справочник, где каждому виду товаров присвоен код. Например, код для подъемника — 84 28 90 900 0. Здесь тоже легко ошибиться: даже небольшие различия дают разный набор цифр. Например, у галстука из шелка код 6215 10 000 0, а из прочих текстильных материалов — 6215 90 000 0.
Потом я вбиваю код ТН ВЭД в программе «Такса», которая определяет, какие регламенты соответствуют продукции. Это удобно, быстро, но есть минус: программа платная. Подъемник подпадает под регулирование трех регламентов:
Далее я открываю каждый регламент и ищу информацию, как подтверждать соответствие. Допустим, изготовитель подъемника предоставил:
Получается, что у меня уже есть все документы, чтобы подтвердить соответствие. Технические регламенты не запрещают использовать схемы 1д и 2д, значит, можно обойтись без ввоза и исследования образцов. Я выбираю 1д — на основании собственных доказательств, на серийно производимое оборудование. Можно использовать и 2д — на конкретную партию или единичный продукт, но я планирую закупать еще такие же подъемники в будущем. Если оформить декларацию сразу на серию, не придется получать ее на каждую последующую партию.
Далее выбираю аккредитованную лабораторию, заключаю с ней договор, передаю документы на подъемник и забираю протокол испытаний. На основании протокола оформляю декларацию и предъявляю ее в таможне при импорте.
Декларирование предусматривает, что соответствие подтверждает сам производитель или импортер. А вот при сертификации за это отвечает специальная организация — она называется органом по сертификации. Как правило, это обычное ООО, которое получило аккредитацию и может выдавать сертификаты.
План такой. Сначала в реестре ЕЭК выберите орган по сертификации, который вправе работать с вашей продукцией и нужными техническими регламентами.
Далее определите, что будете сертифицировать: серийную продукцию или конкретную партию товара. В случае с серийной продукцией приготовьтесь к тому, что орган сертификации может проверить производство. Если вы импортер, а производитель находится в другой стране — это будет проблематично.
Заключите договор с органом сертификации, а все остальное он сделает сам: выберет лабораторию для испытаний и определит схему подтверждения соответствия. Таких схем девять, но я расскажу о первых четырех — именно их в основном применяет малый и средний бизнес:
Если исследования подтвердят, что продукция соответствует требованиям технических регламентов, то вам выдадут сертификат на бланке с индивидуальным номером. Проверить достоверность сертификата можно в реестре Росаккредитации.
Например, мы везем ультрафиолетовые лампы из Китая для косметических и маникюрных салонов. Код ТН ВЭД — 85 16 79 700 0. Этот код подпадает под действие двух технических регламентов:
Напомню, эти же регламенты мы использовали для декларирования соответствия подъемника. Поскольку продукция будет завозиться разными товарными партиями, практичнее сделать сертификат соответствия на серийное производство. Схема сертификации — 1с.
Затем выбираем подходящий орган сертификации из реестра и заключаем с ним договор. Узнаем, сколько ламп нужно для испытаний, эту информацию даст лаборатория. Привозим и декларируем в таможне образцы и передаем их в лабораторию. В результате, если с лампами все нормально, получаем сертификат соответствия.
К некоторым видам продукции выдвигаются повышенные требования по качеству и безопасности. Такие товары нужно не декларировать или сертифицировать, а регистрировать — это более сложная процедура.
Например, требование о госрегистрации установлено:
Есть и еще один перечень товаров, которые нужно регистрировать вне зависимости от того, к какому техническому регламенту они относятся. В этот перечень входят например:
Государственной регистрацией занимается Роспотребнадзор. Схема такая:
Если все оформлено правильно, а протокол испытаний подтверждает соответствие продукции требованиям регламентов, то Роспотребнадзор выдает свидетельство о государственной регистрации, СГР. Проверить достоверность и актуальность этого документа можно в специальном реестре.
Как выбрать агента для получения разрешительных документов
Чтобы правильно подобрать нужные технические регламенты и коды ТН ВЭД, разобраться со схемами декларирования и сертификации, органами и лабораториями, советую воспользоваться помощью агента.
Опытный агент экономит деньги и время: он вращается в этой сфере, знает все нюансы и риски, понимает, в какие лаборатории можно обращаться, а в какие не стоит. Я уже более 10 лет занимаюсь импортом, но оформляю разрешительные документы не самостоятельно, а через агентов.
Если вы ничего не понимаете в технических регламентах, лучше найти того, кто понимает, и заплатить ему. Иначе можно наделать ошибок и нарваться на штрафы — о них я еще расскажу.
Никакой аккредитации для агентов не предусмотрено, так что ориентируйтесь на отзывы и собственные ощущения. В случае с декларированием обязательно уточняйте, с какой лабораторией работает агент. Проверьте ее аккредитацию по реестру. Если это мутная лаборатория, которая готова слепить протокол испытаний без образцов продукции и документов, то лучше отказаться.
Также выясните, как будет проводиться декларирование. Бывает, что агенты предлагают схему 1д, поскольку она позволяет обойтись без ввоза тестовых образцов. Но в некоторых случаях так делать нельзя: в техническом регламенте может быть указано, что для проверки этой продукции необходимо исследовать образцы.
Если работаете с агентом впервые и не уверены в его профессионализме, то обращайтесь к первоисточнику — техническим регламентам. Не стоит слепо верить всему, что говорят, — перепроверяйте информацию.
Как правильно пишется технический регламент таможенного союза
КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
от 2 апреля 2019 года N 52
О перечне технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)
2. Включить перечень в состав ресурсов единой системы нормативно-справочной информации Евразийского экономического союза.
перечень применяется с даты вступления настоящего Решения в силу;
использование кодовых обозначений перечня является обязательным при реализации общих процессов в рамках Евразийского экономического союза в сфере технического регулирования.
4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Евразийской экономической комиссии
УТВЕРЖДЕН
Евразийской экономической комиссии
от 2 апреля 2019 года N 52
Перечень технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)
I. Детализированные сведения из перечня
Таблица 1
Детализированные сведения из перечня технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)
Код технического регламента
Обозначение технического регламента
Наименование технического регламента
Код формы оценки соответствия, установленной техническим регламентом
Код схемы оценки соответствия, установленной техническим регламентом
Технические регламенты таможенного союза (техрегламент). ТР ТС
В группе компаний Гостест Вы можете оформить Сертификаты и Декларации по техническому регламенту Таможенного союза установленного образца в соответствии со всеми требованиями.
Наш орган по сертификации успешно прошел доаккредитацию на регламенты Таможенного союза, что позволяет нам оформить для Вас сертификат соответствия и декларации о соответствии ТР ТС по минимальным ценам и срокам.
Список вступивших в силу технических регламентов ТС
ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза 15 июля 2011 г. N 710
ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710
ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710
ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от16 августа 2011 г. N 768
Вступил в силу с 15 февраля 2013 г.
ТР ТС 005/2011″О безопасности упаковки»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769
Вступил в силу с 1 июля 2012 г.
ТР ТС 006/2011″О безопасности пиротехнических изделий»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 770
Вступил в силу с 15 февраля 2012 г.
ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 797
Вступил в силу с 1 июля 2012 г.
ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798
Вступил в силу с 1 июля 2012 г.
ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 799
Вступил в силу с 1 июля 2012 г.
ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823
Вступил в силу с 15 февраля 2013 г.
ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824
Вступил в силу с 15 февраля 2013 г.
ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 825
Вступил в силу с 15 февраля 2013 г.
ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826
Вступил в силу с 31 декабря 2012 г.
ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827
Вступил в силу с 15 февраля 2015 г.
ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 874
Вступил в силу с 1 июля 2013 г.
ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 875
Вступил в силу с 15 февраля 2013 г.
ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 876
Вступил в силу с 1 июля 2012 г.
ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877
Вступил в силу с 1 января 2015 г.
ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878
Вступил в силу с 1 июня 2012 г.
ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 879
Вступил в силу с 15 февраля 2013 г.
ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880
ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881
Вступил в силу с 1 июля 2013 г.
ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 882
Вступил в силу с 1 июля 2013 г.
ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 883
Вступил в силу с 1 июля 2013 г.
ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции»
Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 32
Вступил в силу с 1 июля 2014 г.
ТР ТС 026/2012 «О безопасности маломерных судов»
Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33
Вступил в силу с 1 февраля 2014 г.
ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания»
Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 34
Вступил в силу с 1 июля 2013 г.
ТР ТС 028/2012 «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе»
Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 57
Вступил в силу с 1 июля 2014 г.
ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»
Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 58
Вступил в силу с 1 июля 2013 г.
ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям»
Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 59
Вступил в силу с 1 марта 2014 г.
ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним»
Утвержден решением комиссии Таможенного союза от 20 июля 2012 г. N 60. Вступил в силу с 15 февраля 2015 г.
ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»
Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. N 41
Вступил в силу с 1 февраля 2014 г.
ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»
Принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 67
Вступил в силу с 1 мая 2014 г.
ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»
Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 68
Вступил в силу с 1 мая 2014 г., за исключением некоторых положений.
Полезная информация о работе в Таможенном союзе
Состав стран участниц ТС
Киргизия — с 8 мая 2015г
Армения — с 10 октября 2014г
Россия — с 1 июля 2010г
Белоруссия — с 6 июля 2010г
Казахстан — с 1 июля 2010г
Что должно быть на этикетке, упаковке товара прошедшего процедуру подтверждения соответствия по ТР ТС
Единый знак обращения продукции ТС
Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию. Изображение единого знака на рынке Сторон должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено. Место нанесения единого знака обращения на продукцию, тару (упаковку) и документацию устанавливается в техническом регламенте Таможенного союза.
Изображение единого знака обращения продукции ЕАС представляет собой сочетание трех стилизованных букв «Е», «А» и «С», графически исполненных с применением прямых углов имеющих одинаковые высоту и ширину, составляющих точные пропорции квадрата на светлом или на контрастном фоне.ЕАС расшифровывается как Евразийское соответствие (Eurasian Conformity).
Размеры единого знака обращения определяет изготовитель (поставщик), получивший право на его применение. Базовый размер должен быть не менее 5 мм.
Для Вашего удобства мы разместили для скачивания файл pdf с полным списком товаров: Скачать/просмотреть Единый перечень продукции, подлежащей подтверждению соответствия
Всю подробную информацию по оформлению сертификата уточняйте у наших специалистов по тел. + 7 495 781-34-34, или пишите на электронную почту info@gostest.com
Оказываем помощь в сертификации!
Наши аккредитации:
Среди клиентов:
Отзывы о работе с нами
ООО «Хьюго Босс Рус» выражает признательность ООО «ГОСТЕСТ» за своевременное и качественное оказание комплекса услуг по сертификации и декларированию товаров, поступающих в наш адрес.
Hugo Boss
Представитель компании «Хьюго Босс Рус» Оригинал отзыва
ООО «ДВ Импекс» выражает благодарность руководству и специалистам компании за отличную организацию работ по сертификации.
Эксперт рекомендует:
Сертификация товаров для маркетплейсов.
Какие документы на продукцию нужны для её продажи на маркетплейсах?