Ознакомление учащихся с образованием числа 5. Правильное написание цифры 5. Развитие мыслительных операций, творческих способностей учащихся.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Число и цифра 5»
Цель урока: Создание условия для осознания, осмысления и первичного закрепления понятия числа и цифры 5.
1. Ознакомление учащихся с образованием числа 5. Правильное написание цифры 5.
2. Развитие мыслительных операций, творческих способностей учащихся.
3. Формирование познавательной активности, повышение уровня учебной мотивации, интереса к изучению предмета.
Оборудование: конверт с геометрическими фигурами, цветные карандаши, карточки с неравенствами, цветные мелки, сердечки, головные уборы с кисточкой – шапки Архимеда, карточка с цифрой 5, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
1. Организационный момент:
Ребята, сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости – давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбку как залог нашего хорошего настроения. В классе от улыбок сразу же стало светлее, теплее, комфортнее.
Быть должны у нас в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки,
А девиз у нас какой?
Всё что нужно под рукой.
2. Пальчиковая разминка.
Данная разминка направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук учащихся.
Работа с сосновой шишкой;
На двери весит замок
Кто бы нам открыть помог?
Постучали – нам открыли.
Надуваем быстро шарик,
Он становится большой,
Стал он тонкий и худой.
Дружат в нашем классе,
Девочки и мальчики,
Мы подружим с вами
Один, два, три, четыре, пять,
Пять, четыре, три, два, один.
Вывод: Чем больше умеют пальчики, тем речь выразительнее, богаче, насыщеннее.
3. Постановка проблемы: О каком числе пойдет сегодня речь на уроке? (ученики сами выводят тему урока после графического диктанта).
Я тетрадь свою открою
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
а) Графический диктант. Он направлен на умение ориентироваться в тетради.
Появляется печатная цифра 5:
А вот это – цифра пять!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи.
Сообщение темы урока. Сегодня на уроке будем считать и учиться правильно писать цифру 5
б) Раскрашивание цифры в красный цвет.
— Для чего следует учиться на «хорошо» и «отлично»? (ответы детей)
Вы далеко заглядываете в будущее, поистине перспективные дети. Недаром мы с вами учимся по программе «Перспективная начальная школа».
Вывод: Чтобы быть успешными и востребованными в жизни.
а) Написание цифры 5 на доске:
Рассмотрите, как пишут цифру 5, обозначающую число «пять».
Объяснение. Цифра 5 состоит из трех элементов, наклонной и горизонтальной палочек и правого полуовала. Начинаем писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее чуть наклонно, не доводя до середины клетки, затем пишем правый полуовал. Сверху от палочки пишем горизонтальную палочку и ведем ее вправо до вершины верхнего правого угла.
б) Письмо цифры 5 учащимися тетради.
Самопроверка и самоанализ своей работы.
Подчеркивание самой «обаятельной» и «симпатичной» цифры.
в) Дополнительный материал ( информация к сведению о цифре 0)
Что значит ноль? Значит ничего, нисколько. Казалось бы, что о нем говорить: ноль – пустышка. Значит, без нее можно обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль очень даже важная персона. Как написать 50, если к 5 не поместить волшебный кружочек? А что произойдет с числом 5, если припишем справа 0, 00, 000, 0000, 00000 и т.д? Число увеличится в несколько раз: 50, 500, 5000, 50000, 500000 и т.д.
В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник 0. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.
г) Знакомство со значением крылатых слов.
Как свои пять пальцев. Знать очень хорошо, досконально, основательно.
Пятое колесо в телеге. Лишний, ненужный в каком – либо деле человек.
5. Физкультминутка «Хомка».
Учащиеся выполняют упражнение.
Хомка, хомка, хомячок,
Хомка раненько встает,
Шейку моет, спинку трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать!
6. Актуализация знаний.
Выбираются командиры групп. Каждый командир отчитывается о проделанной работе.
б) Решение задачи на логику с геометрическими фигурами (по вариантам).
Цель. Закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.
7. Музыкальная пауза. Исполнение детьми песни «Здравствуй школа!»
8. Творческая работа (конструирование).
Такая форма работы способствует развитию наблюдательности, памяти, воображения.
В какой момент урок тебе понравился?
— Что вам понравилось на уроке?
— Что вам запомнилось?
— Чтение детьми стихотворений о своем классе.
Мы очень любознательные,
И поэтому: « C уем свой нос в любой вопрос!»
А именно таким активным
Россию надо поднимать,
Ее мы будем возрождать!
Спасибо всем за слаженную, плодотворную работу!
Урок по теме » Число 5. Написание цифры 5″ 1 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока
-использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;
готовность использовать знания в повседневной жизни.
развитие познавательного интереса к математической науке.
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Познавательные: -устанавливать аналогии, сравнивать, анализировать;
Коммуникативные: - анализировать изображение на интерактивной доске и выполнять необходимые действия для решения поставленной задачи;
— Учебник Математика М.И. Моро, 1 класс 1 часть, раздаточный материал для работы в парах, компьютер, интерактивная доска.
Включение учеников в учебную деятельность. «Хочу, потому что смогу». Приемы: добрые пожелания, девиз, загадка и т.д. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Долгожданный дан звонок,
У. Здравствуйте, ребята
У Проверьте свое рабочее место. На парте у вас должны лежать учебник, тетрадь в клетку, рабочая тетрадь, дневник и пенал.
Не шумите, не вертитесь.
Всё внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет
Включаются в учебную
Учащиеся проверяют готовность к уроку.
«открытия» нового знания;
выявление затруднений в
затруднение в деятельности.
. Учитель бросает ученикам мяч, называя
задание, ученики отвечают, возвращая мяч.
— Посчитайте до 10, обратно.
— Посчитайте от 3до 9, от 5 до10, от 6 до 1, от 10 до 5.
— Назовите соседей числа 2, 7, 4.
— Какое число стоит между числами 2 и 5, 7 и 9, 1 и 3.
-Назовите предыдущее числа 3, предыдущее числа 7,
последующее числа 1.
Прочитай примеры разными способами и сосчитай их.
Отлично! Но на этом наша разминка заканчивается.
Кого на картинке больше и на сколько?
Как сделать так, чтобы зверят стало поровну?
Молодцы! Верно справились со всеми заданиями!
Ребята читают примеры со словами «плюс, минус, прибавить, отнять, увеличить, уменьшить» и решают их
Убрать котят, добавить кроликов
задания, актуализирующие их
знания; учитель включает
ситуацию для ученика и
формирующую у него
потребность освоения того
Проговаривание цели урока в
виде вопроса, на который
предстоит ответить, или в
-Сегодня мы должны открыть величайшую
тайну числа, но какого именно числа вы должны
Усердно будем цифру изучать,
Её змея поможет показать.
Скорее змейка изогнись,
И в эту цифру превратись.
Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра… (пять)
— Конечно, это цифра пять, молодцы!
-Итак, ребята, с каким числом и цифрой вы сегодня
— Правильно, это число и цифра 5.
— Чему будете учиться на уроке?
Звуковой слайд о цифре 5
образованием и составом
этого числа, а так же будем
учиться писать цифру пять и решать примеры и задачи.
выхода из затруднения.
решения проблемы, ее
Методы: подводящий диалог, побуждающий
диалог, мозговой штурм и
Ребята, посмотрите, сколько было бабочек? Сколько стало?
Как получили число?
А знает ли кто-нибудь какими способами можно получить число 5?
Разберем состав числа 5.
Отлично, теперь мы готовы поработать с учебником.
Открываем учебник на странице 34
Нас здесь встречает фраза, которую нам нужно закончить:
«К четырем прибавить 1, получится …»
Ниже у нас расположена картинка, давайте назовем персонажей данной иллюстрации.
Рассмотрим изображение. Что мы можем рассказать по нему, что можем здесь сосчитать?
Обсудим вместе, как связана картинка, схема и запись под рисунком.
После того, как мы поработали всем классом, предлагаю поработать в паре.
Ваша задача сосчитать сколько в учебнике изображено вишен, цыплят, матрешек, цветов, и подумать какого числа здесь не хватает. Кто из пар догадается быстрее всего, поднимают руки домиком.
Ой, молодцы! С вами просто радостно сегодня работать ивы заслужили маленькую передышку – физкультурную минутку!
Для разминки из-за парт
Поднимаемся на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперед наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться,
Да прилежно, не лениться.
А теперь снова за работу!
Мальчики и девочки.
Ребята выполняют задание в парах
сотрудничество в поиске и выборе информации,
сотрудничества « ученик- учитель»,
5.Первичное закрепление с
алгоритмов действия. На
этапе внешней речи
материала, так как речь не
письменную речь, но и
ведется поисковая работа в
— Сейчас наступает важный момент нашего урока. Мы начинаем учиться писать цифру 5.
СЛАЙД НАПИСАНИЯ ЦИФРЫ 5
начинаем писать палочку немного правее середины
верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.
-Давайте в воздухе пропишем цифру 5.
-Но вначале давайте вспомним правила посадки при
Я тетрадочку открою
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
— В тетради найдите строку, где вы будете писать цифру 5
-Напишите одну строку цифры 5.
— Как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! У вас обязательно получится!
Ученики в тетрадях
прописывают цифру 5
с.42 в рабочей тетради
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач, умение осознанно и
управление поведением партнера – контроль,
с самопроверкой по
Работа побуждает учеников
ответственно относиться к
выполняемой работе, учит
оценивать результаты своих
действий. В процессе
самоконтроля действие не
речью, а переходит во
— Предлагаю вам поработать в парах.
Быстро справившиеся с заданием, могут выполнить
Вставьте пропущенные числа в выражениях
7. Включение нового
знания в систему знаний и
Таким образом, происходит
способов действий и
подготовка к введению в
будущем следующих тем.
Число 5 не осталось в долгу и приготовило для вас
сюрприз, посмотрите отрывок из мультфильма «Козленок, который считал до 10». Смотрите внимательно и запоминайте, потом будете отвечать на вопросы.
— Чье отражение увидел козленок в воде первым?
— Кого увидел вторым, третьим, четвертым, пятым?
— Какие это животные? Почему так думаете?
— Сколько всего животных сосчитал козленок?
— Телёнка, корову, быка,
ухаживает и кормит человек.
выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознание качества и
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
деятельности на уроке.
Осознание учащимися своей
деятельности своей и всего
-Какова тема сегодняшнего урока? («Число и цифра 5».)
-Какую мы ставили перед собой цель на уроке? (Изучить следующее число после числа 4, это число 5.)
-Достигли мы целей на уроке? Докажите.
— На следующих уроках мы продолжим работу с числом 5.
Как вы понимаете фразу «Знать, как свои пять пальцев»?
Мне очень понравилось, как вы работали на уроке,
поэтому я приготовила вам подарки – звёздочки.
— С Древних времён люди говорили, что звёзды падают к счастью, поэтому каждому я подарю звёздочку, чтобы вам сопутствовали счастье и удача.
С вами было интересно работать. Спасибо
Дети отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу
Объясняют свой выбор.
Личностные: развитие чувства
необходимости обучения дальше,
получения новых знаний.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-466628
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как писать цифры и числа в тексте? Правила русского языка
Правописание числительных в грамматике русского языка тема сложная.
Ну, во-первых, правила никто не отменял;
во-вторых, есть немало случаев, когда числительное, написанное цифрами, усложняет понимание текста, а также и наоборот;
в-третьих, сами правила совсем несложные, просто надо разложить их по полочкам, чем мы и займемся.
Вспомним, как могут записываться числа в тексте. Есть три формы написания:
Как писать цифры от 1 до 10 в тексте
Обычно пишутся прописью в тексте цифры от 1 до 10, особенно в косвенных падежах. В начале предложения — только в словесной форме.
Есть два исключения, когда применяется цифровая форма:
Порядковые числительные от 1 до 10 могут писаться, как прописью (в художественных и публицистических текстах это предпочтительней), так и в буквенно-цифровой форме. Буквы в этом случае называются наращением.
После цифры через дефис без пробелов ставится либо одна последняя буква окончания, либо две:
Это правило справедливо для всех порядковых числительных, как однозначных, так и многозначных.
Например: В мировую историю 2020-й год войдет в первую очередь как год пандемии коронавирусной инфекции. Для записи на собеседование подойдите к 47-му кабинету.
Как писать цифры прописью
С написанием цифр прописью в случае с однозначными числами разобрались. С двузначными и многозначными числами правила, приведенные выше, тоже работают.
В остальных случаях выбор формы написания числа вариативен и зависит от стиля текста (художественно-публицистический, научный, деловой и т.д.) и предпочтения автора.
Вот пример из художественного произведения:
Мне известен человек, который при росте примерно сто шестьдесят пять сантиметров носит обувь сорок пятого размера (В. Липатов)
Автор написал цифры прописью, чтобы у текста был именно художественный, а не деловой вид, но если предложение написать так: Мне известен человек, который при росте примерно 165 сантиметров носит обувь 45-го размера – это не будет ошибкой.
Тут надо ещё учитывать особенности восприятия чисел. Уже двузначные, а тем более числа с большим количеством разрядов, лучше воспринимаются в цифровой форме, хотя в художественном тексте, как правило, рекомендуют писать цифры прописью.
Чем больше число, тем сложнее облечь его при написании в словесную форму, и при этом не ошибиться в склонении. Да и надо ли это делать?
Сравните: В результате наводнения 2153 жителям пришлось экстренно покинуть свои дома.
Или: В результате наводнения двум тысячам ста пятидесяти трём жителям пришлось экстренно покинуть свои дома.
Как правильно писать цифры в документах
Но цифры пишутся и прописью:
Цифровая форма используется:
Буквенно-цифровая запись применяется:
Как писать цифры в скобках
В бухгалтерских, финансовых и юридических документах, разного рода заявлениях приходится сталкиваться с необходимостью писать цифры прописью в скобках для расшифровки денежных сумм, указанных перед этим в цифровых выражениях.
Для чего это делается легко догадаться с позиции простого здравого смысла. Дублируя цифровую запись буквенной, мы уменьшаем вероятность ошибки и возможного мошенничества. Подделать слова сложнее, чем цифры.
Записывать сумму прописью в скобках тоже надо правильно:
Например: Общая сумма контракта составляет 1 326 787 руб. 45 коп. (Один миллион триста двадцать шесть тысяч семьсот восемьдесят семь руб. 45 коп.)
Возможен и такой вариант написания, когда копейки пишутся один раз, скобки ставятся перед ними и в них расшифровывается только сумма в рублях (долларах, евро):
Общая сумма контракта составляет 1 326 787 руб. (Один миллион триста двадцать шесть тысяч семьсот восемьдесят семь руб.) 45 коп..
Мы разобрались, в каких случаях надо писать числительные прописью, а в каких – цифрами. Если с ходу не получается запомнить такое количество справочной информации, пользуйтесь этой статьей как памяткой и пишите цифры прописью правильно.
Кстати, у нас на сайте есть специальный инструмент “Перевод чисел в цифры прописью“. Если вам нужно быстро перевести цифры в готовый текст (или суммму), его удобно использовать.
Письмовник
Когда нужны буквенные наращения после цифр?
Техническое оформление текста
Когда применять наращения?
Наращение (буквенное падежное окончание) используется в записи порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик 11-го класса; 1-й вагон из центра; 5-й уровень сложности; занять 2-е и 3-е места; в начале 90-х годов, 12-й маршрут.
Наращение не используется:
Как применять наращения?
Наращение падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, может быть однобуквенным или двухбуквенным.
По закрепившейся традиции наращение должно быть однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й день (пятый день), 25-я годовщина (двадцать пятая годовщина), в 32-м издании (в тридцать втором издании), в 14-м ряду (в четырнадцатом ряду).
Наращение должно быть двубуквенным, если последней букве предшествует согласный: 5-го дня (пятого дня), к 25-му студенту (к двадцать пятому студенту), из 32-го издания (из тридцать второго издания), из 14-го ряда (из четырнадцатого ряда).
Если подряд следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й вагоны; 80-е и 90-е годы.
Если подряд следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, то падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 1, 2 и 3-й вагоны, 70, 80, 90-е годы.
Если два порядковых числительных следуют через тире, то падежное окончание наращивают:
а) только у второго числительного, если падежное окончание у обоих числительных одинаковое: 50–60-е годы, в 80–90-х годах;
б) у каждого числительного, если падежные окончания разные: в 11-м – 20-х рядах.
Как записать существительное или прилагательное, начинающееся числом? Как правильно: 3-х мерный или 3-мерный?
Корректное оформление: трехмерный (предпочтительно), 3-мерный.
Если в составе сложных существительных и прилагательных есть числительное, то его можно записать в словесной форме (прописью) или в словесно-цифровой форме (цифрой и присоединяемым дефисом существительным или прилагательным). При использовании словесно-цифровой формы записи буквенные наращения после числительных не пишутся.
Неверно
Верно
2 симочный
150-ти летие
Примечание. В узкоспециальных изданиях допускается заменять прилагательное (название физической единицы) соответствующим кратким обозначением: 5-км расстояние, 12-т нагрузка.
Как писать названия классов: 1а класс или 1-й «А» класс?
Специальных правил оформления литеры в названии класса нет. В прочих случаях литерные добавления, как правило, пишутся строчными буквами без кавычек и присоединяются без пробела и без дефиса к предшествующей цифре: рисунок 1а, пункт 2д, дом 3а и т. д. Поэтому по аналогии можно было бы написать 1а класс, класс 10г, но на практике такой вариант не используется.
Наиболее распространены варианты оформления с прописной литерой, заключенной в кавычки: наш 10-й «Б», поступил в 1-й «А» класс и т. д. Такое оформление особенно уместно в тех случаях, когда литера располагается не сразу после числительного (или когда числительное вообще отсутствует): 10-й класс «Б»; классы «А» и «Б».
При написании числительного словом используется аналогичное оформление: первый «А» класс, десятый «Б». Ср.: Здесь можно было переждать какую-нибудь опасность, покурить, поговорить с девчонкой – словом, свой девятый «В» Мельников не случайно обнаружил именно здесь. Г. Полонский, Доживем до понедельника. Служкин запустил девятый «А» в кабинет и раскрыл классный журнал. А. Иванов, Географ глобус пропил.
Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2003.