Как слышим, так и пишем?
Достаточно ли прочитать всего один диалог, чтобы понять как учить русский язык?
Мы говорим словами, состоящими из соединённых друг с другом фонем. Чтобы понять слово, надо сначала услышать его фонемы. Чтобы слышать фонемы надо к ним хорошо прислушаться и привыкнуть их различать. Не потому ли новорождённые поначалу даже не повторяют звуки за матерью, а только внимательно слушают. Лишь к двум-трём месяцам они начинают мало-помалу гулить. (Гули – так называли на Руси голубей, а гулить – это издавать звуки, похожие на голубиное воркование). Первые фонемы детей не могут разобрать даже их матери, потому что дети только начинают учиться владеть своим голосом и воспроизводить нужный звук методом проб и ошибок.
Начинают разговаривать маленькие дети только в два года [2]. К моменту начала разговора в мозге ребёнка сложилась система различения фонем и выстраивания из них слов, которые он начинает повторять. Эта способность появилась в результате прослушивания материнской речи, или няни, которая находилась рядом с ним (как известно женщины в час произносят примерно 1000 слов) [3]. Зная сколько бодрствует ребёнок [4], можно оценить, что количество прослушанных за это время им слов примерно равно 5 миллионам. Разделив их на величину среднего словарного запаса мамы (10000 слов) [5], получим, что до момента начала разговора ребёнок слышал каждое слово в среднем 500 раз. Значит, именно столько раз необходимо прослушать слово для узнавания звуков в нём, прежде, чем начинать учиться его повторять.
При изучении иностранной речи у взрослых возникает большой соблазн быстро перейти от прослушивания слов к чтению. Иногда иностранных студентов подбадривают, сообщая, что в русском языке «как слышится, так и пишется». Это неправда. В русском языке насчитывают до 43 фонем [6], а букв в русском алфавите всего 33 [7]. Поэтому сначала надо научиться слышать слово, а только потом учиться распознавать как его записывают.
Как говорим – так и пишем. Профилактика нарушений письма и чтения у детей
Все чаще сложности с успеваемостью по русскому языку в школе приходится решать логопеду, а не учителю. Это говорит о проблемах, которые наблюдаются в развитии устной речи современных детей. И отсюда трудности с изучением родного языка, сложности с чтением, неграмотное письмо. Есть несколько важных моментов, на которые необходимо обращать внимание перед поступлением в школу и непосредственно во время обучения: эти правила помогут вашему ребенку избежать трудностей при чтении и письме.
В наше время отмечается значительное снижение успеваемости школьников по русскому языку. И причин этому несколько: невысокое качество устной и письменной речи (в т.ч. в СМИ), плохой уровень подготовки детей перед школой, рост числа детей с речевыми патологиями, сокращение объема общения (дети больше времени тратят на гаджеты, а не на взаимодействие со сверстниками) и многое другое.
Недостатки в развитии устной речи сказываются на чтении и письме. Так, дети в школе не могут полноценно освоить орфографические правила, и, как следствие, пишут с ошибками. Читая сокращенные версии произведений, ученики либо формулируют неправильные выводы, либо вовсе не способны делать умозаключения, так как не улавливают логику произведения.
Провести диагностику и узнать причины нарушения письма и чтения у ребенка – большой шаг вперед. Это дает возможность понять, как помочь ребенку. Но в каждом случае методика лечения и профилактики будут совершенно разными: важно выбрать тот вариант который подойдет к вашей ситуации лучше всего.
Так, среди самых распространенных причин нарушения письма и чтения выделяют следующие:
Если у ребенка отмечается одно из этих нарушений или сразу несколько, скорректировать эти моменты помогут специальные упражнения. Они будут полезны и для профилактики. В любом случае эти действия стимулируют успеваемость по русскому языку:
Неустойчивое внимание, слабая память.
Предложите ребенку задания типа «Рассмотри картинку. Ответь на вопросы». Во время изучения малышом картинки поинтересуйтесь у него: Что за место на картинке? Сколько животных нарисовано? Есть ли здесь люди? В какую сторону идет человек? Какого цвета его одежда? Сколько жирафов изображено? Кто рядом с жирафом? И т.д. После изучения картинки переверните ее и попросите ребенка подробно описать, что на ней нарисовано.
Есть ряд других полезных упражнений, которые стимулируют внимание ребенка и развитие памяти. Например, сложить из палочек букву «Л» (далее – превратить «Л» в «И», «И» в «Ш» и т.д.), предложить ребенку прочитать набор слов и попросить повторить, регулярно выполнять графические диктанты и др.
Устранение фонетико-фонематического недоразвития.
Попробуйте проанализировать, какие звуки ребенок произносит неправильно. При необходимости посетите логопеда. После коррекции звукопроизношения, важно провести работу по дифференциации похожих звуков. Например, если у ребенка был нарушен звук «Ш», после занятий с логопедом предложите ребенку задания типа: повтори «шесть пушистых кошек», подчеркни «Ш» синим карандашом и т.п.
Формирование лексико-грамматических категорий.
Попробуйте определить, какие грамматические категории ребенком еще не усвоены. Выпишите в тетрадь и начинайте прорабатывать эту категорию. Например, ребенок вместо «котята» говорит «котенки». Записываем в тетрадь: «котята – котенки». Предлагаем ребенку задание: «У утки один утенок, два утенка, три…, четыре…, пять…».
К этому необходимо постоянно расширять лексический запас ребенка, что удобно делать по темам. Например, тема «Овощи»: проговариваем названия всех овощей; сопоставляем названия с картинками овощей; отрабатываем все слова и выражения, которые могут применяться в контексте данной темы (например, огород, урожай, выкапывать картофель и т.п.).
Развитие пространственного восприятия.
Поиграйте с ребенком в игры: «Шашки», «Крестики-нолики», «Морской бой». Предложите нарисовать или скопировать пространственно-ориентированные геометрические фигуры. Выпишите в ряд буквы и (или) цифры. Часть букв будет написана правильно, другая – зеркально или искаженно. Предложите ребенку зачеркнуть «неправильные» буквы (цифры).
Развитие связной речи.
Предложите ребенку описать непосредственно наблюдаемое действие. Например, на прогулке попросите малыша рассказать, что он видит. Пусть рассказ будет как можно более полным. Дома составьте рассказ по серии картинок. Попросите ребенка разложить сюжетные карточки так, чтобы получилась логичная история, а после рассказать ее. Добивайтесь, чтобы предложения в рассказе были полные. Либо предложите ребенку составить историю по одной картинке.
Помимо этого, можно использовать и другие возможности, чтобы мотивировать малыша больше говорить и фантазировать. Так, чаще просите ребенка пересказать недавно просмотренный мультфильм или стимулируйте малыша сочинять собственные истории (например, про любимого домашнего питомца).
Занимайтесь речью ребенка систематически и последовательно. Успех обязательно придет. Помните, лучше скорректировать возможные нарушения речи малыша еще до школы. Не дожидайтесь, когда ошибки в разговоре перейдут на письмо. Ведь как говорим – так и пишем.
Поиск ответа
Вопрос № 257534 |
Ответ справочной службы русского языка
Правильно ли построена фраза «не суть важно»? Откуда она произошла? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание не суть важно (‘не столь существенно, не имеет значения’) зафиксировано словарями русского языка с пометой разг. Употребление этого сочетания в разговорной, устной речи корректно.
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, правильно ли стоят запятые в следующем предложении: Вскоре, рассказы, суть которых сводилась к невероятным происшествиям, иссякли.
Спасибо,
Ответ справочной службы русского языка
Запятая после вскоре не нужна. Остальные запятые поставлены правильно.
Ответ справочной службы русского языка
Наверное, вопрос должен быть сформулирован иначе: чем отличается плеоназм от тавтологии? Не так ли?
можно ли сказать: «не это суть важно»?
Ответ справочной службы русского языка
Строго говоря, такая конструкция грамматически некорректна (хотя и употребительна).
повторно: Он не понял суть поставленной перед ним задачи.
сутЬ или сутИ?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день. Правильно ли написано предложение по смыслу?: «И эту суть не изменить никак «. Этим предложением хотелось передать, что это явление не изменить. Правильно ли я написала? Не искажается ли смысл? Или правильно будет: «и эту суть изменить никак.»?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте, как понять ваши противоположные ответы на одинаковые вопросы? По поводу правописания «вглубь».
Вопрос № 253233 : «Слитно или раздельно напишем слово «вглубь» в примерах: «проникнуть вглубь явлений и понять их сущность» и «проникнуть вглубь, в сущность»?
modek
Ответ справочной службы русского языка
» В Ваших примерах предпочтительно слитное написание. Но: проникнуть в глубь и в сущность».
Ответ справочной службы русского языка
Ещё один вопрос. Можно ли считать корректным нижеследующее высказывание.
«… Этот шаг был сделан на фоне опасений усугубления финансового положения страны в результате необходимости финансирования крупномасштабного плана по стимулированию экономики…»
Мне это кажется если не грубой ошибкой, то, по крайней мере, серьёзным стилистическим нарушением. Понять суть высказывания с первой попытки трудновато. Является ли присутствующее в нём субстантивированное сочетание «опасения усугубления финансового положения страны» правильным? Или следует использовать «опасения по поводу усугубления …» или «опасения, связанные с усугублением / в связи с усугублением …».
Заранее признателен за ответ и комментарий, если возможно.
Ответ справочной службы русского языка
«Нанизывание» родительных падежей считается стилистической ошибкой. Предложение нужно перестроить.
Здравствуйте, на какой справочник порекомендуете опираться при подготовке к ЕГЭ? Сегодня столкнулись ситуацией разного трактования одних и тех же пунктуационных правил, например, параграф 81 новой редакции свода правил предлагает вводные слова при уточняющих членах не выделять запятыми, а параграф 22 (примечание 2) «Справочника по орфографии и пунктуации» Д.Э. Розенталя и пособие Б.Г. Меркина, Л.Г. Смирновой «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» предлагают выделять. В соответствии с каким справочником готовятся материалы ЕГЭ, хотелось бы знать, чтобы избежать «ошибок»?
Ответ справочной службы русского языка
Непростой вопрос. Думаем, для успешной сдачи ЕГЭ лучше ориентироваться на школьный учебник и справочник Розенталя.
Ответ справочной службы русского языка
Помогите, пожалуйста, со знаками препинания в предложении:
Выбранная нами миссия: Быть лучшими на рынке финансовых услуг, себя оправдала.
Или лучше саму суть миссии заключить в кавычки? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день!
Вчера произошел такой случай. Мы с коллегой по работе работаем вдвоем в одном кабинете. По моей просьбе он позвонил тоже коллеге, которая находится в другом кабинете. В процессе разговора я попросил его сказать ЕЙ (что именно не суть дела). Она, услышав это в трубке телефона, обиделась и попросила передать мне, что нужно было вместо «ЕЙ» назвать ее имя. Подскажите, пожалуйста, я правильно попросил коллегу, или надо было обязательно употребить ее имя, и в каких случаях корректно такое обращение.
Большое спасибо!
Сергей.
Ответ справочной службы русского языка
Однозначный ответ на Ваш вопрос дать сложно. Местоимения 3-го лица он, она корректно употреблять, когда речь идет о лице, не участвующем в разговоре, отсутствующем (это не является признаком неуважения к человеку). Но не тогда, когда человек принимает участие в разговоре. Вот что написано в «Словаре русского речевого этикета» А. Г. Балакая: Употребление местоимения он, она по отношению к собеседникам, без предварительного называния их по имени (имени-отчеству) считается невежливым: говорящий как бы исключает собеседника из общения, демонстрируя тем самым неуважительное к нему отношение.
Так что вопрос заключается вот в чем: можно ли считать Вашу коллегу отсутствующей при разговоре? С одной стороны – да, когда Вы просили коллегу передать ей что-то, то этот разговор шел только между вами двумя, а она находилась в другой комнате и к данному диалогу отношения не имела. А следовательно, формально правила этикета Вы не нарушили. С другой стороны, слыша Ваш голос в телефонной трубке, она «виртуально» все-таки присутствовала при разговоре, поэтому формально у нее был повод обидеться на Вас.
Как вы считаете, можно ли назвать детский конкурс словом «Сюрпризик»? И какой оттенок имеет это слово?
Ответ справочной службы русского языка
Решать организаторам конкурса. А есть другие варианты названия? И в чем суть конкурса?
Здравствуйте! Расскажите пожалуйста в каких ситуациях человек дает оценку своим языковым фактам и регулирует использование языка?
Ответ справочной службы русского языка
Почему не пишется так, как слышится?
Задумалась: а почему вообще в русском языке часто пишется одно, а произносится другое? Конечно, в этом плане в тех же английском и французском все еще печальнее, но дело не в этом. Как вообще так получилось, что, например, пишется «крокодил», а говорится фактически «крАкАдил»? Почему письменная речь не подогнана под устную или наоборот?
Извините, если вопрос глупый.
5 ответов 5
Прежде всего, хотелось бы поблагодарить автора за вопрос, который дает возможность поделиться с вами мыслями о нашей орфографии, которая совершенно удивительна и уникальна.
Действительно, почему мы пишем не так, как говорим, и читаем не так, как написано? Дело в том, что для этого есть важные причины, и связаны они не с погрешностью устной речи, а напротив, с ее орфоэпическими законами.
Попробуем рассмотреть наш вопрос на примере слова ПОВОЗКА. Оно состоит из 4-х морфем: ПО + ВОЗ + К + А. Это буквенная запись каждой морфемы, полностью соответствующая звуковому (фонемному) составу. (Фонемы – это как бы смысловые кирпичики, из которых складываются морфемы).
Итак, п (Λ) в о (с) к (ъ) – из семи смысловых звуков-фонем у нас осталось четыре фонемы, опорные для передачи смысла слова, но, оказывается, их вполне достаточно для понимания значения сказанного. В то же время отражать фонетическое чередование НА ПИСЬМЕ нет оснований, так как оно связано с законами УСТНОЙ РЕЧИ.
Таким образом, на письме мы обозначаем буквами СМЫСЛОВЫЕ звуки-фонемы, а в устной речи ЧАСТЬ ИХ заменяем звуками с неполной различительной способностью, чтобы обеспечить УДОБСТВО ПРОИЗНОШЕНИЯ. Уникальность же русской орфографии состоит в том, что, зная законы фонетического чередования, мы можем по устной речи ВОССТАНОВИТЬ фонемный (смысловой) состав слов и обозначить его буквами. Часть текста мы записываем по слуху, в то время как слабые позиции звуков, где происходит чередование, требуют проверки.
И по поводу «крокодила», в котором две гласные О являются непроверяемыми. В этом случае естественно считать, что фонемный состав слова совпадает с буквенным, при этом непроверяемые гласные контролируются по орфографическому словарю, а выбор написания делается в соответствии с традиционно-историческим принципом. Если мы обратимся к этимологии, то увидим, что это др.-рус. заимствование из греческого языка, сложение kroke (галька) + drilos (дождевой червь).
ПРАВОПИСАНИЕ
☜
§ 4. Правописание
Внимание:
написание имён собственных (фамилий, имён, отчеств человека, географических и других наименований, которые пишутся с заглавной буквы) проверяются по официальному документу (географическая карта является официальным документом).
ПИШЕТСЯ НЕ ТАК, КАК СЛЫШИТСЯ
Буква и всегда пишется в сочетаниях жи, ши, ци.
Исключения: цы 1
жир, виражи́, ши́ло, пиши́, цино́вка, цирк,
Определять, как написать безударную гласную, следует в следующем порядке:
Как сказано в таблице 3а, согласные часто произносятся искажённо, и могут путаться звонкие и глухие звуки: (б – п, в – ф, д – т, ж – ш, з – с, г – к).
Чтобы определить написание таких звуков, надо изменить слово так, чтобы после сомнительного звука оказался гласный или согласные р, л, м, н: столб – стол б ы, воз – во з ить, нёс – не с у, молотьба – моло т ить, ходьба – хо д ить, просьба – про с ить, резьба – ре з ать, блюдце – блю д о, корытце – коры т о, лёгкий – лё г онький.
При произношении трёх согласных подряд часто один из них пропускается. Поищите разные формы этого слова, чтобы убедиться в правильности написания:
изве[сн]ый? изве ст ие – изве ст ный; по[зн]о? опо зд ать – по зд но; со[нц]е? со лн ышко – со лн це; се[рц]е? се рд ечко – се рд це; ужа[сн]ый? ужа с аться – ужа сн ый; вку[сн]о? вку с ен – вку сн о.
Исключение: ле́сенка, ле́с т ница.
Заглавная буква, по-другому называемая прописной, заметно отличается от остальных букв того же текста. Обычно, она бо́льших размеров и может иметь другую форму: а – А, б – Б, в – В, ф – Ф.
Заглавными пишутся:
Примечание:
Если автор текста хочет выделить слово, а средств выделения нет (например, в электронном письме в формате «Обычный текст»), слово пишется заглавными буквами или за ним в скобках ставится восклицательный знак:
«Сделать это лучше ПОСЛЕ цветения черёмухи.»
«Сделать это лучше после(!) цветения черёмухи.»
Нельзя тире применять в качестве дэфиса.
Неправильно: англо—русский, 3—5 часов.
Правильно: англо-русский, 3-5 часов.
◄ § 6. Сокращённая запись слов.
В частной переписке, в неофициальных письменных работах нередко слова записывают сокращённо. Это плохой стиль. Но если Вы идёте на это, должны соблюдать определённые правила: