Главная » Правописание слов » Киев град как пишется

Слово Киев град как пишется - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Поиск ответа

Вопрос № 281561

Ответ справочной службы русского языка

Скажите пожалуйста привила написания буквы г. при написании названий городов. Меня интересует города Шлиссельбург, Калининград

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Извините, что задаю вопрос пятый раз, но очень нужен ответ, в Интернете предлагаются разнае варианты, а правило я найти не могу. Как пишется Китеж град: слитно, раздельно, через дефис?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

В перечисленных Вами случаях используется слово _город_ и сокращение _г._

Пдскажите пожалуйста, каким нормативным документом регламентируется написание буквы «г.» перед названиями городов. Слышал что согласно правилам делопроизводства и русского языка перед названиями городов содержащих слова «город», «бург» и «град» буква «г.» не пишется, например:Екатеринбург, Волгоград, Ивангород, исключение из этого правила состовляет Москва. Более того, при образовании федеральных округов, ходила информация о документе, который регламентировал не указывать букву «г.» перед названиями столиц федеральных округов и городов федерального значения. Заранее спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Морфологический разбор слова «киев-град»

Морфологический разбор «киев-град»:

«Киев-Град»

Грамматический разбор

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»

Морфологический разбор слова «киев-град»

Фонетический разбор слова «киев-град»

Карточка «киев-град»

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

2. Служебные части речи:

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

Лужину (кому?) — имя существительное;

Ладонью (чем?) — имя существительное;

Пыль (что?) — имя существительное;

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

План морфологического разбора прилагательного

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

Морфологический разбор глагола

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

Вошел (что сделал?) — глагол;

Источник

«И останется, как прежде, нашим, русским Киев-град»: русские националисты и выборы в Киевскую городскую думу 5 августа 1917 г.

Первым испытанием для них стали выборы в Киевскую городскую думу, состоявшиеся 5 августа (23 июля по старому стилю) 1917 г.

Для участия в этих выборах русскими кругами Киева был организован Внепартийный блок русских избирателей (ВБРИ). Основу блока, созданного усилиями Екатерины Григорьевны Шульгиной, жены известного русского политического деятеля и публициста, депутата Государственной думы Василия Витальевича Шульгина, составил уцелевший в революционные дни Киевский клуб прогрессивных русских националистов (ККПРН) во главе с А.И. Савенко, а также только что созданное Национальное культурно-политическое объединение «Русь» во главе с И.Г. Рекашевым, объединившее осколки черносотенных организаций (Союза русского народа, Союза Михаила Архангела, «Двуглавого орла» и др.). Лозунг «Единая неделимая Россия» имел киевское происхождение

К ВБРИ также присоединялся ряд более мелких организаций: Южнорусский демократический союз (ЮРДС), Национальная демократическо-республиканская партия (НДРП), Всероссийский военный союз, Южнорусский союз молодежи, церковно-приходская, старообрядческая и приказчичья организации, крещатицкое и подольское купечество.

Учитывая то, что последнее время рядом «историков» распространяются безумные теории о том, что большевистская революция чуть ли не была устроена старообрядцами, весьма показательно, что киевские старообрядцы поддерживали на выборах никаких не большевиков, а русский «контрреволюционный» список.

Всего, по словам В.В. Шульгина, объединились 19 организаций. Председателем центрального комитета русских избирателей был избран В.В. Шульгин (к моменту создания блока он находился в Петрограде), товарищами председателя — депутат Государственной думы А.И. Савенко и профессор Киевского университета П.М. Богаевский, секретарем — учитель Г.И. Петров, казначеем — предприниматель Ф.Ф. Дедина.

Лидер НДРП Г.И. Петров писал, что деятельность украинцев заставила людей, «думающих и чувствующих по-русски, независимо от того, считают ли они себя великороссами или малороссами, объединиться, чтобы отстоять русский характер города. И эта цель, эта задача объединила людей самых различных политических убеждений, различного общественного положения». И действительно, хотя основу ВБРИ составили русские националисты и активисты бывших черносотенных организаций, в нем были представлены и либералы, и даже умеренные внепартийные социалисты.

Весьма колоритной была фигура молодого историка и товарища председателя ККПРН Сергея Грушевского (№ 12) — троюродного племянника и крестного сына лидера украинского движения Михаила Грушевского, а «выступления его в защиту русской культуры были особенно пикантны, так как он говорил с самым сочным и несмываемым «украинским» акцентом». Другой Грушевский. Часть I. «Украшение черносотенного студенчества»

Примечательной фигурой списка был Фауст Бржозовский (№ 18) — гласный прошлой Думы, поляк по происхождению, ранее всегда выступавший оппонентом русских националистов и политики Столыпина. Но, очевидно, революционный 1917-й год все изменил…

Важнейшую роль в избирательной кампании ВБРИ играл Анатолий Иванович Савенко, имя которого в Киеве было весьма одиозным вследствие особенностей его характера и той легкости, с которой он из крайне правого черносотенца превратился к 1917 г. чуть ли не в кадета-либерала. К тому же, Савенко припоминали не самую благовидную его роль в пресловутом «деле Бейлиса».

«Его имя в списке было скорее минусом, чем плюсом, — признавалась Е.Г. Шульгина. — Но я ясно сознавала, что без его участия выборов вообще мы не проведем по чисто техническим причинам. История это была новая и сложная, надо было сделать все вовремя, не опоздать, выполнить все формальности. Требовалась большая аккуратность, усидчивость и трудоспособность».

Фактически именно Савенко, при всей своей одиозности являвшийся великолепным организатором, был реальным лидером блока, в то время как Шульгин, ставший своеобразным «знаменем» русской партии, появился в Киеве лишь 22 июля, недели за две до дня голосования.

Доходило до смешного: на собраниях социалистов обещали раздать всем избирателям ботинки и разнообразную мануфактуру. Предвыборная же кампания ВБРИ по сути велась под двумя лозунгами: «Киев — русский город» и «Мы — русские, а не украинцы».

Левая печать сообщала своим читателям, что под № 3 идет «черносотенный, монархический список», что его члены никакие не «внепартийные», а «самые партийные националисты».

Вскоре в борьбе с ВБРИ объединились все остальные избирательные списки и поддерживавшие их газеты.

«Не поверит избиратель тем хорошим словам о родине и свободе, которые расточает «комитет внепартийных русских избирателей», призывающий голосовать за список № 3, — предрекала эсеровская газета. — Слишком недавно те же лица расточали «хорошие» слова в своих «всеподданнейших» телеграммах царю; не поверит избиратель, что не мечтают «русские избиратели» снова «припасть к стопам» если не Николая Кровавого, то кого-нибудь другого».

«В списке же третьем — куда вошла известная сотня — одни купцы, торговцы, домовладельцы, фабриканты, банкиры и т.д. и т.д.», — предупреждали «Последние новости». «Не голосуйте за список № 3 — это список черносотенцев, ярых врагов народа, прислужников царской власти, желающих восстановить старые порядки с охранниками, союзническими бандами, нагайками, виселицами», — пугали меньшевики.

К середине июля в Киеве развернулась шумная агитационная кампания — агитаторы разъезжали в разукрашенных плакатами автомобилях и разбрасывали листовки, плакаты висели на балконах, витринах магазинов, столбах, город был наводнен афишами, листками и воззваниями, милиция же время от времени арестовывала агитаторов и разнимала дерущийся «электорат».

Примечательным явлением тех выборов была «плакатная война».

Первый плакат ВБРИ вышел на русском литературном языке: «Мы малороссы, а не украинцы! Мы с Богданом Хмельницким, а не с Мазепой. Великороссы, Белоруссы и мы, Малороссы, родные братья, и все мы — Русские. Мы подадим список № 3. Это русский список».

Второй плакат, выпущенный от имени «группы малороссов», был написан на малорусском диалекте: «Браты-землякы! Хто з вас розибрався в тим, що вин руський и вси руськи — браття, а ворогы наши ти, хто на австрийськи гроши сие смуту помиж руськими племенами, хай голосуе за спысок № 3». Плакат этот был придуман совместно Екатериной Шульгиной и Сергеем Грушевским для того, чтобы «взбесить украинцев». День в истории. 19 июня: под Тернополем погиб «легендарный витязь неба» родом из Киева

Украинцы ответили на это своим плакатом: «Анатоль Савенко, В. Шульгин i купа инших чорносотенцiв (вбогi на голову профессори, домовладiльцi, купцi, шкуродери, словом, невеличка або «чесна» компанiя списка № 3) верещать, що украiнськi соцiалистi хочуть насильно ix украiнiзувати. Брешуть вони, собачi голови!»

Эти «собачьи головы» запомнились многим киевлянам. Кадет В.М. Левитский отмечал, что Киев ничем не выделялся из общей картины выборов, проходивших по всей России, но благодаря украинцам «все было еще грубее», и в качестве примера приводил как раз данный плакат. Е.Г. Шульгина рассказывала, как ее сыновья «захлебывались от восторга, читая этот плакат».

Бывало, агитаторы срывали плакаты оппонентов или наклеивали свои поверх них, иногда случались и стычки на этой почве. Так, например, большевики утверждали, что «черносотенцы» напали на их агитационный автомобиль и уничтожили предвыборный транспарант.

ВБРИ выпустил агитационную газету «Русский избиратель», которая выдавалась бесплатно в справочных бюро блока, расположенных в каждом районе города, а также раздавалась на улицах и в трамваях.

«На Малороссию свалилась великая беда, — писал Шульгин в передовой статье. — Приехало в Киев три министра и прямо с автомобилей упали в объятия [М.С.] Грушевского. Через несколько часов, когда министры снова сели в автомобили, уезжая в Петроград, судьба Малороссии была решена: ее перекрестили в Украину».

Противодействию «украинизации» была посвящена и статья Савенко: «Мы, малороссы, горячо любим нашу родину — Малороссию, любим ее героическое прошлое и поэтическое настоящее. Нам дорого все, что говорит нам о нашей родине, — ее поля и реки, ее степи и Днепр, ее песни и язык, ее обычаи и весь быт — словом, все то, что так неподражаемо воспел наш гениальный земляк Н.В. Гоголь. Но, как и Гоголь, мы — малороссы, а не украинцы, мы русские, сыны единого великого народа…» Началась как шутка, а закончилась как анекдот. Краткая история Украинской Центральной рады

В другой статье, написанной под псевдонимом, Савенко признавал, что «эпоха бюрократической централизации» прошла, и новую жизнь надо строить на основах местного самоуправления. Но, задавался он вопросом, «разве создание великой Украины от Карпат до Урала и от Курской губ[ернии] до Кавказа и Черного моря — это децентрализация? Разве, провозглашая лозунг децентрализации, можно соединять в одно управляемое целое Слободскую Украйну и Гетманщину с правобережной Малороссией и даже с Галичиной и Буковиной, а Волынь, Галичину и Буковину — с Новороссией?»

По его мнению, действия украинской Центральной Рады это никакая не децентрализация, а «украинский империализм, причем империализм украинской марки — самый худший из всех возможных империализмов, ибо это — самый некультурный империализм, самый шовинистический и человеконенавистнический, возвращающий нас к эпохе дикой гайдамаччины».

Агитация шла и в стихотворной форме. Так, например, жена Савенко, известная в прошлом оперная певица Н.К. Савенко-Новоспасская, опубликовала следующее предвыборное стихотворение:

Древний Киев — город русский,
Первый стольный Киев-град,
Но в борьбе партийно-узкой
Нам другое говорят.
Говорят, что Украине
Киев следует отдать,
Позабыв, что он доныне
Городам всем русским мать.
Киев залит русской кровью,
Русским потом и слезой,
Создан русскою любовью,
Дышит русскою душой.
Здесь история России
Проложила яркий след:
Есть свидетели немые
Этих прошлых, славных лет:
Вот великая София,
Святополков монастырь,
Здесь Ворота Золотые,
Там Днепра седого ширь.
Древний Спас на Берестове,
Там же Лавра над Днепром.
Сохранен в свой основе
Княжий двор и княжий дом.
Крепко связан ты с Россией,
Древний Киев, навсегда.
Узы те, для нас святые,
Не порвутся никогда.
Будем верны мы надежде,
Что невзгод минует ряд,
И останется, как прежде,
Нашим, русским Киев-град.

Оппоненты, в свою очередь, в стихотворной форме призывали не голосовать за № 3. Вот, например, стишок из кадетской «Южной газеты»:

Велика опасность справа
И царя холопы злы.
Вновь им хочется застенка,
Ждут они былых картин.
Появляется Савенко
И совместно с ним Шульгин.
В круг сомкнувшись тесный, узкий
Замышляют зло они.
Избиратель этот «русский»
Мести злой таит огни.
Не смотри же беззаботней,
Киевлянин, ты на них.
Пусть пока у черной сотни
Голос робок, слаб и тих,
Но таится в них отрава
Для свободы дорогой.
Наступить хотят лукаво
На нее они ногой.
Не давай, смотри, им власти,
Чтоб потом скорбей не знать.
Их легко узнать по масти,
Их не трудно разгадать.
Их злодейская личина
Ныне каждому видна.
Вот какая есть причина
Нам бояться Шульгина.

Не отставали и меньшевистские «Последние новости»:

Кто желает, чтоб конфуз
Сжал нас, как колода,
Чтоб воскрес опять «союз
Русского народа»;
Чтоб изведала страна
Вновь царизма плети,
Голосуй за Шульгина,
Список № 3-й.

«Южная газета» приводила разговор двух «сознательных» рабочих на киевской улице, обсуждающих список ВБРИ:

«- Г-ы-ы, Алексей Гаврилыч, глянь-ка, а это что еще за список такой?

— Это? Да это, брат, черная сотня под энтим нумером прет…

— Как так? Да кой чудной подпишется за ими. Нешто захочется снова на шее своей иметь царя-батюшку, да Гришку Распутина с Алисой?

— Да что им хотится-то? Чего, гады, прут? Сидели бы уж в уголке, да на печи скромно кашу ели…

— Нешто неведомо, чего хотит это иродово племя — черная сотня?

— А хотит Столыпина, того, что пред Думой-то стоял, снова вытащить из музеума и снова поставить на этом самом месте, где раньше был (имеется в виду памятник Столыпину, снесенный весной 1917 г. — авт.).

— То исть, все к старому, стало быть, вернуть, — и городовых, и жандармов, и водку, и хабарцы…

Оппоненты уделяли такое внимание списку ВБРИ, что в немалой степени способствовали его популяризации. Шульгин даже обратился к ним в шутливой форме: «Господа! Вы напрасно так перетревожились. В вашей панике вы делаете грубейшие ошибки. Нельзя же так, без всякой меры, рекламировать список № 3».

Апофеозом предвыборной кампании «русского блока» стал митинг в Купеческом собрании 25 июля.

«К назначенному времени я скромненько поехал на извозчике, — вспоминал Шульгин. — Приблизившись к Купеческому собранию, я увидел, что проникнуть в него невозможно. Площадь запрудила огромная толпа, и до такой степени, что трамвай встал. Я не знал, что делать. Но, по счастью, меня узнали в толпе, и несколько студентов и другой молодежи помогли мне пройти в зал заседаний».

«Сбор был шаляпинский, овации тоже, — писала жена Шульгина. — Наш стол, за которым разместился весь состав комитета, был засыпан цветами и деньгами. По окончании заседания женщины снимали с себя обручальные кольца и кресты и отдавали Василию Витальевичу. Когда Василий Витальевич и я уезжали из Купеческого, мои руки были полны цветов, а он, стоя в автомобиле, за которым бежала публика, раскланивался как сам Александр Федорович Керенский. Это был зенит нашего успеха и популярности».

Агитация продолжалась и в день голосования — это было разрешено согласно действовавшему в то время законодательству. «Черный блок», «новые украинцы» и старая профессура. Как Харьков последний раз избирал городскую думу

Лидер НДРП Петров разъезжал по городу на автомобиле вместе «с барышнями, одетыми в сарафаны и кокошники». Причем, как писала с возмущением украинская пресса, автомобиль этот был с «украинской декорацией» (видимо, имеется в виду или костюм одной из «барышень», или, например, рушники), но с него шла агитация «за малороссов, а не за украинцев».

После подведения итогов голосования выяснилось, что победил Социалистический блок, объединивший эсеров, меньшевиков, еврейский Бунд и польских социалистов — 64207 голосов (37,01 %).

Украинский блок (украинские эсеры и эсдеки) набрал 34603 голоса (19,95 %), русский блок — 25421 (14,65 %), кадеты — 15098 (8,7 %), большевики — 9365 (5,4 %), остальные списки получили незначительное число голосов.

Подводя итоги, Шульгин пошутил, что в Киеве на самом деле не одна черная сотня, а как минимум 250 черных сотен.

Для либеральной и социалистической прессы результат ВБРИ стал шокирующим — ни в одном другом городе бывшие черносотенцы не смогли получить и десятой части тех голосов, что они получили в Киеве.

«Необходимо признать, что кроме сознательных приверженцев реакции, кроме кучки «истинно-русских», за этот список подавала голоса и часть темной массы населения окраин, развращенная ядом человеконенавистнической агитации. В Киеве, городе с пестрым национальным составом, где антисемитизм свил себе прочное гнездо, — часть городской бедноты еще до сих пор верит черносотенцам», — писал печатный орган Совета рабочих депутатов. Демократия по-украински: «Селяне заняты грабежом складов с горилкой, выборы не состоялись. »

При этом результаты выборов полностью опровергают эти домыслы: на окраинах ВБРИ почти повсеместно провалился, в то время как в центре города пользовался успехом, а электорат его был явно образованнее, чем у тех же социалистов. Вероятнее всего, что русские националисты, сохранив за собой большую часть черносотенного актива, усилились за счет бывших избирателей кадетской партии и представителей «прогрессивной» интеллигенции, ранее всецело поддерживавших украинское движение, а теперь увидевших, что натворили, и поэтому резко отшатнувшихся в правую сторону.

«Провал кадетов характеризовал тогдашнее настроение интеллигенции, — подтверждает это предположение видный киевский кадет В.М. Левитский. — Партию оставили не только обычные в Киеве союзники, польские и еврейские буржуазные группы, но и большинство русской интеллигенции, голосовавшей «за блок». Это была нам месть за благоволение к украинцам. Толща партии определенно правела. В интеллигентных семьях всюду заговорили о национализме и необходимости организованной национальной самозащиты».

Киев стал единственным городом бывшей Российской империи, в котором правый русский список не просто заявился на муниципальные выборы, но и получил значительное число голосов.

Но это было только начало, только первый шаг: всего несколько месяцев спустя, в ноябре 1917 г. на выборах во Всероссийское Учредительное собрание и в январе 1918 г. на выборах в Украинское Учредительное собрание, ВБРИ укрепит свои позиции и станет самой популярной политической группой в Киеве, опередив на городских избирательных участках и «общероссийских» социалистов, и украинцев.

Источник

Основание Киева: год, история и легенды

Еще в «Повести временных лет» Нестор назвал Киев матерью городов русских. Так ли это на самом деле? Правду ли говорит летопись об основании Киева? Что мы знаем о городе? В каком году и кто создал Киев? Что за время это было? Сколько лет Киеву со дня основания? Подобных вопросов возникает много. Давайте разберемся во всех легендах и истории вместе.

Кий и основание города: история Киева

И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне спуск Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоревицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Как видно, летописный пересказ четко указывает на то, что град Киев основал князь полян Кий с братьями. Тут же сказано, что Киев был основан именно восточными славянами, а не другими племенами. Также определено его местоположение: «на горе, где теперь находится спуск Боричев» (современный Андреевский спуск).

Первоначально город был небольшим и состоял лишь из княжеского двора и терема.

Там же, в летописи указано, что появление большого города на берегу Днепра было предсказано еще Андреем Первозванным.

Уже в свои времена Нестор вынужден был вступить в полемику с другими летописцами, предположительно с новгородскими, которые, пытаясь принизить величие Киева и его значение для древнерусской истории, утверждали, что будто Кий не был князем полян, а был просто перевозчиком через Днепр или даже новгородским разбойником. На это Нестор просто указывал то, что будь Кий перевозчиком, то не ездил бы в Царьград, и не принимал бы его царь с высокими почестями. Это доказывает, что «Кий в своем роду (племени) был князем».

Полемика и противоречия по поводу создания Киева: год основания и кем основан

Несмотря на такие противоречивые источники предания, есть летописи, которые содержат весьма достоверные факты про Кия и Киев-град. Так, Никоновская летопись приводит следующее описание:

И этот Кий княжил в роде своем и победил много стран. После на волжских и камских болгар ходил и победил. Вернувшись, пришел в родной свой город Киев и тут умер.

Кроме киевского варианта легенды об основании Киева распространился еще и текст, содержащийся в Первой Новгородской летописи, который отличается только временем основания и дополнен упоминанием о язычестве полян. Информация из нее противоречит тому, что написано в «Повести временных лет». Если Нестор писал, что основание Киева произошло раньше VII века, то новгородский летописец относит его к 854 году (середина IX в.).

Исследователи истории Киева также использовали данные не только летописи, но и такого исторического труда, как «Синопсис» (изданного впервые в 1674 г.), который основывается на летописных источниках и свидетельствах польских историков, по которым Киев якобы основан в 432 году полянами во главе с тремя братьями, а Аскольд и Дир были их потомками. Иными словами, согласно сведениям польских историков XVII века, год основания города Киева — 432-й. Однако подтвердить эту гипотезу археологическими раскопками пока не удалось.

Кто был основателем града?

До сих пор некоторые исследователи выдвигают все новые гипотезы и версии основания столицы Украины. До сих пор никто не может уверенно ответить, кто создал Киев. Ответом на данный вопрос вплотную занимались многие ученые, у которых до сих пор единое мнение на этот счет отсутствует.

В XIX в. все больше ученых начинает защищать гипотезу о славянском происхождении Кия и его братьев, а также о достоверности летописного предания.

Когда был построен град стольный?

Советские же ученые-историки выступили с подтверждением исторической достоверности и признанием князя Кия реально существовавшей персоной. Но встал вопрос о датах жизни князя, ведь летописец не называл дат, а также не называл имени византийского императора, который принимал князя у себя в Царьграде. Археологические находки тоже не давали ответа о том, когда был Киев основан. Иными словами, существует много противоречивых версий и археологических открытий относительно времени основания Киева.

Так, свидетельство из армянской истории и историка Иоанна Мамиконяна (начало VIII в.) содержит свой вариант киевской легенды. В «Истории Тарона» есть рассказ про трех братьев — Куара, Мелтея и Хореана, которые жили в своих городах, а потом построили на высокой горе (холме) новый град. Как можно видеть, имена Куара и Хореана перекликаются с именами Кия и Хорива. Но Щек и Мелтей у славян и армян означали одно и то же понятие — «змей». При этом братья названы в том же порядке, что и в летописи Нестора. Легенда эта размещена в «Истории Тарона», перед описанием событий, которые датируются концом VI — началом VII в. Следовательно, Киев основан раньше конца VI в. Стоит отметить, что данное сходство может оказаться просто отождествлением.

Археологические раскопки подтверждают исследования летописей. Так, на небольшой территории исторического центра города (Старокиевская и Замковая горы, Детинец и прилежащие к ним территории) были найдены артефакты конца V—VI в.: византийские монеты императоров Анастасия I и Юстиниана I, застежки для плаща (фибулы) из бронзы и серебра, золотые бляшки, украшенные зернью и инкрустацией, серебряные браслеты с утолщенными концами, херсонесские амфоры с острым дном, а также славянская лепная керамика конца V—VII в. При этом археологи уверенно заявляют, что укрепления («град») и городская жизнь существовали только с VIII в. Иными словами, век основания Киева не как поселения, а как полноценного города — VIII.

Нестор Летописец (примерно 1056-1114 гг.) писал, что Кий основал город в 860 году, что даже для него было очень давно, поэтому и считается, что это упоминание было легендой.

Согласно утверждению польского хроникера Матея Стрыйковского, Киев был основан Кием как укрепленный городок в 430 г. Здесь следует отметить, что историк жил в XVI в. и опирался на достаточно сильную подборку источников, большая часть которых до нас не дошла.

Год основания Киева — 482-й, так как этим годом датировано первое документальное упоминание о городе. Поэтому в 1982 г. в УССР праздновали 1500-летие стольного града. Хотя день основания Киева точно неизвестен, все торжества проходили в конце мая. Несмотря на то что официально отпраздновали 1500-летие города, современные находки ученых показывают, что Киеву как полноценному городу меньше лет, чем отмечалось. Если отталкиваться от современных источников, то Киеву чуть больше 1200 лет.

Другие названия города

Как раньше назывался Киев? Кроме всем известного названия, литературные источники приводят еще несколько:

Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа Черных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев).

Как видно, в истории Киева большая часть событий была задокументирована в «Повести временных лет». Разберемся, что это за летописный источник.

Летопись «Повесть временных лет»

Именно летопись «Повесть временных лет» является первым письменным источником, дошедшим до нашего времени. Из него можно судить о большинстве событий, которые происходили на Руси и в ее граде стольном — Киеве. Стоит отметить, что эта летопись была самой ранней, которая дошла до нас. Хотя есть свидетельства о более ранних, которые были утеряны.

Конечно, как и любой письменный источник, летопись описывает события весьма противоречиво, исходя из политической ситуации, пристрастий автора и интерпретации того, чему он не был очевидцем. События, описанные в «Повести временных лет», охватывают период с библейских времен до событий 1117 года. Хронология Руси ведется с 852 г.

Летописец Нестор: краткая справка

Говоря о летописи, нельзя не упомянуть имя преподобного Нестора, известного агиографа и монаха Киево-Печерского монастыря, проживавшего на рубеже XI-XII веков. Его имя связано с «Повестью временных лет» Хлебниковским списком середины XVI века. Был канонизирован в лике преподобных Русской Православной Церковью за свой вклад в развитие христианства и освещение истории Руси. Мощи же его покоятся в Киево-Печерской лавре, в Ближних пещерах.

Первая лавра: история

Кроме того что это был первый монастырь на Руси, тут началось движение подвижников, а также жил летописец преподобный Нестор, Киево-Печерская лавра известна своими пещерами. Впервые о них речь шла в летописи в начале XII века. Нестор рассказывал, что первым в пещере, где будет стоять лавра, поселился преподобный Иларион. В то время он служил священником в Берестовском храме. Позднее стал духовным наставником князю Ярославу Владимировичу.

В 1051 г. Иларион получает сан митрополита Киевского и покидает свое жилище (пещеру). Его место занимает монах Антоний, выходец из Любеча, который только вернулся с горы Афон. Именно он и положил начало лавре. 1051 считается годом основания Киево-Печерского монастыря.

Его ученики селились близ него в пещере, выкапывая себе кельи, которые потом были соединены коридорами. Там же ученики устраивали первые храмы.

Через 10 лет Антоний покидает эти пещеры и удаляется на другое место, где выкапывает себе новую. Этим он дает начало основанию Ближних, или Антониевых, пещер. Первые же пещеры носят название Дальних, или Феодосиевых, по имени будущего архимандрита лавры Феодосия, первого ученика Антония.

Именно преподобный Феодосий и стал первым настоятелем лавры. По мере увеличения количества послушников были построены церковь наземная, а также новые кельи для братии.

Церковь назвали в честь Успения Богородицы. Ее возведение заняло 16 лет (1073-1089 гг.) со всеми отделочными работами. Год 1089 она встретила пышным и богатым убранством и была освящена. Мозаики и фрески в ней были исполнены мастерами из Константинополя или Царьграда.

В период увеличения числа последователей преподобного Антония тот исходатайствовал у Изяслава Ярославича, князя Киевского, отдать лавре все плато над пещерами. В старославянском языке печера означала пещеру (или подземное жилище), поэтому основанная лавра стала называться Печерской.

После смерти преподобного Антония в 1073 г. его захоронили в пещерах. Впоследствии там стали погребать и остальных подвижников. Мощи же преподобного Феодосия в 1091 г. были с особой церемониальностью перенесены в Великую Успенскую церковь и положены там в склеп. Мощи других монахов до XVII в. оставались в пещерных склепах.

Мощи же первого настоятеля Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, опасаясь осквернения мощей преподобного, братья спрятали их так, что и по сегодняшний день местонахождение останков неизвестно.

Преподобные Феодосий и Антоний были причислены к лику святых в 1108 и 1133 годах соответственно. В 1643 году митрополит Петр Могила, бывший архимандрит Киево-Печерской лавры, канонизировал 69 печерских иноков.

Все существующие легенды и предания по поводу основания Киева мы разобрали. Теперь стоит перейти к легендам самого города Киева, а также фактам, которые могут быть вам интересны.

Древности и мифы города

Также исследователи утверждают, что апостол Андрей вел проповедь в Херсонесе и других городах Крыма, не поднимаясь вверх по Днепру.

Климент, Папа Римский, стал первым святым, которого привезли в Киев. Мощи святого были привезены Владимиром Великим из Херсонеса и торжественно расположены в храме.

2. Владимир Великий крестил жителей города в Днепре.

Известно не многим, что Киев был основан не на Днепре, а его историческая часть вышла на берег Днепра только в 1830-1840 гг.

Сам Киев был основан на Почайне. Река существует и по сей день, только не полноводная. Исток Почайны находится в озерах вокруг района Оболонь и впадает в залив недалеко от завода «Ленинская кузня».

В начале XIX века она была отделена от Днепра довольно протяженной песчаной косой, сливаясь с ним около устья Крещатицкого ручья. В наши дни напротив этого места находится памятник Магдебургскому праву.

Многие ученые сходятся в предположении, что массовое крещение жителей Руси проходило примерно в месте слияния Почайны и Днепра или немного выше по течению. Следует добавить, что в те времена Крещатика не было как такового. Вместо площади там охотились князья, а Владимирский спуск, который находится рядом, прорыли по указу Петра I Великого.

Добавим, что в Киеве всего около 30 рек и ручьев, которые в большинстве своем стали подземными, но часть их протекают на поверхности и даже иногда обустроены (например, часть Почайны в районе Петровки, большая часть течения реки Лыбедь).

3. Город основали на Старокиевской горе.

В действительности, наиболее многолюдной территорией Киева до XVIII века считался Подол, а именно тот его участок, что расположен между современной Почтовой площадью и нынешней улицей Верхний и Нижний Вал. Последняя сейчас представляет собой единую улицу. До XIX в. это были 2 разные улицы, потому что их разделяла речка Глыбочица. Тогда ее перенесли в коллектор. А улицы были соединены в единую бульваром.

Археологические находки некоторых ученых дают основание для утверждения того, что первоначально Киев был основан внизу. Там пересекались дороги (их раньше прокладывали параллельно течению рек), и была расположена переправа через Почайну и Днепр.

4. На возвышенности был построен детинец — дом князя.

Потихоньку по мере заселения город разросся, занимая территорию между Золотыми воротами, Майданом Независимости и Львовской площадью, где раньше находились въезды в город в виде ворот.

После того как хан Батый учинил погром в Киеве, на постоянной основе в городе проживали только иноки собора Софии Киевской и Михайловского Златоверхого монастыря до XVIII века. Намного позже к ним присоединились поселения расквартированного в городе московского войска, обязанного защищать крепость. Именно от них получили свое названия улицы Стрелецкая и Рейтарская.

Киев — город на холмах

А теперь разберемся, какие горы (или лессовые холмы, разделенные глубокими балками) есть в столице.

Владимирская горка считается одной из главных вершин, ранее называлась Михайловской по названию расположенного недалеко Михайловского монастыря. Сегодня на ней обустроена укромная парковая роща с отличной смотровой площадкой, с которой открывается захватывающая дух картина Левого берега Днепра и Подола.

Напротив Замковой горы находится Уздыхальница. Раньше их соединял самый обычный мост, который назывался Кривым (вероятнее всего, потому, что был дугообразной формы). Бытуют разные вариации преданий и легенд, которые объясняют ее необычное название. Гора с названием Вздыхальнея впервые упоминается в документальных источниках середины XVI. Она была выше Замковой. Чтобы с ее вершины невозможно было обстреливать замок на Замковой горе, Уздыхальницу необходимо было искусственно понизить. Во время работ по осуществлению этого проекта была найдена пещера старинного затворника. В ней, как рассказывает летопись, «горшок ни с чем, а больше ничего».

В наше время Уздыхальница популярна у туристов, так как с одной ее стороны находится знаменитый «замок Ричарда», а с другой — не менее популярный «дом Турбиных» из романа М. А. Булгакова «Белая гвардия», переделанной потом в пьесу «Дни Турбиных». Старые жители еще помнят рассказы, как можно было попасть на верх горы через “дом Ричарда”, где можно любоваться впечатляющими и живописными пейзажами Подола. Сейчас тут несколько лет подряд уже проходит кино-видеофестиваль Украины.

Одной из самых знаменитых гор Киева является Лысая. Если в Западной Европе все ведьмы собираются на шабаш на горе Брокен в Германии, то славянские ведьмы выбрали для своих сходок Лысую горку под Киевом. Сложно сейчас сказать, почему она стала называться Лысой, ведь до XIX в. она носила название Девичьей. По одной из версий, Лысой гору назвали за то, что ее верхушка была без деревьев (в языческие времена там лес был вырублен для основания капища, которое потом, после крещения, стало считаться обителью всякой нечисти).

Также существует версия о том, что Лысой гора стала называться после публикации весьма популярной повести Ореста Сомова “Киевские ведьмы”. Начиная с 1240 года у горы была плохая репутация. Так, когда в пещерах под горой скрылись горожане во время погрома, Батый приказал замуровать все выходы. Таким образом заживо похороненными оказались тысячи киевлян того времени. Несмотря на освящение Лысой горы в 1870-х, она продолжала считаться “мрачным местом”.

После этого на ней соорудили одно из укреплений крепости Киева. Однако слава у Лысогорского форта была мрачной: именно тут проводились казни, тут же и хоронили казненных. Далее, во время ВОВ (1941-1945) нацисты разместили в форте свой гарнизон, и в немецкой хронике было указано, что многие, кто уходил отсюда в подземные ходы, пропадали без вести. Также немецкий гарнизон стал своеобразным лидером по числу солдат, которые становились невменяемыми или заканчивали жизнь самоубийством.

Щекавица является самой мрачной среди гор Киева. Издавна на ней находились в основном кладбища и могилы, а первые похороны описываются еще в летописи. Согласно “Повести временных лет”, гора стала последним пристанищем Вещего Олега. Жители возвышенности, наверное, с подобным названием не согласятся, потому что уже свыклись с жизнью среди “города мертвых”. Но тот, кто хотя бы раз пересечет темной ночью разграбленный некрополь Щекавицы, будет утверждать, что гора мрачная, а от вершины веет холодом и ужасом.

Но хорошие времена были и у Щекавицы. Сначала здесь была многолюдная околица старого Киева, которая канула в небытие после татаро-монгольского погрома. Далее пустующая горка приглянулась пахарям. На вершине они сажали хлеба, а виноград выращивали на южных склонах горы. Также Щекавица славилась своими традиционными гуляньями в мае. А горожане могли посмотреть комедийные постановки студентов Могилянки.

Кладбище города было устроено на безлюдной Щекавице только после чумной эпидемии 1770 г., из-за которой умерло множество горожан. Погребения всегда были довольно прибыльными, поэтому кладбищенская церковь Всех Святых отпевала умерших, а на Щекавице продолжали хоронить. Когда кладбище заполнилось полностью, начали хоронить в два ряда, далее и в три. Не гнушались зарывать умерших прямо на кладбищенских дорожках.

Очень скоро о Щекавице пошла крайне мрачная молва. Тогда в те края даже ямщики отказывались ездить, потому что боялись ездить по улицам Погребальной и Черному Яру. Позднее их переименовали в Олеговскую и Мирную.

Названная в честь сооснователя Киева, сейчас Щекавица находится в районе города, недалеко от Олеговской и Лукьяновской улиц.

У подножия Черепановой горы расположен Дворец спорта, где проводилось “Евровидение-2005”. Некоторые считают, что она получила название из-за черепов, которые ищут мальчишки. Однако название его происходит от фамилии киевского губернатора и землевладельца Черепанова. Его усадьба в начале XIX века и дала название холму. К сожалению, до наших дней усадьба не сохранилась, исчезнув в середине XIX в. как попавшая в запретную для строительства зону укреплений Киева.

Военных действий близ Киевской крепости не велось, но Черепанова гора заняла в истории свое место. Именно на ней и окружающей территории проходила местная аграрная выставка в 1897 году. Также там проходила Всероссийская промышленная выставка в 1913-м. Некоторые ее конструкции и найденные концепции были использованы при окончательном перестроении Черепановки в оплот спорта в Киеве при советской власти.

Футбол тут появился в начале XX века, начали в него играть офицеры гарнизона. В 1920-х годах был построен простой стадион “Красный” для игры. А 22.06.1941 г. планировали открыть крупный спортивный комплекс «Республиканский стадион». Пятью годами позже и состоялось торжественное открытие. И что самое интересное, билеты 1941 года были действительны, а зрители, которые их сохранили, были встречены аплодисментами всех пришедших болельщиков. С этого дня началась спортивная жизнь Черепановой горы.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Киев град как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Киев град как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Киев град как пишется:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *