«Компетенция» или «компетентность» – как правильно?
Правописание существительных – «компетенция» или «компетентность» – определяется орфограммой «Непроверяемые гласные и согласные», а также значением слов.
Как пишется правильно: «компетенция» или «компетентность»?
Безошибочны оба варианта.
Какое правило применяется?
«Компетенция» – нариц. неодуш. существительное 1-го скл. женского рода. Употребляется в речевом процессе в значении: знания и опыт, накопленные в определённой области, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён; полномочия, права и обязанности какого-либо органа или должностного лица.
Лексема заимствованная, происходит от латинского «competentia» – «принадлежность по праву».
«Компетентность» – нариц. неодуш. существительное третьего склонения жен. рода, употребляемое в речевом процессе в значении: наличие
знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной
Лексема заимствованная, происходит от латинского «competens», что переводится как «подходящий, соответствующий».
Таким образом, слова хоть и родственные, но имеют некоторые различия в лексическом значении и морфологических признаках, поэтому являются самостоятельными лексическими единицами и пишутся по-разному.
Примеры предложений
Проведенный анализ показал высокую компетентность наших сотрудников.
Компетенция начальника штаба была ограничена чисто военными вопросами.
Значение слова «компетентность»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.
Компетентность — способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта — ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности определяет превращение ресурса в продукт.
Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.
Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.
Компетентность в социологии — способность социальных акторов, освоив подразумеваемое знание, стать полноценными и квалифицированными участниками социального взаимодействия. Применяется в этнометодологии.
Компетентность в педагогике — созидательная способность осуществлять тот или иной вид деятельности (в данном случае педагогической), при развивающейся дифференциации научных знаний в отраслевые научные знания, акцент делается на успешную подготовку педагогом учащихся к самореализации.
КОМПЕТЕ’НТНОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к компетентный. К. суждения. || Осведомленность, авторитетность. К. в вопросах политики.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
компете́нтность
1. наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области ◆ Монография посвящена анализу содержания профессиональной психологической компетентности учителя, условий и факторов её формирования и развития.
2. обладание компетенцией; правомочность ◆ Разграничение компетентности представительных и исполнительных органов государственной власти в области бюджета.
3. биол. способность клеток к трансформации ◆ Под компетентностью в биологии принято понимать способность клетки поглощать свободную молекулу ДНК в окружающей среде.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова брудершафт (существительное):
Поиск ответа
Вопрос № 297252 |
как правильно: повышаю свою компетентность или свою компетенцию, если речь идет о повышении профессиональной квалификации
Ответ справочной службы русского языка
Верно: повышать компетентность (уровень знаний), расширять компетенцию (круг вопросов, полномочий). Оба сочетания не являются заменой сочетанию «повышать квалификацию».
Ответ справочной службы русского языка
Эти слова имеют разное значение. Выберите то, которое подходит по контексту: компетентность – обладание необходимыми знаниями, осведомленность; компетенция – круг полномочий, вопросов, подлежащих чьему-то ведению.
Добрый день! Корректно ли слово «некомпетенция» в контексте «признание собственной некомпетенции»?
Ответ справочной службы русского языка
Здесь следует использовать слово не компетентность : признание собственной некомпетентности.
Ответ справочной службы русского языка
Пожалуйста, повторите Ваш вопрос.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Вот правило: после однородного члена предложения, присоединяемого союзом а также или а то и, запятая не ставится, т. е. он не обособляется. См. справочник Д. Э. Розенталя «Пунктуация» (пункт 7 на этой странице).
скажите пожалуйста правильно ли будет использование слова скомпоновать в таком контексте.(Ну вот и он, новый каталог продукции SCHAEFER, а вместе с ним и весь мир наших пультов управления, кнопок, элементов управления и индикации, компетентность в работе которую мы скомпоновали для Вас на более 600 страницах). или лучше будет написать(собрали
Ответ справочной службы русского языка
Слово употреблено правильно. Но в последней части предложения есть проблемы с пунктуацией и грамматикой.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, корректно ли следующее выражение:
«Петр обладает обширной экспертизой в области управления проектами.»
В частности очень интересует корректность использования слова «экспертиза» в данном контексте. Спасибо за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
В предложении «В условиях постоянного поступательного развития корпорации Ваш опыт работы в органах власти, Ваши компетентность и профессионализм позволили тонко организовать и скоординировать взаимодействия структур «Газпрома» с региональным и муниципальным руководством «на местах».» Правильно писать «взаимодействия» или «взаимодействие»?
Ответ справочной службы русского языка
«На Украине» или все же «В Украине»?
Почему ваше грамотное бюро такое безграмотное? Вы словари читаете? 🙂
N.B.
Удаление вопроса буду расценивать как предвзятость, слабость и не компетентность ресурса.
Ответ справочной службы русского языка
Мы знаем, что в последних изданиях «Справочника по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя вариант в Украине зафиксирован как нормативный. Вы не первый, кто нам об этом пишет. Но представляется, что это позиция не самого Розенталя, а редакторов, переиздававших справочник уже после смерти Дитмара Эльяшевича и внесших свои дополнения (справочник датирован 2003 годом, а Д. Э. Розенталь ушел из жизни в 1994-м).
Проблема в том, что многие склонны политизировать этот сугубо языковой вопрос. Приходится вновь и вновь повторять: дело здесь вовсе не в политике (никто, разумеется, не оспаривает суверенитета Украины), а в специфике литературной нормы. Она складывается столетиями и, как мы неоднократно писали в наших ответах, не может измениться в один миг, даже вследствие каких-либо политических процессов. Для того чтобы новый вариант занял место старого, необходимы десятилетия, а иногда и те же столетия. Вот хороший пример: вариант дОговор еще полвека назад фиксировался словарями как допустимый в разговорной речи – но за это время так и не смог стать в языковом сознании «легитимным», он до сих пор воспринимается многими носителями языка как пример безграмотности. Литературная норма постоянно находится в динамике (она неизменна только в мертвом языке), но в то же время все изменения в ней происходят постепенно. В одночасье «выключить» один орфоэпический, лексический, грамматический вариант и «включить» другой нельзя.
Ответ справочной службы русского языка
Думаем, что поставленная Вами задача не решается исключительно пунктуационными методами (изменением мест постановки знаков препинания).
Ответ справочной службы русского языка
Иная ситуация у слова обеспечение. Основной вариант (и единственно правильный для речи дикторов) – обесп е чение, но вариант обеспеч е ние постепенно отвоевывает право на существование. Если раньше он запрещался, то теперь фиксируется некоторыми словарями; сейчас можно говорить о предпочтительности варианта обесп е чение и допустимости варианта обеспеч е ние.
Ответ справочной службы русского языка
К вопросу № 239782: под компетентность ю понмается: *информационная компетентность (уметь работать с учебником, в сети ИНтернет и др. источниками информации);
* коммуникативная компетентность : умение устанавливать контакты, взаимодействовать с ровесниками, взрослыми, умение рассуждать и отстаивать собственную позицию;
и т.д.
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно употребление формы ед. ч. существительного.
Употребляется ли слово компетентность во множественном лице? Например, правильно ли будет предложение «Формирование компетентностей у школьников?»
Ответ справочной службы русского языка
Как правило, компетентность употребляется в единственном числе. А что имеется в виду под компетентность ю в приведенном примере?