Главная » Правописание слов » Корень в однокоренных словах обычно пишется как

Слово Корень в однокоренных словах обычно пишется как - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Корень и однокоренные (родственные) слова

Корень может состоять из одной, двух и более букв:

Б ить, л ить, пь ю, икр а, мел ок, снеж инка, баран

В слове может быть, как один корень, так и несколько (два и более).

Слова с несколькими корнями называют сложными.

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные слова, общая часть этих слов и будет корнем.

лент очка ( лент а, лент очный)

под вяз ка (за вяз ать, с вяз ка)

красн ый ( красн ота, пре красн ый)

Однокоренные слова

Корень является общей частью однокоренных или родственных слов, в нем заключено их общее значение.

Корень в родственных словах обычно одинаков для всех слов:

Сказ ание, рас сказ ывать, сказ очно

Однако может быть чередование согласных букв в конце корня или чередование гласных букв в корне:

Книг а – книж ный, зар я – зо́р и

Помни, что в родственных словах корень обязательно должен быть одинаковым не только по форме (составу букв), но и по смыслу, который он несет!

Не путай однокоренные слова и формы одного и того же слова!

Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание!

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Что такое корень слова?

Содержание:

Корень – это главная значимая морфема, в которой заключено значение родственных слов.

Как найти корень в слове?

Чтобы найти в слове корень, нужно выделить окончание, изменив слово, затем обозначить основу, приставки, суффиксы, при этом подбирая однокоренные слова.

Та часть слова, которая останется неделимой, и будет корень.

Чтобы подобрать именно родственные слова, нужно в каждом слове определить значение.

Что такое однокоренные слова? Написание корня в однокоренных словах

Однокоренными называются слова с одинаковым корнем.

В русском языке имеется ряд правил по написанию корней:

Орфограмма

Пример

Безударные гласные корня проверяются ударением

Делово́й – де́ло; смотреть – смотр

При написании непроверяемых согласных и гласных нужно:

Чередующиеся гласные в корне ударением не проверяются

лаглож (перед г пишется а, перед ж – о); Полагать – приложу. растрос (перед ст, щ пишется а, искл.: росток, отрасль, Ростов); Растение – выращенный. бирбер, дирдер, мирмер, Подбирать – подберу, раздирать – раздеру.

стилстел, пирпер, тертир (пишется а, если после корня стоит суффикс а);

Подстилать – стелить, подпирать – подпереть, растер – растирать. коскас (пишется а, если после корня стоит суффикс а, о – если суффикса нет); Касаться – коснуться. горгар (в безударном – о, а – под ударением) Разгореться – нагар.

Слово без корня

В русском языке есть слово без корня: вынуть.

Глагол образован так же, как слова двинуть, гнуть, но в указанных лексемах корни сохранились, а в слове вынуть отсутствует.

Источник

Русский язык. 1- 4 классы. Корень слова.

Корень слова – это главная значимая часть слова.

В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Будьте внимательны!

Осина, осины, осине, осину – это формы одного и того же слова осина. Отличайте их от однокоренных слов : осина — осинник, осиновый.

Как найти в слове корень?

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть:

берёза — березняк, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.

Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

Чередование согласных в корнях слов.

При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

[г // з’ // ж] подруга — друзья — дружеский
[з // з’ // ж] воз — возить — вожу
[г // ж] дорога — дорожный, снег — снежок
[к // ч’] яблоко — яблочко, восток — восточный
[х // ш] орех — орешек, ухо — уши
[ц // ч’] отец — отеческий, огурец — огуречный
[з // ж] вязать — вяжу, сказать — скажу
[с’ // ш] просить — прошу, носить — ношу

Источник

Урок русского языка «Однокоренные слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах.»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка

2 класс «Школа России»

«Однокоренные слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах.»

Что такое корень слова?

Какие слова называются однокоренными?

Как пишется корень в однокоренных словах?

Корень – общая часть родственных слов.

Родственные слова иначе называются однокоренными.

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова, единообразно писать корень в однокоренных словах.

Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, единообразно писать корень в однокоренных словах.

Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.

Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.

Обогащать словарный запас учеников.

1. Организационный момент.

Ум да разум надоумят сразу.

— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

— Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

3.Создание проблемной ситуации.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

— На какую тему все эти слова?

— И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

— Сегодня вы свою классную работу, тоже украсите снежинками, но не просто так. На полях, около правильно выполненного задания вы будете рисовать снежинку. В конце урока узнаем, кому больше «поймать» снежинок удалось.

— первое задание можно уже оценить, кто очень красиво списал пословицу, нарисуйте снежинку.

— А теперь, вернемся к словам, которые вы прочитали. Что можете сказать о них?

Как вы думаете, какое будет задание?

— Верно, надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

— Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

— Пишем с большой буквы, через запятую. ( Дети делают запись ).

б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).

— Почему, именно, эти слова выписали?

— Какова будет цель нашего урока? (Научиться распознавать однокоренные слова).

— А чтобы распознать их, что нужно сделать? (Найти общую часть и определить лексическое значение слов.)

— Это учебные задачи нашего урока. Когда легче учиться? (Когда работают дружно, помогают друг другу).

— То есть, когда сотрудничаем друг с другом. Что ж удачи вам!

5. Работа по теме урока.

— Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

— Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

— Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

— Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

— Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

— Назовите эту общую часть. (зим- ).

— А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

( Общая часть родственных слов )

(Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).

а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Засели домики».

Лиса, лист, лисонька, лисий.

Морской, моряк, море, мороз.

Вода, водичка, водный, водитель.

— Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, запишите в строчку через запятую только родственные (однокоренные) слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 и 3 рядов )

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. У кого все правильно, поймайте снежинку.

б) Единообразное написание однокоренных слов.

— Вы только что сказали, что родственные (однокоренные) слова, это слова, которые имеют одинаковое лексическое значение и общую часть. Обратите внимание на домики, которые вы только что заселили, а что ещё можно сказать о корне? (Пишется во всех словах одинаково.)

— Совершенно верно! Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.

в) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа(по выбору).

— Я предлагаю вам 3 задания. Выберите, то задание, которое вам больше нравиться и выполните его.

— Когда будете выполнять, что должны помнить? .( Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.)

1. Спиши, выдели корень в каждой группе слов

Пробег, б.гать, б.гун, б.говой.

Домик, д. машний, д. мишко, д. мовой.

Травка, тр. вянистый, тр. винка, тр.ва.

2. Выпиши только однокоренные слова.

Пятнышко, пять, п. тно, п. тнистый.

Лётчик, л. тучий, лето, л. тать.

Горный, горе, г.ра, г.ристый.

3. Дописать по одному слову.

— Как пишется корень в однокоренных словах?

г) Работа в группах.

— Сейчас пришло время поработать в группах. Снежинка принесла вам задания. На карточках, загадки, если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой урока, надо будет устранить лишнее слово, которое не будет однокоренным и подобрать еще одно свое слово.

Он всю зиму в шубе спал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной-…..(медведь).

На овчарку он похож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.( волк)

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

нападает на клубки,

прячет в лапки коготки! (кошка)

Кошка, котенок, катушка, кот, ……….ий.

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

8. Проверочное задание-тест.

— У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

Послушайте внимательно задание. Сейчас проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Я буду читать вам группы однокоренных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ли слова родные – однокоренные?

Все проверили слова? Отвечайте тогда!

— Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

9. Домашнее задание.

Домашнее задание будет разное. У кого на последней карточке синий кружок, поднимите руку, у вас с. 64 №93;

У кого зеленый – задание на карточке.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

— Кто на уроке открыл для себя что – то новое?

— В начале урока мы ставили цель: Научиться распознавать однокоренные слова.

А чтобы распознать их, что нужно сделать? (Найти общую часть и определить лексическое значение слов.)

— Что нового узнали? Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.)

— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

— А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).

— Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

— А теперь посчитайте, сколько вы поймали снежинок за урок.

— Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. (Смайлики)

-Кто из вас доволен своей работой?

— Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?

— Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!

Источник

Что такое корень слова?

Корень сло­ва — это его глав­ная зна­чи­мая часть, в кото­рой заклю­че­но общее зна­че­ние всех одно­ко­рен­ных слов.

Корень — главная морфема

Как глав­ная мор­фе­ма, корень объ­еди­ня­ет сло­ва по общ­но­сти их зна­че­ния, например:

вод ный — под вод ный — вод яной — вод ник — под вод ник — вод яни­стый.

Все эти сло­ва обо­зна­ча­ют пред­ме­ты или при­зна­ки, име­ю­щие отно­ше­ния к вод­ной сти­хии, так как в их мор­фем­ном соста­ве про­сле­жи­ва­ет­ся один и тот же корень вод-.

В сло­ве может быть один или два корня

вод ный — вод о лаз — вод ос брос — вод о хран или­ще.

Следует раз­ли­чать сло­ва с сов­па­да­ю­щи­ми по зву­ча­нию и напи­са­нию кор­ня­ми, но раз­ны­ми по значению:

В мор­фем­ном соста­ве этих слов вычле­ним корень гор-, но это не один и тот же корень, а раз­ные мор­фе­мы, не сов­па­да­ю­щие по сво­е­му лек­си­че­ско­му значению.

Корень в составе различных слов

Слов, состо­я­щих из одно­го кор­ня и окон­ча­ния, в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся немно­го, например:

вод а, сел о, пол е, земл я, неб о, юн ый, бел ый, зелён ый, перв ый, пят ый, вед у, нес у, ид у.

Корни этих слов спо­соб­ны высту­пать без при­ста­вок и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов, поэто­му их назы­ва­ют свободными.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка состо­ят из соче­та­ния раз­ных морфем:

1. кор­ня, суф­фик­са, окончания

3. при­став­ки, кор­ня, суф­фик­са, окончания

4. при­став­ки, кор­ня, суф­фик­са, суффикса

Некоторые кор­ни в сво­бод­ном виде не встре­ча­ют­ся. Они явля­ют­ся свя­зан­ны­ми с при­став­ка­ми, суф­фик­са­ми или с дру­ги­ми корнями:

Как определить корень в слове?

Чтобы опре­де­лить корень в сло­ве, под­би­ра­ем род­ствен­ные сло­ва и вычле­ня­ем в них общую зна­чи­мую часть, в кото­рой содер­жит­ся их основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, например:

лес — лес ной — лес ник- лес ничий — лес ниче­ство;

Общей частью это­го ряда одно­ко­рен­ных слов явля­ет­ся часть лес-, кото­рую назо­вем корнем.

Трав а — трав ка, трав инка, трав ушка, трав яной, за трав енеть.

Главной мор­фе­мой это­го ряда род­ствен­ных слов явля­ет­ся часть трав-, кото­рую выде­лим в каче­стве корня.

Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Корень в однокоренных словах обычно пишется как, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Корень в однокоренных словах обычно пишется как", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Корень в однокоренных словах обычно пишется как:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *