Тема. Приложение как особая разновидность определения. Знаки препинания при приложении.
Тип урока: комбинированный урок.
1. Обобщить сведения об определении; дать понятие приложения как особой разновидности определения. Формировать умение распознавать приложение среди других членов предложения и ставить знаки препинания при приложении.
2. Использовать приложения и определения как средства выразительности речи.
4. Продолжить работу над формированием единой системы понятий «Члены предложения: главные и второстепенные»; формировать единую информационную культуру учителя и ученика.
1.Оргмомент /Приветствие, рефлексия/.
Расположенная ( причастие, есть приставка, пишем –нн-)
Маринованные огурцы, лакированные туфли ( прилагательное, есть суффикс –ова-,
Белённые известью ( причастие, есть зависимое слово, пишем –нн-)
нераспаханное поле (причастие, нет зависимых слов, пишем слитно)
ва, пишем раздельно)
ничуть не интересный рассказ (прилагательное, есть ничуть не, пи-
ление с союзом а, пишем раздельно)
3. Подготовка к ЕГЭ (часть А). Тестирование.
Цель – умение видеть повторённые орфограммы в словах.
Работа с компьютером и тестами на местах.
В каком словосочетании НЕ с последующим словом пишется слитно
2. работа (не)проверена
3. (не)длинный, а короткий
В каком словосочетании НЕ с последующим словом пишется слитно?
1.ничем (не)прикрытая голова
2.(не)глубокое, а мелкое озеро
4.совсем (не)близкий путь
В каком словосочетании НЕ с последующим словом пишется слитно
1.(не)сильный, а моросящий дождь
3.(не)исследованные геологами районы
4.далеко (не)правильный путь.
3.никем не исследова…ая
В каком словосочетании НЕ с последующим словом пишется слитно?
1.ещё (не)распустившийся цветок
2.далеко (не)легкая задача
Взаимопроверка тестов (ключи на доске).
4. Актуализация опорных для темы знаний.
Составить предложение, используя прилагательные или причастия из тестов в роли согласованных опре-делений. Сделайте синтаксический разбор предложения.
Невысохшие капли росы блестели на солнце.
Ребята, на что похожи невысохшие капли росы? Замените причастие, выступающее в роли согласованного определения, именем существительным в именительном падеже, множественного числа, чтобы оно являлось образным определением.
Капли – бриллианты блестели на солнце.
Можно ли определить вид связи между словами «капли» и «бриллианты»?
Можно ли этот вид связи назвать согласованием? / Это скорее взаимосогласование/
А в роли какого члена предложения выступает слово «бриллианты», если оно отвечает на вопрос «какие?».
6.Сообщение нового материала.
Ребята, такая разновидность определения, выраженного именем существительным, связанным с определяемым словом на основе взаимосогласования, называется ПРИЛОЖЕНИЕМ.
Как вы понимаете лексическое значение слова «приложение»?
Верно, и исходя из лексического значения, мы можем определить значение приложения как члена предложения. Это характеристика предмета через его параллельное наименование, т. е. определяя предмет, дает ему другое название.
Поскольку при взаимосогласовании нельзя на грамматической основе выявить главное и зависимое слово, т. е. определяемое существительное и определяющее его приложение, то приложение определя-ется по лексическому значению.
Различаются по значению следующие приложения:
— если во взаимосогласовании находятся нарицательные существительные, то приложением является существительное со значением качественной оценки ( красавец мужчина), родового признака (инженер-программист);
— в сочетаниях с именами собственными, называющими лицо, и нарицательными приложением явля-ется имя нарицательное: рабочий Петров, Маша – красавица, студент Сидоров.
— в сочетаниях с именами собственными, не называющими лицо, и нарицательными приложением является имя собственное: река Волга, город Краснодар, станица Советская.
Знакомство с материалом учебника (с. 75).
— О чём не было сказано? /об особом виде приложения – собственных наименованиях, обозначающих наименования газет, журналов, художественных произведений, предприятий;
о постановке дефиса при приложении/. Поставьте дефис между приложением в нашем предложе-нии.
7. Первичное закрепление нового материала.
а) Многие из вас затрудняются определить, какое из двух написанных через дефис существительных является приложением. А это не так уж и трудно. Вспомните, каково значение приложения. /даёт предмету другое название, подчёркивает какие-то особенности/. Замените это слово обычным согласованным определением: лётчик-испытатель (лётчик, испытывающий самолёт), чудо-ягода(чудесная ягода).
А теперь потренируемся. Словосочетания с определениями преобразуем в приложения.
б) составление таблицы «Знаки препинания при приложении» /упр. 164, с. 76/
Красавцы кони, старик сторож, гигант завод,
Река Москва, журнал «Природа»
Дерево дуб, цветок ромашка
Повесть «Капитанская дочка»
в) Найдите в предложениях приложения:
В классе мы читали повесть «Капитанская дочка». На дереве сидел дятел-барабанщик. Я смотрю на его весёлое лицо и вспоминаю бабушкины сказки про Ивана-царевича и Иванушку-дурачка. Учёный –фило-лог занимается изучением языка. Москва –река закована в гранит. Река Кубань протекает через всю территорию края.
г) Работа по группам. Составьте предложения, используя данные сочетания. Какие из них могут при-дать тексту образность, выразительность?
А как называются образные определения? /эпитет/. Какие бывают эпитеты? /изобразительные и выразительные/.
(Одновременно работа по карточкам. Задание: найди приложения в предложениях.)
д) Подготовка к ЕГЭ (часть В).Элементы комплексного анализа текста./ рабочая тетрадь «Комплекс-ный анализ текста» 8 класс; текст 4, задания1,2,3,4, 5, 6, 7, 8.)
8.Обощающий вывод (делается учащимися).
Прочитайте, пожалуйста, слова Александра Ивановича Куприна:
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
9.Чтоб упрочить ваше знанье, даю домашнее задание: параграф 18, упр. 167, обозначьте эпитеты; текст 4 (КАТ), задания 9-12.
10.Подведение итогов урока, комментирование оценок.
Найди приложения в предложении, поставь, где нужно, дефис при приложении, подчеркни их как член предложения.
Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник англичанин.
Ярко горели лампы, и всё пел и пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.
Солдат татарин окончательно был сбит с толку подвохами своего начальства.
Найди приложения в предложении, поставь, где нужно, дефис при приложении, подчеркни их как член предложения.
Год назад вулкан ворчун напомнил о себе.
Он долго полз через кофейные плантации и просидел до утра в шалаше у старика метиса.
Боровик крепыш отличался от других грибов.
Найди приложения в предложении, поставь, где нужно, дефис при приложении, подчеркни их как член предложения.
Нигде и никто из нас не видел таких исполинских грибов дождевиков, как на этом плёсе.
Поэт Некрасов провёл своё детство на берегу реки Волги.
В классе мы читали о попрыгунье стрекозе и трудолюбивом муравье.
Найди приложения в предложении, поставь, где нужно, дефис при приложении, подчеркни их как член предложения.
Няня рассказывала сказку про братца Иванушку и сестрицу Алёнушку.
В студёный осенний денёк вышел Игнатий на Енисей и поставил перемёт самолов.
Врач Сергеева уехала.
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
«Русский язык в умных руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 8 классе по теме «Приложение» урок 30
Задачи: дать представление о приложении как второстепенном члене предложения; формировать умение отличать приложения от подлежащего и обращения, ставить знаки препинания при приложении; использовать в речи как синонимы согласованные и несогласованные определения.
Ι. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (устно) Беседа о второстепенных членах предложения и способах выражения определения.
III. Актуализация опорных знаний о словосочетании.
Записать под диктовку. Выделить в них словосочетания ГЛ.*+ СУЩ. Падеж существительного обозначить.
ΙV. Усвоение новых знаний
— Знакомство с приложением как особым видом определения и знаками препинания при нём — чтение теоретического материала на стр. 69.
— Знаки препинания при приложении (делаем таблицу в тетради):
— если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое –видовое понятие:
Дерево (род.пон.) береза (вид. пон.)
-если сочетание двух существительных представляют собой:
1. названия научных терминов: рак-отшельник, жук-олень;
2. названия специальностей врач-терапевт, ученый-филолог;
3. указывает на возраст, национальность, родство и т.д. например: с олдат-украинец, бабушка-чешка.
1. Красавец мужчина (красивый мужчина)
Гигант завод (гигантский завод)
— Упражнение 138 — устно.
— Упражнение 139 — списать, обозначить приложения как члены предложения. Обосновать свои действия.
1) На дереве сидел дятел-барабанщик. На стволе дерева мы заметили птицу дятла. Гриб подосиновик – один из лучших грибов. Крепыш боровик отличался от остальных грибов. Боровик –крепыш отличался от других грибов.
V. Первичная проверка и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.
. Мартышка осёл козёл да косолапый мишка затеяли сыграть квартет. (И. Крылов )
VI. Домашнее задание. Упр.144 первый абзац стр. 69 т.м.
VII. Подведение итогов урока.
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка в 8 классе по теме «Приложение» урок 30
Задачи: дать представление о приложении как второстепенном члене предложения; формировать умение отличать приложения от подлежащего и обращения, ставить знаки препинания при приложении; использовать в речи как синонимы согласованные и несогласованные определения.
Ι. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (устно) Беседа о второстепенных членах предложения и способах выражения определения.
III. Актуализация опорных знаний о словосочетании.
Записать под диктовку. Выделить в них словосочетания ГЛ.*+ СУЩ. Падеж существительного обозначить.
ΙV. Усвоение новых знаний
— Знакомство с приложением как особым видом определения и знаками препинания при нём — чтение теоретического материала на стр. 69.
— Знаки препинания при приложении (делаем таблицу в тетради):
— если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое –видовое понятие:
Дерево (род.пон.) береза (вид. пон.)
-если сочетание двух существительных представляют собой:
1. названия научных терминов: рак-отшельник, жук-олень;
2. названия специальностей врач-терапевт, ученый-филолог;
3. указывает на возраст, национальность, родство и т.д. например: солдат-украинец, бабушка-чешка.
1.Красавец мужчина (красивый мужчина)
Гигант завод (гигантский завод)
— Упражнение 138 — устно.
— Упражнение 139 — списать, обозначить приложения как члены предложения. Обосновать свои действия.
1) На дереве сидел дятел-барабанщик. На стволе дерева мы заметили птицу дятла. Гриб подосиновик – один из лучших грибов. Крепыш боровик отличался от остальных грибов. Боровик –крепыш отличался от других грибов.
V. Первичная проверка и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.
. Мартышка осёл козёл да косолапый мишка затеяли сыграть квартет. (И. Крылов )
VI. Домашнее задание. Упр.144 первый абзац стр. 69 т.м.
VII. Подведение итогов урока.
Номер материала: 185992
Не нашли то, что искали?
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какие сложные прилагательные пишутся слитно а какие через дефис?
Как пишутся наречия с дефисом.
В каких случаях сложные прилагательные пишутся слитно а в каких случаях раздельно или через дефис.
В каком ряду все слова пишутся через дефис?
Какие местоимения пишутся с дефисом?
В каких случаях сложные существительные пишутся через дефис.
20 баллов 20 слов которые пишутся через дефис.
В каком ряду все слова пишутся через дефис?
В каком варианте ответа все наречия пишутся через дефис.
Резные Цветы Ветерку Зима Большими Украсила.
Много стран Столиц мира Восхищение цивилизацией В конической форме Головного убора Священной горы Мифические орнаментальные узоры Фантастические крылатые кони В золотых орнаментах Сложные символы.
Конь, и все ответупака.
Инструктор по вождению предупредил : «При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. «.
Громкая вьюга, издающая похожий на вой звук.
Только 1 предложение : Когда человек ленивый и ничего не хочет делать.
A1. 3 A2. 2 A3. 3 А4. 3 А5. 2 А6. 1 А7. 4 А8. 1 А9. 1 А10. 1, 2, 3 А11. 1, 2, 3 А12. 1.
1). Выгарки, скачок, заросли, горение, зарянка, загорелый, озарять, скачу, Ростислав, на вырост. 2). Главная выскОчка, зелёные водорОсли, богатый рОстовщик, красиво загОреть, можно полОжиться, уехать в РОстов, произрАстать в пустыне, озАриться счаст..
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Крепыш боровик как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Крепыш боровик как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.