Слово Кто написал произведение человек как предмет воспитания - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):
Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Реферат: К. Д. Ушинский один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитания человека гражданина, тесными узами связанного с трудящимися массами, с народной кул
Название: К. Д. Ушинский один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитания человека гражданина, тесными узами связанного с трудящимися массами, с народной кул Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат Добавлен 04:50:55 16 октября 2011 Похожие работы Просмотров: 548 Комментариев: 12 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вологодский государственный педагогический университет
Тема: «Фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Его значение для отечественной педегогики».
Глава 1. Краткая биография К.Д.Ушинского…………….С. 3
Глава 2. Фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»….С. 4-8
Глава 1. Краткая биография К.Д.Ушинского.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) – великий русский педагог. После окончания юридического факультета Московского университета готовился к научной деятельности и читал лекции в Ярославском демидовском юридическом лицее, но вскоре был заподозрен в политической неблагонадежности и вынужден был оставить лицей. В 1854 г. К.Д.Ушинский вступил в должность преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте, а через год стал инспектором того же института. Здесь он коренным образом перестроил учебно-воспитательную работу на основе передовых для того времени педагогических принципов и методов обучения. В 1860 г. К.Д.Ушинский был назначен редактором «Журнала Министерства народного просвещения».
С 1859-1862 гг. занимал должность инспектора классов Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге.
К.Д.Ушинский – один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитания человека – гражданина, тесными узами связанного с трудящимися массами, с народной культурой.
К.Д.Ушинский является одним из основоположников отечественной педагогики и народной школы. Его трудами была создан стройная педагогическая система, а теоретические положения ее реализованы в учебных книгах, по которым учились многие поколения русского народа [4].
До самой смерти К.Д.Ушинский интенсивно занимался научной деятельностью в области теории педагогики и методики начального обучения.
Главным и фундаментальным трудом всей профессиональной деятельности К.Д.Ушинского является работа «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Глава 2. Фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Отталкиваясь от цели воспитания, которой является духовное развитие человека через культурные традиции народа, К.Д.Ушинский одним из первых в отечественной педагогике начал рассматривать проблему «основной идеи образования», задумался над созданием образовательной модели, которая соответствовала бы национальному характеру и традициям. Прежде всего следовало определить предмет воспитания. По его мнению, им должен являться человек как таковой. Основываясь на знаниях о человеке как о предмете воспитания, необходимо выстраивать весь педагогический процесс. Этой проблеме он посвятил свою фундаментальную работу «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», первый том которого вышел в Санкт-Петербурге в 1868 г, а второй – в 1869г. [2]
В тот период в области психологии боролись два направления: метафизическая психология, представители которой пытались строить психологию умозрительно, априорно, начиная с определения «души», и новое направление – эмпирическая психология, сторонники которой стремились опереться на опыт, изучить факты т отдельные стороны психической жизни, начиная с простейших ее проявлений. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии[3].
В заглавии этого труда, как в зеркале, отразилось основное направление научных поисков Ушинского: стремление раскрыть закономерности развития человека, объяснить закономерности самого воспитания как осознанного управления этим развитием. Ушинский четко определил в заглавии своей книги существо педагогической деятельности, центральный объект педагогической науки.
Под педагогикой К. Д. Ушинский понимал теорию воспитания. Воспитание он определял как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке», формирование личности под руководством воспитателя.
К.Д.Ушинский считал, что обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий: если, во-первых, оно будет связано с жизнью; во-вторых, будет построено в соответствии с природой ребенка и, наконец, в-третьих, если преподавание ведется на родном языке учащихся.
Все дидактическое учение Ушинского пронизано утверждением того, «что не с курьезами и диковинками науки должно в школе знакомить дитя, а, напротив, приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает, и тем самым показать ему на практике связь между наукою и жизнью» [1, V]. Ведя неустанную борьбу против оторванности школы и обучения от жизни, от интересов народа, Ушинский на примере классических гимназий, где преподавание классических языков выдвигалось на первый план в ущерб всем остальным предметам школьного курса, вскрывал несостоятельность и антинародный характер существовавшей в его время системы образования. Он считал необходимым, чтобы каждый учебный предмет наряду с обогащением памяти учащихся реальными знаниями приучал их пользоваться этими знаниями в жизни.
В своем труде “Человек как предмет воспитания” К.Д.Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, – строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания.
В полном соответствии с учениями русских физиологов-материалистов Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.
Среди наук, изучающих человека, К.Д.Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.
Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.
К.Д.Ушинский раскрыл особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторов формирования характера. Так отметив существование двух видов внимания, он указал на то, что через стимулирование внимания пассивного необходимо развивать внимание активное, имеющее значение в процессе обучения для укрепления памяти.
К сожалению, третий том, посвященный собственно педагогическим проблемам, К.Д.Ушинский завершить не успел, и он представлен только отдельными материалами [2].
К.Д.Ушинский внес огромный вклад в развитие отечественной школы и педагогики. Его классический труд «Человек как предмет воспитания» получил широчайшую известность и вошел в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы.
Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни,— писал Ушинский,— и к ней-то я должен направлять все свои способности» [1]. В этих словах весь смысл деятельности и творчества великого педагога.
В своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д.Ушинский рассмотрел особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторов формирования характера, глубоко раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в развитии умственных сил ребенка. Изложил психологические основы дидактики – теории обучения, придерживался принципа природосообразности.
Педагогическое наследие К.Д.Ушинского не утратило своего значения и остается актуальным в настоящее время [2].
1. Ушинский К.Д. // Избр. пед. соч. в 2-х томах. – М.: Педагогика, 1974. – Т.1. Человек как предмет воспитания.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. акад. А.И.Пискунова. –
3-е изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 496 с.
3. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с., ил.
4. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. Заведений / Сост. С.Ф.Егоров. – 2-е изд, стереотип. – М: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
Читать онлайн «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
Автор Константин Ушинский
К. Д. Ушинский
Человек как предмет воспитания
Опыт педагогической антропологии
Том I
Предисловие
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым
человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание
требует терпения; некоторые
способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме
терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя
многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом. Но
разве есть специальная наука воспитания? Отвечать на этот вопрос положительно или
отрицательно можно, только определив прежде, что мы разумеем вообще под
процесс изучения всякого мастерства будет наукою; если же под именем науки мы будем
разуметь объективное, более или менее полное и организованное изложение законов тех
или других явлений, относящихся к одному предмету или к предметам одного рода, то
ясно, что в таком смысле предметами науки могут быть только или явления природы, или
явления души человеческой, или, наконец, математические отношения и формы, существующие также вне человеческого произвола. Но ни политика, ни медицина, ни
не зависит более от воли человека. Наука только изучает существующее или
существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем
несется цель и идеал его творчества.
свою теорию; но теория искусства не наука; теория не излагает законов существующих
уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке.
только существующие факты: существование, сосуществование, последовательность, сходство (явлений). Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но
указывают на то, что должно быть». Ясно, что в таком смысле ни политику, ни медицину, ни педагогику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только
указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к
не наукою воспитания.
удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека, т. е.
Статья о педагоге-гуманисте К.Д. Ушинском. Отзыв на книгу «Человек, как предмет воспитания».
«Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Эссе о педагоге-гуманисте К.Д. Ушинском
и его произведении «Человек, как предмет воспитания»
Прочитав книгу К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания», я рассматривала в ней вопросы воспитания, так как сама являюсь заместителем директора по воспитательной работе. Именно поэтому в этом мне очень интересны взгляды Константина Дмитриевича.
Ушинский отводит большое место вопросам воспитания личности, в которых главную роль занимает воспитание патриотизма. Он также считает, что необходимо, в первую очередь, воспитывать человека нравственно. Это намного важнее, чем развивать его ум. Ушинский утверждает, что воспитывая человека, необходимо развивать в нем гуманность, ответственность, волю, характер, дисциплинированность, правдивость, самолюбие, любовь. Он рассматривает эти качества не как отдельно себя составляющие, а как совместно объединенные стороны всего воспитательного процесса в целом. В единстве такие качества формируют личность. Но самым главным чувством Константин Дмитриевич считал «Чувство патриотизма». Именно оно является фундаментом, закладываемым в процессе воспитания человека. Ушинский утверждает, что настоящий патриот- это личность, которая, в первую очередь, живет интересами государства, и, следовательно, подчиняет этим интересам свои собственные. Это человек, душой болеющий за свою Родину. Несколько человек-это уже народ, а народ-это великая сила государства. Именно народ может обеспечить продвижение государства вперед, как в политике, так и в экономике, медицине, образовании, культуре.
Где же взять силу народу для продвижения государства вперед? Только в своем человеческом сердце, своей чистой душе. Может ли в сердце человека неожиданно появиться благ o р o дн e й шее стр e мл e ние? Конечно же нет. Такие п o двиги велик o душия, патри o тизма, любви к чел o вечеству, не появляются неожиданно, не рождаются самостоятельно. Они нуждаются в воспитании, должны развиваться еще со школы. История народа является основным источником воспитания патриотизма. Увлекательная жизнь прошлого, культура, обычаи, традиции, быт, питают патриотические чувства человека. Насыщаясь историей, человек поднимается на много ступеней выше в воспитании, он становится настоящим патриотом. Так почему же среди нынешнего народа так много ложного, показн o го патриотизма? Все потому, что люди перестали интересоваться своей историей. Если спросить у простого прохожего на улице, часто ли он посещает, например, музей? Он ответит, что это было давно. Начинать воспитывать патриотизм необходимо в семье. Ведь именно в семье закладываются те самые кирпичики воспитания, необходимые для создания могучего фундамента личности патриота. В современных семьях сейчас мало внимания уделяют традициям, обычаям своего народа. Как ни печально, но люди стали забывать свою историю.
В школе воспитанию патриотизма уделяется огромное внимание. В течение учебного года проводится ряд мероприятий по данной тематике. В нашей школе традиционно, на протяжении нескольких лет, проводится широкомасштабная акция «Я помню, я горжусь!», посвященная празднованию Великой Победы. В ходе данной акции, учащиеся с удовольствием ходят в гости к ветеранам ВОВ и приглашают их на тематические гостиные. Личный пример солдат-патриотов навсегда запоминается юным сердцам. Актуальны также мероприятия, посвященные «Дню языков», «Дню Конституции РК», «Дню Первого Президента РК», «Дню независимости РК», «Дню Единства народов Казахстана» и многие другие. Что дают такие мероприятия учащимся? Они приобщают детей к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить тот самый фундамент нравственности и патриотизма.
Если в системе, сообща, будут работать семья и школа, то результатом этого станет нравственно развитый, культурно обогащенный народ. Патриоты, с открытыми сердцами и чистыми душами, для которых интересы государства будут превыше своих собственных.
Так давайте же, возьмемся за руки, друзья, и воспитаем, настоящих патриотов своей Родины! Детей, в чьих руках наше будущее!
Статья по истории педагогики на тему «К.Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
«Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ
«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
«Книга наша назначается не для психологов-специалистов, но для педагогов, сознавших необходимость изучения психологии для их педагогического дела».
Ушинский задумывал трехтомный труд, но написать третий том не успел:
Первый том включает в себя методологическое обоснование педагогики в развернутом предисловии (31 страница);
в физиологической части изложены свойства живых организмов, процессы их питания и роста, мускульная система, строение и деятельность нервной системы человека, привычки и навыки как усвоенные рефлексы, участие нервной системы в акте памяти, влияние нервной системы на воображение, чувство и волю).
В психологической части (в несколько раз больше физиологической): весь 1 том посвящен сознанию человека: внимание, ощущение, память, воображение, рассудочный процесс и образование понятий, суждений, умозаключений, индуктивный метод рассуждения, разум.
В 3 томе планировалось изложить все те возможные педагогические правила, вытекающие сами собою из анализа рассмотренных в 1,2 томах законов психофизиологической деятельности.
В предисловии к первому тому своей «Педагогической антропологии» Ушинский писал , что задача педагогической антропологиии не в том, чтобы дать универсальные правила воспитания, годные на все случаи жизни, а в том, чтобы помочь учителям узнать реальные психофизические и психические закономерности человека, чтобы они могли в каждой конкретной ситуации принимать наиболее соответствующее решение об адекватных педагогических мерах. «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли же при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты? Едва ли найдется хоть одна педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредных и полезных сторон и которая не могла бы дать в одном случае полезных результатов, в другом вредных, а в третьем никаких»
В первых двух главах, рассматривая существенные свойства растительного организма, К. Д. Ушинский обращает внимание на такие из них, как рост, органы, силы развития, материалы для развития, значение питательного процесса и его условия, влияние питательного процесса на перерождение организмов. Мыслитель полагает, что эти знания важны для педагогов, особенно в организации процессов физического воспитания.
Из них выводятся основы физического воспитания человека. Для хорошего обучения важны: 1) перемена деятельности и 2) полноценный сон. «Вот почему воспитание, заботясь о гармоническом развитии человеческого организма, должно управлять и сном».
При рассмотрении процесса превращения произвольных действий человека в непроизвольные К. Д. Ушинский изучает рефлективные основания привычек. Привычкой он называет «замечательное явление нашей природы», состоящее в том, что «действия, совершаемые нами вначале сознательно и произвольно, от частого их повторения совершаются потом без участия нашего сознания и произвола и, следовательно, из ряда действий произвольных и сознательных переходят в разряд действий рефлективных, или рефлексов, совершаемых нами помимо нашей воли и нашего сознания».
Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания. Детям нужно показывать картины или писать слова на доске, заставлять их внимательно слушать то, что говорит учитель и самих громко и отчетливо произносить и рассказывать заученное по картинке. Чем прочнее усвоятся памятью первые образы, считает мыслитель, тем легче будет проходить дальнейшее обучение. Таким образом, в соответствии с психофизиологическими особенностями детского возраста, важнейшим источником получения новых знаний для детей является опыт, приобретаемый с помощью внешних чувств. Следовательно, большое значение в обучении придается соблюдению принципа наглядности.
Изучив работу физиологическая часть работы Ушинского, воспитатель должен знать, следующие принципы, придерживаясь которым, организм ребенка будет здоровым и работоспособным:
1. Переменная деятельность ребенка, которая поможет заставить ребенка сделать гораздо больше и без усталости, нежели давать его деятельности одно и то же направление.
2. Чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки.
3. В первый год жизни ребенок живет не одной физической жизнью, в его душе и нервной системе подготавливаются основные элементы всей будущей психической деятельности: вырабатываются те силы и те основные приемы, с которыми он впоследствии будет относиться и к природе, и к людям.
4. При усвоении материала, заставить участвовать зрение, показывая карту или картинку; но и в акте зрения заставить участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины, или писать слово четкими белыми буквами на черной доске.
5. Призывать к участию голосовой орган, заставляя ребенка произносить громко то, что он учит, рассказывать по картинке или по карте.
6. Активизировать слух ребенка, заставляя внимательно слушать то, что говорит ясно и громко учитель или повторяют другие дети, и замечать ошибки.
7. Призывать к участию осязание, обоняние и вкус, если изучаемые предметы это допускают.
При таком дружном содействии всех частей нервного организма, дети будут работоспособными и здоровыми, в памяти прочнее залягут первые образы, даваемые учением.
Книга: Ушинский К. Д. «Человек как предмет воспитания»
Содержание:
Предисловие. 3 ГЛАВА I. Об организмах вообще. 46 ГЛАВА II. Существенные свойства растительного организма. 52 ГЛАВА III. Растительный организм в животном. Процесс питания. 60 ГЛАВА IV. Необходимость и особенные условия возобновления тканей животного организма. 65 ГЛАВА V. Потребность отдыха и сна. 70 ГЛАВА VI. Нервная система, органы чувств: орган зрения и его деятельность. 76 ГЛАВА VII. Остальные органы чувств. Орган слуха. 93 ГЛАВА VIII. Мускулы, мускульное чувство. Орган голоса. Мускулы. 111 ГЛАВА IX. Нервная система: ее центр и разветвления. 131 ГЛАВА X. Деятельность нервной системы и ее состав. 144 ГЛАВА XI. Нервная усталость и нервное раздражение. 156 ГЛАВА XII. Отражательные, или рефлективные, движения. 162 ГЛАВА XIII. Привычки и навыки как усвоенные рефлексы. 181 ГЛАВА XIV. Наследственность привычек и развитие инстинктов. 192 ГЛАВА XV. Нравственное и педагогическое значение привычек. 203 ГЛАВА XVI. Участие нервной системы в акте памяти. 210 ГЛАВА XVII. Влияние нервной системы на воображение, чувство и волю. 236
Издательство: «Директ-Медиа» (2012)
Ушинский К. Д.
Константи́н Дми́триевич Уши́нский
Дата рождения:
Константи́н Дми́триевич Уши́нский (19 февраля (2 марта) 1824, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — российский педагог, основоположник научной педагогики в России.
Содержание
Биография
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского [1] — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.
После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но стариный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.
После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Петр Григорьевич Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского заняться педагогикой.
После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.
В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.
Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальства на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним. Все это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.
Через полтора года безуспешных попыток утроиться на преподавательскую работу в Ярославле К. Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий — достаточно мелкую чиновничью должность. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института была воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Так за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854—1859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и традиции в институте, которые сохранялись в нем вплоть до 1917 года. Так ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, как правило, характерное для учебных заведений закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания.
Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.
В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е. О. Гугеля, в котором он нашел, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха его статьи, Ушинский становится постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).
В 1859 году К. Д. Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения контингента учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввел практику преподавание учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввел в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать «Журнал Министерства Народного Просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.
Однако у К. Д. Ушинского произошел конфликт с начальницей института М. Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института — он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела.
За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.
В середине 60-х годов К. Д. Ушинский с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный К. Д. Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалении, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определенной философской системы, он вполне самостоятельно дал в своем труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание. Так же в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.
В последние годы жизни К. Д. Ушинский выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.
Скончался К. Д. Ушинский 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года) в Одессе, и был похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.
Семья
Основные педагогические идеи Ушинского
Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.
Влияние идей Ушинского
Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской Учительской Семинарии Алексей Осипович Черняевским I часть «Вэтэн дили» («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов К. Д. Ушинского.
Память
Именем К. Д. Ушинского названы:
Адреса в Санкт-Петербурге
Примечания и ссылки
Литература
Другие книги схожей тематики:
См. также в других словарях:
ЧЕЛОВЕК — главная тема философии, центральная проблема всех филос. школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований. Ч., по мнению Б. Паскаля, это химера, невидаль,… … Философская энциклопедия
Человек — высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно исторической деятельности и культуры. Ч. предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные… … Большая советская энциклопедия
Высокая теория воспитания — (ВТВ) устоявшийся термин для обозначения теории воспитания, принятой в Мире Полудня братьев Стругацких. ВТВ не существует в законченном виде, но ряд её положений, предпосылки для её возникновения, ожидаемые трудности с её внедрением… … Википедия
ЛИЧНОСТЬ — общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… … Философская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
Ушинский, Константин Дмитриевич — Константин Дмитриевич Ушинский … Википедия
Ушинский — Ушинский, Константин Дмитриевич Константин Дмитриевич Ушинский Дата рождения: 19 февраля (2 марта) 1824(1824 03 02) … Википедия
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ — область науки, изучающая историч. развитие образовательной практики и пед. знания в их единстве, а также во взаимосвязи с совр. проблемами образования и пед. наук. Интегрируя данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, истории… … Российская педагогическая энциклопедия
Воспитание — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие … Википедия
Воспитательная работа — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие 1.2 Человек … Википедия
Воспитание — В латинском (educatio) и немецком (Erziehung) словах, обозначающих это понятие, мы находим корень, общий с глаголами вести, тянуть (ducere, ziehen); в русском слове корень общий с глаголом питать, что гораздо правильнее. Слово воспитание… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Кто написал произведение человек как предмет воспитания, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Кто написал произведение человек как предмет воспитания", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.
Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Кто написал произведение человек как предмет воспитания: