Как правильно пишется слово «Лжедмитрий»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: крафт — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «лжедмитрий»
Предложения со словом «лжедмитрий»
Цитаты из русской классики со словом «Лжедмитрий»
Значение слова «Лжедмитрий»
1. истор. прозвище ряда самозванцев, выдававших себя за сына Ивана Грозного царевича Дмитрия (Викисловарь)
Отправить комментарий
Значение слова «Лжедмитрий»
1. истор. прозвище ряда самозванцев, выдававших себя за сына Ивана Грозного царевича Дмитрия
Предложения со словом «лжедмитрий»
Лжедмитрий приказал держать его «в озлоблении скорбном».
На престол претендовали все кому не лень: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, поляки, казаки, шведы.
Синонимы к слову «лжедмитрий»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
лжедмитрий
Смотреть что такое «лжедмитрий» в других словарях:
Лжедмитрий I — Лжедмитрий I. ЛЖЕДМИТРИЙ I (? 1606), русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Григорий Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия (Димитрия). В 1604 с польско литовскими отрядами перешел русскую… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЛЖЕДМИТРИЙ II — ( Тушинский вор ) (? 1610), самозванец, выдававший себя за сына Ивана IV Грозного Дмитрия (Димитрия). В 1607 собрал войско и выступил на Брянск и Тулу. В 1608 основал под Москвой Тушинский лагерь (откуда безуспешно пытался захватить столицу);… … Современная энциклопедия
ЛЖЕДМИТРИЙ — I (? 1606) русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. В 1604 с польско литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков … Большой Энциклопедический словарь
ЛЖЕДМИТРИЙ II — ( Тушинский вор ) (? 1610) самозванец неизвестного происхождения. С 1607 выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608 09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой… … Большой Энциклопедический словарь
ЛЖЕДМИТРИЙ — I (? 1606), русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Речи Посполитой под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. Обещал королю Сигиз муиду III отдать Речи Посполитой Ссвсрскую и Смоленскую земли, ввести … Русская история
Лжедмитрий I — (? 1606) русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. В 1604 с польско литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков и … Политология. Словарь.
Лжедмитрий II — («Тушинский вор») (? 1610) самозванец неизвестного происхождения. С 1607 выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608 09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой… … Политология. Словарь.
Лжедмитрий II — (“Тушинский вор”) (? 1610), самозванец, выдававший себя за сына Ивана IV Грозного Дмитрия (Димитрия). В 1607 собрал войско и выступил на Брянск и Тулу. В 1608 основал под Москвой Тушинский лагерь (откуда безуспешно пытался захватить столицу);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
лжедмитрий
1 Лжедмитрий
См. также в других словарях:
Лжедмитрий I — Лжедмитрий I. ЛЖЕДМИТРИЙ I (? 1606), русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Григорий Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия (Димитрия). В 1604 с польско литовскими отрядами перешел русскую… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЛЖЕДМИТРИЙ II — ( Тушинский вор ) (? 1610), самозванец, выдававший себя за сына Ивана IV Грозного Дмитрия (Димитрия). В 1607 собрал войско и выступил на Брянск и Тулу. В 1608 основал под Москвой Тушинский лагерь (откуда безуспешно пытался захватить столицу);… … Современная энциклопедия
ЛЖЕДМИТРИЙ — I (? 1606) русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. В 1604 с польско литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков … Большой Энциклопедический словарь
ЛЖЕДМИТРИЙ II — ( Тушинский вор ) (? 1610) самозванец неизвестного происхождения. С 1607 выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608 09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой… … Большой Энциклопедический словарь
ЛЖЕДМИТРИЙ — I (? 1606), русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Речи Посполитой под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. Обещал королю Сигиз муиду III отдать Речи Посполитой Ссвсрскую и Смоленскую земли, ввести … Русская история
Лжедмитрий I — (? 1606) русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. В 1604 с польско литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков и … Политология. Словарь.
Лжедмитрий II — («Тушинский вор») (? 1610) самозванец неизвестного происхождения. С 1607 выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608 09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой… … Политология. Словарь.
лжедмитрий — лжедмитрий, лже дмитрий … Орфографический словарь-справочник
Лжедмитрий II — (“Тушинский вор”) (? 1610), самозванец, выдававший себя за сына Ивана IV Грозного Дмитрия (Димитрия). В 1607 собрал войско и выступил на Брянск и Тулу. В 1608 основал под Москвой Тушинский лагерь (откуда безуспешно пытался захватить столицу);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Лжедмитрии смутного времени
Когда в обществе неспокойно, обязательно находится человек, который пытается «поймать рыбку в мутной воде». Обычно он бывает движим собственными корыстными целями, его сжигают честолюбие и желание воспользоваться обстоятельствами с выгодой для себя. Так, в период Смуты и безвластия на Руси после Ивана Грозного, сразу несколько авантюристов претендовали на роль царевича Дмитрия, сына царя Ивана IV, при загадочных обстоятельствах погибшего в Угличе в 1591 г. открывает страницу самозванцев смутного времени Лжедмитрий I, начавший движение к престолу еще при жизни Бориса Годунова.
Лжедмитрии, которым удалось занять трон
1 «заместитель» законного государя был выходцем из монастыря. Его происхождение точно не известно. Согласно одной версии, он был монахом, о родителях которого нет сведений. Согласно другой – он был дворянского рода, родился в Варшаве, получил неплохое образование. Не исключено также что он был холопом у Романовых (тех самых, которые позже превратились в царский род).
Наиболее распространенная версия – первый Лжедмитрий на самом деле был монахом Григорием Отрепьевым, ставшим марионеткой в политических играх поляков. Заручившись поддержкой отца своей супруги Марины Мнишек польского воеводы Юрия Мнишека, самозванец двинулся на Москву. Он стал русским царем и правил почти год, в период с 1605 по 1606. Фраза «годы правления» к нему неприменима, поскольку он сидел на русском престоле всего несколько месяцев.
Биография этого государя оказалась печальной и короткой: убийство Лжедмитрия произошло вследствие недовольства и бояр, и народа его правлением. Царствование его ознаменовалось попытками заискивания с поляками (внешняя политика) – как только он женился на Марине Мнишек, как тут же пообещал ей Новгород и Псков во владение. Старался заручиться помощью церковных властей, для чего поспособствовал избранию нового патриарха Игнатия, преданного ему человека. Во внутренней политике он старался завоевать авторитет подданных, разрешив крестьянам уходить от помещиков, если те их не кормят, а помещикам, в свою очередь, раздавал земли, вследствие чего росло налоговое бремя, лежащее на крестьянах. Такая непоследовательность привела к усилению недовольства среди всех слоев населения. Созрел боярский заговор, свершилось жестокое убийство самозванца. Народные массы, которых спровоцировали бояре, расправились с ним.
Так была перевернута первая страница самозванцев в истории России, а всего Лжедмитриев было 4 или 5 – различные источники позволяют трактовать события по-разному.
Следующим претендентом на царский трон стал Лжедмитрий 2, которого не испугала судьба первого.
Лжедмитрий II до Москвы не дошел. Однако мы говорим о периоде правления Лжедмитрия 2, потому что он действительно некоторое время был у власти. Правда, второй самозванец, который сменил Григория Отрепьева, осуществлял управление страной из села Тушина, что под Москвой. Скорее всего, по происхождению он был сыном священнослужителя.
Этот правитель был прозван в народе «Тушинским вором», поскольку село Лжедмитрия (по сути, его ставка) называлось Тушино.
Осажденные войсками Лжедмитрия 2 города сдавались один за другим. В помощь ему пришел атаман Заруцкий, военачальник, переходивший на сторону того или иного противника в зависимости от того, кто в данный момент был сильнее.
О деятельности этого Лжедмитрия почти ничего невозможно сказать, поскольку он продержался у власти недолго – его тоже убили. Убийство свершилось прямо в Тушинском лагере, причем преступление совершил стражник из войск этого самозванца – Петр Урусов.
Убийца немедленно бежал в город Калугу.
У Лжедмитрия 2 и Марины Мнишек, официально «признавшей» в нем погибшего мужа, родился сын по прозвищу «Воренок». Страшной оказалась судьба этого ребенка: его повесили вместе с атаманом Заруцким после смерти Лжедмитрия Второго, свержением которого век Лжедмитриев не закончился.
Лжедмитрии, не добравшиеся до власти
Лжедмитрий III – довольно загадочная персона. Даты его рождения мы не знаем, как и его происхождения. Первое появление Лжедмитрия № 3 случилось в Новгороде. Некий человек (вероятно, торговец) прямо на городском рынке начал вещать народу, что он и есть спасшийся сын Ивана Четвертого. Новгородцы ему не поверили и изгнали из города. Тогда загадочный молодой человек собрал сторонников из разных слоев населения и начал движение по Руси. Вошел в Ивангород, после – во Псков. Признало его первое (казацкое) ополчение. Но так как вел он себя крайне непохвально (пьянствовал, позволял своему войску бесчинствовать и разбойничать), его убили.
Лжедмитрий 4 тем временем объявился в Астрахани. Даты появления обоих самозванцев практически совпадали. «Мозгом» и руководством его войска стал Петр Урусов – тот самый, что совершил убийство второго самозванца. О нем вообще мало что известно: он бесследно исчез. Возможно, этого Лжедмитрия просто-напросто народ осмеял и прогнал.
Был ли какой-нибудь 6 Лжедмитрий? Возможно, где-нибудь в захолустном городке и появлялся. А вот пятый точно существовал. Это был некий Михаил Молчанов, участвовавший в попойках и развлечениях первого самозванца. После его смерти прихватил кое-какое ценное государственное имущество и реликвии и отправился по русским городам, заявляя повсюду, что он – спасшийся царь Димитрий. Старался попасть под покровительство поляков. Но до трона дойти не сумел.
Причины появления самозванцев
Почему столько лжецаревичей бродило по просторам русских земель после смерти Бориса Годунова и после 1607 года? Причины появления самозванцев следует связывать с причинами Смутного времени. Разруха, безвластие, прекращение царской династии, голод, попытки иностранных государств подмять под себя обескровленную Русь – страна находилась в бедственном положении. Этим и пытались воспользоваться различные авантюристы. Им на руку сыграла странная гибель младшего сына Грозного, тайна которой до сих пор не раскрыта.
Итоги этого лихолетья были печальны. Но к счастью, народу удалось одержать победу над выскочками-«царевичами», плясавшими под чужую дудку, и над интервентами. Эту задачу решил поход Минина и Пожарского. В конце концов, этап безвластия завершился, история повернула в иное, более прямое и ровное русло – престол заняли представители новой династии Романовых, давшей немало сильных личностей, и силы России начали сплачиваться вокруг них.
Лжедмитрий I
Лжедмитрий I (официально — царь Дмитрий Иванович) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Портрет из замка Мнишков в Вишневце | ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 (11 июня) 1605 — 17 (27) мая 1606 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Коронация: | 30 июля (9 августа) 1605 | |||||||||||||||||||||||||||||
Предшественник: | Фёдор II Годунов | |||||||||||||||||||||||||||||
Преемник: | Василий Шуйский | |||||||||||||||||||||||||||||
Вероисповедание: | Православие, принял католицизм | |||||||||||||||||||||||||||||
Рождение: | 15?? | |||||||||||||||||||||||||||||
Смерть: | 17 (27) мая 1606 Москва | |||||||||||||||||||||||||||||
Род: | претендовал на принадлежность к Рюриковичам | |||||||||||||||||||||||||||||
Супруга: | Марина Мнишек | |||||||||||||||||||||||||||||
Автограф: | ||||||||||||||||||||||||||||||
Лжедми́трий I, официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иоаннович, в сношениях с иностранными государствами — Император Димитрий (лат. Demetreus Imperator ) (ум. 17 мая 1606) — царь России с 1 июня 1605 по 17 (27) мая 1606, по устоявшемуся в историографии мнению — самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия. Первый из трех самозванцев, именовавших себя сыном Ивана Грозного, притязавших на российский престол (см. также Лжедмитрий II и Лжедмитрий III). СодержаниеГибель царевича ДмитрияЦаревич Дмитрий погиб при не выясненных до настоящего времени обстоятельствах — от ножевой раны в горло. [1] Его мать обвинила в убийстве Дмитрия пребывавших в Угличе «людей Бориса» Данилу Битяговского и Никиту Качалова, которые немедленно были растерзаны толпой, поднявшейся по набату. Экономические и социально-психологические предпосылки появленияУспех или неудача любого самозванца, претендующего на высшую роль в монархическом государстве, основывается на нескольких факторах. Это — готовность высшего класса принять его (например, противопоставив скомпрометировавшему себя правителю), вера угнетённых в «доброго царя», «избавителя», по неким причинам связанная с претендентом, и способность собрать и подчинить себе вооруженную силу, готовую поддержать высказанные притязания. У Лжедмитрия I — по крайней мере, на первом этапе его деятельности — все эти факторы, несомненно, присутствовали. [2] Борьба за власть в кремлёвских верхах начинается с момента восшествия на престол слабого телом и духом царя Фёдора. Уважения к нему не испытывали ни бояре, ни народ — об этом существует, среди прочего, свидетельство шведского короля — по его словам «русские на своём языке называют его „durak“». [1] Известно, что победителем в этой борьбе оказался Борис Годунов, ставший фактическим правителем государства. Это повлекло за собой умаление власти Боярской Думы, и, соответственно, затаённую враждебность по отношению к «выскочке». Но в то же время избранный царь с точки зрения людей того времени не был равен наследному, ставшему правителем «божьей волей, а не человеческим соизволением». Также ему упорно ставили в вину гибель царевича Дмитрия, и Борис оказывался виноват вдвойне — как «погубитель царского корени» и «самовластный восхититель трона». Реальное положение дел не соответствовало желаемому, и этим не преминула воспользоваться боярская верхушка. [2] Глухая оппозиция, сопровождавшая правление Бориса с начала и до конца, не была для него секретом. Существуют данные, что царь прямо обвинил приближённых бояр в том, что появление самозванца не обошлось без их содействия. [3] В последние годы правления Борис перестал выходить из дворца, не принимал челобитных и вёл себя «как вор, боящийся быть пойманным». [4] Пытаясь царствовать не только над имуществом и жизнью, но и над умами подданных, он разослал по всей стране особую молитву, которая должна была читаться в каждом доме в момент, когда поднималась заздравная чаша за царя и его семейство. Понятно, ненависть к Годуновым к моменту его кончины была всеобщей. [4] Тяжёлый экономический кризис, разразившийся в России в 60—70-е годы XVI века, сменился временным оживлением в начале 90-х. Постепенная потеря крестьянином личной свободы, введение «заповедных лет», когда крепостному было запрещено менять владельца, привело к огромному увеличению количества беглецов, тянувшихся в южные части страны, пополнявших ряды казачества. Уменьшение количества налогоплательщиков и сравнительная маломощность крестьянских хозяйств привели к увеличению налогового бремени, в частности, «царского тягла». В оппозиции к власти находилось и городское население, недовольное тяжелыми поборами, произволом местных чиновников и непоследовательностью правительства в городовой политике. Столкновение интересов феодального государства и дворянства, с одной стороны, закрепощённых крестьян, тяглых посадских людей, холопов и других групп зависимых людей — с другой, явилось источником социального кризиса, породившего Смуту. [5] Страшный голод 1601—1603 гг., поразивший всю страну за исключением южных её областей, вызванный тремя неурожайными годами подряд, привёл к гибели сотен тысяч людей; цены на зерно поднялись в десятки раз. В народном сознании и это воспринималось как «божья кара» по грехам царя. В подобных условиях не могли не оживиться слухи о «добром царевиче», убитом или, может быть, скрывшемся от посланных Борисом палачей. Почва для появления самозванца была готова. [2] Версии подлинного имени и происхожденияИтальянский или валашский монахВерсию выдвинул очевидец событий Смутного времени, придворный историограф короля шведского Карла IX Юхан Видекинд, автор книги воспоминаний, известной под именем «Истории десятилетней шведо-московитской войны». По его словам, неизвестный, претендовавший на московский трон, был ставленником поляков, изначально пытавшихся с его помощью либо захватить, либо подчинить себе Московское царство.
В то же время Видекинд подтверждает, что этот неизвестный был монахом, далее, бежав из монастыря, оказался на Руси, и, сменив ещё несколько обителей в Киеве и на Волыни, представился Константину Вишневецкому. Подтверждения своей версии Видекинд не приводит; зато его книга содержит множество ошибочных сведений и пересказанных слухов, в частности, о том, что Грозный предназначал престол младшему сыну, и Фёдор захватил его с помощью Годунова, отстранив законного наследника, а Дмитрий вслед за тем был заключён в угличский монастырь, где и был убит специально посланными для этого людьми. [6] Также говоря о еврействе, Видекинд, по-видимому, путает Лжедмитрия I со вторым самозванцем, которого действительно часто именовали в документах того времени «крещёным евреем Богданкой». [7] В настоящее время версия последователей не имеет. Незаконный сын Стефана БаторияВерсию выдвинул Конрад Буссов, немецкий наёмник на русской службе, ещё один очевидец времени Смуты. По его словам, интрига начиналась в Москве, среди недовольной правлением Бориса знати. По её наущению некий Григорий Отрепьев, монах Чудова монастыря, бежал на Днепр с заданием найти и представить к польскому двору подходящего самозванца, который мог сыграть роль погибшего царевича.
Тот же Отрепьев, по словам Буссова, передал подученному им самозванцу нательный крест с именем Димитрия и в дальнейшем вербовал для него людей в Диком поле. Григорий ОтрепьевОтождествление Лжедмитрия I с беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым было впервые выдвинуто как официальная версия правительством Бориса Годунова в его переписке с королём Сигизмундом. В настоящее время эта версия имеет больше всего сторонников. Несмотря на то, что посылаемые в Польшу «грамоты» несут на себе следы тенденциозной фальсификации (в частности, в них говорилось о том, что як был в миру, и он по своему злодейству отца своего не слухал, впал в ересь, и воровал, крал, играл в зернью, и бражничал, и бегал от отца многажда, и заворовався, постригсе у черницы… и далее, будто Отрепьев отступил от Бога, впал в ересь и в чорнокнижье, и призыване духов нечистых и отъреченья от Бога у него выняли) — причина этих подтасовок совершенно ясна. Польское правительство пытались убедить, что за самозванцем нет и не может быть никакой реальной силы, и потому не стоит поддерживать замысел, заранее обречённый на провал. [13] Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущий претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. [18] Позже, если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной-Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл о нём, пока неизвестно кем предупреждённый Григорий бежит в Галич, затем в Муром, в Борисоглебский монастырь и далее — на лошади, полученной от настоятеля, через Москву в Речь Посполитую, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем». [11] [14] Отмечается, что бегство это подозрительно совпадает со временем разгрома «романовского кружка», также замечено, что Отрепьеву покровительствовал кто-то достаточно сильный, чтобы спасти его от ареста и дать время бежать. Сам Лжедмитрий, будучи в Польше, однажды оговорился, что ему помог дьяк Василий Щелкалов, также подвергшийся затем гонению от царя Бориса. [4] Серьёзным доводом в пользу тождественности Лжедмитрия I с Отрепьевым считается акварельный портрет самозванца, обнаруженный в 1966 году в Дармштадте американским исследователем Ф. Бабуром. На портрете стоит латинская надпись «Demetrius Iwanowice Magnus Dux Moschoviae 1604. Aetatis swem 23», то есть «Дмитрий Иванович Великий Князь Московии 1604. В возрасте своём 23». Надпись сделана с характерными ошибками — теми же, на которые обратил внимание ещё С. П. Пташицкий [19] — путаницей между буквами «z» и «e» при написании польских слов. Портрет важен хотя бы потому, что реальному царевичу, останься он жив, в 1604 г. исполнилось бы 22 года, в то время как Отрепьев был на год или два его старше. Обращают внимание также на письмо Лжедмитрия к патриарху Иову, обильно уснащённое церковнославянизмами (что указывает на церковное образование его автора) и наблюдениями, которые, как считается, могли быть сделаны только человеком, лично знакомым с патриархом. [15] Со своей стороны, противники такого отождествления обращают внимание на «европейскую образованность» первого самозванца, чего трудно было бы ожидать от простого монаха, его умение ездить верхом, легко владеть конём и саблей. Также известно, что будущий царь Московский возил с собой некоего монаха, которого выдавал за Григория Отрепьева, доказывая таким образом, что грамоты царя Бориса лгут. Возражение, что этим монахом был совсем другой человек — «старец Леонид» — отметаются на том основании, что «названный Отрепьев» показал себя в конце концов пьяницей и вором, за что был сослан самозванцем в Ярославль — то есть, по соседству с городом, где подлинный Отрепьев начинал свою монашескую карьеру — место, более чем неподходящее для его «двойника». Отмечают также, что Отрепьев был достаточно известен в Москве, лично знаком с патриархом и многими из думных бояр. Кроме того, в Кремлевский дворец во времена царствования самозванца был вхож архимандрит Чудова монастыря Пафнутий, которому ничего не стоило бы изобличить Отрепьева. К тому же специфическая внешность первого самозванца (большие бородавки на лице, разная длина рук) также усложняла обман. [9] Подлинный Дмитрий«Царевич Дмитрий мертв, сын дьяка, один из его слуг, перерезал ему горло около шести часов; [он] признался на пытке, что его послал Борис; царица отравлена и при смерти, у нее вылезают волосы, ногти, слезает кожа. Именем Христа заклинаю тебя: помоги мне, дай какое-нибудь средство!» [24] «The Charowich Demetries is dead; his throate was cutt aboute the sixth hower by the deackes [diacks]; some one of his pagis confessed upon the racke by Boris his settinge one; and the Emporis poysoned and upon pointe of death: her hear and naills and skin falls of; hælp and geave some good thinge for the passion of Christ ‘his’ sake.» С точки зрения сторонников гипотезы «спасения», события могли выглядеть так — Дмитрий был подменён и увезён Афанасием Нагим в Ярославль (возможно, в этом принял участие уже упомянутый Джером Горсей). В дальнейшем он постригся под именем Леонида в монастырь Железный Борк [9] или же был увезён в Польшу, где воспитывался иезуитами. На его место был приведен некий мальчик, которого наспех выучили изобразить эпилептический припадок, а «мамка» Волохова, подняв его на руки, довершила остальное. [25] Для того, чтобы оспорить факт, что подлинный Дмитрий страдал «падучей болезнью», чего отнюдь не наблюдалось у его заместителя, выдвигаются две возможные версии. Первая состоит в том, что вся история об эпилепсии заранее была сочинена царицей и ее братьями, чтобы таким образом замести следы [25] — как основание указывается, что сведения об этой болезни содержатся лишь в материалах следственного дела. Вторая ссылается на известный в медицине факт, что припадки эпилепсии могут сами собой затихать на несколько лет, при том, что у больного формируется весьма определенный склад характера «сочетание великодушия и жестокости, грусти и веселости, недоверия с чрезмерной доверчивостью» — все это обнаруживает у первого самозванца К. Валишевский. [9] Со своей стороны, противники высказанной гипотезы отмечают, что она построена на чистых догадках. Смелость первого самозванца можно объяснить тем, что он сам искренне верил в свое «царственное происхождение» будучи между тем простым орудием в руках бояр, которые, свергнув Годуновых, в конечном итоге избавились от него. В начале XX века были найдены вклады о душе «убиенного царевича Димитрия», сделанные его матерью. [26] Инокиня Марфа, бывшая царица Мария, признав Лжедмитрия сыном, позднее столь же легко отреклась от него — объясняя свои действия тем, что самозванец угрожал ей смертью. Предполагается, что ею также руководила ненависть к Годуновым и желание из нищего монастыря вернуться в царский дворец. Что касается «эпилептического характера», характеризующегося «вязкостью мыслей, застреванием, медлительностью, прилипчивостью, слащавостью в отношениях с другими лицами, злобностью, особой мелочной аккуратностью — педантичностью, черствостью, пониженной приспособляемостью к изменяющимся условиям, жестокостью, склонностью к резким аффектам, взрывчатостью и т. д.» [27] — то ничего подобного современные исследователи в описаниях, относящихся к первому самозванцу, не находят. Что касается следственного дела — то велось оно открыто, причём свидетели допрашивались при большом стечении народа. Вряд ли можно полагать, что при таких условиях выдумка осталась бы незамеченной. [1] Отмечается также, что в случае спасения прямой резон был сразу отправить ребенка в Польшу, а не оставлять в монастырях, где его в любой момент могли найти убийцы. [10] Обвинять иезуитов в том, что они якобы «спасли Димитрия» с далеко идущей целью, обратить Московию в католичество, также сложно, так как известно из письма папы Павла V, что в католичество Дмитрия обратили францисканские монахи, а к иезуитам он попал уже намного позже. [11] Также приводятся свидетельства К. Буссова, который, разговаривая с бывшим сторожем углицкого дворца, услышал от него следующие слова:
То же якобы подтвердил Пётр Басманов, один из самых преданных самозванцу людей, вместе с ним убитый во время восстания:
Упоминание у Дионисия ПетавиусаНекоторые западные источники того времени содержат упоминание о Лжедмитрии, как о действительном законном царе. В частности, современник Лжедмитрия Дионисий Петавиус в своей «Всемирной истории» пишет о нём следующим образом: [28] : А в Московии, в том же 1606 году, Князь Дмитрий по причине большей благосклонности к Немцам и Полякам и непротивления Епископу Римскому, своими же слугами жесточайшим образом убит. But in Moscovy the same year 1606, Demetrius the Prince, because he was of a more inclinable mind toward the Germans and Polonians, neither disagreed from the Bishop of Rome, by his own Subjects is most cruelly slain. Примечательно, что это первое упоминание о событиях в России в указанной «Всемирной истории». Другие версииН. Костомаров предполагал, что самозванец мог происходить из Западной Руси, будучи сыном какого-нибудь мелкого московского дворянина или сына боярского, беглеца из Москвы, но фактов, подтверждающих подобную теорию, не найдено. Он же полагал, что этому человеку история спасения Дмитрия была передана в сильно искаженном виде, в самом деле, трудно было полагать, что самозванец, кем бы он ни был, не помнил бы себя в девятилетнем возрасте. К тому же, удачное исполнение «роли» вовсе не значит веры в неё — так Лжедмитрий легко притворился, что сожалеет о Годуновых, в то время как держал при себе их убийцу Михаила Молчанова и снаряжал его за женщинами для удовольствий. [10] Ещё более оригинальную идею выдвинул Н. М. Павлов, писавший под псевдонимом «Бицын». По его предположению, существовало два самозванца, один — Григорий Отрепьев, посланный из Москвы, другой — неизвестный поляк, подготовленный к своей роли иезуитами. Именно второй и сыграл роль Лжедмитрия. Эта версия была признана слишком искусственной и дальнейшего хождения не получила. [3] Иногда выдвигается версия, что «Гришка» был в действительности одним из незаконнорожденных сыновей Грозного, отданным на воспитание в семью Отрепьевых. Опять же, никаких документальных подтверждений для данной версии не существует. [29] Людмила Таймасова в своей книге «Трагедия в Угличе» (2006), посвящённой смерти царевича Дмитрия и появлению Самозванца, излагает следующую теорию: согласно ей, Самозванцем являлся якобы существовавший незаконный сын ливонской королевы и племянницы Ивана Грозного Марии Старицкой и короля польского Стефана Батория, родившийся в 1576 году. Можно сказать, что окончательного ответа на вопрос о личности первого самозванца пока нет. Внешность и характерСудя по сохранившимся портретам и описаниям современников, претендент был низок ростом, достаточно неуклюж, лицо имел круглое и некрасивое (особенно уродовали его две крупные бородавки на лбу и на щеке), рыжие волосы и тёмно-голубые глаза. При небольшом росте он был непропорционально широк в плечах, имел короткую «бычью» шею, руки разной длины. Вопреки русскому обычаю носить бороду и усы, не имел ни того ни другого. [30] По характеру бывал мрачен и задумчив, достаточно неловок, хотя отличался недюжинной физической силой, к примеру, легко мог согнуть подкову. [31] Первые упоминанияЕсли верить т. н. «Извету Варлаама», будущий претендент уговорил уехать вместе с собой ещё двух монахов — самого Варлаама и Мисаила Повадина, предлагая им отправиться на богомолье в Киев, в Печерский монастырь и далее — в Иерусалим, на поклонение святым местам. По воспоминаниям Варлаама, будущие попутчики встретились в московском Иконном ряду «во вторник на второй неделе великого поста» (1602 года). Перейдя Москву-реку, монахи наняли подводы до Болхова, оттуда добрались до Карачева, затем попали в Новгород-Северский. В новгородском Преображеском монастыре они прожили некоторое время, затем взяв провожатым некоего «Ивашку Семенова, отставного старца» отправились в Стародуб. Далее трое монахов и их провожатый перешли польскую границу, и через Лоев и Любец наконец-то попали в Киев. [32] Так это или нет, неизвестно, поскольку люди Шуйского подделали заключительную версию истории Варлаама, то историки давно расценили её как обман. [33] В какой-то мере версия Варлаама получила неожиданное подтверждение, когда в 1851 году священник Амвросий Добротворский обнаружил в Загоровском монастыре на Волыни т. н. Постническую книгу Василия Великого, напечатанную в Остроге в 1594 году. На книге стояла дарственная надпись князя К. К. Острожского о том, что 14 августа 1602 года он подарил ее «нам, Григорию, царевичу московскому, з братею с Варламом да Мисаилом», причем слова «царевичу московскому», как считается, были приписаны позднее. [15] В любом случае, документально прослежено, что впервые следы будущего самозванца обнаруживаются в 1601 году, в Киеве, где он появился в виде молодого монаха, пришедшего на поклонение святыням. Существует мнение, что именно здесь будущий претендент сделал первую попытку объявить себя «царевичем московским» — по версии Карамзина, оставив записку для игумена, которую он поспешил уничтожить как слишком опасную, по версии Скрынникова — разыграв тот же спектакль, что будет повторён при дворе Адама Вишневецкого. Претендент прикинулся смертельно больным и на исповеди «открыл» свое царственное происхождение. Так это или нет, достоверных сведений не существует, но по свидетельству Варлаама, киевский игумен, достаточно недвусмысленно показал гостям на дверь — «четверо вас пришло, четверо и подите». [32] Затем он якобы достаточно долго прожил в Дерманском монастыре, в Остроге, бывшем тогда владением князя Острожского, где собиралось пёстрое общество ненавистников «латинской ереси» — православных, кальвинистов, тринитариев и ариан. Позднее, в письме польскому королю от 3 марта 1604 г. Константин Острожский отрицал знакомство с будущим претендентом, из чего можно сделать взаимоисключающие выводы, что тот либо попытался «открыться» князю и был попросту вышвырнут вон, либо наоборот — старался вести себя как можно незаметней и не попадаться на глаза. Второе представляется более вероятным, так как следующим пунктом остановки для претендента послужил город Гоща, принадлежавшей гаевскому кастеляну Гавриилу Гойскому, который был в то же время маршалком при дворе Острожского князя. Существует предположение, что будущий Димитрий подвизался в роли кухонного прислужника, однако, вернее, что, сбросив монашеское одеяние, он учился здесь в течение двух лет латинскому и польскому языкам в местной арианской школе. [9] Согласно «Извету», его спутник Варлаам жаловался, что Григорий ведёт себя недостойно монаха и просил призвать его к порядку, но получил ответ, что «здесь земля вольная, кто во что хощет, тот и верует.» [32] В последующее время следы претендента на престол теряются до 1603 года. Считается, что в этот период он мог посетить Запорожскую Сечь, завязать отношения с атаманом Герасимом Евангеликом и под его началом пройти курс обучения военному делу. [31] Активной военной поддержки в Сечи самозванец добиться не смог, однако существуют предположения, что установив связь с донскими казаками, он получил первые твёрдые обещания в поддержке и помощи. [13] Жизнь в Польше«Узнавание»В 1603 году юноша объявился в городе Брагин и поступил на службу к князю Адаму Вишневецкому, где проявил себя обходительным, скрытным и замкнутым человеком. Существует несколько противоречащих другу другу версий о том, каким образом он сумел донести до князя версию о том, что он спасённый верными боярами царевич Дмитрий. По одной из них, слуга Вишневецкого опасно заболел («разболелся до умертвия») или просто притворился больным — и потребовал себе духовника. Пришедшему священнику он якобы открыл во время исповеди свое «царское имя» и завещал после его смерти отдать князю Вишневецкому находившиеся под подушкой бумаги, которые должны были подтвердить его слова. Но священник не дожидаясь этого, поспешил к Вишневецкому и передал ему услышанное, а тот немедля потребовал бумаги. Изучив их, и якобы удостоверившись в их подлинности, Адам Вишневецкий поспешил к умирающему слуге и прямо спросил о его подлинном имени и происхождении. На сей раз молодой человек не стал отпираться и показал Вишневецкому золотой наперсный крест, якобы переданный ему матерью. Кроме того, по его утверждению, порукой служили «особые приметы» — большая бородавка на щеке, родимое пятно выше кисти и разная длина рук. Интересно, что касательно этого креста, существует запись в т. н. Пискарёвском летописце, указывающая, что Отрепьев сумел перед бегством в Польшу проникнуть в монастырь, где жила опальная царица и далее
Вишневецкий, все ещё не зная, что думать об этой истории, заплатил лучшим врачам, и Дмитрия в конечном итоге удалось поднять на ноги. Чтобы проверить претендента, его доставили в Брагин, где под началом Льва Сапеги служил московский перебежчик, некий Петрушка, в Польше носивший фамилию Пиотровский. Петрушка уверял, что когда-то служил в Угличе при особе царевича. Легенда утверждает, что претендент немедленно узнал Петрушку в толпе челядинцев и обратился к нему — после чего, отбросив всякие сомнения, Адам Вишневецкий окружил царевича соответствующей его положению роскошью. [31] Вторая версия рассказывает, что Вишневецкий отнюдь не выделял московита из толпы челяди, и тому не раз пришлось почувствовать на себе тяжелый и вспыльчивый княжеский характер. Так, однажды, будучи в бане, Вишневецкий разгневался на чересчур нерасторопного по его мнению слугу, ударил его по лицу и обругал площадными словами. Подобного обращения тот не выдержал и горько упрекнул князя, что тот не знает, на кого поднял руку. В дальнейшем легенда разворачивается подобно первой. Последнюю, третью, версию выдвинул итальянец Бизачьони, по его рассказу, Лжедмитрий открылся не Адаму, но Константину Вишневецкому, когда во время визита в Самбор, будучи в его свите, увидел прекрасную и гордую панну Марину Мнишек. Воспылав к ней любовью и не видя другого пути добиться цели, он якобы положил на подоконник признание в своем «царственном происхождении». Марина немедля донесла об этом отцу, тот сообщил Константину Вишневецкому, и в конечном итоге весть о том, что спасённый царевич появился в Польше, стала всеобщим достоянием. [10] Заслуживает внимания также сообщение К. Буссова [35] в его «Московской хронике»: «Полководец под Троице-Сергиевским монастырем Иван-Петр-Павел-Сапега, сидя однажды со своими офицерами за столом, превозносил храбрость поляков, quod Romanis non essent minores, imo majores (что они не ниже, а даже выше римлян) и среди многого другого сказал он также и следующее: „Мы, поляки, три года тому назад посадили на московский трон государя, который должен был называться Димитрием, сыном тирана, несмотря на то, что он им не был. Теперь мы второй раз привели сюда государя и завоевали почти половину страны, и он должен и будет называться Димитрием, даже если русские от этого сойдут с ума: Nostris viribus, nostraque armata manu id facimus (Нашими силами и нашей вооруженной рукой мы сделаем это)“ Это я слышал собственными ушами…» Реальной подоплекой интриги, видимо, следует считать то, что в 1600 году между Польшей и Московией заключено было перемирие на 20 лет, что прямо противоречило желанию короля и военным планам Адама Вишневецкого, который усмотрел в появлении Лжедмитрия возможность сломить сопротивление сената (в первую очередь, коронного гетмана Замойского) и начать экспансию на Восток. Также не следует забывать, что Адам и его брат были активными защитниками православия и представляли самую старшую ветвь дома Рюрика. [13] Какая из этих версий правильна, досконально не известно. Документально подтверждено только, что в конце 1603 года Константин Вишневецкий — и вместе с ним претендент — действительно побывали в Самборе у тестя Вишневецкого — Юрия Мнишека. В это же время Дмитрий позволил францисканским монахам обратить себя в католицизм — возможно, под влиянием любви к дочери Юрия — Марине, ревностной католичке, или, как считается иногда, в попытках добиться союза с латинским духовенством, и в особенности с могущественным иезуитским орденом. [31] Со стороны Юрия Мнишека и его дочери, участие в интриге определялось скорее меркантильными и честолюбивыми расчетами — Юрий Мнишек погряз в долгах, которые рассчитывал погасить за счет московской и королевской польской казны (во многом его расчёт оправдался, так как король, тайно вставший на сторону самозванца, простил его будущему тестю недоимки. [18] Что касается Марины, все документы того времени, включая ее собственные дневники, свидетельствуют о крайнем высокомерии и властолюбии, так что надежда на московский престол казалась ей весьма заманчивой. [36] Дмитрий, вероятно, любил Марину — так как женитьба на ней не обещала ни меркантильных ни политических дивидендов, род Мнишков был недостаточно знатен, погряз в долгах, да и реакция Москвы на попытку женитьбы царя на «католической девке» была вполне предсказуема. [37] Так или иначе, весть о «чудесном спасении» достигла наконец Москвы и по-видимому, сильно встревожила царя Бориса. Известно, что он пытался уговорить Вишневецкого выдать претендента, обещая в обмен пойти на территориальные уступки. Но сделка не состоялась. [31] В 1604 г. в Краков был отправлен дядя Григория, Смирной-Отрепьев, с тайной миссией добиться очной ставки и уличить племянника. [9] Встреча, конечно же, не состоялась, но став царем московским, Дмитрий поспешил отправить Смирного в сибирскую ссылку. [37] Собственная версия претендента о «чудесном спасении»Естественно, возникал вопрос, как смог выжить царевич Дмитрий, и кто именно принимал участие в его спасении и бегстве в Польшу. Сохранившиеся источники говорят об этом крайне скупо, что заставило И. С. Беляева предположить, что документы, содержавшие сведения на этот счет, были уничтожены при Василии Шуйском. [38] Подобной же точки зрения придерживался и Казимир Валишевский. Стоит, однако заметить, что собственные грамоты и письма Лжедмитрия сохранились, в частности, в архивах Ватикана. В письме, адресованном папе Клименту VIII от 24 апреля 1604 года, он пишет достаточно туманно, что «…убегая от тирана и уходя от смерти, от которой ещё в детстве избавил меня Господь Бог дивным своим промыслом, я сначала проживал в самом Московском государстве до известного времени между чернецами». [19] То же повторяет он, не приводя никаких подробностей, в грамотах, адресованных русским людям и писанных уже в Москве. [39] Более развёрнутую версию приводит в своем дневнике Марина Мнишек. Считается, что эта версия ближе всего к тому, как описывал самозванец при польском королевском дворе и у Юрия Мнишека в Самборе свое «чудесное спасение». Марина пишет:
|