«Мучимый» Или «Мучемый» – Как Правильно?
«Мучимый» или «мучемый» – как правильно?
Перейти к контенту
Не знаете, какую букву написать в суффиксе разбираемого слова, как пишется «мучимый» или «мучемый»? Давайте вместе разберём, к какой части речи относится это слово и какому правилу подчиняется написание в нём сомнительной согласной буквы.
Как правильно пишется
Абсолютно верно написать через «и» – мучимый.
Какое правило применяется
Разбираемая глагольная форма – страдательное причастие. В его суффиксе мы пишем «и», потому что глагол, от которого образовано слово, относится ко второму спряжению. Значит, во всех его формах мы пишем «и»
Примеры предложений
Проверь себя: «Повор» или «повар» как пишется?
Как неправильно писать
Неправильно писать с «е» – мучемый.
«Мучимый» или «мучемый» – как правильно?
«Мучимый» или «мучемый» — как правильно?
Безошибочное написание слова – «мучимый» или «мучемый» – зависит от знания и применения орфограммы № 51, в которой рассказывается о выборе гласных в суффиксах страдательных причастий.
Как пишется правильно: «мучимый» или «мучемый»?
Безошибочный вариант написания – мучимый.
Какое правило применяется?
«Мучимый» – страд. причастие наст. вр., образовавшееся от глагола несов. вида II спр. «мучить». Употребляется в значениях – «тот, кого подвергают физическим или моральным мукам; тот, кто принимает страдания».
Написание буквы «и» в суффиксе обусловлено названной выше орфограммой. В ней сказано: если страдательное причастие наст. вр. образовано от глагола, относящегося к II типу спряжения, то оно имеет суффикс «-им-».
Причастие, которое нас интересует, образовалось от глагола II спр., следовательно, пишется с суффиксом «-им-» – мучимый.
Примеры предложений
Мучимый голодом и жаждой, геолог наконец-то вышел на окраину небольшого таежного посёлка.
Я не знаю ни одной страны, где бы не было бедных людей, мучимых отчаянием, страхом, болезнями и постоянным чувством голода.
Как неправильно писать
Не следует писать следующим образом – мучемый.
«Мучимый» или «мучемый» – как правильно?
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 7 класс.
Проверить правописание любого слова
Результаты поиска
мучимый Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
«Мучимый» или «мучемый» – как правильно?
Как правильно «мучимый» или «мучемый»
Чтобы узнать как пишется то или иное слово, необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.
Правильно писать:
«МУЧИМЫЙ»
Каким правилом руководствоваться?
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Мало кто может пройти этот тест по русскому с первого раза! Попробуйте свои силы!
НЕВЕРНО!
«МУЧЕМЫЙ»
«МУЧИМЫЙ» в контексте
Хотя им и посчастливилось избежать рождения голодными духами, они страдают подобно им, мучимые невыносимыми голодом и жаждой.
Мучимый бездельем, бессонницей и непогодой, он не мог найти себе места.
– Оно везде такое? – спросил он у стражника, дежурившего на стене и явно мучимого похмельем. – Его ещё много?
«Мучимый» или «мучемый» – как правильно?
Как пишется: «мучимый» или «мучемый»?
Правило
Рассматриваемое слово в соответствии с орфографическими нормами русского языка следует писать с буквой «и» во втором слоге: «мучимый». Это объясняется тем, что страдательное причастие образовано от глагола «мучить», который относят ко второму спряжению. Запоминаем правописание.
Значение слова
Мучимый – страдательное причастие, образованное от глагола «мучить», который употребляют в значении «причинять кому-либо физические или нравственные муки, страдания; истязать кого-либо; быть причиной мук, страданий». В переносном смысле – «быть причиной мук, страданий».
Примеры
«Мучимый» или «мучемый» – как правильно?
Как правильно писать: «мучимый» или «мучемый»?
Мучемый вообще не существует такого слова. Да и звучит оно как то не по русски. Наверное иностранцы ещё могут так произносить, но им простительно. Правильно в русском языке мучимый. Есть слово мучить и от него произошло мучимый.
Для верного написания слова нередко нужно знать, как оно образовано.
В нашем случае от глагола несовершенного вида “мучить” (что делать?) образуем страдательное причастие настоящего времени: от формы настоящего времени “мучу/мучаю/ при помощи суффикса “-им-“: муч/им/ый (что делаемый?).
Существует и вариативная форма – муч/а/ем/ый, с двумя суффиксами.
Смотрим орфоэпический словарь И. Резниченко.
Правильно писать “манометр” – прибор для измерения давления.
Слово состоит из двух частей: mano(неплотный) и метр (от слова измерять).
То есть, прибор, измеряющий давление газов или жидкостей. Используется для измерения давления жидкостей в автомобилях и на производствах.
Это слово значит “Попросить прийти”. Поскольку слово очень древнее, оно восходит к тем временам, когда у славян ещё не было письменности, и просили устно, то есть голосом. То есть это слово происходит от “голос”. Казалось бы, исходя из этого, писать надо “Приглосить”. Но запрашиваемое слово восходит ещё к старославянским корням, то есть к тем ещё временам, когда слово “голос” звучало как “глас”. Оно и теперь употребляется, правда в основном в поэзии и в устойчивых словосочетаниях, вроде “Глас народа” или “Глас вопиющего в пустыне”. Поэтому слово это произошло от “глас”, и писать надо – “Пригласить“
Чередование безударных гласных в корне слова довольно своеобразная тема. Сложность в том, что букву нельзя, проверить однокоренными словом, нужно просто понять правило.
Корень гар-гор, зар-зор, клан-клон, твар-твор зависят от ударения.
В слове нагора́ет, буква в корне в безударном положении, а значит пишем О. Приставка перетянула ударение на себя.
Чтобы выяснить, как правильно писать “моразм” или “маразм“, следует вспомнить, какие правила русского языка применимы к рассматриваемому слову и определить получится ли проверить безударную гласную.
Слово “маразм” пришло к нам из французского языка и является словарным. Поэтому следует запомнить, что слово “маразм” пишется через две буквы “а“.
Примеры предложений, в которых применяется слово “маразм“:
Реформаторы поняли суть проблемы и решили свергнуть впадающую в старческий маразм вдовствующую императрицу.
Пока с высоких постов лился этот бюрократический маразм, страна погружалась в еще больший хаос.
На пенсию следует выходить вовремя, не дожидаясь старческого маразма
Пластмасса, т.е. пластическая масса. Нет слова маса в русском языке
Как правильно пишется «мучать» или «мучить»
Сейчас в школах и ВУЗах учат писать данный глагол через букву «И», и на это есть сразу несколько причин:
Во-первых, глагол можно проверить однокоренными ему словами, такими как «мучительный» или «мучитель». Не нужно обращать внимание на причастие «измученный». Многие думают, что раз там нет буквы «и», значит и глагол пишется через «а». Данное умозаключение в корне неправильно, поскольку большинство причастий образуются благодаря суффиксу «енн».
Во-вторых, вариант через «А» является более разговорным, нежели нейтральным и официальным.
Примеры неверного употребления, часто слово встречается в разговорной речи:
«Меня мои родаки уже замучали, они меня совсем не понимают!»;
«Теперь я, наконец, домучаю этот доклад»»
«Кошка защищает своих малышей, так как дети любят помучать котят»;
«Я сегодня весь день промучалась, пока бегала за справками».
В-третьих, данный вариант написания давно считается правильным и наиболее приемлемым, особенно, если дело доходит до экзаменов. Так что в любом случае надо привыкать и запоминать именно такой вариант написания.
Внизу представлены несколько правильных примеров предложений со словом «мучить» в роли простого глагольного сказуемого:
«Взгляд этого человека способен мучить любое пылкое сердце».
«Связанную Беллу мучили до самого утра, пока не подоспела полиция и не схватила преступников».
«Меня беспокоит его внешний вид. Он выглядит так, будто его весь день мучили».
«Бабушка весь день промучилась с тестом, никак оно не поднималось от холода».
«Домучила я эту работу! Пора отдыхать!».
Спряжение глагола «мучить»
Данный глагол относится к группе II спряжения, поскольку имеет суффикс «И». На него не падает ударение и слово не входит в состав исключений, поэтому логично утверждать, что слово «мучить» относится к глаголам второго спряжения.
Бытует мнение, что одна из форм этого глагола считается устаревшей. Это правда, и этим глаголом является «мучать».
Он часто встречается в классической русской литературе 19-20 веков, нередко употреблялся при переводах выдающихся произведений зарубежных авторов. Со временем слово стала вытеснять его другая словоформа, более правильная и нейтральная.
Сейчас современные авторы пишут в своих произведениях только слово «мучить», поскольку программы для написания текстов воспринимают устаревший вариант написания как ошибку, что, естественно, пугает писателей.
Общие сведения об этом глаголе
Как уже говорилось выше, «мучить» является глаголом II спряжения. В предложении, в большинстве случаев, выступает в роли сказуемого, причем простого глагольного.
Отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?». Его можно заменить на следующие синонимы: «издеваться», «причинять вред», «истерзать» и др.
Также возможна замена на «начинать мучение». Если при такой замене смысл не изменится, то слово гарантированно употребляется в прямом смысле.
Заключение
Запомнить правильное правописание глагола очень просто. Тут даже словарем не нужно пользоваться. Достаточно выкинуть из головы вариант написания этого слова через «А» и помнить, что в этом правиле нет никаких исключений и других похожих «неприятностей».
«Мучить» или «мучать»?
Зачастую люди сомневаются, какой безударный гласный писать в суффиксе глагола – «мучить» или «мучать». Ниже вспомним несложное правило, чтобы больше никогда не допускать ошибок на письме.
Как пишется правильно: «мучить» или «мучать»?
Согласно морфологической норме современного русского языка, в суффиксе следует писать гласную «и» – «мучить».
В первую очередь важно определить ударение и разделить на фонетические слоги рассматриваемое слово – «му́-чить». Как видим, ударным оказывается гласный первого слога. Далее выполним морфемный разбор, чтобы понять, в какой части мы столкнулись с трудностями. Так, «муч» – корень, «и» – суффикс, «ть» – окончание инфинитива (или формообразующий суффикс). Какую же гласную писать в суффиксе второго слога – «мучить» или «мучать»?
Выбрать верную гласную трудно из-за того, что одни инфинитивные формы оканчиваются на «ить», а другие – на «ять». В слабой позиции (безударной) эти звуки слышатся одинаково, поэтому и возникает путаница (например, «чуять», но «клеить»). Лингвисты сходятся во мнении, что в анализируемом глаголе правильно писать гласную «и», потому что он изменяется по второму типу спряжения. Суффикс проверить нельзя: подобрать слово, в котором проблемная гласная стояла бы в сильной (ударной) позиции, невозможно. Поэтому его правописание нужно просто запомнить.
Отметим, что в обыденной речи распространена инфинитивная форма с гласной «а» в последнем слоге – «мучать». Этот глагол изменяется по лицам и числам по первому типу спряжения, потому что оканчивается на «ать». Большинство словарей русского языка рядом с этим словом даёт помету «разг.» (разговорное), «устар.» (устарелое) или «доп.» (допустимое).
Примеры предложений
Примеры контекстов с глаголом «мучить» помогут запомнить его правописание:
Спряжение глагола «мучить» (таблица)
Слово «мучить» – это неопределённая форма глагола с конечной гласной «и», на которую не падает ударение. Кроме того, это слово не входит в состав исключений. Именно поэтому можно с уверенностью сказать – это глагол второго спряжения. Посмотрим, как он изменяется по лицам и числам ниже:
Как правильно: «мучает» или «мучит»?
Как было сказано выше, в нашем языке есть глаголы-варианты – «мучить» (2 спряжение) и «мучать» (1 спряжение). Правописание их личной формы − «мучает» или «мучит» − также вызывает сложности. Какое из представленных слов использовать грамотно?
Бытует мнение, что личные формы инфинитивов «мучить» и «мучать» на сегодняшний день являются равноправными. Нормативной считается форма глагола 3-го лица настоящего времени – «мучить».
В свою очередь, аналогичная форма «мучает» признаётся допустимой, так как она отличается фонетически от первого варианта.
Синонимы слова «мучить»
У рассматриваемого слова богатый синонимический ряд: «душить», «изнурять», «маять», «обижать», «истязать», «томить», «удручать».
Неправильное написание слова «мучить»
Не соответствует литературной норме написание «а» в суффиксе – «мучать». Этот вариант относят к разговорному.
Заключение
Таким образом, из двух вариантов − «мучить» или «мучать» − выберем единственный верный глагол для письменной речи – через гласную «и» – «мучить». Слово с «а» в суффиксе – «мучать» – имеет разговорный оттенок, поэтому не соответствует литературной норме. Однако равноправными считаются личные формы этих двух слов – «мучает» и «мучит». Кроме того, всегда можно проверить правописание в орфографическом словаре.
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Онтонио Веселко
1.В каком слове пишется буква Ю?
А) бор…щийся Б) ненавид…щий В) стро…щий
2.В каком слове пишется буква И?
А) исполня…мый Б) муч…мый В) имену…мый
3.Укажите предложение с деепричастным оборотом.
А) Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга, стала кружить над заливом.
В) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
4.В каком примере на конце слова пишется буква И?
А) молчал в течени… всего урока
Б) вследстви… того, что произошло
В) в продолжени… романа
5.В каком примере выделенное слово пишется раздельно?
А) Сергей хотел поговорить со мной (на) счёт работы. Б) Петя шёл (в) переди.
В) (В) продолжение часа все молчали.
6.В каком примере выделенное слово пишется слитно?
А) Спрячься быстрее за (то) дерево!
В) Сверкнула молния, и в то (же) мгновение послышался гром.
7.В каком предложении перед союзом ДА надо поставить запятую?
А) В лесу слышно лишь воркованье голиц да стук дятла.
Б) Мы хотели до дождей собрать малину да не успели.
В) Всё лето мы поливали да пропалывали грядки.
8.В каком примере НЕ пишется слитно?
А) (Не) отдыхавшие с утра путники сделали привал.
Б) Я давно (не) был в этих местах.
В) Тренироваться Пете было (не) легко.
9.В каком предложении на месте пропуска пишется Е?
А) Кто н…слушал его, всех поражал его голос.
Б) Неужели вы н… бывали на Валдае?
В) На небе н… звёздочки не видно.
10.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А) Ах, как много звёзд на небе!
Б) Ни разговоров, ни смеха не слыхать, и кругом стоит тишина.
В) Эй хватит отдыхать!
Лучший ответ:
Зачетный Опарыш
Борющийся, веющий, видящий, воющий, всеобъемлющий, держащийся, дремлющий, дышащий, заботящийся, зависящий, ищущий, караулящий, клеящий, колющий, красящий, лающий, лелеющий, моющийся, мыслящий, ненавидящий, пенящийся, полющий, режущий, слышащий, стелющийся, тающий, терпящий, тревожащий, чующий, щебечущий.
Видимый, исполняемый, колеблемый, нарушаемый, ненавидимый, обтекаемый, решаемый, слышимый, увольняемый.
Взлелеянный, выдержанный, задержанный, заклеенный, застреленный, назначенный, оконченный, подвешенный, подслушанный, посеянный, потерянный, потраченный, размешанный, разрушенный, расстрелянный, удостоенный, улаженный, услышанный.
Правописание частицы не с глагольными образованиями на -мый
7 класс
Правописание глагольных форм на -мый является одним из самых трудных вопросов орфографии. Ключом для безошибочного написания частицы не в таких случаях является правильное отнесение данного слова к соответствующей части речи – причастию или прилагательному, поскольку каждая из этих частей речи подчиняется своим правилам орфографии. Неумение различать отглагольные прилагательные на -мый и причастия приводит к устойчивым ошибкам в работах школьников.
К сожалению, в школе изучение правописания глагольных образований на -мый в рамках традиционной программы не предусматривается, однако опыт работы подсказывает, что знакомство с правописанием таких слов надо начинать уже с 7-го класса.
Необходимость этого объясняется наличием в учебнике упражнений, требующих выбора слитного/раздельного написания частицы не с этими глагольными формами.
Так, в упражнении № 101 (Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык. 7-й класс. М.: Просвещение, 1993) даются формы (не)видимый, (не)сокрушимой. Как писать не с этими словами? Как определить, к какой части речи они относятся? Учебник не дает ответов на эти вопросы. Видимо, предполагается, что ученик сможет разрешить проблему самостоятельно. Думаю, сказанного уже достаточно, чтобы убедить коллег в необходимости изучения правописания глагольных форм на -мый именно на этом этапе обучения.
На одном из уроков закрепления темы «Не с причастиями» ученикам предлагается такое задание:
Раскрыть скобки, объяснив слитное и раздельное написание не:
1) (не)законченный эксперимент; (не)законченный лабораторией эксперимент; эксперимент (не)закончен; эксперимент до сих пор (не)закончен;
2) (не)просохшая после дождя земля; (не)просохшая земля; (не)утихающий, а усиливающийся ветер;
3) (не)замеченная ошибка; (не)обнаруженные при осмотре дефекты; (не)поладки (не)устранены;
4) (не)прекращающийся всю ночь снегопад; (не)прекращающиеся метели; движение транспорта (не)прекращено;
5) (не)принятое комиссией предложение; (не)приятный для всех разговор; решение (не)принято;
6) совсем (не)исследованные районы; совсем (не)исследованные геологами районы;
7) (не)установленные до конца причины; совершенно (не)выясненные обстоятельства;
8) (не)заменимый на данной работе сотрудник; никем (не)заменимый сотрудник; (не)любимая ребенком игрушка.
Последнее, восьмое задание позволяет создать на уроке проблемную ситуацию: ученики не могут правильно объяснить слитное/раздельное написание не в этих примерах.
Поставим вопрос: (не)заменимый, (не)любимый – это причастия или прилагательные?
Нужно обратить внимание учеников на суффиксы обоих слов (в данном случае – -им-) и подвести их к мысли, что по форме они похожи на страдательные причастия настоящего времени. Здесь полезно обратиться к таблице «Образование страдательных причастий настоящего времени» (см. учебник, с. 39). Ребята должны вспомнить, что интересующая нас разновидность причастий не образуется ни от глаголов совершенного вида, ни от непереходных глаголов несовершенного вида. Стоит поговорить и о том, в каких контекстах употребляются страдательные причастия настоящего времени:
(обратим внимание на то, что подлежащее исходного предложения в конструкциях со страдательным причастием превращается в дополнение в форме тв. п.).
Вернемся к поставленному вопросу. От каких глаголов образованы интересующие нас слова?
На отглагольные прилагательные с -ем-/-им- распространяются правила правописания имен прилагательных, а не причастий: частица не может писаться слитно с полными прилагательными такого типа и при наличии зависимых, поясняющих слов, а также с прилагательными такого типа в краткой форме: методы работы неприменимы в данных условиях, запасы солнечной энергии неистощимы, независимое от ударения написание и т.д.
Раздельно с не пишутся отглагольные прилагательные на -мый в двух случаях:
1) если от них зависят отрицательные местоимения или наречия с частицей ни (ср.: почти неизлечимая болезнь – не излечимая никакими средствами болезнь);
2) если при них есть частицы далеко не, отнюдь не и др. (ср. у него независимый характер – это отнюдь не зависимый показатель).
Необычно ведут себя отглагольные образования на -мый, восходящие к переходным глаголам несовершенного вида: будучи формально «законными» причастиями, в сочетании с не они ведут себя то как причастия, то как прилагательные. Они считаются причастиями и пишутся раздельно с не, когда:
1) от них зависят отрицательные местоимения и наречия с частицей ни (никем не любимый человек, нисколько не почитаемый праздник);
2) от них зависит дополнение в форме тв. п. (не любимая ребенком игрушка, не определяемое нами понятие – но: неопределяемое в рамках этой теории понятие).
В этом и заключается особенность страдательных причастий настоящего времени: все остальные пишутся раздельно с не при наличии любых зависимых слов (слова со значением высшей степени качества не в счет). Ср.: нелюбимая с детства игра – не полюбившаяся с детства игра, неопределяемое в данной теории понятие – не определенное в данной теории понятие).
Эта особенность отглагольных образований на -мый делает правило еще более запутанным. Чтобы справиться с ним, удобно воспользоваться приведенным ниже алгоритмом.
Следует, однако, иметь в виду, что отглагольные прилагательные на -мый очень часто без не не употребляются и поэтому пишутся слитно с этой частицей (полный их список приводится ниже).
Алгоритм правописания отглагольных образований на -мый
Теперь необходимо вернуться к записанным словам и выяснить, как же пишется с ними частица не.
(Не)заменимый на данной работе сотрудник: (не)заменимый – слово образовано от глагола заменить совершенного вида; это отглагольное прилагательное. При слове нет отрицательного местоимения, нет части типа отнюдь не. Вывод: пишу незаменимый на данной работе. Никем (не)заменимый сотрудник: к отглагольному прилагательному относится отрицательное местоимение.
Вывод: пишу никем не заменимый сотрудник.
(Не)любимая ребенком игрушка: (не)любимая – слово образовано от глагола любить несовершенного вида, переходного. Это причастие на -мый. Оно пишется с не раздельно, если у него есть зависимое слово в тв. п.: (не)любимый (кем? чем?) ребенком – значит, пишу не любимая ребенком игрушка.
На этом этапе урока очень важно строго соблюдать шаги алгоритма, чтобы избежать ошибочных написаний.
После того как основное правило разграничения отглагольных образований на -мый осмыслено учащимися, полезно записать в словари исключения, то есть слова, которые пишутся с не всегда слитно. Эти 45 слов входят в активный словарный запас школьников и часто употребляются ими в различных письменных работах. Не стоит требовать от учеников заучивания этих слов. Постоянная работа со словарем, включение этих слов в разного рода диктанты сформируют необходимый навык правописания. Таблица с этими словами может постоянно находиться на стенде в кабинете русского языка в качестве зрительной опоры.
На заключительном этапе урока предложим ученикам следующее упражнение:
Объясните написание не с прилагательными на -мый в данных примерах.
Никем несокрушимая сила, неразличимые невооруженным глазом детали, неуловимое для глаз движение, никем не уловимое движение, ничем не объяснимый случай, ни с чем не сравнимая радость, непереводимое на другой язык выражение, не нарушаемая нами тишина; не спрягаемая, а склоняемая часть речи.
В конце урока учащиеся получают домашнее задание: выучить алгоритм, внимательно перечитать слова-исключения и выполнить синтаксический разбор предложений, расставив в них знаки препинания, раскрыв скобки и объяснив орфограммы.
1. Многое в них было (не)понятно закрыто (н_)кем (не)ощутимой (н_)кому (не)видимой завесой.
2. Ему самому захотелось что есть духу бежать туда где на снегу лежал этот маленький (н_)кем (не)любимый человек оказавшийся вдруг таким стойким.
На следующем уроке материал закрепляется уже на более сложных примерах. Хочу порекомендовать коллегам упражнение из книги: Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М.: Просвещение, 1990. С. 140, № 302.
Богатый материал содержится и в пособии Хлебниковой А.В., Плотниковой А.В. Сборник текстов для закрепления навыков орфографии и пунктуации. М.: Просвещение, 1967. С. 136–138.
Думаю, что каждый учитель отберет необходимый материал с учетом возможностей своего класса. Предложенная система, проверенная в работе автора в течение нескольких лет, дает хорошие результаты и позволяет добиться устойчивого орфографического навыка.
Надеюсь, что описанный в статье опыт работы заинтересует коллег-словесников и окажет им практическую помощь в изучении трудных вопросов правописания.