Как отгадывать загадки?
Что такое загадка и как давно она появилась?
Загадка – это замысловатое описание предмета, в котором подчеркнуты его главные свойства, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека. Загадка – жанр народного творчества и один из видов фольклорного жанра, которые подразумевают иносказательное описание какого-либо предмета или явления, в разговорной или стихотворной форме.
В загадках русский народ создал поэтический образ того, что его окружало: предметов, явлений, людей, животных и т.д. В отличие от других жанров, загадка поэтизирует конкретные, самые обыкновенные, но близкие и необходимые человеку вещи реальной действительности. В основе большинства загадок лежит метафора, т.е. перенесение значения по сходству. Объект для сопоставления, сравнений народ выбирает из среды, близкой к своему быту и согласно своему художественно-поэтическому вкусу. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды, затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нём, позднее темой загадок стали двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и всё это завершается явлениями природы.
В чем польза загадок?
Развивают воображение, любознательность, логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность, догадливость, внимательность
Учат мыслить творчески, нестандартно
Увеличивают словарный запас
Учат замечать сходства и различия там, где их мало или они почти незаметны
Знакомят с окружающим миром
Как научить ребёнка отгадывать загадки?
Детей следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, искать пути решения, а также объяснять и доказывать правильность своего ответа.
Чтобы отгадать загадку, ребёнку нужно выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где ребёнок видел тот или иной предмет. Чем больше признаков будет выявлено в загадке, тем легче сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи и сделать правильный вывод, то есть определить отгадку. Если ребёнку трудно отгадать загадку, не спешите сообщать разгадку. Дайте время подумать, иначе интерес к ним угаснет.
Нужно объяснить ребёнку, что в загадке важно всё, нельзя пропустить ни одного слова. После того, как ребенок нашел ответ, надо выяснить, как он это сделал, почему именно так решил. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а родителю дают возможность узнать ход его мыслей и при необходимости подкорректировать выводы.
Внимание ребёнка необходимо сосредоточить на тематику загадки и явно её озвучить, например, виды транспорта, части тела, животные и насекомые и т.п.
Начиная с ребёнком отгадывать загадки, не стоит ждать от него быстрых и правильных ответом сразу. Не стоит с первого раза загадывать много различных загадок. Начните с одной, понаблюдайте за реакцией. Пусть первая загадка будет очень простой, помогите ребенку сориентироваться и найти ответ самостоятельно, потом обязательно похвалите. Первый положительный опыт повысит самооценку ребёнка и будет стимулировать его к новым разгадкам! Развивайтесь весело!
Какие загадки есть на нашем сайте?
Интересные несложные загадки для детей 5-6 лет о природе, временах года, частях тела, одежде и обуви, зверях и птицах, предметах, которые ежедневно используются в быту.
Загадки посложнее для детей 7-8 лет о календарных месяцах, профессиях, птицах, овощах, погоде, водоемах, грибах, солнце, воздухе и на другие темы.
Не всегда простые развивающие загадки для детей 9-10 лет о природных явлениях, водоемах, почве, формах земной поверхности, деревьях, осадках, профессиях, одежде, рыбах, птицах, частях тела, видах транспорта, небесных телах и многом другом.
Как лучше отгадывать загадки на нашем сайте?
Рекомендуем зарегистрироваться на нашем сайте и проходить задания последовательно. Для чего это нужно? После регистрации пользователь в своем личном кабинете в разделе «Результаты» будет видеть статистику своих посещений или посещений своего ребёнка (дата и время) и сможет понять, насколько успешно справляется (сколько баллов набрал и какой объем выполнил), в чём трудности и над чем нужно поработать.
Как разгадывать загадки
Загадки люди начали придумывать еще в глубокой древности. Их составление и разгадывание требовало внимательного наблюдения за окружающей действительностью, выявление характерных признаков.
Что представляет собой загадка
Указывая на явления либо предметы, загадка не называет их однозначно – представления о мире облекаются в образную художественную форму. Любая загадка, в особенности народная, представляет собой небольшое произведение искусства. Загадки поэтичны и умны, зачастую они несут в себе нравственную идею.
На первый взгляд может показаться, что процесс разгадывания загадок – не более, чем забава. Но это не совсем так.
Отгадывание загадок считают в основном забавой для детей, но это занятие будет интересным и для взрослых. Разгадывание легко превратить в веселое и занимательное времяпрепровождение, которое будет способствовать развитию логического мышления и пространственного воображения. Поэтому при разгадывании загадок с ребенком не надо сразу же подсказывать ему ответ – и так понятно, что у взрослого знаний больше. Если хочется научить этому ребенка или взрослого, лучше набраться терпения и помочь найти решение путем подборок и ассоциаций.
Как научиться отгадывать
Чтобы обучиться отгадыванию загадки, можно попробовать наблюдать за предметами и явлениями с разных сторон, учиться видеть мир в зависимостях, связях, красках и звуках.
Развитие наблюдательности и памяти, внимания и общей сенсорной культуры является основой для работы, которую приходится совершать при отгадывании загадок. Здесь многое означает опыт. Дети могут отгадывать загадки только в тех случаях, если с предметами, которые являют собой ответ, их ознакомили заранее.
Большинство загадок, особенно тех, что предназначены для детей, построены на выделении особенностей объекта. Чтобы найти правильный ответ, следует понять, какие характеристики в вопросе перечислены, вспомнить, какие из предметов обладают данными свойствами, из мысленно составленного списка выбрать наиболее подходящий объект.
Загадки начинают отгадывать тогда, когда освоен принцип их создания. Лучшая помощь при этом – не подсказывать отгадку, а указать направление, в котором следует искать ответ.
Понадобится вооружиться знаниями, которые будут подводить к отгадке. Например, загадки о явлениях природы построены в основном на результатах длительных наблюдений. Пользуясь орудиями труда, различными предметами, можно отметить основные свойства предметов, которые узнаются в загадках.
К пониманию содержания и логики загадок надо подготавливаться, знакомясь с окружающим миром – фактические знания и накопленный опыт помогают создавать логические построения и облегчают процесс отгадывания.
Обучение детей отгадыванию загадок
Обучение детей отгадыванию загадок
Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать, найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.
Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, например о времени (что такое год, месяц), о жизни, о старинных обычаях и обрядах, о трудовых процессах, отражающих старые способы производства (посев зерна вручную, обмолот снопов цепами, жатва серпом и др.), о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, веретено, лапти, люлька) и пр. Основа для отгадывания загадок – достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок должен учитываться опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный. Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, точнее, тем она проще. Незнание детьми смысла слов и выражений, встречающихся в тексте, также затрудняют отгадывание.
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируют ход мыслей ребенка при отгадывании, торопят малыша, забывая о том, что главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден верный ответ как результат правильного процесса мышления. Если дети затрудняются найти решение, взрослые иногда, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, сами растолковывают смысл загадки, подгоняя ее под ответ, тем самым лишая детей возможности думать и размышлять. Привыкая к готовым ответам, ребята теряют интерес к загадке.
Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому, прежде всего, не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях, красках, звуках, движении и изменении. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке. В основе этой работы лежат наблюдения, систематически проводимые в окружающей жизни и природе, т.к. они дают детям новые и новые знания, а сам процесс отгадывания загадки становится как бы итогом в накоплении знаний. Система наблюдений позволяет увидеть явление в разные периоды его развития, в изменении и составить об этом явлении более полное представление. Например, ребенок в течение нескольких суток по утрам наблюдает за небосводом, и тогда ему становится понятным смысл загадки « Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется». (Солнце, месяц).
Очень много загадок построено на знании таких качеств и свойств предметов, которые постигаются в процессе неоднократных действий с ними. Поэтому в разных видах деятельности ребенка: в игре, в труде, следует знакомить детей с названиями предметов и их частей, с материалами, из которых они сделаны, с формой предметов и др.
Важным источником знаний является художественная литература. Она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным. Необходимо приучить ребенка слышать художественное, поэтическое слово, вслушиваться в тексты народных сказок, песенок, замечать образные выражения, уместно использовать их в своей речи, понимать переносное значение слова.
Облегчает отгадывание и способ использования загадок, характер их преподнесения. Если ребенку предлагать загадки, посвященные разным темам, разным сферам труда человека, жизни природы и т.д., то он будет поставлен в трудное положение. Необходимо ограничивать круг предметов, факторов, подлежащих узнаванию, направлять мысль ребенка в определенную область знаний, подбирая загадки одной тематики.
Наряду с созданием условий. Облегчающих отгадывание, следует учить детей правильно решать логическую задачу. Чтобы отгадать загадку, нужно произвести следующие операции в такой последовательности:
· Выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. провести анализ.
· Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. провести синтез.
· На основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.
Чтобы обосновать приемы отгадывания, нужно знать причины ошибок детей при отгадывании загадок:
v Часто дети, торопясь с ответом, не дослушивают загадку до конца, не запоминают ее во всех подробностях. Их внимание останавливает какая-то одна деталь текста, один признак, обычно наиболее яркий, понятный. И отгадку они строят именно на этом единственном признаке, не принимая во внимание все остальные.
Услышав знакомое выражение, словосочетание, дети вспоминают связанную с ним отгадку и торопятся ее произнести, не вдумываясь в смысл новой загадки, не обращая внимания на то, что знакомое выражение употреблено в иной ситуации, в новых связях и отношениях.
v Дети выделяют несколько признаков загадываемого предмета (два-три), объединяют их, устанавливая между ними связь, но один очень важный для отгадки признак все же остается неучтенным и загадка неразгаданной.
Например, дети дают неверные ответы на загадку « Что вниз вершиной растет?» (Сосулька). Они отвечают: «Дерево, потому что растет и у него есть вершина». Два признака («растет», «вершина») выделены и объединены логической связью. Но не замечен третий признак: «вниз вершиной».
v Иногда дети сознательно опускают один из названных в загадке признаков, если он «мешает» предполагаемой отгадке, или заменяют его другим, своим, соответствующим кажущейся отгадке. При этом происходит подмена текста загадки, искажение его, «подгонка» его под ответ.
При отгадывании загадки нужно иметь в виду следующий порядок мыслительных операций:
1. Установить в общем виде, что нужно искать.
2. Установить, где нужно искать.
3. Выявить все оставшиеся признаки.
4. Выдвинуть предположение-отгадку (гипотезу).
5. Объединить установленные признаки.
6. Сделать итоговый вывод.
Например: загадка « Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел». Что надо искать? Цветок, но не обычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит, «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка, они шевелятся. Значит, это крылышки. Ребенок находит ответ: «Это бабочка».
Способы доказательства отгадки
Доказательство всегда основывается на точном анализе материала загадки, и поэтому является завершающим этапом общего процесса отгадывания. Без доказательства процесс отгадывания неполон. Чтобы побудить ребенка к доказательству, взрослому следует выяснить, каким путем шел ребенок, отгадывая загадку: «как догадался», «почему так решил», «объясни, как ты думал». Такие вопросы заставляют ребенка рассуждать, объяснять, доказывать.
Чтобы построить доказательство, нужно выделить в загадке все признаки, обнаружить и установить между ними связи, сопоставить их с отгадкой. Процесс выявления связей, выстраивание их в систему и представляет собой само доказательство.
Последовательность установления связей между основаниями (признаками) и отгадкой называется способом доказательства. Способ доказательства – это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определенному выводу. Порядок связей должен быть найден самим отгадывающим. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательства.
Существуют два способа доказательства отга док.
v Первый способ: доказательство начинается с объявления тезиса (отгадки), после чего следует подтверждение его доводами, мотивами, аргументами (признаками). Это дедуктивный способ.
v Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т.е. рассуждением, а отгадка (вывод) – логическим итогом этого рассуждения. Это индуктивный способ.
Способ доказательства зависит от содержания, композиции загадки, от своеобразия логической задачи. К первому способу доказательства удобнее обратиться, когда загадка заканчивается вопросом.
« Снег на полях,лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лед, вьюга завывает (доводы).
Ко второму способу доказательства прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков, и нет прямого вопроса. Само построение загадки зовет к постепенному и последовательному накоплению доводов. В этом случае отгадывающий, рассуждая, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу-отгадке. « Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку». Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика. Зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают (доводы). Значит, это кролик (вывод)».
Одну и ту же загадку можно доказать и тем и другим способом:
«За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая». Первый способ: «Это морковка: лиса рыжая и морковка рыжая как лиса. И у лисы, и у морковки есть хвостик, только у морковки он кудрявый, зеленый, а у лисы – рыжий, пушистый». Второй способ: «У морковки есть хвостик, и у лисы хвост, только у лисы оранжевый, а у морковки – зеленый. Морковка очень сладкая, гладенькая. Это загадка про морковку».
Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребенка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать загадки они будут легче и точнее, т.к. приобретут навык логического рассуждения. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном совпадении, а на четком анализе материала загадки.
Консультация «Учимся отгадывать загадки»
Карина Чернышова
Консультация «Учимся отгадывать загадки»
Консультация: «Учимся отгадывать загадки».
Что такое загадки? Загадки это особый весёлый, интересный, загадочный мир. Кстати само слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления для узнавания, которого требуется немалое размышление. И в то же время при всей сложности загадок – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Вы, наверное, удивитесь, узнав, что далёкие предки русских тоже очень любили загадки и даже устраивали вечера загадок. Эти вечера обычно проходили в зимнее время, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова (а именно к таковым и относились загадки, т. к. они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немного повеселиться, отдохнуть, вот тогда и устраивались эти праздники загадок и всевозможных гаданий.
Несомненно, что загадки – один из древнейших жанров поэзии. Но интересно, что большинство возникших давным-давно загадок, воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка про морковь: «Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице» — одинаково воспринималась и в глубокой старине и сейчас. Что же явилось толчком для появления на свет первых загадок. Считается, что люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно обмануть животных и растения, воздействовать на силы природы, которые якобы способны понимать человеческий язык. Животные, а так же предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или, наоборот, не навлечь на себя или домашний скот беду. Поэтому в русских сказках и загадках волк не иначе как бирюк или серый, лиса – рыжая или Патрикеевна, медведь – Михайло Потапыч или косолапый. Кстати о медведе. Ранее его имя звучало как «орктос», но произносить название этого лесного пугала было нельзя, чтобы не было худа. Вот и выдумали древние люди заменитель имени – медоед – который не обладал никакой силой и не мог повлечь за собой опасности. Но через несколько поколений наши предки, видимо забыли, что слово «медведь» совсем не опасное, и стали его снова заменять называя то «Мишкой», то «Топтыгиным», то «Косолапым», лишь бы обойти его настоящее медвежье имя. А в загадках он почему-то называется ещё и коровой.
Как предполагают, учёные, загадки являлись в древности средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайных слов. Много столетий назад загадки использовались в военных, дипломатических делах, а также в разного рода состязаниях мудрости и находчивости во время свадебного обряда. Следует отметить, что загадки всегда служили важным средством передачи сведений об окружающем мире старшими поколениями младшим. В чём же секрет, оригинальность загадок и почему они не потеряли актуальности до сих пор? Загадки – это жанр народного творчества, в котором нашли своё отражение быт и нравы народа, окружавшая его природа. Развивая мышление, загадка стремилась через своё поэтическое «Окошечко» познакомить человека с окружающим миром, причём привлечь его внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые не всегда видимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки. Загадки – это курс народного мировидения. А как строятся загадки? Обычно в них используются сравнения, противопоставления, отрицания, но чаще всего душой загадки является метафора. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична! И в самом деле, разве может быть, например, живое существо без рук, без ног и чтоб рисовало! Оказывается, может – мороз! Вслушивание в звучание загадок, умение чувствовать особую интонацию, рифму, ритм загадок развивают речевой слух.
В загадке важно каждое слово. Поэтому его нужно произносить чётко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы. Загадывать загадку – значит как бы ставить задачу.
Ещё одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Итак, пора подводить итоги.
Загадки:
• учат молодых иносказательной речи;
• учат поэтическому видению мира, нестандартному мышлению;
• расширяют кругозор и представления об окружающем мире;
• помогают активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ; развивают воображение, речь, любознательность; тренируют память. Ох, не простое это дело отгадывать загадки! Но сколько же надо было иметь таланта, мастерства, изобретательности, выдумки, юмора, чтобы такие загадки создать!
Держит девочка в руке
Облако на стебельке.
Что это? Догадались? Ну конечно же – это одуванчик!
А теперь попробуйте сами составить загадку про любой цветок для своего ребёнка. Можете потренироваться вместе с нами, придумав продолжение загадки:
Наш цветок похож на звонок…
(Только он растёт не в школе, а в поле.)
Только он звенит не на урок.
Только очень нежный и душистый.
Какой вариант вам нравится больше? Нам второй, т. к. рифмуются слова (звонок – урок).
Потренируйтесь в составлении загадок, учите детей отгадывать
и самим придумывать загадки! Для этого не нужно много времени. Идёте с ребёнком домой из детского сада и придумываете загадки про то,что видите вокруг: про листья, про деревья, про качели и дома…
Удачи вам в ваших начинаниях, дорогие родители!
Консультация для родителей дошкольников «Загадки. Для чего они нужны?» Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы:Что? Откуда?Зачем? Из чего сделано?;и показывают разные грани предмета:.
Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.
Консультация для родителей старших дошкольников «Учимся рассказывать» Данная консультация будет полезна родителям детей старших и подготовительных групп. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого.
Консультация для родителей «Учимся, играя» УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда.
Консультация для родителей «Учимся правильному произношению с помощью игр» У вашего ребенка есть проблемы с произношением определенных звуков,иногда дети меняют их на другой звук. Не сложные и забавные игры с.
Консультация для родителей «Как многому мы учимся у детей дошкольного возраста» Дети дошкольного возраста – это наши «маленькие учителя». Они всегда находятся рядом с взрослыми, и каждого из нас превращают в учителей.
Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников» Детям нравится отгадывать загадки. Им доставляет радость и процесс отгадывания загадок, и результат. Загадка развивает у детей логическое.
Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.
Учимся рисовать. МК «Попугай» Важный пестрый попугай Прилетел на ветку. огляделся и сказал: «как живете, детки?» Мы опять рисовали с помощью геометрических фигур.