Ответ на уведомление налоговой
Каждая организация должна вносить налог в казну государства. В целях исчисления платежей требуется вести налоговый учет, составлять отчетности. Правильность сведений, зафиксированных в документах, устанавливается в ходе налоговых проверок. Если будут обнаружены какие-либо расхождения, плательщика вызывают на допрос для дачи пояснений. Для вызова на допрос налоговая отправляет компании соответствующее уведомление.
В каких случаях фирме отправляется уведомление
Уведомление отправляется фирме при наличии этих обстоятельств:
Налоговая отправляет уведомление тогда, когда ей требуются пояснения от налогоплательщика.
Что собой представляет уведомление
Уведомление о вызове в налоговую для предоставления пояснений – это официальный документ, в котором должен содержаться ряд обязательных сведений. В частности, это название фирмы-налогоплательщика или ФИО ИП, адрес, куда требуется явиться, время посещения, основание для вызова. Если от плательщика требуются какие-либо документы, в уведомлении фиксируется их перечень.
Ответ на уведомление
Плательщику настоятельно рекомендуется предоставить пояснения. Это позволит предупредить претензии от налоговой и начисление штрафа. Плательщику требуется ответить на уведомление. Сделать это нужно в течение 5 дней.
Ответ на уведомление может составляться в свободной форме. Однако, как правило, при составлении документа используется принятая структура. В ответе должны содержаться пояснения на претензии налоговой. Излагаются они в официальном стиле.
Документ можно разделить на 2 части: реквизиты (адрес налоговой, наименование компании, контактная информация) и непосредственно ответ налогоплательщика. При ответе на претензии следует использовать аргументы. Они подкрепляются пояснительными документами. Можно ссылаться на различные законы. Ответ заверяется подписью гендиректора.
ВНИМАНИЕ! Перед составлением ответа следует удостовериться в правомерности требований налоговой. Если ИФНС превышает свои полномочия, нужно отправить соответствующее уведомление в вышестоящие органы.
Образец
В Межрайонную ИФНС №9
От гендиректора ООО «Строитель»
Ответ на уведомление о вызове в налоговую для дачи пояснений
23.04.2018 г. от вас поступило уведомление №66777 о вызове для дачи пояснений по вопросу убытка в декларации по налогу на протяжении 8 отчетных месяцев. Наличие убытков связано с тем, что доход организации в последние 8 месяцев мал и не покрывает производственные траты. Связано это с увеличившейся конкуренцией на строительном рынке. Уменьшение стоимости нашей продукции не является целесообразным, так как это может привести к увеличению убытков.
Генеральный директор ООО «Строитель» (подпись) И.Д. Громыко
Налогоплательщика вызвали дать пояснения
Автор: Снегирев В. М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Руководителя организации пригласили на комиссию по легализации налоговой базы для дачи пояснений относительно применения вычетов на основании счетов-фактур, выставленных от имени фирмы-однодневки. Из новой формы уведомления о вызове налогоплательщика (утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@) исключена оговорка об административной ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица ИФНС. Означает ли это, что теперь руководителя организации нельзя оштрафовать за неявку в инспекцию без уважительных причин?
О правах контролеров
Права налоговых органов перечислены в ст. 31 НК РФ. В пункте 4 нормы сказано, что контролерам разрешено вызвать налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений:
в связи с уплатой и перечислением им налогов;
в связи с налоговой проверкой;
в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Как видим, формулировка нормы весьма расплывчата, а значит, позволяет контролерам на законных основаниях требовать от налогоплательщика явиться в инспекцию и задать ему любые вопросы, касающиеся налогообложения его деятельности.
В довольно старом Письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 налоговое ведомство привело для примера несколько конкретных ситуаций, где может быть применен п. 4 ст. 31 НК РФ.
Ситуация 1. Непосредственно у налогоплательщика необходимо получить пояснения по вопросам, связанным с исполнением им норм НК РФ, в том числе в ходе заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. Иными словами, налогоплательщик может быть вызван в инспекцию, так сказать, для беседы. А тем для такой беседы предостаточно: низкая (по сравнению со среднеотраслевой) налоговая нагрузка, значительная (превышающая среднее значение по региону) доля налоговых вычетов, применение вычетов на основании счетов-фактур сомнительных поставщиков, систематическое возмещение НДС из бюджета, неисполнение обязанности по уплате налога, в том числе доначисленного по результатам налоговой проверки.
Добавим: как правило, комиссии по легализации налоговой базы проводятся вне рамок налоговой проверки. Судьи давно признали, что это не нарушает прав коммерсантов. Так, в Постановлении от 08.05.2014 по делу № А27-10859/2013 ФАС ЗСО подчеркнул, что в силу ст. 82 НК РФ такое мероприятие налогового контроля, как получение объяснений, налоговики могут проводить и в ходе проверок, и в иных ситуациях, связанных с исполнением налогового законодательства. В Постановлении АС ПО от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016 по делу № А12-27923/2015 отмечено, что получение объяснений от налогоплательщика возможно не только в ходе проверок. Инспекторы не ограничены в области налогового контроля правом на получение и проведение анализа сведений о деятельности налогоплательщика только на основании налоговых деклараций, представляемых самим налогоплательщиком. По мнению ФАС ДВО (Постановление от 27.03.2013 № Ф03-917/2013 по делу № А51-14534/2012), проведение комиссий преследует цель пресекать случаи неполного отражения налогоплательщиками в учете хозяйственных операций, выявлять фальсификацию отчетности, схемы ухода от налогообложения.
Ситуация 2. В ходе контрольных мероприятий у инспекторов возникли вопросы, которые можно разрешить только при личной встрече с проверяемым лицом. Напомним, что п. 3 ст. 88 НК РФ обязывает ИФНС уведомить налогоплательщика о том, что камеральной проверкой выявлены ошибки (противоречия) в сданной им отчетности или несоответствие представленных им сведений сведениям, которыми располагает налоговый орган. В целях реализации указанной нормы инспекция направляет проверяемому лицу требование о представлении пояснений. Оно считается исполненным, если в течение пяти рабочих дней налогоплательщик обоснует причины установленных проверкой противоречий или несоответствий либо уточнит свои налоговые обязательства.
Однако бывают случаи, когда представленных налогоплательщиком пояснений контролерам недостаточно. Вот тогда они и могут воспользоваться правом, которое им дает п. 4 ст. 31 НК РФ. Как отметила ФНС, необходимость явки может усматриваться из объема выявленных проверкой ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда требуются ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы.
Ситуация 3. Необходимо вручить лично проверяемому лицу (как правило, уклоняющемуся от проверки или препятствующему ее проведению) какие-либо документы или ознакомить его с ними под подпись. Очевидно, что в данном случае явка налогоплательщика в ИФНС требуется в связи с проведением камеральной или выездной проверки.
Есть и другие ситуации, при которых налоговики могут реализовать право на вызов проверяемого лица в инспекцию.
К сведению: в Письме от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015 ФНС обратила внимание на необходимость получения пояснений налогоплательщика относительно каждого выявленного выездной проверкой (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. Получение пояснений в ходе выездной проверки способствует выявлению позиции налогоплательщика до составления акта по ее результатам и в отдельных случаях позволяет избежать предъявления недостаточно обоснованных претензий.
Полученные при личной встрече пояснения налогоплательщика фиксируются (иначе какой в них толк?). Поскольку действующим законодательством не предусмотрено составление протокола или иного документа по итогам получения пояснений от коммерсанта, налоговый орган сам решает, как это сделать (главное, чтобы налогоплательщик был не против). Пояснения могут быть закреплены в письменной форме или иными способами, в том числе с использованием технических средств.
Об обязанностях налогоплательщиков
Обязанности налогоплательщиков прописаны в ст. 23 НК РФ. Данной нормой обязанность прибыть в инспекцию по вызову для дачи пояснений не предусмотрена. Не означает ли это, что явку в налоговый орган можно расценивать как право налогоплательщика?
Минфин так не считает. В Письме от 09.04.2010 № 03-02-08/21 ведомство сослалось на пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ. Здесь закреплена обязанность налогоплательщика выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. Вероятно, необеспечение налогоплательщиком реализации законного права контролеров на личную встречу с ним расценивается чиновниками как препятствование деятельности ФНС.
Остался еще один вопрос. Обязан ли налогоплательщик, явившийся по требованию налогового органа для дачи пояснений, эти пояснения давать? Здесь все довольно просто: согласно пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов является правом налогоплательщика. Поэтому, полагаем, он может отказаться отвечать на вопросы налоговиков. Есть только один случай, когда дача пояснений вменена в обязанность налогоплательщика, – это выставление налоговым органом на основании п. 3 ст. 88 НК РФ требования о представлении пояснений (об этом мы говорили выше). Но для исполнения этой обязанности явка проверяемого лица в налоговый орган законом не предусмотрена.
О форме и содержании уведомления
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налогоплательщик вызывается в инспекцию на основании письменного уведомления. Это единственное условие для реализации контролерами их права.
Форма уведомления утверждается приказом налогового ведомства. Действующее ныне уведомление (форма по КНД 1165009) содержится в приложении 2 к упоминавшемуся выше Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@.
В уведомлении обязательно следует указать:
вопрос, по которому требуются пояснения (уведомление должно содержать подробное описание оснований для вызова налогоплательщика, иначе у него не получится подготовиться к беседе с представителями инспекции; заранее известная цель визита в налоговый орган поможет коммерсанту сформулировать объяснения по существу налоговых требований, подкрепить свои пояснения соответствующими документами, а при необходимости – воспользоваться юридической помощью);
точное место, где состоится встреча (адрес налогового органа, номер кабинета);
дата и время прибытия в налоговый орган (либо конкретная дата и время, либо приемные дни и часы работы инспекции, чтобы налогоплательщик сам решил, когда ему будет удобно явиться).
К сведению: на подробном описании оснований для вызова настаивают как суды (постановления ФАС ВСО от 04.07.2013 по делу № А58-6024/2012, ФАС ДВО от 27.03.2013 № Ф03-917/2013 по делу № А51-14534/2012, ФАС ПО от 24.10.2013 по делу № А55-35598/2012), так и контролеры (Письмо ФНС России от 09.10.2015 № ЕД-4-2/17621). Если суд сочтет, что указанная в уведомлении цель явки не может быть признана конкретной и не позволяет установить, по какой причине и в ходе какого мероприятия налогового контроля вызван налогоплательщик, вызов в инспекцию будет признан незаконным (Постановление ФАС ЦО от 27.05.2013 по делу № А68-7925/2012).
Как видим, из содержания уведомления налогоплательщик должен точно узнать, зачем, куда и во сколько он должен прибыть для дачи пояснений. Поэтому применение налоговым органом неактуальной формы уведомления принципиального значения не имеет. Так, Пермский краевой суд в Постановлении от 16.11.2017 по делу № 44-а-1601/2017 не признал ненадлежащим уведомление на бланке старого образца, утратившем юридическую силу. Суд решил, что все требования, предъявляемые действующим законодательством к уведомлению о вызове налогоплательщика, инспекцией соблюдены. В нем есть все обязательные реквизиты: адресат, дата, время, адрес и место (кабинет) заседания комиссии, цель вызова налогоплательщика. Уведомление подписано надлежащим лицом ИФНС, его подпись расшифрована.
Конкретных способов вручения уведомления о вызове налогоплательщика законодательством не установлено. Значит, по сути, ИФНС может передать документ любым из способов, предусмотренных п. 4 ст. 31 НК РФ:
вручить представителю организации (законному или уполномоченному) лично под расписку;
послать по почте заказным письмом;
направить в электронном виде по ТКС.
Между тем плательщикам НДС нужно учитывать следующее. В соответствии с абз. 5 п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ они должны представлять декларации по НДС исключительно в электронной форме по ТКС. Пункт 5.1 ст. 23 НК РФ обязывает их обеспечить электронное взаимодействие с налоговыми органами. Согласно Распоряжению ФНС России от 31.12.2015 № 290@ передача налоговых документов по ТКС налогоплательщикам, подключенным к электронному документообороту, является приоритетным способом отправки документации. И только при уклонении указанных лиц от получения документов по ТКС допускается их направление на бумажном носителе.
Обратите внимание: при направлении инспекцией уведомления по ТКС налогоплательщик обязан направить контролерам квитанцию о приеме данного документа. Сделать это нужно посредством ТКС не позднее шести рабочих дней со дня отправки уведомления налоговым органом. В противном случае ИФНС воспользуется положениями п. 3 ст. 76 НК РФ и приостановит операции налогоплательщика по счетам в банке и переводы электронных денежных средств. Упоминание о данных санкциях за несоблюдение норм налогового законодательства содержится в форме уведомления.
Об ответственности
Налоговым кодексом не установлена ответственность налогоплательщика за неявку в налоговый орган для дачи пояснений. Однако такая ответственность предусмотрена административным законодательством, а точнее ст. 19.4 КоАП РФ. Применяется она не к организации, а к ее должностному лицу (законному или уполномоченному представителю).
Согласно ч. 1 названной нормы неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
на граждан – от 500 до 1 000 руб.;
на должностных лиц – от 2 000 до 4 000 руб.
Ранее (до 04.01.2019)о возможных негативных последствиях при игнорировании предписания контролеров можно было узнать из формы уведомления. Из новой формы уведомления эта оговорка исчезла. Однако, полагаем, это не говорит о том, что теперь привлечь должностное лицо налогоплательщика к административной ответственности нельзя. Ведь административное законодательство не поменялось. Правомерность применения обозначенной нормы при неявке налогоплательщика в налоговый орган подтверждена КС РФ.
В Определении КС РФ от 20.11.2014 № 2630-О отмечено следующее. Как и любое другое административное наказание, административный штраф в силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Часть 1 ст. 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность (в том числе в виде штрафа) за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, выполняющего функцию государственного надзора (контроля). Закрепление законодателем административной ответственности за указанное противоправное действие направлено на обеспечение осуществления прав и исполнения обязанностей, предусмотренных, в частности, Налоговым кодексом. В НК РФ предусмотрено право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ), а также обязанность налогоплательщиков не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Таким образом, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщика.
Добавим, возбуждение дела об административном правонарушении, составление соответствующего протокола вменено в обязанность налогового органа (п. 1 ч. 1 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а рассмотрение дела и вынесение соответствующего постановления – в обязанность судебных органов (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Важный нюанс: административная ответственность может быть применена к налогоплательщику исключительно за неявку по вызову инспекции, а не за отказ от дачи пояснений (п. 2.3 Письма ФНС России № АС-4-2/12837). Ведь дача пояснений – дело добровольное (об этом мы говорили выше). А вот за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении пояснений, выставленное налоговым органом в рамках п. 3 ст. 88 НК РФ, ответственность существует. Установлена она п. 1 ст. 129.1 НК РФ. За указанные деяния налогоплательщику грозит штраф в размере 5 000 руб. Данная норма применяется к организации, ее должностные лица привлечению к ответственности не подлежат.
Подведем итоги. Как показывает практика, налоговые органы все чаще пользуются своим законным правом вызова налогоплательщиков для получения у них соответствующих пояснений. Полагаем, что у добросовестных коммерсантов не найдется поводов игнорировать приглашение ИФНС к диалогу. Обоснованные и аргументированные пояснения налогоплательщика, вполне возможно, убедят контролеров и снимут их претензии. Кроме того, явившись в инспекцию, всегда можно отказаться отвечать на неудобные вопросы. Наказания за это не последует. Если, конечно, не считать наказанием еще более пристальное внимание ИФНС к деятельности «отказника», инициирование в отношении него выездной проверки.
Ну а если вы все-таки без уважительных причин не пришли в налоговый орган, следите за соблюдением порядка производства дел об административном правонарушении. Так, руководитель организации может избежать штрафа, если не будет надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола. В постановлениях Московского городского суда от 04.10.2018 № 4а-4999/2018, Оренбургского областного суда от 24.08.2017 № 4А-438/2017 суд решил: так как к ответственности привлекается физическое лицо как представитель компании, извещение следовало направить по месту его жительства, и не важно, что извещение было получено организацией в электронном виде по ТКС.
Требования из налоговой: как спасаются коллеги
Обзор обсуждений бухгалтеров из группы «Красный уголок бухгалтера», которые получают требования от ИФНС.
Дача пояснений
Коллеги, пришло требование из налоговой по Москве, вызывают дира для пояснения финансово-хозяйств. деятельности, он не хочет идти, я в отпуске, а 1 сентября он в отпуск уезжает, что им отвечать?
«Отправьте пояснение в письменном виде, приложите приказы об отпуске. Напишите, что пояснения даем в письменном виде, т.к. отпуск» (Андрей Юдаев).
В случае, когда инспектору необходимы комментарии по деятельности организации, то посетить налоговые органы может иной представитель компании.
Но предварительно следует уточнить, устроят ли налоговиков пояснения от представителя организации вместо руководителя.
«Иногда налоговики хотят общаться исключительно с руководством. Нужно звонить, узнавать, примут ли вас, как замену. Мотивировка такая: человек в отпуске, при смерти, но мы хорошие (Ольга Пермякова).
Если вызов директора связан с целью проверки его фактического участия в деятельности организации и исключения номинальности, то визита в налоговые органы ему не избежать, пусть и после возвращения из отпуска.
«Пусть директор, не дожидаясь назначенной даты, позвонит сам по указанному в требовании телефону. Возможно, зададут несколько вопросов, и дело этим и ограничится, необходимость визита отпадет. Если нет — должен идти» (Елена Шафорост).
Требование о представлении документов
Подскажите, пожалуйста, кто-нибудь отправлял Уведомление о невозможности представления в установленные сроки документов (информации). Форма по КНД 1125045 по ТКС. В какой срок его можно отправить. Можно ли в последний день предоставления документов или уже поздно?
Если компания не может представить документы, то в течение дня, следующего за днем получения требования, надо письменно известить налоговиков с указанием причин задержки (п.3 ст.93 НК РФ).
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) инспекции вправе продлить сроки представления документов или отказать.
Решение о приостановлении операций по счетам
Никогда такого не было, и вот опять. Вместо «с добрым утром» получила сегодня Решение о приостановке операций по счетам за неисполнение Требования об уплате пеней по НДС в размере 7,33 руб.
Требование видела, бред полный, взяла Справку о состоянии расчётов, убедилась, что ничего там нет и начала звонить исполнителю. Безрезультатно. Учитывая, что раньше все разговоры с ними заканчивались словами «у нас ошибка, порвите и забудьте», забила. Есть чем заняться в гораздо более серьёзных масштабах.
Утешает одно: счёт заблокированный неактивен, а про второй счёт они по собственной дурости почему-то не знают.
Но всё же вопрос: что дальше будет? Снимут эти 7,33 руб. и успокоятся? Или мы должны теперь кому-то в ноги падать? Только падать в ноги невыгодно — спуститься в метро в несколько раз дороже этой огромной для бюджета суммы.
«Никуда не надо ехать, при получении любого требования нужно отправить квитанцию о получении требования в ответ в течение 6 дней. Вот за неотправку квитанции ИФНС имеет право заблокировать счета. При неуплате налога в срок ИФНС приостанавливает операции на сумму задолженности. В вашем случае на 7.33 руб. Как только в налоговую эта сумма зачислится, решение о приостановлении операций по счетам отменят. И все» (Корсукова Анна).
Документы вне рамок проверки
Москва, требование из налоговой, ссылка на 93.1, просят предоставить информацию о конкретных сделках, выборка очень большая, период выборки 2015-2017 гг. У кого- нибудь была подобная история? Чем закончилась? Я правильно понимаю — надо готовиться к выездной?
— «Есть позиция, изложенная в Письме Минфина России от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-519, суть которой сводится к тому, что поскольку Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, то любые требования в этой части со стороны налоговых органов будут правомерны» (ElenaZyablova);
— «Как правило: чем больше просят, тем меньше следует давать! Статья 93.1 — требование предоставить документы о контрагенте. Я направляю договор, счета-фактуры и дописываю в сопроводиловке: „Иные документы, указанные в требовании во взаимоотношениях с контрагентом, не используются“. Не следует идти у налоговиков на поводу и давать им всё, что зажелают. Документы следует предоставлять только те, в составлении которых участвует контрагент и которые предоставляются ему, всё иное не касается. ни аналитика, ни оборотки, ни пояснения. А бояться налоговиков — себе дороже» (Анатолий Тяпин).
АКЦИЯ ГОДА
Только до завтра подписка «Клерк.Премиум» – 13 640₽ вместо 24 800₽. Узнать о пользе «Клерк.Премиум» и подписаться>>>
Лишить спокойствия и сна. Вызов в налоговую
Поток вопросов из налоговой к бизнесу нескончаем и непреодолим. Требования, запросы, уведомления и прочие тревожные сигналы прилетают из налоговой постоянно. Но по ряду причин налоговый орган хочет видеть бизнесмена лично. Чтобы заслушать, пожурить коллегиально или допросить как свидетеля.
Цифровизация налогового контроля, обработка гигантских объемов деклараций, связей и зависимостей влечет массу вопросов для анализа по несоответствиям, расхождениям и разрывам.
Грамотные правила реагирования на процессуальные действия налоговой помогут вам правильно настроиться и вовремя принять меры, необходимые для безопасности вашего бизнеса.
Вызов для дачи пояснений
Могут вызвать любого налогоплательщика. Форма вызова: письменное уведомление.
Можно послать другого человека – бухгалтера, юриста, налогового консультанта, оформив простую доверенность от директора.
За неявку директору грозит предупреждение или административный штраф в размере от 2000 до 4000 руб. ( ст.19.4 КоАП).
Если человек пришел в ИФНС, но отказался давать показания, то оштрафовать его за это налоговики не смогут.
Вызов для дачи показаний не стоит недооценивать. На практике суды признают допустимыми доказательствами результаты пояснений наряду с результатами допросов.
Совет: на уведомление о вызове для дачи показаний советую направить осведомленного и осторожного человека по доверенности. Главного бухгалтера, юриста или налогового консультанта. Чтобы разузнать, что интересует налоговиков о вашей компании, провести «разведку боем».
«Горячий» хит
Налоговики под сомнительными предлогами отказывались принимать налоговые декларации компаний, которые казались им подозрительными. Например, директор «номинал» или массовый. Или компания имеет признаки однодневки. Или отчетность сдается с нулевыми показателями. Настаивали на вызове директора в инспекцию, чтобы убедиться, что он настоящий.
Примечание: данные действия вызвали недоумение и возмущение в бизнес сообществе, и налоговая служба была вынуждена отозвать свое ранее изданное письмо, предписывающее тормозить сдачу отчетности по причине подозрения компании в нарушениях.
Если у налоговой возникнут подозрения в совершении правонарушения вашей компанией или вашими контрагентами, директора вызовут на допрос в качестве свидетеля.
Вызов на допрос в качестве свидетеля
Вызов на допрос может означать, что над компанией сгущаются тучи: налоговая проводит предпроверочный анализ. На допрос могут вызвать как должностное лицо, так и любого сотрудника компании, и даже уволившегося. И вообще, любого гражданина, который владеет информацией и может дать показания о совершении налогового правонарушения.
Директору важно правильно подготовиться к допросу, доказать, что он не «номинал», и грамотно ответить вопросы, касающиеся деятельности компании.
На допрос вызывают повесткой. Вызовы по телефону можно игнорировать, так как отсутствует официальное подтверждение того, что вы были уведомлены.
Результат допроса оформляется протоколом. С предварительным уведомлением об ответственности за дачу ложных показаний и праве не свидетельствовать против себя и своих близких.
После проведения допроса инспектор обязан вручить свидетелю копию протокола.
Послать вместо себя на допрос другого человека нельзя. Можно пойти на допрос с любым сотрудником, например юристом, главным бухгалтером. Или с адвокатом. На сопровождающего нужно оформить простую доверенность. Участие адвоката не может заменить ваше личное присутствие, но его помощь может оказаться бесценной.
Присутствие адвоката будет эффективным, если он не только следит за процедурными вопросами, но и в курсе дел компании, интересующих налоговиков.
За неявку без уважительных причин грозит штраф 1 000 руб. А за отказ от дачи свидетельских показаний либо за дачу заведомо ложных показаний — 3 000 руб.
Можно предположить, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос и сообщить лишнее. Это ошибочное суждение.
Во — первых, неявка на допрос может послужить при камеральной проверке «формальным» основанием отказа в возврате или зачете налога.
Во-вторых, налоговая может сделать вывод, что вам есть что скрывать и углубиться в процесс изучения вашей деятельности.
В-третьих, неявка на допрос признается косвенным доказательством налогового нарушения. И судами тоже. Они относятся критически к показаниям должностного лица, проигнорировавшего вызов на допрос в налоговую.
В-четвертых, если вы свидетель действительно важный, то на допрос могут прийти и по месту жительства, и даже с представителем полиции.
Вызов на комиссию по легализации налоговой базы
Предупредительный сигнал
Если по результатам аналитического отбора вы попали в список кандидатов для приглашения на комиссию, не позднее, чем за месяц до ее проведения налоговая вам направит информационное письмо, в котором будут перечислены подозрения в отношении вашей компании.
Цель этого письма — побудить вас добровольно уточнить декларацию и доплатить налоги. С учетом оценки своих рисков по информации, имеющейся у налоговиков о вашей деятельности.
В ответ на письмо вы вправе представить внятные пояснения, привести аргументы и разъяснить обстоятельства, опровергающие подозрительность налоговиков. На реагирование дается 10 дней.
Уведомление о вызове на комиссию
Если этот срок истек, а налоги вы добровольно не доплатили и пояснений никаких не представили, то будьте любезны! — вас будут заслушивать коллегиально. На комиссии. Налоговая направит вам уведомление с указанием даты, времени и места заседания комиссии по легализации налоговой базы.
Совет: если вам есть что пояснить, дополнить или прокомментировать по вопросам, изложенным в информационном письме, советую это сделать. Возможно, налоговую эти пояснения устроят и уведомление о вызове на комиссию вам направлять не будут.
Вызовы на комиссию по телефону можно игнорировать, так как отсутствует официальное подтверждение того, что вы были уведомлены.
Кого хотят видеть
На комиссию может пойти руководитель компании или его представитель по доверенности. Как правило, к представителям комиссия относится с подозрением и недоверием, подозревая директора в номинальности. Все просто – директора проще напугать, и, угрожая выездной проверкой, вынудить компанию доплатить налоги или повысить зарплату сотрудникам.
Если на комиссию вы пришли, но отказались отвечать, оштрафовать вас не вправе.
За уклонение или за неявку без уважительной причины штраф от 2000 до 4000 руб.
Комиссию лучше не игнорировать. Уклоняться – бессмысленно. Не давайте сотрудникам налоговой инспекции повод усомниться в честности и прозрачности своего бизнеса.
Могут возникнуть подозрения, что компания скрывается, и тогда налоговики могут запустить весь маховик налогового контроля — проверку адреса вашей регистрации, проверку расчетных счетов и контрагентов, вызовы на опросы сотрудников, руководителей и учредителей, привлечение для розыска правоохранительные органы, назначение камеральной или выездной налоговых проверок.
Совет. Если прийти на комиссию в назначенный день не получается по какой-то причине (например, командировка директора или болезнь главбуха), стоит заранее уведомить об этом налоговую через личный кабинет, по ТКС или принести письмо о неявке на комиссию с указанием причины. Заседание, скорее всего, перенесут на другую дату и повторно направят вам уведомление и дате, времени и месте.
Результат заседания
По итогам заседания комиссии составляется протокол, который фиксирует рекомендации и срок устранения нарушений.
Инспекции на местах применяют различные «гибриды» комиссии по легализации налоговой базы, по направленности – комиссия по разрывам НДС, комиссия по убыткам, отраслевые и другие целевые комиссии.
Вызов на рабочие группы
Одно только название звучит угрожающе — «Рабочая группа по рассмотрению деятельности налогоплательщиков – участников схем сомнительных операций, установленных с использованием «АСК НДС-2».
Налоговый кодекс не предусматривает заседаний подобных рабочих групп. Это еще один способ давления на бизнес – что-то выяснить под угрозой включения в план выездных проверок.
Идти или нет на заседания таких рабочих групп – дело добровольное. Если не пойдете — никаких санкций не последует, пойдете- будете больше знать. Грамотно и взвешенно оцените свои риски.
Совет: Направьте по доверенности толкового представителя, чтобы разузнать, сколько и чего имеет налоговая на вас. Отвечать следует только по теме уведомления, никаких документов не представлять. Если вопросы покажутся неудобными по любой причине, можно на них не отвечать. И даже прервать в любой момент эту беседу. Сослаться на запланированную встречу, извиниться, вежливо попрощаться и спокойно уйти.
Вызов на комиссию любого вида – это еще не проверка
В самой комиссии ничего страшного нет. Надо трезво понимать, что это еще один метод воздействия на вас, способ «добровольного принуждения» доплатить налоги.
Вызов на комиссию не всегда ведет к проверке, хотя угрозы и запугивания — это основные тренды поведения ревизоров в разговоре с бизнесом.
Как вести себя при вызове в инспекцию
Не стоит недооценивать вызовы в налоговую. Это сигнал, что вы у ревизоров в разработке. Пойдете — будете знать больше.
Лучше идти с бухгалтером, юристом и налоговым консультантом. Понять, что от вас хотят, что накопали налоговики. Оценить масштаб бедствия.
Общий настрой должен быть холодным и расчетливым:
Вместо заключения
Вызовы в инспекцию лучше не игнорировать. Если вы попали в список подозреваемых – от вас вряд ли отстанут- будут продолжать вызывать и разыскивать. На ваше «крутить вола» будут выкручивать вам нервы.
Крайне неосмотрительно оставлять без внимания подозрения и действия налоговой в отношении вашей компании.
Весь процесс взаимодействия с ревизорами должен находиться под вашим контролем.