«Не решённый» или «нерешённый»: слитно или раздельно?
1. Пишется слитно, если нет зависимых слов.
Он вспомнил про нерешённую задачу.
2. Пишется раздельно, если есть зависимые слова (отвечающие на вопрос кем?, как?, когда? и др.)
Он вспомнил про не решённую учениками задачу.
3. Пишется раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление.
Не решённая, а оставленная до завтра задача.
4. Пишется раздельно, если есть пояснительные слова отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с «ни») или сочетаний «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не».
Это отнюдь не решённая задача.
Примечание 2. При наличии в качестве пояснительного слова наречия «совсем» возможно как слитное, так и раздельное написание, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие:
Эта задача совсем нерешённая. (Совершенно нерешённая).
Эта задача совсем не решённая. (Отнюдь не решённая).
Двоякое толкование допускает и наречие «вовсе»:
У нас бывали недоделанные задачи, но эта совсем нерешённая. (Совершенно нерешённая).
Вопреки предположению, задача оказалась вовсе не решённой. (Отнюдь не решённой).
5. Пишется слитно, если есть наречия меры и степени: «весьма», «очень», «крайне», «почти», «совершенно», наречное выражение «в высшей степени» и т. п.
6. Пишется раздельно в вопросительном предложении, если подчеркивается отрицание:
Не решённой ли оказалась задача?
Примечание. Но пишется слитно, если отрицание не подчеркивается:
Ведь это же нерешённая задача?
Урок «Не с причастиями»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Не с причастиями.
Цели урока: повторить правописание не с разными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастии.
Развивающая: способствовать развитию умения писать НЕ с причастиями; умения работать в группе и самостоятельно; развитие мыслительных операций учащихся через анализ языкового материала; совершенствование речевой культуры учащихся через организацию делового общения учащихся на учебном занятии.
Воспитывающая: способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда, совершенствование речевой культуры учащихся через организацию делового общения учащихся на учебном занятии.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения : частично-поисковый.
Теоретическая разминка для класса.
Индивидуальная работа у доски 2 ученика.
1 ученик. Записать, обозначить орфограммы в причастиях.
Дыш_щий, кле_щий, раста_вший, завис_мый, маш_щий, увид_вший, стел_щийся.
2 ученик. Списать предложения, обозначить причастный оборот, прокомментировать знаки препинания.
Степь содрогнулась от грохота поезда идущего к станции окруженной тьмой но через мгновение вновь слышны лишь окружающие нас ночные шорохи.
Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает действие предмета.
Причастный оборот обособляется, если стоит после определяемого слова.
От переходных глаголов можно образовать действительные и страдательные причастия.
Гласная в суффиксах действительных и страдательных причастий зависит наклонения глагола.
Терп_щий, вид_щий, кол_щий. Лишним словом является терп_щий.
В этом предложении 4 запятых: Тараз, расположенный некогда на Великом шелковом пути, имеет богатую историю, множество исторических памятников, пронизанных духом старины, и поражающую своим разнообразием флору и фауну.
От какого глагола можно образовать все возможные формы причастия: обидеть, летать, рисовать, сделать.
— Проверить работу учащихся у доски.
Проиллюстрируйте данные утверждения примерами.
Слово без не- не употребляется
Можно заменить синонимами без не-
Наличие отрицательных местоимений или наречий с ни- или пояснительных слов
(Не)годовать, (не)яркий, далеко (не)близкий, (не)правда, а ложь, (не)настье, (не)дремлющий, нисколько (не)интересный, (не)лепый, (не)друг, (не)освещена, (не)решительный.
— Какие слова у нас остались неиспользованными? (не)дремлющий, (не)освещена
— Что мы сегодня будем рассматривать?
Дифференцированное задание. Групповая работа учащихся по овладению новыми знаниями. ( время на подготовку 3 минуты)
1 уровень читать т.м. учебника.
2 уровень прочитать грамматическую сказку и перевести ее на научный язык. Прокомментировать условия слитного и раздельного написания не с причастиями.
Причастие неразлучна с -НЕ- и живёт с ним в замке под названием «Без НЕ не употребляется». Будучи полной и одинокой, она тоже не может без НЕ. Зверек НЕ полюбил ее друзей: Почти, Очень, Слишком, Довольно, Абсолютно и других.
Когда же Причастие превращается в Краткое или когда рядом находятся няни – зависимые слова, НЕ боится подходить к девочке. А еще НЕ очень не любит противоречий.
3 уровень на основе собственных наблюдений сформулировать правило по написанию не с причастиями. (Дети работают маркером на большом ватмане по составлению о/к)
2. Неработающий мастер не работающий на заводе мастер
Невымытый пол еще не вымытый дежурными пол
3. Трава не скошена, книга не прочитана, дело не сделано.
4. Не исследованная, а дикая местность; не продуманный, а опрометчивый шаг.
— Начинаем проверку с 3 уровня. Когда не с причастиями пишется слитно?
1. Результаты работы 3 группы, демонстрация и защита о/к.
2. Выразительное чтение лингвистической сказки, ее комментарий.
Не с причастиями пишется слитно:
1. Слово без НЕ не употребляется.
2. Причастие не имеет з/с.
3. При наречиях меры и степени: совершенно, абсолютно, крайне, очень, весьма, в высшее степени.
Не с причастиями пишется раздельно:
1. Есть противопоставление.
2. Причастие имеет з/с.
3. С краткими причастиями.
Индивидуальное задание у доски. Распределительный диктант.
Слова для справки: (не)замеченная ошибка, (не)оконченная в срок работа, (не)выучивший урок, (не)навидимый всеми, работа (не)закончена, ничем (не)оправданный поступок, абсолютно (не)исследованный район, (не)греющее солнце, (не)прочитанная, а просмотренная книга.
Класс: напротив каждого примера вписать СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО. Комментарийуч-ся.
1) Я не уставал рассказывать друзьям обо всём: о речке, о рыбалке, о (не)виданных размеров белом грибе, найденном мной под небольшой елью.
2) (Не)отремонтированная квартира выглядит неопрятно.
3) Эти обои (не)просохшие, а еще влажные.
4) Меня поразил его (не)доумевающий взгляд, брошенный исподлобья.
5) Совершенно (не)прожаренное на костре мясо есть было невозможно.
6) Убедительные аргументы так и (не)найдены.
7) Еще не улетевшие на зимовку птицы расположились у озера.
8) Это крайне (не)обдуманный шаг.
9) (Не)убранные поля, (не)скошенные луга – все говорило о запущении.
10) Человек, (не)знающий истории, не имеет будущего.
Приведите примеры предложений с обобщающим словом. (1,9)
Приведите примеры предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (1,4, 10)
Найдите предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом.(7)
Найди 3 лишнее, объясни свой выбор.
а) (не) озябшие птицы; (не) разобранные вещи; полы (не) вымыты;
б) (не) годующий взгляд ; (не) решённая задача; (не) навидевший всех ;
в) (не) проверенная учителем; комната (не) занята; (не) продуманный ответ ;
г) (не) закрытое окно ; (не) просушенные семена ; (не) разбросанные, а сложенные;
а) не вымыты б) нерешенная задача в) непродуманный ответ
г) (не) разбросанные, а сложенные д) неосвещенная улица
3 задание. Работа над развитием речи.
Постарайтесь раскрыть значение фразеологических оборотов, используя не с причастиями.
Справка: (не)скончаемые материальные затраты; (не)приспособленный к жизни; притворяться (не)понимающим глупым.
4 задание. Из Статьи А.С.Пушкина «В назидание потомку».
Не проявляй услужливости.
Не принимай одолжений.
Не отвечай на оскорбление оскорблением.
Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта.
— С чего начинается каждая фраза?
— Какова роль частицы не?
— Перечислите случаи, когда не является частицей в написании причастии.
Это интересно! Особенности использования частицы «не». Выступление 3 учащихся.
Использование частицы «не» имеет несколько нюансов:
1. Иногда люди успешно общаются между собой, не пользуясь формальной логикой, которая требуется, если фраза содержит частицу «не». Вполне допустим следующий диалог.
— Эта штука не сломается?
С точки зрения логики, если «эта штука» действительно прочная, следовало бы ответить: «Д-а-а!». В этом случае частица «не» игнорируется не только подсознанием, но и сознанием!
2. Психологи утверждают, что частица НЕ плохо усваивается, особенно детьми. Если учитель говорит «Не забудь выучить правило», то по утверждению психологов частица НЕ не воспринимается, и ученик чаще забывает правило выучить. Лучше говорить: «Выучи правило»!
3. Множественное использование частицы «не» способно запутать собеседника.
С. Горин, автор книги «А вы пробовали гипноз?», выступая на лекции произнес фразу: Изучая психологию, я стал понимать, что не понимаю в людях очень многого, но никак не могу понять, что именно из непонятого мною я все же понимаю, и я, наверное, никогда не пойму разницу между тем, что я уже понял и тем, что я не понимаю. (Долгая пауза, затем смех в зале).
Реплика из зала: «Вы можете повторить эту фразу?»
1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не)навидящий взгляд
2) весьма (не)возмутимый человек
3) (не)прочитанная мной книга
4) (не)начатое сочинение
2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не)примиримые противоречия
2) (не)доумевающий взгляд
3) (не)обозримые просторы
4) ничем (не)нарушаемая тишина
3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не)замеченная учителем
2) (не)решённая задача
3) крайне (не)зависимый человек
4) (не)навидящий скуку
4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не)решённая, а списанная задача
2) (не)причёсанный ребёнок
3) (не)умытое лицо
4) (не)выученные правила
5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
1) ещё (не)распустившиеся цветы
2) фильм (не)просмотрен
3) теорема (не)доказана
4) (не)промокаемый плащ
Поиск ответа
Вопрос № 223256 |
Ответ справочной службы русского языка
В данном случае верно раздельное написание, так как есть зависимое слово: _не предусмотренных технологиями_.
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как пишется не с прилагательным в следующем предложении: Она попала в темный, но совсем не страшный лес. И «она попала в темный, но не страшный лес. Заранее благодарю
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как пишется не с причастием в след. сочетании: (не)признанные актуарные прибыли? Заранее спасибо, Наталья
Ответ справочной службы русского языка
Без противопоставления верно слитное написание.
Ответ справочной службы русского языка
интрига заключается втом, что парни и девушки не знакомы. Как пишется не знакомы(слитно или раздельно).
Ответ справочной службы русского языка
«Что не понятно-прояснится» как пишется не вместе или отдельно?
Ответ справочной службы русского языка
Будьте добры,подскажите,пожалуйста, как пишется НЕ со словом РАЗВИТ? слитно или раздельно? В случае следующей анкеты: Как Вы оценивает ВАШ бизнес: 1.развит 2.не развит.
Ответ справочной службы русского языка
как пишется НЕ со словом РАЗВИТ? Например, при заполнении анкеты при вопросе: Ваш бизнес 1.развит 2. не развит? 3.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как пишется НЕ в данных случаях: ДТП с участием НЕустановленного (НЕ установленного) ТС; заявленный НЕурегулированный (НЕ урегулированный) убыток на сумму. Если можно, ответьте, пожалуйста, побыстрее. Спасибо Вам!
Ответ справочной службы русского языка
В обоих случаях корректно слитное написание. Раздельно следует писать, если есть противопоставление.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Если у причастия есть зависимые слова, _не_ пишется раздельно. Также _не_ пишется раздельно при противопоставлении: _не ворованный, а украденный_.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно как слитное, так и раздельное написание.
Есть устойчивое выражение По независящим от кого-нибудь обстоятельствам, а как пишется не в такой конструкции По обстоятельствам, незасисящим от кого-нибудь. Большое спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Возможно как слитное, так и раздельное написание.
Подскажите пожалуйста как пишется не представление, невыполнение пишется слитно или раздельно
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: _непредставление, невыполнение_.
Поиск ответа
Вопрос № 305903 |
Ответ справочной службы русского языка
Правильно раздельное написание: к причастию с не относится зависимое слово ранее.
Не слитно или раздельно : Обязанность возвратить часть выплаты, рассчитанной пропорционально НЕ отработанному работником периоду.
Ответ справочной службы русского языка
НЕ слитно или раздельно : экономически непривлекательный для участников
Ответ справочной службы русского языка
НЕ слитно или раздельно : Инвестиционно непривлекательный
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Как пишется слово неподдающаяся ( не слитно или раздельно ) в предложении: «Позиция, неподдающаяся оптимизации.». Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Следует писать раздельно: не поддающаяся оптимизации.
Ответ справочной службы русского языка
Пишется слитно: гантели неразборные (как наименование). Но: Гантели не разборные! (как предупреждение, что разбирать нельзя).
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, НЕ слитно или раздельно (и почему)? Ночь он проводит в Мине, что является одним из необходимых ритуалов, за НЕИСПОЛНЕНИЕ которого полагается сделать жертвоприношение. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Существительное с не пишется слитно, если перед ним имеется определение или предлог. Наличие этих слов является признаком того, что не с данным существительным образует единое слово. Верно: за неисполнение.
Ответ справочной службы русского языка
В данном случае неосложненных пишется слитно.
Ответ справочной службы русского языка
С полными формами причастий отрицание не пишется раздельно:
а) если при них имеются зависимые слова, напр.: человек, не гнушающийся никакими средствами; не ведающий, что творит; не заботящийся о пропитании; друзья, не видевшиеся много лет; не подтверждаемая фактами версия; не признанный современниками гений; не опознанный наземными службами объект; не связанный обязательствами; не обязанный подчиняться; не растроганный её слезами; давно не стиранное платье; с весны не крашенная крыша;
б) в составе конструкций с противопоставлением или конструкций, усиливающих отрицание, напр.:
Это не законченная работа, а какие-то наброски; не знающий, а лишь догадывающийся; не воюющие, а мирно соседствующие страны; не уважаемый — любимый; отнюдь не успокоенный, нимало не смущённая, нисколько не обрадованный, никем не замеченный, никогда не унывающий, никем не любимый.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: в отсутствие неявившегося истца.
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательное в этом термине пишется слитно: неналоговые доходы.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно раздельное написание: еще не познанное.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Возможно как слитное, так и раздельное написание. При слитном написании утверждается неизвестность, при раздельном – подчеркивается отрицание (отрицается известность).
Не слитно или раздельно : В холодную погоду резко увеличивается гибель еще неокрепших птенцов.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно раздельное написание: еще не окрепшие птенцы.
Поиск ответа
Вопрос № 266890 |
Ответ справочной службы русского языка
как правильно пишется: непризнанный пригодным для проживания? ( НЕ слитно или раздельно и почему?)
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Следует писать раздельно: не тепличные.
Ответ справочной службы русского языка
Слитное написание корректно, но при подчеркивании отрицания можно писать и раздельно.
Ответ справочной службы русского языка
Возможны разные варианты написания.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Правильно слитное написание: железнодорожников и нежелезнодорожников.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте.
Как пишется: НЕ меняющихся в течение одной минуты
частица НЕ слитно или раздельно
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Не пишется раздельно с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова. Правильно: не меняющихся в течение одной минуты.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, правильное написание с не слитно или раздельно : Не*** важно ли то, что.
Елена. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Можно ли так сказать:
1. Предоставить РАБОТНИКУ РАБОТУ в соответствии с условиями Договора.
2. Приступить к РАБОТЕ с даты приема на РАБОТУ.
3. Не хранить документы в НЕЗАПИРАЕМЫХ шкафах.
4. Выход работника в праздничные дни возможен только ПО ДОГОВОРЕННОСТИ МЕЖДУ СТОРОНАМИ.
Если нет, то как корректно?
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 239894. Не выдержавшим испытание пишется раздельно.
Как правильно написать: «незадействованные в смене сотрудники» ( не слитно или раздельно )
Ответ справочной службы русского языка