ЭМОЦИЯ — ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, отражающий бессознательную личную оценку текущей ситуации. Положительные изменения вызывают у нас радость, неприятности — грусть или раздражение, чужая агрессия — гнев или страх. А аффект — это очень интенсивное эмоциональное состояние, которое длится недолго, но вызывает ярко выраженные соматические проявления — изменение пульса и дыхания, спазм периферических кровеносных сосудов, повышенное потоотделение, нарушение координации движений. Само название «аффект» произошло от латинского слова affectus, означающего «душевное волнение, страсть».
Вот какие бывают виды аффекта …
В зависимости от типа воздействия, аффекты делят на стенические (от древнегреческого σθένος — сила) и астенические (от ἀσθένεια — бессилие). Стенические аффекты — гнев, восторг — побуждают к активной деятельности, и способствуют мобилизации сил. А астенические аффекты — тоска, ужас, бессилие — расслабляют или парализуют любую активность. Если ситуации, вызывающие аффект, периодически повторяются, напряжение постепенно накапливается, что может впоследствии привести к бурному «взрыву». Это состояние называется кумулятивным аффектом (не путать с кумулятивным эффектом, который тоже связан с процессом накопления, но касается не только эмоций).
Специалисты считают, что аффект — крайняя защитная реакция организма, «шанс последней надежды». Аффект «накрывает», когда человек не способен найти выход из опасной или травмирующей ситуации. Происходит мгновенная мобилизация сил, спазм периферических кровеносных сосудов (человек чувствует озноб, появляется холодный пот, немеют руки), растет частота пульса. Все это похоже на симптомы сильного стресса, но с дополнением в виде «сужения сознания», торможения посторонней интеллектуальной деятельности. «Как правило, потом люди хорошо помнят негодование, злость по отношению к кому-то, которую испытывали в тот момент. Но не очень хорошо запоминают, что происходило вокруг. Они полностью сосредоточены на объекте своей ярости», — поясняет Юлия Берсенева (судебно-психиатрический эксперт). Происходит резкое усиление двигательной активности, порой помимо воли человека; герой истории не способен оценить ни адекватность своих действий, ни возможные последствия. Ты словно несешься куда-то в темноте с маленьким фонариком, и луч выхватывает лишь малую часть окружающей обстановки.
Первый вариант — это так называемый физиологический аффект, который естественен для homo sapiens и не сопровождается потерей самоконтроля. Обычно мы бьем по столу, потому что понимаем, что это поможет нам выпустить пар — но при определенных условиях могли бы от этого воздержаться. Гораздо опаснее патологический аффект, вызванный нарушением нормального функционирования психики — это кратковременное (до 30–40 минут) психотическое состояние, во время которого сознание помрачается, человек начинает вести себя на «автопилоте» и уже не может остановиться. Это состояние прекращается так же внезапно, как и началось, а после субъект чувствует резкое истощение, впадает в прострацию и часто не помнит, что с ним происходило в период «выпадения из реальности». Все, что было сделано в состоянии аффекта, пациент после часто воспринимает как совершенное кем-то другим. Хорошая киноиллюстрация патологического аффекта — Халк: зеленый монстр возникает при определенной степени психологического напряжения у героя, которую можно отследить по физическим показателям.
С юридической точки зрения, доказанный патологический аффект — это смягчающее обстоятельство: согласно УК РФ, максимальное наказание за убийство человека, совершенное в таком состоянии, не превышает трех лет тюремного заключения. А вот физиологический аффект вряд ли разжалобит судью — его принимают в расчет только в «кумулятивном» случае, когда человек долго терпел противозаконное или аморальное поведение потерпевшего и наконец вышел из себя.
Статистика говорит прямо: большинство осужденных по статье 107 УК РФ («Убийство в состоянии аффекта») — вовсе не профессиональные разбойники. 72% из них по месту учебы и работы характеризовались положительно, 12% имеют высшее образование, 65% — среднее или среднее специальное.
Еще статистика: свыше 90% преступлений в состоянии аффекта происходит «на почве семейно-бытовых конфликтов». Оно и понятно. Бывает, конечно, что мордобоем заканчивается неожиданное ЧП. Но чаще всего это — обида, копившаяся годами. «Аффект — последняя капля в переполненной чаше. Это всегда ответная реакция на действия другого человека. Это состояние не может вдруг одолеть тебя где-нибудь в безлюдном лесу», — поясняет Юлия. По ее словам, к взрыву не обязательно приводит какой-то серьезный инцидент. Часты случаи, когда муж бьет жену изо дня в день, она терпит, терпит, а однажды за вечерним чаем в качестве спускового крючка выступает вскользь брошенное слово — и тут женщина хватает топор.
Состоянием аффекта интересовались еще древние греки — например, Платон считал его одним из врожденных душевных начал, включающих также вожделение и разум. Трем частям человеческой души соответствуют три сословия в идеальном государстве: если у человека в характере доминировала склонность к аффектам, ему следовало посвятить себя воинскому делу, доминанта разума формировала сословие правителей-философов, а вожделения — сословие крестьян, ремесленников и торговцев. Так или иначе, аффект считался низшим в сравнении с разумом началом, затуманивающим сознание и потому опасным. Предполагалось, что со страстями стоит бороться с помощью силы воли и аргументов рассудка. Христианская концепция работы над собой также предполагала контроль над эмоциями.
Сдвиг в восприятии этого состояния произошел, когда Декарт, а затем Спиноза заговорили о том, какую роль во время сильных эмоций играет взаимосвязь души и тела. Декарт в своих «Страстях души» высказал мысль, что интенсивные эмоциональные состояния отражают как психические, так и физиологические процессы, а Спиноза пошел еще дальше, сделав вывод, что повлиять на интенсивные эмоции с помощью чистого разума невозможно — аффект может быть уничтожен только более сильным аффектом. «Истинное познание добра и зла, поскольку оно истинно, не может препятствовать никакому аффекту; оно способно к этому лишь постольку, поскольку оно рассматривается как аффект» — считал философ. Правда, у Спинозы термин «аффект» имеет более широкое значение и объединяет любые изменения в теле (включая разум), возникшие в результате взаимодействия с окружающим миром.
В конце XIX — начале ХХ века концепция аффекта подверглась еще более серьезной переоценке. Ученые французской социологической школы Эмиль Дюркгейм и Марсель Мосс выяснили, что влияние общества на восприятие индивидуума напрямую зависит от силы аффектации. А французский антрополог Люсьен Леви-Брюль выяснил, что вызывание аффекта имело большое значение в древних ритуалах, вроде инициации и жертвоприношения. Он считал, что первобытное мышление сильно отличалось от современного нам логического мышления тем, что эмоции играли в нем гораздо большую роль.
Аффектами интересовался и Фрейд — он сделал вывод, что подавленные аффекты вызывают психические заболевания: они остаются в подсознании человека и продолжают смутно его тревожить. Иногда они выражаются в физических симптомах — параличах, болях и других непроизвольных ощущениях.
Любой человек наделён способностью проявлять чувства, эмоции, переживания и настроения. Существует ещё одно психическое проявление, которое принято называть аффектом. В переводе с латинского этот термин означает «страсть», что даёт верную характеристику данного явления.
Аффекты присущи и животным. У них они являются реакцией на факторы, имеющие отношение к поддержанию их физического существования и связанные с инстинктами и биологическими потребностями. У человека многие биологические процессы, в том числе и данный, претерпели существенное видоизменение под влиянием общественного развития; вследствие этого состояние аффекта у человека может возникать и по причинам, не связанным с биологической жизнедеятельностью. Биологическое начало в современном человеке жёстко подчинено социальному. Так, общественные оценки и санкции являются одной из самых распространённых причин возникновения состояния аффекта.
Аффекты в психологии принято строго отличать от других эмоциональных реакций:
В состоянии аффекта поведение человека становится неконтролируемым. Возникает так называемое аффективное действие. Оно не имеет какой либо внешней цели и осуществляется под давлением внезапно нахлынувших чувств. Смысл аффективного действия «внутренний»: снять напряжение, отомстить, удовлетворить страсть.
Начало аффекта связано с изменениями в вегетативных реакциях: учащается пульс, дыхание, происходит спазм периферических кровеносных сосудов, появляется пот и т. д. Кроме того, появляются нарушения в произвольно-двигательной сфере: торможение, чрезмерное возбуждение, нарушение координации движений. Все эти явления в своё время натолкнули учёных на создание «детектора лжи». Этот аппарат регистрирует множество изменяющихся параметров в организме, на основании чего специалист может сделать вывод об определённом психическом состоянии испытуемого. Полиграф, как ещё принято называть «детектор лжи», сегодня активно применяется в криминалистике, однако целесообразность его использования ставится под сомнение: изменение физиологических процессов не может говорить однозначно о том, что человек лжёт. Научные исследования показали, что точность «детектора лжи» оставляет желать лучшего; и если органы правопорядка чрезмерно доверяют показаниям этого аппарата, то есть большая вероятность того, что за преступление будет осуждён невиновный.
Если аффект достаточно сильный, то он нарушает нормальную работу высших психических функций: у человека наступает сужение или помрачение сознания, искажается восприятие и мышление.
Аффект является экстраординарным состоянием, отличающимся от прочих психических явлений. И внешние проявления этого состояния имеют свою специфику.
Этих проявлений довольно много, и лишь часть из них является обязательными:
Кроме указанных проявлений, состояние аффекта может сопровождаться и другими признаками:
Каковы же причины проявления аффекта? Это состояние встречается очень нечасто, и многим людям за всю жизнь, к счастью, так и не удаётся его пережить. Данное состояние ещё и не является типичным для тех ситуаций, в которых оно возникает: обычно реакцией на них служат страх, отчаяние или другое чувство.
Состояние аффекта является следствием сочетания нескольких факторов:
Создавшаяся ситуация воспринимается как угрожающая жизни, здоровью и благополучию человека или его близких.
Неожиданность ситуации, которая не оставляет времени на раздумывание и требует незамедлительной реакции.
Наличие резкого противоречия между жизненно важной потребностью и неспособностью её удовлетворить; в этом случае появляется желание срочно и любыми средствами устранить препятствие, чтобы появилась возможность получить желаемое.
Особенности нервной системы данного человека, а именно – его повышенная возбудимость, эмоциональность, неустойчивое состояние всей психики, длительная фрустрация в результате долгого воздействия отрицательных эмоций.
Причиной аффекта также могут быть особо сильные переживания, возникшие вследствие некоего межличностного конфликта. В такой ситуации условия жизни человека становятся невыносимыми.
Аффект, по-видимому, по происхождению является неким защитным механизмом, созданным природой и отведённым для исключительных ситуаций. Об этом говорит тот факт, что это состояние не контролируется сознанием и является, по сути, инстинктивным. В природных условиях аффективное состояние является вполне закономерной реакцией, тогда как в человеческом обществе он становится неуместным.
Аффекты в психологии делятся на несколько разновидностей. Так, физиологический аффект наблюдается при единичном травмирующем воздействии на больного. Кумулятивный возникает в том случае, если психотравмирующее воздействие происходило в течение длительного времени. Патологический аффект происходит вследствие болезни. Бывает ещё и прерванный аффект, когда соответствующее эмоциональное состояние прекращается из-за некоего внешнего воздействия.
Существует и особый «аффект неадекватности», возникающий у людей, которые изначально являются психически не совсем нормальными. Так, некоторые люди страдают завышенной самооценкой и из-за этого очень чувствительны к отношению к себе со стороны окружающих; они очень болезненно реагируют на критику, игнорирование их статуса и мнения, также они стремятся к власти и манипулированию людьми. Если же их ожидания не соответствуют реальной ситуации, они испытывают выраженные негативные эмоции, которые часто не в состоянии контролировать: злятся и срываются на окружающих, устраивают истерики, даже пытаются покончить с собой. Такие люди нуждаются в помощи психотерапевта; если же их состояние достигает запущенной степени, то здесь уже требуется лечение у психиатра.
При этом факт насилия, оскорбления или другого травмирующего действия со стороны потерпевшего должен быть реальным, а не существовать только в воображении преступника. Однако не следует забывать про кумулятивный характер аффективного состояния; кажущееся несоответствие жестокого преступления и относительно слабого травмирующего действия может объясняться тем, что перед этим преступник также долгое время подвергался определённым психотравмирующим воздействиям. В таком случае аффективное действие тоже является оправданным и смягчающим вину.
Достаточно часто преступления, особенно на бытовой почве, совершаются в аффективном состоянии. Один из классических примеров – муж, заставший жену в постели с любовником, убивает обоих, а через несколько минут сам вызывает полицию. При этом он очень смутно помнит, что происходило в этот момент, и лишь предполагает, что преступление мог совершить он. Событию зачастую предшествует длительное воздействие психотравмирующей ситуации: мужу соседи постоянно могут указывать или намекать на то, что жена ему изменяет, и у него у самого могли быть такие подозрения. Налицо «накопительный эффект», который в конечном итоге и стал одной из причин совершения злодеяния.
Преступления, совершённые в состоянии «сильного душевного волнения», могут рассматриваться с привлечением экспертов-психологов или без них; в последнем случае смягчающий фактор определяется следствием самостоятельно, на основании здравого смысла. Конечно, в этом случае возможность ошибочного приговора повышается, если следователь не является специалистом в данной области. Однако сам факт наличия «сильного душевного волнения» даже специалист не выявит на все сто процентов, поскольку это кратковременное состояние, не оставляющее после себя явных следов, так что следователям приходится верить преступнику на слово.
Тем не менее существование данного смягчающего обстоятельства в криминалистике отмечается уже давно. В российском дореволюционном Уголовном уложении понятие «сильное душевное волнение» существует уже с 1903 года (термина «аффект» тогда ещё не было), а до этого аналогичные функции выполняла формулировка «запальчивость и раздражение». Рассмотрение таких обстоятельств совершения преступлений стало возможным на основании достижений психологии, которая в те годы бурно развивалась. В дальнейшем изучение этого фактора продолжалось. Первое время «сильное душевное волнение» являлось смягчающим обстоятельством только тогда, когда время между приступом и преступлением было незначительным; в дальнейшем, когда была установлена кумулятивная разновидность припадка, формулировка «индульгенции» для преступника была скорректирована.
Аффект, как «исключительная» реакция организма на раздражитель, наносит существенный вред организму испытавшего его человека. В этом состоянии организм за очень короткое время тратит огромное количество ресурсов, после чего начинается постаффективное состояние; оно выражается в слабости, ознобе, повышенном выделении пота – таким образом организм избавляется от излишков адреналина. В аффективном состоянии сердце испытывает огромную нагрузку, что может привести к сердечной недостаточности, аритмии или стенокардии.
Серьёзно страдает и нервная система, которая в момент аффективного состояния перегружена. Может наступить её истощение, особенно если аффективное состояние слишком сильное или повторялось неоднократно. На этом фоне могут развиться нервные и психические заболевания, такие как маниакально-депрессивный синдром, психозы, неврозы.
Лечатся последствия аффективного состояния с помощью медикаментов и психотерапии – также как и многие другие психические заболевания. Врач назначает определённые седативные и укрепляющие нервную систему средства, список которых может различаться в зависимости от масштабов последствий. Желательно, чтобы лекарственное и психотерапевтическое лечение применялось в комплексе.
Посещение психолога или психотерапевта полезно ещё и потому, что оно позволяет улучшить состояние нервной системы тем людям, которые больше всего подвержены аффективным состояниям. Длительное психологическое лечение позволяет им научиться контролировать свои эмоции и в дальнейшем самостоятельно справляться с последствиями приступов, а сами приступы начинают происходить реже. Конечно, психолог должен быть настоящим специалистом в своём деле, что в России, увы, пока что достаточно редкое явление.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Аффекта состояние как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Аффекта состояние как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.