батюшки-светы
Смотреть что такое «батюшки-светы» в других словарях:
батюшки светы — да что ты, поди ж, ничего себе, интересное кино!, вот так штука, чудеса в решете, ни фига себе!, что за притча!, вот так фунт, что за диво, да что вы, ну и ну, подумать только, чудеса да и только, ну что ты скажешь, смотри пожалуйста, поди ж ты,… … Словарь синонимов
батюшки светы! — БАТЮШКА, и, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
батюшки-светы — батюшки светы, неизм … Орфографический словарь-справочник
Батюшки светы! — Разг. Экспрес. Выражение недоумения, удивления, изумления, испуга. В два прыжка я на крыльце, распахиваю дверь в куть. Батюшки светы, что тут делается! Народу полна изба (В. Астафьев. Последний поклон). Ах, батюшки светы, я и забыла снегирю корму … Фразеологический словарь русского литературного языка
батюшки-светы! — см. батюшка; Ба/тюшки (мои)! в зн. межд. Выражает изумление, испуг, радость. Батюшки! Беда! Батюшки светы! Кто приехал! … Словарь многих выражений
батюшки-светы — б атюшки св еты, межд … Русский орфографический словарь
батюшки-светы — (выражение изумления) … Орфографический словарь русского языка
батюшки-светы — ба/тюшки све/ты, м.еждом … Слитно. Раздельно. Через дефис.
батюшки светы! — Выражает изумление, испуг, радость … Словарь многих выражений
батюшки-светы — батюшк/и свет/ы … Морфемно-орфографический словарь
Пишем церковные слова правильно
Не секрет, что многие дети и подростки сегодня не очень-то дружат с грамотностью – чтобы убедиться в этом, достаточно открыть записи в соцсетях. Как обстоит дело с написанием церковных слов, наглядно показывают тетрадки с конспектами по «Основам православной культуры». Но признаемся – и взрослые, даже учителя, не всегда компетентны в этом вопросе. Предлагаем краткий урок церковной грамотности для всех.
Пригодятся ли эти знания?
Очевидно, да, ведь мы употребляем церковные слова в повседневности. Как и библейские устойчивые выражения – о чем порой и не подозреваем. Вот несколько примеров на слуху, значение которых мы понимаем безусловно, но даже не соотносим с книгами Ветхого Завета:
Зачастую мы верим интуиции (вроде бы так пишется), или аналогии (когда нам кажется, что слово или выражение на что-то похоже и надо действовать по образцу).
В общем, как говорит известный филолог и писатель, специалист по древнерусской литературе Пушкинского дома Евгений Водолазкин, действуем «…по закону аналогии, который в развитии языка нередко побеждает логику. А заодно и образование».
Интуитивность в языке, конечно, важна. Но существуют и нормы. Довольно сложные и противоречивые на первый взгляд. Давайте обратимся к ним и для начала попробуем разобраться хотя бы в нескольких вопросах.
С большой или с маленькой?
Больше всего затруднений возникает при употреблении строчных и прописных букв (маленьких и больших). И, поскольку в церковных словах с особой очевидностью проступает сакральная сторона языка, очень многое здесь определяет глубинный смысл слова и его контекст.
Как избежать путаницы? Видимо, подключая логику и рассуждение.
Вот, например, как имена нарицательные ведут себя, становясь собственными: церковь как здание пишется с маленькой, а как мистическое Тело Христово и религиозная организация – с большой буквы.
Переход собственных имен в нарицательные тоже легко узнаваем. Он происходит, когда мы не говорим о конкретных личностях, а обобщаем отрицательные черты, присущие персонажам Священной истории (примеры: иуда, ирод). Или когда библейское название используется как метафора (содом и гоморра, голгофа). И, конечно, во фразеологизмах (иудин поцелуй).
Почему мы пишем имя собственное, наименование диавола «сатана», с маленькой буквы? Тоже руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя, вместо которого, говоря проще, осталось «одно название».
Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, всегда пишутся с большой, даже если выражены не только существительными, но и прилагательными, и причастиями: Господь Вседержитель, Творец неба и земли. Прекрасный; Вечный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ).
Дева Мария, Владычица мира, Пренепорочная, Невеста Неневестная, милующая, Царица Неба и земли. Кстати, и слово «Небо» в его духовном измерении (в смысле «Царствие Небесное») употребляется с большой буквы.
Личные и притяжательные (а иногда и относительные) местоимения, которые относятся к именам Бога и Богородицы, тоже пишут с большой буквы: Покров Богородицы и Её молитвенное предстательство.
Больше всего путаницы бывает со словом «божественный», и здесь тоже надо подойти с рассуждением. Это прилагательное в значении «относящийся к Богу» пишется с большой буквы (например, Божественный Логос, Божественная сила и т.д.). Но если слово употребляется в качестве красивого эпитета, слово пишется с маленькой буквы (н.: «божественный апостол»).
А вот прилагательное «Божий» всегда пишут с большой буквы: Божий Промысл, Алексий, человек Божий.
С почтением к святым отцам
Но и здесь существует оговорка, обусловленная традицией Церкви. Согласно ей в обращениях к духовным лицам церковные титулы пишутся с большой буквы (Ваше Святейшество (обращение к патриарху), Ваше Преосвященство (обращение к архиерею), Ваше Преподобие, и так далее).
Причем названия духовных санов даже в официальной переписке пишут с маленькой (дорогой владыка ректор, митрополит Московский, председатель Синодального издательского отдела).
Исключение – официальное обращение к патриарху: «Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси». Правило сложилось еще до революции, но отчасти отвечает и современной языковой норме.
Также со строчной (маленькой) буквы пишут наименования во множественном числе: преподобные старцы оптинские, новомученики и исповедники Российские.
Большая буква употребляется в прозвищах-прозваниях, которые входят в имя и становятся его органичной частью: Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий.
…И ангел золотой
Духовный мир – явление, невидимое глазу и сложное для понимания. В том числе и с точки зрения языка, где вопросы написания слова также отталкиваются от семантики – смыслового значения. А глубинные смыслы слов, определяющих духовные понятия, проясняются при изучении Священного Писания.
У детей и взрослых вызывают затруднения на письме слова, которые обозначают духовные сущности (родовые названия и индивидуальные имена). В богословии все эти сущности называются ангелами и имеют иерархию, которая определяется их близостью к Богу. Названия ангельских чинов пишутся с маленькой: престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы.
Совокупность ангелов тоже обозначается строчной буквой: небесное воинство, силы небесные (так значится в русском синодальном переводе Священного Писания).
И снова – одно «но», продиктованное традицией: в названиях церковных праздников и богослужебных текстах обобщенные названия ангельского мира пишут с большой буквы: Силы Небесные, Небесные Силы бесплотные, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Название «рядового» духа, сопутствующего в жизни человеку, пишем с маленькой: ангел-хранитель (по аналогии пишется и название противоположного духа – бес-искуситель). Но если в тексте, даже в художественной литературе, есть указание на принадлежность ангела Богу, то его наименование пишется с большой буквы: Ангел Хранитель, Ангел Божий.
Родовые названия падших духов пишут с маленькой: демон, бес, дьявол. В отношении них иногда употребляется греческое слово «аггел» в значении «падший ангел», но в русском синодальном переводе присутствует и просто «ангел»: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25, 41 ).
У ангелов в Писании есть и собственные имена, которые пишутся с большой буквы: Михаил, Гавриил, Рафаил и т.д. По традиции последние 20 лет с большой буквы пишутся и примыкающие к именам родовые названия: Архангел Гавриил, Архистратиг Михаил.
Логос и хаос
Интересно, что в художественной литературе имена первого падшего ангела выступают как имена собственные и пишутся с заглавной буквы (н.: Сатана, Денница), но в русском переводе Священного Писания и церковных текстах эти имена по традиции пишутся со строчной буквы (сатана, денница, князь мира сего).
Но не стоит путать с эпитетом Князь мира, употребляемым по отношению ко Христу: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9,6 ).
Вот сколько нюансов в употреблении церковных слов приходится учитывать.
В завершение снова процитируем специалиста, глубоко неравнодушного к русскому языку – Евгения Водолазкина и его книгу эссе «Дом и остров»: «Язык – логическая структура лишь отчасти. В своем развитии он во многом непредсказуем и хаотичен, а потому, к сожалению (или к счастью?) наше влияние на него довольно ограничено». И дополним его же словами: «Я все больше убеждаюсь в том, что сознательное отношение к языку предполагает консерватизм. Исторические катаклизмы не должны вести к катаклизмам языковым… Язык зачастую мудрее своих носителей».
На этот раз мы рассмотрели всего несколько важных моментов церковного правописания и обещаем на этом не останавливаться. Вместе с нами изучайте церковную лексику и орфографию в следующих статьях по теме.
Валентина Киденко
По материалам книги «Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий». Издательство Московской Патриархии РПЦ, М., 2015
Как правильно пишется словосочетание «Святые Отцы»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сервомеханизм (существительное):
Ассоциации к словосочетанию «святой отец»
Синонимы к словосочетанию «святые отцы»
Предложения со словосочетанием «Святые Отцы»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «Святые Отцы»
Сочетаемость слова «святой»
Сочетаемость слова «отец»
Значение словосочетания «святой отец»
Святой отец — почтительное обращение к служителю культа. См. также святой. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «святой»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение словосочетания «святой отец»
Святой отец — почтительное обращение к служителю культа. См. также святой.
Предложения со словосочетанием «Святые Отцы»
– Значит, святой отец, вы не видите выхода из этой ситуации?
– А вам не кажется, святой отец, что всё это представление было затеяно, чтобы попросту занять деньги у кардинала?
– Простите, святой отец. Я даже не знал, что это не первая попытка…
Синонимы к словосочетанию «святые отцы»
Ассоциации к словосочетанию «святой отец»
Сочетаемость слова «святой»
Сочетаемость слова «отец»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Поиск ответа
Вопрос № 254404 |
Здравствуйте.
Материал, из которого изготовлен сувенир, является разработкой современных ученых.
Правильно ли употребление слова «является».
Один известный журналист не раз подчеркивал, что «являться может только святой Серафим», чем сбил меня с толку.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Сформулируйте, пожалуйста, Ваш вопрос.
Здравствуйте! Разрешите, пожалуйста, наше нудоумение. Записываем аудиокнигу и часто употребляется слово «догмат. На слух слово дОгмат слушается как-то неприятно. Нет ли вариантов говорить догмАт.
Заранее спасибо!
Сам отрывок книги С.И.Фуделя «У стен церкви»
. Через таинственное соучастие в Теле Богочеловека тело всякого человека входит в лучи Вечности, становится нетленным. Догмат об истинности Боговоплощения, об истинности человеческой плоти второго Лица Святой Троицы есть утверждение целостности спасения, т.е. преображения всего человека в Бога по благодати. И этот же догмат есть основание догмата о Софии – это воплотившееся Слово Божие, Бог в твари. Божественное в тварности, это одновременно и человеческая природа Бога, и Церковь как тварное Тело Божие. Непонимание Софии есть непонимание нераздельности человеческой природы Христа от Его природы Божественной.
Ответ справочной службы русского языка
Вариантов нет, правильно только д о гмат.
1. С праздником Святой Пасхи!
2. С Праздником Святой Пасхи!
3. С праздником святой Пасхи!
Ответ справочной службы русского языка
Святой Николай-Угодник или Николай Угодник?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Задаем вопрос уже второй раз. В словаре православной лексики дается написание названиий храмов со словами «в честь» и «во имя». А как будет писаться название храмов без этих слов, например храм (С)святого Симеона Верхотурского? Понимаем, что это не очень корректно, но часто написание в редакторских текстах именно такое, да и место на полосах, чтобы вписать «во имя», не всегда есть.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Прозвища пишутся с большой буквы: Эдуард Святой (обычно прозвище стоит после имени), но святой Эдуард (о канонизированном церковью святом).
Касательно вашего ответа на вопрос про День святого Валентина: на основании какого именно правила следует писать слово « святой » со строчной, если слово предшествует собственному имени?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Конечно же, _извини, извинять_ пишется через _и_.
Что означает первая часть слова в названии города Санкт-Петербург?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: призывать Святой Дух, стяжать Святой Дух, символизировать Святой Дух.
Добрый день: Правильно ли сформулировано предложение? В Ригу привезены мощи одной из самых почитаемых католических святых – святой Терезы. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Верно: _Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой _.
Как правильно писать: День святого Валентина или День Святого Валентина? (слово » святой » с прописной или строчной буквы?) В прессе встречаются оба варианта
Ответ справочной службы русского языка
Батюшки Святы!
Судя по двум минусам, это как раз два попа минусят )
Ну и их адепты ща включатся.
Буревестник вон обиделся на ксёндз какой-то. )
Для кого призвание, а для кого бизнес (работа и т.п.).
«Занять высоту и уничтожить врага»: священник о противниках строительства храма в Юбилейном микрорайоне Краснодара
Во время проповеди в храме Рождества Христова, что в Юбилейном микрорайоне, иерей отец Евгений (Игнатов) сравнил процесс получения участка земли под строительство нового храма с боевыми действиями, в ходе которых надо занять высоту для борьбы с врагом. Об этом стало известно 19 декабря из прямой трансляции Божественной Литургии на youtube-канале Храм Рождества Христова.
Напомним, что некоторое время назад возник скандал вокруг возможного строительства храма в Юбилейном микрорайоне Краснодара. Общественники внезапно выяснили, что в рамках проекта благоустройства территории набережной Кубани имеются планы по застройке части зеленой зоны под храм русской православной церкви.
На заседании гордумы у представителя городской администрации Кирилла Круглова спросили, насколько правдивы слухи о намерении возвести на набережной в Юбилейном еще один храм. Чиновник заявил, что с жителями проводятся публичные слушания по этому вопросу. Однако позже в пресс-службе мэрии сообщили, что такие слушания не проводились и не планируются.
В социальных сетях разгорелась бурная дискуссия, в рамках которой иерей Евгений подтвердил информацию, что у РПЦ есть планы строительства храма на набережной.
При этом значительная часть активистов и общественников микрорайона выступает категорически против такого строительства.
— Я однозначно могу сказать, что жители будут категорически против. Об этом можно судить по публикациям в социальных сетях. Даже верующие говорят, что достаточно храмов в микрорайоне, — рассказала корреспонденту «Утреннего Юга» активист Татьяна Захарова.
Особенно возмущает общественников тот факт, что рядом с планируемым местом строительства храма уже построена большая часовня, в районе функционирует большой храм Рождества Христова, но при этом остро стоит вопрос дефицита социальной инфраструктуры: не хватает культурных учреждений, есть недостаток мест в муниципальных учреждениях образования.
Для того, чтобы успокоить общественность, глава Западного внутригородского округа Дмитрий Водолацкий провел встречу с жителями района, на которой заявил, что «вопрос строительства храма в настоящее время не стоит на повестке дня». Также представителями администрации города было заявлено, что без проведения общественных обсуждений никакое строительство начаться не может в принципе.
Но вот история получила продолжение. На проповеди после Божественной Литургии иерей отец Евгений (Игнатов) решил высказаться по поводу строительства нового храма. Как стало понятно из его речи, вопрос строительства для представителей духовенства далеко не закрыт. По словам священника, инициатива идет от митрополита Григория, который вызвал его в кабинет и сказал, что «церкви нужно, чтобы в Юбилейном был еще один храм»
По неподтверждённым данным, отец Евгений (Игнатов) рассматривается епархиальным священноначалием на должность настоятеля нового храма.
В ходе проповеди отец Евгений пустился в странные рассуждения о противниках строительства храма и провел параллель между получением земли под новый храм с войной против мира зла.
— Это боевые действия, это нормально! Когда идет война, какая-то группа должна вырваться и занять высоту… и занятая высота на психологическом, на моральном уровне уничтожит врага!, — сказал при открытом алтаре отец Евгений.
После этой эскапады иерей припомнил образ Иуды и заявил, что противники строительства храма просто не любят Бога и Веру.
Наши читатели могут оценить сами речь церковного служителя. Запись доступна на youtube-канале Храма Рождества Христова, однако на момент публикации материала из трансляции Богослужения уже удалены противоречивые высказывания отца Евгения. Однако в распоряжении редакции оказался вырезанный фрагмент трансляции.
Английская реформация в плену споров…
…или об особенностях анализа исторических процессов в современной истории.
Примечание @Cat.Cat: статья длинная, но интересная, изобилует кучей интересных подробностей и щедро разбавлена мемами. Рекомендуем дойти до конца.
Перефразируя одну шутку, в исторической науке есть два стула… Точнее, их больше, но все они есть лишь вариации двух. Хотя историческая наука и кажется относительно монолитной, на деле никакого мейнстрима внутри неё нет, точнее, он есть, но рождается он в борьбе различных исторических школ за место в учебниках и энциклопедиях. И борьба эта бескомпромиссна и идёт уже больше столетия. Что же это за два стула, сесть на множественную сущность одного из которых приходится историку? И почему оба они плохи?
Как-то так с позиций индетерминизма выглядит исторический процесс
Но европейская философская мысль 18 века была уже не готова мириться с столь безрадостной картиной. Человечество не может, да и не могло двигаться вслепую, бредя без цели в потёмках. Даже если кажется, что всё происходящее набор случайностей, то это потому, что мы просто не видим общей картины, процессов лежащих внутри, и во вскрытии этих процессов и лежит цель науки. Этот прогрессистский подход в полной мере оформился в 19 веке, когда были сформулированы его основные постулаты:
1) существует исторический прогресс, который и движет историю;
2) люди всего лишь инструменты, песчинки, несомые потоком неумолимого исторического процесса.
Не стоит, правда, понимать под прогрессом буквально улучшение чего-либо. Нет, прогресс – это целенаправленное движение, в пику блужданию в потёмках, которое пытается навязать подход классический. В процессе движения, какие-то формы могут усложняться, а могут и упрощаться, но это в любом случае развитие, ведущее человечество вперёд.
А вот так выглядит исторический процесс с позиции прогрессистов
Естественно, что анализ с такой позиции событий прошлого непременно наводил на мысли, что если мы знаем начальную точку процесса, то какова конечная? Вы уже, наверное, догадались, кто первый попытается ответить на этот вопрос, создав, без преувеличения, самую влиятельную прогрессистскую историческую школу ХХ века – да, да, речь идёт о стариках Марксе и Энгельсе. Маркс первый не просто указал на конечную цель исторического процесса, но и подвёл под это научную базу. С марксистским подходом можно не соглашаться, но главное он сделал – он дал третий постулат прогрессистам:
3) исторический процесс имеет начало и конец, и этот конец…
И вот тут-то прогрессистский стул начал множиться. Не сразу конечно, так как пока марксизм был маргинальным течением в европейской политике, а среди крупных историков продвигали его разве что сами основатели марксизма, да ещё несколько не самых крупных деятелей, развенчивать его было забавно, но не столь важно. Но всё изменилось с появлением на карте Европы первого государства рабочих и крестьян, где марксистская теория была объявлена единственной истинно верной.
Внезапно оказалось, что марксисты ведут наступление не только на страны свободного мира, но и на историю. Вялые попытки остановить этот натиск привели к тому, что стул начал почковаться в усиленном темпе, порождая разной степени уродства кадавров, один из которых поставил в качестве конечной точки развития истории завоевание мира жизненного пространства одним неарийским народом. Конец конкретно этого представителя прогрессистской школы вы все знаете. Но после конца Второй мировой войны началась война холодная, где перед странами Запада встала задача дать совместный отпор попыткам марксистов завоевать «НАШУ ИСТОРИЮ». А заодно требовалось объяснить, почему Запад в итоге победит. Как? Ну, западные историки этого никогда не признают, но они взяли марксистскую теорию, выкинули оттуда базис и надстройку, заменив их развитием гражданского общества и личных свобод, а финальную точку сменили на либеральную демократию.
Исторический процесс с точки зрения либеральной теории
И главное, ни в коем случае не моргай не говори, что ты центрист
На чём они обе стоят? Да, в сущности, на том же, что и их общеисторические собратья – первая утверждает, что в истории не царит детерминизм и всё, что мы считаем прогрессом, есть сумма случайных выборов отдельных личностей. Вторая же утверждает, что действия отдельных личностей не важны, так как всё решают общественные процессы, которые неизбежно ведут к демократии. И в этом плане для английской либеральной исторической школы очень важно, что Англия с самого начала была в русле общеевропейских тенденций и реформация церкви в ней была неизбежна. Но у историков-консерваторов это вызывает дикий хохот, и неспроста.
Да, к 16 веку движение реформации в Европе уже перезрело. Церковь, раздираемая изнутри конфликтами, продолжала постулировать примат Папы над мирскими владыками и его непогрешимость, что резко расходилось с наблюдаемой действительностью. Все средние века церковь постоянно конфликтовала внутри себя, порождая антипап, которых иногда единовременно в мире было 3-4 штуки. Симония, коррупция и разврат были обычными характеристиками для церковников. Церковь, познавшая в эпоху Возрождения вкус к настоящей роскоши, нуждалась в деньгах на её приумножение, для чего требовалось укрепить международное положение Папства, а для этого нужны были деньги… Замкнутый круг порождал всё большие церковные поборы (не забываем, что церковь в тот момент один из крупнейших феодалов), всё более экзотичные способы получить денег с паствы и всё более нетерпимую позицию к идеям мирских владык залезть в карман матери-церкви. Люди видели, как богатеет церковь и как становится всё более пустым их карман, смотрели на монахов, которые вместо молитв предавались пьянству, слушали литургии на языке, который не понимают (латынь). Да, храмы красивые, но когда тебе нечего есть, а поп на амвоне просто лучится от святости и обжорства, причём даже в пост, то рука сама тянется к камню.
Мартин Лютер в Вормсе шлёт на 3 буквы Римскую Католическую церковь
Но если взглянуть в сторону туманного Альбиона, то там всё несколько иначе, хотя бы потому, что мы точно знаем точку бифуркации и человека, без чьей воли процесс Реформации в Англии вообще не был бы запущен.
Вот он — человек, повернувший историю Англии
Год 1529. На троне у нас сидит божьей милостью король Англии и повелитель Ирландии Генрих VIII – уже не такой молодой, но очень бодрый, истовый католик, женатый на не менее истовой католичке Екатерине Арагонской. Пока на континенте бушуют страсти из-за начала Реформации, Генрих, желая укрепить своё международное положение, вступается за католическую веру. И не просто вступается, а пишет, не без помощи знаменитого философа и юриста Томаса Мора, трактат «В защиту семи таинств», где вступил в заочную полемику с Мартином Лютером и разгромил его тезисы. За это Генрих получил от Папы Римского титул «Защитник веры» (Fidei defensor). А спустя 8 лет Генрих шокирует всю Европу и показательно порывает с Ватиканом. Почему? Ответ и прост и сложен одновременно.
За 19 лет брака Екатерина так и не родила наследника мужского пола, что ставило королевство под угрозу династического кризиса и перехода трона родственникам Екатерины – Габсбургам (вот бы французов это «обрадовало» бы). Но король Англии не желал такого исхода, а потому хотел разорвать брак и жениться вновь на молодой любовнице – Анне из рода Болейн. Генрих хоть и обладал абсолютной властью в стране, но с фактом того, что Парламент мог не принять бастарда на троне, вынужден был считаться. А потому в 1529 году он собирает королевский суд на котором представитель папства должен был рассмотреть возможность разрыва брака из-за несомненного проклятия, лежащего на браке. Но вместо удовлетворения чаяний короля, кардинал Кампеджо заявляет о невозможности решения вопроса — Папа Римский не будет нарушать божьи законы даже ради короля Англии. И тут наступает момент истины. Генрих, разъярённый отказом Папства, собирает Парламент, где ставит перед депутатами один единственный вопрос – как вы хотите, чтобы мы порвали с Ватиканом? Следующие 5 лет в Парламенте советники короля формируют коалицию, которая к 1534 году подготовит законы, которые выведут церковь Англии из подчинения Папы Римского, а король Англии будет провозглашён главой новообразованной англиканской церкви.
Сторонники либеральной исторической школы пытаются объяснить, почему переход Генриха к реформации был неизбежен
И начать стоит с того, что в периферийной по отношению к континенту Англии церковь всегда находилась на несколько особом положении. Церковь в Англии исторически имела достаточно высокую степень автономии от Рима. За всю историю из многих десятков были лишь единицы неангличан на посту Архиепископа Кентерберийского, т.е. по существу главы английской церкви. Периферийная и очень небогатая средневековая Англия не привлекала южан-церковников из богатых земель Франции, Германии и Италии. Назначения на пост главы церкви государства лишь подтверждалось Папой Римским при исполнении отчислений церковной десятины. Такое положение вещей привело к тому, что церковь и английское государство не начинали играть друг против друга из-за мирских амбиций Папства, а тесно сотрудничали.
Даже принятие Английским королевством примата Папы о назначении на церковные кафедры ровным счётом ничего не изменило – Англия была попросту неинтересна выходцам с континента. Поэтому церковь заняла положение партнёра, во многом схожее с таковым в Империи Карла Великого. Именно церковь стала поставщиком образованных кадров для королевской администрации. Дворяне отдавали своих детей учиться на священников именно из-за возможности дальнейшей административной карьеры при королевском дворе. Причём это был не очень надёжный, но рабочий социальный лифт, когда выходец из бедной и незначительной дворянской семьи мог своими талантами пробиться на самые верха.
Ещё большее обособление от Рима наступило в ходе Столетней войны. Французы ещё до её начала сумели воспользоваться временной слабостью Папства и взяли его под полный контроль, переселив в французский город Авиньон, ради спасения Пап от безбожной голытьбы, естественно, устроившей в Риме, о Господи, Республику. В условиях начавшейся войны англичане не могли потерпеть вмешательства Папства во внутренние дела Англии. Поэтому были приняты последовательно 3 закона, ограничивающие право граждан и прелатов церкви апеллировать к Риму и вмешательство Папства в избрание английских священников. Законы эти действовали избирательно, только в моменты сильной королевской власти, так как приходилось преодолевать сопротивление Парламента, часто оппозиционного, и духовенства. Тем не менее, они не были отменены, а после окончания войны Папство так и не смогло, да и не очень-то и хотело, заявить больших прав на влияние внутри английской католической церкви.
А вот этот английский дедок перевернул историю вообще всего мира, но не совсем сам
В то же время тесная связь церкви Англии и государства служила сдерживанию тех негативных тенденций, что буйным цветом росли на континенте. В Англии торговля индульгенциями никогда не достигала столь больших масштабов, как в Европе. Симония и коррупция сдерживались тем фактом, что продвижение по церковной карьере было тесно связано с службой королю. Во время правления же Генриха VII (отца Генриха VIII) королевская служба стала и вовсе основным условием движения по карьерной лестнице в церкви. То есть ненависть к церковникам должна была идти рука об руку с ненавистью к власти, так как церковники были олицетворением и власти короля тоже. Но именно этого мы и не наблюдаем. В предреформационной Англии не было ни крупных антиклерикальных, ни антиправительственных выступлений. А после начала Реформации народ спокойно принимал, что церковники в Англии это по сути государственные чиновники. Получается, если антиклерикальные настроения и были, то их влияние было не столь значительным, как на континенте.
Ходят слухи, что так всё и было
Этот факт поднимается сторонниками консервативной теории как одно из главных доказательств, что никакого «предрешенчества» Реформации в Англии не было. И, они, на мой взгляд, правы. В 1529 году перед Генрихом было открыто много путей. Среди его советников были, как истовые католики, так и сторонники реформ. Сами же реформаторы были вовсе не монолитны, и если некоторые действительно были сторонниками идей Виклифа, Лютера и Кальвина, то другие просто хотели поживиться секуляризованной землёй. Генрих следующие 5 лет пытался изобрести из всего этого такой велосипед, чтобы потом с него не свалиться. Поэтому Англиканская церковь взяла от католической церкви Англии всю структуру, кроме монастырей, от лютеран большую часть догматов, приправила это жёсткой привязкой к государственному аппарату и получила то, чего ни одно протестантское государство не имело – государственную церковь (что интересно, титул Защитник веры английский король оставил себе, интересный такой намёк). То есть Англия опять выбилась из удобной схемы.
— Как нам вернуть Англию в лоно католичества, Брейн?
— Также как и всегда, Пинки, массовыми казнями!
В итоге получается что? Англия действительно случайно встала на путь Реформации – не будь Екатерина Арагонская неспособна родить мальчика и не было бы причины для бракоразводного процесса. То есть либеральная школа посрамлена? Не совсем. Генрих выбирая между двумя (или тремя) готовыми стульями выбрал третий, собрав его из тех двух. После чего заложенные им тенденции действовали столетия. Да, не без значительных усилий, прикладываемых наследниками, но даже случайная переменная в лице Марии «Кровавой/Католички» Тюдор не смогла столкнуть с выбранного пути. Т.е. логика исторического процесса в данном случае присутствует. Т.е. посрамлены консерваторы?! Опять не совсем. Так как и в любой сложной системе, процесс этот очень подвержен внешним воздействиям. Не окажись в Англии Джона Виклифа, и сторонников реформации просто не набралось бы достаточно. Получись высадка Великой Армады и католики смогли бы вернуть свои позиции. Окажись Яков I более податлив и провозгласи веротерпимость… В общем, я думаю, всё и так уже понятно.
И классический (консервативный), и либеральный подход в их крайних позициях оказываются чрезвычайно негибки. Каждый из этих подходов имеет свои ограничения, свою методологию и свои преимущества. Но так как исторический процесс сам по себе незамкнутый, с множеством обратных связей, делающих его частенько неустойчивым, то простые и лёгкие объяснения в стиле: «так должно было случиться» и «так вышло случайно» далеки от реальности. Мир гораздо сложнее, чем любая чётко выстроенная схема, а значит, и анализируя историю, нельзя не использовать оба подхода, и иначе никак. Старая поговорка, что истина лежит где-то посередине, могла бы заменить всю эту стену текста, но разве это было бы интересно?
Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!