Главная » Правописание слов » Батюшки святы как пишется

Слово Батюшки святы как пишется - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

батюшки-светы

Смотреть что такое «батюшки-светы» в других словарях:

батюшки светы — да что ты, поди ж, ничего себе, интересное кино!, вот так штука, чудеса в решете, ни фига себе!, что за притча!, вот так фунт, что за диво, да что вы, ну и ну, подумать только, чудеса да и только, ну что ты скажешь, смотри пожалуйста, поди ж ты,… … Словарь синонимов

батюшки светы! — БАТЮШКА, и, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

батюшки-светы — батюшки светы, неизм … Орфографический словарь-справочник

Батюшки светы! — Разг. Экспрес. Выражение недоумения, удивления, изумления, испуга. В два прыжка я на крыльце, распахиваю дверь в куть. Батюшки светы, что тут делается! Народу полна изба (В. Астафьев. Последний поклон). Ах, батюшки светы, я и забыла снегирю корму … Фразеологический словарь русского литературного языка

батюшки-светы! — см. батюшка; Ба/тюшки (мои)! в зн. межд. Выражает изумление, испуг, радость. Батюшки! Беда! Батюшки светы! Кто приехал! … Словарь многих выражений

батюшки-светы — б атюшки св еты, межд … Русский орфографический словарь

батюшки-светы — (выражение изумления) … Орфографический словарь русского языка

батюшки-светы — ба/тюшки све/ты, м.еждом … Слитно. Раздельно. Через дефис.

батюшки светы! — Выражает изумление, испуг, радость … Словарь многих выражений

батюшки-светы — батюшк/и свет/ы … Морфемно-орфографический словарь

Источник

Пишем церковные слова правильно

Не сек­рет, что мно­гие дети и под­ростки сего­дня не очень-то дру­жат с гра­мот­но­стью – чтобы убе­диться в этом, доста­точно открыть записи в соц­се­тях. Как обстоит дело с напи­са­нием цер­ков­ных слов, наглядно пока­зы­вают тет­радки с кон­спек­тами по «Осно­вам пра­во­слав­ной куль­туры». Но при­зна­емся – и взрос­лые, даже учи­теля, не все­гда ком­пе­тентны в этом вопросе. Пред­ла­гаем крат­кий урок цер­ков­ной гра­мот­но­сти для всех.

Пригодятся ли эти знания?

Оче­видно, да, ведь мы упо­треб­ляем цер­ков­ные слова в повсе­днев­но­сти. Как и биб­лей­ские устой­чи­вые выра­же­ния – о чем порой и не подо­зре­ваем. Вот несколько при­ме­ров на слуху, зна­че­ние кото­рых мы пони­маем без­условно, но даже не соот­но­сим с кни­гами Вет­хого Завета:

Зача­стую мы верим инту­и­ции (вроде бы так пишется), или ана­ло­гии (когда нам кажется, что слово или выра­же­ние на что-то похоже и надо дей­ство­вать по образцу).

В общем, как гово­рит извест­ный фило­лог и писа­тель, спе­ци­а­лист по древ­не­рус­ской лите­ра­туре Пуш­кин­ского дома Евге­ний Водо­лаз­кин, дей­ствуем «…по закону ана­ло­гии, кото­рый в раз­ви­тии языка нередко побеж­дает логику. А заодно и обра­зо­ва­ние».

Инту­и­тив­ность в языке, конечно, важна. Но суще­ствуют и нормы. Довольно слож­ные и про­ти­во­ре­чи­вые на пер­вый взгляд. Давайте обра­тимся к ним и для начала попро­буем разо­браться хотя бы в несколь­ких вопросах.

С большой или с маленькой?

Больше всего затруд­не­ний воз­ни­кает при упо­треб­ле­нии строч­ных и про­пис­ных букв (малень­ких и боль­ших). И, поскольку в цер­ков­ных сло­вах с осо­бой оче­вид­но­стью про­сту­пает сакраль­ная сто­рона языка, очень мно­гое здесь опре­де­ляет глу­бин­ный смысл слова и его контекст.

Как избе­жать пута­ницы? Видимо, под­клю­чая логику и рассуждение.

Вот, напри­мер, как имена нари­ца­тель­ные ведут себя, ста­но­вясь соб­ствен­ными: цер­ковь как зда­ние пишется с малень­кой, а как мисти­че­ское Тело Хри­стово и рели­ги­оз­ная орга­ни­за­ция – с боль­шой буквы.

Пере­ход соб­ствен­ных имен в нари­ца­тель­ные тоже легко узна­ваем. Он про­ис­хо­дит, когда мы не гово­рим о кон­крет­ных лич­но­стях, а обоб­щаем отри­ца­тель­ные черты, при­су­щие пер­со­на­жам Свя­щен­ной исто­рии (при­меры: иуда, ирод). Или когда биб­лей­ское назва­ние исполь­зу­ется как мета­фора (содом и гоморра, гол­гофа). И, конечно, во фра­зео­ло­гиз­мах (иудин поце­луй).

Почему мы пишем имя соб­ствен­ное, наиме­но­ва­ние диа­вола «сатана», с малень­кой буквы? Тоже руко­вод­ству­ясь глу­бин­ным смыс­лом собы­тий биб­лей­ской исто­рии, согласно кото­рой он был низ­вер­жен с небес и лишился своих ангель­ских свойств, утра­тив дан­ное Твор­цом имя, вме­сто кото­рого, говоря проще, оста­лось «одно название».

Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, все­гда пишутся с боль­шой, даже если выра­жены не только суще­стви­тель­ными, но и при­ла­га­тель­ными, и при­ча­сти­ями: Гос­подь Все­дер­жи­тель, Тво­рец неба и земли. Пре­крас­ный; Веч­ный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ).

Дева Мария, Вла­ды­чица мира, Пре­не­по­роч­ная, Неве­ста Нене­вест­ная, милу­ю­щая, Царица Неба и земли. Кстати, и слово «Небо» в его духов­ном изме­ре­нии (в смысле «Цар­ствие Небес­ное») упо­треб­ля­ется с боль­шой буквы.

Лич­ные и при­тя­жа­тель­ные (а ино­гда и отно­си­тель­ные) место­име­ния, кото­рые отно­сятся к име­нам Бога и Бого­ро­дицы, тоже пишут с боль­шой буквы: Покров Бого­ро­дицы и Её молит­вен­ное предстательство.

Больше всего пута­ницы бывает со сло­вом «боже­ствен­ный», и здесь тоже надо подойти с рас­суж­де­нием. Это при­ла­га­тель­ное в зна­че­нии «отно­ся­щийся к Богу» пишется с боль­шой буквы (напри­мер, Боже­ствен­ный Логос, Боже­ствен­ная сила и т.д.). Но если слово упо­треб­ля­ется в каче­стве кра­си­вого эпи­тета, слово пишется с малень­кой буквы (н.: «боже­ствен­ный апо­стол»).

А вот при­ла­га­тель­ное «Божий» все­гда пишут с боль­шой буквы: Божий Про­мысл, Алек­сий, чело­век Божий.

С почтением к святым отцам

Но и здесь суще­ствует ого­ворка, обу­слов­лен­ная тра­ди­цией Церкви. Согласно ей в обра­ще­ниях к духов­ным лицам цер­ков­ные титулы пишутся с боль­шой буквы (Ваше Свя­тей­ше­ство (обра­ще­ние к пат­ри­арху), Ваше Прео­свя­щен­ство (обра­ще­ние к архи­ерею), Ваше Пре­по­до­бие, и так далее).

При­чем назва­ния духов­ных санов даже в офи­ци­аль­ной пере­писке пишут с малень­кой (доро­гой вла­дыка рек­тор, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, пред­се­да­тель Сино­даль­ного изда­тель­ского отдела).

Исклю­че­ние – офи­ци­аль­ное обра­ще­ние к пат­ри­арху: «Его Свя­тей­ше­ству, Свя­тей­шему Пат­ри­арху Мос­ков­скому и всея Руси». Пра­вило сло­жи­лось еще до рево­лю­ции, но отча­сти отве­чает и совре­мен­ной язы­ко­вой норме.

Также со строч­ной (малень­кой) буквы пишут наиме­но­ва­ния во мно­же­ствен­ном числе: пре­по­доб­ные старцы оптин­ские, ново­му­че­ники и испо­вед­ники Российские.

Боль­шая буква упо­треб­ля­ется в про­зви­щах-про­зва­ниях, кото­рые вхо­дят в имя и ста­но­вятся его орга­нич­ной частью: Гри­го­рий Бого­слов, Иоанн Зла­то­уст, Васи­лий Вели­кий.

…И ангел золотой

Духов­ный мир – явле­ние, неви­ди­мое глазу и слож­ное для пони­ма­ния. В том числе и с точки зре­ния языка, где вопросы напи­са­ния слова также оттал­ки­ва­ются от семан­тики – смыс­ло­вого зна­че­ния. А глу­бин­ные смыслы слов, опре­де­ля­ю­щих духов­ные поня­тия, про­яс­ня­ются при изу­че­нии Свя­щен­ного Писания.

У детей и взрос­лых вызы­вают затруд­не­ния на письме слова, кото­рые обо­зна­чают духов­ные сущ­но­сти (родо­вые назва­ния и инди­ви­ду­аль­ные имена). В бого­сло­вии все эти сущ­но­сти назы­ва­ются анге­лами и имеют иерар­хию, кото­рая опре­де­ля­ется их бли­зо­стью к Богу. Назва­ния ангель­ских чинов пишутся с малень­кой: пре­столы, херу­вимы, сера­фимы, гос­под­ства, силы, вла­сти, начала, архан­гелы, ангелы.

Сово­куп­ность анге­лов тоже обо­зна­ча­ется строч­ной бук­вой: небес­ное воин­ство, силы небес­ные (так зна­чится в рус­ском сино­даль­ном пере­воде Свя­щен­ного Писания).

И снова – одно «но», про­дик­то­ван­ное тра­ди­цией: в назва­ниях цер­ков­ных празд­ни­ков и бого­слу­жеб­ных текстах обоб­щен­ные назва­ния ангель­ского мира пишут с боль­шой буквы: Силы Небес­ные, Небес­ные Силы бес­плот­ные, Собор Архи­стра­тига Миха­ила и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных.

Назва­ние «рядо­вого» духа, сопут­ству­ю­щего в жизни чело­веку, пишем с малень­кой: ангел-хра­ни­тель (по ана­ло­гии пишется и назва­ние про­ти­во­по­лож­ного духа – бес-иску­си­тель). Но если в тек­сте, даже в худо­же­ствен­ной лите­ра­туре, есть ука­за­ние на при­над­леж­ность ангела Богу, то его наиме­но­ва­ние пишется с боль­шой буквы: Ангел Хра­ни­тель, Ангел Божий.

Родо­вые назва­ния пад­ших духов пишут с малень­кой: демон, бес, дья­вол. В отно­ше­нии них ино­гда упо­треб­ля­ется гре­че­ское слово «аггел» в зна­че­нии «пад­ший ангел», но в рус­ском сино­даль­ном пере­воде при­сут­ствует и про­сто «ангел»: «Идите от Меня, про­кля­тые, в огонь веч­ный, уго­то­ван­ный диа­волу и анге­лам его» ( Мф.25, 41 ).

У анге­лов в Писа­нии есть и соб­ствен­ные имена, кото­рые пишутся с боль­шой буквы: Михаил, Гав­риил, Рафаил и т.д. По тра­ди­ции послед­ние 20 лет с боль­шой буквы пишутся и при­мы­ка­ю­щие к име­нам родо­вые назва­ния: Архан­гел Гав­риил, Архи­стра­тиг Михаил.

Логос и хаос

Инте­ресно, что в худо­же­ствен­ной лите­ра­туре имена пер­вого пад­шего ангела высту­пают как имена соб­ствен­ные и пишутся с заглав­ной буквы (н.: Сатана, Ден­ница), но в рус­ском пере­воде Свя­щен­ного Писа­ния и цер­ков­ных текстах эти имена по тра­ди­ции пишутся со строч­ной буквы (сатана, ден­ница, князь мира сего).

Но не стоит путать с эпи­те­том Князь мира, упо­треб­ля­е­мым по отно­ше­нию ко Хри­сту: «Ибо мла­де­нец родился нам – Сын дан нам; вла­ды­че­ство на раме­нах Его, и наре­кут имя Ему: Чуд­ный, Совет­ник, Бог креп­кий, Отец веч­но­сти, Князь мира» ( Ис.9,6 ).

Вот сколько нюан­сов в упо­треб­ле­нии цер­ков­ных слов при­хо­дится учитывать.

В завер­ше­ние снова про­ци­ти­руем спе­ци­а­ли­ста, глу­боко нерав­но­душ­ного к рус­скому языку – Евге­ния Водо­лаз­кина и его книгу эссе «Дом и ост­ров»: «Язык – логи­че­ская струк­тура лишь отча­сти. В своем раз­ви­тии он во мно­гом непред­ска­зуем и хао­ти­чен, а потому, к сожа­ле­нию (или к сча­стью?) наше вли­я­ние на него довольно огра­ни­чено». И допол­ним его же сло­вами: «Я все больше убеж­да­юсь в том, что созна­тель­ное отно­ше­ние к языку пред­по­ла­гает кон­сер­ва­тизм. Исто­ри­че­ские ката­клизмы не должны вести к ката­клиз­мам язы­ко­вым… Язык зача­стую муд­рее своих носи­те­лей».

На этот раз мы рас­смот­рели всего несколько важ­ных момен­тов цер­ков­ного пра­во­пи­са­ния и обе­щаем на этом не оста­нав­ли­ваться. Вме­сте с нами изу­чайте цер­ков­ную лек­сику и орфо­гра­фию в сле­ду­ю­щих ста­тьях по теме.

Вален­тина Киденко

По мате­ри­а­лам книги «Редак­ци­онно-изда­тель­ское оформ­ле­ние цер­ков­ных печат­ных изда­ний». Изда­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии РПЦ, М., 2015

Источник

Как правильно пишется словосочетание «Святые Отцы»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова сервомеханизм (существительное):

Ассоциации к словосочетанию «святой отец&raquo

Синонимы к словосочетанию «святые отцы&raquo

Предложения со словосочетанием «Святые Отцы&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «Святые Отцы»

Сочетаемость слова «святой&raquo

Сочетаемость слова «отец&raquo

Значение словосочетания «святой отец&raquo

Святой отец — почтительное обращение к служителю культа. См. также святой. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «святой&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение словосочетания «святой отец&raquo

Святой отец — почтительное обращение к служителю культа. См. также святой.

Предложения со словосочетанием «Святые Отцы&raquo

– Значит, святой отец, вы не видите выхода из этой ситуации?

– А вам не кажется, святой отец, что всё это представление было затеяно, чтобы попросту занять деньги у кардинала?

– Простите, святой отец. Я даже не знал, что это не первая попытка…

Синонимы к словосочетанию «святые отцы&raquo

Ассоциации к словосочетанию «святой отец&raquo

Сочетаемость слова «святой&raquo

Сочетаемость слова «отец&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Поиск ответа

Вопрос № 254404

Здравствуйте.
Материал, из которого изготовлен сувенир, является разработкой современных ученых.
Правильно ли употребление слова «является».
Один известный журналист не раз подчеркивал, что «являться может только святой Серафим», чем сбил меня с толку.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Сформулируйте, пожалуйста, Ваш вопрос.

Здравствуйте! Разрешите, пожалуйста, наше нудоумение. Записываем аудиокнигу и часто употребляется слово «догмат. На слух слово дОгмат слушается как-то неприятно. Нет ли вариантов говорить догмАт.
Заранее спасибо!

Сам отрывок книги С.И.Фуделя «У стен церкви»
. Через таинственное соучастие в Теле Богочеловека тело всякого человека входит в лучи Вечности, становится нетленным. Догмат об истинности Боговоплощения, об истинности человеческой плоти второго Лица Святой Троицы есть утверждение целостности спасения, т.е. преображения всего человека в Бога по благодати. И этот же догмат есть основание догмата о Софии – это воплотившееся Слово Божие, Бог в твари. Божественное в тварности, это одновременно и человеческая природа Бога, и Церковь как тварное Тело Божие. Непонимание Софии есть непонимание нераздельности человеческой природы Христа от Его природы Божественной.

Ответ справочной службы русского языка

Вариантов нет, правильно только д о гмат.

1. С праздником Святой Пасхи!
2. С Праздником Святой Пасхи!
3. С праздником святой Пасхи!

Ответ справочной службы русского языка

Святой Николай-Угодник или Николай Угодник?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Задаем вопрос уже второй раз. В словаре православной лексики дается написание названиий храмов со словами «в честь» и «во имя». А как будет писаться название храмов без этих слов, например храм (С)святого Симеона Верхотурского? Понимаем, что это не очень корректно, но часто написание в редакторских текстах именно такое, да и место на полосах, чтобы вписать «во имя», не всегда есть.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Прозвища пишутся с большой буквы: Эдуард Святой (обычно прозвище стоит после имени), но святой Эдуард (о канонизированном церковью святом).

Касательно вашего ответа на вопрос про День святого Валентина: на основании какого именно правила следует писать слово « святой » со строчной, если слово предшествует собственному имени?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Конечно же, _извини, извинять_ пишется через _и_.

Что означает первая часть слова в названии города Санкт-Петербург?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: призывать Святой Дух, стяжать Святой Дух, символизировать Святой Дух.

Добрый день: Правильно ли сформулировано предложение? В Ригу привезены мощи одной из самых почитаемых католических святых – святой Терезы. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой _.

Как правильно писать: День святого Валентина или День Святого Валентина? (слово » святой » с прописной или строчной буквы?) В прессе встречаются оба варианта

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Батюшки Святы!

Судя по двум минусам, это как раз два попа минусят )
Ну и их адепты ща включатся.
Буревестник вон обиделся на ксёндз какой-то. )

Для кого призвание, а для кого бизнес (работа и т.п.).

«Занять высоту и уничтожить врага»: священник о противниках строительства храма в Юбилейном микрорайоне Краснодара

Во время проповеди в храме Рождества Христова, что в Юбилейном микрорайоне, иерей отец Евгений (Игнатов) сравнил процесс получения участка земли под строительство нового храма с боевыми действиями, в ходе которых надо занять высоту для борьбы с врагом. Об этом стало известно 19 декабря из прямой трансляции Божественной Литургии на youtube-канале Храм Рождества Христова.

Напомним, что некоторое время назад возник скандал вокруг возможного строительства храма в Юбилейном микрорайоне Краснодара. Общественники внезапно выяснили, что в рамках проекта благоустройства территории набережной Кубани имеются планы по застройке части зеленой зоны под храм русской православной церкви.

На заседании гордумы у представителя городской администрации Кирилла Круглова спросили, насколько правдивы слухи о намерении возвести на набережной в Юбилейном еще один храм. Чиновник заявил, что с жителями проводятся публичные слушания по этому вопросу. Однако позже в пресс-службе мэрии сообщили, что такие слушания не проводились и не планируются.

В социальных сетях разгорелась бурная дискуссия, в рамках которой иерей Евгений подтвердил информацию, что у РПЦ есть планы строительства храма на набережной.

При этом значительная часть активистов и общественников микрорайона выступает категорически против такого строительства.

— Я однозначно могу сказать, что жители будут категорически против. Об этом можно судить по публикациям в социальных сетях. Даже верующие говорят, что достаточно храмов в микрорайоне, — рассказала корреспонденту «Утреннего Юга» активист Татьяна Захарова.

Особенно возмущает общественников тот факт, что рядом с планируемым местом строительства храма уже построена большая часовня, в районе функционирует большой храм Рождества Христова, но при этом остро стоит вопрос дефицита социальной инфраструктуры: не хватает культурных учреждений, есть недостаток мест в муниципальных учреждениях образования.

Для того, чтобы успокоить общественность, глава Западного внутригородского округа Дмитрий Водолацкий провел встречу с жителями района, на которой заявил, что «вопрос строительства храма в настоящее время не стоит на повестке дня». Также представителями администрации города было заявлено, что без проведения общественных обсуждений никакое строительство начаться не может в принципе.

Но вот история получила продолжение. На проповеди после Божественной Литургии иерей отец Евгений (Игнатов) решил высказаться по поводу строительства нового храма. Как стало понятно из его речи, вопрос строительства для представителей духовенства далеко не закрыт. По словам священника, инициатива идет от митрополита Григория, который вызвал его в кабинет и сказал, что «церкви нужно, чтобы в Юбилейном был еще один храм»

По неподтверждённым данным, отец Евгений (Игнатов) рассматривается епархиальным священноначалием на должность настоятеля нового храма.

В ходе проповеди отец Евгений пустился в странные рассуждения о противниках строительства храма и провел параллель между получением земли под новый храм с войной против мира зла.

— Это боевые действия, это нормально! Когда идет война, какая-то группа должна вырваться и занять высоту… и занятая высота на психологическом, на моральном уровне уничтожит врага!, — сказал при открытом алтаре отец Евгений.

После этой эскапады иерей припомнил образ Иуды и заявил, что противники строительства храма просто не любят Бога и Веру.

Наши читатели могут оценить сами речь церковного служителя. Запись доступна на youtube-канале Храма Рождества Христова, однако на момент публикации материала из трансляции Богослужения уже удалены противоречивые высказывания отца Евгения. Однако в распоряжении редакции оказался вырезанный фрагмент трансляции.

Английская реформация в плену споров…

…или об особенностях анализа исторических процессов в современной истории.

Примечание @Cat.Cat: статья длинная, но интересная, изобилует кучей интересных подробностей и щедро разбавлена мемами. Рекомендуем дойти до конца.

Перефразируя одну шутку, в исторической науке есть два стула… Точнее, их больше, но все они есть лишь вариации двух. Хотя историческая наука и кажется относительно монолитной, на деле никакого мейнстрима внутри неё нет, точнее, он есть, но рождается он в борьбе различных исторических школ за место в учебниках и энциклопедиях. И борьба эта бескомпромиссна и идёт уже больше столетия. Что же это за два стула, сесть на множественную сущность одного из которых приходится историку? И почему оба они плохи?

Как-то так с позиций индетерминизма выглядит исторический процесс

Но европейская философская мысль 18 века была уже не готова мириться с столь безрадостной картиной. Человечество не может, да и не могло двигаться вслепую, бредя без цели в потёмках. Даже если кажется, что всё происходящее набор случайностей, то это потому, что мы просто не видим общей картины, процессов лежащих внутри, и во вскрытии этих процессов и лежит цель науки. Этот прогрессистский подход в полной мере оформился в 19 веке, когда были сформулированы его основные постулаты:

1) существует исторический прогресс, который и движет историю;

2) люди всего лишь инструменты, песчинки, несомые потоком неумолимого исторического процесса.

Не стоит, правда, понимать под прогрессом буквально улучшение чего-либо. Нет, прогресс – это целенаправленное движение, в пику блужданию в потёмках, которое пытается навязать подход классический. В процессе движения, какие-то формы могут усложняться, а могут и упрощаться, но это в любом случае развитие, ведущее человечество вперёд.

А вот так выглядит исторический процесс с позиции прогрессистов

Естественно, что анализ с такой позиции событий прошлого непременно наводил на мысли, что если мы знаем начальную точку процесса, то какова конечная? Вы уже, наверное, догадались, кто первый попытается ответить на этот вопрос, создав, без преувеличения, самую влиятельную прогрессистскую историческую школу ХХ века – да, да, речь идёт о стариках Марксе и Энгельсе. Маркс первый не просто указал на конечную цель исторического процесса, но и подвёл под это научную базу. С марксистским подходом можно не соглашаться, но главное он сделал – он дал третий постулат прогрессистам:

3) исторический процесс имеет начало и конец, и этот конец…

И вот тут-то прогрессистский стул начал множиться. Не сразу конечно, так как пока марксизм был маргинальным течением в европейской политике, а среди крупных историков продвигали его разве что сами основатели марксизма, да ещё несколько не самых крупных деятелей, развенчивать его было забавно, но не столь важно. Но всё изменилось с появлением на карте Европы первого государства рабочих и крестьян, где марксистская теория была объявлена единственной истинно верной.

Внезапно оказалось, что марксисты ведут наступление не только на страны свободного мира, но и на историю. Вялые попытки остановить этот натиск привели к тому, что стул начал почковаться в усиленном темпе, порождая разной степени уродства кадавров, один из которых поставил в качестве конечной точки развития истории завоевание мира жизненного пространства одним неарийским народом. Конец конкретно этого представителя прогрессистской школы вы все знаете. Но после конца Второй мировой войны началась война холодная, где перед странами Запада встала задача дать совместный отпор попыткам марксистов завоевать «НАШУ ИСТОРИЮ». А заодно требовалось объяснить, почему Запад в итоге победит. Как? Ну, западные историки этого никогда не признают, но они взяли марксистскую теорию, выкинули оттуда базис и надстройку, заменив их развитием гражданского общества и личных свобод, а финальную точку сменили на либеральную демократию.

Исторический процесс с точки зрения либеральной теории

И главное, ни в коем случае не моргай не говори, что ты центрист

На чём они обе стоят? Да, в сущности, на том же, что и их общеисторические собратья – первая утверждает, что в истории не царит детерминизм и всё, что мы считаем прогрессом, есть сумма случайных выборов отдельных личностей. Вторая же утверждает, что действия отдельных личностей не важны, так как всё решают общественные процессы, которые неизбежно ведут к демократии. И в этом плане для английской либеральной исторической школы очень важно, что Англия с самого начала была в русле общеевропейских тенденций и реформация церкви в ней была неизбежна. Но у историков-консерваторов это вызывает дикий хохот, и неспроста.

Да, к 16 веку движение реформации в Европе уже перезрело. Церковь, раздираемая изнутри конфликтами, продолжала постулировать примат Папы над мирскими владыками и его непогрешимость, что резко расходилось с наблюдаемой действительностью. Все средние века церковь постоянно конфликтовала внутри себя, порождая антипап, которых иногда единовременно в мире было 3-4 штуки. Симония, коррупция и разврат были обычными характеристиками для церковников. Церковь, познавшая в эпоху Возрождения вкус к настоящей роскоши, нуждалась в деньгах на её приумножение, для чего требовалось укрепить международное положение Папства, а для этого нужны были деньги… Замкнутый круг порождал всё большие церковные поборы (не забываем, что церковь в тот момент один из крупнейших феодалов), всё более экзотичные способы получить денег с паствы и всё более нетерпимую позицию к идеям мирских владык залезть в карман матери-церкви. Люди видели, как богатеет церковь и как становится всё более пустым их карман, смотрели на монахов, которые вместо молитв предавались пьянству, слушали литургии на языке, который не понимают (латынь). Да, храмы красивые, но когда тебе нечего есть, а поп на амвоне просто лучится от святости и обжорства, причём даже в пост, то рука сама тянется к камню.

Мартин Лютер в Вормсе шлёт на 3 буквы Римскую Католическую церковь

Но если взглянуть в сторону туманного Альбиона, то там всё несколько иначе, хотя бы потому, что мы точно знаем точку бифуркации и человека, без чьей воли процесс Реформации в Англии вообще не был бы запущен.

Вот он — человек, повернувший историю Англии

Год 1529. На троне у нас сидит божьей милостью король Англии и повелитель Ирландии Генрих VIII – уже не такой молодой, но очень бодрый, истовый католик, женатый на не менее истовой католичке Екатерине Арагонской. Пока на континенте бушуют страсти из-за начала Реформации, Генрих, желая укрепить своё международное положение, вступается за католическую веру. И не просто вступается, а пишет, не без помощи знаменитого философа и юриста Томаса Мора, трактат «В защиту семи таинств», где вступил в заочную полемику с Мартином Лютером и разгромил его тезисы. За это Генрих получил от Папы Римского титул «Защитник веры» (Fidei defensor). А спустя 8 лет Генрих шокирует всю Европу и показательно порывает с Ватиканом. Почему? Ответ и прост и сложен одновременно.

За 19 лет брака Екатерина так и не родила наследника мужского пола, что ставило королевство под угрозу династического кризиса и перехода трона родственникам Екатерины – Габсбургам (вот бы французов это «обрадовало» бы). Но король Англии не желал такого исхода, а потому хотел разорвать брак и жениться вновь на молодой любовнице – Анне из рода Болейн. Генрих хоть и обладал абсолютной властью в стране, но с фактом того, что Парламент мог не принять бастарда на троне, вынужден был считаться. А потому в 1529 году он собирает королевский суд на котором представитель папства должен был рассмотреть возможность разрыва брака из-за несомненного проклятия, лежащего на браке. Но вместо удовлетворения чаяний короля, кардинал Кампеджо заявляет о невозможности решения вопроса — Папа Римский не будет нарушать божьи законы даже ради короля Англии. И тут наступает момент истины. Генрих, разъярённый отказом Папства, собирает Парламент, где ставит перед депутатами один единственный вопрос – как вы хотите, чтобы мы порвали с Ватиканом? Следующие 5 лет в Парламенте советники короля формируют коалицию, которая к 1534 году подготовит законы, которые выведут церковь Англии из подчинения Папы Римского, а король Англии будет провозглашён главой новообразованной англиканской церкви.

Сторонники либеральной исторической школы пытаются объяснить, почему переход Генриха к реформации был неизбежен

И начать стоит с того, что в периферийной по отношению к континенту Англии церковь всегда находилась на несколько особом положении. Церковь в Англии исторически имела достаточно высокую степень автономии от Рима. За всю историю из многих десятков были лишь единицы неангличан на посту Архиепископа Кентерберийского, т.е. по существу главы английской церкви. Периферийная и очень небогатая средневековая Англия не привлекала южан-церковников из богатых земель Франции, Германии и Италии. Назначения на пост главы церкви государства лишь подтверждалось Папой Римским при исполнении отчислений церковной десятины. Такое положение вещей привело к тому, что церковь и английское государство не начинали играть друг против друга из-за мирских амбиций Папства, а тесно сотрудничали.

Даже принятие Английским королевством примата Папы о назначении на церковные кафедры ровным счётом ничего не изменило – Англия была попросту неинтересна выходцам с континента. Поэтому церковь заняла положение партнёра, во многом схожее с таковым в Империи Карла Великого. Именно церковь стала поставщиком образованных кадров для королевской администрации. Дворяне отдавали своих детей учиться на священников именно из-за возможности дальнейшей административной карьеры при королевском дворе. Причём это был не очень надёжный, но рабочий социальный лифт, когда выходец из бедной и незначительной дворянской семьи мог своими талантами пробиться на самые верха.

Ещё большее обособление от Рима наступило в ходе Столетней войны. Французы ещё до её начала сумели воспользоваться временной слабостью Папства и взяли его под полный контроль, переселив в французский город Авиньон, ради спасения Пап от безбожной голытьбы, естественно, устроившей в Риме, о Господи, Республику. В условиях начавшейся войны англичане не могли потерпеть вмешательства Папства во внутренние дела Англии. Поэтому были приняты последовательно 3 закона, ограничивающие право граждан и прелатов церкви апеллировать к Риму и вмешательство Папства в избрание английских священников. Законы эти действовали избирательно, только в моменты сильной королевской власти, так как приходилось преодолевать сопротивление Парламента, часто оппозиционного, и духовенства. Тем не менее, они не были отменены, а после окончания войны Папство так и не смогло, да и не очень-то и хотело, заявить больших прав на влияние внутри английской католической церкви.

А вот этот английский дедок перевернул историю вообще всего мира, но не совсем сам

В то же время тесная связь церкви Англии и государства служила сдерживанию тех негативных тенденций, что буйным цветом росли на континенте. В Англии торговля индульгенциями никогда не достигала столь больших масштабов, как в Европе. Симония и коррупция сдерживались тем фактом, что продвижение по церковной карьере было тесно связано с службой королю. Во время правления же Генриха VII (отца Генриха VIII) королевская служба стала и вовсе основным условием движения по карьерной лестнице в церкви. То есть ненависть к церковникам должна была идти рука об руку с ненавистью к власти, так как церковники были олицетворением и власти короля тоже. Но именно этого мы и не наблюдаем. В предреформационной Англии не было ни крупных антиклерикальных, ни антиправительственных выступлений. А после начала Реформации народ спокойно принимал, что церковники в Англии это по сути государственные чиновники. Получается, если антиклерикальные настроения и были, то их влияние было не столь значительным, как на континенте.

Ходят слухи, что так всё и было

Этот факт поднимается сторонниками консервативной теории как одно из главных доказательств, что никакого «предрешенчества» Реформации в Англии не было. И, они, на мой взгляд, правы. В 1529 году перед Генрихом было открыто много путей. Среди его советников были, как истовые католики, так и сторонники реформ. Сами же реформаторы были вовсе не монолитны, и если некоторые действительно были сторонниками идей Виклифа, Лютера и Кальвина, то другие просто хотели поживиться секуляризованной землёй. Генрих следующие 5 лет пытался изобрести из всего этого такой велосипед, чтобы потом с него не свалиться. Поэтому Англиканская церковь взяла от католической церкви Англии всю структуру, кроме монастырей, от лютеран большую часть догматов, приправила это жёсткой привязкой к государственному аппарату и получила то, чего ни одно протестантское государство не имело – государственную церковь (что интересно, титул Защитник веры английский король оставил себе, интересный такой намёк). То есть Англия опять выбилась из удобной схемы.

— Как нам вернуть Англию в лоно католичества, Брейн?

— Также как и всегда, Пинки, массовыми казнями!

В итоге получается что? Англия действительно случайно встала на путь Реформации – не будь Екатерина Арагонская неспособна родить мальчика и не было бы причины для бракоразводного процесса. То есть либеральная школа посрамлена? Не совсем. Генрих выбирая между двумя (или тремя) готовыми стульями выбрал третий, собрав его из тех двух. После чего заложенные им тенденции действовали столетия. Да, не без значительных усилий, прикладываемых наследниками, но даже случайная переменная в лице Марии «Кровавой/Католички» Тюдор не смогла столкнуть с выбранного пути. Т.е. логика исторического процесса в данном случае присутствует. Т.е. посрамлены консерваторы?! Опять не совсем. Так как и в любой сложной системе, процесс этот очень подвержен внешним воздействиям. Не окажись в Англии Джона Виклифа, и сторонников реформации просто не набралось бы достаточно. Получись высадка Великой Армады и католики смогли бы вернуть свои позиции. Окажись Яков I более податлив и провозгласи веротерпимость… В общем, я думаю, всё и так уже понятно.

И классический (консервативный), и либеральный подход в их крайних позициях оказываются чрезвычайно негибки. Каждый из этих подходов имеет свои ограничения, свою методологию и свои преимущества. Но так как исторический процесс сам по себе незамкнутый, с множеством обратных связей, делающих его частенько неустойчивым, то простые и лёгкие объяснения в стиле: «так должно было случиться» и «так вышло случайно» далеки от реальности. Мир гораздо сложнее, чем любая чётко выстроенная схема, а значит, и анализируя историю, нельзя не использовать оба подхода, и иначе никак. Старая поговорка, что истина лежит где-то посередине, могла бы заменить всю эту стену текста, но разве это было бы интересно?

Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).

А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

Подробный список пришедших нам донатов вот тут.

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Батюшки святы как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Батюшки святы как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Батюшки святы как пишется:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *