Безопасное вождение или контраварийная подготовка? В чем разница?
В прошлой статье мы обсудили разницу между курсами экстремального вождения и контраварийной подготовкой. Напомню, контраварийная подготовка – обучение навыкам вождения в критических ситуациях, встречающихся на реальной дороге. Экстремальное вождение – обучение нетрадиционным навыкам вождения, таким как использование ручного тормоза, движение в управляемом заносе, а также различным трюкам вроде полицейского разворота или разворота на 360 градусов. И те, и другие курсы повышают водительское мастерство, но водителю важно понимать разницу между ними и цели, которые он хочет достичь с помощью курсов и, как следствие, правильно выбрать курс.
В этой статье я напишу о безопасном вождении: что означает это понятие, о курсах и об отличиях от контраварийной подготовки.
Безаварийное вождение
Для начала коснусь понятия. Бывает, спрашиваешь человека:
— Ты хорошо водишь машину?
— Почему ты так считаешь?
— Потому что я езжу без аварий.
Хорошее дело… Сразу же вспоминается анекдот про неуловимого Джо :)))
— Это неуловимый Джо.
— Почему неуловимый? Что, его поймать никто не может?
Безаварийно — не означает безопасно
Здесь аналогия прямая, и она в том, что среднестатистический водитель «неуловимый», то есть, безаварийный не потому, что он крут до невозможности, а потому что ему просто-напросто везет. Он едет и в ус не дует, что находится в постоянной опасности, но, к счастью, в итоге все в порядке. А если вдруг что-то пойдет не так – ДТП не избежать.
Пример. Возьмем левый ряд МКАДа. Когда нет пробок, водители едут 100 км/ч и быстрее, но дистанцию между машинами они держат очень маленькую, 3-4 корпуса машины, то есть 15-20 метров. И вроде бы все в порядке, без аварий. Безаварийно? Да! Безопасно? Нет. Почему небезопасно? Потому что среднее время реакции водителя – 1 секунда, а при 90 км/ч машина за 1 секунду проходит 25 метров. Предположим, водитель спереди экстренно тормозит, и его машина резко останавливается. Водитель сзади реагирует 1 секунду, во время которой машина продолжает двигаться без торможения и проходит 25 метров, прежде чем он нажмет на тормоз. Как вы считаете, есть шансы избежать столкновения при дистанции в 20, а то и 15 метров?
Никто резко не тормозит, и все обходится. Так можно всю жизнь проездить и не попасть ни в одну аварию, но это совсем не говорит о безопасности и о том, что водитель водит машину хорошо.
Или совсем отвлеченный пример. Человек идет вдоль края пропасти и не падает в нее. Безаварийно, но не безопасно. Чуть оступился – и вниз. Нет резерва, нет права на ошибку, все на грани. И теперь представим, что другой человек идет вдоль края пропасти, находясь в 50 метрах от нее. И безаварийно, и безопасно. Потому что вероятность упасть в пропасть крайне мала. Хоть на руках ходи, хоть бегай, хоть прыгай.
Безопасное вождение
Что значит безопасно водить?
Водить машину безопасно означает водить ее с минимальным риском ДТП, с пониманием рисков в каждый момент времени и с возможностью управлять рисками. То есть это означает полностью контролировать дорожную ситуацию.
Безопасное вождение автомобиля – комплекс технических и тактических приемов вождения, позволяющий избегать критических ситуаций, максимально снизить риск ДТП и управлять рисками.
Для этого необходимы:
Безопасность — на каждый день
Как вы понимаете, описанное – это приемы повседневного вождения. Среди них вообще нет ничего, связанного с выходом из аварийных ситуаций. Никаких экстренных торможений, объездов препятствия, заносов и, тем более, полицейских разворотов. Водителю это просто не нужно, поскольку он не доводит ситуацию до аварийной. Прибегая к метафоре с пропастью, он постоянно ведет машину «в 50 метрах от края пропасти».
А со стороны все выглядит, как обычно, все по-человечески, водитель просто едет по дороге и ничем не выдает себя. Как же тогда отличить безопасного водителя от обычного? В чем тогда разница? В том, что безопасный водитель знает, на что обращать внимание во время поездки, а обычный либо совсем не знает и просто едет по ощущениям, либо знает частично. Безопасный водитель правильно располагает машину в транспортном потоке, рационально смотрит на дорогу – в нужное время в нужное место, он правильно сидит, правильно держит и вращает руль, правильно нажимает на педали, своевременно включает нужную передачу. Он правильно и вовремя отпускает тормоз и добавляет газ, поворачивает руль и возвращает его на место. Он ведет машину плавно и с огромным запасом пространства, скорости, сцепления шин с дорогой и времени на оценку ситуации. Безопасный водитель полностью контролирует дорожную ситуацию.
Стаж вождения не гарантирует безопасность за рулем
Часто опытные водители, которые приходят на обучение, хотят пройти сразу курсы контраварийного вождения, минуя уровень безопасного вождения. Мол, не первый день за рулем, по городу и так умеем безопасно ездить. Тут многие и заблуждаются – не безопасно они ездят, а безаварийно. Как так?! Ведь опытный водитель! И ни одной аварии! Зачем ему безопасное вождение?
Во-первых, можно тогда возразить, а зачем ему контраварийная подготовка тогда, если и без нее ни одной аварии?
Во-вторых, какой бы опытный водитель ни был, если он не проходил специального обучения, то сам все равно не сможет додуматься и научиться многим нюансам безопасной езды. Ведь что такое водительский стаж сам по себе? Это ежедневное повторение того, что было изучено в автошколе. Водитель не получает новых знаний и навыков только потому, что 300 дней в году ездил туда-сюда по одному и тому же маршруту.
Хотя, если вы очень любите водить машину, постоянно стремитесь к совершенствованию и к каждой поездке относитесь как к очередному уроку вождения, тогда вы будете расти. И то, это будет происходить методом проб и ошибок – гораздо дольше и менее эффективно, чем если вы будете специально обучаться по какой-то методике. А для большинства людей поездка за рулем – это просто перемещение из пункта А в пункт Б. У всех свои дела, заботы, мысли, и за рулем им не до тренировок и не до отработки приемов вождения. В этом случае водительский стаж – неосознанное повторение и закрепление навыков из автошколы.
Тогда вопрос: а многому ли изначально может научить автошкола? К сожалению, очень немногому. Там нет задачи научить, есть задача довести до сдачи экзамена в ГАИ. Уровень требований на экзамене крайне низкий, уровень образования в среднестатистической автошколе – тоже. Подробнее об этом читайте в статье «Где лучше учиться вождению?«.
От простого к сложному
Поэтому, какой бы опытный и бывалый ни был водитель, курсы именно безопасного городского вождения, на наш взгляд, ему полезно пройти. Совершенно точно, что там он узнает много нового и полезного для себя. Наш опыт обучения показывает, что водители и с 15-летним и с 25-летним стажем многого не знают и совершают различные ошибки. И только после курсов безопасного вождения правильно переходить на следующий уровень обучения – уровень контраварийной подготовки.
Кстати, напомню, что при прохождении курсов контраварийной подготовки на собственном авто на автодроме не действуют страховые полисы ОСАГО и ДСАГО, а также полис КАСКО, и в случае ДТП все риски несут его участники-владельцы машин. Можно, конечно, избежать всех этих рисков, проходя обучение на машине школы. В этом смысле курсы безопасного вождения менее рискованны, поскольку практические занятия проходят на дорогах общего пользования, и застрахованная автогражданская ответственность сохраняет свою силу, как и страхование автомобиля КАСКО.
Что в итоге?
Приведу рекомендуемую последовательность обучения водителя, правильную с педагогической точки зрения:
Значение слова «безаварийный»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
безавари́йный
1. протекающий, происходящий без аварий
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова предпарламент (существительное):
Синонимы к слову «безаварийный»
Предложения со словом «безаварийный»
Понятия, связанные со словом «безаварийный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «безаварийный»
Единая система оперативно-диспетчерского управления обеспечивают наилучшие в мире показатели безаварийной работы электроэнергетики.
Пилот, калечивший машину, лишался премии за безаварийные полёты.
Лично я, задав себе установку на безаварийную доставку бодрящего напитка до столика, осторожно поднимаю чашку, делаю пару шагов, и тут рука начинает предательски трястись, и кофе оказывается на полу.
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
Смотреть больше слов в « Словаре синонимов »
Смотреть что такое БЕЗАВАРИЙНЫЙ в других словарях:
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
безаварийный прил. Протекающий, происходящий без аварий.
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
безаварийный having had no accident; accident-free безаварийная работа машин — running / work(ing) of machines without breakdowns
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
1) Орфографическая запись слова: безаварийный2) Ударение в слове: безавар`ийный3) Деление слова на слоги (перенос слова): безаварийный4) Фонетическая т. смотреть
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
Раний Рана Раина Разный Разин Раз Равный Рабин Рабий Раб Ный Нрав Низ Нива Нерв Нер Невр Невар Нева Нарый Нарыв Нары Нарез Нарва Найра Най Наиб Назар Наз Навырез Навий Навар Наб Йена Иран Инвар Извне Избр Изба Иена Иван Ибер Зина Зер Зев Зебра Звериный Зверий Званый Звание Зарывание Зарина Заревный Заран Заир Завр Зав Забывание Забавный Ера Евр Евина Ева Вырез Выба Враз Вниз Вне Вира Винер Виза Вие Виан Верный Верна Вербный Верба Вера Вена Везир Веб Варна Варин Вареный Варан Вар Ваза Ваер Быр Брынза Брный Бриз Брев Браный Бравый Бра Бий Биза Берн Бер Бензый Бен Бейз Бей Безаварийный Барный Барн Барин Барий Бариевый Бараний Баран Бар Байз Бай Базарный Базар База Баев Арин Ариан Арен Арба Арабый Араб Рваный Реба Рев Рез Резан Анри Резана Резаный Резвый Резина Рей Рейн Рений Риа Айран Айван Айва Аир Азарин Рин Авенир Аварийный Рыбий Абразивный Абразив Абазин Абаз Аба Рыбина Абвер Авар Рыба Ризный Авиа Риза Авизный Авран Азан Азин. смотреть
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
безавари’йный, безавари’йная, безавари’йное, безавари’йные, безавари’йного, безавари’йной, безавари’йного, безавари’йных, безавари’йному, безавари’йной, безавари’йному, безавари’йным, безавари’йный, безавари’йную, безавари’йное, безавари’йные, безавари’йного, безавари’йную, безавари’йное, безавари’йных, безавари’йным, безавари’йной, безавари’йною, безавари’йным, безавари’йными, безавари’йном, безавари’йной, безавари’йном, безавари’йных, безавари’ен, безавари’йна, безавари’йно, безавари’йны, безавари’йнее, побезавари’йнее, безавари’йней, побезавари’йней. смотреть
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
sans panne (о самолете, автомобиле и т.п.)безаварийная работа машин — fonctionnement m sans accident (или sans panne); fonctionnement sans pépin (fam). смотреть
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
Ударение в слове: безавар`ийныйУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: безавар`ийный
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
sans panne (о самолёте, автомобиле и т.п.) безаварийная работа машин — fonctionnement m sans accident (или sans panne); fonctionnement sans pépin (fam. смотреть
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
störungsfrei (без поломок); unfallfrei (без происшествий)
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
Przymiotnik безаварийный bezawaryjny
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
• These nuclear installations are accident proof (or trouble free).
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
прил.sin avería(s); sin interrupción (о работе механизмов и т.п.)
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
прилаг.Краткая форма: безавариенбезаварійний
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
1) fail-safe2) failsafe3) trouble-free4) troublefree– безаварийный отказ
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
بدون سانحه ، بدون خرابي
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
прил. безаварийная работа — lavoro / funzionamento senza incidenti Итальяно-русский словарь.2003.
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
прил.trouble-proof, failure-proof, trouble-free
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
senza guasti; senza danni; sicuro
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
1. riketeta2. õnnetusjuhtumiteta
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
• bez nehod• bezpečný při poruše• bezporuchový
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
безаварийный störungsfrei (без поломок); unfallfrei (без происшествий)
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
trouble free, trouble-free, troubleproof, accident free, fail-safe
БЕЗАВАРИЙНЫЙ
БЕЗАВАРИЙНЫЙ прилагательное Протекающий, происходящий без аварий.
Приемы безаварийного вождения, способы получения навыков, как проходят курсы вождения без аварий
Контраварийное управление транспортом – это набор навыков и приемов, позволяющих избежать ДТП в самых безнадежных ситуациях. В автошколах учат правилам и умению ездить за рулем в обычных условиях. Но чтобы уйти от столкновения, опрокидывания или наезда этого не всегда достаточно. О том, что представляет собой безаварийное вождение, где ему учат, читайте в статье.
Кто может пройти обучение на безаварийное вождение в школе
Приемы контраварийной езды пригодятся отнюдь не тем, кто любит скорость и риск. Наоборот, они помогают сделать движение более спокойным, а вождение – комфортным. Автошколы предлагают пройти соответствующее обучение:
Научиться уходить от угрожающих ситуаций на дороге, без потерь справляться с ними можно вне зависимости от пола, возраста автомобилиста и марки машины.
Как проходят курсы вождения автомобиля без аварий
Приемам максимально безопасного управления ТС учат в автошколах. Но курсы безаварийного вождения предполагают прохождение особой программы, отличающейся от обычной. Для каждой категории учеников она своя:
Такой навык, как безаварийное вождение автомобиля, приобретается только при практической езде в условиях города. Тренировок на автодроме и знания теории для этого мало.
Секреты управления авто без ДТП
Школа безаварийного вождения запрещает учиться особым приемам самостоятельно. Так можно лишь растерять полезные навыки, которые уже есть у автомобилиста. Инструктор же поможет не только приобрести нужные в критической ситуации умения, но и научить предвидеть опасность на дороге, а значит, предотвращать ее.
Специалист раскроет секреты безаварийного вождения и покажет, какие приемы следует применять в конкретных условиях:
Значение имеет и положение ног. При максимальном нажатии на педаль сцепления между бедром и голенью должен сохраняться тупой угол. Если в этой позе водитель может достать до самой дальней передачи, значит, она верна.
Смотрите в этом видео о технике управления рулем:
Как проверить безаварийное вождение
Умение хорошо водить авто, избегая ДТП, не только делает это занятие приятнее, сохраняет имущество и здоровье. Оно дает материальные преимущества. Поэтому многие интересуются, как проверить безаварийное вождение.
Большинство ДТП фиксируются и разбираются ГИБДД. Но не всегда сотрудников службы вызывают на место. Зато о любом, самом незначительном ДТП обязательно узнает страховая компания. Ведь это она погашает ущерб, нанесенный ее клиентом другим участникам. Подтвердить, что водитель не был виновником можно:
Если последний показатель ежегодно снижается, можно считать, что у водителя безаварийное вождение подтвержденное. Только нужно взять соответствующий документ у страховщика.
Дает ли справка скидку на страховку
Полис ОСАГО для автомобилиста, много лет не участвующего в ДТП в качестве виновника, должен стоить дешевле. Для расчета стоимости применяется коэффициент бонус-малус. Его легко узнать по электронной базе РСА. Цифры каждый год фиксирует и вводит страховщик, с которым автомобилист заключил договор.
Поэтому никаких дополнительных подтверждений для расчета стоимости ОСАГО не требуется, даже когда водитель покупает его в другой компании. Она тоже обязана принять во внимание КБМ.
Скидка безаварийного вождения по нему варьируется от 5% до 50%. Она зависит от количества лет без ДТП и определяемого в соответствии с этим класса водителя. Рассчитать ее можно, если из нового значения коэффициента вычесть 1, а потом полученное число умножить на 100. Например, при КБМ 0,75 скидка составит 35%.
Безаварийное вождение в путешествиях
Безопасность движения в путешествиях — целая система. Стоит начать игнорировать что-то одно и легко начать несерьёзно относиться к чему-то другому. Учитывая, что на дороге полно еще более безответственных участников движения, любая ошибка — стратегическая или тактическая, — уменьшает вашу безопасность в разы.
Этот пост был написан в рамках «Тотального экзамена» — глобального всероссийского теста-конкурса. Каждый желающий может проверить свои знания ПДД и побороться за призы. Всё, что написано ниже, основано на моём личном опыте длительных путешествий и рассказывает о том, как сделать долгие поездки максимально безопасными.
Планирование маршрута
Краеугольный камень, фундамент безопасности в путешествии — это стратегическое планирование. Вы должны заранее определиться с маршрутом, причем настолько детально, насколько это возможно.
Маршрут должен быть заранее разбит на дневные отрезки. В идеале — на отрезки по половине дня, с примерным определением мест обеда и фиксированным местом ночлега. Имеет смысл позаботиться о бронировании этих мест. Например, приграничные отели на праздники и выходные почти всегда заняты.
Протяженность дневных отрезков не должна превышать 1000–1100 километров. Если вы едете с маленькими детьми — не более 700 километров, с остановками на 30 минут каждые 200–300 километров. Это приблизительные цифры для путешествия по асфальту. При возможности нужно производить смену водителей каждые 300 км или 3-4 часа.
Нужно учитывать, что 300 км по грейдеру и 300 км по асфальту — не всегда одно и то же. Особенно, если у вас сугубо дорожный автомобиль.
Далее, 300 км по безлимитному автобану это совсем не то же самое, что 300 км по провинциальной Норвегии с неукоснительным к соблюдению ограничением 80. 160 километров по тундре мы ехали на вездеходах пять дней.
Подобные нюансы, равно как и расписание паромных переправ, необходимо учитывать при разработке маршрута, если вы хотите, чтобы путешествие было безопасным.
Перед любым долгим путешествием я рекомендую провести ТО автомобиля, а также сделать диагностику подвески и рулевого. Заменить масло и фильтры. Фильтры должны быть оригинальными, масло — качественным. Важно проверить состояние шин и давление в них.
Результаты ТО, если вы делали его не сами, нужно инспектировать лично. Однажды я столкнулся с тем, что на только что прошедшем ТО практически новом автомобиле у ОД забыли залить половину масла — щуп был почти сухой, хотя лампа аварийного давления не загоралась. К своему стыду, выяснил я это только тогда, когда в горах двигатель стал греться — через 2500 км после старта. Можно было бы списать на расход масла, но после долива за еще 3000 км в тяжелых режимах мотор не съел ни грамма. А ведь так и до серьезной поломки недалеко.
Если машина требует замены каких-то деталей, но не прямо сейчас, а в непонятной перспективе, то запчасти нужно взять с собой — например, я как-то ехал в Европу со свистящим ремнем навесных агрегатов, взял с собой его и ролики. Мистическим образом, после въезда в Польшу свист пропал и вернулся лишь через 6000 км при обратном въезде в Беларусь.
Важно прихватить с собой масло и антифриз на долив, а также запасные лампочки. В ряде стран вам не дадут передвигаться по дорогам с неисправным головным светом.
Что взять с собой
С собой в поездку нужно брать то, что поможет вам сохранить автомобиль и вашу жизнь в случае непредвиденной ситуации. Зимой я беру с собой хороший динамический трос с шаклами, лопату, снежные цепи, газовую горелку с парой баллонов, теплые спальные мешки. Одного раза практически обсохнуть на зимнике под Надымом мне хватило — если бы добрые люди не поделились бензином, пришлось бы жечь резину и тихо замерзать в кожаном салоне премиального японского кроссовера.
Летом цепи и спальники не столь актуальны, хотя я все равно беру их с собой. Равно как и огнетушители — у меня в багажнике стоит ОП-4, но, пожалуй, удобнее было бы иметь пару ОП-2. Полезная штука, которую я оценил по достоинству совсем недавно — спутниковый телефон. Можно взять в аренду — это совсем недорого (от 350 рублей в сутки), а жизнь спасти может абсолютно реально.
Очень важно, чтобы всё, что вы везете в автомобиле, было надежно закреплено. Лично у меня были лишь комичные ситуации, вроде вылетевшей при торможении из багажника и разбившейся о лобовое стекло банки с пивом, или сработавшего в повороте огнетушителя в багажнике, но стоит понимать, что все могло бы быть гораздо хуже.
Законов физики никто не отменял — если вы поверх своих чемоданов в багажник внедорожника положите шар для боулинга, шансов, что он кого-то убьет — предостаточно.
Аптечка и курсы первой помощи
Если спросить любого автолюбителя, есть ли у него в автомобиле огнетушитель, трос и аптечка, он ответит утвердительно. Все это еще у дилера положили! Если вы думаете также, то в реальности, у вас нет ни того, ни другого, ни третьего.
Все, что лежит в «дилерских» чехольчиках — лишь имитация. Трос, которым нельзя буксировать даже велосипед. Огнетушитель, которым ничего серьезнее сигареты не потушить. Аптечка, в которой только перевязочные материалы, причем, настолько безобразного качества, что использовать их довольно рискованно.
Из этого следует, что аптечка в любом путешествии должна быть собрана отдельно. Я не врач, поэтому не буду тут советовать обезболивающее в ампулах или набор хирургического инструмента. Вот краткий список того, что я всегда вожу с собой.
Обработать раны
— Жгут медицинский, хотя при серьезных артериальных кровотечениях удобнее использовать брючный ремень — опыт есть.
— Бинты стерильные, широкие и узкие, 3 упаковки
— Бинты нестерильные, широкие и узкие, 3 упаковки
— Марлевые салфетки стерильные, упаковка
— Перикись водорода, 2 флакона
— Мирамистин, флакон
— Бетадин, флакон
— Левомеколь мазь, тюбик
— Тридерм мазь, тюбик
Снять боль и спазмы
— Найз, пластинка
— Кетонал, упаковка
— Пенталгин, пластинка
— Ибупрофен 200, упаковка
— Аспирин шипучий, 10 таблеток
— Парацетамол, упаковка
— Ношпа, упаковка
Снять отравление или приступ аллергии
— Энтеросгель, 3 тюбика
— Энтерофурил, упаковка
— Лоперамид, упаковка
— Бифиформ, упаковка
— Супрастин, пластинка
— Активированный уголь, 4 пластинки
Также, обязательно, с собой у меня есть антисептический гель для рук, репелленты, солнцезащитный крем и так далее — то что называют индивидуальным набором лекарств.
Крайне рекомендую всем, кто много путешествует, пройти курсы первой помощи. Там вы узнаете много того, о чем раньше не догадывались. Например, что при непрямом массаже сердца вы с большой вероятностью сломаете пострадавшему ребра, но это нормально — ведь тогда он будет жить.
Как ехать безопасно
В своих поездках я стараюсь поддерживать высокую среднюю скорость. Делать это можно по-разному. Пчему-то для многих водителей это означает, что надо красться по грунтовке или разбитой дороге и беспредельно наваливать по шоссе. Это в корне неправильно и вдвойне небезопасно. Непонимание водителем адекватного скоростного режима — избыточное замедление на плохой дороге и запредельное ускорение на хорошей (сейчас мы говорим не про абстрактный гоночный Ferrari или заниженный до предела «корч» на «колах», а про обычный автомобиль, седан, кроссовер и т. д.) — однозначно указывает на отсутствие у него правильного понимания возможностей автомобиля и своих собственных.
Так, большинство современных (а старых — тем более) автомобилей вполне может ехать по ухабистой и неровной дороге быстрее, чем ползком. Наоборот, зажатые тормоза перед очередной кочкой вызывают сжатие подвески и ее последующий пробой на препятствии. Простой прием под названием «загрузка-разгрузка» — торможение перед препятствием, и прямо перед ним нажатие газа на пониженной передаче, — позволяет избежать пробоев подвески и поднять среднюю скорость на грунте.
Что касается скорости на шоссе. Многие современные автомобили позволяют ехать по ровной дороге (даже с поворотами) на скорости, скажем, 250 километров в час. При этом кажется, что руль можно держать одной рукой. Казалось бы, никаких проблем, кроме легкого туннельного эффекта. За исключением того, что на высокой скорости вы мало того что лишаете себя возможности как-то среагировать на аварийную ситуацию, например, объехать внезапно вышедшего на дорогу пешехода или выехавший в ваш ряд автомобиль. На скорости под 200, ваш автомобиль становится практически невидимым для окружающих, и при своих маневрах они вас в принципе не могут учитывать. Думаю, понятно, к чему это может привести. Движение с высокой скоростью утомляет водителя гораздо больше, чем размеренная езда. Усталость повышает риск возникновения аварийной ситуации.
Экономить время можно другим способом: на слабо загруженных трассах эффективно сочетать санитарные остановки с заправками. На трассах с большим трафиком и большими очередями в туалеты на заправках (типа М4) в сезон, наоборот, разумно разделять заправки и пользование платными туалетами.
Я рекомендую ехать всю дорогу по знакам + разумно и бесплатно превышать. Под знаками я имею в виду вообще все дорожные знаки — нарушение правил обгона и последующая задушевная беседа с сидящим в засаде инспектором может запросто отодвинуть финиш на час-другой.
Также желательно иметь всю еду с собой — бутерброды, снеки, термосы с кофе или супчиком — так вы, во-первых не рискуете отравиться хот-догом на заправке или в придорожном кафе, во-вторых, экономите существенное количество времени — а значит, ваша средняя скорость растет, и в точке назначения вы будете тогда, когда запланировали по графику.
Точки привязываются к сну детей и распорядку дня. Так, я без острой необходимости не езжу ночью — просто потому что это в разы опаснее, чем днем. Организм человека устроен таким образом, что ночью он должен спать и никак иначе. Сумерки еще опаснее — фары встречных машин слепят, видимость минимальная, накопилась усталость, внимание расфокусировано. О сне поговорим отдельно.
Как не заснуть за рулем
Жевательные конфеты, энергетики, семечки, поливание водой, громкая музыка — чего только не придумают доморощенные «дальнобойщики» в качестве ответа на этот вопрос. Реальность такова, что все эти средства лишь отодвигают порог, после которого вы незаметно для себя «срубитесь», и автомобиль пойдет в лучшем случае в отбойник.
Поверьте мне, я однажды лично это исполнил, сев в условиях крайней необходимости за руль чужого внедорожника после нескольких суток без сна. Машина была серьезно разбита, без жертв обошлось лишь по счастливой случайности.
Так что же делать, чтобы не заснуть? Спать! Короткая остановка на 20-минутный сон «перезагрузит» мозг и даст ему немного прийти в себя. В день достаточно делать несколько таких остановок. Это намного более эффективно и безопасно, чем любой энергетик.
Критические ситуации и как их избегать
Большинство критических ситуаций на дороге вызвано с потерей управления водителем. За годы путешествий я наблюдал десятки ДТП. Многие из них — от развития ситуации до ее логического завершения в духе, «смотри, скоро он уберется». Все дело в том, что большинство ДТП — это не просто «что то случилось и бумс», а совокупность причин. Но виной всему в подавляющем большинстве случаев именно человеческий фактор.
Чаще всего это неоправданный, иногда неосознанный риск. Несоблюдение безопасной дистанции, проверка максималки «пока никто не видит», резкие маневры без необходимости, особенно, на скользких покрытиях.
«Смотрите пацаны, как я умею». Однажды, на заре своей автомобильной молодости (со стажем в 5 лет) по пути в другую страну в 250 км от Москвы я решил зимой повернуть на заправку, как обычно, с ручником. Кто же знал, что у них там прорвало трубу — и перед заправкой появился настоящий каток. Вместо заграницы поехал домой на эвакуаторе.
Для безопасной езды стоит исключать все резкие движения. Любые действия, которые вызывают перераспределение масс автомобиля, его дестабилизацию. Резкий разгон, резкое торможение. Отдельным пунктом отмечу выпячивание своего эго: кого-то не пустить, «подприжать», «проучить». Все это надо забыть, если вы хотите доехать из точки А в точку Б безопасно.
Трагическая гибель Grigorich1777 на Бермамыте — ужасный инцидент, которого можно было бы избежать, если бы не было погони за крутыми фотоснимками. Самое печальное, что через несколько дней после того, как я с дрожью в руках сделал этот снимок, я ночью поехал снимать свой автомобиль в других горах и чуть его не перевернул. Зачем все это было нужно? Я до сих пор не могу себе ответить.
Попытка пройти поворот на горной или любой другой дороге с заносом, съёмка красивых кадров на полном ходу, остановка на обочине автомагистрали, пусть и с аварийкой.
Все это противоречит концепции безопасного путешествия — и всего этого нужно избегать. Помните — ваша цель — доехать в целости и сохранности куда надо и обратно. Не больше, но и не меньше.
Приёмы вождения. Что нужно знать
Строго говоря, современные автомобили со всеми их системами помощи водителю — рулевыми ассистентами, автоторможением, стабилизацией и контролем тяги — на первый взгляд предъявляют все меньше и меньше требований к навыкам водителя.
Это не так, точнее, не совсем так. «Безопасные» автомобили вызывают у их владельцев желание снять с себя большую часть ответственности за происходящее на дороге. Типа, я тут просто руль поворачиваю, а в поворот она сама заходит. Не зря первое же упражнение в школе вождения AMG — прохождение с заносом широкого 180-градусного поворота на 510-сильном седане по мокрому асфальту с отключенной ESP. Не справляется ни один студент.
Впрочем, супер-мощные автомобили с их постоянным избытком тяги на колесах — это отдельная песня. Главное, что вам следует уметь — это управлять автомобилем в критической ситуации, не допустить сноса, вылета из полосы движения в повороте, столкновения с другим автомобилем. Не повредит пройти зимние курсы контраварийной подготовки, желательно, на вашем собственном автомобиле. Рекомендую прочитать другие мои посты по теме: Главная ошибка на зимней дороге и Почему вы неправильно держите руки на руле
Как выбрать разумную меру риска
Иногда в путешествии все же приходится рисковать. При условии соблюдений всех прочих моментов, чаще всего это относится к путешествиям в глуши и на бездорожье. Есть несколько видов риска, который недопустим в обычных путешествиях. Риск того, что вам не хватит бензина до заправки, риск серьезно повредить автомобиль при проезде технически сложного участка. Условно — обездвиживающее автомобиль повреждение агрегатов, гидроудар, переворот и т. д. Если это не однозначный вопрос жизни и смерти — всегда лучше развернуться и поехать на заправку, длинной дорогой в объезд и так далее.
В остальных случаях разумная мера риска определяется вашими водительскими навыками, к которым относится прежде всего не только умение ехать по рельефу, но и возможность трезво оценивать ситуацию, дорожные условия, возможности свои и автомобиля — резина, трансмиссия, геометрическая проходимость.
Что делать в экстремальной ситуации
ДТП и несчастные случаи в путешествии иногда случаются, независимо от вашего опыта. Вы лишь можете снизить их вероятность, но бывает всякие. В этой ситуации самое главное — не паниковать. Нужно глубоко вдохнуть, выдохнуть, и трезво оценить ситуацию, состояние пострадавших — и далее вызывать при необходимости помощь и вообще делать все таким образом, чтобы не усугубить ситуацию.
Даже у профессиональных водителей с опытом могут «выветриться» простые истины. Иногда это приводит к крайне негативным последствиям. «Тотальный экзамен» помогает напомнить о том, что такое безопасное вождение, в первую очередь практическим опытом. Так что рекомендую принять участие и проверить себя. Не помню уже где я это прочитал, но эта фраза мне запомнилась: «Главная система безопасности вашего автомобиля — ваш мозг». Не забывайте об этом, и все будет хорошо!
В начале я уже упомянул, что этот пост написан в рамках проекта «Тотальный экзамен. Это не просто серия тестов — это конкурс на знание ПДД с ценными призами.