Главная » Правописание слов » Безударные падежные окончания существительных пишутся так же как

Слово Безударные падежные окончания существительных пишутся так же как - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Правописание падежных и родовых окончаний

Как написать падежное или родовое окончание в слове? Сначала определите части речи, у существительного, затем определите склонение и падеж, напишите окончание, от существительного задайте вопрос к прилагательному, напишите окончание прилагательного. Разберем подробнее.

Правописание окончаний имён существительных

В окончаниях имён существительных пишется е:

В окончаниях имён существительных пишется и (ы):

У несклоняемых существительных род определяется так:

Однако если слово означает самку, то слово ж.р.: Гризли ласкала своего медвежонка (ж.р. – означает самку).

При этом: цеце, иваси – ж.р.

Неодушевлённые существительные относят к ср.р.: шерстяное кашне, овощное рагу, хрустальное бра.

При этом: кофе, пенальти, сирокко (м.р.), авеню, салями (ж.р.).

У топонимов род устанавливают по видовому понятию: Осло, Иваново (город) – м.р., Миссури (река) – ж.р.

Правописание окончаний имён прилагательных

Чтобы правильно написать родовое окончание имён прилагательных:

Безударные падежные окончания имён прилагательных следует проверять по прилагательному с ударным окончанием (удобнее всего — вопросом какой? в нужной падежной форме).

В прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ье во всех падежных формах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа, пишется ь:

Читайте также: Когда писать Н НН в причастиях и прилагательных.

Безударные окончания прилагательных

В русском языке безударные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные. Для проверки правописания безударных окончаний прилагательных рекомендуем использовать следующие правила:

Источник

Как проверить безударные падежные окончания существительных

С детского возраста нам хочется писать «как слышится», но безударные гласные в падежных окончаниях каждый слышит на свой лад. Во избежание анархии существуют строгие правила, которые нужно усвоить еще в начальной школе. В 4-м классе (а то и раньше) ребенку предстоит запомнить, что имена существительные имеют 3 склонения, изменяются по 6 падежам, каждый из которых требует своего окончания. Да еще множественное число, да еще любимые русские нюансы-исключения!

Учителя придумали волшебный прием,помогающий без ошибок писать безударные падежные окончания имен существительных. Для этого учимся определять тип склонения и падеж существительного.

Типы склонения существительных

Склонение существительного – его постоянный признак, который определяется РОДОМ и ОКОНЧАНИЕМ. Изменяя окончания по падежам, мы согласуем существительные с другими словами, создаем логичные словоформы для передачи мысли. У каждого падежа в управлении находятся вопросы, предлоги, имеются слова-помощники, которые стоит запомнить.

Управление падежами: вопросы, предлоги, вспомогательные слова

Все существительные в русском языке «рассортированы» по трем склонениям – в каждом из них падежные окончания изменяются по-своему.

Первое склонение – объединяет слова ЖЕНСКОГО и МУЖСКОГО рода с окончанием -а/-я: женщина, дядя, осина, пакля. Особенное внимание обратим на слова, в которых ударение падает на последний слог: земля, рука. Они послужат нам палочкой- выручалочкой в правописании безударных окончаний.

Второе склонение – это имена существительные:

Выберем односложные существительные мужского рода: конь, плащ; слова среднего рода с ударением на последний слог: окно, плечо – они помогут проверить безударные падежные окончания во втором склонении.

Третье склонение – это слова только ЖЕНСКОГО рода с нулевым окончанием и мягким знаком: поросль, изморозь, свекровь. Проблему проверки безударных окончаний здесь решают такие слова, как печь, грудь, степь.

Три склонения имен существительных: изменение по падежам

В русском языке есть разносклоняемые существительные, которые принимают падежные окончания то второго, то третьего склонения. Они не относятся к определенному склонению, склоняются по своим правилам. К 11 словам из таблицы внизу следует добавить для запоминания еще «дитя».

Разносклоняемые существительные: 10+1

Падежные окончания существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных предполагает, что пишущий умеет определять тип склонения по исходной форме слова, а падеж – по вопросам и вспомогательным словам. Трудности для правописания встречаются в 3-х падежах: приведем их окончания на примере опорных слов с четким ударением: рука, плечо, грудь.

Родительный падеж

Вся необходимая информация по падежу сведена в таблицу:

Как видим, из правила выбиваются разносклоняемые слова – будучи существительными 2-го склонения, они принимают в родительном падеже окончание .

Запомните: окончания в родительном падеже нет ни в одном склонении!

Дательный падеж

В Д. п. надо быть осторожным: это одна из позиций, где легко сделать ошибку в первом склонении и в разносклоняемых словах.

Окончание в дательном падеже принимают только «нормальные» существительные 1-го склонения. Слова-исключения женского рода на -ия присоединяют к окончанию второе . У разносклоняемых существительных в Д. п. ставим только . Писать: «кому? – дитяте» – грубая ошибка!

Винительный и творительный – «благополучные» падежи, без трудностей в окончаниях.

Предложный падеж

Предложный падеж – один из самых трудных.

Как видим, окончание встречается в П. п. дважды: в 1-м и 2-м склонении. В безударном положении эти позиции вызовут трудности, т. к. в окончаниях существительных гласные слышатся неясно: «Думаю о речки? об огороди? о зелене?». Вторая сложность – существительные на -ия, -ие, -ий. Все они относятся к 1-2 склонению, «законным» окончанием для которых в предложном падеже является . Даже верно определив склонение и падеж, можно сделать ошибку и написать: «мечтаю о легком задание; думаю об Анастасие Петровне».Существует алгоритм, объясняющий, как проверить правописание безударных окончаний у существительных в особо трудных падежах.

Алгоритм проверки безударных окончаний

Проверять безударные окончания существительных удобно при помощи опорных слов с четким ударением на конце.Пример: «В огород? – бузина, а в Киев? – дядя».

Алгоритм действий представлен в таблице:

Женский род имеет -ии в трех трудных падежах: «нет акации; даю полиции; думаю о позиции».

Существительные 2-го склонения (гениий, задание) принимают -ии только в Предложном падеже: «о гении, о задании».

Учтите: нельзя путать слова на -ие с существительными среднего рода на -ье, которые склоняются по типу 2-го склонения: «в чем? – в раздумье НО: в размышлении». Не забываем про исключения: в забытьи! на острие!

Источник

Ударные и безударные окончания имен существительных

Содержимое разработки

Урок русского языка в 4 классе (С-№1)

Тема: Ударные и безударные окончания имен существительных.

1. обучающая: познакомить учащихся с правилом написания безударных окончаний имен существительных;

2. развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся;

3. воспитательная: воспитывать самостоятельность, бережное отношение к природе.

Ход урока: ( С-№2 звонок)

Внимание! Проверь, дружок! ( С-№3)
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книга и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2. Проверка домашнего задания.

Прочитать стихотворение выразительно.

Объяснить вставление буквы.

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Обозначить склонение выделенных имен существительных, (проверка самостоятельно) (С-№5)

3. Напомнить о правилах посадки при работе и письме. (С-№6)

4. Открываем тетрадки, записываем число, чистописание. (С-№7)

5. Минутка чистописания. ( С-№8)

Лл ле ел ля (на доске)

Угадайте, куда мы отправляемся. ( С-№9)

Зимой согревает. (Лес)

— Прочитайте слова лес, лесок, лесная. ( С-№10)

— Подберите ещё одно однокоренное слово к слову лес, чтобы отвечало на вопрос кто?

— Обозначьте корень в словах.

— Поставить ударение над каждым словом.

— Какое слово можно написать без проверки? Почему?

— Какие слова нужно проверять? Почему?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

6. Давайте поиграем в игру « Продолжи предложение» Итак, начинаем!

Изменяемая часть слова … (окончание)

Часть речи, обозначающая предмет … (существительное)

Постоянный признак имён существительных… (род)

Часть слова без окончания … (основа)

Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное)

К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием)

Без какой части не может существовать слово? … (без корня)

Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам)

Сколько падежей в русском языке? … (шесть)

Что мы называем именем существительным? ( С-№11)

Что обозначают имена существительные в форме единственного и множественного числа? ( С-№12)

Какой постоянный признак имени существительного?

Какие имена существительные относятся к женскому роду? ( С-№13)

Какие имена существительные относятся к мужскому роду?

Какие имена существительные относятся к среднему роду?

Какие имена существительные относятся к 1 склонению? ( С-№14)

Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

Склонение имен существительных.

ж .р.

7. Орфографическая разминка. ( С-№15)

Создание проблемной ситуации.

Кружат сне..ные м..тели,

На в..рш..н.. пышной ели

Лущит шишку яркий клёст.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птицам

Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их написание.

Какое возникло у вас затруднение? (выбор буквы в окончаниях имен существительных.)

Почему возникла трудность в выборе буквы? (это гласная буква, она находиться в безударном позиции)

Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имен существительных?

(У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва, загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста.)

8. Сообщение темы и целей урока. ( С-№16)

Тема урока (прочитать)

-Как вы думаете, что мы сегодня должны на уроке узнать?

(выяснить, одинаково или по-разному пишутся ударные и безударные окончания существительных).

Сегодня на уроке мы будем учиться проверять правописание гласных в безударной позиции в окончаниях имен существительных.

На какой вопрос мы должны ответить?

Как пишутся безударные падежные окончания имён существительных?

пользоваться правилом проверки написания безударных окончаний при письме

Что мы будем развивать: орфографическую зоркость, внимание

• Я буду внимательным.

• Буду сосредоточенно размышлять.

• Буду старателен, догадлив.

Изучение нового материала.

— В тетрадях просклоняем попарно слова:

— Существительные, какого склонения мы изменяли по падежам?

— Мы изменяли по падежам существительные 1, 2, 3 склонений.

— Чем отличаются окончания существительных одного и того же склонения. Которые мы изменяли по падежам?

— Существительные одного и того же склонения имеют ударные и безударные окончания.

— Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые или разные ударные и безударные окончания в одном и том же падеже?

— Существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже имеют одинаковые ударные и безударные окончания.

— Ударное и безударное падежное окончание существительного представляет трудность для написания?

— Безударное падежное окончание существительного представляет трудность для написания.

— Как мы поступаем, если безударная гласная имеется в корне слова?

— Если безударная гласная имеется в корне существительного, мы проверяем её написание. Для этого изменяется слово или подбираем однокоренное, чтобы безударная гласная стала ударной.

— Безударные окончания существительных тоже можно проверить. Для этого надо определить склонение существительного, узнать его падеж, подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми. Приведите примеры из нашей таблицы к данному правилу.

— Кому? Маме. Это существительное первого склонения в дательном падеже с безударным окончанием. Проверяем. Чему? Стране. В существительном 1-го склонения стране в дательном падеже ударное окончание – е, значит, в существительном маме тоже окончание – е.

О чём? Об озере. Это существительное 2 склонения в предложном падеже с безударным окончанием. Поверяем. В существительном 2 склонения село в предложном падеже ударное окончание – е, значит, в существительном об озере тоже окончание – е.

— Сделайте вывод, как проверить безударное окончание имени существительного?

— Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже.

12.Как проверить безударное окончание имени существительного?

Работа с правилом. Стр. 101. Прочитать.

Безударные окончания в именах

существительных нужно проверять.

Слова – помощники для проверки.

1.Поставить имя существительное в именительном падеже и определить его склонение.

2. Подобрать слово-помощник и поставить его в том же падеже.

3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

15. (С – № 24 – 25) алгоритм

Чётко проговариваем алгоритм работы.

1. склонение и падеж

2. вспомогательное (опорное) слово

Приготовились к разминке:

Сидя, выпрямили спинки.

И следите все за мной:

Руку правую подняли,

Ею дружно помахали.

Руку левую подняли.

А теперь соединили

И опять разъединили.

Повторяем десять раз.

Ускоряем мой показ…

Молодцы, не поленились,

19. Работа по учебнику. ( С – № 28- 29)

Придумать продолжение истории.

Выписать выделенные имена существительные, вставить пропущенные буквы в окончаниях, в скобках указать проверочное слово.

Как мы поступаем, если безударная гласная имеется в корне слова?

— Если безударная гласная имеется в корне существительного, мы проверяем её написание. Для этого изменяется слово или подбираем однокоренное, чтобы безударная гласная стала ударной.

— Безударные окончания существительных тоже можно проверить. Для этого надо определить склонение существительного, узнать его падеж, подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.

Правило работы в группе.

1. Работайте дружно и тихо, не мешайте друг другу.

2. Внимательно читайте задание и «шаг» за «шагом» выполняйте работу.

Напишите в первый столбец названия лесных ягод — существительные 1 склонения, во второй — названия фруктов — существительные 2 склонения.

Узнайте предмет по его признакам и запишите, укажите род, склонение.

Вкусное, сочное, сладкое, ароматное.

Резиновый, круглый, большой, тен­нисный.

Огромный, чистый, школьный, светлый.

Мороженая, речная, све­жая, мелкая.

Изданных слов составьте предложение (слова поставьте в нужную фор­му) и разберите его по членам предложения, укажите части речи.

И, костер, небольшой, сидеть, полночь, у, собака, охотник, около.

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клёст. (Объяснить)

В результате проделанной работы мы узнали:

Существительное с ударным окончанием служит проверочным словом для существительного с безударным окончанием.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Декабрь 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Правописание безударных падежных окончаний

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

Падежные окончания имён существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1-й способ 2-й способ
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже
Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже
письмо (кому?) бабушк[е] (1-е скл., Д.п., ед.ч., [-е]);
поступать (по чему?) по совест[и] (3-е скл., Д.п., ед.ч., [-и])
Думал о Родин[е] (о земл[é]);
деревья в ине[е] (в серебр[é]);
увидел в проруб[и] (в степ[и])

Безударное падежное окончание имени существительного — это орфограмма.

Обратите внимание! Как следует рассуждать при обосновании написания безударного падежного окончания имени существительного осина, употреблённого в творительном падеже?

2. Определяю падеж имени существительного осиной; для этого ставлю к нему вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной — творительный падеж; определяю склонение: осина — существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание [-а] — 1-го склонения; подбираю существительное 1-го склонения в творительном падеже с ударным окончанием (под сосной), значит, в слове осиной надо писать окончание [-ой].

Именительный и винительный падежи

И. п. кто? что? Нет предлогов Подлежащее
В. п. кого? что? Предлоги: о, в, на, про, под, за, сквозь Второстепенный член
Есть: девочка, земля, небо, брат, дом, тень
Вижу: девочку, землю, небо, брата, дом, тень

После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных в творительном падеже пишется буква о, а без ударения — буква е: врач[ом] — задач[ей], птенц[ом] — птиц[ей].

Вопросы Предлоги Окончания
о ком?
о чём?
где?
о (об), в,
на, при
1-е скл.:
2-е скл.:
3-е скл.:
Роль в предложении: второстепенный член.
Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
думаю (о чём?) о земл[е], о Родин[е]; о сел[е]; о дом[е];
быть (где? в (на) чём?) в степ[и], на ладон[и]
Всегда употребляется с предлогом

Обратите внимание! У некоторых имён существительных с предлогами в и на допускаются две формы предложного падежа с двумя разными ударениями:
дуб — на ду́бе и на дубу́
отпуск — в о́тпуске и в отпуску́
чай — в ча́е и в чаю́

Источник

Правописание падежных и родовых окончаний

Как написать падежное или родовое окончание в слове? Сначала определите части речи, у существительного, затем определите склонение и падеж, напишите окончание, от существительного задайте вопрос к прилагательному, напишите окончание прилагательного. Разберем подробнее.

Правописание окончаний имён существительных

В окончаниях имён существительных пишется е:

В окончаниях имён существительных пишется и (ы):

У несклоняемых существительных род определяется так:

Однако если слово означает самку, то слово ж.р.: Гризли ласкала своего медвежонка (ж.р. – означает самку).

При этом: цеце, иваси – ж.р.

Неодушевлённые существительные относят к ср.р.: шерстяное кашне, овощное рагу, хрустальное бра.

При этом: кофе, пенальти, сирокко (м.р.), авеню, салями (ж.р.).

У топонимов род устанавливают по видовому понятию: Осло, Иваново (город) – м.р., Миссури (река) – ж.р.

Правописание окончаний имён прилагательных

Чтобы правильно написать родовое окончание имён прилагательных:

Безударные падежные окончания имён прилагательных следует проверять по прилагательному с ударным окончанием (удобнее всего — вопросом какой? в нужной падежной форме).

В прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ье во всех падежных формах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа, пишется ь:

Безударные окончания прилагательных

В русском языке безударные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные. Для проверки правописания безударных окончаний прилагательных рекомендуем использовать следующие правила:

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Безударные падежные окончания существительных пишутся так же как, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Безударные падежные окончания существительных пишутся так же как", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Безударные падежные окончания существительных пишутся так же как:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *