Б. Химичев в роли Павла Петровича. Х/ф «Отцы и дети», 1983
Павел Петрович – мужчина лет сорока пяти, аристократ до кончиков ногтей с изящными манерами и красивой, породистой внешностью: «красивый, изящно одетый», «лицо его… необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».
У него есть младший брат Николай, с которым он проживает в поместье, и два племянника – старший Аркадий и маленький, недавно родившийся, Митя. Автор почти не дает информацию о детских годах этого героя. Известно лишь, что он вырос в семье, главой которой был малограмотный и грубый отец, дослужившийся до генеральского чина: «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек».
После домашнего обучения Павел, благодаря связям отца, продолжил учебу в Пажеском корпусе, быстро и легко продвигаясь по карьерной лестнице: «вышел офицером в гвардейский полк». Наряду с новыми званиями он приобретал авторитет в аристократических кругах Петербурга, где «его уважали за его отличные, аристократические манеры» и наделили статусом светского льва. Мужчины втайне завидовали ему, а женщин сводило с ума его холодное равнодушие: «…ведь он красавцем был, голову кружил женщинам…»
В жизни Павла Петровича была история любви, которую можно назвать не иначе, как роковой. Предметом этой страсти была графиня Р., ради которой Павел пожертвовал блестящей военной карьерой: «Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней». «Года четыре провел он в чужих краях, гоняясь за нею…»
В итоге эта любовь оказалась безответной и разрушительной. Она морально уничтожила молодого человека, превратив его в мизантропа, избегающего общества: «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…» После известия о смерти графини Павел Петрович навсегда закрыл свое сердце, до которого не смогла достучаться ни одна женщина. Вскоре он навсегда обосновался в своем имении, где и предстал перед читателем в самом начале романа.
Несмотря на пережитую драму и связанные с ней страдания, Павел Петрович и по прошествии лет все еще остается видным и эффектным мужчиной. Он седовлас и невысокого роста, но ему удается сохранять ту «юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов». Его ухоженность сквозит буквально во всем: безупречный и модный костюм дополняет белоснежный, каменно накрахмаленный воротничок, он пользуется дорогим «благородным» парфюмом, его идеально ухоженные ногти, по словам Базарова, можно отправлять на выставку. У Павла Петровича белоснежные зубы и красивый бархатный голос: «…заговорил он приятным голосом». Особенно хороши были его продолговатые черные глаза, которые казались еще прекраснее на фоне мраморной кожи лица: «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд…»
Несмотря на проживание в сельской глуши, Павел Петрович заявляет: «Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека». Он является подражателем всему английскому: заказывает себе английскую одежду: «…одетый в темный английский сьют…», дорогое какао и зеленый чай, читает английскую прессу: «Он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус…» Манеры Павла Петровича соответствуют его образу жизни. Он всегда и везде старается вести себя по-джентельменски, поэтому ему так отвратительно поведение Базарова: «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова». Именно Базаров является тем человеком, который может вывести Павла Петровича из себя. Нередко его вспыльчивая натура не выдерживает, и, казалось бы, начавшаяся мирно беседа заканчивается бурным спором. О взрывном характере Павла говорит его брат Николай: «Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый».
Внешняя холодность Павла Петровича нередко отпугивает людей. Особенно настороженно к нему относятся простолюдины. Но в глубине души старший Кирсанов является отзывчивым и участливым человеком. Он почти никогда и никому не отказывает в просьбе, а также защищает интересы крепостных крестьян, правда, беседуя с ними, «он морщится и нюхает одеколон». Его брат Николай ценит в нем такие качества, как ум, великодушие и честность, что, по его мнению, является поводом для еще большего уважения: «Ты такой же благоразумный, как и великодушный… безукоризненно честный человек», «…ты самый добрый и умный человек в мире».
В то же время, в характере Павла Петровича присутствуют такие черты, как заносчивость и гордость. Сам он оправдывает это тем, что человек без самоуважения не может быть полноценным как для общества, так и для самого себя: «Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе…нет никакого прочного основания общественному благу». Иногда он бывает насмешливым и как то по-забавному желчным: «С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично».
К своему брату Николаю он относится с огромной теплотой и любовью. Этому не мешает даже огромная разница в их характерах: «…с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил». Он бескорыстно предлагает Николаю помощь, когда того настигают финансовые трудности, ничего не требуя взамен. По сути, Павел Петрович – глубоко несчастный человек, «мертвец» в душе, как говорит о нем Аркадий. Виной всему его несчастная любовь к графине Р. Возможно, поэтому он так трепетно относится к своей семье, – любовь к брату и племяннику компенсирует ему то, что он недополучил в своей жизни.
Все меняется с приездом в имение Базарова. Умеренный, сдержанный Павел Петрович не в силах сдерживать ненависть по отношению к внезапному гостю. Прежде всего, он считает, что Евгений с его философией отрицания плохо влияет на Аркадия. Личная неприязнь усугубляется развязностью манер, цинизмом, неоправданной гордостью Базарова. Но больше всего самолюбие Павла Петровича ущемлено тем, что Базаров так же презирает его. Он не может принять того, что его, уважаемого человека, аристократа пытается оспаривать какой-то наглый нигилист.
В спорах, как правило, побеждает Базаров, и это еще больше разогревает Павла Петровича. Он понимает, что Базаров не оставляет ему никакой надежды, перечеркивая всю его бессмысленную и пустую жизнь. По этой причине он часто срывается, употребляя оскорбления, ехидные замечания и насмешки. Базаров же остается спокойным, приберегая силы для основной схватки.
Дебаты, которые разгораются между противниками, носят не частный характер, они спорят о будущем устройстве России. В них очень хорошо проявляются общественно-политические взгляды Павла Петровича. Рассматривая роль дворянства, Кирсанов жестко отстаивает позицию, согласно которой движущей и развивающей силой общества является аристократия. Он верит, что при помощи либеральных реформ и гласности аристократы приведут страну к так называемой «английской свободе». По мнению же Базарова, от аристократов вообще нет никакой пользы.
В следующем споре на тему нигилизма и его роли Павел Петрович резко осуждает это течение за пропаганду неуважения, отрицания и беспринципности. Говоря о бессилии нигилистов, Павел Петрович едко замечает: «Вас всего четыре с половиной человека» и сразу получает ответ Базарова: «От копеечной свечи Москва сгорела».
В спорах о народе Павел Петрович делает ставку на семью, христианство, крестьянскую общину, прославляя русскую патриархальность. Базаров же утверждает, что народ настолько невежественен, что не в силах понять собственных интересов. Нигилизм, по его утверждению – это и есть воля народного духа.
Наконец, в споре о природе и искусстве Кирсанов прославляет и то и другое, считая это одной из наивысших человеческих ценностей. В этом вопросе Тургенев четко принимает позицию Павла Петровича. Базаров отрицает и то и другое: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», а Рафаэль, по его мнению, вообще не стоит ломаного гроша.
Ни в одном из споров герои не достигают компромисса, а последнее слово всегда остается за Базаровым. Таким образом, дуэль можно рассматривать, как логическое завершение этого противостояния. Именно с помощью нее Кирсанов надеется одержать победу над Базаровым, который считает это решение глупостью: «Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!». Поэтому их поединок, как известно, заканчивается лишь легким ранением Павла Петровича. «Дуэль, – писал Тургенев, – введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комически».
Павел Петрович – это тот персонаж, без которого роман потерял бы свою идейность. Столкновением Кирсанова и Базарова автор демонстрирует проблему разногласий между дворянами и разночинцами-демократами. Представляя Кирсанова, как человека, принадлежащего к «сливкам» аристократии, он показывает его честность, щедрость, сочувствие крестьянам, но, в то же время, с помощью тонкой иронии делает вывод о безжизненности принципов этого барина. Образом Павла Петровича Тургенев показал поколение, которому ничего не остается, как сойти с дистанции и со стороны наблюдать за прогрессом. Финал истории старшего Кирсанова происходит в Дрездене, где он живет в одиночестве, вдали от семьи и родины.
В финале романа герой выбирает одиночество и покидает Россию. Его любовь, ставшая для него всей его жизнью, умерла, забрав с собой все живое, что когда-то было в его душе. Мертв и Базаров, не давший этой душе окончательно завянуть. За эти долгие годы Кирсанов смирился, стал спокойным и равнодушным. Завершая историю бесполезной жизни Павла Петровича, Тургенев сочувственно отмечает: «Жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает». То ли упрек, то ли усмешка звучат в последних словах, посвященных герою: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Этот предмет – единственное, что связывает с родиной «мертвеца» Павла Петровича Кирсанова.
И.С. Тургенев разделяет высокие нравственные принципы Павла Петровича, но понимает, что они неспособны прижиться в той действительности, в которой он существует. Тургенев также акцентирует внимание на его отсталости от жизни. Все, что составляет жизнь Павла Петровича – это строгое следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и от которых не в силах отказаться. Сам же писатель не видит никакого смысла в таком существовании, потому что оно лишено какой-либо цели. Смысл жизни окончательно был утрачен Павлом Петровичем после разрыва с княгиней Р. По этой причине и называет автор своего героя «мертвецом».
В спорах Павла Петровича с Базаровым писатель придерживается нейтралитета и не поддерживает ни одну из сторон. Следовательно, конфликт отцов и детей остается открытым. Понимая всю глубину проблемы, автор не знает, как разрешатся вопросы, поднятые его персонажами. Тем не менее, эти вопросы и придают особую остроту повествованию, раскрывают образы каждого героя и показывают победу новых идей над старым отжившим миром «отцов».
В экранизациях разных годов роль Павла Петровича Кирсанова исполняли такие актеры, как Николай Никольский, Бруно Фрейндлих, Андрей Смоляков, Евгений Велихов. В 1983 году зрители познакомились с очередной постановкой режиссера Вячеслава Никифорова. Для исполнения роли Кирсанова был приглашен актер Театра им. Моссовета Борис Петрович Химичев (1933-2014). К тому времени в копилке актера уже насчитывалось 25 сыгранных ролей. Впоследствии сам актер будет считать роль в фильме «Отцы и дети» одной из самых значимых в своей карьере.
Кинокритики отмечали, что Павел Петрович в исполнении Химичева предстал перед зрителем «изящным рыцарем с глазами раненой серны, человеком чрезвычайно симпатичным и тонко обаятельным». Актеру удалось создать образ не только барина-аристократа, но и показать судьбу глубоко несчастного и одинокого человека, принявшего решение добровольно отречься от этого мира. Химичев сумел привнести в фильм ту лирическую ноту, которую можно назвать элегией одиночества, и которой огромное значение придавал сам Иван Сергеевич Тургенев.
Одним из главных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является утончённый аристократ Павел Петрович Кирсанов. Это главный противник Базарова, полная его противоположность и достойный оппонент в идейных спорах. Характеристика Павла Петровича Кирсанова имеет большое значение, поскольку позволяет более полно раскрыть образы других персонажей романа. В общении с каждым из них становится более понятным и сам Кирсанов. Это один из самых сложных в психологическом плане герой, личность которого отличается глубиной и неоднозначностью и раскрывается постепенно на протяжении всего романа.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.
Полное имя — Павел Петрович Кирсанов.
Возраст — не указан, примерно 45–50 лет.
Род занятий — дворянин, военный в отставке.
Семья — не женат, детей нет, брат Николай, племянники Аркадий и Митя.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — характерное для дворянских семейств.
Образование — прекрасное образование, характерное для дворянских семейств, прошел обучение в пажеском корпусе.
Внешность — красивый, статный мужчина средних лет, очень ухоженный и элегантный.
Характер — принципиальный, образованный, утончённый, вежливый, деликатный, смелый, горделивый, надменный, честный, проницательный, обаятельный.
Положительные черты — добрый, заботливый, честный, волевой, великодушный.
Отрицательные черты — высокомерный, самовлюблённый гордец.
Произведение — «Отцы и дети».
Автор — Иван Сергеевич Тургенев.
Описание Павла Петровича Кирсанова с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Художественный портрет Павла Петровича основан на том, что он является дворянином. Он родился в семье боевого генерала Кирсанова и всё детство провёл в провинции.
«В качестве генеральского сына…»
Павел Петрович — старший ребёнок в семье Кирсановых.
«Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу…»
Павел решил пойти по стопам отца, связав свою жизнь с военной службой.
«…должен был, подобно брату Павлу, поступить в военную службу…»
Павел Кирсанов отправился в Петербург, где после окончания обучения был определен офицером в гвардейский полк. В это время к нему приехал НиколаЙ, и братья стали жить вместе в одной квартире.
«Он повез его в Петербург.. Кстати, брат его о ту пору вышел офицером в гвардейский полк».
Павел Петрович имел все данные для того, чтобы построить блестящую военную карьеру.
«На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его».
«Если б я продолжал служить, тянуть эту глупую лямку, я бы теперь был генерал-адъютантом…»
Кирсанов поставил крест на военной карьере из-за несчастной любви.
«Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников…»
Павел Петрович — закоренелый холостяк.
«О женитьбе он, разумеется, и не думал…»
«…Павел, напротив, одинокий холостяк…»
На момент повествования Павлу Петровичу около 45–50 лет.
«На вид ему было лет сорок пять…»
Портретная характеристика Павла Петровича основана на том, что он был на редкость красивым мужчиной, который неизменно привлекал к себе всеобщее внимание.
«…лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной…»
«Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам…»
«Он с детства отличался замечательною красотой… он не мог не нравиться… Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему».
Особенно выделялись на лице Кирсанова красивые выразительные глаза.
«…особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза…»
«…в его прекрасных темных глазах…»
В молодости Павел Петрович был жгучим брюнетом, но с возрастом в его волосах появилась благородная седина, которая очень шла ему.
«…его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро…»
Павел Кирсанов носит усы, но при этом всегда гладко выбрит и надушен.
«…прикоснулся своими душистыми усами…»
«…прикосновение его душистых усов…»
«…и подбородок так аккуратно выбрит…»
Кирсанов привык пользоваться лучшими духами.
«…от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно “благородными” духами…»
«…свое раздушенное и вымытое отличным снадобьем лицо…»
Павел Кирсанов — мужчина среднего роста, стройный и подтянутый, как юноша.
«…человек среднего роста…»
«Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройностьи то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов…»
Павел Петрович очень следил за своей фигурой и потому никогда не ужинал. В молодости он занимался гимнастикой.
«Павел Петрович медленно похаживал взад и вперед по столовой (он никогда не ужинал)…»
«…он ввел было гимнастику в моду между светскою молодежью…»
«…один Павел Петрович похудел, что, впрочем, придавало еще больше изящества и грансеньйорства его выразительным чертам…»
Во внешнем облике Павла Кирсанова выделяются и руки — красивой формы, белые, ухоженные, с красивыми ногтями.
«…свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика…»
«Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!»
Павел Петрович — большой модник, невероятно элегантный мужчина, который много времени уделяет своему внешнему виду. Его одежда, всегда со вкусом подобранная, выгодно выделяет его на фоне других дворян.
«…одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки…»
«…от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом…»
«…этакие у него удивительные воротнички, точно каменные…»
«Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки…»
«На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок».
«…он прекрасно одевался…»
«Щегольство какое в деревне, подумаешь!»
На прекрасной внешности Павла Кирсанова пагубно отразилась несчастная любовь к княгине Р.
«Он состарился, поседел…»
Даже спустя время Павел Петрович выглядит по-прежнему прекрасно. Ни годы, ни пережитая личная драма не смогли обезобразить его.
«…человека лет около пятидесяти, уже совсем седого и как бы страдающего подагрой, но еще красивого, изящно одетогои с тем особенным отпечатком, который дается человеку одним лишь долгим пребыванием в высших слоях общества. Это Павел Петрович».
Павел Петрович — высокомерный сноб. Моментально оценив по внешнему виду невысокий социальный статус Базарова, он не удосужился даже подать ему руки во время знакомства.
«Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман».
Павел Кирсанов имеет славу гордого, самовлюблённого человека. Базаров с его развязной манерой выводит его из себя, но он готов твёрдо отстаивать свою точку зрения.
«…И те и другие считали его гордецом…»
«Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова!»
«— Ну, я так скоро не сдамся, — пробормотал его брат. — У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую».
«Мой брат — человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый…»
От природы Павел Кирсанов — желчный, насмешливый человек, который любит задевать людей. Но при этом делает это со свойственным ему изяществом и обаянием.
«..немного насмешлив и как-то забавно желчен….»
«…сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать, равнодушно поспорить в холостом обществе стало для него потребностию…»
«С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично».
Павел Кирсанов, будучи истинным аристократом, неизменно выражается вежливо, учтиво и не терпит грубых и развязных собеседников.
«…с изысканною учтивостью Павел Петрович. Он начинал чувствовать тайное раздражение. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое».
«Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью…»
Даже чопорные англичане считают Павла Петровича истинным джентльменом.
«С англичанами он держится просто, почти скромно, но не без достоинства; они находят его немного скучным, но уважают в нем совершенного джентльмена, “a perfect gentleman”».
Павел Кирсанов пользуется уважением благодаря своей честности и прямолинейности.
«…его уважали также за его безукоризненную честность…»
Павел Петрович — самоуверенный, надменный аристократ, привыкший быть в центре внимания. В молодости он был настоящим баловнем судьбы, щедро одарённый умом, красотой, высоким положением в обществе, любовью женщин.
«Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло».
С юных лет Павел Кирсанов пользовался большим успехом у женщин и с лёгкостью одерживал победы на любовном фронте.
«Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему».
«Привыкший к победам, он и тут скоро достиг своей цели…»
«…его уважали… за слухи о его победах…»
Павел Петрович был страстно влюблён в замужнюю женщину, ветреную кокетку княгиню Р.
«Павел Петрович встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нее страстно… он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине, в которой даже тогда, когда она отдавалась безвозвратно, все еще как будто оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть».
Любовь к княгине Р. стала мучительным испытанием для Павла Кирсанова.
«Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила…»
«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»
«…когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие… но ничто не помогало. Ее образ, этот непонятный, почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу».
Несчастливая любовь навсегда изменила Павла Петровича.
«Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Как отравленный, бродил он с места на место; он еще выезжал, он сохранил все привычки светского человека…»
После княгини Р. у Кирсанова ещё случались романы, но о женитьбе он даже не помышлял.
«…он мог похвастаться двумя, тремя новыми победами; но он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал….О женитьбе он, разумеется, и не думал…»
«Дамы находили его очаровательным меланхоликом, но он не знался с дамами…»
После разрыва с княгиней Кирсанов вернулся на родину, прожив в полном одиночестве 10 лет, пока не получил известие о смерти своей возлюбленной. Дальнейшая жизнь казалась ему бессмысленной и безрадостной.
«Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро».
«Павел, напротив, одинокий холостяк, вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость еще не настала. Это время было труднее для Павла Петровича, чем для всякого другого: потеряв свое прошедшее, он все потерял».
Павел Петрович всю жизнь помнил свою возлюбленную и в окружающих его женщинах невольно искал её черты.
Павел Кирсанов всегда с большой нежностью и любовью относился к своему младшему брату Николаю, хотя они и были полными противоположностями.
«Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил».
«Различие в положении обоих братьев было слишком велико».
Разница в положении братьев уменьшилась лишь после смерти супруги Николая Кирсанова и смерти возлюбленной Павла Кирсанова. Тогда братья стали жить вместе и лучше понимать друг друга.
«В 48-м году это различие уменьшилось: Николай Петрович потерял жену, Павел Петрович потерял свои воспоминания…»
«— Я был еще глуп и суетлив тогда, — отвечал Павел Петрович, — с тех пор я угомонился, если не поумнел. Теперь, напротив, если ты позволишь, я готов навсегда у тебя поселиться».
Поселившись в деревне у брата, Павел Кирсанов ведёт затворнический образ жизни, но при этом не изменяет своей привычке при любых обстоятельствах быть элегантным, с безупречными манерами.
«Зато, поселившись однажды в деревне, он уже не покидал ее даже и в те три зимы, которые Николай Петрович провел в Петербурге с сыном».
«…редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал…»
«Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека».
«Щегольство какое в деревне, подумаешь!»
«…его уважали за его отличные, аристократические манеры…»
В прошлом Павел Петрович был настоящим светским львом, и даже спустя годы в нём чувствуется превосходство.
«…ведь он львом был в свое время…»
«…с тем особенным отпечатком, который дается человеку одним лишь долгим пребыванием в высших слоях общества…»
«…он все еще шумит понемножку: недаром же был он некогда львом…»
Павел Петрович имеет славу либерального человека с прогрессивным мышлением.
«…меня все знают за человека либерального и любящего прогресс…»
«…лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками…»
Павел Кирсанов очень ценит истинную аристократию в лучшем её проявлении.
«…меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов — настоящих».
«…хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, — а в аристократе эти чувства развиты, — нет никакого прочного основания общественному… bien public <общественному благу (франц.).>, общественному зданию».
«…аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди…»
Для Павла Петровича большое значение имеет самоуважение, крепость духа, чувство собственного достоинства.
«Личность, милостивый государь, — вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится».
«— Вот и изменило вам хваленое чувство собственного достоинства, — флегматически заметил Базаров, между тем как Аркадий весь вспыхнул и засверкал глазами…»
Кирсанов никогда не любил заниматься поместьем, хозяйственными делами. Но при этом он остается весьма практичным человеком, и брат Николай нередко обращается к нему за советом.
«Хозяйственные дрязги наводили на него тоску…»
«Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича и всегда спрашивал его совета».
Павел Петрович — умный человек, который неплохо разбирается в людях.
«…ты недаром так много жил с людьми, ты их хорошо знаешь: у тебя орлиный взгляд».
«…ты такой же благоразумный, как и великодушный».
Кирсанов привык окружать себя комфортом и дорогими вещами и никогда ни в чём себе не отказывает.
«…всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы…»
«…он вообще хорошо обедал, а однажды даже пообедал с Веллингтоном у Людовика-Филиппа…»
«…он всюду возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну…»
Павел Петрович, будучи большим поклонником всего английского, даже в деревне у брата постарался обустроить свою жизнь на английский манер.
«…он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус…»
Павел Кирсанов даже в деревне старается быть в курсе последних новостей в Европе и всегда выписывает парижский вестник Galignani. Он очень боится стать несовременным, скучным.
«Он держал в руках последний нумер Galignani…»
«…беда пожить этак годков пять в деревне, в отдалении от великих умов! Как раз дурак дураком станешь. Ты стараешься не забыть того, чему тебя учили, а там — хвать! — оказывается, что все это вздор…»
Павел Петрович относит себя к представителям так называемого старого века, которые превыше всего ценили принципы.
«Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов (Павел Петрович выговаривал это слово мягко, на французский манер, Аркадий, напротив, произносил “прынцип”, налегая на первый слог), без принсипов, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя».
«…аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди…»
«…не сближаясь с представителями нового поколения…»
«Мой брат — человек прежнего закала…»
Кирсанов с большим презрением относится к нигилистам, отрицающим нравственные нормы, устои общественной и духовной жизни, сложившиеся идеалы и ценности.
«— Да. Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве…»
«— Браво! браво! Слушай, Аркадий… вот как должны современные молодые люди выражаться! И как, подумаешь, им не идти за вами! Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! — и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».
Павел Петрович — добрый, чуткий человек, который всегда готов помочь.
«Я уже не говорю о том, что он не раз выручал отца из беды, отдавал ему все свои деньги, — имение, ты, может быть, не знаешь, у них не разделено, — но он всякому рад помочьи, между прочим, всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон…»
Источник: Глава 7 арк
«…он, право, хороший человек».
«…только у него сердце предоброе».
«Он все делает добро, сколько может…»
«Павел Петрович не раз помогал своему брату; не раз, видя, как он бился и ломал себе голову, придумывая, как бы извернуться, Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: “Mais je puis vous donner de l’argent” <Но я могу дать вам денег (франц.).>— и давал ему денег…»
«…ты самый добрый и умный человек в мире; а теперь я вижу, что ты такой же благоразумный, как и великодушный».
Павел Петрович неравнодушен к детям и искренне любит своего племянника Митю.
«Я люблю детей: покажите-ка мне его…»
Павел Кирсанов — человек чести. Став невольным свидетелем поцелуя Базарова и Фенечки, он вызывает молодого человека на дуэль. Благородство его проявляется в том, что он не указывает истинную причину своего решения, чтобы его брат ни о чем не узнал.
«…я выражаюсь так, чтобы меня поняли; я… не семинарская крыса. Ваши слова избавляют меня от некоторой печальной необходимости. Я решился драться с вами».
«— Я бы мог объяснить вам причину, — начал Павел Петрович. — Но я предпочитаю умолчать о ней. Вы, на мой вкус, здесь лишний; я вас терпеть не могу, я вас презираю, и если вам этого не довольно…»
Павел Кирсанов меняет свое отношение к неравным отношениям его брата Николая и Фенечки и даёт ему согласие на их брак. Пережив личную драму, он понимает, что на свете нет ничего важнее любви и семьи, а всё прочее — лишь предрассудки.
«…полно нам ломаться и думать о свете: мы люди уже старые и смирные; пора нам отложить в сторону всякую суету. Именно, как ты говоришь, станем исполнять наш долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу».
Павел Кирсанов — глубоко несчастный человек. Его душа мертва, и он лишь доживает свою неудавшуюся жизнь.
«…он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его — грешно».
«…его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец».
«Это время было труднее для Павла Петровича, чем для всякого другого: потеряв свое прошедшее, он все потерял».
«А в это мгновение целая погибшая жизнь в нем трепетала».
«…жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает… Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…»
Поначалу Павел Кирсанов, по традиции, получил домашнее образование.
«Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома…»
Когда Павел подрос, его отправили в Петербург. Там он продолжил образование в пажеском корпусе, где воспитывали будущих офицеров.
«…воспитывался сперва дома… потом в пажеском корпусе…»
В молодости Павел Петрович мало времени уделял саморазвитию и читал совсем немного.
«…прочел всего пять, шесть французских книг…»
Поселившись в деревне у брата, павел Кирсанов пристрастился к чтению.
«Он стал читать, все больше по-английски…»
Базаров искренне удивлен элегантностью и ухоженностью Павла Петровича, который даже в глухой деревне тщательно следит за своим внешним видом. Подобное поведение он считает смешным и нелепым.
«— А чудаковат у тебя дядя, — говорил Аркадию Базаров, сидя в халате возле его постели и насасывая короткую трубочку. — Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай. Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно?»
Базаров терпеть не может аристократов, ярким представителем которых является Павел Петрович. Он считает Кирсанова самодовольным гордецом и считает своим долгом оскорблять его.
Базаров, не придающий значения любви, чувствам, презирает Павла Кирсанова за то, что тот погубил свою жизнь из-за неразделённой любви.
«…я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец».
Базаров также презирает Павла Кирсанова за его высокомерие и снобизм, тягу к либерализму.
«Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла. Я уверен, что он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции».
Аркадий, который искренне любит своего дядю, всячески защищает его от нападок Базарова. Он считает, что Павел Петрович — очень хороший, добрый человек, на чьём характере оставила свой след глубокая личная драма.
«…он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его — грешно».
По мнению Аркадия, Павел Петрович — добрый, щедрый, великодушный человек, готовый всегда прийти на помощь другим.
«Я уже не говорю о том, что он не раз выручал отца из беды, отдавал ему все свои деньги, — имение, ты, может быть, не знаешь, у них не разделено, — но он всякому рад помочьи, между прочим, всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон…»
«…только у него сердце предоброе».
Аркадий считает своего дядю умным, дельным человеком, способным давать дельные советы.
«И он далеко не глуп. Какие он мне давал полезные советы… особенно… особенно насчет отношений к женщинам».
Николай Петрович высоко ценит своего старшего брата. Он считает его умным, проницательным человеком, способным дать верный совет в трудной ситуации.
«Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича и всегда спрашивал его совета. “Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши, — говаривал он, — а ты недаром так много жил с людьми, ты их хорошо знаешь: у тебя орлиный взгляд“».
Николай Петрович сожалеет, что его брат никак не может позабыть свою давнюю любовь, черты которой он пытается найти в других женщинах.
Николай Петрович относит брата к людям прошлого поколения, «старого закала».
«Мой брат — человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый…»
Долгое время Николай Петрович не отваживался узаконить свою связь с Фенечкой только потому, что боялся осуждения своего принципиального брата, для которого мезальянс был в принципе недопустим.
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Павла Петровича Кирсанова вместе!
В молодости Кирсанов блистал в свете: он был невероятно красив, умён, самоуверен и насмешлив. Женщины сходили по нему с ума, а мужчины завидовали. В 28 лет он уже имел чин капитана и мог бы построить блестящую военную карьеру, если бы не безответная любовь к замужней женщине, княгине Р.
Павел Кирсанов страстно влюбился в легкомысленную кокетку, которая после непродолжительного романа отвергла его. Герой всячески пытался вернуть былое расположение и даже бросил военную службу, чтобы находиться рядом с княгиней во время её заграничных поездок.
Трагическая любовь к этой женщине иссушила душу Павла Кирсанова. Окончательно решившись на разрыв, он вернулся в Россию и безуспешно попытался зажить прежней жизнью. Получив известие о смерти возлюбленной, Павел Петрович решил покинуть свет и навсегда поселиться в деревне у брата.
Знакомство с Базаровым невольно повлияло на Кирсанова. Переосмыслив былые жизненные ценности, он посоветовал брату Николаю избавиться от предрассудков и жениться на Фенечке, матери его ребенка. Сам же Павел Петрович переехал в Дрезден, где в одиночестве стал доживать свою погубленную жизнь.
Образ Павла Кирсанова представляет большой интерес своей сложностью и непредсказуемостью. Внешне герой предстает холодным, высокомерным аристократом с безупречными манерами и невероятно элегантным внешним видом. Всё в Павле Кирсанове изобличает человека утончённого, прекрасно воспитанного и образованного, привыкшего вращаться в высших слоях общества.
Однако в глубине души Павел Кирсанов является нежным, добрым, чутким человеком, способным любить глубоко и преданно. Он с большой заботой относится к младшему брату и племянникам, никогда не отказывается помочь тем, кто нуждается в помощи, и на протяжении всей жизни совершает добрые дела.
Будучи в молодости лихим, самоуверенным офицером с блестящим будущим, настоящим светским львом и покорителем женских сердец, с возрастом Павел Петрович стал замкнутым, немногословным человеком, предпочитающим уединённый образ жизни. Причиной тому стала роковая любовь к княгине Р., которая искалечила душу героя, поставила крест на его личном счастье.
Утешение Павел Петрович находит в верности своим жизненным принципам и идеалам, уважении к самому себе, соблюдении ежедневных ритуалов, позволяющих не опускать высокую планку даже в деревне. Живёт он, скорее, по привычке, в то время как душа его надломлена и, по сути, давно мертва.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Без чего не может жить павел петрович кирсанов напишите это слово так как оно, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Без чего не может жить павел петрович кирсанов напишите это слово так как оно", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.