2. Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.
(Не)засыпая (н. ) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. Он ушел (не)заметно. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. (Не) один человек писал эту книгу. (Не)далеко показались огни деревеньки. Берег реки (не)отлог, а очень крут. (Не)умеющий говорить кулаком пугает Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.
3. Перепишите предложения, расставив все знаки препинания и объяснив их графически.
Вертлявая речушка петлявшая по лугам в это весеннее половодье разлилась необычайно широко затопив рощу и луг.
Левитан возвращаясь в этот день с прогулки долго смотрел на церковь стоявшую рядом с часовенкой на заволжский лесной простор.
Все события обдуманные и пережитые Ф.И. Тютчевым облекались им в художественные образы поднимавшиеся на высоту философского обобщения.
Всех птенцов выпавших из гнезда мы поймали и приставив лестницу бережно посадили обратно в гнездо.
Математика зародившаяся в Древней Греции имеет двух «родителей» – логику и геометрию, поэтому не разобравшись в природе «родителей» её суть невозможно понять.
4. Укажите все цифры, на месте которых необходимо поставить запятые.
1. Из-за недостатка влаги в пустыне можно встретить растения (1) приспособленные для жизни (2) в тяжелых условиях (3) и животных (4) умеющих долгое время (5) обходиться без воды.
2. Уничтожая рыб (1) и птиц (2) щуки приносят вред. Но (3) истребляя в первую очередь (4) больных и слабых рыб (5) щуки предупреждают распространение болезней среди обитателей водоема.
3. Никита (1) с трудом выпрямляя ноги (2) и (3) ссыпая с них снег (4) поднялся, и тотчас же мучительный холод пронизал его тело.
4. Она взглянула (1) легко улыбнувшись (2) на (3) сидевшую в углу (4) приятельницу, которая (5) оставив чистку гребешка (6) тоже слушала с вниманием нового проповедника
сделайте пожалуйста
В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.
НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».
НЕДО- (в значении «мало», антоним ПЕРЕ-) Значение недостаточности действия: завершить действие НЕВОЗМОЖНО! | НЕ ДО- (в значении «сделал не до конца»). Значение незавершённости действия: завершить действие ВОЗМОЖНО! |
недоедать (голодать) – антоним: переедать недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным) недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком) | не доедать суп из-за спешки(можно потом доесть) не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз) не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его) |
1) Глагол «недоставать»(в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».
Например: Этой семье постоянно недоставало денег. В пейзаже недоставало красок. НО!Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:недолюбливать, недооценить, недопонимать, недослышать.
Упражнение 1 (Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.
Упражнение 2 (Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.
Упражнение 3 1)(Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы.2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок.3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5)Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел.6)Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран.7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно.9)Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.
Упражнение 4 1. (Не)засыпая (н. ) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н. )(н. )приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.
Упражнение 5(Не)веселый взгляд, (не)строгий судья, никому (не)известный автор, совсем (не)веселая история, (не)трудный, но запутанный вопрос, (не)боящийся темноты ребенок, (не)способный к учебе ученик, отнюдь (не)правильное решение, (не)добрый знак, (не)добрый и (не)злой волшебник, еще (не)застроенная площадка, (не)принятый на работу, (не)проверенный учителем диктант, (не)известный факт из жизни писателя, (не)подвижный в безветрие флюгер, вовсе (не)здоровый человек, совсем (не)подвижный воздух, (не)широкая, но глубокая речка, (не)дорогой, но практичный костюм, (не)большая, но удобная сумка, никем (не)проверенный путь, (не)лепая, но (не)страшная ошибка, (не)громкий, а приятный голос, (не)высокий, а низкий кустарник, юноша крайне (не)вежлив, поступил (не)по-товарищески, очень (не)красивое платье, весьма (не)удачный шаг, тропинка была (не)широка.
Упражнение 6(Не)готов, (не)рад, (не)должен, (не)виноват, (не)согласен, (не)намерен, (не)чужд, (не)нужно, (не)похоже, (не)раз, (не)забудка, (не)льзя, (не)лепый, (не)победимый, (не)постижимый, (не)ряха, (не)ярче, (не)хуже, (не)лучше, (не)легче, (не)глупее.
Упражнение 7(Не)распечатанное письмо, (не)встреченный мною поезд, ничего (не)понимающий щенок, песня (не)допета, полы (не)покрашены, (не)мигающий взгляд, (не)досказанная фраза, (не)много (не)доделанный, очень (не)продуманное решение, видно (не)вооруженным глазом, цветы (не)собраны, по (не)зависящим обстоятельствам, (не)подражаемый актер, (не)заклеенный конверт, (не)замужняя дама, (не)добрать нужную сумму, (не)дозрелый персик, (не) знающий усталости путник, никогда (не)разлучающиеся супруги, (не)наклеенная сестрой марка, (не)обладающий тактом юноша, вести себя (не)принужденно, вопрос (не)решен вовремя, (не)слушая никого, афиши (не)расклеены, (не)заглядывая в будущее, обед (не)готов, (не)смотря на (не)погоду; читать (не)громко, но выразительно; костер (не)погашен, (не)погашенный свет; (не)дорогая, но красивая вещь; очень (не)интересный субъект, идти (не)спеша; (не)громкий, а тихий звук; (не)имеющий слабых мест фильм.
Берег реки не отлог а очень крут как пишется
Упражнение 6
Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.
1. Не засыпая ни на минуту, он смотрел с немеркнущим интересом на незнакомые ему места. 2. Он ушел незаметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: незнакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или непривычки к морю, то есть от знакомства или незнакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки не поняли, в чем дело, и в недоумении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это не неприятно (Тург.). 7. На красоту неброскую, некрикливую, небьющую в глаза роскошью форм и буйством красок невольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня не поймут, недооценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе неубедительные аргументы. 10. Приезжий был невысок ростом и неказист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний несказанный свет (Ес.). 12. Не один человек писал эту книгу. 13. Недалеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки не отлог, а очень крут. 15. Не горазд я петь. 16. В почве недостает питательных веществ. 17. Нелающий пес похлебки не получит (Посл.). 18. Неумеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца недосмотрели. 20. За окном стояла непроглядная тьма. 21. Неумело приготовлен обед: что-то недожарилось, что-то недоварилось. 22. Не я, не ты виноваты в этом. 23. Недруги моего друга — мои недруги. 24. Неудача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от непогоды. 26. Ребята мечтают о необжитых местах, о неизведанных тайнах. 27. Отец недосмотрел за ребенком. 28. Ты как будто не рад мне? 29. Не достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край несметных богатств. 31. Издали слышался шум неугомонного ручья. 32. Никак непотревоженный снег лежит волнистыми сугробами.
Упражнение 7
Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?
Благоухание ландыша не слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Есть и люди, которых нельзя понять, не приблизившись к ним, не увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О. Кожуховой). Не словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.
Смысл в том, что для того, чтобы хорошо знать человека, нужно быть искренним и добрым.
2. Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.
(Не)засыпая (н. ) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. Он ушел (не)заметно. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. (Не) один человек писал эту книгу. (Не)далеко показались огни деревеньки. Берег реки (не)отлог, а очень крут. (Не)умеющий говорить кулаком пугает Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.
3. Перепишите предложения, расставив все знаки препинания и объяснив их графически.
Вертлявая речушка петлявшая по лугам в это весеннее половодье разлилась необычайно широко затопив рощу и луг.
Левитан возвращаясь в этот день с прогулки долго смотрел на церковь стоявшую рядом с часовенкой на заволжский лесной простор.
Все события обдуманные и пережитые Ф.И. Тютчевым облекались им в художественные образы поднимавшиеся на высоту философского обобщения.
Всех птенцов выпавших из гнезда мы поймали и приставив лестницу бережно посадили обратно в гнездо.
Математика зародившаяся в Древней Греции имеет двух «родителей» – логику и геометрию, поэтому не разобравшись в природе «родителей» её суть невозможно понять.
4. Укажите все цифры, на месте которых необходимо поставить запятые.
1. Из-за недостатка влаги в пустыне можно встретить растения (1) приспособленные для жизни (2) в тяжелых условиях (3) и животных (4) умеющих долгое время (5) обходиться без воды.
2. Уничтожая рыб (1) и птиц (2) щуки приносят вред. Но (3) истребляя в первую очередь (4) больных и слабых рыб (5) щуки предупреждают распространение болезней среди обитателей водоема.
3. Никита (1) с трудом выпрямляя ноги (2) и (3) ссыпая с них снег (4) поднялся, и тотчас же мучительный холод пронизал его тело.
4. Она взглянула (1) легко улыбнувшись (2) на (3) сидевшую в углу (4) приятельницу, которая (5) оставив чистку гребешка (6) тоже слушала с вниманием нового проповедника
сделайте пожалуйста
Упражнения по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»
Упражнение 1
Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.
(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.
Упражнение 2
Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.
Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.
(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.
Упражнение 3
Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.
(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.
Упражнение 4
Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания.
Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.
Упражнение 5
Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.
1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.
Упражнение 6
Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.
1. (Не)засыпая (н. ) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н. )(н. )приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.
Упражнение 7
А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.
В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)
Упражнение 8
В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)
Упражнение 9
Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.
Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.
Упражнение 10
1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.
Упражнение 11
1. (Не)вежда (не)навидит учение.
2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.
3. (Не)ряшливый человек смешон.
4. (Не)льзя объять (не)объятное.
5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.
6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.
Упражнение 12
Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?
М.В.Ломоносов о поведении учащихся.
1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем
2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.
4. (Не) быть гордым и грубым.
5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.
6. (Не) хвастаться и (не) лгать.
7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.
8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.
10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)
Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»
1. В каком варианте НЕ пишется раздельно?
1) (не)прерывное (не)домогание
2) мне это вовсе (не)интересно
4) это было (не)избежно
2. В каком варианте НЕ пишется раздельно?
1) совершить (не)лепый поступок
2) бормотать что-то (не)внятное
3) ничем (не)оправданный риск
4) юноша крайне (не)вежлив
3. В каком варианте НЕ пишется раздельно?
1) в пачке (не)достает трех тетрадей
2) (не)взлюбить с первого взгляда
4) обошлось (не)дешево
4. В каком варианте НЕ пишется раздельно?
1) работа (не)зачтена
2) вести себя (не)принужденно
3) (не)приступная крепость
4) с утра (не)здоровится
5. Какое из объяснений является ошибочным?
1) (не)хочется в это верить — не с глаголами пишется раздельно
2) переспросить, (не)доумевая — не пишется слитно, так как слово без не не употребляется
3) отозваться очень (не)лестно — не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова
4) (не)погашенный костер — не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова
6. В каком примере НЕ пишется слитно?
1) Многие рукописи (не)расшифрованы.
2) В книге (не)хватало нескольких страниц.
3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.
4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.
7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно .
1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.
2) Мне в этот день (не) здоровилось.
3) С людьми браниться – никуда (не)годится.
4) Толпа (не)доумевала.
5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.
8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.
1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.
2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.
3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.
4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.
9.Укажите слитное написание частицы не:
1) далеко (не)робкое замечание
2) (не)у кого остановиться;
4) (не)здоровый цвет лица;
7) (не)большой, но удобный шкаф;
8) выразить (не)годование;
10) (не)длинна, а коротка.
10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:
1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,
2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;
3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.
11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:
1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;
2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;
3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.
12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:
1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;
2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;
3) (не)вредимый, (не)громкая.
13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.
1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;
2) пишется слитно, если можно заменить синонимом без не,
3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.
14.Укажи примеры с ошибкой: