Главная » Правописание слов » Большое озеро как блюдо как пишется

Слово Большое озеро как блюдо как пишется - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Б. Пастернак. Когда разгуляется

Большое озеро как блюдо.
За ним скопленье облаков,
Нагроможденных белой грудой
Суровых горных ледников.

По мере смены освещенья
И лес меняет колорит.
То весь горит, то черной тенью
Насевшей копоти покрыт.

Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как празднично в (её) прорывах,
Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив.
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.

B церковной росписи оконниц
Так в вечность смотрят изнутри
В мерцающих венцах бессонниц
Святые, схимники, цари.

Как будто внутренность собора
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
B слезах от счастья отстою.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Борис Пастернак — Большое озеро как блюдо ( Когда разгуляется )

Большое озеро как блюдо.
За ним — скопленье облаков,
Нагроможденных белой грудой
№ 4 Суровых горных ледников.

По мере смены освещенья
И лес меняет колорит.
То весь горит, то черной тенью
№ 8 Насевшей копоти покрыт.

Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
№ 12 Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив,
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зелень листьев,
№ 16 Как живопись в цветном стекле.

В церковной росписи оконниц
Так в вечность смотрят изнутри
В мерцающих венцах бессонниц
№ 20 Святые, схимники, цари.

Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
№ 24 Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
№ 28 В слезах от счастья отстою.

Bolshoye ozero kak blyudo.
Za nim — skoplenye oblakov,
Nagromozhdennykh beloy grudoy
Surovykh gornykh lednikov.

Po mere smeny osveshchenya
I les menyayet kolorit.
To ves gorit, to chernoy tenyu
Nasevshey kopoti pokryt.

Kogda v iskhode dney dozhdlivykh
Mezh tuch proglyanet sineva,
Kak nebo prazdnichno v proryvakh,
Kak torzhestva polna trava!

Stikhayet veter, dal raschistiv,
Razlito solntse po zemle.
Prosvechivayet zelen listyev,
Kak zhivopis v tsvetnom stekle.

V tserkovnoy rospisi okonnits
Tak v vechnost smotryat iznutri
V mertsayushchikh ventsakh bessonnits
Svyatye, skhimniki, tsari.

Kak budto vnutrennost sobora —
Prostor zemli, i chrez okno
Daleky otgolosok khora
Mne slyshat inogda dano.

Priroda, mir, taynik vselennoy,
Ya sluzhbu dolguyu tvoyu,
Obyaty drozhyu sokrovennoy,
V slezakh ot schastya otstoyu.

Gj vtht cvtys jcdtotymz
B ktc vtyztn rjkjhbn/
Nj dtcm ujhbn, nj xthyjq ntym/
Yfctditq rjgjnb gjrhsn/

Rjulf d bc[jlt lytq lj;lkbds[
Vt; nex ghjukzytn cbytdf,
Rfr yt,j ghfplybxyj d ghjhsdf[,
Rfr njh;tcndf gjkyf nhfdf!

Cnb[ftn dtnth, lfkm hfcxbcnbd,
Hfpkbnj cjkywt gj ptvkt/
Ghjcdtxbdftn ptktym kbcnmtd,
Rfr ;bdjgbcm d wdtnyjv cntrkt/

Ghbhjlf, vbh, nfqybr dctktyyjq,
Z cke;,e ljkue/ ndj/,
J,]znsq lhj;m/ cjrhjdtyyjq,
D cktpf[ jn cxfcnmz jncnj//

Источник

Большое озеро как блюдо как пишется

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных Б. Л. Пастернаком в четвёртой строфе данного стихотворения. (номера укажите в порядке возрастания)

Сравнение: «. зелень листьев, как живопись в цветном стекле». Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов.

Метафора: «разлито солнце по земле». Метафора — скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства. В отличие от сравнения в метафоре предмет сравнения не называется, но подразумевается.

Инверсия: «Разлито солнце по земле. Просвечивает зелень листьев». Инверсия — необычный порядок слов в предложении.

Почему нет гиперболы, разве «разлито солнце по земле» не будет ею. солнце ведь не может быть разлито по земле, это преувеличение.

Как название стихотворения Б. Л. Пастернака связано с его содержанием?

В стихотворении речь идет о двух состояниях природы: во время ненастья и после него. Название «Когда разгуляется» как раз и определяется содержанием стихотворения: разгуляться может непогода, а что вследствие этого бывает, какие происходят изменения, передано в первой строфе, где перед нами мрачный, суровый горный пейзаж, холодный и несколько сумрачный.

Однако, «по мере смены освещенья…» сменяется тьма и сумрак ярким солнечным светом, преображающим всё вокруг. Из-за чёрных недружелюбных туч внезапно выходит солнце, грея своим теплом и даря свет, оно приносит в душу спокойствие и праздник, сменяя хандру и грусть. Природа расцветает на глазах, живописно раскидываясь на километры кругом.

Наследуя традиции А. С. Пушкина и И. С. Тургенева, Пастернак в стихотворении «Когда разгуляется» видит в природе образ гармонической простоты, природа для поэта не мастерская, но храм.

Справедливое замечание. Ответ поправлен.

В каких произведениях русских поэтов выражено их отношение к природе и в чём эти произведения созвучны стихотворению Б. Л. Пастернака?

Тема природы звучит в творчестве Ф. И. Тютчева («Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Еще земли печален вид» и др.), А. А. Фета («Я пришел к тебе с приветом», «Еще майская ночь»), И. А. Бунина («все темней и кудрявей березовый лес зеленеет», «Соловьи» и др.) Природа — особый мир, неподвластный человеку: она может миловать и радовать, но может и превратиться в стихию, укротить которую невозможно. Благоговейное отношение к природе, поклонение ей свойственно всем перечисленным произведениям.

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Как название стихотворения Б. Л. Пастернака связано с его содержанием?

10.2. Какую роль в стихотворении Б. Пастернака «Когда разгуляется» играют сравнения?

10.1. В стихотворении речь идет о двух состояниях природы: во время ненастья и после него. Название «Когда разгуляется» как раз и определяется содержанием стихотворения: разгуляться может непогода, а что вследствие этого бывает, какие происходят изменения, передано в первой строфе, где перед нами мрачный, суровый горный пейзаж, холодный и несколько сумрачный.

Однако, «по мере смены освещенья…» сменяется тьма и сумрак ярким солнечным светом, преображающим всё вокруг. Из-за чёрных недружелюбных туч внезапно выходит солнце, грея своим теплом и даря свет, оно приносит в душу спокойствие и праздник, сменяя хандру и грусть. Природа расцветает на глазах, живописно раскидываясь на километры кругом.

Наследуя традиции А. С. Пушкина и И. С. Тургенева, Пастернак в стихотворении «Когда разгуляется» видит в природе образ гармонической простоты, природа для поэта не мастерская, но храм.

10.2. В стихотворении Б. Пастернака «Когда разгуляется» звучит тема природы. Раскрывая образ родной природы, поэт прибегает к сравнениям. Лирический герой видит озеро, похожее на блюдо: «как блюдо» в первой строке — это сравнение. А после дождя природа ещё прекрасней:

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

И опять образ озера после дождя создается с помощью сравнения: в нём листья будто нарисованы рукой художника.

Таким образом, с помощью сравнения создается художественный образ, работающий на раскрытие темы произведения.

Источник

Большое озеро как блюдо?

Большое озеро как блюдо.

Ну а вдруг НУЖНА ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД А?

Ну а вдруг НУЖНА ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД А?

Зачем нужны запятые,?

Зачем нужны запятые,.

Однажды рыбак придя на речку поймал большую рыбу?

Однажды рыбак придя на речку поймал большую рыбу.

Помогите пожалуйста, очень нужно, вставить пропущенные союзы, и в каких предложениях нужно поставить запятую, а в каких тире и точку с запятой : ) Спасибо большое?

Помогите пожалуйста, очень нужно, вставить пропущенные союзы, и в каких предложениях нужно поставить запятую, а в каких тире и точку с запятой : ) Спасибо большое.

Помогите?

Видимо поэтому автор так и назвал эту картину.

Нужна ли тут запятая?

Нужны ли запятые в предложении :Я вижу большое глубокое синее море?

Нужны ли запятые в предложении :

Я вижу большое глубокое синее море.

Если да то сколько?

Для того чтобы найти большое количество информации о памятниках нужно узнать для чего они предназначены и в каком году их построили?

Для того чтобы найти большое количество информации о памятниках нужно узнать для чего они предназначены и в каком году их построили.

РАССТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗАПЯТЫЕ.

Как перестроить предложение чтобы перед как ставилась запятая?

Как перестроить предложение чтобы перед как ставилась запятая.

Как расставить запятые «это определенно самая большая потеря»?

Как расставить запятые «это определенно самая большая потеря».

И нужны ли они вообще?

Желательно объяснить почему именно так.

В ясный майский день на большом стадионе выстроился весь наш класс?

В ясный майский день на большом стадионе выстроился весь наш класс.

Расставьте запятые, пожалуйста, если они нужны.

Расставьте запятые?

Озер на Таймыре может быть тысяча может быть несколько тысяч.

Глаголы бываютсовершенногоинесовершенноговида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросчто делать.

Волшебные слова в нашей речи очень необходимы. Без них бы нам не помогли, не купили желанную вещь, не разрешили пойти на улицу.

Медведь ел каждый день ягоды и он решил поесть мёд. Он нашёл улий. И начал его есть. В скоре прилетели пчёлы и начали отгонять медведя. Он испугался и уёбежал в берлогу. С этого дня он осторожен и не подходил к улию, но иногда ему повезло и он с..

У Пети получилось ударить мячом по ворот. Маша случайно уронила пакет с палицей. Ребята по забаве зарядили копьем лук.

Источник

Анализ стихотворения Пастернака «Когда разгуляется»

Стихотворение «Когда разгуляется» принадлежит к последним и наиболее зрелым произведениям Пастернака. Оно интересно тем, что свойственное Пастернаку мастерство импрессионистической организации текста становится средством эмоционально окрашенного размышления над миром, природой – «тайником вселенной». Точность философской мысли и мгновенность образа дают то, что сам поэт называл «импрессионизмом вечного».

Импрессионизм в лирике

Пастернак в 1913 году написал статью «Черный бокал». Исследователи считают, что зерном этой статья послужила несохранившаяся работа «Импрессионизм в лирике». В.Н.Альфонсов, размышляя о ней, писал: «Искусство импрессионизма – искусство бережного обхождения с пространством и временем». Пастернак постоянно стремился воплотить в своем искусстве «ускользающее содержание, живую атмосферу бытия».

Импрессионизм первоначально называли «хроматизм» (от греч. – цвет). Определяющей чертой импрессионизма принято считать непосредственную фиксацию художником «своих субъективных наблюдений и впечатлений от действительности, изменчивых ощущений и переживаний».

Пастернак стремился к тому, чтобы его поэтическое слово соединяло в себе не только обозначение предмета, но и вызванные им ощущения. Поэтому Пастернак в описании природы делал упор на эмоциональное восприятие читателя. Поэту свойственна необыкновенная свобода поэтического мышления. В его сюжете макрокосмос соединяется с микрокосмосом человека в сфере мифопоэтического сознания, что можно отчетливо проследить в стихотворении «Когда разгуляется».

Анализ стихотворения Пастернака “Когда разгуляется”

Следуя лучшим традициям таких классиков, как А.С. Пушкин и И.С. Тургенев, Б. Л. Пастернак, в своём стихотворении «Когда разгуляется» рисует идеальный образ природы в его гармоничной простоте. Для поэта природа не мастерская, а храм.

Поэт постепенно разлаживает «настроения» природы на уровни, от самого тёмного, полного печальной угрюмости до ярких красочных, полных колорита лесов, полей и безграничных далей.

В первой строфе данного произведения мы можем наблюдать мрачный, суровый горный пейзаж, холодный и несколько сумрачный.

«по мере смены освещенья…» сменяется тьма и сумрак ярким солнечным светом, преображающим всё вокруг. Из-за чёрных недружелюбных туч внезапно выходит солнце, грея своим теплом и даря свет, оно приносит в душу спокойствие и праздник, сменяя хандру и грусть. Природа расцветает на глазах, живописно раскидываясь на километры кругом.

Поэт созерцает природу, как храм, как Дар самого Господа Бога. Зеленые листья деревьев и кустарников подобны витражной росписи окон, играющих разноцветными солнечными лучиками… Природа своим величием сравнима лишь с храмом, полным торжественности и невиданной красоты. В человеческой

душе именно два этих ярких образа Храма и Природы приводят в благоговение, непередаваемый трепет, почтение и восхищение.

Светлый колорит убранства Храма созвучен и с белыми воздушными кучевыми облаками, голубыми небесами, всеми оттенками зелёного полей и лесов и морями, пестрящими всеми красками радуги.

Лирический герой же предстает нам как «почтенный служащий» храма. Его цель—жить в единении с природой, не разрушая её «стен», не губя её звуков и запахов. Цель человека здесь великая служба, служба в служении природе, как самому Господу. Чётко слышится молитва, благодарность небесам за прикрасы жизни: за любовь и счастье, за смех и слезы радости.

Последнее четверостишье, полное незыблемой преданностью и любви жизни, которую герой гордо собирается пронести в вечность. Человек должен видеть вечность не только в своей душе, но и в природе, чувствовать гармонию, единство с природой, как Божественного начала с духом человеческим, так и человек должен воссоединиться в молитве с природой, которая одарит его гармонией…

Б.Л. Пастернак будто бы даёт нам шанс увидеть прочувствовать природу в своем сердце более материально, показывая её так одушевленно поэт стирает границы духовного и физического, показывая всю нашу принадлежность огромной Вселенной с которой мы едины, в которой мы бессмертны…

Большое озеро как блюдо

В первом стихе «Большое озеро как блюдо» Пастернак вводит читателя в состояние созерцательности. Сразу представляется огромная гладь водоема, вокруг все тихо и неподвижно. Озеро сравнивается с блюдом – такое же плоское и с четкими формами круга.

Символика круга связана со специфическими представлениями о пространстве и времени и предполагает отсутствие начала и конца, целостность, непрерывность движения, бесконечность и вечность. Свое внутреннее ощущение умиротворенности, необъятности Пастернак выразил и с помощью звука о («большое озеро», «блюдо»).

Далее внимание читателя резко переключается на «скопленье облаков». «За ним – скопленье облаков, / Нагроможденных белой грудой / Суровых горных ледников». Знак тире передает во второй строке резкость, стремительность изменения угла зрения на внешнее пространство.

Облака

Описание облаков в образе гор – мощь и величественность созданного настроения, которое отражено также и на фонетическом уровне: можно проследить скопление консонантов г, р, гр («нагроможденных грудой», «суровых горных»). Гора символизирует вечность, небо, облака, мужское начало, дух.

С точки зрения К.Г.Юнга, «… дух – это принцип, который противоположен материи. Под этим мы понимаем нематериальную субстанцию или форму существования, которая на высшем или наиболее универсальном уровне называется Богом». В христианской мифологии Священная Гора – Трон Бога.

Метафора «облака – горные ледники», функционируя в пределах текста стихотворения, получает вторичный смысл, поскольку переносится на вне текстовую ситуацию, означая, что поэт сумел внушить читателю целую пространственную картину – холодный покой в бескрайнем небе облаков, описал мир духа, где время и пространство сливаются в одной точке, как бы исчезают.

Это то, «что было в Начале, когда еще не было ни пространства, ни времени… Ритуал воспроизведения творения позволяет соединить здесь-теперь с начальным актом творения, и это соединение возможно только в пространственном центре… К этому центру ведет путь… Начало пути – тот локус, который считается естественным для субъекта пути – жилище богов для бога (небо, гора, вершина мирового дерева, святилище храма)».

По мере смены освещенья

В следующей строфе поэт переносит нас из мира духа в мир эмоций и ощущений человеческой жизни, которые Пастернак передает с помощью образа леса. Лес – мир природы, земли, души, он олицетворяет место инициации: «Войти в темный или заколдованный лес – означает переход».

Слово «горит» ассоциируется с огнем, ярко-красным цветом, а «черная тень» — с хаосом, миром теней, царством Аида. В европейской традиции черный цвет относится к мрачному аспекту колдовства, черной магии. Так создается впечатление леса сказочного, где все наполнено тайной и опасностями.

Путь в Нижний мир, в преисподнюю, в царство смерти в фольклорных и литературных текстах неотделим от цели приобрести или понять что-то важное. Переход через границу смерти (лес) к новой жизни отмечается обретением нового пространства «как световой энергии».

В основу композиции третьей строфы положена идея христианского воскресения – рождение в новом качестве: «Меж туч проглянет синева» (синий цвет – цвет веры, Великой Матери), небо – «празднично в прорывах», трава – полна торжества (небо – символ духа (Бога), а трава – это все человечество в целом и, в то же время, каждый человек как центр Вселенной).

«Когда разгуляется. » – кульминационное стихотворение последнего поэтического цикла Б. Л. Пастернака. Так же называется и вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, в нем открыто выражено мироощущение позднего Пастернака. Действительно, когда зарядит на несколько дней подряд дождь, так тоскливо становится на душе. Будто по какому-то странному закону природы, сразу наваливаются все проблемы, и порою хочется выть от безысходности.

Кажется, не будет этому состоянию ни конца, ни краю. Но вот где-то среди серых и мрачных туч вдруг появится совсем малюсенький кусочек чистого неба – и все, этого достаточно: ты готов, как в полусне, как завороженный, словно молитву, повторять и повторять пастернаковское: Когда на исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева, Как небо празднично в прорывах, Как торжества полна трава. Ты чувствуешь, что с твоей душой уже происходит странная метаморфоза. И так каждый раз. На первый взгляд, оно о природе, о наступлении ясных солнечных дней после дождливых. Но в заключительных строфах появляется образ собора. Для того чтобы понять, что появление образа собора подготовлено всем предыдущим текстом, достаточно проанализировать только цветовые ассоциации, возникающие в нашем воображении. Собор – крупный христианский храм, главная церковь в городе или монастыре, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана. Обычно в соборе проводятся особо важные, торжественные мероприятия, поэтому ему присуще и особо богатое, пышное убранство. Даже неверующий человек, попадая в такой храм, испытывает восторг от того, что его окружает. Именно красота и торжественность христианских богослужений и убранства церквей привлекли в свое время внимание Владимира Крестителя и, помимо всего прочего, склонили его к введению на Руси именно этой религии. Основной цвет в отделке любого собора – золотой: чем больше позолоты, тем богаче, великолепнее «внутренность» собора и тем большее впечатление он производит. Кроме того, главными цветами христианской религии можно считать белый, жемчужный, голубой, зеленый, то есть чистые, светлые тона. Большое озеро как блюдо. Казалось бы, конкретно цвет не назван, нет цветовых прилагательных, но есть указание на цвет – озеро. Обычно, когда мы вызываем в своем воображении картинку озера, у нас возникают однозначные цветовые ассоциации: озеро голубого цвета – цвета неба, отраженного в нем. Уже следующие строки отсылают нас к небу: За ним скопленье облаков, Нагроможденных белой грудой Суровых горных ледников. Голубой, белый. Кроме этого, ледяной блеск горных вершин, а отсюда недалеко до более эмоционально окрашенного слова «сияние» и тех чувств и впечатлений, которые оно способно разбудить в душе читателя. По мере смены освещения И лес меняет колорит: То весь горит. Горит. Это традиционная в русской поэзии и в то же время очень живая, емкая, богатая метафора. Здесь и вся цветовая палитра огня, и сияние солнца (источника тепла, жизни), и блеск золота (символа богатства и благополучия). Когда в исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева, Как небо празднично в прорывах, Как торжества полна трава. Стихает ветер, даль расчистив, Разлито солнце по земле. Просвечивает зелень листьев, Как живопись в цветном стекле. Синева неба, блеск солнца, зелень листьев (помните: синий, золотой, зеленый?) – все эти образы собраны автором в один-единственный – но какой! – живопись. Сколько легкости, движения, жизни в этом сравнении! Живопись – в цветном стекле. И мы уже понимаем, что стекло это в церковном ли, соборном ли окне вобрало в себя не только внешние признаки окружающего мира, но и душевное состояние лирического героя, а вместе с ним и наше, читательское. И теперь уже как нечто само собой разумеющееся мы воспринимаем строчки седьмой строфы: Как будто внутренность собора – Простор земли. Собор – это дом Бога, место, где человек внутренне очищается, становится лучше, обретает душевный покой, веру в себя. Лирический герой испытывает чувство благодарности Богу за то, что живем, что можем страдать и любить, испытывать боль и счастье; за то, что часты в жизни пасмурные, дождливые дни, но обязательно наступают перемены, даль расчищается, и снова сияет солнце. Последняя строфа, звучит как откровение, как молитва: Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою. Ощущая единство человека и природы, чувствуя себя частицей огромной вселенной, поэт дает возможность и нам, читателям, испытать те же переживания.

Когда в исходе дней дождливых

Третья строфа интересна еще и интонационной окрашенностью. Тон повышается к концу четвертой строки, тем самым семантика и интонация строк говорят о смене темных «дней дождливы» светлыми мгновениями: «Когда в исходе дней дождливых / Меж туч поглянет синева, / Как небо празднично в прорывах, / Как торжества полна трава!»

Смена настроения в природе воспринимается не только визуально, но и акустически – путем использования консонантов пр, трж, тр и гласных о, а («празднично, «прорывах», «торжества», «трава»).

В следующей строфе возникает образ солнца, который является видимым образом Божественной Благодати, просветления. «Зелень листьев» сравнивается с цветным стеклом. Герой-путник пытается рассмотреть божественный промысле, найти свое божественное «я». Природа отзывается на это желание, показывая себя в живописном цвете: «Просвечивает зелень листьев, / Как живопись в цветном стекле».

Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Когда разгуляется…» в 11-м классе

1. Подготовка к восприятию художественного текста

Слово учителя. «Когда разгуляется…» — кульминационное стихотворение последнего поэтического цикла Б. Л. Пастернака. Так же называется и вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, в нем открыто выражено мироощущение позднего Пастернака.

Чтобы нам легче было войти в художественный мир стихотворения, вызовем в своем воображении картину хмурого, холодного, дождливого дня. Что чувствуем? Что помним из своего личного опыта?

Действительно, когда зарядит

на несколько дней подряд дождь, так тоскливо становится на душе. Будто по какому-то странному закону природы, сразу наваливаются все проблемы, и порою хочется выть от безысходности… Кажется, не будет этому состоянию ни конца, ни краю… Но вот где-то среди серых и мрачных туч вдруг появится совсем малюсенький кусочек чистого неба — и все, этого достаточно: ты готов, как в полусне, как завороженный, словно молитву, повторять и повторять пастернаковское:

Когда на исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева, Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава…

Ты чувствуешь, что с твоей душой уже

происходит странная метаморфоза. И так каждый раз. Невольно возникает целый рой вопросов. Что за сила заключена в этих стихах, почему они так притягивают?

Какие струны нашей души затронул поэт своими предельно простыми и в то же время бездонно глубокими словами? Каким путем поэт вовлекает нас, читателей, в орбиту своих мыслей, чувств, переживаний? Наконец, почему именно это стихотворение — кульминация цикла?

Попытаемся ответить на эти вопросы, включив наши первоначальные и пока еще не осознанные ассоциации в анализ стихотворения.

2. Чтение стихотворения «Когда разгуляется…»

— Текст стихотворения прочтите про себя — это даст возможность каждому из вас вслушаться, вдуматься именно в ваши переживания, вызванные поэтическими строками.

3. Анализ поэтического текста

— О чем это стихотворение, какова его тема?

На первый взгляд, оно о природе, о наступлении ясных солнечных дней после дождливых.

— Но в заключительных строфах появляется образ собора. Случайно ли появление именно этого образа в художественной структуре произведения?

Для того чтобы понять, что появление образа собора подготовлено всем предыдущим текстом, достаточно проанализировать только цветовые ассоциации, возникающие в нашем воображении.

Собор — крупный христианский храм, главная церковь в городе или монастыре, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана. Обычно в соборе проводятся особо важные, торжественные мероприятия, поэтому ему присуще и особо богатое, пышное убранство. Даже неверующий человек, попадая в такой храм, испытывает восторг от того, что его окружает. Именно красота и торжественность христианских богослужений и убранства церквей привлекли в свое время внимание Владимира Крестителя и, помимо всего прочего, склонили его к введению на Руси именно этой религии. Основной цвет в отделке любого собора — золотой: чем больше позолоты, тем богаче, великолепнее «внутренность» собора и тем большее впечатление он производит.

Кроме того, главными цветами христианской религии можно считать белый, жемчужный, голубой, зеленый, то есть чистые, светлые тона.

— А теперь посмотрим, как Б. Л. Пастернак подготавливает нас к появлению в заключительных строках стихотворения «Когда разгуляется…» образа собора. Прочитайте первую строку. Какие цветовые ассоциации у вас возникли?

Большое озеро как блюдо…

Казалось бы, конкретно цвет не назван, нет цветовых прилагательных, но есть указание на цвет — озеро. Обычно, когда мы вызываем в своем воображении картинку озера, у нас возникают однозначные цветовые ассоциации: озеро голубого цвета — цвета неба, отраженного в нем.

— Как следующие строки первой строфы подтверждают наши ассоциации?

Уже следующие строки отсылают нас к небу:

За ним скопленье облаков, Нагроможденных белой грудой Суровых горных ледников.

— Какая цветовая гамма «спрятана» автором в данных строчках?

Голубой, белый. Кроме этого, ледяной блеск горных вершин, а отсюда недалеко до более эмоционально окрашенного слова «сияние» и тех чувств и впечатлений, которые оно способно разбудить в душе читателя.

Сделаем выводы. Мы прочитали только первую строфу, а ассоциативный план уже вызвал в нашем сознании ощущение чистоты, торжественности, которое, как своеобразный камертон, настроил нашу душу на нужную тональность. Это ощущение подпитывается и следующими строками:

По мере смены освещения И лес меняет колорит: То весь горит…

— Горит… Это традиционная в русской поэзии и в то же время очень живая, емкая, богатая метафора. Какие ассоциации она рождает в вашем воображении?

— Прочтите третью и четвертую строфы. Как вы считаете, какой образ в них можно назвать центральным, объединяющим все другие?

Когда в исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева, Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава.

Стихает ветер, даль расчистив, Разлито солнце по земле. Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

Синева неба, блеск солнца, зелень листьев — все эти образы собраны автором в один-единственный — но какой! — Живопись. Сколько легкости, движения, жизни в этом сравнении!

— Теперь вы самостоятельно сможете сделать следующий шаг в постижении авторского замысла, поскольку именно от данного сравнения автор перебрасывает мостик к образу собора. Как он это делает?

Живопись — в цветном стекле. И мы уже понимаем, что стекло это в церковном ли, соборном ли окне вобрало в себя не только внешние признаки окружающего мира, но и душевное состояние лирического героя, а вместе с ним и наше, читательское. И теперь уже как нечто само собой разумеющееся мы воспринимаем строчки седьмой строфы:

Как будто внутренность собора — Простор земли…

— Но почему простор земли сравнивается с внутренностью именно собора?

Собор — это Дом Бога, место, где человек внутренне очищается, становится лучше, обретает душевный покой, веру в себя.

Слово учителя. Попытаемся почувствовать это состояние лирического героя, постараемся испытать вместе с ним чувство благодарности Богу за то, что живем, что можем страдать и любить, испытывать боль и счастье; за то, что часты в жизни пасмурные, дождливые дни, но обязательно наступают перемены, даль расчищается, и снова сияет солнце.

Теперь, когда мы с вами психологически настроены на нужную автору волну, заключительным аккордом звучит последняя строфа, звучит как откровение, как молитва:

Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Ощущая единство человека и природы, чувствуя себя частицей огромной вселенной, поэт дает возможность и нам, читателям, испытать те же переживания.

4. Наедине с текстом

— Чтобы еще раз прикоснуться к художественному миру Б. Л. Пастернака, останьтесь со стихотворением «один на один», перечитайте его спокойно, молитвенно.

Автора могут упрекнуть в том, что на уроке ни разу полностью не звучит текст стихотворения. Действительно, произведение ученики читают про себя, как при знакомстве с текстом, так и на заключительном этапе, — это входит в замысел урока. Убеждена, что стихотворение «Когда разгуляется…» относится к тем поэтическим вещам, которым чтение вслух, пусть даже в исполнении учителя, только повредит.

Читать его нужно медленно, вдумчиво, Про себя.

Письменная творческая работа на тему «Стихотворение Б. Л. Пастернака «Единственные дни». Восприятие, истолкование, оценка».

В церковной росписи оконниц

«В церковной росписи оконниц / Так в вечность смотрят изнутри / В мерцающих венцах бессонниц / Святые, схимники, цари». Герой входит в сокровищницу своего внутреннего храма и понимает, что все, окружающее его, является одним неразрывным целым с ним и природой. Он смотрит «в вечность… изнутри» своего бытия.

Поэт пытается осмыслить творческую индивидуальность и через внешние, природные образы и через внутреннюю природу человека. Внешнее и внутреннее пространство совмещаются в «церковной росписи оконниц». Пересечение значений «церковная роспись» и «окно» образуют особый семантический эффект: икона символизирует микрокосмос, а окно – связь между мирами.

В христианской мифологии идеальный мир представляется раем. Рай – это сад Эдем, сад – подобие вселенной, макрокосмос, и в то же время — это микромир человека, где соединено внешнее и внутреннее с центром.

Средства выразительности

Поэзия Пастернака всегда была метафоричной, не отказался он от использования любимого тропа и на этот раз. Но в стихотворении есть и другие художественные средства:

Все они работают на то, чтобы выразить самую суть идей поэта, наиболее ярко и в то же время просто донести до него читателя его душевную смуту и показать степень искренности.

Плоскостное разделение

В художественном мире произведения возникают как горизонтальная, так и вертикальная плоскости. В горизонтальной плоскости Космоса пространство движется через «подпространство» — землю, к ее центру – собору.

В вертикальном разрезе Вселенной отмечается абсолютны верх – небо. Таким образом, конец пути достигается через центр (собор), где находятся «высшие сакральные ценности», но герою-путнику «отголосок хора» (гармонии) слышать только иногда дано.

Последняя строфа является как бы развязкой всего стихотворения: «Природа, мир, тайник вселенной, / Я службу долгую твою, / Объятый дрожью сокровенной, / В слезах от счастья отстою».

Ж.А. Дозорец. Б.Л. Пастернак. Когда разгуляется (Книга стихов как целое)

Ж.А. Дозорец, Москва

Б.Л. Пастернак. Когда разгуляется (Книга стихов как целое)

Книга стихов «Когда разгуляется» (1956-1959) завершает творчество Б.Л. Пастернака. Тем важнее и интереснее ее лингвистическое осмысление в плане творчества поэта, его предшественников и современников.

В связи с поставленной проблемой нас будут интересовать два фактора: композиционная упорядоченность и тематическое единство книги, а также единство поэтического мира поэта, единство его художественной системы, то, что позволяет слышать Пастернака в стихах его далекого предшественника П.А. Вяземского:

В воспоминаниях мы дома; А в настоящем мы рабы Незапной бури, перелома Желаний, случаев, судьбы. («Родительский дом»)

или современника Вл. Соколова:

Как я хочу, чтоб строчки эти Забыли, что они слова, А стали: небо, крыши, ветер, Сырых бульваров дерева! («Как я хочу…»).

В ноябре 1957 г. Б. Пастернак определил порядок расположения стихотворений и вписал эпиграф1. Это — прямое свидетельство того, что поэт рассматривал книгу как самостоятельный организм. На организующую роль трех стихов поэт указал сам: это начальное стихотворение-кредо «Во всем мне хочется дойти…!»; затем — кульминационное «Когда разгуляется», по названию которого названа вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, и в котором открыто выражено мироощущение позднего Пастернака; завершающее — «Единственные дни», в котором главенствует тема времени, одна из основных у Пастернака. В первом стихотворении стянуты в один нервный узел все темы книги, оно соединено образно, лексически с каждым из стихотворений книги. Так, тема поисков «самой сути», «сердцевины», «нити» находит лексический отклик в стихотворениях «Без названия» (сердца тайно светящийся пласт), «Хлеб» (удачи закон и секрет), «Осенний лес» (не скрыта ли в нем западня), «Первый снег» (утайщик, из скрытности, для отвода глаз, скрывать), «Снег идет» (крадучись, играя в прятки), «Женщины в детстве» (облекало загадкой уклад) и др. От «Живого чуда» тянутся нити к стихотворениям «Тишина» (перед ней деревья в столбняке, ворожба, небывалый случай), «Золотая осень» (сокровищ каталог), поэме «Вакханалия» (живое чернокнижье) и др. Сопоставим еще свершать открытья и в просветленьи вскочивши с софы («После вьюги»), всей дрожью жилок и объятый дрожью сокровенной («Когда разгуляется»), о грехах и грешной («Первый снег»), могил и погребенная земля («Золотая осень») и т.д. Это стихотворение — как второе заглавие или второй эпиграф. Если первый эпиграф вводит темы воспоминаний, времени и смерти (Книга — это большое кладбище, где на многих плитах уж не прочесть стершиеся имена), то второй — от страсти (квинтэссенции жизни) к смерти (в теме Шопена) и к «усилью воскресенья»2.

Значима и последовательность всех других стихотворений. В сложной многоуровневой композиции книги очевидно симметричное деление на такие объединения стихов, в каждом из которых актуализирована какая-либо часть двуединства «творчество — время». В центре — 6 стихотворений, объединенных темой «творчество»: «Трава и камни» (всеобщее творчество: природы, неорганического мира, человека), «Ночь» (Не спи, не спи, художник), «Ветер» (цикл о Блоке), «Дорога» (творческая сила жизни), «В больнице» («Господи, — шептал я, — благодарю тебя за то, что сделал меня художником …что всю жизнь ты готовил меня к этой ночи». — Из письма Н.А. Табидзе, 17.1.1953). «Музыка» (творец, музыкант «властвует» над миром). Эти 6 стихотворений обрамлены пейзажными циклами: не — зимним и зимним. Они, в свою очередь, окружены стихами, где в теме времени на первый план вынесено будущее («Быть знаменитым…»), и 9 последних («За поворотом» — в одном из вариантов оно называлось «Будущее» — и последующие), тема которых так сформулирована самим поэтом: «Я думаю, несмотря на привычность всего того, что продолжает стоять перед нашими глазами и что мы продолжаем слышать и читать, ничего этого больше нет, это уже прошло и состоялось, огромный, неслыханных сил стоивший период закончился и миновал. Освободилось безмерно большое, покамест пустое и не занятое место для нового и еще небывалого…» (из письма Н.А. Табидзе, 11.6.1958). Ср. также:

Воспоминание о полувеке Пронесшейся грозой уходит вспять. Столетье вышло из его опеки. Пора дорогу будущему дать. («После грозы»).

Каждый из названных циклов имеет внутреннюю структуру, внутреннюю динамику тем, образов. И вся это сложная конструкция отражает, очевидно, и определенную реальную последовательность биографических событий3 (таковы, например, «В больнице» и «После перерыва», связанные с инфарктом, который Пастернак перенес в 1952г.).

Композиция и организация

В графическом изображении получается треугольник, который символизирует триединую природу вселенной: Небо, Земля, Человек. Он «соединен с охватывающей и заключающей силой Троицы». Стихотворение «Когда разгуляется» передает идею единства (единосущности), порождающую представления о потерянном рае и извечном поиске гармонии. По жанру его можно отнести к философскому размышлению.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями, с перекрестной рифмой и четким чередованием мужских и женских окончаний.

Четырехстопный ямб, отягченный пиррихиями, традиционно является способом передачи речи, приближенной к разговорной, что еще раз подчеркивает особую манеру философствования, характерную для Пастернака, выражающуюся в интимизации объектов, попадающих в сферу его видения.

Перекрестная рифма и чередование мужских и женских окончаний – формальные носители идеи гармонии – органично дополняют собой доминантную идею данного текста.

История создания

Произведение “Во всем мне хочется дойти…” было написано в 1956 году. Книгу, в которую вошло данное стихотворение, издали только после смерти автора — в 1961 году.

Это произведение создано в сложный период, когда личность Пастернака воспринималась неоднозначно. Его обвиняли в уклонении от общей единой идеологии и тщательно отыскивали в строках антисоветские интонации. Нобелевская премия 1958 года значительно усилила травлю. По сути, поэтические опусы оказались единственным шансом высказать сокровенное и наболевшее чувство тоски.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Большое озеро как блюдо как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Большое озеро как блюдо как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Большое озеро как блюдо как пишется:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *