Значение слова «браться»
1. Страд. к брать (во всех знач., кроме 10, 11 и 13).
2. за кого-что. Хвататься рукой за какой-л. предмет, за кого-л. [Калиныч] часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Тургенев, Хорь и Калиныч. Мальчик читал, вертя в руке и стараясь оторвать чуть державшуюся 114 пуговицу курточки. Мать несколько раз отнимала руку, но пухлая ручонка опять бралась за пуговицу. Л. Толстой, Анна Каренина. 3. за что. Имея в руках какое-л. орудие, производить с его помощью работу. [Шкипер] иногда сам брался за руль. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». [Иудушка] брался за перо и писал жалобы к мировому судье. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы. Она берется опять за книгу и хочет читать. Чехов, В родном углу.
4. за что. Приниматься за что-л., начинать делать что-л. [Партия] вплотную берется за разрешение вопросов животноводческого хозяйства. Киров, Статьи и речи 1934. — У меня нет ни опыта, ни знания в сельском хозяйстве. Как же мне браться за такую работу? Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды. [Сердюк] не захотел браться за прежнее дело и устроился в колхозе имени Калинина электромонтером. Павленко, Счастье. || за кого-что. Предпринимать какие-л. действия, меры по отношению к кому-л. Браться за нарушителей дисциплины.
5. с неопр. Обязываться что-л. сделать. — Я дамское седло достал, Марфа Васильевна: вам верхом ездить; графский берейтор берется в месяц вас выучить. И. Гончаров, Обрыв. || ( обычно с отрицанием „не“). Не признавать себя в состоянии что-л. сделать. Не берусь описывать это пение, скажу только, что сам оркестр умолк от волнения и замер. Чехов, Бенефис соловья.
6. (1 и 2 л. не употр.). Появляться, возникать. Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок! И. Крылов, Кукушка и Петух. Я думаю о тебе так много, что мне даже странно, откуда берется время на все остальное. Каверин, Два капитана.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БРА’ТЬСЯ, беру́сь, берёшься, прош. бра́лся, ла́сь, несов. (к взяться). 1. Страд. к брать (во всех знач. кроме 9, 10, 11, 12, 14, 15, 17). Взятки берутся без свидетелей. 2. за что (за руки). Брать друг друга. Дети в игре берутся за руки. 3. за что. Хвататься, брать рукой. Б. за голову. Не берись за перила: они только что покрашены. || перен. Начинать какую-н. работу, приниматься за что-н. (с необходимыми для этого орудиями). Б. за перо. Б. за кисть. Б.
4. за кого-что. Предпринимать какие-н. действия в отношении кого-н., приниматься за кого-н. (разг. фам.). 5. за что или с инф. Принимать на себя обязательство что-н. выполнить. Б. за дело. Ларец с секретом, а я берусь открыть. Крлв. 6. только 3 л. Появляться, возникать (разг.). Откуда что берется! Откуда силы берутся? ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бра́ться
1. страд. к брать ◆ Крупное, слежавшееся сено не бралось сразу на вилы. Лев Толстой, «Анна Каренина», 1876 г.
2. брать рукой, руками ◆ Он то брался за копьё, то снова клал его на скамейку. Влас Дорошевич, «Конец мира» (цитата из Викитеки)
3. перен. приниматься за какое-либо дело, принимать обязательство сделать что-либо ◆ Но ей в тот же день дворовые мальчишки отбили нос, и хотя соседний штукатур брался приделать ей нос «вдвое лучше прежнего», однако Одинцов велел её принять, и она очутилась в углу молотильного сарая, где стояла долгие годы, возбуждая суеверный ужас баб. Иван Тургенев, «Отцы и дети», 1861 г.
4. разг. появляться, возникать ◆ Отколь такой берётся голосок? // И чист, и нежен, и высок. Иван Крылов, «Кукушка и Петух», 1834 г. ◆ Ко всему этому он привык с малолетства, а откуда всё это бралось и берётся — он вряд ли мог точно ответить. Константин Станюкович, «Червонный валет», 1877 г. (цитата из Викитеки)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: укольчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как правильно пишется слово «браться»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: трезвенность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «браться»
Предложения со словом «браться»
Цитаты из русской классики со словом «браться»
Сочетаемость слова «браться»
Значение слова «браться»
Афоризмы русских писателей со словом «браться»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «браться»
Предложения со словом «браться»
Они довольно быстро начинают соображать, откуда берутся дети, а заодно телята, ягнята и прочая живность.
– Банка со шпротами, молоко, колбаса, картошка, помидоры, огурцы… Достаточно для обеда, если, конечно, за дело берётся профессионал.
Мы не берёмся судить историю и выводить причинно-следственные связи.
Синонимы к слову «браться»
Сочетаемость слова «браться»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Как Правильно Пишется: «Берет» Или «Бирет»?
Как правильно пишется: «берет» или «бирет»?
Определение и разбор слова
Данное слово является формой 3-го лица настоящего времени глагола “брать”, который употребляется в значении “получать контроль над чем-либо, приближая к себе”. Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
Как правильно пишется: “берёт” или “бирёт”?
Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:
Почему пишем букву “е”?
Отметим, что сомнительная гласная находится в корне слова.
Чтобы проверить орфограмму в данном слове, мы обратимся к следующему правилу:
“В чередующихся корнях “-бер-/-бир-” пишется гласная “и”, если после корня стоит суффикс “а”, во всех остальных случаях следует писать гласную “е”.
В слове “берёт” после корня “-бер-” не стоит суффикс “а”, поэтому мы пишем гласную “е”.
Примеры для закрепления
Как правильно пишется: «берет» или «бирет»?
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать.
Ок т я брь хр и з а нт е м а.
В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.
УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 5 класс.
Проверить правописание любого слова
Результаты поиска
берет Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
берётся Буквы е и и в корнях с чередованием
Буквы е и и в корнях с чередованием
Как правильно пишется: «берет» или «бирет»?
Пишем правильно: «берёт» или «бирёт»
Материал подготовлен преподавателем первой категории Згодько Людмилой Анатольевной. Опыт работы учителем русского языка и литературы, более – 30 лет.
Данное слово является глаголом, а употребляется в значении «становится обладателем чего-либо». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «берёт» или «бирёт»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
Почему напишем именно гласную «е»?
Следует отметить, что сомнительная гласная находится в корне слова!
А теперь давайте обратимся к правилу русского языка!
В чередующихся корнях «бер-бир» пишем «и», когда после корня следует суффикс «а», в остальных случаях пишется «е».
Так как в нашем слове «берёт» после корня не стоит суффикс «а», поэтому мы и напишем гласную «е»!
Синонимы к слову:
Примеры предложений с данным словом:
Как правильно пишется: «берет» или «бирет»?
Определение и разбор слова
Данное слово является формой 3-го лица единственного числа настоящего времени глагола «брать», который является многозначным:
Варианты написания слова
При использовании этого слова в письме может возникнуть вопрос: «В слове «берёт» после согласной «б» пишется гласная «е» или «и»?»
Существует два основных варианта написания слова:
Как правильно пишется: «берёт» или «бирёт»?
С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:
БЕРЁТ
Какое правило применяется?
Правописание данного слова соответствует следующему правилу русского языка: «В корнях –бер-/-бир- в безударном положении пишется гласная –и-, если после корня стоит суффикс –а-, во всех остальных случаях в корне пишется гласная «е»».
Примеры использования слова в речи
Профессиональный спортсмен берёт вес, который для новичков крайне опасен.
Он слишком много проблем берёт на себя, нам нужно поговорить с ним об этом.
Их компания берёт слишком большие проценты за обслуживание.
На прогулку он всегда берёт хлеб, чтобы покормить уточек в пруду.
Меня берёт такая злость, когда я об этом думаю.
Подводим итоги
Как правильно пишется: «берет» или «бирет»?
Как правильно пишется: «берет» или «бирет»?
Правильный выбор гласной «е/и» в корнях слов с чередованием «берет» или «бирет» зачастую вызывает трудности в написании. Чтобы определить верный вариант сомнительной гласной, необходимо разобрать слово по составу.
Как правильно пишется?
По правилам русского языка, выбор гласной зависит от морфемного состава слова, в данном случае выбор остается за буквой «е»: «берет».
Какое правило применяется?
В случае с корнями «-бер-» / «-бир-», особенность которых заключается в наличии чередующихся гласных «е/и», следует обратить внимание на суффикс «-а-» в составе слова. Если он присутствует в слове и находится сразу за корнем, то выбор остается за буквой «и». Если отсутствует – нужно писать в корне гласную «е». В данном случае глагол «берет» пишется через «е».
Примеры предложений
Анна Сергеевна никогда не покажет, что расстроена: как только она берет в руки мел и указку, ее голос начинает звучать ясно и твердо.
Традиционно перед спектаклем он берет кофе для нас двоих и неслышно входит в гримерную.
Как неправильно писать
Вариант «бирет» с гласной «и» является ошибочным.
Учитывая, что в данном слове отсутствует решающий суффикс «а», подобный выбор буквы противоречит требованиям грамматики русского языка.
Как правильно пишется: «берет» или «бирет»?
Это переходный глагол несовершенного вида в изъявительном наклонении. Имеет 3-е лицо, единственное число и относится к 1 спряжению. Употребляется в значении «получать контроль над чем-либо». В некоторых случаях возникают ошибки с его правильным правописанием.
Правильное написание
Согласно грамматическим правилам русского языка, слово пишется так:
Неверное написание
«б и рёт», где в первом слоге пишется гласная «и» вместо «е».
Почему пишется именно так
В этом случае сомнительная гласная «е» находится в корне слова. Чтобы проверить написания, следует взять во внимание правило чередующихся корней «-б и р-/-б е р-». Гласная «и» будет использоваться только тогда, когда после корня стоит суффикс «-а-». Если он отсутствует, то нужно писать гласную «е».
Примеры использования в предложениях
Как правильно пишется: «берет» или «бирет»?
Перейти к контенту
Не знаете, как нужно писать «берёт» или «бирет»? Вспомним правило правописания изменяющихся корней. С помощью него мы легко сможем не только определить верное написание, но и запомнить его.
Как правильно пишется
В соответствии с правилами орфографии, данный глагол пишется с буквой «е» в корне – берёт.
Какое правило применяется
В этом глаголе можно выделить корень «бер» и окончание «ёт». Представленный корень входит в группу чередующихся корней. Его написание зависит от суффикса. Если в слове имеется аффикса «а», то пишем «бир», если его нет – «бер». Сравните: забирать – заберет, убирать – уберет, собирать – соберет и т.п. Так как в представленной словоформе отсутствует суффикс «а», пишем в корне гласную «е».
Примеры предложений
Проверь себя: «Стелют» или «стелят» как пишется?
Как неправильно писать
Неверно писать этот глагол с гласной «и» в корне – бирет.
Как правильно пишется слово Братся или Браться
Группа союзов, связывающих однородные члены:
2 5
Группа союзов, связывающих сложное предложение:
1 3 4 6 7 8
Не уверенна, но это должно напоминать правду.
Множественное число, средний род, Родительный падеж.
Единственное число, средний род, Родительный падеж.
Единственное число, женский род, Родительный падеж.
Подростки практически всегда стремятся к самостоятельности. И порой в своем стремлении освободится от влияния родителей они попадают в не очень приятные ситуации. Говорят, что трудный подростковый возраст похож на подвид детства, но игр в нем либо нет, либо они есть, но более взрослого уровня.
Интересное для подростков – это в основном все то, что запрещают им делать родители. Запретный плод, как говориться, всегда слаще. Но в большинстве случаев ребёнка можно направить в нужное русло. Например, в случае с интеллектуально-эстетическими увлечениями.
Увлекаясь с головой
Практически все увлечения подросткового поколения, редко носят учебный характер. Но если подросток чем-либо увлекается (музыкой, радиотехникой, рисованием), то это будет только то занятие, которое его всецело интересует. Такие увлечения являются самым лучшим видом среди прочих увлечений. Однако они могут слишком уж увлечь парня или девушку, а это приведет к тому, что ребёнок может полностью забросить учёбу в школах. И конечно, такой вариант разворота событий никак не устраивает их пап и мам.
Эгоцентричные увлечения
Следующие интересные для подростков занятия называются эгоцентричными. К ним можно отнести следующие занятия: собирания редких марок, изучение китайского языка, активное участие в групповой самодеятельности КВН и т.д. Подростки, которые увлекаются подобными занятиями, стараются в них преуспеть и таким образом обратить на себя внимание общественности. По их мнению, лучший в одном из дел будет лучшим во всем, и это возвысит подростка в глазах окружающих.
У таких детей очень часто проявляются качества лидера или руководителя. Они могут долго путешествовать из группы в группу, из кружка в кружок до тех пор, пока не найдут ту, в которой они смогут стать её организаторами.
Телесно-мануальные увлечения
Интересны для подростков и такие увлечения, как телесно-мануальные. То есть эти увлечения обычно связанны с укреплением силы, выносливости подростка, а также приобретение различных навыков и развитие ловкости. Например, это могут быть экстремальные виды спорта, борьба, каратэ, картинг, вождение мопеда, мотоцикла и т.д.
Данные увлечения больше подходят для мальчишек, чем для девочек. Занимаясь телесно-мануальными увлечениями, подростки укрепляют свою физическую и психологическую силу. Причём, удовольствие от подобных занятий, молодые люди получают только тогда, когда в результате тренировок они занимают какие-то места, звания или получают медали.
Накопительские увлечения
Среди накопительских увлечений можно отметить коллекционирование различных предметов. Во время этой деятельности подростки преследуют почти всегда две цели: познавательную (интерес к собирательству ценных экспонатов для коллекции) и материальную (денежный интерес к коллекционированию исключительно дорогих вещей, например, монет, антикварных вещей).
Информативно-коммуникативные увлечения
Информативно-коммуникативные увлечения также интересуют подростков. Это самый малоперспективный вид занятия. Данная деятельность не несет в себе никакой полезной информации, и, тем более, не нуждается в её переработке. Она проявляется в общении со своими одногодками на улицах, во дворах, на территории учебных заведений и т.д. У подростков есть много товарищей (условно назовем их контактами), с которыми они разговаривают на общие темы и обмениваются определённой информацией. Примером таких увлечение могут быть коллективные просмотры телевизора с громкой критикой телевизионных персонажей, прогулки по улице и осмотр прохожих с дальнейшим их обсуждением и т.д. Даже если во время общения со сверстниками, подросток слышит полезную и интересную информацию, то она чаще всего пропускается, как говориться, мимо их ушей
Как правильно пишется слово Братся или Браться
Группа союзов, связывающих однородные члены:
2 5
Группа союзов, связывающих сложное предложение:
1 3 4 6 7 8
Не уверенна, но это должно напоминать правду.
Множественное число, средний род, Родительный падеж.
Единственное число, средний род, Родительный падеж.
Единственное число, женский род, Родительный падеж.
Подростки практически всегда стремятся к самостоятельности. И порой в своем стремлении освободится от влияния родителей они попадают в не очень приятные ситуации. Говорят, что трудный подростковый возраст похож на подвид детства, но игр в нем либо нет, либо они есть, но более взрослого уровня.
Интересное для подростков – это в основном все то, что запрещают им делать родители. Запретный плод, как говориться, всегда слаще. Но в большинстве случаев ребёнка можно направить в нужное русло. Например, в случае с интеллектуально-эстетическими увлечениями.
Увлекаясь с головой
Практически все увлечения подросткового поколения, редко носят учебный характер. Но если подросток чем-либо увлекается (музыкой, радиотехникой, рисованием), то это будет только то занятие, которое его всецело интересует. Такие увлечения являются самым лучшим видом среди прочих увлечений. Однако они могут слишком уж увлечь парня или девушку, а это приведет к тому, что ребёнок может полностью забросить учёбу в школах. И конечно, такой вариант разворота событий никак не устраивает их пап и мам.
Эгоцентричные увлечения
Следующие интересные для подростков занятия называются эгоцентричными. К ним можно отнести следующие занятия: собирания редких марок, изучение китайского языка, активное участие в групповой самодеятельности КВН и т.д. Подростки, которые увлекаются подобными занятиями, стараются в них преуспеть и таким образом обратить на себя внимание общественности. По их мнению, лучший в одном из дел будет лучшим во всем, и это возвысит подростка в глазах окружающих.
У таких детей очень часто проявляются качества лидера или руководителя. Они могут долго путешествовать из группы в группу, из кружка в кружок до тех пор, пока не найдут ту, в которой они смогут стать её организаторами.
Телесно-мануальные увлечения
Интересны для подростков и такие увлечения, как телесно-мануальные. То есть эти увлечения обычно связанны с укреплением силы, выносливости подростка, а также приобретение различных навыков и развитие ловкости. Например, это могут быть экстремальные виды спорта, борьба, каратэ, картинг, вождение мопеда, мотоцикла и т.д.
Данные увлечения больше подходят для мальчишек, чем для девочек. Занимаясь телесно-мануальными увлечениями, подростки укрепляют свою физическую и психологическую силу. Причём, удовольствие от подобных занятий, молодые люди получают только тогда, когда в результате тренировок они занимают какие-то места, звания или получают медали.
Накопительские увлечения
Среди накопительских увлечений можно отметить коллекционирование различных предметов. Во время этой деятельности подростки преследуют почти всегда две цели: познавательную (интерес к собирательству ценных экспонатов для коллекции) и материальную (денежный интерес к коллекционированию исключительно дорогих вещей, например, монет, антикварных вещей).
Информативно-коммуникативные увлечения
Информативно-коммуникативные увлечения также интересуют подростков. Это самый малоперспективный вид занятия. Данная деятельность не несет в себе никакой полезной информации, и, тем более, не нуждается в её переработке. Она проявляется в общении со своими одногодками на улицах, во дворах, на территории учебных заведений и т.д. У подростков есть много товарищей (условно назовем их контактами), с которыми они разговаривают на общие темы и обмениваются определённой информацией. Примером таких увлечение могут быть коллективные просмотры телевизора с громкой критикой телевизионных персонажей, прогулки по улице и осмотр прохожих с дальнейшим их обсуждением и т.д. Даже если во время общения со сверстниками, подросток слышит полезную и интересную информацию, то она чаще всего пропускается, как говориться, мимо их ушей