Главная » Правописание слов » Буква г как пишется по русскому языку

Слово Буква г как пишется по русскому языку - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Написание заглавной и строчной буквы Г, г

Презентация к уроку

Цели урока:

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с музыкой П.И. Чайковского, иллюстрация грибного царства, таблицы.

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Постановка темы урока.

С каким звуком познакомились на прошлом уроке и какую букву учились писать? (Мы познакомились со звуком [г] и учились писать букву Г, г)

Что мы узнали про звук [г]? (Звук [г] согласный, звонкий; может быть твёрдым и мягким, парным [г/к])

Сегодня мы продолжим тренироваться писать заглавную и строчную буквы Г, г, соединения и слова с этой буквой.

Только урок у нас не простой, мы будем путешествовать по сказке.

Название сказке мы дадим в конце урока.

3. Работа над новым материалом.

Вступление

Кто знает с каких слов сказывается сказка? (Жили-были…)

Кто знает, как его называют в народе? (Белый гриб)

Слова боровик и белый гриб близкие по значению, но разные по звучанию.

Как называют такие слова? (Синонимы)

Жили они дружно. Ходили друг к другу в гости. Но однажды…

Послушайте музыку и постарайтесь представить себе, что же произошло? (Грибы поссорились)

Почему вы так думаете? (Музыка тревожная, воинственная, сердитая, страшная, злая)

Однажды ядовитый мухомор, бледные поганки, ложные лисички и опята захватили царя Боровика в плен вместе с буквой Гг.

(Иллюстрация грибного царства; гриб-боровик; буква Гг)

Сыроежки и лисички, подберёзовики и подосиновики не захотели с этим мириться. Они решили восстановить справедливость и вернуть из плена царя Боровика и букву Гг.

Но чтобы освободить их, надо пройти несколько испытаний. Гриб-подберёзовик обратился к вам, ребята, с просьбой о помощи.

Ну что? Поможем ему? (Да!)

Нам предстоят трудные испытания. Чтобы добраться до темницы, где держат царя Боровика, надо пройти дремучий лес и топкое болото, перелезть через забор.

Итак, отправляемся в путь.

Письмо буквы Г

Первое испытание, которое предлагает нам злой мухомор – это вспомнить как пишутся заглавная и строчная буквы Гг.

Кто расскажет, как пишется буква Г? (Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, уходим вниз по прямой наклонной линии, кладем «клюшку», ручку снимаем. В средней 1/3 дополнительной строки выписываем «перевернутую клюшку» (все внимание переносим на верхнюю линеечку в дополнительной строке и тем самым сохраняем параллель [Илюхина В.А.])

(Ученик рассказывает – я пишу на доске)

Письмо буквы на доске.

Письмо буквы в воздухе.

Письмо буквы в тетради. Напишите столько раз, сколько на доске мухоморов. (3)

(На доске 3 мухомора)

Расскажите, как пишется строчная буква г? (Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по крючковой линии до верхней линеечки, коснувшись, по прямой наклонной уходим вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины [Илюхина В.А.])

(Ученик рассказывает – я пишу на доске)

Письмо буквы на доске.

Письмо буквы в воздухе.

Письмо буквы в тетради. Напишите на 2 буквы больше, чем заглавная буква Г.

(На доске 5 мухоморов)

Допишите строчку до конца, чередуя, заглавная буква, строчная буква.

Повторение написания букв П п, Т т, Р р

Сейчас я буду называть слова, а вы запишите только первую букву каждого слова на следующей строке по 1 разу: Павел, парта, Таня, торт, Рома, рука.

Какие буквы вы написали? (Заглавная П, Т, Р, строчная р, п, т)

Почему вы написали заглавные буквы П, Т, Р? (Имена людей пишутся с большой буквы)

Как вы думаете почему мы повторяем написание именно этих букв? (Есть похожие элементы с буквой Г, г)

(Буквы П п, Т т, Р р на доске)

Какие? (Удлинённая наклонная прямая с закруглением вправо, наклонная прямая с закруглением вверху и внизу)

Молодцы, ребята, выручили из беды букву Гг. Не дали пропасть ей в темном лесу. Но до освобождения Боровика еще долго.

А вот и II препятствие.

Письмо соединений

Внимательно посмотрите на соединения Ге, Га, ги, гр, го.

Назовите слоги-слияния. (Ге, Га, ги, го)

Почему не назвали соединение гр? (Нет гласной буквы. Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Напишите эти соединения по образцу, соблюдая секреты: «гнёздышки», «шалашик», место соединения букв [Илюхина В.А.].

Подчеркните мягкие согласные буквы.

Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных, обведите в кружок.

Назовите слоги с мягкими согласными. (Ге, ги)

Какие гласные обозначают мягкость согласных? (е, и)

4. Закрепление пройденного.

Письмо слов

Почему слова Галя, Гена, Егор написаны с заглавной буквы? (Имена людей пишут с большой буквы)

Назовите соединения, которые мы уже повторяли? (Га, Ге, го, гр)

Напишите слова по образцу.

Разделите на слоги. Поставьте ударение.

Фонетический разбор имён собственных.

Как проверить безударный гласный?

Ну что же и II испытание мы прошли.

5. Физминутка.

Как в лесу, в борочке, выросли грибочки.
Ты дружочек, не ленись,
Нужен гриб – к нему тянись.
Белый гриб возьмем с собой, сыроежку тоже.
И маслёнок, и лисичку, в кузовок положим.

Назовите синоним к слову кузовок. (Корзина, лукошко)

Кузовок – короб из лыка или бересты.

Лыко – луб молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы.

6. Повторение пройденного.

Работа над предложением

Ребята, подберёзовик прислал нам письмо. Он просит вас помочь ему поставить все слова в предложении на свои места. Это следующее испытание.

Сколько слов в предложении?

Какое 1-е слово? Как напишем?

Какое 2-е слово? Как напишем?

Назовите 3-е слово. Ошибкоопасное место.

Как проверить безударный гласный?

Напишите предложение, выполняя все секреты.

И с этим испытанием мы справились.

Молодцы. Пойдем дальше.

Беседа. Рассказ о ведьминых кольцах.

(Картинка, презентация)

Какую геометрическую фигуру напоминает?

Прочитайте слова: ряды, круги.

К какому слову подходит схема? Почему?

Запишите это слово по образцу, выполняя все секреты.

В каком числе употреблено это слово? (Во множественном)

Поставьте слово круги в единственное число (Круг)

Назовите ошибкоопасное место (Круги-круг)

Как проверить парный согласный?

7. Итоги урока. Рефлексия.

Вот мы и подошли к заветной дверце, где находится гриб-Боровик.

Мы помогли его освободить.

А на грибном сходе было решено: мухоморы, бледные поганки, ложные лисички и опята называть ядовитыми грибами, их нельзя употреблять в пищу.

А как называют сыроежку, лисичку, подосиновик, подберёзовик, боровик? (Съедобными грибами)

Как можно назвать сказку по которой мы путешествовали? (Спасение буквы Г и гриба-Боровика)

Написание какой буквы мы сегодня повторяли?

Что понравилось на уроке?

Возьмите конверт, в нем лежат смайлики 3 цветов, если урок вам понравился – прикрепите красный смайлик к доске, если не очень – зеленый, если совсем не понравился – голубой.

Вы все хорошо поработали. Гриб-Боровик прислал нам кузовок с грибами.

Источник

Урок 45 ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Г, г.

Цели деятельности педагога: сформировать в памяти ясный, чёткий образ буквы Г, г; способствовать развитию координации движений, умения писать имена людей с большой буквы.

Просмотр содержимого документа
«Урок 45 ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Г, г.»

Цели деятельности педагога: сформировать в памяти ясный, чёткий образ буквы Г, г; способствовать развитию координации движений, умения писать имена людей с большой буквы.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают, как определить парные и непарные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости; правила проведения звукового анализа слов; умеют осуществлять написание букв, слогов, слов, предложений; выполняют поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Г, г; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву Г, г.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; логические – осуществление анализа поэлементного состава заглавной и строчной буквы Г, г; моделирование звуковой схемы слов.

Регулятивные: умеют адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации; использовать необходимые средства (наглядный материал).

Коммуникативные: умеют строить понятные для слушателей высказывания, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы, соблюдать правильность устной речи.

Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; проявляют устойчивое стремление к общению, заинтересованность в получении новых знаний.

I. Вступительное слово учителя.

– Сегодня научимся писать букву, о которой придуманы такие стихи (хорошо читающие дети читают двустишия):

Стоит подобно кочерге.

II. Изучение нового материала.

– Рассмотрите образец написания заглавной буквы Г. Опишите направление движения руки при написании буквы Г. (Заглавную букву Г начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. Второй элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведем вправо прямую линию.)

– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–2-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

– Прочитайте и запишите имена. Как будут звучать полные имена? Прочитайте имена, которые начинаются с мягкого согласного [г’], с твердого – [г].

2. Закрепление зрительного образа заглавной буквы Г.

– Сравните написание букв Г и Р. Назовите сходство и отличия в написании.

3. Самостоятельная работа в прописи.

– Прочитайте и запишите предложение. Подчеркните слова, в которых четыре звука. (Галя, Гена, Рая.)

Тили-тили – птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

(Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)

– Рассмотрите образец написания строчной буквы г. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?

– Опишите направление движения руки при написании буквы г. (Букву г начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки; закругляя, ведем вниз, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо; заканчиваем письмо буквы выше нижней линии рабочей строки.)

– Запишите букву под счет «и-раз-и».

– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–3-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

– Прочитайте столбики слов. Прочитайте слова, которые называют много предметов. Запишите эти слова.

– Прочитайте слова в первом столбике. Найдите слово в слове, переставляя или убирая лишние буквы. (Гора – рога, гном – мог, герой – рой, игла – лига.)

– На следующей строке запишите столько букв г, сколько услышите в стихотворении. (11 букв.)

Гусь гуляет по дорожке,
Гусь играет на гармошке.
И гордится гармонист:
– Я га-га-га-голосист!

6. Работа на резервной странице прописи.

1. Составление слов, запись. (Игра, игла; ноги, гном; генерал.)

2. Запись печатных слов письменными буквами.

3. Запись предложений.

4. Соотнесение слов и моделей.

5. Составление предложения.

На доске письменными буквами записаны слова. Ученик вписывает букву г. Учитель следит за правильностью написания буквы.

– Буква Г потерялась. Напишите её.

Источник

Буква Г

Буква Г

Буква кириллицы Г
Кириллица
А Б В Г Ґ Д Ђ
Ѓ Е (Ѐ) Ё Є Ж З
Ѕ И (Ѝ) І Ї Й Ј
К Л Љ М Н Њ О
П Р С Т Ћ Ќ У
Ў Ф Х Ц Ч Џ Ш
Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Исторические буквы
(Ҁ) (Ѹ) Ѡ (Ѿ) (Ѻ) Ѣ
Ѥ Ѧ Ѫ Ѩ Ѭ Ѯ
Ѱ Ѳ Ѵ (Ѷ)
Буквы неславянских языков
Ӑ Ӓ Ә Ӛ Ӕ Ғ Ӷ
Ҕ Ӗ Ҽ Ҿ Ӂ Җ Ӝ
Ҙ Ӟ Ӡ Ӥ Ӣ Ӏ Ҋ
Қ Ҟ Ҡ Ӄ Ҝ Ӆ Ӎ
Ҥ Ң Ӊ Ӈ Ӧ Ө Ӫ
Ҩ Ҧ Ҏ Ҫ Ҭ Ӳ Ӱ
Ӯ Ү Ұ Ҳ Һ Ҵ Ӵ
Ҷ Ӌ Ҹ Ӹ Ҍ Ӭ
Примечание. Знаки
в скобках не имеют статуса
(самостоятельных) букв.

Г, г (название: гэ) — четвёртая буква всех славянских и большинства прочих кириллических алфавитов. В старо- и церковнославянской азбуке носит название «глаголи» или «глаголь» (русифицированная форма), то есть «говори». В кириллице выглядит как и имеет числовое значение 3, в глаголице — как и имеет числовое значение 4. Кириллическая форма происходит от заглавной греческой буквы гамма (Γ), глаголическую же возводят либо к греческому скорописному начертанию строчной гаммы, либо к соответствующей букве семитского письма.

Курсивное и рукописное начертания строчной буквы Г весьма отличаются от печатного; сверх того они разнятся у русских (в виде зеркально отраженной s) и у сербов (в виде надчеркнутой i без точки).

Употребление и произношение в русском языке

В конце слов и перед глухими согласными г означает глухие (произносимые без голосового тона, то есть без участия голосовых связок) заднеязычные:

(Теоретически возможное мягкое оглушенное произношение буквы г на практике, по-видимому, не встречается; в частности, не бывает слов, оканчивающихся на -гь.)

В силу этого разнообразного значения в графике природных русских слов, знак г употребляется в транскрипции иностранных слов для обозначения то немецко-французско-латинского g (gu), как Гёте = Göthe, то немецко-латинского h, как Гейне (= Heine), а также греческого густого придыхания (spiritus asper), как Гелиос (ήλιος) и т. д. Такое же двоякое значение имеет г в транскрипции, например, древнеиндийских слов, так что им одинаково передаются санскритские g и h.

Стоит отметить, что на письме буква г практически не сочетается с ы (за исключением немногих заимствований, вроде Кыргызстан, звукоподражаний, вроде гыкать, и просторечных форм, вроде Олегыч) и с э — также лишь в звукоподражаниях (гэкать), аббревиатурах (Днепрогэс, гэкачепист) и заимствованиях (гэльский, гэг, Гэндальф), причём часто произношение и написание колеблется: гэбист/гебист, Гэри/Гери.

Источник

Урок письма «Письмо строчной и прописной букв г, Г»

Оборудование: иллюстрация леса; виды съедобных и ядовитых грибов; табличка с написанием образцов буквы; пропись №3 в электронном варианте; электронные физминутки.

1. Организационный момент.

Ну-ка, посмотри. Дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, пропись, карандаш?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2. Освоение строчной буквы.

Отгадайте загадку:
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь-
Чистоплотный серый: (гусь)

— Какой звук вы слышите в начале слова? (звук / г/)

— А что гусь держит в руках? (гитару)

— А в этом слове какой звук в начале слова? (звук /г’/)

— Два звука /г/ и /г’/. Что вы знаете об этих звуках?

(согласный, звонкий, твердый или мягкий)

3. Постановка цели урока.

— А какой буквой на письме обозначаются два звука /г/ и /г’/?

— Сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную и прописную буквы гГ. (вывешивается табличка с буквами)

4. Анализ образца букв.

1) Посмотрите на печатные большую и маленькую буквы.

На что похожа буква? (показ рисунка)

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.

Печатные похожи, но отличаются размером самих букв.

2) А теперь посмотрите на письменные буквы. Они совсем разные по написанию.

Давайте скажем из каких элементов состоит строчная буква г? (из короткой прямой линии с закруглением вверху и внизу)

3) Посмотрите, как я буду ее писать.

Начинаем писать чуть ниже первой линии помощницы, доводим до линии, закругляем, переходя в прямую линию, которую ведем до рабочей строки, закругляя линию влево.

4) Письмо в воздухе под счет.

Поставим ручку на доску и пишем, считая и-раз-и.

5) Обведите букву на строчке и на поле картинки по серому цвету. Обозначим выделенный звук под звуковой схемой в начале страницы.

6) Письмо букв в строчках.

На 1-й стр.- обведите по серому цвету, по штрихам и самостоятельно допишите до конца.

7) Ребята, рассмотрите соединение новой буквы с последующими:

8) Обведите по серому цвету соединения новой буквы со следующими. (самостоятельно)

— Прочитаем какие слоги получились?

Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Посмотрел он вправо, влево.
Повороты сделал смело.
Пощипал немного пух,
И с разбегу вводу плюх?

9) Письмо слов под диктовку: гусь, гусята. (на доске)

На 2-й строке записываются слова под диктовку.

6. Электронная физминутка для глаз.

7. Освоение прописной буквы.

Ребята, давайте выясним начало письма буквы на ваших строчках в прописи.

Обведите элементы букв. Теперь сами буквы по серому цвету, по штрихам и допишите до конца строки эту же букву.

3. Самостоятельное письмо буквы во второй строчке.

4. Рассмотрите соединение прописной буквы с последующими.

3-я стр.- соединение верхнее с дополнительной чертой, букву У.

Обведите следующие элементы соединений по серому цвету с выбором нужного соединения.

Давайте прочитаем, что же у нас получилось? (слоги).

8. Физминутка для пальцев.

9. Закрепление письма строчной и прописной букв.

— Ребята, мы с вами сказали, что Гена и Галя пошли в лес. Посмотрите в руках у них корзины.

— А как вы думаете, для чего дети пошли в лес? (собирать грибы). (вывешивается картинка леса)

(срезать под корень, чтобы не повредить грибницу).

2. Давайте запишем первое слово между картинками.

— Посмотрите, что это за слово? (дети читают)

— С какого звука начинается слово? ( /г/).

— Какой буквой обозначим? (буквой г).

— А как нужно правильно написать слово Галя? (с большой буквы)

— Впишите прописную букву Г и обведите слово по буквам.

3. Прочитайте 2 слово(грибы).

— С какого звука начинается слово? ( со звука /г/).

— Какой буквой обозначим? (буквой г).

— С какой буквы начнете писать слово? (со строчной буквы г).

4. Как думаете, какие ягоды дети нашли в лесу?

— Ребята эти ягоды называются калина.

— Посмотрите на картинку (показ на икт).

— Гроздья ягоды ярко-красного цвета. Их употребляют в пищу после первых заморозков. Калина- лекарственное растение. В ягоде много витаминов. Из ягод делают сироп, желе, кисель, мармелад.

— Прочитайте 3 слово между картинками. С какого звука начинается слово? (со звука /к/)

— С какой буквы начнете писать слово? (с буквы к).

5. Прочитайте предложение под картинкой.

— А в чем ягоды? (в лукошке). Ребята лукошко берут для сбора ягод и грибов, корзинка для грибов. Так объясняются эти слова в словаре Ожегова(показ).

— Какие буквы нужно написать в словах? (к и г).

-Подчеркнем в предложении «Опасные места». Сколько их?(7).

— Обведите предложение по серому цвету, вписывая недостающие буквы.

— С какой буквой дружит буква г? Почему вы так думаете? ( парные согласные).

а) Впишите на серую черту в рамке изученные буквы.

Какие звуки они обозначают?

Обведите по серому цвету известные буквы Кк. Какие звуки они могут обозначать?

б) Оценка каждым учеником своей работы.

в)Чему научились на уроке?

«Угадай загадку- напиши отгадку»
Царь грибов на толстой ножке
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он :(белый).

Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (гриб)

Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки.
В мох душистый две косички
Прячут хитрые :(лисички)

Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята,
Под сосной растут :(маслята)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (мухомор)

Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (опята)

Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (подберезовик)

Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (подосиновик)

После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные-
Самые заметные. (сыроежки)

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Буква г как пишется по русскому языку, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Буква г как пишется по русскому языку", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Буква г как пишется по русскому языку:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *