Цель урока: дать понятие приложения как разновидности определения; формирование умений: 1) распознавать приложение среди других членов предложения; 2) использовать приложение как средство выразительности речи; 3) правильно ставить знаки препинания при приложении.
I. Проверка домашнего задания.
II. Контрольный словарный диктант.
Подлинное искусство, поразительные изменения, искусный мастер, неприступные горы, шорохи леса, аттестат зрелости, биография президента, поразить присутствующих, удивить на карнавале, воплотить в жизнь, преданность идеалам, талантливый режиссер, придать смысл, необоснованные привилегии, превышать полномочия, восхитительная иллюминация.
III. Объяснение нового материала.
1. Синтаксический разбор предложения Год назад вулкан-ворчун напомнил о себе.
При разборе предложения учитель обращает внимание на то, что определение ворчун согласуется с существительным вулкан в роде, числе, падеже.
Дается понятие приложения.
2. Знакомство с обозначением приложения, знаками препинания при приложении.
Составление схемы (с анализом примеров).
Не пишется дефис, если в сочетании двух нарицательных существительных одно — родовое, другое — видовое понятие:
Пишется дефис, если сочетание двух существительных представляет собой:
1) названия научных терминов: рак-отшельник, бабочка-капустница, жук-олень;
2) названия специальностей: врач-терапевт, ученый-филолог;
3) указывает на возраст, национальность, родство и т. д.: солдат-украинец, бабушка-чешка.
1) красавец мужчина (красивый мужчина)
гигант завод (гигантский завод)
старик сторож (старый сторож)
старик украинец (старый украинец)
волшебница зима (волшебная зима);
IV. Закрепление материала.
1. Запись предложений с объяснением.
1. Сравните. 1) На дереве сидел дятел-барабанщик.— На стволе дерева мы заметили птицу дятла. 2) Гриб подосиновик — один из лучших грибов.— Нигде и никто из нас не видел таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе. (К. Паустовский.) 3) Крепыш боровик отличался от остальных грибов.— Боровик-крепыш отличался от других грибов.
2. 1) Он долго полз через кофейные плантации и просидел до утра в шалаше у старика метиса. (К. Паустовский.) 2) Тоска о друге-хранителе преследовала Кипренского до самой смерти. (К. Паустовский.) 3) В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. (К. Паустовский.) 4) Не ворчи, мой кот-мурлыка, в неподвижном полусне. (А. Фет.) 5) Уж как завтра будет кулачный бой на Москве-реке при самом царе. (М. Лермонтов.)
3. Составьте предложения (устно), используя данные сочетания. Какие из них могут придать тексту образность, выразительность?
Гриб-красавец, дуб-великан, ученый-медик, художник-самоучка, летчик-испытатель, глазки-бусинки, девочка-подросток.
Домашнее задание: выписать из § 17, 18 в ученический словарь слова из рамочек, запомнить их написание; упр. 180 (письменно), 185 (устно).
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Поиск ответа
Вопрос № 308488 |
Ответ справочной службы русского языка
По правилам запятых не должно быть, если придаточное предложение состоит из одного только союза или союзного слова. Поэтому с правкой корректора нельзя согласиться. Пунктуация в первоначальном варианте была верной. А чтобы избежать затемнения смысла (видимо, от этого пытался уйти корректор, предлагая правку), можно поставить ударение над что.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Нужно ли ставить запятую после оборота с «чем» в данном случае? Мольберты из бука лучше, чем из сосны(,) в условиях мастерской, металл лучше, чем дерево (,) на пленэре.
Ответ справочной службы русского языка
Указанные запятые нужны, поскольку слова в условиях мастерской и на пленэре не входят в сравнительные обороты.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Постановка тире в этом предложении не требуется.
Здравствуйте. По поводу Вопрос № 298652. Меня интересовало, в силу специфики профессии, именно написание в кавычках. Без кавычек в системе образования это сочетание не используют. Пишут просто: математика. Не сочтите за труд, поясните вариант с кавычками, пожалуйста. В данном случае мне никак не подходит ничто другое!
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Слово манго употребляется только как существительное среднего рода.
Как правильно: «В Бирмингеме, штат Мичиган, лимузин врезался в дерево » или без запятых: «В Бирмингеме штат Мичиган лимузин врезался в дерево «? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Лучше всего отправить Ваш вопрос специалистам отдела этимологии и ономастики Института русского языка им. В. В. Виноградова: http://ruslang.ru/node/570
Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, запятые в предложении: » Дерево упало на пострадавшего мужчину, в результате чего ему были нанесены телесные повреждения несовместимые с жизнью.»
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Нужно ли ставить тире в этом предложении. «Выбрали зелёный как отсылку к хвое — дереву, из которого получают три основных компонента для главного продукта бренда.»
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Слово принт не просторечное и не жаргонное.
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, допустимо ли употребление глагола «взгромоздиться» в такой форме: «Он пытался взгромоздиться на дерево по веревочной лестнице»?
Ответ справочной службы русского языка
Такое употребление некорректно. Сочетаемость глагола взгромоздиться не позволяет использовать его со словами по лестнице.
Здравствуйте. Подскажите, правильно ли стилистически будет написать «. пластиковые подложки с рисунком дерева или камня» или нужно как-то по-другому (. пластиковые подложки под дерево или камень)?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Два нарицательных существительных, выражающих родовое и видовое понятия в классификации природных объектов, пишутся раздельно. Ср.: птица иволга, рыба треска, дерево ольха, цветок роза, минерал лазурит, металл литий.
В справочниках по правописанию рекомендуется отличать такие сочетания от сочетаний типа птица-носорог, рыба-попугай, в которых названием является сочетание целиком, поскольку носорог — не птица, а попугай — не рыба. Подобные составные наименования пишутся через дефис.
Сочетание лен-долгунец занимает промежуточное положение между приведенными группами. С одной стороны, компоненты находятся в родо-видовых отношениях, с другой — представляют собой устойчивое наименование. Слово долгунец редко употребляется как самостоятельное название льна в отличие от слова стерх, которое часто используется для называния журавлей.
Дефисное и раздельное написание одиночных приложений.
Необособленные одиночные приложения могут связываться с определяемым словом с помощью дефиса или без него.
Дефис СТАВИТСЯ в следующих случаях:
приложение и определяемое слово – нарицательные существительные:
ученый-биолог, девочки-подростки, учитель-француз, город-герой;
приложение – имя собственное (чаще всего – географическое название) стоит перед определяемым словом – родовым наименованием:
Москва-река, Ильмень-озеро, Астрахань-город.
При обратном порядке слов – нет дефиса:
река Москва, озеро Ильмень, город Астрахань.
Устойчивые выражения матушка-Русь, матушка-Земля, Волга-матушка пишутся через дефис;
после собственного имени лица, если это имя слилось с определяемым словом в одно целое:
Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Аника-воин, Дюма-отец, Рокфеллер-старший.
Дефис НЕ СТАВИТСЯ в следующих случаях:
в сочетании двух нарицательных существительных приложение стоит перед определяемым словом и может быть заменено определением – качественным прилагательным:
красавец мужчина – красивый мужчина (но: мужчина-красавец) ; старик дворник – старый дворник (но: дворник-старик) ; гигант завод – гигантский завод (но: завод-гигант) ;
в сочетании двух нарицательных существительных первое из них обозначает родовое понятие, а второе – видовое:
цветок хризантема, газ кислород, суп харчо, попугай какаду.
Но если такое сочетание образует единый научный термин, то дефис ставится:
заяц-русак, жук-плавунец, мышь-полёвка, жук-олень, птица-лира, рак-богомол, бабочка-капустница.
Обратите внимание: без родового понятия невозможно понять, о чём идёт речь – Мы поймали жука-оленя; Мы поймали оленя;
первым элементом цельного сочетания являются слова товарищ, господин:
Поиск ответа
Вопрос № 219157 |
Саммит Россия(-)ЕС (или отношения Россия-ЕС) во всех этих случаях нужен дефис или тир е с пробелами? И нужно ли заключать в кавычки отношения «Россия-ЕС». Спасибо. Мари.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно без кавычек, тире с пробелами.
Уточните, пжл, через дефис или тир е надо писать «Закон Сарбейнса-Оксли (SOA)»? Заранее благодарю
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Употребление какого знака корректно ( дефис или тир е) в след. случае: страна(-)экспортер энергии? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Корректно написание через тире.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Скажите, пожалуйста, как правильно написать лист-образец, карта-транспарант, механик-наладчик, акт-рекламация, машинист-резчик через дефис или тир е? Это срочно! Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, как написать инженер-редактор, предмет-ориентир, ясли-сад через дефис или тир е? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно написание через дефис.
Здравствуйте! Срочный вопрос: какой правильно использовать знак в словосочетании: «письмо-предложение» или «письмо—предложение», то есть дефис или тир е (длинное тире). И какие вообще правила регулируют употребление этих знаков? спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Одиночное приложение обычно присоединяется к определяемому существительному посредством дефиса: _письмо-предложение_.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Это срочно. Скажите, пожалуйста, как правильно написать проект-аналог, предприятие-изготовитель, автомобиль-самосвал, рабочий-наполнитель через дефис или тир е. Помогите, очень прошу Вас.
Ответ справочной службы русского языка
Как правило, одиночное приложение присоединяется к определяемому нарицательному существительному посредством дефиса.
«В 2005-2006 годах. » Следует ставить дефис или тир е? И как быть в том случае, если указаны не «смежные» годы, а, например, 2005 — 2007? Если тире, то обязательны ли в журнальных статьях пробелы или допустимо ставить «укороченное» тире (Alt 0150) без пробелов?
Ответ справочной службы русского языка
Если указан промежуток, то ставится тире без пробелов: _2006—2007_.
Урок русского языка по теме
Урок русского языка в 8 классе по теме «Приложение» урок 30
Задачи: дать представление о приложении как второстепенном члене предложения; формировать умение отличать приложения от подлежащего и обращения, ставить знаки препинания при приложении; использовать в речи как синонимы согласованные и несогласованные определения.
Ι. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (устно) Беседа о второстепенных членах предложения и способах выражения определения.
III. Актуализация опорных знаний о словосочетании.
Записать под диктовку. Выделить в них словосочетания ГЛ.*+ СУЩ. Падеж существительного обозначить.
ΙV. Усвоение новых знаний
— Знакомство с приложением как особым видом определения и знаками препинания при нём — чтение теоретического материала на стр. 69.
— Знаки препинания при приложении (делаем таблицу в тетради):
— если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое –видовое понятие:
Дерево (род.пон.) береза (вид. пон.)
-если сочетание двух существительных представляют собой:
1. названия научных терминов: рак-отшельник, жук-олень;
2. названия специальностей врач-терапевт, ученый-филолог;
3. указывает на возраст, национальность, родство и т.д. например: с олдат-украинец, бабушка-чешка.
1. Красавец мужчина (красивый мужчина)
Гигант завод (гигантский завод)
— Упражнение 138 — устно.
— Упражнение 139 — списать, обозначить приложения как члены предложения. Обосновать свои действия.
1) На дереве сидел дятел-барабанщик. На стволе дерева мы заметили птицу дятла. Гриб подосиновик – один из лучших грибов. Крепыш боровик отличался от остальных грибов. Боровик –крепыш отличался от других грибов.
V. Первичная проверка и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.
. Мартышка осёл козёл да косолапый мишка затеяли сыграть квартет. (И. Крылов )
VI. Домашнее задание. Упр.144 первый абзац стр. 69 т.м.
VII. Подведение итогов урока.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка в 8 классе по теме «Приложение» урок 30
Задачи: дать представление о приложении как второстепенном члене предложения; формировать умение отличать приложения от подлежащего и обращения, ставить знаки препинания при приложении; использовать в речи как синонимы согласованные и несогласованные определения.
Ι. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (устно) Беседа о второстепенных членах предложения и способах выражения определения.
III. Актуализация опорных знаний о словосочетании.
Записать под диктовку. Выделить в них словосочетания ГЛ.*+ СУЩ. Падеж существительного обозначить.
ΙV. Усвоение новых знаний
— Знакомство с приложением как особым видом определения и знаками препинания при нём — чтение теоретического материала на стр. 69.
— Знаки препинания при приложении (делаем таблицу в тетради):
— если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое –видовое понятие:
Дерево (род.пон.) береза (вид. пон.)
-если сочетание двух существительных представляют собой:
1. названия научных терминов: рак-отшельник, жук-олень;
2. названия специальностей врач-терапевт, ученый-филолог;
3. указывает на возраст, национальность, родство и т.д. например: солдат-украинец, бабушка-чешка.
1.Красавец мужчина (красивый мужчина)
Гигант завод (гигантский завод)
— Упражнение 138 — устно.
— Упражнение 139 — списать, обозначить приложения как члены предложения. Обосновать свои действия.
1) На дереве сидел дятел-барабанщик. На стволе дерева мы заметили птицу дятла. Гриб подосиновик – один из лучших грибов. Крепыш боровик отличался от остальных грибов. Боровик –крепыш отличался от других грибов.
V. Первичная проверка и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.
. Мартышка осёл козёл да косолапый мишка затеяли сыграть квартет. (И. Крылов )
VI. Домашнее задание. Упр.144 первый абзац стр. 69 т.м.
VII. Подведение итогов урока.
Номер материала: 185992
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.