Пишем правильно: «слышимый» или «слышемый»
Данное слово является прилагательным или причастием, а употребляется в значении «ощущаемый на слух». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «слышимый» или «слышемый»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
Почему напишем именно суффикс «-им-»?
Важно знать, что слово «слышимый» в предложении может выступать как в качестве прилагательного, так и в качестве причастия.
А само причастие «слышимый» образовано от глагола «слышать».
Далее нам необходимо определить к какому спряжению относится наш глагол.
Давайте вспомним какие же глаголы относятся ко второму спряжению:
Как мы видим, наш глагол подходит по второй пункт, а значит, он относится ко второму спряжению.
Суффикс определяется по спряжению глагола, от которого образовалось слово.
В данном случае действует правило русского языка: в страдательных причастиях пишут суффикс «им», когда слово образовано от глагола 2-го спряжения.
Таким образом, мы выяснили, что глагол «слышать» относится ко второму спряжению, а значит, согласно вышесказанному правилу, следует написать в причастии «слышимый» суффикс «им».
Правильное правописание: “слышимый” или “слышемый”
Данное слово в повседневной речи употребляется довольно часто, но его правописание вызывает определённые сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
Как правильно пишется: “слышимый” или “слышемый”?
Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:
Почему пишем суффикс “-им-“?
Отметим, что слово “ слышимый ” может быть и прилагательным и причастием.
Определить суффикс причастия можно по спряжению глагола, от которого данное причастие образовано.
Причастие “ слышимый ” образовано от глагола “слышать”, который относится ко 2-му спряжению.
Как мы определили спряжение?
Спряжение глагола можно определить по окончанию инфинитива.
В данном случае руководствуемся правилом:
“Ко 2-му спряжению относятся глаголы с окончаниями инфинитива
на “-ить” (исключения: брить, стелить); 7 глаголов на “-еть”: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть; 4 глагола на “-ать”: слышать, дышать, гнать, держать”.
Спряжение глагола мы определили, теперь сможет разобраться с суффиксом производного причастия.
“В страдательных причастиях пишется суффикс “-им-“, если причастие образовано от глагола 2-го спряжения”.
Причастие “ слышимый ” образовано от глагола 2-го спряжения “слышать”, поэтому и пишем суффикс “-им-“.
Примеры для закрепления:
Основные правила
Основные примеры предложений:
Только тщательное изучение действующих правил и изложенных предложений поможет ученику разобраться в том, как пишется слово «слышимый», что очень важно для получения хорошей оценки на контрольной работе. Правильное склонение изучаемого выражения по падежам поможет учащимся развёрнуто донести до собеседника или читателя необходимый смысловой посыл:
Все правила должны быть хорошо выучены, так как в русском языке каждый нюанс имеет большое значение.
Фонетический разбор
Фонетика представляет собой универсальный раздел науки, который углублённо занимается изучением звуков речи. Именно буквы являются графической интерпретацией услышанной информации. За счёт этих символов абсолютно любые звуковые данные могут быть записаны в тетрадь. Не во всех случаях общее количество написанных букв соответствует числу звуков.
В некоторых словах звуки могут попросту не произноситься человеком, несмотря на то что при написании обозначаются графически. Буквы — своеобразные символы, видимые человеческому глазу и используемые для создания текстовой информации. А вот звуки — это то, что можно воспринять ухом и сформировать во время произношения.
Схема фонетического анализа:
Качественный фонетический разбор представляет собой углублённое изучение слоговой и звуковой структуры слова. Изучаемое выражение «слышимый» состоит из трёх слогов: слы-ши-мый. Ударение падает на первый слог. Транскрипция выглядит так: [слышымый’]. Звуко-буквенный анализ изучаемого выражения:
В слове 8 букв и столько же звуков.
Всего существует десять гласных букв, а звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Во время их произношения выдыхаемый воздух легко покидает ротовую полость. Голосовые связки формируют своеобразную вибрацию, которая воспринимается ухом человека как звук. Каждое слово состоит из определённого количества слогов, в каждом из которых неизбежно присутствует гласный звук. Итоговое количество слогов и гласных в выражении совпадает.
Развёрнутый морфологический анализ
Морфология — это многогранное направление, которое подразумевает комплексное изучение слова как части речи. Прежде чем приступать к морфологическому анализу, необходимо понять, что каждое выражение обладает определёнными особенностями, которые называют признаками. Эти характеристики могут быть временными, индивидуальными, а также постоянными. К общим признакам можно отнести время, род, число, падеж.
Для анализа глаголов следует вспомнить о спряжении, переходности, возвратности, совершённом и несовершенном виде. Самый минимальный набор признаков свойственен местоимениям. В соответствии с разбором этой части речи следует определить разряд, не забывая об общих характеристиках. Интереснее всего работать с прилагательными примерами, так как в этом случае нужно записать краткую или полную форму, а также относительный или качественный разряд.
Выполнить правильно морфологический разбор слова несложно. Для этого достаточно знать общий план действий, который аналогичен для всех частей речи:
По описанной схеме можно выполнить разбор выражения «слышимый». Часть речи — имя прилагательное. Начальная форма — «слышимый» (именительный падеж единственного числа мужского рода). Постоянные признаки — качественное. Непостоянные характеристики: единственное число, мужской род, именительный падеж, полная форма. Слово может относиться к разным членам предложения, так как всё зависит от контекста предложения.
Для правильного определения синтаксической роли следует изучить суть изложенного предложения, относящегося к слову «слышимый». Существительное может выступать в качестве дополнения, подлежащего либо обстоятельства.
Морфемный состав слова
Морфемный анализ представляет собой последовательное выявление морфемного состава слова. Начинать лучше всего с определения части речи, к которой оно относится. Эти манипуляции нужны для того, чтобы учащийся мог достоверно узнать, изменяется слово или нет. Если выражение не подвержено изменениям, тогда нужно выделить основу и окончание.
Для прилагательных, глаголов и существительных нужно подобрать соответствующие однокоренные слова, так как сопоставлением его форм можно обозначить окончание и основу, а потом вычленить все соединительные и значимые морфемы. В противном случае придётся работать с неизменяемым словом. Если ученик знает часть речи изучаемого выражения, то это поможет ему выделить суффиксы разных форм. Например: чита-ть (суффикс инфинитива), быстр-ее (суффикс сравнительной степени), уеха-вш-ий (суффикс действительного причастия прошедшего времени).
План разбора слова содержит несколько важных пунктов:
В соответствии с морфемным разбором слово «слышимый» состоит из нескольких частей: корень (слыш) + суффикс (им) + окончание (ый). Основой этого примера является «слышим». Морфемные анализы одних и тех же выражений могут быть выполнены по-разному и в разных словарях. Каждый такой «источник» аргументирует разбор по-своему. Два учителя могут придерживаться совершенно разных программ определения морфем в выражениях.
Дополнительная информация
В противном случае ученик допустит ошибку, которая может плохо отобразиться на общей оценке. Изучаемое слово «слышимый» обладает несколькими распространёнными синонимами: испытываемый, чувствуемый, чуемый, ощущаемый, слышаться, неслышимый, расслышать, послышаться, различаемый, слышный, услыхать, улавливаемый, осязаемый. Только ответственный подход к изучению языкознания поможет учащимся повысить как письменный, так и устный уровень грамотности, чтобы можно было чётко и правильно излагать информацию.
После усвоения всех нюансов ученик сможет написать предложение с изучаемым словом под диктовку. Если для изложения какой-либо интересной истории нужно подобрать рифму, тогда следует обратить внимание на следующие примеры: неслышимый, движимый. Для избежания ошибок лучше задействовать проверочное слово. Дополнительно выражение можно проспрягать, но если с этой задачей ученик сталкивается впервые, тогда лучше задействовать научную литературу.
Спряжение глаголов
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое глагол
Глагол — это такая часть речи русского языка, которая описывает действие.
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
У глагола в начальной форме невозможно определить ни один признак, кроме вида и спряжения. Инфинитив в предложении может быть сказуемым, подлежащим или второстепенным членом.
Признаки глагола:
Теперь перейдем к главному вопросу: как определить спряжение глагола в русском языке.
Что такое спряжение глагола
Спряжение глаголов в русском языке — это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, а в редких случаях еще по временам и родам.
В русском языке есть два типа спряжения: первое и второе. Знание спряжения нужно для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.
Как определяется спряжение глагола:
по ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
если окончание безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива.
Основное отличие первого и второго спряжения — в окончаниях и суффиксах.
Как определить первое спряжение
Первое спряжение — это все слова, которые не относятся ко второму типу спряжения.
К глаголам первого спряжения относят:
Слова, у которых в инфинитиве есть суффикс «еть».
Кроме: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть.
Слова с суффиксом «ать».
Кроме: гнать, дышать, держать, слышать.
Глаголы-исключения с суффиксом «ить»: стелить, брить и зиждиться.
Чтобы было проще, можно запомнить и искать буквы Е, У, Ю в окончаниях.
К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями:
Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!
Как определить второе спряжение
Ко второму спряжению относятся все глаголы, которые оканчиваются на «-ить», кроме: брить, зиждиться, носить, стелить, хвалить. Последние относятся к первому типу спряжения.
Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть»: смотреть, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть. Другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.
Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать. Все другие слова с окончанием на «ать» относятся к первому спряжению.
Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями:
Чтобы запомнить глаголы-исключения можно выучить стишок:
Как определить спряжение глагола по личному окончанию
Чтобы определить спряжение глагола с ударным личным окончанием, нужно поставить его в форму третьего лица множественного числа. Затем:
И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания.
В таблице далее представлены варианты личных окончаний глаголов первого и второго спряжения с примерами.
Глаголы 1 спряжения
Глаголы 2 спряжения
Примеры глаголов первого спряжения
Примеры глаголов второго спряжения
рисуем, выберем, растем
пилим, купим, держим
поешь, выберешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
пилишь, купишь, держишь
пилите, купите, держите
поет, выберет, растет
поют, выберут, растут
пилит, купит, держит
пилят, купят, держат
Как определить спряжение глагола с безударным окончанием
Ученикам шестого класса особенно важно запомнить: чтобы узнать спряжение глагола с безударными личными окончаниями, нужно поставить его в форму инфинитива и по его суффиксу определить спряжение.
Как определить глаголы первого спряжения:
Как определить глаголы второго спряжения:
Рассмотрим несколько примеров:
Начальная форма: рисовать.
Окончание на «ать», потому это первое спряжение.
Начальная форма: пилить.
Заканчивается на «ить», значит это второе спряжение.
Выполним спряжение глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глаголов поставим перед ними личное местоимение.
Ты рисуешь. Вы рисуете.
Он рисует. Они рисуют.
Ты пилишь. Вы пилите.
Он пилит. Они пилят.
Что такое разноспрягаемый глагол
В русском языке еще есть такой вид, как разноспрягаемые глаголы.
Разноспрягаемые глаголы могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе третьего лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном числе третьего лица — ко второму типу (они хотят).
Такие глаголы называют исключениями из правил — их просто нужно запомнить:
хотеть, чтить, бежать, брезжить.
Еще в русском языке есть категория глаголов, у которых особая система формирования окончания. Например:
и их производные формы.
Их тоже следует запомнить,чтобы не ошибаться.
«СлышАвший» или «слышИвший» – как правильно пишется?
ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку проверяют знания детей 9 и 11 класса. Для того чтобы быть грамотным и успешно сдать экзамены, необходимо не только читать художественную литературу, но и изучать правила русского языка. Так, ниже будет представлен ответ на вопрос о том, слышавший как пишется.
Лексическое значение
Учитывая начальную форму, данное слово используют в следующих случаях (по словарю С.И. Ожегова):
Восприятие различных звуков;
Интеллектуальное восприятие звуков (Например: оперы, певцов, пьесы);
Получение новых сведения или знаний.
Произношение
Ударение в причастие всегда ставится на слог, где есть буква «Ы».
Морфологический разбор
Данное слово является полным причастием. Оно имеет такие постоянные признаки, как: прошедшее время (в слове присутствует суффикс «вш»), несовершенный вид, действительное. Также есть непостоянные признаки: употребление в единственном числе, именительном падеже и мужском роде.
В предложении подчеркивается волнистой линией и является определением.
Разбор слова по составу
Объяснение правила орфографии
Для того чтобы окончательно запомнить и понять написание, необходимо выучить правила. Так, можно следовать следующему алгоритму действий:
Понять, к какой части речи относится то или иное слово: если отвечает на вопрос «Что сделавший?» и «Какой?», то это причастие;
Определить время. «Слышавший» — это причастие прошедшего времени;
Найти глагол, от которого образуется причастие: начальной формой является «слышать»;
Если основа глагола заканчивается на гласную, то используется суффикс «вш», в другом же случае – «ш» (Например: «ненавидеть» и «ненавидящий»);
Перед суффиксом «вш» сохраняется такая же буква, как и в основе производящего глагола (Например: «размышлять» и «размышлявший»).
Примеры предложений
Выше было разобрано, как правильно писать слово слышавший, а далее будут приведены примеры из повседневной жизни:
Мальчик, слышавший игру Томми Эммануэля на гитаре, купил гитару и начал практиковаться;
Охотник, слышавший звуки приближающихся животных, испугался и спрятался за дерево;
Студентка, слышавшая об особенностях строения клетки, успешно ответила на заданный вопрос.