Верящий или верующий как правильно?
В русском языке, в зависимости от контекста, можно использовать оба слова.
Правильно
Верящий — данное слово является причастием от глагола «верить», соответственно в него вкладываются значения, которые относятся к инфинитиву: быть убеждённым в чём-либо; принимать что-либо за истину; доверять, полагаться. Слово может употреблятся как в контексте общей лексики, так и в контексте религиозных понятий.
Верящий каждому его слову, Ваня безоговорочно выполняет все поручения.
К сожалению, верящий в некое чудо, он продолжает бесполезную работу.
Игорь, верящий слухам, оказался между двух огней.
Верящий в добро человек никогда не обидит другого.
Верящий Богу человек может забыть о простой логике.
Верующий — в современном языке наиболее часто это слово употребляется как существительное. Означает того, кто признаёт существование Бога, религиозный человек. Само слово относится к субстантивированным — перешедшим в класс имен существительных от других частей речи, в данном случае от причастия.
Верующий беспрекословно пошёл за своим лидером.
Среди верующих также встречаются жестокие люди.
Верующие нуждаются в своих духовных наставниках.
Да он как верующий, всё воспринимает за чистую монету.
Верующий — также в предложении это слово может выступать действительным причастием или прилагательным. Происходит от слова «веровать» (быть религиозным, верить в Бога).
Человек, верующий в эту сомнительную истину, рискует потерять мораль.
Среди верующих людей есть откровенные подлецы.
Даже не верующий человек не никогда не пошёл бы на это.
«ВерЯщий» или «верЮщий» − как правильно пишется?
Каждый человек стремится писать и говорить в соответствии с нормами русского языка. Для этого хорошо надо знать орфографию «великого и могучего». Разберемся, верящий как пишется.
Значение и разбор слова
Верящий возникло от глагола верить, который уходит корнями к существительному вера. Последнее восходит к древнерусскому языку. В настоящее время присутствует во всех славянских языках.
Верящий − человек, убежденный в правоте чего- либо, порой бездоказательно.
Морфемы, которые входят в состав слова, − «вер» (корень), «ящ» − суффикс, «ий» − окончание. Это причастие. Ей присущи признаки глагола и прилагательного.
Вид причастия и глагола, от которого оно образовано, должны быть одинаковыми. Его определяют по вопросу. Для себя запомните: если есть в вопросе «с», то на эту же букву начинается название вида («что сделать?» − совершенный). Если «с» отсутствует, то и в начале названия ее нет (что делать? − несовершенный).
«Верящий» произошло от глагола «верить» (что делать?) несовершенного вида. Залог − действительный, время − настоящее. Стоит в форме единсв. числа, именит. падежа, мужского рода. В предложении может быть определением, подлежащим.
Разбор правила орфографии
Чтобы понять, слово верящий как правильно пишется, надо узнать спряжение глагола, от которого оно возникло (верить − они верят). Эта лексема 2-го спр., так как оканчивается на ить.
Действительные причастия наст. времени образуются от глаголов 1 спр. при помощи ущ/ющ и от глаголов 2 спр. при участии ащ/ящ. В них пишется та же фонема, что и в окончаниях 3 лица мн. числа соответствующих глаголов. ВерЯщий − они верЯт.
Они спрягаются на «и»,
Ащ/ящ ты суффиксы бери,
Если первое спряженье,
Ущ/ющ бери ты без сомненья.
Если у причастия есть зависимые слова, это будет являться причастным оборотом. Конструкция отделяется запятой, если стоит за определяемым словом. В других случаях знаки препинания отсутствуют.
Примеры предложений
Человек, верящий в сновидения, держит сонник на видном месте.
Наш президент проявил себя как талантливый стратег, верящий в силы своего народа.
Верящий в свои силы человек может преодолеть все трудности.
Верующий
Смотреть что такое «Верующий» в других словарях:
верующий — богомольный, богобоязненный, благочестивый, богобоязливый, боголюбец, боголюбивый, религиозный, адорант, набожный Словарь русских синонимов. верующий см. религиозный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский … Словарь синонимов
ВЕРУЮЩИЙ — ВЕРУЮЩИЙ, верующая, верующее. 1. прич. действ. наст. вр. от веровать. 2. в знач. сущ. верующий, верующего, муж., верующая, верующей, жен. Признающий существование бога, религиозный человек. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВЕРУЮЩИЙ — ВЕРУЮЩИЙ, ая, ее. Признающий существование Бога. Верующие старики. Она верующая (сущ.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Верующий — Это статья про веру как психологическое явление. Существует также женское имя Вера. Вера уверенность, убеждение, твёрдое сознание. Вера убеждённость в чём(ком) либо, не основанная на фактах, самая крайняя степень уверенности. Содержание 1… … Википедия
верующий — I см. верующий; его; м. II ая, ее. см. тж. верующий, верующая Признающий существование Бога, верящий в Бога; религиозный, набожный. Глубоко ве/рующий человек … Словарь многих выражений
Верующий — это человек, признающий существование Бога, относящий себя к определенному вероисповеданию, исполняющий требования и правила церковной жизни и живущий по Заповедям Божьим. Верующий – это человек религиозного мировоззрения и миропонимания,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
верующий — ВЕРУЮЩИЙ, его, м Человек, который верит в Бога; Ант.: атеист, неверующий. // ж верующая, ей. Верующий, может быть, порой страдает больше, чем неверующий, но он знает, что эти страдания не бессмысленны (свящ. Д. Дудко) … Толковый словарь русских существительных
Верующий — I м. Тот, кто религиозен, верует в Бога [Бог I]. II прил. Признающий существование Бога [Бог I]; религиозный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
верующий — 1. верующий, верующая, верующее, верующие, верующего, верующей, верующего, верующих, верующему, верующей, верующему, верующим, верующий, верующую, верующее, верующие, верующего, верующую, верующее, верующих, верующим, верующей, верующею, верующим … Формы слов
верующий — неверующий атеист … Словарь антонимов
Значение слова «верующий»
1. Прич. наст. от веровать.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВЕ’РУЮЩИЙ, ая, ее. 1. Прич. действ. наст. вр. от веровать. 2. в знач. сущ. ве́рующий, его, м., ве́рующая, ей, ж. Признающий существование бога, религиозный человек.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ве́рующий
1. прич. наст. вр. от веровать; верящий в Бога ◆ Твердо верующий русский солдат устраняет в подобную минуту все житейские мысли, считая притом опасным для души и для тела иметь при себе во время боя деньги, так часто опутывающие человека тяжелым грехом. Ф. Ф. Торнау, «Воспоминания о кампании 1829 года в европейской Турции», 1866 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он был верующим человеком ― носил православный крест, который однажды, как он рассказывал, соскочил с его шеи и утонул, когда он нырнул купаясь… Владлен Давыдов, «Театр моей мечты», 2004 г. (цитата из НКРЯ)
2. субстантивир. тот, кто признаёт существование Бога, религиозный человек ◆ На этот большой праздник собралось огромное число верующих, приехало много почётных гостей. И. К. Архипова, «Музыка жизни», 1996 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Это будет катастрофа как для церкви, так и для верующих! Владислав Дорофеев, «Происки церкви», 1998 г. // «Коммерсантъ-Власть» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: комсомол — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Для чего мы делаем добро (фото: unsplash.com)
Недавно пришлось услышать разговор двух людей, видимо, далеких от религии.
— Говорят, что верующие люди делают добро бескорыстно. Недавно я спросил одного своего приятеля: «Почему ты молишься, в мечеть ходишь, какие-то добрые дела совершаешь? Какая твоя цель?» А он отвечает, что хочет попасть в Рай и там наслаждаться разными благами. Какое же здесь бескорыстие, это тот же расчет, что и у иных неверующих!
Собеседник поддержал его:
— Действительно, как-то это неискренне получается. Вот взять моих бабушку и дедушку, которые еще при советской власти жили. Они были коммунисты и атеисты, однако были люди честные и порядочные, всегда другим помогали, при этом ни на какой Рай не рассчитывали. Вот это я понимаю, бескорыстие.
В самом ли деле верующие люди делают добро только из расчета и корысти и, напротив, атеисты, не верящие в загробную жизнь, всегда бескорыстны? И вообще, что значит корысть и бескорыстие? Давайте поговорим об этом более подробно.
Нормальный здравомыслящий человек никогда не будет совершать бессмысленных действий, когда мы что-то делаем, у нас всегда есть какая-то цель. Эта цель обычно называется мотивом или стимулом, то есть, неким соображением или желанием, которым человек руководствуется при совершении своих действий.
Вот, к примеру, к нам приходит наш знакомый и просит дать ему денег в долг (или оказать иную помощь), ссылаясь на свое бедственное положение. Если мы оказываем ему помощь, но при этом рассчитываем на ответные услуги с его стороны, это называется расчетом. Если мы ничего от него не требуем, но помогаем ему так, чтобы о нашем поступке стало кому-то известно, то это также будет считаться корыстным мотивом. То есть, мы делаем добро не просто так, а с целью какой-то выгоды. Если же мы оказываем человеку помощь, не требуя от него ничего, при этом делаем это втайне, не хвастаясь сделанным добром, то это считается щедростью и бескорыстием.
На самом деле у нас также есть мотив. Мы любим этого человека и поэтому жалеем его; более того, мы, как люди верующие, знаем, что Всевышний любит добрых и щедрых, и стремимся к Его довольству. Но поскольку этот мотив не связан с какими-то мирскими, сиюминутными соображениями, это уже будет не корысть, а высокая цель, благое намерение.
Почему окружающие нас люди обычно хвалят человека, который не требует за сделанное добро платы или ответных услуг и, наоборот, осуждают того, кто ничего не делает просто так, бескорыстно? Люди понимают, что для расчетливого, жадного человека главное – это соображение выгоды. Он окажет вам помощь, только если увидит в этом возможность заработать что-то, получить от вас что-то взамен. Если же человек ему неинтересен, с него нечего взять, то и помощи он никогда ему не окажет.
Теперь поговорим о том, из каких соображений делают добро люди верующие и неверующие. Собеседники, чей разговор мы привели выше, назвали людей верующих корыстными, поскольку они рассчитывают на награду в будущей жизни. Выше мы уже установили, что у каждого человека есть какой-то мотив или цель. Просто эти цели могут быть очень разными, и в зависимости от них будет разным поведение человека, который к этим целям стремятся.
Если человек любит Бога и стремится к Его довольству, он будет делать добро людям ради любви к Нему и ради любви к тому, что Он любит – к добру, к справедливости.
Коран называет таких людей «стремящимися к Лику Аллаха». Разумеется, это не нужно понимать буквально, что у Всевышнего есть «лицо» («лик»). Здесь речь идет о Его довольстве и возможности быть с Ним в вечной жизни:
«Но [награда] тех, которые раздают закят, стремясь к лику Аллаха, будет приумножена» (сура «Римляне», аят 39).
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику» (сура «Аль-Кахф», аят 28).
Если же человек добр и любит добро, и, особенно, если он верит в Бога и знает, что Он любит добро, он будет помогать людям в любом случае, даже если это ему невыгодно, если это причиняет ему неудобства и неприятности. Все мы знаем, что люди честные, любящие справедливость, иногда отстаивают ее, рискуя собственным благополучием, работой, хорошими отношениями с кем-то, а иногда свободой и жизнью (если речь идет о несправедливом, деспотическом обществе).
Более того, корыстному человеку, для которого главное – это выгодная сделка (деньги, ответные услуги, иные материальные блага), а не возможность сделать добро, неважно, кому служить и кому помогать. Сегодня он окажет помощь невинному человеку, который спасается от преступников, а завтра может, наоборот, помочь преступникам скрыться от правосудия.
Второй собеседник привел в пример своих неверующих родственников, которые, тем не менее, старались помогать людям, не требуя ничего взамен. Разумеется, быть добрыми и бескорыстными могут быть как люди верующие, так и атеисты. Но различие в том, что верующий человек твердо знает, почему он делает добро и ненавидит зло и грех. Он делает это потому, что этого от него требует Его Создатель.
Люди неверующие, если их спросить, почему они стараются быть хорошими и порядочными, могут сказать, что их так научили родители, им так приказывает совесть, так принято в обществе. Все эти соображения очень неопределенны и неясны.
Хорошо, если родители научат человека, что нельзя брать чужое и говорить неправду. А если они сами были людьми непорядочными и не могли показать детям хорошего примера? У человека есть совесть, которая побуждает его делать добро и не делать зла. Однако, совесть тоже можно усыпить, заставить замолчать, как молчит совесть преступников, людей непорядочных. Только вера во Всевышнего дает человеку четкие критерии добра и зла, а также помогает ему, дает силу им следовать.
Итак, речь у нас зашла о том, бывает ли добро бескорыстным, кто более бескорыстен – верующие или неверующие? Мы установили, что ни один человек не совершает свои действия просто так, бесцельно, у всех есть мотивы и устремления. Просто у всех людей они разные.
Человек неверующий тоже может совершать благие дела, не требуя за это ничего взамен, поскольку его к этому побуждает совесть, любовь к людям или хорошее воспитание. Однако, все эти цели и ориентиры неясные и расплывчатые.
Совесть иногда молчит, в людях можно разочароваться, и на что тогда опереться в различении добра и зла? Только вера во Всевышнего может дать людям твердое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, и как этому следовать.