Жертва фигуры в шахматах
Жертва − один из самых эффектных тактических приемов в шахматах. Одни шахматисты применяют его часто и с удовольствием, другие осторожничают и жертвуют только против слабых соперников, третьи используют этот прием совсем редко. Давайте разберемся, что такое жертва в шахматах, какие бывают жертвы и во имя чего их приносят.
Что же такое жертва
Жертва – осознанная отдача фигуры, пешки или даже нескольких с целью получения других игровых выгод. Игрок, сделавший жертву, рассчитывает:
К жертве также следует отнести неравноценный обмен фигурами, произведенный сознательно с такими же целями.
Виды жертв в шахматах
Жертвы в шахматах можно разделить на несколько видов.
Временная жертва
Такая жертва является элементом тактического комбинационного удара. Например:
Взгляните на позицию выше. Белые временно жертвуют ферзя, взяв коня на d5. Однако уже следующим ходом они ставят «вилку» конем на поле f6 и отыгрывают ферзя, оставаясь с лишней фигурой.
Главный признак этого типа жертвы – получение серьезного материального преимущества или даже выигрыш партии в ближайшие несколько ходов. Отсюда и название − временная. Встречаются и более сложные многоходовые комбинации. Но смысл мнимой жертвы остается тем же – временный «подарок», который вернется жертвующему с лихвой через несколько ходов.
Реальная жертва
Этот вид жертвы не предполагает ускоренных вариантов, ведущих к мату или возврату материала сторицей. Чаще всего цель приема иная. Например — захват инициативы и нарастающая атака на слабый фланг, которая приводит в итоге к капитуляции противника. Реальные жертвы иногда применяют под цейтнот соперника. Получивший жертву начинает напрасно тратить драгоценное время для поиска её смысла и нервничает, делая следующие ходы.
Некорректная жертва
Некорректной считается жертва, которая при правильной игре противника не дает никакого ожидаемого материального преимущества. Еще её называют ошибочной. Такие жертвы происходят по следующим причинам:
Кстати, опытные шахматисты, садясь играть с любителями бесшабашной атаки с жертвами, намеренно провоцируют соперника на «щедрость». Более глубокое понимание позиции позволяет им видеть, что в большинстве случаев жертвы «кавалериста» не будут тщательно продуманными.
Что обычно жертвуют
Пешки, как самый дешевый шахматный материал, чаще всего попадают на заклание. Типичное гамбитное начало – отдать пешку за инициативу или пространство для своих фигур.
В середине партии уже чаще отдают легкие фигуры. А для неожиданной убийственной атаки на короля не жалко и ладью. Жертва ферзя – это почти экзотика. Классические образцы отдачи ферзя, как мат Легаля, суть эффектная демонстрация новичкам изящества и красоты шахмат, но не более того.
Жертвовать или нет?
Гроссмейстер Михаил Таль очень любил жертвовать материал. В молодости он делал это почти в каждой партии. Примеры комбинаций Таля с жертвами давно стали классикой шахматного искусства.
С другой стороны, четырехкратный чемпион СССР Виктор Корчной всегда охотно принимал жертвы, даже если видел их тайное предназначение. Ему доставляло удовольствие мобилизоваться и в дальнейшем удерживать лишний материал.
Вообще-то, жертва не так уж часто встречается в шахматной практике и не является обязательным приемом для получения преимуществ. Победы можно добиться и в спокойно позиционной борьбе, применяя рациональные и неяркие с виду решения. Не каждый эффектный ход становится эффективным. И всё же мы любим в шахматах атаку с красивыми комбинациями и упорную изобретательную защиту.
Книга начинающего шахматиста
Книга Григория Левенфиша – признанная классика и, пожалуй, лучший учебник по шахматам для начинающих любого возраста. По ней учились десятки тысяч шахматистов, многие из которых стали гроссмейстерами и чемпионами мира. С помощью этой книги вы сможете увидеть и оценить всю красоту великой игры.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга начинающего шахматиста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Мат одинокому королю. Ферзь против легкой фигуры. Ферзь против пешки
Мат одинокому королю
Король может получить мат как в середине доски, так и на краю ее. Такие примеры были показаны на диагр. 13–15. В некоторых матовых позициях (диагр. 12 и 16) у короля отнимали поля собственные фигуры и пешки.
Для того чтобы заматовать одинокого короля, находящегося не у края доски, необходимо отнять 8 доступных ему полей и одновременно атаковать девятое, на котором он сам находится. Как уже говорилось, когда король стоит у края доски, его подвижность ограничена пятью полями, а в углу — только тремя.
Очевидно, что заматовать короля на краю доски легче, чем в центре, а в углу легче, чем на краю доски.
Две ладьи дают мат даже без помощи своего короля, как показывает диагр. 38.
Ладья е2 отнимает у белого короля все поля на второй горизонтали, а ладья d1 — поля на первой горизонтали, одновременно атакуя самого короля. Следовательно, в позиции на диагр. 39 следует стремиться к положениям, аналогичным позиции на диагр. 38. Черного короля надо оттеснить к краю доски, лучше всего к тому, к которому он ближе всего находится; на диагр. 39 черный король ближе всего к линии «h». Прежде всего лишаем его возможности уйти на ферзевый фланг.
Этим ходом путь королю на ферзевый фланг отрезан.
Король нападает на ладью. Белые отводят ее от короля, но так, чтобы она не мешала другой ладье. Теперь одна ладья будет двигаться по первой горизонтали, а другая — по второй.
После этого белые заставляют черного короля покинуть вертикаль «е».
Сразу шах на g2 невозможен, так как ладья будет взята королем. Поэтому переводим ее на другой конец доски.
Теперь атакована ладья f1. Ее также надо увести на другой край доски, но так, чтобы не мешать второй ладье. Теперь они будут действовать, соответственно, по седьмой и восьмой горизонталям.
Можно дать мат и не на краю доски. Например, в позиции на диагр. 15 черные дают мат в центре доски ходом Ла4–а3.
В заключительной позиции ладьи отнимают у короля пять полей, и к тому же ладья а3 атакует шестое, на котором он сам находится, а черный король отнимает три поля.
В позиции на диагр. 40 последний ход белых был Лd5–d3.
Черные должны ответить Кре4–f4, после чего следует Лd7–d4×.
Одним ферзем, без помощи своего короля, нельзя дать мат даже в углу, в чем легко убедиться. Но одним ферзем можно оттеснить короля противника в угол.
Маневрирование ферзем весьма поучительно, и его необходимо усвоить.
Король черных (диагр. 41) стоит ближе всего к углу а8. Попытаемся его заставить пойти в этот угол. Лишим короля возможности стать на линию «е».
1. Обратите внимание: ферзь встал по отношению к королю на дистанцию хода коня. Если бы черные сыграли 1.… Крd6–с7, то белые пошли бы ферзем на d5, опять на расстояние хода коня.
Становясь все время на дистанцию хода коня, ферзь оттеснил короля в угол. Но сейчас пора вспомнить про пат, к которому привел бы ошибочный ход 9. Фb6. Для того чтобы заматовать короля противника, подведем белого короля: 9. Крb4 Кра7 10. Крс5 Кра8 11. Крс6 Кра7 и, наконец, 12. Фb7×.
В позиции: белые — Крa1, Фh1, черные — Кре5 — оттесните указанным выше способом черного короля на h8, затем подведите белого короля и дайте мат.
Разобранный выше способ матования не кратчайший. С помощью короля из любого положения на доске мат достигается не позднее 10-го хода.
Например, в позиции на диагр. 42 преследование короля ведется следующим образом:
Или 3. Крf5 Крd5 4. Крf6 Фf8+ и т. д.
Или 6. Крc2 Крc4 7. Крd1 Фf2! 8. Крc1 Крc3 9. Крd1 Фd2× (можно и 9.… Фf1×).
Поставьте позицию: белые — Крd7 Фd7, черные — Кра8. Каким способом белые дают мат в два хода?
Мат ладьей можно дать только на краю доски или в углу. На краю доски у короля должны быть отняты находящиеся в его распоряжении пять полей, а шестое поле, на котором он находится, должно быть атаковано ладьей. Ладья может отнять два поля и атаковать третье, а три поля должен отнять король сильнейшей стороны. Положение, в котором короли отнимают друг у друга три поля, называется противостоянием, или оппозицией. Короли находятся друг против друга через клетку по горизонтали или вертикали.
Как показано на диагр. 43, короли f6 и f8 находятся с7 в оппозиции. Король f6 отнимает у короля f8 три поля: с7, f7 и g7, и ладья ходом Лh5–h8 матует.
Из диагр. 44 видно, что в углу не надо и оппозиции. Ладья дает мат ходом Лd6–d8. Отметим, что при оппозиции королей на крайней линии они отнимают друг у друга всего два поля.
В позиции на диагр. 45 черные должны прежде всего решить, на какой край доски они собираются оттеснить белого короля. Допустим, они решили дать мат на линии «а». Поэтому прежде всего они отрезают путь королю на королевский фланг.
Только с помощью короля можно оттеснить короля противника к краю доски.
Теперь, когда короли в оппозиции, этот шах оттесняет белого короля с линии «d» на линию «с».
Опять «приглашая» белого короля занять оппозицию на поле с6, но тот старается избежать ее.
Теперь у белого короля больше нет возможности уклониться от оппозиции.
Если король уйдет добровольно на линию «b», то черные ходом Лd8–с8 оттеснят его еще на одну вертикаль.
В момент оппозиции этот шах снова оттесняет короля на следующую линию.
Можно было играть аналогично предыдущему Кре2–d2, но мы нарочно выбрали другой ход, чтобы показать часто применяемый маневр.
Если будет сыграно 13.… Крd3–d4, то белые ответят 14. Крb4–b3 и черные не достигнут усиления позиции. Поэтому они делают выжидательный ход, чтобы заставить белых занять оппозицию.
Теперь белые вынуждены занять оппозицию.
На дистанцию хода коня!
Ничего не давало 24.… Крс4–с3, потому что белый король уходил из оппозиции. Поэтому черные опять делают выжидательный ход.
Белый король получил мат на 27-м ходу. Но черные в позиции на диагр. 45 могли дать мат в меньшее количество ходов, оттесняя короля в угол. Это достигается следующим путем:
Отрезая короля одновременно и по вертикали и по горизонтали.
Если 10. Крc2–d1, то черные вынуждают мат в 2 хода, делая выжидательный ход ладьей по линии «с», например: 10.… Лс4–с6 11. Крd1–e1 Лс6–c1×. Запомните этот маневр.
1. Поставьте несколько произвольных позиций либо с двумя ладьями, либо с ферзем, либо с ладьей и упражняйтесь в матовании короля, пока не научитесь давать мат скоро и уверенно. В случае неудач вновь внимательно просмотрите примеры из настоящего урока.
2. Объясните, для чего делается выжидательный ход.
3. Решите задачу: белые — Крh1, Ла1, b1; черные — Кре7. Во сколько ходов белые дают мат?
4. В позиции на диагр. 46, пожертвовав ферзя, белые дают мат в три хода. Каким способом?
5. Решите задачу: белые — Крg6, Лh4, черные — Крf8. Белые начинают и дают мат в два хода.
6. Докажите, что при любом первом ходе ладьи в позиции: белые — Крc6, Лс5, черные — Крс8, мат достигается в 3 хода. Вспомните, каким способом в примере на диагр. 45 белого короля заставляли занять оппозицию.
Король и слон, а также король и конь, при отсутствии других фигур и пешек, не могут дать мат одинокому королю, и партия поэтому признается ничьей. Два слона обеспечивают выигрыш, и довольно несложным путем.
Короля противника надо оттеснить в угол. Это достигается с помощью короля, причем слоны все время устанавливаются на двух соседних диагоналях, создавая непроходимый для черного короля барьер.
Слоны отрезали путь черному королю в верхнюю часть доски. Подвижность его стала ограниченной.
Слон может покинуть диагональ b1–h7, так как белый король не пропускает черного на f5.
Первая часть задачи разрешена. Черный король оттеснен в угол. Где же расположить белого короля? Оказывается, для скорейшего достижения мата белого короля надо поставить или на g3 или на f2, т. е. на дистанцию хода коня к угловому полю.
В какую фигуру превращается пешка?
Вероятно, это один из самых ярких моментов в шахматах. А может быть, и самый яркий.
Превращение пешки сродни волшебству, способному заворожить любого, даже несведущего в шахматах человека, имеющего отдаленное представление о правилах игры. В какую же фигуру превращается пешка и когда это происходит?
Когда происходит превращение?
Здесь все достаточно просто. Когда пешка при своем ходе переходит на восьмую горизонталь (черная – на первую), она превращается в другую фигуру.
Поле, на котором происходит это событие, называется полем превращения.
Сразу же отметим пару правил, дабы не возвращаться к ним в дальнейшем. Они могут показаться очевидными и без разъяснений, но подобные вопросы задают и довольно часто:
Если вы такую ситуацию знаете или придумаете, — напишите в комментариях и вы наверняка станете кандидатом на нобелевскую премию в области шахмат
В какую фигуру можно превратить пешку?
Здесь у игрока есть выбор. Фигура может быть любая, кроме короля.
Какие фигуры в данный момент присутствуют на доске, значения не имеет. Может появится второй (теоретически и третий и т.д.) ферзь, конь и так далее.
На практике игра с двумя ферзями на доске встречаются не так уж и редко. Больше – крайне редко, чаще в задачах и этюдах.
Как правильно превращать?
В практической игре это происходит следующим образом:
Пешка, при своем ходе, ставится на поле превращения и тут же снимается с доски. На ее место ставится ферзь (или другая фигура). Ход считается сделанным, когда новая фигура коснулась доски.
Заменить пешку на фигуру следует незамедлительно. Новая фигура сразу же приобретает свои свойства. Например
Белая пешка становится ферзем, который тут же дает мат черным.
Еще несколько важных правил:
Отсюда вывод: Важно иметь под рукой фигуру превращения. Опытные шахматисты, как правило, заранее «запасаются» ферзем. Берут его из взятых фигур или с другого столика.
Если игрок этого не сделал и в момент превращения фигуры (например второго ферзя) под рукой нет, — следует пригласить судью.
Итак, порядок такой:
1.Когда пешка близка к полю превращения – заранее ставим рядом с доской ферзя. Берем его из взятых фигур или с другой доски. Если нет, — зовем судью и просим найти ферзя.
2. Когда пришло время превращать пешку, — устанавливаем на поле превращения ферзя (или другую фигуру). Снимаем пешку с 7 (или второй) горизонтали.
Объявлять новую фигуру голосом не обязательно.
Какую фигуру выбрать?
По умолчанию всегда считайте, что будете ставить ферзя. Это целесообразно в 99% случаев из ста.
Из оставшегося процента чаще превращают в коня, реже в ладью, и почти никогда в слона.
Превращение в фигуру, отличную от ферзя, целесообразно в следующих случаях:
а) Избежать пата
Смотрим на диаграмму:
Если мы по инерции поставим ферзя, — на доске возникнет ситуация пата: черный корольне под шахом и не имеет ходов. Это ничья.
Однако у белых есть решение: они ставят ладью? Шаха нет, король черных ходит на а6 и белые ставят мат следующим ходом.
б) Способности коня
Конь ходит уникальным способом. Так, как не может ходить ферзь. Поэтому, в редких случаях именно конь – наилучший выбор при превращении.
Если белые превращают пешку в ферзя, борьба продолжается. Результат – под вопросом.
Однако, превращение в коня решает все проблемы!
На доске мат и белые принимают поздравления.
В заключение:
Все же не увлекайтесь красотами. Превращение в коня, ладью, — редкое исключение.
Всегда держите под рукой ферзя.
Превращение пешки – очень ответственный момент. Часто цена вопроса – результат партии. Кроме того, неправильное превращение может привести к конфликту с соперником.
Дабы избежать подобных казусов, настоятельно рекомендуем еще раз внимательно прочесть статью и запомнить правила превращения.
Пожертвовать ферзя и поставить мат… пешкой!
Легенда гласит, что в Индии жил раджа, возомнивший себя могущественным завоевателем, которому доступно всё на свете. Он пришёл в негодование, когда мудрец сказал ему: «Ты, раджа, великий полководец. Но без своего войска ты не одержал бы ни одной победы». Раджа потребовал, чтобы мудрец доказал свои слова. Иначе – смертная казнь. На следующее утро мудрец принёс радже игру собственного изобретения – шахматы.
Интересно, что шахматы долгое время считались игрой для взрослых. Будущий чемпион Хосе-Рауль Капабланка познакомился с шахматами в 4 года, наблюдая, как играют его отец и дядя. Когда отец пошёл конём с одного белого поля на другое, а партнёр не заметил этого, мальчик рассмеялся и стал обвинять папу в плутовстве. Родители осторожно отнеслись к дарованию сына, и долго юный Капабланка играл в шахматы только в домашнем кругу.
…В XX веке шахматы помолодели, а на пороге XXI – уже проводились первенства мира среди детей 6-17 лет.
20 июля отмечается Всемирный день шахмат. Это и стало поводом для разговора с известным в Лесном шахматистом, мастером ФИДЕ Андреем ТЕТРАДЗЕ. Он, кстати, тоже познакомился с этой игрой в 4 года…
«Ну-ка, неси дневничок!»
Андрея в шахматы учил играть его папа Артур Николаевич. Самым трудным оказалось понять, как ходит конь. На это у Андрея ушло дней пять. Очень злился, когда проигрывал, а поскольку мальчик был очень эмоциональным, то, бывало, и ладьями в отца кидал. Смеётся: «Ладьи самыми удобными для этого фигурами были». А папа, очень, кстати, строгий, только говорил: «Ничего, что проиграл, в следующий раз выиграешь». В первый раз Андрей выиграл у папы в 8 лет. И тут же услышал: «Ну-ка, неси дневничок. Посмотрим, как у тебя в школе дела».
Так получилось, что до 15 лет Андрей всерьёз, как он считает, шахматами не занимался. Увлечён был футболом. В 13 лет он стал лучшим центральным полузащитником среди юношей Кубани (Андрей с 8 лет жил в Краснодарском крае, городе Тихорецке). Занимался ещё настольным теннисом, боксом. А в шахматы играл с отцом, устраивали домашние турниры и турниры с соседями. Изучал самостоятельно книги. И к моменту, когда ему предложили выступить на чемпионате города, уже играл на уровне второго разряда. В этих соревнованиях он стал чемпионом города среди юношей, а через год – среди взрослых.
Однажды, играя в футбол, Андрей получил серьёзную травму ноги. О том, чтобы заниматься футболом профессионально, пришлось забыть. Настало, видимо, время вплотную заняться шахматами. Что и сделал. За десять месяцев Андрей от второго разряда вырос до кандидата в мастера. Увлечение шахматами стало на всю жизнь.
О фантастической партии писали все новоуральские газеты
В наш город Андрей приехал в конце 90-го. И в 92-м первый раз поехал на соревнования в Новоуральск, где играл с новоуральским чемпионом Игорем Лариным. За восемь ходов (!) Андрей Тетрадзе поставил ему мат, пожертвовав своего ферзя. Все новоуральские газеты тогда восторженно писали, что это была фантастическая партия, с двойным шахом — от слона и ладьи. А самому Андрею эта партия запомнилась навсегда.
Вообще Андрею Артуровичу есть что вспомнить. В юности он играл, выступая за сборную Уральского округа, со многими, кто в будущем стал известным шахматистом. Играл с Александром Шабаловым — четырёхкратным чемпионом США, гроссмейстером Алексеем Дреевым. В Екатеринбурге в сеансе одновременной игры — с экс-чемпионом мира Михаилом Талем (в 1985 г.). Потом вместе они проанализировали сыгранную партию. На память об этой игре остался и снимок в «Уральском рабочем».
В любимчиках – слон, или вопрос на засыпку
— Андрей Артурович, у вас есть любимая фигура в шахматах?
— (Улыбается) Слон! Дальнобойная фигура. Есть такое понятие — преимущество двух слонов. Когда два слона — белопольный и чернопольный — стоят вместе, они очень красиво обстреливают поля по всей доске.
— Как вы относитесь к шахматным играм с компьютером?
— Осторожно. Сейчас мощная шахматная компьютерная программа, и если с компьютером играть на время, то придётся тяжело.
Потому что он в секунду перебирает десятки миллионов операций и может просто подавить человека. Человек играет больше интуитивно, отсекая ненужные ходы, а компьютер просчитывает всё. Игра с партнёром через компьютер меня тоже не привлекает. Нужно живое общение!
— А что Вас лично привлекает в этой древнейшей игре?
— Её многогранность! Удивительная игра, в которой нужно найти единственно верное решение в данной позиции. Привлекателен сам поиск… В отличие, например, от шашек, где чем больше шашек «съел», тем быстрее победил, в шахматах можно пожертвовать большинство фигур и даже самую сильную — ферзя — и поставить сопернику мат, допустим, пешкой. То есть бывают ситуации иррациональные абсолютно! Когда побеждаешь не числом, а умением. Как в своё время спартанцы победили персов.
— Интересно, а в шахматы можно научить играть любого?
— Второй чемпион мира по шахматам, кстати, он был им 27 лет, Эммануэль Ласкер говорил: «Любую посредственность я могу довести до первого разряда. Для кандидата в мастера уже нужен талант!» То есть, научить можно любого. Многие ведь увлекаются этой игрой уже в зрелом возрасте. Другое дело, что в детстве всё схватывается быстрее и в игре не допускаются грубые ошибки, говоря языком шахматистов, «зевки». Но шахматы — это ещё и гимнастика для ума. Их значительное влияние на развитие интеллекта давно доказано.
— Поэтому уже несколько лет говорят о возможности введения шахмат в школы как урока.
— Об этом говорили ещё в конце семидесятых. В каких-то отдельных городах и школах этот предмет в школах вводили. Например, в Калмыкии, благодаря усилиям президента (в то время) Кирсана Илюмжинова, в школах как урок были введены шахматы. Результаты показали, что ребята достигали успехов и в этой игре, и в изучении других школьных предметов. У нас в стране сейчас этот вопрос обсуждается, но пока до конца не решён. Что касается Лесного, то в школе № 76 ведёт шахматные занятия Ирина Викторовна Колесова.
«Надежда» и «Царские игры»
Андрей Тетрадзе был председателем шахматной федерации нашего города с 1992 по 2007 год. По его инициативе с 1997-го в Лесном ежегодно в начале мая проводится областной шахматный фестиваль «Надежда». В 2005-м, на открытии фестиваля, замминистра по физической культуре и спорту Свердловской области Андрей Салов вручил документы, пришедшие из Швейцарии, о присвоении Андрею Артуровичу звания мастера ФИДЕ.
Фестиваль «Надежда» стал любимым для многих юных шахматистов. Ежегодно на него со всей области собираются около сотни мальчишек и девчонок. Для кого-то – это первый опыт в соревнованиях, для кого-то – оттачивание мастерства…
Уже несколько лет в Лесном проводятся ещё и «Царские игры». И в их программе – шахматы. Это идея ученика Андрея Артуровича – Ивана Пьянкова, который сейчас и является председателем шахматной федерации города. Участвуют в «Царских играх» студенты МИФИ (на базе института они и проводятся) и школьники.
Необходим шахматный центр
«Грустно, но в Лесном ситуация с шахматами не очень-то оптимистичная, – говорит Андрей Артурович, – взрослых шахматистов «выселили» на 62-й квартал, что совсем неудобно. А если говорить о детских шахматах, то я вообще не понимаю, что с ними делают. В 2007 году юные шахматисты остались без помещения. Сказали, чтобы занимались по школам, с чем я в корне не согласен. Сейчас идут занятия для ребят в здании МУКа, но это не выход из положения. Поскольку нужно помещение, где можно проводить занятия, соревнования, сеансы одновременной игры… Словом, в городе нужен единый шахматный центр. У нас ведь есть опытные тренеры – Алексей Клочков, Вадим Фер, Валерий Криворотов и другие. В своё время для открытия отделения шахмат в ДЮСШ много сделала начальник Управления образования Светлана Александровна Угрюмова.
…У детей сегодня есть желание заниматься шахматами, но нет в полной мере возможности. Я сейчас для ребят, подающих надежды, провожу мастер-классы на дому».
– Андрей Артурович, то есть, если что-то не будет предпринято, то шахматы для Лесного будут практически потеряны?
– Очень жаль, что сегодня такая ситуация. Нет смены. У нас в своё время блестяще играли Роман Колбин, Анатолий Лукшин, братья Денис и Александр Тимощенко, Андрей Журавлёв, Денис Сыстеров и Кирилл Пупорев.
– А из тех ребят, с кем сейчас занимаетесь, кого бы отметили?
– Ивана Бородина, ему всего десять лет, но мальчик талантливый. Уже играл на областных соревнованиях. Если будет дальше трудиться, то может достичь многого!
– И, возвращаясь к шахматному центру, вопрос обсуждался с руководителями города?
– Шахматисты разговаривали с главой городского округа Виктором Гришиным. Он, кстати, и сам в шахматы играет… Пока вопрос обсуждается. А центр действительно очень нужен и детям, и взрослым. И если бы в Лесном, городе, как считается, спортивном, был бы и такой объект…
Завершим разговор всё-таки на многоточии. Потому что точка – уже что-то свершившееся. А многоточие даёт надежду на то, что шахматный центр в Лесном будет. Как есть в городе уже много лет шахматный фестиваль с оптимистичным названием «Надежда»…