Главная » Правописание слов » Вяжуще кислый как пишется слитно или через дефис

Слово Вяжуще кислый как пишется слитно или через дефис - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Правописание сложных прилагательных

Правописание сложных прилагательных


Сложные имена прилагательные пишутся слитно, если:

1) они образованы от слитно пишущихся имен существительных:

нефтепроводный (нефтепровод), садоводный (садовод), радиотехнический (радиотехник), железобетонный (железобетон), тепловозный (тепловоз);

2) они образованы из сочетаний слов, которые по значению являются подчиненными одно другому или по способу согласования (железнодорожный от железная дорога), или по способу управления (вагоноремонтный, от ремонт вагонов), или по способу примыкания (легкосъедаемый, от легко съесть). Например:

белоснежный (от белый снег), правобережный (правый берег), широкоэкранный (широкий экран), народнохозяйственный (народное хозяйство), голубоглазый (голубые глаза), нижнесаксонский (Нижняя Саксония), малокалорийный (маленькие калории), высокоорганизованный (высокая организация), глубокоуважаемый (глубокое уважение), чугунолитейный (чугунное литье), машиностроительный (строительство машин), среднесуточный (средняя за сутки), остроумный (острый ум), широкодоступный (широкий доступ);

3) одна из их составляющих частей не может употребляться отдельно, например:

белобрысый, узкогрудый, всеядный, общепонятный, быстротечный, машинописный;

4) они образованы от сочетания прилагательного с существительным, соответствующие географическим названиям:

сергиевопосадский (Сергиев Посад), набережночелнинский (Набережные Челны), южнобутовский (Южное Бутово), великоновгородский (Великий Новгород), карловарский (Карловы Вары);

5) они употребляются в качестве выражений в книжном языке или научно-технических терминов, например:

вечнозеленый, геологоразведочный, дикорастущий, живородящий, заднебедренный, заразнобольной, засухоустойчивый, кишечнополостные, конноспортивный, контрольносеменной, кремнефтористоводородный, молочнокислый, молочнотоварный, мясоконсервный, насекомоядные, нервнотрофический, носоглоточный, обоюдоострый, обратноконический, обратносердцевидный, пахотнопригодный, первобытнообщинный, переднежаберный, плодоовощной, пологопадающий, поперечнополосатый, продолговатомозговой, прочнокомковатый, рассадопосадочный, реакционноспособный, резкопересеченный, свеженадоенный, свежескошенный, спинопоясничный, теснопальчатый, торфонавозный, торфоперегнойный, условнорефлекторный, формальнологический, хлебопекарный, хлебопроизводящий, хлопкоткацкий, хлопкоуборочный, хлопчатобумажный, хлористоводородный, хромолитографский, хромоникельмолибденовый, цветоустойчивый, церковнославянский, частновладельческий, частнохозяйственный, членистоногие, шерсточесальный, щелочноземельный, энергосиловой, энергохимический, языкотворческий, яйцезаготовительный.
Примечания:

1. У многих сложных прилагательных данной группы первая часть образуется словами высоко-, низко-, высоко-, низко-, глубоко-, мелко-, легко-, тяжело-, трудно-, широко-, узко-, много-, мало-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, густо-, крупно-, круто-, остро-, плоско-, выше-, ниже-, например: высоковитаминный, высокооплачиваемый; низколетящий, низкоперегнойный; глубокорасположенный, глубокоуважаемый; мелкомасштабный, мелкозернистый; легкоподвижный, легкорастворимый; тяжелоатлетический, тяжелораненый; труднодоступный, труднопроходимый; широкодоступный, широкопредставительный; узковедомственный, узкоспециальный; многоотраслевой, многослойный; малозначащий, малопосещаемый; сильнодействующий, сильнощелочной; слабокислый, слаботорфянистый; толстоногий, толстостенный; тонкоголосый, тонкопрядильный; густошерстный, густонаселенный; крупноблочный, крупнопанельный; крутоизогнутый, крутозалегающий; острогнойный, остродефицитный; плоскопараллельный, плоскочашевидный; вышесредний, вышеуказанный; нижеперечисленный, нижеподписавшийся.

2. Если в предложении существуют пояснительные слова, то в этом случае появляется свободное словосочетание (например: наречие и прилагательное или причастие): густонаселенные кварталы – густо населенные переселенцами кварталы; малоисследованные проблемы – мало исследованные наукой области медицины; скоропортящиеся продукты – продукты, скоро портящиеся в летнее время.

В сложных словах ставится одно ударение, а в словосочетаниях – два самостоятельных ударения, например: быстрорасту́щие декоративные кустарники – бы́стро расту́щие молодые кадры.
Исключение: экономически слаборазвитая страна.

Сложные имена прилагательные пишутся через дефис, если:

1) они образованы от сложных существительных с дефисным написанием, например:

северо-восточный, лейб-гвардейский, нью-йоркский, социал-демократический, орехово-зуевский.
Примечание. Если сложное прилагательное имеет приставку, в таком случае оно пишется слитно: антисоциалдемократический, приамударьинский.

2) они образованы из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия. Проверяются такие прилагательные с помощью союза (и или но), который можно мысленно поставить между их частями в первоначальной форме, например:

торгово-промышленный (торговый и промышленный), выпукло-вогнутый (выпуклый и вогнутый), желудочно-кишечный (желудочный и кишечный), бело-сине-красный (белый и синий и красный), горизонтально-вертикальный (горизонтальный и вертикальный), плодово-ягодный (плодовый и ягодный), русско-немецко-английский (русский и немецкий и английский), сердечно-сосудистый (сердечный и сосудистый), греко-римский (греческий и римский), стале-проволочно-канатный (стальной и проволочный и канатный), целлюлозно-бумажный (целлюлозный и бумажный).
Примечание. Первой частью сложных прилагательных этого типа может быть основа существительного или прилагательного, например: ликеро-водочные изделия (из ликера и водки) – ликеро-водочная промышленность (ликерная и водочная); приемо-сдаточный пункт (прием и сдача) приемно-переводные экзамены (приемные и переводные).

3) их части указывают на неоднородные признаки, например:

добровольно-спортивные общества (добровольные спортивные), национально-освободительное движение (национальное освободительное), официально-деловой стиль (официальный деловой), проектно-конструкторские расчеты (проектные конструкторские), сравнительно-исторический метод (сравнительный исторический), счетно-решающие устройства (счетные решающие), феодально-крепостнический строй (феодальный крепостнический), электронно-оптический усилитель (электронный оптический), электронно-вычислительная машина (электронная вычислительная); также пишется через дефис электронно-лучевой, хотя словообразовательные связи здесь другие – электронные лучи.

4) они начинаются с основ военно-, массово-, народно-, народно-, научно-, учебно, например:

военно-медицинский, военно-революционный, военно-хирургический, военно-юридический (слова военнообязанный, военнопленный, военнослужащий принадлежат к другому типу словообразования); массово-политический, массово-поточный, массово-спортивный; народно-государственный, народно-демократический, народно-поэтический, народно-революционный, но: народнохозяйственный (обусловлено подчинительной связью народное хозяйство); научно-исследовательский, научно-популярный, научно-практический, научно-просветительный, научно-технический; учебно-вспомогательный, учебно-консультационный, учебно-методический, учебно-производственный.
Примечание. Некоторые сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки, пишутся слитно, например: новогреческий язык (новый греческий), старорусские обряды (старые русские) и т.д.

5) они обозначают оттенки цветов, а также сочетания цветов, например:

светло-русый, бледно-серый, бутылочно-зеленый, иссиня-черный, молочно-белый, пепельно-седой, темно-синий, черно-бурый (но: чернобурка), ярко-оранжевый; черно-белый, желто-голубой, бело-сине-красный.

6) они образованы от сочетания имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий, например:

1. В отдельных случаях встречается слитное написание, например: веропавловские мастерские (от имени и отчества героини романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»), козьмапрутковские сочинения, тарасобульбовская сила.

2. При образовании имени прилагательного от иноязычной фамилии, перед которой стоит служебное слово, последнее пишется слитно, например: дебройлевская гипотеза (де Бройпь).

3. Имена прилагательные, образованные от китайских, корейских, вьетнамских и других восточных составных собственных имен лиц пишутся слитно, например: чанкайшистская политика (Чан Кайши).

7) они обозначают качество с дополнительным оттенком, например:

горько-соленая вода (т.е. соленая с горьким привкусом), раскатисто-громкий голос (т.е. громкий, переходящий в раскаты), мирно-непротивленческая политика, ушибленно-рваная рана.
Примечание. Особенно часто прилагательные этого типа встречаются в языке художественной литературы, например: безгрешно-чистая красота, бесцветно-бледная толпа, блестяще-красное оперение попугая, влажно-махровые цветы, глубоко-нежная улыбка, грациозно-величественный жест, грустно-сиротливая ива, дымно-горький запах, желчно-раздраженный тон, мужественно-суровый вид, невольно-горячая слеза, нескладно-тоскливо-неловкие звуки, нетерпеливо-выжидательное настроение, прозрачно-воздушная радуга, рахитично-хилое растение, резко-сухой звон, робко-ласковый голос, смущенно-счастливое лицо, тайно-счастливое стремление, торжественно-угрюмый облик, тревожно-несвязные думы, уныло-серый цвет, холодно-сдержанный человек, чудно-упругие локоны.

они образуют одно слово (со слитным или дефисным написанием) и словосочетания, состоящие из наречия на -о (-е) и прилагательного или причастия (с раздельным написанием). В таком случае к наречию, играющему роль отдельного члена предложения, можно поставить соответствующий вопрос. Например:

морально-этические проблемы – морально устойчивый человек (в каком отношении устойчивый?); общественно-исторические законы – общественно опасные элементы (опасные для кого?); промышленно-транспортный отдел – промышленно развитая страна (развитая в каком отношении?).

Наречие может указывать также на степень признака, выраженного прилагательным или причастием, например: максимально сжатые сроки, невозмутимо бесстрашный вид, умеренно теплый климат.
Примечания:

1. Чаще всего первым компонентом словосочетания выступают наречия абсолютно, диаметрально, жизненно, истинно, максимально, подлинно, последовательно, прямо, резко, строго, сугубо, явно, ясно и др. Например: абсолютно необходимые меры, диаметрально противоположные предложения, жизненно важное решение, истинно дружеская помощь, максимально точные данные, неизменно сердечное гостеприимство, подлинно братская поддержка, последовательно миролюбивая политика, прямо пропорциональные величины, резко отрицательный ответ, строго логический вывод, сугубо пристрастный анализ, явно неприемлемые условия, ясно выраженная воля. Ср. также: внутренне содержательный человек, глубоко задумчивый взгляд, демонстративно небрежная прическа, изнурительно долгий путь, исконно русское слово, исчерпывающе полный ответ, намеренно резкий отказ, неизменно ровные отношения, ослепительно голубое небо, откровенно насмешливая улыбка, подозрительно быстрое согласие, подчеркнуто контрастное сравнение, празднично нарядное платье, принципиально новый проект, тонко очерченный контур, угрожающе опасное положение, удивительно яркие краски, уморительно забавная пьеса, художественно полноценное произведение, чисто французская галантность и т.п.

2. Обычно отдельно пишутся наречия на -ски, в сочетании с прилагательным характеризующие признак путем уподобления, выделяющие, подчеркивающие его в каком-либо отношении, например: ангельски кроткое отношение, детски наивные высказывания, практически ненужное новшество, рабски покорная готовность, теоретически важная проблема, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, химически чистый состав, энциклопедически разносторонние знания, юридически сложный случай.

9) они входят в состав сложных географических или административных названий и начинаются с основы восточно-, западно-, северно- (северо-), южно- (юго-), например:

Восточно-Европейская равнина, Западно-Корейский залив, Южно-Африканская республика.
Исключение: Централъноафриканская республика.

Примечание. В нарицательном значении подобные прилагательные пишутся слитно со строчной буквы, например: Северо-Осетинская республика – североосетинское искусство и литература; Южно-Уральская железная дорога – южноуральская флора и фауна.

10) они образованы из сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов, например:

литературно-художественный (художественная литература), словарно-технический (технический словарь).

11) они имеют терминологический характер, например:

амплитудно-частотная, атомно-молекулярный, барабанно-дисковый, газо-пылевая (туманность), гнойно-воспалительный, гортанно-глоточный, грудинно-реберный, древесно-кустарниковый, железо-кремнистая (сталь), желудочно-печеночный, заправочно-сливной, зелено-моховое, злако-бобовые, инфекционно-аллергический, интегрально-дифференциальное, каменно-бетонный, клеверо-тимофеечный, комплексно-сопряженные, ланцето-яйцевидный, люцерно-злаковые, магнито-мягкие, металло-диэлектрическая, молочно-мясной, мясо-молочный, мясо-шерстный, наклонно-направленный, овально-сводчатый, огненно-жидкий, округло-шаровидный, опытно-мелиоративный, отгонно-пастбищный, пищеводо-кишечный, плече-шейный, подвздошно-реберный, поточно-механизированные, пространственно-временная рычажно-шатунный, сборочно-автоматический, сверлильно-нарезной, сдельно-прогрессивный, слесарно-штамповочный, словарно-справочный, торфяно-болотный, удлиненно-ланцетовидный, уплотненно-пористо-трещиноватый, феодально-земледельческий, физкультурно-спортивный, фосфорно-калийный, хозяйственно-организаторский, центробежно-лопастный, челюстно-лицевой, шарнирно-роликовый, шерстно-мясной, щелочно-кислотный, щечно-глоточный, экспедиционно-транспортный, электронно-вычислительная.
Примечания:

2. Часто в качестве первой части сложного прилагательного выступают основы вертикально-, горизонтально-, поперечно-, продольно- и т.п., например: вертикально-сверлильный, вертикально-фрезерный, горизонтально-ковочный, горизонтально-сверлильный, поперечно-строгальный, продольно-строгальный.

3. Через дефис пишутся сложные прилагательные, у которых основа первой части, образованная от слов иноязычного происхождения, оканчивается на -ико, например: диалектико-материалистический, историко-архивный, критико-библиографический, медико-судебный, механико-термический, политико-массовый, технико-экономический, химико-фармацевтический (к другому типу относятся слитно пишущиеся слова с первой основой велико-, например: великодержавный, великомученический, великосветский и др.).

4. Висячий дефис употребляется и при сложных прилагательных, например: семнадцати- и восемнадцатилетние юноши и девушки; кукурузно-, картофеле-, льно-, хлопко- и силосоуборочные комбайны.

Источник

Поиск ответа

Вопрос № 295266

Объясните, пожалуйста, почему слово «цифроаналоговый» должно писаться слитно? Например, цифроаналоговый преобразователь преобразует цифровой код в аналоговый сигнал, это не сокращенное словосочетания, а равнозначные понятия. Как «русско-анлийский словарь».

Ответ справочной службы русского языка

На слитное написание слова цифроаналоговый влияет отсутствие в первой части этого слова суффикса прилагательного или причастия (в русско-английский такой суффикс в первой части есть). Слитное/дефисное написание прилагательных определяется не только отношением основ, оно зависит от многих других факторов, поэтому во многих случаях устанавливается по орфографическому словарю.

Ответ справочной службы русского языка

На слитное написание влияет отсутствие в первой части этого сложного слова суффикса прилагательного или причастия. Из правила о дефисном/слитном написании прилагательных в зависимости от соотношения основ (сочинение/подчинение) в современной письменной речи имеется очень много исключений.

Добрый день! Видимо, мой вопрос потерялся. Скажите, пожалуйста, как правильно: ветхо-аварийный или ветхоаварийный? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать слово «светозвуковой» и почему? Вроде по правилам надо через дефис, а хочется написать слитно.

Ответ справочной службы русского языка

На каких основаниях слово лакокрасочный пишется слитно? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

На слитное написание влияет отсутствие в первой части этого слова суффикса прилагательного или причастия.

Почему слово «видовременной» пишем слитно, а не через дефис? Ведь оно образуется на основе сочетания «вид и время»?

Ответ справочной службы русского языка

Подскажите, как корректно пишется: «подкожно-жировой» или подкожножировой»?

Ответ справочной службы русского языка

Словарная фиксация: подкожно-жировой. См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012. На написание через дефис влияет наличие в первой части суффикса прилагательного (подкожНо).

Здравствуйте. Подскажите, как пишется слово атомнопромышленный слитно или через дефис. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как правильно написать «спинно?мозговой»? («Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника» дает через дефис, но ведь прилагательное образовано от словосочетания «спинной мозг», не опечатка ли в словаре?)

Ответ справочной службы русского языка

Орфографическая норма: спинномозговой.

Дефисное написание в словаре, о котором Вы говорите, – не опечатка. Дело в том, что авторы словаря (Б. З. Букчина, Л. П. Калакуцкая) предлагают особый (надо признать, весьма разумный) подход к решению вопросов слитного / дефисного написания сложных имен прилагательных (не случайно поэтому книга носит подзаголовок «Опыт словаря-справочника»). Расскажем об этом подходе подробнее.

Как известно, согласно действующим «Правилам русской орфографии и пунктуации» 1956 года, основной критерий слитного / дефисного написания прилагательных – отношение между основами: слитно пишутся прилагательные, образованные от двух слов, по своему значению подчиненных одно другому ( железнодорожный – от железная дорога ), через дефис пишутся прилагательные, образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия ( беспроцентно-выигрышный ). Однако эти правила очень часто нарушаются – причем не только и не столько из-за незнания их пишущими, сколько из-за того, что не всегда удается определить, какие отношения существуют между мотивирующими словами – подчинение или сочинение (особенно это касается слов, относящихся к разным областям науки, техники, культуры). Но и тогда, когда эти отношения ясны, дефисных написаний вместо требуемых правилами слитных слишком много, чтобы можно было списать это только на безграмотность (тем более учитывая, что картотека собиралась авторами в 1970-е – 80-е, когда за грамотной устной и письменной речью следили куда тщательнее, чем сейчас).

Иными словами: наличие в первой части суффикса прилагательного или причастия влияет на замену слитного написания дефисным. Поэтому пишут естественно-научный (хотя слово образовано от сочетания естественные науки ), лечебно-физкультурный и т. д.

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Дефис и слитное написание прилагательных примеры

Карточка правописание сложных прилагательных

Отработка навыка правописания сложных прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«Карточка правописание сложных прилагательных»

Перепишите примеры, раскрывая скобки.

Перепишите примеры, раскрывая скобки.

(Северо)западный ветер, (посудо)хозяйственный магазин,( русско)украинский словарь, (юго)восточное направление, (садово ) огородный инвентарь, ( животно)водческий комплекс, (свето)чувствительная бумага, (вагоно)ремонтный цех, (седо)волосая женщина,( широко)плечий мужчина,( судо)ходная река, (пяти)этажный дом, (высоко)качественная сталь.

Перепишите примеры, раскрывая скобки.

Перепишите примеры, раскрывая скобки.

(Древне)русский, (физико)математический, (десяти)этажный, (йошкар)олинский, (нефте)наливной, (иссиня)черный, (изжелта)красный, (орехово)зуевский, (криво)рожский, (фабрично)заводской, (ярко)розовый, (лево)бережный, (средне)вековый, (народно)хозяйственный, (рабоче)крестьянский, (вагоно)ремонтный, (сорока)километровый, (бледно)лицый, (темно)коричневый.

Отметьте строчку, в которой все прилагательные пишутся через дефис

1. (ярко)красный, (юго)восточный, (двух)метровый.
2. (средне)вековый, (русско)турецкий, (темно)синий
3. (рабоче)крестьянский, (шахматно)шашечный, (иссиня)черный.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

(Бледно) лиловый кустарник, (синие) пресиние глаза, (изжелта) серое лицо, (восточно) славянские языки, (трудно) доступная местность, (трудо) любивый человек, (крупно) панельный дом, (северо) западное направление, (документально) художественный фильм,( длинно) ногие журавли, (широко) плечий юноша, (древне) русские летописи, (западно) европейские языки.

Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными

(Не)хватка времени; (не)был на олимпиаде по математике; (не)внимание к человеку; (не)доумевал по поводу случившегося; (не)друг, а просто товарищ; (не)правда, а ложь; (не)глупый человек; совсем (не)веселое настроение; (не)известная величина; (не)правда; ничуть (не)легкая ноша; (не)разлучные друзья; очень (не)большая поляна; (не)настный день; (не)замысловатый сюжет рассказа; (не)широкая, но красивая реч..нка; (не)большая, а интересная книга.

Сложные прилагательные. Тест. 6 класс

1. Это прилагательное пишется через дефис.

2. Это прилагательное пишется через дефис.

3.Это прилагательное пишется слитно

4. Укажите, в каком ряду все слова пишутся слитно.
а) сине(глазый), (вагоно)ремонтный, (сорока)летний
б) (дальне)восточный, (все)ядный, (10)процентный
в) (пяти)комнатный, (крупно)панельный, (светло)голубой
г) (ниже)подписавшиеся, (русско)японская война, (много)обещающий

5. Укажите, в каком ряду все слова пишутся через дефис.
а) (ранне)феодальный, (тайно)счастливый, (электронно) вычислительная техника
б) (феодально)крепостной, (бесцветно)бледный, (горько)соленый
в) (литературно)художественный, (общественно)опасный, (детски)наивный
г) (раскатисто)громкий, (народно)поэтический, (северо)морский

6. Какое прилагательное лишнее по написанию?

2) ( разно) цветный, (низко) калорийный, (бледно)розовый, (водо)проводный,

3) (полу)годовой, (кисло) молочный, (отчётно) выборный, (позднее)спелый,

4) (обще)доступный, (все) ядный, (древне)греческий, (средне)русский
8. Укажите примеры с дефисным написанием.

1) уныло(кислое) выражение лица;

2) древне(греческий) поэт;

3) добро(желательный) тон в разговоре;

4) пепельно(серый) цвет волос;

5) вагоно(строительный) завод;

9. Указать примеры со слитным написанием.

1) нежно(голубая) полоса;

2) водо(плавающая) птица ;

3) прошло(годний) лист;

4) тонко(претонкие) ноги;

5) (полу)вековой юбилей;

10. Какое прилагательное пишется слитно?

11. Эти прилагательные не все образованны от словосочетаний.

1) (высоко)организованный, (глубоко)уважаемый, (мелко)зернистый, (легко)воспламеняющийся;
2) (тяжело)раненый,(широко)доступный, (узко)специальный, (много) слойный ;
3) (мало)обеспеченный, (сильно)действующий, (слабо)развитый, (толсто) ногий;
4) (тонко)голосый, (густо)населенный, (крупно)габаритный, (северо)западный.

12. В каком ряду все прилагательные пишутся через дефис:1) (контр)адмиральский, (социал)демократический, (чисто)сердечный, (северо)восточный,
2) (ярко)синий, (иссиня)черный, (бледно) розовый, ( горько)соленый,
3) (черно)бурый, (горько)соленый, (раскатисто)громкий, (глубоко)водный

Слитное и дефисное написание прилагательных

Предлагаю вашему вниманию сценарий урока по русскому языку на тему: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».Урок разработан согласно стандартам 2 поколения. На данном уроке представлена мини-лаборатория, где ребята самостоятельно выявляют правила на данную орфограмму. На уроке использованиы: индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого урока»

ТЕМА: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Цель: сформировать умение правильно писать сложные прилагательные

Обучающая: обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, воспитание любви к родному краю.

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления знаний

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тестовые задания, карточки-задания для индивидуальной работы

Структура урока и хронология каждого этапа.

1. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Создание психологической атмосферы урока — Добрый день, ребята. Ну, проверьте-ка, друзья.

Всё ль на месте, все ль в порядке:

ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить только лишь оценку пять?

Слушают, настраиваются на урок

(формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению)

2. Актуализация знаний

Цель: Проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить затруднения, стимулировать их преодоление

1.Проверка д /з: §65 упр. 377

цифровой диктант (самопроверка)

Сибирский, скользкий, близкое, кавказский, матросский, ткацкий, городской, любительский, соседский, вязкий

1 (ск), 2 (к), 3 (к), 4 (ск), 5 (ск), 6 (к), 7(ск), 8 (ск), 9 (ск), 10 (к) (слайл№2)

Работа над ошибками: прорабатывается устно.

Выполняют цифровой диктант с последующей самопроверкой, проводят работу над ошибками.

Личностные (самооценка), регулятивные (коррекция знаний), познавательные (опираются на уже известное)

3. Постановка учебной задачи.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

1. Работа с текстом (слайд №3)

Юго — западный ветер гнал сине — зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака.

Работа со словарём

Ребята, какое слово вам здесь не совсем понятно?

Лексическое значение слова «бриг» (слайд №4)

— Слова какой части речи подчеркнуты?

Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис

Так о чем пойдет речь на уроке? Какова тема урока? (Запись на доске и в тетрадях)

Сформулируйте задачи урока (слайд6)

— Можем ли мы объяснить, почему в одних случаях сложные имена прилагательные пишутся слитно, а в других раздельно?

-Вам необходимо, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя своим путем, провести исследование лексического материала и сделать соответствующие выводы.

Работают с текстом: читают, определяют часть речи подчёркнутых слов, обращают внимание, как они пишутся, распределяют в 2 столбика в зависимости от написания, формулируют тему, задачи урока

(понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале),

(понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные(формулировать собственное мнение и позицию)

Изучение нового материала

Цель: познакомить с новыми знаниями, обеспечить их связь с изученными ранее.

Исследование лексического материала:

Что обозначают эти прилагательные? Приведите свои примеры, сделайте вывод.

Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените равноправными словами. Сделайте вывод.

Подумайте, от какой части речи образовано это слово? Как оно пишется? Сделайте вывод.

Белый-белый пароход, хитрый-хитрый взгляд

Какое значение имеет слово в результате повтора? Как будем писать?

Седобородый, рыболовецкий, трёхмачтовый

Замените прилагательные словосочетаниями (главное слово + зависимое).

Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно?

(обучающиеся делятся своими выводами)

Исследуют лексический материал, выявляют условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

5. Первичная проверка усвоения знаний

Цель: после прослушивания теоретического материала сделать вывод, сформулировать правило слитного и дефисного написания сложных прилагательных

— Ребята, сравните свои выводы с теоретическим материалом, который вы сейчас прослушали.

-Ребята, а теперь попробуйте на обратной стороне листа составить опорную схему, которая поможет вам в дальнейшем закрепить данный материал.

-Объясните написание сложных прилагательных.

На экране схема по данной теме (слайд 8)

Сравнивают свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебнике

(осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя,

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами), познавательные (поиск и выделение информации

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

Филологическая физминутка: сложное прилагательное пишется слитно — руки вверх, через дефис – приседание

Ярко-красный, правобережный, северо-западный, кисло-сладкий, длинноногий, белый-белый, тёмно-голубой, белогрудый, сельскохозяйственный, железнодорожный.

Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом – мальчики.

ЦЕЛЬ: на основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний.

.Игра «Третье лишнее» (слайд9);

Выпиши «третье лишнее».
1. (Немецко) французский, (садово) огородный, (железно) дорожный.
2. (Кисло) молочный, (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый.
3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный

Творческая работа в группах:

Объяснить написание сложных прилагательных, составить с одним из них предложение (слайд 10,11)

Выполняют упражнение, рассказывают правило, приводят примеры, работают в группах (творческое задание), выписывают «третье лишнее.

Регулятивные, познавательные. (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)

Диагностика уровня усвоения знаний

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

Тест (взаимопроверка)- (слайд 12)

3) (северо) восточный;

1) (глубоко) уважаемый;

1)(бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;

2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;

3)(кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.

1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;

2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;

3)(премьер)министр,(русско)английский, (контр) адмиральский

Самостоятельно выполняют тестовое задание, оценивают работу товарища по заданным критериям

(принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с выделением существенных признаков),

(осуществлять действие взаимоконтроля)

( нравственно-этическая ориентация: оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).

Информация о домашнем задании

Цель: продолжить работу учащихся по самообразованию.

(слайд 14) Домашнее задание- на выбор

2.Творческая работа: составить текст или отдельные предложения по фотографиям на тему «Наша школа»

(фотографии раздаются ученикам)

3. Выписать из газет, журналов 10 сложных имен прилагательных.

Осмысливают и записывают домашнее задание

Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ…
БЫЛО ИНТЕРЕСНО…
БЫЛО ТРУДНО…
Я ПОНЯЛ, ЧТО…
ТЕПЕРЬ Я МОГУ…
Я ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО…
Я ПРИОБРЁЛ…
Я НАУЧИЛСЯ…
У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ…
Я СМОГ…

Выставляет оценки за урок, комментируя их

(представление о причинах успеха в учебе),

с учителем или одноклассниками результат

(проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом),

(формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания)

Просмотр содержимого документа
«исследование нового материала»

Исследование лексического материала на тему: «Слитное или дефисное написание сложных ИП»

Приведите свои примеры

Что обозначают эти прилагательные?

Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените равноправными словами.

Подумайте, от какой части речи образовано это слово? Как оно пишется?

Какое значение имеет слово в результате повтора? Как будем писать?

Седобородый, рыболовецкий, трёхмачтовый

Замените прилагательные словосочетаниями (главное слово + зависимое).

Просмотр содержимого презентации
«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Двадцать шестое января. Классная работа.

Задание: Прочитайте текст.

Юго — западный ветер гнал сине — зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака.

Задание: Прочитайте текст.

Юго — западный ветер гнал сине — зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака.

Слова какой части речи подчеркнуты?

Задание : Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис

Юго — западный ветер гнал сине — зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака.

Сформулируйте тему и цель урока:

Тема: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Цель: познакомиться с дефисным или слитным написанием имен прилагательных; учиться правильно писать сложные имена прилагательные.

Равноправные прилагательные(союз И)

Сложные существительные, которые пишутся через дефис.

И. И. Левитан «Березовая роща»

ярко_зеленые листочки низко_рослые кустарники

долго_жданная прохлада юго_восточный ветер

бело_ствольные березки остро_листная трава

В. М. Сидоров «Цветет иван – чай»

малиново_розовый ковер ярко_голубое небо

разно_голосые песни птиц тихо_ходные облака

знойно_жаркий день светло_зеленый луг

I. Дефис не пишется в слове:

II. Слово пишется через дефис :

III. Слова пишутся только слитно :

IV. Слова пишутся только через дефис :

2.Творческая работа: составить текст или отдельные предложения по фотографиям на тему «Наша школа» 3. Выписать из газет, журналов 10 сложных имен прилагательных.

СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ… БЫЛО ИНТЕРЕСНО… БЫЛО ТРУДНО… Я ПОНЯЛ, ЧТО… ТЕПЕРЬ Я МОГУ… Я ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО… Я ПРИОБРЁЛ… Я НАУЧИЛСЯ… У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ… Я СМОГ…

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Вяжуще кислый как пишется слитно или через дефис, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Вяжуще кислый как пишется слитно или через дефис", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Вяжуще кислый как пишется слитно или через дефис:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *