Главная » Правописание слов » В деревне послышался топот и крики как правильно написать

Слово В деревне послышался топот и крики как правильно написать - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Комментарии к ответам на вопросы теста

Комментарии к ответам на вопросы теста «Согласование сказуемого с подлежащим»
1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержали) докладчика (подлежащее – одушевленное сущ.)
2. Большинство учителей школы (предъявляют) высокие требования к учащимся и (добиваются) глубоких знаний у учащихся (подлежащее – одушевленное сущ.)
3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказались) против кандидата (однородные подлежащие)
4. На берегу (стояло) несколько верб (подлежащее – сущ. со словом несколько)
5. Часть учеников (уехала) на соревнования книг (подлежащее – сущ. со словом часть)
6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже (отправились) в поход (дистанционное расположение главных членов)
7. За коляской (бежали) четыре пса (числительное 2, 3, 4 входит в состав подл.)
8. Над головой (просвистели) две пули (числительное 2, 3, 4 входит в состав подл.)
9. Немало детей ежегодно (отдыхает) в различных оздоровительных центрах (подлежащее – сущ. со словом немало)
10. Немало интересных вопросов (возникло) при обсуждении нового кинофильма (подлежащее – сущ. со словом немало)
11. В центральном универмаге (продаётся) много товаров (подлежащее – сущ. со словом много)
12. Папа с маленькой дочкой (ходил) на концерт (отец — лицо основное, дочка — сопутствующее)
13. В шкафу (лежит) много интересных книг (подлежащее – сущ. со словом много)
14.На протяжении веков крестьянство (боролось) против угнетения (подлежащее — собирательное сущ.)
15. Детство и юность её (прошли) в купеческой семье (однородные подлежащие)
16. В деревне (послышался) топот и крики (обратный порядок слов)
17. Большинство дверей (были низки) для его роста (именная часть СИС прилаг. во мн.ч.)
18. Большинство названных книг (издано) недавно (сказуемое краткое причастие)


Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.

Тесты на тему Согласование сказуемого с подлежащим

вернуться

Источник

Согласование сказуемого с подлежащим

Согласование сказуемого с подлежащим

Как правильно: большинство студентов хорошо сдали экзамены или большинство студентов хорошо сдал экзамены?

При согласовании сказуемого с подлежащим необходимо соблюдать следующие правила:

1. Если подлежащее, выражено именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с родительным падежом множественного числа, то сказуемое обычно ставится:

— во множественном числе, когда речь идет о предметах одушевленных или подчеркивается активность;

Например: Большинство студентов хорошо сдали экзамены.

— в единственном числе, когда подлежащее обозначает предметы неодушевленные.

Например: Ряд новых домов стоял в конце деревни.

2. Если подлежащее выражено так называемым счетным оборотом, сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (например, несколько) с существительным в родительном падеже множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим – собирательным существительным.

Например: Засеяно сто двадцать гектаров. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

3. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе.

Например: Три книги лежат на столе. Четыре ученика вошли в класс. Тридцать два человека дышали одним духом.

4. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе.

Например: Институт окончил триста один студент.

5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде с числительным.

Например: Тысяча книг уже просмотрена, и нигде нет упоминания о Николасе Фламен. Опущен миллион рублей на благоустройство поселка.

6. При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в единственном числе.

Например: Прошло две недели. Пробило десять часов. Пятнадцать лет так прошло.

7. Если при счетном обороте имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе.

Напротив, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе.

Например: Гостей приходило только трое.

8. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, то сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени – в среднем роде.

Например: Полдома сгорело, полжизни прожито.

Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе.

Например: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного.

9. Если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна), то сказуемое ставится в единственном числе.

Например: Публики сегодня было целая бездна. Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.

10. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе.

Например: Много птиц, красных, желтых, зеленых, лежало в ветвях.

11. При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание, то сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: педагог сделал доклад, директор вызвал к себе сотрудника (в разговорном языке встречается в этих случаях постановка сказуемого в женском роде, особенно в конкретной обстановке, когда известно, о ком идет речь). При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Педагог Сергеева прочла лекцию.

12. При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами.

Например: «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лермонтовым. «Волки и овцы» поставлены на сцене городского театра.

13. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета.

Например: библиотека-музей отремонтирована, песня-романс стала весьма популярной, витрина-стенд помещена в вестибюле, внимание окружающих привлекала машинафургон.

14. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов.

Например: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни.

15. Если сложносокращенное слово имеет грамматическую форму (склоняется), то способы согласования сказуемого обычные: вуз объявил набор студентов.

При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, то есть ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ объявил конкурс (Московский государственный университет).

16. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования:

— Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе: Промышленность и сельское хозяйство в России неуклонно развиваются.

— Сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики. Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе.

Например: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным. Не ты, но судьба виновата.

17. При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой» сказуемое ставится:

во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими);

в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением):

Например: Паша с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались. Мать с ребенком пошла в амбулаторию.

При наличии слов вместе, совместно, сказуемое обычно ставится в единственном числе.

Например: Гарри вместе с Роном и Гермионой готовился к травологии. Бригадир совместно с членом бригады взялся отремонтировать станок.

Источник

Занимательно о русском языке (74 стр.)

Какой вариант вы предпочтете: Большинство учеников нашего класса приняло участие в турпоходе. — Большинство учеников нашего класса приняли участие в турпоходе?

Как видите, речь идет о том, в каком числе поставить сказуемое при подлежащем, выраженном сочетанием большинство учеников (существительное собирательное с количественным значением типа большинство, меньшинство, часть, ряд и т. п., при котором стоит другое существительное в форме родительного падежа множественного числа).

Можете не очень затрудняться с ответом: оба варианта допустимы. В первом случае перед нами грамматическое согласование в числе (большинство приняло), во втором — так называемое согласование по смыслу, при котором сказуемое ставится во множественном числе, когда имеется в виду не один производитель действия, а несколько или множество.

Чем же все-таки руководствоваться при выборе в подобных случаях? Обычно, если подлежащее выражено существительным, обозначающим одушевленный предмет, а сказуемое указывает на активное действие подлежащего, то используется согласование по смыслу, а при подлежащем — неодушевленном предмете — грамматическое согласование. Ср.: Большинство спортсменов выступили на последних соревнованиях удачно. — Большинство этих книг издано недавно.

Этими же соображениями мы руководствуемся в тех случаях, когда подлежащее выражено количественным числительным в сочетании с родительным падежом имени существительного, например: А в лесу десять всадников нахлестывали лошадей (Н. Островский). Но: Десять тетрадей еще не проверено.

Если в составе подлежащего имеются числительные два, три, четыре, то сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: В душе его боролись два чувства — добра и зла (Л. Толстой), Три дома на вечер зовут (Пушкин).

А как вы скажете: Тридцать один ученик присутствовали на собрании или Тридцать один ученик присутствовал на собрании? Соблазнительно было бы использовать первый вариант (ведь были десятки учеников), но, оказывается, есть правило: при составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один ученик вовремя пришел на экзамен.

При словах много, мало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе, например: Уже много карет проехало по этой дороге (Лермонтов); Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти? (Горький).

Представляют интерес и другие случаи согласования сказуемого с подлежащим.

Попробуем выяснить различие в согласовании в двух предложениях у одного и того же автора (Пушкина): Комендантша с дочерью удалились. — И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет. Речь идет о конструкции типа брат с сестрой в роли подлежащего. Вам эта конструкция знакома по примеру: У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись (Крылов). Сказуемое здесь стоит в форме множественного числа. Но у того же автора читаем: Старик крестьянин с батраком шел, под вечер, леском (сказуемое поставлено в единственном числе). Думаю, вы без посторонней помощи сумеете объяснить это различие: уж очень ясно видно, что в первом предложении в сочетании «Полкан с Барбосом» фигурируют равноправные субъекты действия, производимого ими самостоятельно, независимо друг от друга, отсюда множественное число сказуемого. Во втором же предложении в сочетании старик крестьянин с батраком не два подлежащих, а подлежащее с дополнением: батрак сопровождал хозяина, действие было сопутствующим, отсюда форма единственного числа сказуемого.

Если вернуться к двум предложениям из Пушкина, то находим то же различие в согласовании: комендантша с дочерью — два подлежащих, графиня с девушками — подлежащее и дополнение.

Уяснив себе этот несложный случай, вы легко ответите на вопрос, почему по-разному согласованы сказуемые в предложениях: 1) Брат с сестрой возвращались порознь. — 2) Брат с сестренкой уехал в деревню.

Как ведет себя сказуемое, относящееся к нескольким подлежащим? Сопоставим два предложения: 1) Детство и юность ее и двух братьев прошли на Пятницкой улице (Чехов). — 2) В деревне послышался топот и крики (Л. Толстой). Как видим, форма числа сказуемого здесь поставлена в зависимость от места, какое занимает сказуемое по отношению к однородным подлежащим: при прямом порядке слов (сказуемое стоит после подлежащих) используется множественное число, при обратном порядке (сказуемое предшествует подлежащим) — единственное число, т. е. сказуемое согласуется с ближайшим подлежащим. Проверим эти общие положения еще на нескольких примерах:

1) Его спокойствие и простота обращения удивили Оленина (Л. Толстой); Гул орудий и грохот взрывов расплескались широко по осенней земле (Бубеннов).

2) Мне слышался шорох и звук голосов (Жуковский); Мне нравится его спокойствие и ровная речь (Горький).

А теперь, вооруженные сведениями в таком важном разделе синтаксиса, как согласование сказуемого с подлежащим (ведь подлежащее и сказуемое — костяк двусоставного простого предложения), попробуйте выполнить небольшие упражнения (в отдельных случаях вам придется опереться на собственное языковое чутье).

Упражнение. Допишите недостающие буквы, согласуя сказуемое с подлежащим.

1. Значительная часть учеников нашего класса является членами различных кружков. 2. Еще недавно большинство домов в этом квартале был… деревянны… 3. Много детей младшего возраста в эти дни был… больн… гриппом. 4. На этой неделе произошл… немало спортивных событий. 5. Двадцать два прожектора был… одновременно включен… на стадионе. 6. Установлен… несколько новых мировых рекордов по тяжелой атлетике. 7. На стоянке такси стоял… в ожидании пассажиров три машины. 8. Большое число жителей деревни вынужден… был… покинуть свои дома во время наводнения. 9. В этом году в нашем городе построен… 101 дом. 10. Сколько учеников окончил… с медалями вашу школу за последние пять лет?

Упражнение. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант согласования сказуемого с подлежащим.

1. Каждый звук, каждый скрип, каждый шорох (был слышен — были слышны) в напряженной тишине. 2. Растениям одинаково (необходима — необходимы) как влага, так и тепло солнечных лучей. 3. Рассказ или повесть регулярно (печатается — печатаются) в каждом номере ежемесячного журнала. 4. Володя с Сережей (собирается — собираются) поступить в один и тот же институт. 5. Сын или дочь (поможет — помогут) вам донести вещи до станции. 6. Сын или дочь (встретил — встретили) вас на вокзале? 7. Шум и крик (послышался — послышались) в соседней комнате. 8. Так (прошла — прошли) уже осень и зима. 9. По прогнозам бюро погоды (ожидается — ожидаются) не то дождь, не то снег. 10. Кошка с котятами (спряталась — спрятались) под стол.

Вы можете встретить словосочетание две большие комнаты и две больших комнаты. Нужно сделать выбор: ведь одновременно не произнесешь и не напишешь оба варианта.

Источник

Упражнение 9 Отредактируйте предложения. Запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните грамматическую основу предложений

Одним из самых памятных в моей жизни стал день, когда я впервые пошел в школу. Мне очень хотелось туда попасть, потому что некоторые из моих друзей уже успели стать школьниками, и я тянулся за ними. Я долго фантазировал, как буду сидеть за партой, слушать учителя, научусь читать и писать.

Но когда этот день, наконец, настал, я испугался. Мама разбудила меня утром и сказала, что пора идти в школу, меня ждет новая форма и букет цветов для учительницы. Я ответил ей, что не хочу идти и лучше останусь дома. Мама очень удивилась, ведь она знала, как я хотел пойти в первый класс. Ей пришлось меня уговаривать и объяснять, что в этом нет ничего страшного, и я заведу в школе много новых друзей.

Когда я подошел к школе, там уже было много людей, они все суетились и шумели. Потом нас построили в школьном дворе на линейке. Меня поставили в пару с девочкой Таней (мы с ней дружим до сих пор). Линейка была очень торжественной, директор поздравил всех с началом нового учебного года, старшие ребята исполняли песни, посвященные школьной поре. В конце по двору прошел одиннадцатиклассник, на плече которого сидела девочка и звонила в колокольчик. Это был мой первый звонок.

После окончания торжественной части нас отвели в класс. Оказалось, что он находится на втором этаже. Наша классная комната была большой и светлой, на подоконнике в горшках стояли цветы, а на стенах висели разные таблицы и карта мира. Учительница, Мария Анатолиевна, рассадила нас за парты и стала проводить первый урок. Она рассказывала о нашей школе, о том, что мы будем изучать на протяжении первого учебного года. А затем предложила каждому представиться и рассказать о себе в двух-трех предложениях. После урока нам выдали книги и отпустили домой.

Сейчас я учусь уже в четвертом классе. Многое с тех пор изменилось, но свой первый день в школе я не забуду никогда.

Источник

zotych7

zotych7

При дописывании окончания в глаголе-сказуемом в приведенном заголовке наблюдаются колебания: одни пишут занимается, другие занимаются. Обе формы приемлемы: в первой количество показывается как одно целое, имеется в виду совместное действие, во второй подчеркивается раздельное его совершение: Ср.: Пять солдат отправилось в разведку (группой). — Пять солдат отправились в разведку (каждый со своим заданием).

Обычно сказуемое ставится в форме множественного числа при подлежащем, обозначающем одушевленный предмет, например: Через полчаса восемь вооруженных человек вошли в дом трактирщика (Н. Островский); А в лесу десять всадников нахлестывали лошадей (он же). То же при подлежащем — неодушевленном предмете, если указывается активное действие: Восемь самолетов полка взлетели попарно, соблюдая очередь (Н. Чуковский).

При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три дома на вечер зовут (А.С. Пушкин); За коляской бежали четыре пса (А.П. Чехов); Кроме воинского эшелона, на станции ожидали очереди на отправление еще два состава (Н. Островский).

При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один ученик участвовал в турпоходе.

Приведенные правила распространяются на те случаи, когда в составе подлежащего имеется слово несколько. Ср.: Заговорили сначала несколько человек туманно и нетвердо (А. Фадеев) (активное действие лиц). — Несколько пуль провизжало над моей головой (М.Ю. Лермонтов) (подлежащее обозначает неодушевленный предмет); Несколько солдат выскочили вперед (М. Горький). — Прошло несколько недель (А.С. Пушкин).

При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько сказуемое, как правило, ставится в единственном числе, например: Много книг стояло на полках; Немало детей ежегодно отдыхает в Артеке; Сколько учеников присутствовало на занятиях по физкультуре? Ср. у писателей: Уже много карет проехало по этой дороге (М.Ю. Лермонтов); Как мало нас от битвы уцелело (А.С. Пушкин); Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти? (М. Горький). Реже в этих случаях употребляется форма множественного числа сказуемого: Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью (В.Г. Короленко); Много глаз смотрели в широкое приплюснутое лицо длинной линии солдат с холодным молчаливым любопытством, с презрением, гадливостью (М. Горький).

Проделаем еще один небольшой эксперимент. Какое окончание подходит для глагола-сказуемого в предложении Большинство делегатов уже прибыл… (прибыло или прибыли)? Вы не рискуете сделать ошибку, что бы ни дописали. Налицо опять два варианта: если в составе подлежащего имеется собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и т. п.), то сказуемое может ставиться и в форме единственного и в форме множественного числа. В первом случае перед нами грамматическое согласование (большинство прибыло), во втором — согласование по смыслу, при котором форма множественного числа глагола-сказуемого указывает на то, что производителем действия является не одно лицо, а какое-то их количество (большинство прибыли). Постановка сказуемого в форме множественного числа обычна в тех случаях, когда подлежащее обозначает одушевленный предмет, а сказуемое — его активное действие; если же подлежащее обозначает неодушевленный предмет, а сказуемое — пассивное состояние, то оно ставится в форме единственного числа. Ср.: Большинство учеников нашего класса хорошо подготовились к экзаменам. — Большинство названных книг издано недавно.

Сказуемое ставится во множественном числе, если оно выражено именем прилагательным: Большая часть домов в этом районе каменные. Ср.: Большинство дверей были низки для его роста (Л. Андреев).

А теперь скажите, правильно ли ученики написали в сочинениях: «На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков»; «Молодежь охотно ехали на комсомольские стройки». Нет, неправильно, потому что в рассмотренных выше конструкциях речь шла о собирательных существительных с количественным значением, а не вообще о собирательных существительных (крестьянство, чиновничество, молодежь и т. п.), на которые правило о согласовании по смыслу не распространяется.

Какую конструкцию вы предпочтете: Брат с сестрой уехал в деревню или Брат с сестрой уехали в деревню? Не торопитесь с ответом: оба варианта правильны. Но это не значит, что они равнозначны. В предложении Брат с сестрой уехал в деревню основным действующим лицом (подлежащим) является брат, а сестра была сопутствующим лицом (грамматически выступает в роли дополнения). Ср.: И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет (А.С. Пушкин); Граф Илья Андреевич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву (Л.Н. Толстой); После завтрака Сонечка вместе с Анисьей занималась переборкой старых вещей (А.Н. Толстой).

В предложении Брат с сестрой уехали в деревню оба лица равноправны в своих действиях, в роли подлежащего выступает сочетание брат с сестрой. Ср.: Клычков с Чапаевым разъехались по флангам (Д. Фурманов); Вечером Раевский с сыном осторожно подошли к своему дому (Н. Островский); Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаром (М. Шолохов).

Сопоставим два предложения, в которых имеются однородные подлежащие: Его спокойствие и простота обращения удивили Оленина (Л.Н. Толстой). — Мне нравится его спокойствие и ровная речь, прямая, веская (М. Горький). В первом из них сказуемое стоит в форме множественного числа, во втором — в форме единственного числа. Так обычно бывает: при прямом порядке слов (сказуемое стоит после однородных подлежащих) употребляется множественное число сказуемого, например: Детство и юность ее и двух братьев прошли на Пятницкой улице, в родной купеческой семье (А.П. Чехов). При обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащим) — единственное число сказуемого, например: В деревне послышался топот и крики (Л.Н. Толстой).

Однако при прямом порядке встречается сказуемое в единственном числе, а при обратном порядке — сказуемое во множественном числе. Например: 1) С зимой холодной нужда, голод настает (И.А. Крылов); В лесу ночной порой и дикий зверь, и лютый человек, и леший бродит (А.С. Пушкин). 2. Гибли молодость, сила, здоровье (И.С. Никитин); В постель ее уложили ревность и слезы (А.П. Чехов).

Как и в других случаях, относящихся к стилистике, имеется возможность выбора, писатели не связаны ограничительными правилами и руководствуются своим языковым чутьем и художественным вкусом.

Из книги И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь «Занимательная стилистика»

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову В деревне послышался топот и крики как правильно написать, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "В деревне послышался топот и крики как правильно написать", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову В деревне послышался топот и крики как правильно написать:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *